Гаврилова Елена Ивановна

сайт учителя химии

"Усердие всё превозмогает"

Профессия: учитель химии

Профессиональные интересы: здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе

Увлечения: художественная литература, активный отдых

Регион: Алтайский край

Населенный пункт: р.п. Благовещенка

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1"

Звание, ученая степень: Почётный работник общего образования РФ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/gavrilova-elena-ivanovna
"Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл"
А. Эйнштейн

Невидимый счетчик ведет отсчет лет моего собственного педагогического опыта. Хитрая штука, этот опыт. Он все равно накапливается со временем, независимо от твоей воли, но обогащается гораздо интенсивней, когда создается целенаправленно, настойчивой работой над собой.

И на основе своего опыта я пришла к определенным выводам. Что необходимо для успешной работы учителя?

Необходимо как можно внимательнее присматриваться к учащимся, узнавая их.

Необходимо особенно тщательно и самокритично анализировать собственный труд – свои слова, поступки и их последствия в разных ситуациях, методику работы, проверяя все реакцией, отношением учащихся.

Необходимо тщательно готовиться к каждому уроку, учитывая, что даже два параллельных класса отличаются друг от друга и урок в одном не может, поэтому не отличаться от урока в другом; в любом классе есть ребята с разными уровнями развития, темпом мышления, отношением к учению и к данному предмету.

Необходимо не забывать, что главное деятельное лицо урока – ученик, а главная задача – развитие его способностей и дарований.

Необходимо создавать ситуацию успеха для ученика. Потому что успех окрыляет человека, а неуспех – угнетает.

Я считаю, что все это формирует индивидуальный учительский стиль, который отвечает особенностям личности учителя, его характера, темперамента, нравственности, воли.

О себе

Есть особая прелесть в школе, пока еще не прозвенел звонок. За распахнутыми дверями кабинета словно притаился в ожидании особый мир.
Звонок.…  Это сигнал к началу урока. Шум стихает. И в здании воцаряется тишина. Та особая тишина, которая бывает только в школе, когда за дверью кабинетов идут уроки.
 Я – учитель химии. И моя главная задача – сформировать целостное представление о химической  науке. 
Я – учитель химии. И цель моей педагогической деятельности  - развитие химического мышления школьников, способствующего формированию свободно и творчески мыслящей личности. 
Моя цель педагогической деятельности, как и цель нашего общеобразовательного учреждения, направлена на повышение качества знаний  и эффективность образовательного процесса: рост уровня образованности, воспитанности и развития учащихся, усиление личностной направленности обучения.
В 1984 году окончила школу Благовещенского района. С 1984 по 1989 гг училась в Алтайском государственном университете на химическом факультете. С 1989 года и по настоящее время работаю в школе №1 Благовещенского района учителем химии, с 2004 по 2011 годы заместителем директора по научно-методической работе.
Важным условием продуктивной деятельности учителя является периодический самоанализ работы, подведение итогов. Это позволяет увидеть, что в работе получилось, над чем ещё следует работать, что, может быть, нужно кардинально изменить в соответствии с требованием времени, меняющихся подходов.
Назрела необходимость в изменении содержания урока химии. А для этого необходимо определить верное направление дальнейшей работы, проанализировать сделанное. Цель моей профессиональной деятельности – повышение качества и эффективности образовательного процесса. Поэтому на своих уроках осуществляю воспитание, образование и всестороннее развитие учащихся.
При подготовке к уроку учитываю требования, предъявляемые к современному уроку, дидактические принципы научности, доступности, наглядности, психолого-педагогические особенности учащихся. Свою деятельность направляю на развитие интеллектуальных способностей и качеств мышления, активной познавательной деятельности и интереса. Добиваюсь, чтобы позиция учащихся была активной, чтобы они находились в ситуации постоянного творчества и поиска, чтобы учащиеся в процессе обучения сами были заинтересованы в приобретении знаний.
  Использование эффективных приемов, методов и форм обучения помогает мне активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке.
Чтобы быстрее включить учащихся в активную деятельность широко использую проблемный подход, который позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся. Создавать проблемные ситуации и решать их мне помогает привлечение наглядных и технических средств обучения, а также использование химического эксперимента. Например, при постановке демонстрационных и лабораторных опытов, результаты которых ребята не могут объяснить, используя свои знания, поскольку в этих результатах, как правило, содержится новая информация, для понимания которой нужны новые знания. Такие опыты провожу перед изучением новой темы или отдельных вопросов, а также перед обучением всего пройденного материала.
Проблемные задания также решаю с помощью звукозаписи на магнитной ленте с помощью магнитофона. Обучение химии опирается главным образом на зрительное восприятие, поэтому я широко использую видеозаписи. Они позволяют знакомить учащихся с уникальным оборудованием и технологиями химических производств, аппаратов, реактивов. Это позволяет расширить границы познаваемости окружающего мира.
Для интенсификации процесса обучения химии и развития познавательных способностей учащихся, прочного усвоения ими учебного материала и формирования умений и навыков самостоятельной работы использую компьютер. Совершенствование знаний учащихся провожу через уроки – семинары, где учащиеся не только закрепляют знания, но и учатся владеть химическим языком логично, четко формировать и выражать свои мысли, вести собеседование, дискуссию, отстаивать свое мнение. Поощряю краткие дополнения по данным вопросам из энциклопедии, научно-популярной литературы. На таких уроках учащиеся обучаются коллективной работе в классе и коллективному обсуждению ее результатов, высказывают собственные суждения по оценке своей работы.
Большое значение для развития познавательной деятельности имеют уроки – семинары по решению расчетных задач. Учащимся предлагаю задачи простые, выполняемые в одно действие, сначала по образцу, затем самостоятельно, использую алгоритм решения, а также аналогичные (прямые и обратные), сложные – в несколько действия, комбинированные, когда при решении актуализируются разные способы действий и элементы знаний.
Используя технологию творческих мастерских, организую увлекательную творческую деятельность учащихся, которая раскрепощает, улучшает настроение и всегда дает положительный результат. Учащиеся, работая в группах – мастерских, самостоятельно решают поставленные перед ними проблемы, проводят эксперимент, обсуждают его результат. В работу включаются не только органы чувств учащихся, но и эмоциональная сфера, всю работу учащиеся выполняют исходя из способностей, интересов, личного опыта. Соревнование и соперничество заменяет самооценка, самокоррекция, самовоспитание. Организационно-познавательные умения, приобретаемые на уроках, совершенствуются на уроках – конференциях. При подготовке к таким урокам у учащихся появляются больше возможности для проявления инициативы и творчества. На таких уроках сочетается индивидуальная, фронтальная работа. На таких уроках учащиеся развивают умение самостоятельно пополнять свои знания, развивают интерес к предмету.
Для активизации работы по повторению учебного материала провожу уроки – консультации. На таких уроках сначала обращаю внимание на некоторые сложные понятия изученной темы, отвечаю на возникновение изученной темы. С некоторыми учащимися, задававшими вопросы, организую индивидуальную работу с помощью консультантов. Вопросы учащихся позволяют составить представление о том, насколько заинтересованно они изучают учебный материал. 
Чтобы привить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность учащихся, использую «ролевые игры».
Ролевая игра – это подготовка учащихся к производственной или общественной деятельности, в ней представляется возможность проиграть конкретную ситуацию в лицах, лучше понять психологию и требования окружающих тебя людей. Игра воздействует на эмоции, обогащает стереотипы восприятия, активизирует творчество и воображение, расширяет кругозор учащихся, ориентирует на выбор профессии. В своей практике работы использую игры – путешествия, игры – соревнования, игры с раздаточным материалом Атмосфера игры помогает мне создать условия, при которых учащиеся незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можешь тогда, когда имеешь определенный запас знаний.
В реализации дифференцированного подхода использую карточки с разноуровневыми заданиями, карточки - образцы, логические схемы, алгоритмы, задания для ассоциативного мышления, практикую творческую работу учащихся, стимулирую самостоятельные исследования учащихся. Маленькие победы ребенка в познании сложного мира, природы дает учащимся уверенность в своих возможностях, создает положительные эмоции, устраняет неосознанное сопротивление процессу обучения.
В школе разработана и реализуется Программа развития «Школа развития личности», в разработке которой я принимала участие как заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Основной стратегической целью Программы является - создание образовательной среды, обеспечивающей возможности для удовлетворения потребностей учащихся с разным уровнем способностей, разными психофизическими особенностями в качественном образовании. Одной из стратегической задач Программы является освоение продуктивных образовательных технологий, в том числе здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных. По-моему мнению, применять новые технологии в учебно-образовательном процессе можно в любых условиях. Это способствует не только развитию коммуникативных особенностей личности школьника, но обогащению знаний по предмету, создает благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка. Кроме того, повышается профессиональная компетентность самого учителя.
На своих уроках химии для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых, на протяжении нескольких лет использую здоровьесберегающие технологи. Прежде всего, я учитываю физиологические и психологические особенности детей и предусматриваю такие виды работы, которые бы снимали напряжение и усталость. Стремлюсь, чтобы урок проходил непринужденно, мой тон был бодрым и дружелюбным. В урок включаю зарядки – релаксации. Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого учащегося, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения химии.
В связи с этим заметны результаты учащихся на экзаменах в школе и ВУЗах.
Выпускники нашей школы показывают хорошие результаты по химии в АГУ, АГПУ, АМГУ. Учащиеся, с которыми я занимаюсь индивидуально на протяжении 4-х лет, поступают в медицинский университет, успешно занимаются. Среди выпускников, которых я обучала, молодые специалисты – врачи, инженеры – технологи, учителя химии, работники сельского хозяйства, медицинские сёстры, фармацевты. Мои учащиеся постоянно участвуют в школьных, районных, краевых олимпиадах.Много внимания уделяю воспитанию у детей трудолюбия, чуткости, внимания к окружающим их людям, способность сопереживать, уважать, быть честными и справедливыми. Постоянно поддерживаю связь с родителями. Знания психологических и возрастных особенностей учащихся класса, изучение личности каждого ребенка, позволяет мне иметь доверительные и бесконфликтные отношения с детьми и их родителями. Много внимания уделяю самообразованию и как учитель, и как администратор.   Совершенствую своё педагогическое мастерство через курсы повышения квалификации различной тематики, мною пройдено курсов в количестве более 1000 часов.
    Главные предпосылки благоприятной атмосферы в профессиональной деятельности и хорошего творческого самочувствия в коллективе – доброжелательность, контактность, стремление к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новые начинания. 
 
 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Одно из лучших произведений М.Шолохова — роман «Тихий Дон». Словно сама жизнь говорит со страниц «Тихого Дона». Запахи степи, свежесть вольного ветра, зной и стужа, живая речь людей — все это сливается в раздольную, неповторимую мелодию, поражающую трагической красотой и подлинностью. Разве можно забыть мятущегося в поисках правды Григория Мелехова? Его мучительный путь в пламени гражданской войны, его пронзительную, неизбывную любовь к Аксинье, все изломы этой тяжелой и такой прекрасной судьбы? 

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Наверное, это одно из тех немногих произведений, которое должен прочесть каждый человек, считающий себя образованным. Так как в этой книге передается время и характер, вся наша история и жизнь наших предков.Толстой показывает нам все события субъективно и пристрастно. Роман - это гимн жизни, который учит нас любить её и ценить, воспевает доброту и искренность.

 

Мой взгляд на мир

Существенной для успеха нашей педагогической деятельности я считаю такую идею: школа работает как экосистема, если в ней трудятся люди, которым можно доверять, и умеющие доверять. Убеждена, что без этих ключевых моментов школа не будет сегодня конкурентоспособной. В каждый момент времени мы становимся либо хуже, либо лучше. И это наш выбор – двигаться вверх или вниз. Главное не стоять на месте. Я уверена в том, что любой школе всегда есть куда стремиться. Поэтому после каждой взятой высоты необходимо смотреть на следующую вершину…….

Главное сегодня, как мне кажется, не только в том, чтобы в каждый класс поставить интерактивную доску, но и в том, как учителя общаются с детьми и родителями, насколько продуктивно они взаимодействуют между собой, какие интересные и реальные задачи ставит перед коллективом администрация. 

Возможно я, как учитель, согласилась бы со многими мечтами - нововведениями. Я хочу, чтобы наша школа действительно стала вторым домом для учеников и местом престижной и интересной работы для учителей. 

 

Мои достижения

2007г - краевой конкурс , "Организация тематической недели натуралистического направления в общеобразовательном учреждении", свидетельство публикация на компакт - диске

2007г- муниципальный,«Изучение литературы по проблеме «Образовательные технологии и их место в учебном процессе», диплом победителя

2007г - Всероссийский Конкурс приоритетного национального проекта «Образование» , диплом победителя

2007г -  Региональный II краевом фестивале школ-победителей конкурса приоритетного национального проекта «Образование»-2007, номинация «Лучшая презентация школы-лидера»,диплом

2008г-муниципальный, Профессионально-педагогический конкурс заместителей директоров школ, почётная грамота победителя

2009 г -  региональный, Образовательная выставка АКИПКРО за представленный опыт «Использование ИКТ в преподавании общеобразовательных предметов в школе», диплом II степени

2010г -  Всероссийский,Координационный центр национального домена сети Интернет участнику Интернет - конкурса среди педагогов образовательных учреж-дений,  сертификат

2010г -  Региональный «Активный пользователь ИКТ» - учитель химии 16,5 бал.

2010г -  Координационный центр национального домена сети Интернет Комитет Государственной Думы РФ по образованию Интернет - конкурс среди педагогов образовательных учреждений «Поколение.РФ»,  диплом победителя

2010г-  Всероссийский, НОУ «Центр Педагогический поиск»,Первый всероссийский конкурс научно-практических материалов, диплом II степени

2010г - Региональный «Новая школа Алтая – 2010», диплом победителя

2010г -  Региональный Образовательная выставка АКИПКРО «Образовательная программа ОУ как механизм обеспечения современного качества образования», сертификат

2010г - Региональный Фестиваль –конкурс «ИКТО – 2010» в номинации «ИКТ в управлении образованием», диплом лауреата 

2011г- Региональный, «Активный пользователь ИКТ» - учитель химии 14,5 бал.

2011г-Региональный, «Активный пользователь ИКТ» - разработчик внеклассного мероприятия, 14,5 бал.

2011г-  Всероссийский,Интернет – проект «Школу будущего строим вместе», сертификат участника

2011г-  Всероссийский,ФГОУ АПК и ППРО Конкурс эссе « Я – учитель. Осознание профессии, посвящённого завершению Года учителя в 2010 году», сертификат

2011г -  Международный институт развития «ЭкоПро» Факультет «Реформа образования» Первый открытый профессиональный конкурс педагогов АМО в образовательном процессе», образовательный материал «Валеология. Здоровый образ жизни», сертификат

2011г -  Международный институт развития «ЭкоПро» Факультет «Реформа образования» Первый открытый профессиональный конкурс педагогов АМО в образовательном процессе», образовательный материал «Посвящение в химики», сертификат

2012г - Региональный «Учитель здоровья – 2010», участие

2012г-Всероссийский Конкурс презентаций «ТопСлайд», конкурсная работа «Почему вреден этанол», диплом

2012г -  Всероссийский «Молодёжный химический чемпионат»,диплом

2012г- Всероссийский Конкурс презентаций «ТопСлайд», конкурсная работа «Естественное семейство щелочных металлов», диплом

2013 г. - Конкурс лучших  учителей   образовательных учреждений Алтайского края, реализующих   общеобразовательные   программы   начального   общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на получение денежного поощрения за высокие   достижения   в   педагогической   деятельности,   получившие общественное признание, сертификат.

2013 – 2014 гг. - Визуал конкурс «Образы образования» в номинации «Мой любимый директор», диплом I степени.

2013 – 2014 гг. - Общероссийский конкурс в номинации «Современная школа» представлена статья «Преподавание химии в современных условиях», диплом I степени.

2013 – 2014 гг. - Общероссийский конкурс в номинации «Моя педагогическая копилка» представлена разработка внеклассного мероприятия, диплом III степени2013 – 2014 гг. - Общероссийский конкурс в номинации «Экологическое воспитание в школе» представлена разработка факультатива, диплом III степени

2014-2015 гг. - грамота Управления администрации по образованию и делам молодёжи Благовещенского района за инициативность, творческий подход в организации методической работы

2015 - 2016гг. - Диплом за III место в краевом смотре-конкурсе муниципальных образований и образовательных организаций по экологическому образованию учащихся и воспитанию детей дошкольного возраста в номинации "Муниципальные общеобразовательные организации"

2015 - 2016 гг - грамота Управления администрации по образованию и делам молодёжи Благовещенского района за инициативность, творческий подход в организации методической работы

2015-2016 гг. - Диплом "Учитель цифрового века" за активное применение в работе современнх информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, предоставленных в рамках проекта

2016-2017 гг. - Диплом "Учитель цифрового века" за активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, предоставляемых в рамках проекта

2017 г. - Сертификат участника семинара "Структурные и содержательные особенности УМК по химии издательства "Просвещение" в условиях введения ФГОС ООО

2017 г. - Грамота Управления Администрации по образованию и делам молодёжи Благовещенского района за инициативность, творческий подход в организации методической работы

2017 г. - Грамота Министерства образования и науки Алтайского края за эффективную работу по повышению качества предметного образования, высокий профессионализм в управлении муниципальным методическим объединением педагогов

2017-2018 гг. - Диплом "Учитель цифрового века" за активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, предоставленных в рамках проекта

2018 г. - Грамота Управления Администрации по образованию и делам молодёжи Благовещенского района за инициативность, творческий подход в организации методической работы

2019 г. - Грамота Управления Администрации по образованию и делам молодёжи Благовещенского района за инициативность, творческий подход в организации методической работы

2022 г. - Грамота Управления Администрации по образованию и делам молодёжи Благовещенского района за инициативность, творческий подход в организации методической работы

2023 г. - Грамота Управления Администрации по образованию и делам молодёжи Благовещенского района за инициативность, творческий подход в организации методической работы

 

 

Моё портфолио

То, что у учителя содержится в многочисленных источниках, можно кратко обобщить. Портфолио нужно для решения следующих задач:
для самопрезентации;
для предъявления результатов и достижений;
для обобщения своего опыта и систематизации материалов;
для обмена опытом и установления контактов/связей;
для использования в качестве инструмента анализа и рефлексии профессиональной деятельности;
для расширения возможностей получения внешней оценки;
для признания в профессиональном сообществе.
Могут быть и другие задачи, в решении которых учителю может помогать его портфолио, например: карьерный рост, поиск работодателя, получение более интересной работы и т.д. Но в этом случае портфолио учителя не может быть таким же, как у всех, как у других. Как раз в этом случае оно должно отличаться от других, привлекать внимание - дизайном, интересной подачей, технологическими решениями и, конечно же, аутентичным содержанием.
Но чему именно будет посвящено это содержание?
Одно из назначений портфолио - отражать профессиональную личность учителя, рассказывать другим о своем авторе! А какими средствами это будет сделано - действительно зависит только от нашей фантазии. Не только с помощью текстов, не только с помощью интересных заголовков меню или продуманной навигации.Есть и еще один аспект у идеи портфолио. Зачем нужны все эти сайты-портфолио, если их никто не станет посещать, просматривать/изучать? В Сети мы учимся, наблюдая за другими, копируя действия других, заимствуя и развивая чужие идеи, ссылаясь на многих авторов. Присвоение чужого опыта - важная составляющая профессионального развития и для этого в Интернете - настоящее море возможностей. С появлением электронного портфолио мы говорим уже не просто о "серфинге в интернете", а о регулярной и хорошо организованной работе учителя в Сети. Поэтому-то и важно учителю овладеть новыми умениями "транслировать себя в Интернете" и "подписываться на других". Инструменты социального веба - блоги, вики, видео и подкасты позволяют нам транслировать и ретранслировать свой опыт и, с другой стороны, следить за действиями признанных экспертов учительского сообщества. Формированию привычки регулярного профессионального чтения в Интернете помогают инструменты для подписки и сбора обновлений с многих интернет-ресурсов. 
 

Мои публикации:
Дополнительное образование
Классное руководство
Коррекционная педагогика
Материалы для родителей
Материалы к аттестации
Материалы методических объединений
Общепедагогические технологии
Разное
Химия
Экология
Публикации моих учеников:
Научно-техническое творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: