Содержание, формы и методы работы с родителями
методическая разработка по теме

Гаврилова Елена Ивановна

Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. От их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создадут благоприятные условия для развития ребенка.

Характеризуя степень научной разработанности проблематики, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов, таких, как Титова В.В., Погорелова Т.В., Л.М.Лысенко, В.А.Сухомлинский в различных статьях и изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики система работы классного руководителя с родителями учащихся

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему носит актуальный характер.

Деятельность классного руководителя в современном мире является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом.

Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.

Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.

Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.

Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Скорее всего, увидев этот заголовок, директор школы, уставший от своих забот, подумает: «Мало мне детей, так я еще должен заниматься и обучением родителей?!». Однако, если подойти к этому вопросу основательно, окажется, что плюсов здесь гораздо больше, чем минусов, и все ваши издержки со временем окупятся с лихвой: если вы предполагаете позаботиться об их компетентности своевременно.

Кого, чему и как можно обучать?

В каждой школе и каждом классе выделяется часть родителей, которые очень серьезно относятся к обучению и воспитанию своих детей. Как правило, это неработающие мамы и ближайшие родственники, целиком сконцентрированные на развитии ребенка.

Некоторые зарубежные исследователи напрямую связывают заинтересованность родителей в сотрудничестве со школой с их реальным участием в обучении своих детей, в реализации своей «учительской» функции. Но много ли у нас таких примеров? К сожалению, пока нет. Возможно, с развитием альтернативных форм образования (экстернат, домашнее обучение) все больше родителей не против освоить эту роль и «разгрузить» учителя-предметника. Например, наличие у «продвинутых» родителей компьютера с выходом в Интернет позволит им оказывать существенную информационно-методическую поддержку учителям, расширяя поле образовательной базы для своих детей.

Обучение родителей целесообразно начинать с того момента, когда, поступая в первый класс, ребенок переходит определенный социальный рубеж и взрослые полны решимости дать ему достойное образование: у них появляется много вопросов по поводу выполнения домашних заданий, и они очень доброжелательно относятся к школе. Не упустите этот момент!

Каких практических навыков не хватает современным родителям?

Прежде всего, это навыки помощи ребенку при освоении образовательных программ; освоение навыков эффективного общения с ребенком; использование правовых знаний в области образования (государственные образовательные стандарты, правила приема в школы и вузы, формы участия родительской общественности в жизнедеятельности образовательного учреждения и т. д.).

Таким образом, в обучении родителей выделяются три направления:

1. Обучение родителя как воспитателя.

2. Обучение родителя как учителя своего ребенка.

3. Обучение родителя как союзника, партнера, соуправленца.

Рассмотрим каждое из направлений в отдельности.

1. Обучение родителя как воспитателя частично начинается с его педагогического просвещения, то же относится и к самой технологии – мониторингу, ресурсному обеспечению, способу отбора содержания. А вот формы здесь используются иные, хотя целиком избавиться от теоретического фундамента вряд ли удастся.

Назовем основные, наиболее эффективные.

тренинг – это широкий класс методов направленного изменения психических свойств личности, основанный на практическом и многократном выполнении определенных упражнений в определенной ситуации (ситуациях). В отличие от обычного обучения, которое воздействует на познавательную сферу (сферу сознания), тренинг позволяет модифицировать имеющие более глубокую связь с поведением личностные черты и установки.

Эта форма работы достаточно новая, и для ее проведения требуется специалист, хорошо владеющий методикой такой работы. При умелом использовании тренинга результат заметен сразу.

Тренинг  может  быть  направлен  на  обучение  навыкам эффективного взаимодействия  взрослых  и  детей,  повышение  уверенности  в себе, выявление одаренности, совершенствование коммуникативных и речевых навыков.

Существуют и тренинги, специально предназначенные для педагогов, работающих с подростками, – тренинг для подростков, тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде, тренинг самосознания и др.

деловые игры – это форма коллективной творческой деятельности родителей по изучению уровня сформированности педагогических умений у взрослых. Примерными темами деловых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Сын (дочь) пришел из школы», «Вас пригласили в школу» и др.

Методика деловой игры предусматривает объяснение ее назначения, определение темы и состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры, установку на инициативу и творчество ее участников. При этом важно сначала проиграть несколько вариантов поведения участников ситуации, затем обсудить оптимальный выбор варианта действия для данной проблемы.

Деловая игра позволяет не только рефлексивно оценить ту или иную модель поведения, но и дает интересный материал о жизни семьи – ее традициях, распределении внутрисемейных ролей, способах разрешения конфликтов. Особенно эффективно использование деловой игры с участием школьников, ведь иногда именно им присутствие всей семьи «в комплекте» позволяет увидеть специфику взаимодействия взрослых и детей, которую не в состоянии выявить ни одна диагностическая методика.

2. обучение родителей как учителей своих детей обычно происходит в форме обучающих семинаров.

Как отмечалось выше, обучающие семинары вызывают активный интерес у родителей учеников начальной школы и у детей, переходящих в среднюю школу, в период адаптации к новой организации их учебной жизни (обучение в разных помещениях и разными преподавателями, имеющими разные требования).

Технология разработки программы этих семинаров аналогична технологии проектирования ППР. Но, поскольку данная форма сотрудничества с родителями достаточна нова, остановимся на ней подробнее.

А. Подготовительный этап.

1. Диагностика родителей и определение типов.

Здесь основной упор делается на следующих вопросах:

 в каких знаниях нуждаются родители?

 с какими сложностями могут столкнуться их дети при поступлении в школу?

 насколько хорошо родители знакомы со школьными требованиями (учебными, организационными, этическими)?

2. Собрание (семинар) учителей одной параллели (начальная школа).

Основная цель такого собрания – выработать общие требования к ученикам в части ведения записей в тетради, критериев выставления отметок, режима работы на уроке, внешнего вида школьников и т. д.

Необходимо также согласовать (насколько это возможно) список рекомендуемой (основной и дополнительной) литературы по отдельным предметам, график проведения аттестационных работ и показатели успешного освоения предмета.

В результате проведенного собрания учителя должны получить ответы на вопросы:

 каковы особенности обучения этих детей с этими родителями?

 какими ресурсами обладает образовательная база для сотрудничества с родителями (в том числе попробуйте понять, чем эти родители отличаются от тех, с которыми вы работали в прошлые годы)?

 каких знаний (судя по опыту) обычно не хватает родителям в этот период?

 каких умений не хватает первоклассникам в учебной деятельности в сфере коммуникации, в сфере самообслуживания?

Важное значение имеет здесь идея преемственности. Хорошо бы изучить мнение учителей, работающих с более старшими детьми, ответив, например, на следующие вопросы: чему так и не смогли научиться ученики начальной школы? с какими сложностями сталкиваются учителя, ученики и их родители при переводе их в среднюю школу? на что надо обратить внимание в первую очередь? как влияют организационные (или коммуникативные) проблемы на академические достижения ребят?

Б. Разработка программы обучающих семинаров.

Наиболее целесообразно проводить такие семинары как минимум дважды в год: перед поступлением ребенка в школу и через несколько недель после начала обучения, когда выявятся самые болезненные «точки».

В чем принципиальное отличие именно такого подхода от проведения традиционного первого родительского собрания? Почему именно такие сроки мы считаем оптимальными?

Во-первых, встречаясь до 1 сентября – знаменательного дня в жизни каждого первоклассника, мы сможем помочь сформировать у детей правильную установку. Не секрет, что очень многие особенности обучения и поведения детей в дальнейшем зависят от того, как прошел их первый школьный день, насколько ожидания ребенка оправдались, какие перспективы он «увидел», когда оказался в реальной школьной среде. Особенно актуальным формирование такой установки является для родителей, чьи дети не посещали детский сад и впервые встретятся со своими одноклассниками: для них первый день пребывания в школе окажется еще более значимым.

Во-вторых, именно учитель может посоветовать родителям, как им вести себя после окончания первого учебного дня ребенка – какими словами нужно встретить малыша на пороге школы, как отпраздновать это знаменательное событие в жизни всей семьи, кого пригласить в гости. Не исключен вариант, когда сближение родителей класса как коллектива начнется именно с обсуждения этих животрепещущих вопросов. Возможно, начиная работу с родителями в начальной школе, вы получите больше шансов и подружиться с ними, и подружить их.

Какое время для проведения первого семинара считать оптимальным?

Лучше, если это будет выходной день, продолжительность семинара – около двух часов. Обязательно заранее согласовать с родителями время и программу семинара – лучше оформить это в виде памятки и вручить при приеме документов в школу, при прохождении медосмотра.

Программа семинара

1. Знакомство родителей со школой, медсестрой, гардеробщицей, работниками столовой, обсуждение требований персонала к будущим школьникам, выяснение режима работы библиотеки и медпункта, часов приема администрации.

Предварительное знакомство взрослых с укладом школьной жизни позволит им лучше подготовить ребенка к первому школьному дню.

2. Очерчивание круга проблем, с которыми обычно сталкиваются дети и их родители на начальном этапе обучения в школе (в учебной и социальной деятельности). Основная задача здесь – договориться о требованиях, распределении нагрузки и способе обратной связи с родителями.

3. Знакомство родителей с предлагаемой образовательной программой и ее необходимым ресурсным обеспечением (материальным, временным), которое потребуется на разных этапах ее освоения детьми. Ни для кого не секрет, что родители бывают особенно недовольны неожиданными требованиями или просьбами учителя приобрести то или иное учебное пособие, особенно если оно не очень дешевое. Лучше предупредить родителей об этом заранее, тогда можно избежать конфликтов из-за недопонимания родителями требований педагогов школы.

4. Выступления родителей более старших детей (2, 3 классов) по вопросам: как родители справились с трудностями год назад? что бы сейчас они сделали иначе?

5. Обсуждение вопросов участия родителей в жизнедеятельности школы, а также вопросов помощи родителям со стороны школы.

6. Практикум для родителей.

Обучающий семинар предполагает не только обсуждение, но и наглядную демонстрацию выполнения тех или иных упражнений, способа организации помощи в выполнении домашних заданий. Отлично, если родителям будут предложены методики расслабления во время занятий с ребенком или модели разрешения конфликтов с детьми при совместной учебной деятельности. Вполне возможно, что на этих семинарах и сами учителя пополнят свой запас знаний в этой области – ведь среди родителей встречаются специалисты самых разнообразных профессий.

7. Выводы, обсуждение.

В заключение семинара необходимо рефлексирующее обсуждение: что удалось, что надо сделать иначе?

На втором семинаре, который проводится через 2–3 недели после начала учебного года, можно остановиться на таких вопросах:

 Оценить степень адаптации детей к школе (в учебной деятельности и в коммуникации), выделить типичные проблемы, характерные для данного класса.

 Определить, насколько изменился ребенок за это время, что его беспокоит  (и насколько  это  беспокоит  родителей),  с  какими  новыми проблемами столкнулись родители и насколько неуспешно (успешно) их решали.

 Как ребенок относится к школе, классу, учителям? Насколько он самостоятелен? Умеет ли помогать другим? Как помогают ему?

В любой обучающей деятельности важно сформировать активную образовательную среду, создать атмосферу взаимопомощи и психологического комфорта. Часто и педагоги, и родители забывают об этом, но для развития академических успехов ребенка значимость этого фактора трудно переоценить.

 Особенное внимание необходимо уделить методике выполнения домашних заданий, способам объяснения материала, правильного ведения дневников и оформления тетрадей.

 Обязательны рекомендации учителей о возможностях дополнительного образования ребенка (наиболее интересные телепередачи, спектакли, газетные и журнальные публикации).

Естественно, каждое образовательное учреждение может разработать свои программы обучающих семинаров и выделить свои приоритеты в обучении родителей. Однако практика организации таких семинаров показала их высокую результативность, особенно в тех образовательных учреждениях, где они проводятся регулярно.

3. обучение родителей как социальных партнеров.

Задача директора образовательного учреждения состоит в том, чтобы по возможности привлечь к подобной работе таких специалистов, которые могли бы максимально удовлетворить образовательные потребности родителей: если предметом обсуждения станут не только проблемы, связанные с получением образования их детьми, но и другие аспекты семейного права, родители увидят реальную пользу от пребывания в школе в качестве учеников.

Обучение родителей можно строить не только в связи с их участием в жизни школы, но и в связи с их собственным повышением квалификации. Например, учащиеся старших классов вполне могли бы помочь заинтересованным мамам и папам освоить навыки работы на компьютере или научить их пользоваться Интернетом. Во всяком случае, подобная практика имеет очень большую педагогическую перспективу, так как во взаимодействии детей и взрослых учителя и ученики имеют заманчивую возможность на время поменяться местами.

Итак, обучение родителей – это первый шаг к построению будущих родительских объединений, сообществ детей и родителей на основе их совместной деятельности. Очень важно умело использовать эту активность, не обмануть доверие родителей, так как основное знание, которое они получат в начале своего взаимодействия со школой, – это отношение школы к ним.

 Консультирование родителей и поддержка семьи.

Здесь речь пойдет об индивидуальном сопровождении семьи, под которым мы понимаем организацию психолого-педагогической, методической и материальной поддержки детей и их родителей.

На протяжении всего периода обучения семья проходит через ряд трудностей, которые ей не всегда удается решить собственными силами. Задача директора и педагогического коллектива школы – выработать общую позицию по вопросам сопровождения семьи и создать такую обстановку, чтобы родители, нуждающиеся в помощи со стороны школы, могли получить ее самыми разными способами.

Организация консультаций для родителей учеников в школе – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которые не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями, как правило, в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение, конфликты с учителем.

Немногие директора понимают, что обращение родителя, инициированное им самим, является, с одной стороны, сигналом о неблагополучии ребенка, а с другой – возможностью установить контакт с вечно занятыми мамой или папой: именно когда проблема назрела, родители, как никогда, нуждаются в профессиональной поддержке.

В некоторых школах в структуре учебного заведения работает служба психолого-педагогического и медицинского сопровождения (ППМС), которая берет часть нагрузки на себя и достаточно успешно справляется с возникающими проблемами. Поэтому подробно останавливаться на ее деятельности здесь не имеет смысла. Хотелось бы обратить внимание на более распространенный вариант – когда сам педагогический коллектив выступает в роли консультантов, ведь достаточно часто отторжение родителей от школы начинается с неприветливого взгляда учителя или равнодушия администрации.

Напомним, что главная цель консультации – достижение более глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом, определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Педагогическое консультирование, в отличие от просвещения, носит сугубо индивидуальный характер, и как отмечалось выше, потребность в нем возникает, как правило, тогда, когда ситуация становится чрезвычайной, требующей экстренной помощи.

Задача школы на этом этапе – попытаться оказать семье не только информационно-педагогическую поддержку, но и эмоциональную. Нередко администрация образовательного учреждения забывает, что очень многие конфликты удалось бы предотвратить на начальном этапе, если бы педагоги вовремя вспомнили о том, что существует еще одна функция в их деятельности – психотерапевтическая. Поэтому при повышении квалификации педагогического коллектива важно обратить внимание на обучение учителей именно этому виду коммуникации.

Организация консультативной помощи для родителей в образовательном учреждении имеет свою специфику. С одной стороны, консультирование должно носить строго конфиденциальный характер, а с другой – необходимо отслеживать характер затруднений родителей и учеников, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность. Лучше всего, если сбором таких данных будет заниматься штатный психолог, однако при его отсутствии с этим справится и просто опытный педагог. Задача администрации – разработать механизм сбора подобной информации и провести необходимый системный анализ.

Консультирование родителей может быть двух типов:

1. Методическое (все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ученика, способов дополнительного образования и т. д.).

2. Психологическое (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией).

Однако независимо от типа существуют определенные принципы консультирования:

– создание доверительных отношений;

– взаимоуважение;

– заинтересованность консультантов;

– компетентность;

– формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы;

– хорошая организация консультирования.

Не секрет, что родители учеников в основном люди занятые. Они также интенсивно работают, как и педагоги, им также тяжело выкроить в своем расписании время на посещение школы. Поэтому очень важно сделать информацию о проведении консультаций в школе максимально доступной и удобной, чтобы родитель, пришедший в школу по одному вопросу, мог попутно решить и некоторые другие.

А что делать, если родитель пришел в неурочный час, если он рассерженно дергает дверь кабинета завуча и расстраивается, что начальства нет на месте? Лучшим выходом из этой ситуации может быть такая организация школьной жизни, при которой в школе всегда будет находиться дежурный администратор, способный если уж не решить конкретную задачу конкретного родителя, то уж во всяком случае определить возможности для ее решения в будущем.

Для руководителя образовательного учреждения существенным может оказаться тот факт, что большинство конфликтных ситуаций возникает у родителей как раз в процессе индивидуального общения с учителем.

В настоящее время все больше возникает прецедентов, когда родители подают в суд на образовательное учреждение с целью реализовать свои права или «возместить разного плана убытки». Однако при ближайшем рассмотрении таких случаев выясняется, что истинной причиной обращения в суд является невнимательность администрации, игнорирование ею конфликта, возникшего между учителем и родителями, отказ своевременно принести извинения семье и ребенку за неправомерные действия.

В школе необходимо создать такую атмосферу, чтобы ЛЮБОЙ родитель, оказавшийся в ней в любое время, был встречен доброжелательно и терпимо. Сотрудничество педагогов с семьей начинается уже при входе в образовательное учреждение.

Наиболее распространенные причины конфликтов или недовольства родителей имеют в основном психологическую базу.

Так, иногда учитель, увидевший пришедшего к нему на консультацию родителя, недовольно говорит ему: «А почему вы здесь? Я вас не приглашал!»

Родителей отталкивает высокомерие и авторитарность педагогов, ведь многие  из  пап  и  мам  вполне  состоявшиеся  в  профессиональном плане люди.

Еще одной причиной утраты доверия к школе можно назвать неэтичное поведение педагогов, разглашение семейных тайн (даже из лучших побуждений, когда хочется, чтобы все предметники пожалели ученика, оказавшегося в сложной семейной ситуации).

Но самое большее недовольство вызывает у родителей пустая трата времени, когда, придя в школу для получения консультации (то есть предложения конкретного способа решения своей проблемы), родители вынуждены выслушивать упреки в адрес ребенка (и в свой собственный!) и нотации. Вряд ли в таком случае взрослый человек изъявит желание в следующий раз потратить свое время на подобную процедуру.

Чего обычно опасаются родители чаще всего? Они боятся, что их общение с педагогом (особенно не совсем дружеское) негативно скажется на ребенке в дальнейшем. Поэтому взрослые предпочитают «терпеть до последнего» и обращаться к администрации только тогда, когда ситуация принимает чрезвычайный характер. Не будем настаивать, но все же предположим, что иногда так называемые трудные дети появляются в школе в результате несвоевременного согласования действий взрослых, ответственных за их развитие.

В  любой  школе  наверняка  есть  ученики,  требующие особого внимания, – дети из неблагополучных семей или дети из обычных семей, но испытывающие какие-либо сложности. Какова может быть оптимальная позиция директора по отношению к этим семьям?

Естественно, положение намного облегчается, когда в образовательном учреждении работает специальный человек – социальный педагог. Однако очень важно, чтобы каждый ребенок (как и вся его семья в целом) мог рассчитывать на круглосуточную поддержку со стороны школы. И администрация, и весь педагогический коллектив должны создать вокруг таких ребят не зону отчуждения, а зону особого внимания. И личное участие директора в судьбе «проблемных» детей играет здесь определяющую роль.

Немаловажным при оказании поддержки семье может оказаться и согласование действий родителей и педагогов. хорошо бы, чтобы в каждый час своего времени «трудный ребенок» находился в зоне чьей-то ответственности. Возможно, придется существенно откорректировать расписание внеклассных мероприятий или обратиться за помощью к другим родителям. Известны случаи, когда родители помогали учителю на «продленке», занимаясь и со своими, и с чужими детьми, регулировали таким образом взаимоотношения между учениками. Все эти усилия никогда не будут напрасными, потому что даже один «проблемный» ребенок может существенно повлиять на развитие многих других детей школы.

Любая совместная деятельность начинается с кратковременных контактов. Если эти контакты приносят сторонам обоюдно удовлетворение, то можно говорить о том, как организовать более широкомасштабную совместную работу, которая поможет родителям заботиться не только об интересах своего ребенка, но и о развитии всего образовательного учреждения в целом.



Предварительный просмотр:

Основные направления совместной
деятельности педагогов и родителей

1. Поддержка физического здоровья учащихся.

2. Общение и формирование личностных ориентаций учащихся: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к  культуре,  способствующих пониманию общечеловеческих ценностей.

3. Познавательная сфера жизни учащихся (работа с учителями-предметниками) с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Защита не ученика, а человека в нем. Подход к каждому ребенку «с оптимистической позиции» (А. С. Макаренко).

4. Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее:

– изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

– психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

– организация совместного проведения свободного времени детей и родителей;

– защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Таким образом, школой реализуются функции родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах и тому подобное) и корректируются принципы семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Педагогам (в особенности классным руководителям) важно соблюдать следующие правила:

 Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

 Работа с родителями должна быть целенаправленной, планомерной и систематической.

 Методы этой работы должны быть взаимосвязаны с методами воспитания детей.

 Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.

При изучении семьи школьника педагог прежде всего обращает внимание на следующие данные:

1. Общие сведения о родителях, других членах семьи, жилищные условия, материальная обеспеченность. Интерес к делам школы.

2. Общие  сведения  о  детях  (возраст,  интересы,  уровень воспитанности).

3. Воспитательные возможности семьи (уровень педагогической культуры родителей).



Предварительный просмотр:

Содержание, формы и методы работы с родителями

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями

Традиционные

Нетрадиционные

● Родительские собрания

● Общеклассные и общешкольные конференции

● Индивидуальные консультации педагога

● Посещения на дому

● Родительские тренинги

● Дискуссии

● Психологические разминки

● Круглые столы

● Устные журналы

● Практикумы

● Родительские вечера

● Родительские чтения

● Родительские ринги

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Формы психолого-педагогического просвещения

 Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).

 Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

 Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

 Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).

 Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

 Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

 Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

 Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Примерная тематика консультаций для родителей:

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и  пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей – друзья или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

 Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

 Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.

2. Первые книжки ребенка.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

5. Праздники нашей семьи.

6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

 Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

 Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

 Педагогам и родителям на заметку

Если:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание форм и методы работы с родителями.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы преподаватели и родители действовали как союзники, делясь с дет...

Формы и методы работы с родителями с целью усиления воздействия на ребенка

Содержание работы школы с родителями обучающихся...

Содержание, формы и методы работы с родителями

Содержание, формы и методы работы с родителями Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальн...

Содержание, формы и методы работы с родителями

Родители - главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности школьника. Система воспитательной работы школы складыва...

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Материал подготовлен для выступления на методическом объединении классных руководителей...

Методическая разработка на тему: содержание, формы и методы работы с одаренными школьниками.

Опыт работы с одарёнными детьми показывает, что, прежде всего, таких детей необходимо идентифицировать, т.е. отыскать среди множества учеников. Увидеть одарённого ребёнка очень сложно. По сей день не ...


 

Комментарии

Уважаемая Елена Ивановна! Спасибо за материал.