Формирование здорового образа жизни в школе через реализацию программ внеурочной деятельности
материал по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление по теме в сопровождении с презентацией | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Благовещенская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1» Благовещенского района Алтайского края « Формирование здорового образа жизни в школе через реализацию программ внеурочной деятельности» |
Каждый человек хочет быть здоровым, каждый мечтает о полном, идеальном здоровье. Но что же это такое – здоровье? В Большой медицинской энциклопедии, в статье «Здоровье», указано: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений». Однако здоровье не выдаётся как выигрыш по лотерее. Для того чтобы иметь его, надо, прежде всего, сохранять нормальное функционирование всего организма. И не в зрелом возрасте, а гораздо раньше. Учёные доказали, что фундамент здоровья или, наоборот, предпосылки, к болезням у человека закладываются как до рождения, так и в период младенчества и детства. А позже, в зрелом возрасте, усилия тратятся уже на то, чтобы сохранить, не дать истощиться раньше времени имеющемуся потенциалу здоровья.
От начальных к средним и старшим классам здоровье школьников ухудшается, увеличивается число детей со сколиозом, близорукостью, вегето-сосудистой дистонией, хроническими заболеваниями органов пищеварения. Причиной этих заболеваний является месторасположение школы. Влияние на окружающую среду, в том числе и на жителей микрорайона, оказывают расположенное в нескольких километрах градообразующее предприятие - Кучукский сульфатный завод. Нельзя оставить без внимания влияние Семипалатинского полигона и космодрома Байконур. «Здоровье ребенка - это состояние жизнедеятельности, соответствующее его биологическому возрасту, гармоническое единство физических и интеллектуальных характеристик, формирование адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста». От состояния медицинской помощи соматический компонент здоровья (физическое здоровье) зависит 10-15%, а 50-55% определяют стиль, образ жизни, укрепляющее и сохраняющее здоровье поведение личности. Ребенок, как правило, не знает, как вести разумный, правильный образ жизни. Этому его надо учить.
Вот почему коллектив нашей школы считает, что здоровье – это главный результат воспитания, развития интеллекта и заложенных в детстве родителями и педагогами
сценариев поведения в плане укрепления физического, психического и духовного здоровья.
В связи с этим перед школой встала задача сохранения и восстановления здоровья детей, подростков и учителей. Решение ее возможно только в контексте совместных усилий медицинской службы, педагогов, психолога и родителей.
Поскольку школа является местом активной деятельности ребенка в течение 9-11 лет (наиболее интенсивного его развития) и в соответствии с Законом РФ «Об образовании» должна создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
C целью полной реализации имеющихся резервов для формирования гармонично-развитой личности, снижения патологической пораженности школьников, усиления коррекционно-оздоровительной работы, а также мониторинга состояния здоровья детей в критические периоды их развития, устранения из жизни школы тех факторов, которые вызывают различные нарушения жизнедеятельности, разработан комплекс оздоровительных мероприятий, валеологического, экологического и гигиенического воспитания и образования учащихся. В них мы видим основной инструмент управления и формирования культуры здоровья как состояние физического, духовного и нравственного комфорта.
Оздоровительная деятельность охватывает урочную и внеурочную (кружки, секции, клубные объединения по интересам), в соответствии с приоритетными направлениями деятельности медико-психолого-педагогической службы. Основные направления деятельности школы:
- учебно-воспитательная работа – научно обоснованная, строго регламентированная, оптимально организованная учебная, физкультурно-спортивная и трудовая деятельность, лечебно-коррекционная, профилактическая просветительская деятельность, которая должна способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья школьников, обеспечению правильного физического и психического развития, формированию здорового образа жизни, повышению качества образования в школе;
- диагностическая деятельность - комплекс мер, направленных на отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и учителей, изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов окружающей среды;
- профилактическая и коррекционная работа - предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья школьников, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса;
- научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья (здоровьесберегающих технологий) в практику работы школы, разработку новых авторских программ, методик и методов обучения, их экспериментальное введение в учебный процесс;
- информационно-просветительская деятельность - пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, санитарный бюллетень, консультации по всем вопросам, связанным со здоровьем учащихся, учителей, включая формы: индивидуальную, групповую, коллективную;
- координационная работа - формирование систем непрерывного экологического и валеологического образования.
Для успешной реализации приоритетных направлений школа сотрудничает со следующими организациями:
- поликлиникой Благовещенского района;
- школой искусств;
- детско-юношеским центром;
- детско-юношеской спортивной школой;
- бассейном «Дельфин»;
- хореографическим центром «Счастливое детство»;
- изостудией;
- борцовским центром «Сибиряк».
Принципами оздоровительной работы являются:
1. Систематичность – регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнение техники их выполнения.
2. Доступность – обучение упражнениями от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.
3. Закрепление навыков – многократное выполнение упражнений
4. Принцип индивидуальности – учет психофизических и возрастных особенностей каждого ребенка.
5. Сознательность – понимание пользы, эмоциональная увлеченность, самостоятельность, активность, творчество.
6. Непрерывность, преемственность в организации оздоровительной работы между поликлиникой и медицинской службой школы.
7. Взаимосвязь с семьей.
8. Повышение уровня санитарной культуры родителей и педагогов (широкая санитарно – просветительская работа).
9. Поиск новых форм оздоровительной работы.
10. Оценка эффективности оздоровительной работы
Средства реализации оздоровительной работы:
- Полноценное питание
- Развитие движений
- Закаливающие процедуры (активация защитных сил организма)
- Гигиена режима
- Совместная работа с родителями
Главное направление в оздоровительной работе – создание оптимального двигательного режима, для этого используются следующие формы работы:
- Физкультурные занятия в зале и на свежем воздухе (круглый год)
- Прогулки
- Туристические походы
- Закаливающие процедуры
- Подвижные и спортивные игры (в зале и на свежем воздухе)
- Физкультминутки, динамические паузы
- Активный отдых
- Самостоятельная двигательная активность
- Дни здоровья
- Медицинские мероприятия
- Психопрофилактика (внимание, ласка, любовь)
- Наглядная агитация, консультации
- Спортивные праздники
- Широкое внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий.
А для этого создана в школе предметно-развивающая среда:
- Физкультурный зал
- Гимнастический зал
- Актовый зал
- Информационный уголок здоровья
- Условия для самостоятельной двигательной активности детей
- Спортивная площадка
- Военизированная полоса препятствий
- Кабинет психолога
- Кабинет логопеда
- Библиотека-медиатека.
Ожидаемыми результатами от реализации мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школа считает:
- Положительная динамика показателей здоровья участников образовательного процесса.
- Снижение заболеваемости, уменьшение пропусков уроков по болезни.
- Воспитание здорового образа жизни (профилактика курения, алкоголизма, наркомании).
- Улучшение результатов образовательной деятельности.
- Вовлечение всех субъектов образовательного процесса, общественности района в решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.
- Расширение и пополнение материальной базы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни школьников на уроке и во внеурочной деятельности в условиях малокомплектной школы
Формирование здорового образа жизни школьников на уроке и во внеурочной деятельности в условиях малокомплектной школы...
Программа "Формирования здорового образа жизни учащихся школы"
комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составл...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Проблемы сохранения здоровья людей, борьба против болезней получили в наше время глобальное значение, требующее усилий всего человечества для её решения. При решении этих задач важно понять, как ...
Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни школьников на уроке и во внеклассной деятельности
Выступление на МО...
Статья "Формирование здорового образа жизни школьников на уроках и во внеурочное время"
В статье рассмотрены основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей в школе....
Формирование здорового образа жизни на уроках биологии и во внеурочное время
Пропаганда здорового образа жизни является актуальной для формирования эколого-нравственных компонентов подрастающего поколения.Необходимо создавать соответствующие мотивации и правильное отношение к ...
Формирование здорового образа жизни в школе.
В статье говориться о формирование здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности....