Анализ работы МБОУ БСОШ №1 им.П.П.Корягина Благовещенского района по экологическому образованию
методическая разработка на тему
Педагогический коллектив Школы здоровья МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина считает экологическое образование и воспитание одним из приоритетных направлений работы, так как формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительные процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе, что может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем поселке, районе, крае.
Согласно ФГОС, в начальной и основной школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания – в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_analiz_raboty_mbou_bsosh_no1_po_ekologicheskomu_obrazovaniyu.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление Администрации по образованию и делам молодежи
Благовещенского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1»
им. П.П. Корягина Благовещенского района Алтайского края
Анализ
результатов работы
по экологическому образованию учащихся
Подготовлен:
Шаповалова В.С., учитель биологии,
зам. директора по УВР;
Фаргер А.А., учитель биологии;
Ермоленко Л.И., учитель географии;
Гаврилова Е.И., учитель химии
В Алтайском крае, как и во многих других регионах России, экология находится в трудном положении. Острая экологическая ситуация и наибольшая заболеваемость отмечается в городах и промышленно развитых районах - Бийском, Благовещенском, Заринском, Локтевском, Первомайском, Рубцовском, Славгородском. Состояние окружающей среды в Алтайском крае постоянно контролируется органами Госкомгидромета. Судя по его данным, ежегодно в атмосферу края выбрасывается более 200 тыс. тонн загрязняющих веществ, а очистка воздуха проводится лишь, примерно, на 70%. Основной причиной загрязнения воздуха являются предприятия нефтехимической и пищевой промышленности, электроэнергетики, черной металлургии, коксохимии, машиностроения. Особенный вред наносит в Благовещенском районе ОАО «Кучуксульфат», у него в год выделяется 6,6 тыс. т загрязняющих веществ. Немалый вред экологии приносят автомобили, выбросы вредных веществ которых составляют более 45% от общего загрязнения воздуха. Экологическая проблема края требует к себе все больше и больше внимания.
В крае ведется работа по ликвидации источников загрязнения, а также ведётся работа по экологическому воспитанию школьников.
Целью экологического образования является формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Реализации этой цели способствуют Федеральные государственные образовательные стандарты, которые устанавливают в числе требований к результатам освоения основной образовательной программы на ступени начального и основного общего образования формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, умение реализовать его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Педагогический коллектив Школы здоровья МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина считает экологическое образование и воспитание одним из приоритетных направлений работы, так как формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительные процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе, что может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем поселке, районе, крае.
Согласно ФГОС, в начальной и основной школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания – в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности. Анализируя экологическую составляющую процесса реализации ФГОС в МБОУ БСОШ №1, можно выделить следующие направления:
- введение в учебные планы специальных курсов экологического содержания
В учебном плане, познакомиться с которым можно на сайте МБОУ «Благовещенская СОШ №1» им. П.П. Корягина blgschool1.edu22.info в разделе «Документы», экологическое образование реализуется следующим образом:
- в начальной школе – через изучение учебного предмета «Окружающий мир» и ведение факультативного курса «Зеленая планета»;
- в основной школе – через изучение учебных предметов естественнонаучного цикла и факультативных курсов «Экология», «Эко-знайка».
В рамках внеурочной деятельности учащиеся 5, 6, 7 классов занимаются в экологическом объединении «Юный эколог», с Программой и Положением о деятельности которого можно также познакомиться на сайте школы blgschool1.edu22.info в разделе «Воспитание», подраздел «Экологическое воспитание».
- внедрение в практику новых форм экологического образования учащихся
МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина успешно внедряет в практику новые формы экологического образования учащихся:
- осуществление сетевого взаимодействия с другими организациями в реализации экологической деятельности
В рамках реализации мероприятий по реализации программы экологического образования и воспитания учащихся школа взаимодействует с муниципальными и региональными организациями.
На уровне Славгородского образовательного округа и Алтайского края педагоги школы сотрудничают со Славгородским детско-юношеским центром, Алтайским краевым детским экологическим центром (обучение учащихся в заочной экологической школе, участие в профильных экологических сменах).
- опытническо-экспериментальная, исследовательская, проектная деятельность учащихся
Важнейшим звеном в трудовом обучении и экологическом воспитании школьников является учебно-опытный участок, так как он содержит большие возможности для формирования экологических знаний и экологической культуры школьников, развития навыков научно-исследовательской работы. Здесь учащиеся приобретают трудовые навыки и умения, получают практическое представление о профессии овощевода, цветовода-декоратора, ландшафтного архитектора, а физический труд на свежем воздухе укрепляет здоровье.
На пришкольном участке проводится опытническо-экспериментальная работа по следующим темам:
1. «Влияние пикировки на рост и развитие цветочно-декоративных культур»;
2. «Пасынкование как один из способов ускорения созревания плодов томатов»
Учебно-исследовательские проекты по исследованию химического состава и свойств воды в школе, влиянию сотовых телефонов на окружающую среду и здоровье школьников, изучению последствий испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне были представлены на школьной Конференции проектно-исследовательских работ научного общества учащихся (НОУ) МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина в апреле 2015 года.
Педагоги Школы здоровья - МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина убеждены, что экологическое и валеологическое воспитание очень тесно взаимосвязаны, поэтому в целях воспитания у учащихся ответственного отношения к здоровью работа осуществлялась через разнообразные учебно-исследовательские проекты эколого-валеологической направленности: проект «Какую воду мы пьём», проект «Влияние прослушивания музыки через наушники на физиологическое состояние школьников». Последний проект был представлен на окружном этапе конкурса «Дети Алтая исследуют окружающую среду» в г. Славгороде.
- наличие экологических объединений учащихся
Учащиеся из экологического объединения «Юный эколог» - постоянные участники конкурсов, акций, конференций, проектов и других мероприятий экологической направленности. Деятельность объединения осуществляется на основании Положения о школьном экологическом объединении и Программы экологического воспитания и обучения школьников, познакомиться с которыми можно на сайте школы в разделе «Воспитание», подраздел «Экологическое образование».
Работа экологического объединения «Юный эколог» организована через совместную деятельность учащихся 5-7 классов. Сотрудничество обучающихся разного возраста позволяет решить разные задачи:
|
|
|
|
|
|
|
|
Формирование разновозрастного коллектива объединения способствует развитию коммуникативных качеств личности учащихся, учит строить отношения сотрудничества. Интересные и разнообразные формы работы делают самореализацию учащихся успешной, помогают формировать экологическое мышление и позитивное отношение к себе и окружающему миру в целом.
- создание и использование в образовании учащихся школьных заказников, учебных экологических троп, памятников природы
Большое воспитательно-образовательное значение имеют экскурсии и прогулки по экологической тропе. Экологическая тропа «Понимать, любить и беречь родную природу» - это место приобретения знаний и пропаганды правильного поведения в природном сообществе. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. На прогулках по экологической тропе дети фиксируют красивый пейзаж, делают зарисовки и составляют рассказы по своему рисунку. Огромное значение в экологическом воспитании детей педагоги школы придают проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка. Детям экскурсии по экологической тропинке приносят большую радость и удовольствие.
Эстетичный дизайн объектов по маршруту тропы в колорите сельской местности с изготовленными на уроках технологии резным колодцем, плетнем и декоративными клумбами, не только позволяет школьникам познакомиться с разнообразием лекарственных растений, произрастающих в Благовещенском районе, но и способствует воспитанию эстетического вкуса.
В текущем учебном году планируется увеличение протяженности маршрута по близлежащему парку и Аллее, посвященной победе в ВОВ.
- пропаганда экологических знаний (наличие в школе музея или уголка природы, работа лекториев, клубов, театров, кружков, агитбригад и др.)
В рамках реализации проекта «Школьный двор - уголок Алтая» совместными усилиями педагогов, учащихся и родителей создан школьный природный уголок в деревенском стиле с многообразием лекарственных растений. Фотография объекта есть в приложении к материалам.
Учащиеся из объединения «Юный эколог» занимаются просветительской работой, организовывая вместе с педагогами лектории и воспитательные мероприятия для учащихся школы.
Волонтерское объединение под руководством педагогов школы оказывало помощь Благовещенскому информационному центру в реализации экологического проекта «Аллея журналистов», в рамках которого был разбит небольшой парк в районе с неблагоприятной экологической обстановкой (недалеко от одной из котельных).
Агитбригада «Время», основным предметом деятельности которой является пришкольный участок, ежегодно становится победителем или призером муниципального конкурса производственных агитбригад с наибольшим количеством грамот в личном зачете.
- организация эколого-педагогического просвещения родителей, включение родителей в образовательно-воспитательный процесс
Реализация проектов МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина была бы не такой масштабной без помощи родителей, которые всегда принимают активное участие, оказывая практическую и организационную помощь. Ежегодно изготавливается большое количество кормушек и скворечников. Родители оказывают помощь в организации экскурсий и поездок, подготовке и проведении субботников, в облагораживании огромной школьной территории. Родительский комитет и Управляющий совет школы отзываются на предложения педагогов в любой сфере, в том числе экологического воспитания, с большим энтузиазмом. Совместная деятельность школьников и их родителей положительно отражается на укреплении взаимоотношений в семье, установлении взаимопонимания и отношений сотрудничества.
- описание проекта (проектов), в котором (которых) достигнуты наилучшие результаты, и образовательная организация готова распространять свой положительный опыт
1. Акция «Поможем зимующим птицам».
Цель акции: привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности, закрепление понятия "зимующие птицы", оказание помощи птицам в зимний период для сохранения количества особей и видового разнообразия местной орнитофауны, развитие интереса к живой природе, воспитание экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.
Задачи :
1. Изучить видовое разнообразие зимующих и кочующих птиц фауны.
2. Ознакомиться с биологическими основами зимней подкормки птиц, правилами изготовления и размещения кормушек, составом кормов.
3. Информировать учащихся школы о необходимости и правилах зимней подкормки птиц.
4. Изготовить и разместить кормушки на пришкольном участке, в микрорайоне школы.
5. До конца зимнего сезона ухаживать за кормушками и добавлять в них корм.
Актуальность: Зима – самое трудное время года для птиц. Немногие из них доживают до весны. Сердце маленькой птахи бьется с частотой 460 ударов в минуту, что в 7 раз больше, чем у человека. Такой интенсивный расход энергии требует ее непрерывного пополнения за счет постоянного питания калорийной пищей.
Но корм для птиц в зимнее время становится малодоступен из-за глубокого снега. Да и день короток. За несколько часов нужно найти достаточно пищи, чтобы хватило на долгую холодную ночь. И непременное условие – наедаться досыта нужно каждый день. Голодать птицы не могут! Для маленькой птички сутки без пищи – все равно, что для человека – месяц.
Мы можем помочь птицам, создав необходимые условия для их подкормки. Чтобы привлечь внимание людей к заботе о пернатых в зимнее время школьники из экологического объединения «Юный эколог» под руководством педагогов организовывают и проводят ежегодно с ноября по март акцию «Покормите птиц зимой!». Это мероприятие уже стало доброй традицией для нашей школы. В этом году в нём приняли участие более 50 человек. Это учащиеся и члены их семей.
Результаты: В рамках акции была организована «Птичья Столовая» в окрестностях школы, в которой размещены 42 кормушки, и проведены несколько календарных мероприятий:
1. Игровые мероприятия «Зимующие птицы» для 5-6 классов
2. Конкурс кормушек для учащихся 1-7 классов
3. «Птичья викторина»
4. Конкурс фотографий и рисунков «Зимующие птицы»
5. Конкурс стихотворений «Покормите птиц зимой» для учащихся 5 классов
Ребята из экологического объединения приняли участие в акции Благовещенского районного информационного центра «Поможем зимующим птицам». Дипломы победителей получили 2 учащихся, благодарственные письма – 4 ученика 5 класса.
2. Участие в информационно-просветительском проекте «В гостях у тети Мульти»
В рамках сотрудничества с АУ «Благовещенский информационный центр» учащиеся МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина принимают активное участие в реализации проекта «В гостях у тети Мульти». В течение года были записаны транслируемые по районному телевидению передачи, посвященные акции «Поможем зимующим птицам», в которой учащиеся рассказали, из чего можно сделать кормушку, провели мастер-класс по изготовлению кормушек; телепередачи о Красной книге.
3. Проект по изготовлению экологической игрушки «Травянчик»
Цель: Изготовление экологической игрушки.
Задачи:
- Обучать простейшим трудовым умениям работать в паре;
- формировать представление о потребностях растений (тепло, свет, влага, грунт).
- Развивать:
творческое воображение, внимание, наблюдательность.
- Воспитывать у детей:
- желание самим вырастить растение из семян;
- трудолюбие;
- бережное отношение к окружающей природе;
- ответственность за живое;
- аккуратность при выполнении работы.
Оригинальность:
Уникальная экологическая игрушка, выполненная вручную. Ее изюминка заключается в том, что при поливе водой, через некоторое время, из ее головы начинает расти сочная, нежная, густая трава, создавая зеленую шевелюру. Наблюдать за этим процессом интересно и взрослым, и детям. После того как «волосы» «Травянчика» немного подрастут, им можно делать причёски, аккуратно подстригая траву так, как вам больше нравится.
Эта игрушка не только украсит ваш дом и принесет радость вам и вашим близким (в качестве подарка своими руками), но её можно ещё использовать и в качестве корма для домашних животных.
Экологические игрушки «Травянчик» отличаются большим разнообразием: это могут быть человечки с ножками и ручками, животные с лапками, хвостиком, глазками; отличаться по форме - в виде фигурок или полянки; иметь разные наполнители семян; могут быть обычными или ароматизированными.
Ожидаемые результаты: Изготовить экологические игрушки и использовать их в качестве:
- Объекта наблюдения за ростом злаковых культур.
- Украшения интерьера в доме, как своеобразную оригинальность и необычность.
- Подарка-сувенира для близких и знакомых.
- Подарочка для домашних животных, в частности птиц, кошек и хомячков, как источник свежей травы в период зимних холодов.
Результат: Под руководством учителей биологии учащимися объединения «Юный эколог», были проведены беседы в 1-5 классах, изучены рекомендации по изготовлению игрушки «Травянчик». Желающие принять участие в реализации проекта ребята вместе с родителями с увлечением трудились над изготовлением «Травянчика».
4. Эколого-патриотический проект «Голубятню – в каждый двор!»
Цель: приобщение молодого поколения к сохранению и воспроизводству объектов животного мира, через строительство голубятен.
Кроме этого, данная акция будет способствовать увеличению численности голубей в Алтайском крае.
Актуальность: Голубятня (изредка голубник, голубница) — помещение для содержания и размножения голубей. Усадебное строительство зачастую включало голубятню в виде многоярусной круглой башни на возвышении (обычно стойке). Право иметь голубятню в феодальных обществах Европы являлось дворянской привилегией, наряду с другими «правами угодий»: правом преимущественного лесопользования и охоты на чужих землях. В средневековой французской архитектуре отдельно стоящие голубятни были признаком высокого статуса и потому были весьма заметными сооружениями. В постоянно развивающемся обществе наряду с развитием технологий и разведением природного потенциала существует место и для селекции. Но преимущество в этом виде деятельности занимают такие животные, как собаки, лошади, кошки. Сейчас большое внимание уделяют тем видам живого мира, которые наиболее приспособлены к домашним условиям. К сожалению, древнейший вид птиц, таких как голуби, был забыт. В наше время сложно встретить человека, который будет предан разведению голубей. Ведь, для этого занятия важны действительно заинтересованные люди, имеющие определенные способности для ухода за прекрасными птицами.
Результат: Под руководством учителя биологии учащимися объединения «Юный эколог», были проведены беседы с жителем Благовещенки о строительстве голубятни, о разведении голубей, об уходе за ними , изучены рекомендации по изготовлению голубятни. Желающие принять участие в акции ребята вместе с родителями с увлечением изучали материал.
Но на этом работа не закончится. Ребятам предстоит вести наблюдения, надеемся, что красивых голубей в Благовещенском районе заметно прибавится.
- результативность участия детей, педагогов, организации в конкурсах разного уровня
Учащиеся и педагоги школы принимали активное участие в творческих и познавательных конкурсах: «Сохраним биосферу», «Познание и творчество», «Заповедными тропами Алтая», «Летопись добрых дел», «Дети Алтая исследуют окружающую среду», в Конкурсе грантов Губернатора Алтайского края на предоставление грантов в сфере экологического образования и воспитания.
Наибольшие успехи были достигнуты в следующих конкурсах:
«Сохраним биосферу» - лауреаты;
«Заповедными тропами Алтая» - лауреаты;
«Летопись добрых дел»- лауреаты;
«Дети Алтая исследуют окружающую среду» - участник в Славгородском округе;
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии – 1 место в районе;
Муниципальный конкурс производственных агитбригад – победители и призеры на уровне района;
Заочные предметные молодежные чемпионаты по биологии, географии -федеральные и региональные победители
По результатам обучения в краевой очно - заочной школе АКДЭЦ 4 учащихся, успешно выполнивших контрольные работы, приняли участие в экологической профильной смене «Сохраним биосферу» в Алтайском районе.
- методическое обеспечение современных направлений экологического образования, обучение педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в эколого-образовательном процессе
Для реализации экологического образования и воспитания педагоги школы используют печатные и электронные образовательные ресурсы, в том числе и разработанные самостоятельно для проведения занятий и мероприятий:
- печатные издания:
- Примерные учебные программы регионального компонента содержания образования: «Экология Алтайского края» для 5-9 классов.- Барнаул: АКИПКРО, 2007г
- Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: под ред. д-ра биол. наук проф. Н.М. Черновой. - М.: Вента-Граф, 2007г
- В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов «Экология животных», 7 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: под ред. д-ра биол. наук проф. Н.М. Черновой. - М.: Вента-Граф, 2007г
- электронные пособия:
1. Мультимедийные компакт-диски:
- «Природа России». Изд-во межвузовская лаборатория интенсивных методов обучения (КГПУ им. К.Э. Цикловского, МПГУ, МГУ им. М.В.Ломоносова), 2006.
- «Экология общий курс». Изд-во мультимедиа «Образ», 1998.
- Экология - «Умник» ООО «Физикон» 2008
- Занимательная экология - «Диполь»2009
2. Видеодиски:
- «Эволюция животного мира - ООО «Видеостудия »Кварт» 2009
- «Экологические факторы»- ООО «Телекомпания СГУТВ» 2005
-Экология XXXI век - ООО «Видеостудия «Кварт» 2008
-Экологический альманах: - ООО «Видеостудия «Кварт» 2008
-«Путешествие по Алтайскому краю» - Алтайский государственный краеведческий музей
3. Электронные уроки и тесты:
- «Взаимное влияние живых организмов», Просвещение «Медиа» 2009
- «Функции и среда обитания животных организмов», - Просвещение «Медиа»2009.
Информационно-коммуникационная компетентность педагогов, осуществляющих эколого-образовательный процесс, составляет 100%. Опытом работы по применению ИКТ педагоги ежегодно делятся на муниципальных заседаниях МО и региональном уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ воспитательной работы МБОУ СОШ №8 с.Левокумка Минераловодского района /2012-2013 учебный год/
Итог работы за год по всем приоритетным направлениям воспитательной работы....
Анализ работы руководителя МО учителей ЕМЦ Каримовой С.А. МБОУ «Лицей №149 с татарским языком обучения» Советского района г. Казани за 2013-2014 учебный год.
“В процессе подготовки и введения Государственных образовательных стандартов второго поколения формируется социальный заказ системе педагогического образования: подготовка нового поколения педагогов, ...
Творческая работа «Особенности экологического образования и воспитания школьников в МБОУ Николо- Березовской СОШ» (из опыта работы)
Школьное экологическое образование играет роль двигателя, который в состоянии «вытянуть» всю систему местного экологического образования и просвещения. Через школьников и учителей ...
Об итогах реализации инновационного проекта РИП МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина Благовещенского района
В 2015-2016 гг. в рамках реализации инновационного проекта «Профессиональный стандарт как инструмент мотивирования педагогических работников к повышению качества и результативности профессиональной де...
Анализ работы МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа» по гражданско-патриотическому воспитанию за 2014– 2015 учебный год
В МБОУ «Городецкая СОШ» в 2014 – 2015 учебном году гражданско-патриотическое воспитание учащихся осуществлялось в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими данно...
Диагностика экологического воспитания школьников МБОУ БСОШ №1 имени П.П.Корягина
Педагогический коллектив Школы здоровья МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина считает экологическое образование и воспитание одним из приоритетных направлений работы, так как формирование у детей ответственн...
Отчет о проведении недели точных наук МБОУ БСОШ №1 имени П. П. Корягина р. п. Благовещенка Алтайского края 2019 – 2020 учебный год
Неделя точных наук является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает ...