Материалы стажёрской площадки по профстандарту
методическая разработка по теме
Важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеурочной деятельности. В рамках проведённого мероприятия были рассмотрены основные приёмы здоровьесбережения, которые помогают эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды. Были рассмотрены вопросы использования специальных подходов к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников, включая со специальными потребностями в образовании, вопросы оказания практической помощи, которые помогают принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Через работу в малых группах, на которые разделились участники мероприятия самостоятельно, мне удалось с успехом познакомить их с опытом работы по использованию методических приемов по здоровьесбережению в образовательном процессе. Педагоги сумели в группах выделить ценности здоровья необходимые всем участникам образовательного процесса, определить составляющие элементы ЗОЖ, выполнить творческое задание и представить всем участникам мастер - класса. Изучение раздаточного материала: анкета о создании на уроке условий здоровьесбережения, проблемное поле организации образовательного процесса с точки зрения здоровьесбережения, советы против профессиональной деформации, «выгорания» и дистрессов, здоровьесберегающий потенциал школьного урока, схема анализа проведения урока с позиций здоровьесбережения, помогут педагогам разрабатывать и проводить уроки с учётом рекомендаций, полученных в ходе совместной работы в группах, грамотно проводить самоанализ урока и мероприятия в рамках ПСП и ФГОС нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_uroka_i_sovety_uchitelyu.doc | 74 КБ |
anketa_o_sozdanii_na_uroke_usloviy_zdorovesberezheniya.doc | 40.5 КБ |
buklet.doc | 366 КБ |
domashnee_zadanie_stazhyoram.doc | 47 КБ |
zdorovesberegayushchiy_potentsial_shkolnogo_uroka.doc | 35 КБ |
sovety_ot_art-terapevta.doc | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарь основных понятий
Адаптация – признак всего живого, процесс и способность организмов приспосабливаться к окружающей среде и приспосабливать её в своих интересах.
Валеология – область знаний о сохранении, укреплении и формировании индивидуального здоровья человека, научная основа здорового образа жизни.
Валеология педагогическая – область знаний о воспитании у учащихся культуры здоровья, наука о формировании здоровья педагогическими средствами.
Выгорания синдром – хроническое состояние психологической опустошенности, апатии, безразличия, снижения работоспособности, творческого потенциала, возникающее у представителей помогающих профессий после нескольких лет работы при несоблюдении правил личной психогигиены.
Группа риска – контингент населения, повышенно подверженный воздействию определённых факторов, угрожающих здоровью или жизни.
Дезадаптивные (дискомфортные) состояния учащихся – периодически возникающие психофизиологические состояния, отражающие недостаток адаптационных ресурсов организма учащихся, вызывающих у них дискомфортные ощущения и снижение эффективности обучения.
Диспансеризация – метод лечебно-профилактической деятельности, состоящий в обязательном учёте определённых контингентов населения – больных или отнесённых к группам риска.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Здоровье психическое – достигаемая на основе оптимального уровня психологической и социальной адаптации возможность строить своё поведение в соответствии с решаемыми задачами и условиями окружающей действительности.
Здоровый образ жизни – активная и сознательная деятельность личности, направленная на улучшение здоровья.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приёмов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.
Здоровьесберегающая педагогика – педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию в организации обучения и воспитания.
Здоровьесберегающее пространство школы – территория соблюдения принципов здоровьесберегающей педагогики.
Психологическое здоровье – высокая социально – психологическая адаптации, проявляющийся в гармоничных отношениях с окружающими, субъективным ощущением психологического комфорта и высоким потенциалом достижения благополучия в жизни.
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
№ п/п | Критерии оценки | Оценка исследова-теля | Само-оценка педагога |
1. | Обстановка и гигиенические условия в классе ( температура, свежесть воздуха, освещение и др.) | ||
2. | Постановка валеологических целей урока | ||
3. | Психологический микроклимат на уроке | ||
4. | Мотивация учащихся на начало каждого этапа урока ( используемые учителем методы повышения этой мотивации) | ||
5. | Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке | ||
6. | Число видов учебной деятельности на уроке (норма 4-7) | ||
7. | Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности (норма 7-10 минут) | ||
8. | Характер учебно-познавательной деятельности ( репродуктивный, поисковый, продуктивный) | ||
9. | Межпредметные связи с проблемами здоровья (Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование отношения к человеку и его здоровью как ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребностей в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения; включение в урок материала, помогающего ориентироваться в современном мире.) | ||
10. | Число методов преподавания (словесный, наглядный, практический ) ( норма не менее трёх) | ||
11. | Чередование методов преподавания (норма 10-15 минут) | ||
12. | Активные методы и формы обучения на уроке. | ||
13. | Место и длительность применения ТСО | ||
14. | Личностно – развивающий подход (использование субъективного опыта ученика, применение учителем на уроке разнообразного дидактического материала, учёт индивидуальных особенностей учащихся, субъект-субъектное обучение, развитие познавательной деятельности, диалогичное общение, использование разнообразных сенсорных путей восприятия информации) | ||
15. | Характер педагогического общения | ||
16 | Позы учащихся, чередование поз. | ||
17. | Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке (норма на 15-20 мин. урока по 1 мин . 3-4 упражнения) | ||
18. | Формирование у учащихся самоанализа, самооценки, саморегуляции. | ||
19. | Тем и ритм урока (соответствие уровню подготовленности учащихся, оптимальный, действия учителя и учащихся завершённые) | ||
20. | Плотность урока (количество времени , затраченное школьниками на учебную работу ; норма не менее 60% и не более 75-80%) | ||
21. | Диагностика момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (норма – не ранее чем через 25-30 мин. – 1 класс; 35- 40 мин. – в нач. школе; 40 мин.- остальные учащиеся; 30 мин. – учащиеся коррекционно-развивающего обучения). | ||
22. | Особые заслуги учителя (урок на свежем воздухе) |
Таблица 1. Проблемное поле организации образовательного процесса с точки зрения здровьесбережения
№ п/п | Проблемы | Ранжирова-ние по значимости |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. | Формальное признание всеми участниками образовательного процесса здоровья как наивысшей ценности. Перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса. Несовершенство используемых учебных программ и технологий. Авторитарный стиль преподавания. Отсутствие индивидуального подхода к учащимся. Использование преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным. Недостаток двигательной активности учащихся. Неправильное питание учащихся в школе. Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса. Недостаточное финансирование школы. Дидактогенная организация образовательного процесса. Недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса. Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий. Низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья. Слабое использование технологий, которые дают учащимся опыт успеха и радости, необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально- психологической адаптации в самостоятельной жизни. Неблагополучное состояние здоровья учителей. Недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий – толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.. Отсутствие системы предупреждения вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней: нарушение осанки, нарушения зрения, нервно-психические расстройства и т.д.). Недостаточная охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей). Недостаточная организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей. Гигиенические условия обеспечения учебного процесса (экологические факторы, требования к школьной мебели, освещённость, воздушно-тепловой режим, уровень шума). Оптимизация учебной нагрузки (объём учебной нагрузки, нагрузка от дополнительных занятий, нагрузка от занятий активно-двигательного характера). Оптимальность расписания. Рациональная организация урока. Альтернативный график каникул. Отсутствие школьной службы здоровья (валеологического сопровождения образовательного процесса). Недостаточная психолого–педагогическая поддержка учащихся в образовательном процессе. Отсутствие комплексного мониторинга здоровья учащихся и педагогов. Отсутствие школьной комплексной целевой программы «Здоровье». Отсутствие учёта показателей здоровья учащихся при оценке работы педагогического коллектива и отдельных учителей. |
Добрые советы
против профессиональной деформации, «выгорания» и дистрессов.
1. Оцените ситуацию : как изменилось за последнее время отношение к работе, если мысль о ней вызывает раздражение и усталость , пора принимать меры.
2. Создайте себе комфортные условия работы.
3. «Уйдите в отключку», т.е. регулярно давайте себе возможность расслабиться, сделать себе что-либо приятное.
4. Уходя с работы, старайтесь не оставлять дела в хаотическом беспорядке: когда утром вы придёте на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.
5. Разговаривайте с людьми по пустякам – тоже лекарство от стресса.
6. Используйте обеденный перерыв для прогулки, отдыха, разговоров на отвлечённые темы и непосредственно обеда, а не для подготовки к следующему уроку.
7. Избавьтесь от боязни ошибиться – достичь полного совершенства всё равно не получиться, а пробовать разные варианты необходимо.
8. Станьте заменимыми. Надо избавиться от иллюзии, что без Вас процесс остановится. Сочетание ответственности с незаменимостью – путь к выгоранию.
9. Готовьте пути отступления.
10. Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
11. Стремитесь побороть страх.
12. Найдите время, чтобы побыть наедине с собой
13. Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого.
14. Не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно.
15. Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».
16. Используйте возможность выступить с речью.
17. Следите за фигурой.
18.Маленькие радости в ваших руках.
19.Старайтесь больше шутить, смеяться, особенно над собой.
20.Увеличивайте время, которое посвящается другим интересам , а не работе.
21.Научитесь признавать право окружающих быть другими.
22.Больше доверяйте другим людям.
23.Старайтесь уменьшить нагрузку в течение дня.
24.Старайтесь быть терпимыми к себе и окружающим.
25. Общайтесь с людьми, с которыми чувствуете себя комфортно.
26.Активно занимайтесь восстановлением и укреплением своего здоровья.
27.Овладевайте методами психокоррекции.
28.Перестройте своё эмоциональное отношение к людям и событиям.
Предварительный просмотр:
АНКЕТА о создании на уроке условий здоровьесбережения | |
Как Вы оцениваете обстановку и гигиенические условия в классе? | Хорошо Удовлетворительно Плохо |
Постарайтесь вспомнить, когда Вы перед началом урока обращали внимание на температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители? | Часто Периодически Редко Никогда |
Какое количество видов учебной деятельности Вы предлагаете учащимся на уроке? И сколько минут длится каждый вид деятельности? | _______ _______ |
Какое количество видов преподавания вы используете на уроках? Рационально ли Вы их используете и чередуете? | _______ Да Не совсем Чаще нерационально |
Какие методы Вы используете для активизации учащихся на уроке? | Дискуссия Дебаты Игровые Обсуждение Другое |
Предоставляете ли Вы им возможность свободного общения? | Нет Да По обстоятельствам |
Как долго на уроке Вы применяете технические средства обучения? | 5 мин 15-20 мин Весь урок |
Как Вы мотивируете активную деятельность учащихся? Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества) Активные метода (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия) Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки) | _______ _______ _______ |
Что преобладает в Вашем общении с обучающимися: сотрудничество или авторитарность? | сотрудничество авторитарность |
Учитываете ли Вы возрастные особенности при устном опросе, во время самостоятельной работы? | Всегда Не всегда Редко Не учитываю |
Увлеченно рассказывая содержание очередной темы любимого предмета, наблюдаете ли Вы на лицах школьников заинтересованность или безразличие? | Наблюдаю на первых трех уроках ___________ Безразличие появляется чаще всего после 4-го урока _____________ |
На какой минуте Вашего урока активность учащихся сменяется пассивностью, а дружелюбие – враждебностью? | 1-4 кл. _____________ 5-8 кл. _____________ 9-11 кл. _____________ |
Во время объяснения нового материала, обращали ли Вы внимание на чередование позы ученика в зависимости от видов деятельности? | Всегда Редко Очень редко |
Как часто Вы наблюдаете за учениками групп риска по зрению, осанке, сосудистым заболеваниям, даете им особые задания на уроке? | Часто Периодически Редко Никогда |
Сможете ли Вы хотя бы в вопросах на повторение содержательной части урока затронуть проблемы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни? | Часто Периодически Редко Никогда |
Как часто Вы используете внешнюю мотивацию: оценку коллектива, похвалу учителя, поддержку друзей, соревновательный момент? | Часто Периодически Редко Никогда |
Оцените на своем уроке уровень внутренней мотивации школьников: | стремление больше узнать ______________ радость от активности___________ интерес к изучаемому материалу ____________ |
Предварительный просмотр:
Правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения
Правило 1. Правильная организация урока.
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
Во-вторых, главной целью учителя, должно быть, научить ученика учиться. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению.
Учитель может добиться интереса разными способами: во-первых, за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более привлекательным, во-вторых, за счет личностных качеств учителя, в-третьих, взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия.
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того, какое из них является доминирующим:
левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к абстрагированию и обобщению, поэтому необходимо на уроке:
- ясные и четкие инструкции; изложение информации линейное: от части к целому;
- неоднократное повторение; проверка выполнения задания; тишина на уроке.
правополушарные люди – у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение, поэтому необходимо на уроке:
- связь информации с практикой,
- анализ от целого к частному,
- задачи зрительно-пространственного анализа,
- творческие задания, эмоции, эксперименты, речевой и музыкальный ритм.
равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
- аудиальное восприятие;
- визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:
- 5-25 минута – 80%
- 25-35 минута - 60-40%
- 35-40 минута – 10%
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.
Утомление часто возникает в следующие периоды:
- начало учебного года и недели;
- возникает ежедневно к 3-4-му урокам;
- сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;
- окончание четверти, учебного года, недели.
Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.
Приемы здоровьесбережения на уроках:
– подготовка помещения к уроку (проветривание, свет, доска и т.д.);
– смена видов учебной деятельности (4–7 видов за урок, продолжительностью каждого 7–10 мин.);
– количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.), норма – не менее трех;
– чередование видов преподавания, норма: не позже, чем через 10–15 мин. - наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учеников;
– правильное применение ТСО;
– поза учащихся за партой;
– наличие физкультминуток, динамических пауз, минуток релаксации, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, массаж активных точек. Норма: на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений;
– наличие здоровьесберегающих вопросов в содержательной части урока;
– наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация: стремление больше узнать, радость познания, интерес);
– психологический климат на уроке, взаимоотношения учитель-ученик и ученик-ученик;
– наличие на уроке эмоциональных разрядок (юмор, афоризм, музыка и т.д.);
– плотность урока, т.е. количество времени на учебную работу (60–80% урока);
– спокойное завершение урока.
Методические приемы по здоровьесбережению в образовательном процессе
Принципы здоровьесбережения обучающихся
- учет возрастно-половых особенностей обучающихся;
- учет состояния здоровья детей данного класса;
- учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей;
- обязательное структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности;
- обучение в малых группах (индивидуализация обучения);
- использование наглядности и сочетании различных форм предоставления информации;
- создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы;
- формирование положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”).
Предварительный просмотр:
Тема итоговой индивидуальной работы: «Умение планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока) с применением методических приёмов здоровьесбережения»
Форма итоговой индивидуальной работы: разработка урока и его самоанализ
Домашнее задание стажёрам
- Разработайте урок по своему предмету (тему урока выбираете самостоятельно в рамках рабочей программы по предмету), учитывая здоровьесберегающий потенциал урока.
- Проведите анализ здоровьесберегающего потенциала вашего урока
Схема анализа урока
- Опишите, когда и где происходил урок:
Школа______ класс _____ дата ________ предмет ___________ какой это урок по счету ____
Ф.И.О. учителя __________________________________________________________________
Тема ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
- Кратко изложите ход урока (рекомендуется приложить к анализу план или конспект урока) ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Оцените здоровьесберегающую направленность целей урока:
*А) направленность на развитие личности учащегося _____
обеспечивать приобретение знаний о себе, о своем месте в мире, своих отношениях с миром;
создавать условия для понимания смысла собственной деятельности на уроке;
способствовать приобретению умений принятия решений, выбора поведения;
помогать развитию рефлексии собственной деятельности и ее результата;
другое______________________________________________________________________
*Б) направленность на формирование здоровья и здорового образа жизни____
обеспечивать понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;
способствовать формированию отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
содействовать развитию потребности в здоровом образе жизни;
помогать вырабатывать индивидуальный способ здорового образа жизни;
другое____________________________________________________________________
4. Оцените наличие в организации деятельности учащихся на уроке:
*А) свободного выбора____
содержания;
действия;
способа действия;
способа взаимодействия; творческая работа;
другое ________________
*Б) самодеятельности и совместной деятельности __
ученик в роли учителя; кооперативное обучение; имитационное моделирование; дискуссия; исследование; другое_______________________
*В) оценочной самостоятельности ___
взаимопроверка;
участие в оценивании ответа другого;
оценивание собственного ответа;
другое_______________________
*5. Оцените активацию учителем познавательного и социального интереса учащихся к содержанию урока: _______
организация поисковой мыслительной активности;
формирование собственного мнения; использование занимательного материала;
опора на личный опыт учащихся;
формирование эмоционального отношения к содержанию;
нахождение практического применения содержания;
другое __________________________________
____________________________________________________________________________
6. Оцените психологическую безопасность взаимоотношений (наличие эмоционального комфорта):
*А) между учителем и учениками_____
диалогическое взаимодействие;
оказание помощи, поддержка;
соответствие возрасту;
индивидуально-дифференцированный подход;
безопасное оценивание;
другое____________________________
*Б) между учениками _____
активность в общении;
дружелюбие; сотрудничество;
взаимопомощь, поддержка;
заинтересованность в общем результате;
другое___________________________
7. Оцените соответствие условий гигиеническим и экологическим нормативам:
*А) учебной деятельности _____
нормирование учебной нагрузки,
в т.ч. домашнего задания;
учет динамики работоспособности;
обоснованное применение
средств обучения, в т.ч. ТСО и ИКТ;
другое__________________________
*Б) учебного помещения___
освещенность;
школьная мебель;
воздушно-тепловой режим;
эстетический комфорт;
другое_________________
*В) учебного режима_______
место урока в учебном дне;
в учебной неделе;
в учебной четверти;
в учебном году;
другое_________________
*8. Оцените наличие приемов психологической и физической разгрузки: ____
физкультминутки;
динамические паузы;
минутки релаксации;
дыхательная гимнастика;
гимнастика для глаз;
массаж активных точек;
создание положительного эмоционального настроя;
другое_________________________________________________________________________.
9. Предложите учащимся оценить свое состояние после урока:
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: «Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока».
весело – грустно (чувствую вдохновение – чувствую подавленность) |
интересно – не интересно |
не волнуюсь – волнуюсь ( уверен в себе – не уверен в себе) |
не устал – устал |
старался – не старался (пассивен – активен) |
доволен собой – не доволен собой (успешен – неуспешен) |
не раздражаюсь – раздражаюсь (терплю – не хватает терпения) |
10. Рассчитайте здоровьесберегающий потенциал урока по сумме набранных баллов (максимально можно получить 12 баллов): ___________________________________
Опишите, как необходимо изменить урок, чтобы увеличить его здоровьесберегающий потенциал: _______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Здесь и далее все отмеченные звездочкой пункты оцениваются по шкале от 0 до 1.
Шкала оценки:
0 – отсутствует на уроке;
0,5 – недостаточно четкое проявление;
1 – ярко выраженная реализация положения.
Подчеркните или впишите положения, имеющиеся на уроке, и оцените пункт в баллах в целом. При этом краткие описания положения, помещенные под звездочкой, можно использовать как основу для его оценивания.
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающий потенциал школьного урока
Базовые потребности учащегося | Школьные факторы риска | Здоровьесберегающая деятельность педагога |
Самоактуализация (уважение к себе, самоосуществление) | Ценности и цели «знаниевой» педагогики – обеспечить адаптацию к требованиям общества за счет: ∙ освоения учащимися предметно-дисциплинарных знаний, умений и навыков (результат обучения); ∙ освоения учащимися морально-нравственных норм (результат воспитания) | Ценности и цели личностно-ориентиро-ванной педагогики – создать условия для развития личности ребенка за счет: ∙ обеспечения личностного смысла образования (ориентация на потребности и интересы учащихся); ∙ деятельностного подхода к обучению (освоение способов деятельности); ∙ развития самостоятельности мышления (умения принимать собственные решения) |
Уважение (одобрение, благодарность, признание) | ||
Общения (привязанность, причастность к группе) | ∙ репродуктивно-иллюстративный подход к обучению; ∙ монологический характер обучения | ∙ кооперативное обучение (создание ситуаций обучающего взаимодействия учащихся); ∙ создание субъектных ситуаций деятельности учащихся (самодеятельности); ∙ диалогическое взаимодействие педагога и учащегося; |
Безопасность (физическая и психологическая) | ∙ неадекватные возможностям учащихся методы обучения и уровень требований ∙ произвольное оценивание через отметку и словесную характеристику ∙ соревновательный характер обучения | ∙ соответствие обучения возрастным особенностям учащихся ∙ индивидуально-дифференцированный подход к обучению ∙ безопасное оценивание (эффективная обратная связь) ∙ создание условий для оценочной самостоятельности учащихся ∙ доброжелательное, поддерживающее отношение учителя к учащимся ∙ организация отношений поддержки, сотрудничества, взаимопомощи между учащимися |
Физиологические (пища, отдых, движение, кислород) | ∙ перегрузка ∙ гиподинамия ∙ неудовлетворительное состояние школьной среды | ∙ соблюдение требований к объему учебной нагрузки (в т.ч. домашних заданий) ∙ рациональное чередование учебной нагрузки (учебный режим) ∙ обоснованное применение средств обучения, в т.ч. ТСО и ИКТ ∙ использование приемов психологической разгрузки, разгрузки органа зрения, динамических нагрузок ∙ соблюдение требований к состоянию учебных помещений (мебель, освещенность, воздушно-тепловой режим) |
Предварительный просмотр:
Советы от арт-терапевта
1. Устал - рисуй цветы.
2. Злой - рисуй линии.
3. Болит - лепи.
4. Скучно - заполни листок бумаги разными цветами.
5. Грустно - рисуй радугу.
6. Страшно - плети макраме или делай аппликации из тканей.
7. Ощущаешь тревогу - сделай куклу-мотанку.
8. При возмущении - рвите бумагу на мелкие кусочки.
9. Чувствуешь беспокойство - складывай оригами.
10. Хочешь расслабиться - рисуй узоры.
11. Важно вспомнить - рисуй лабиринты.
12. Ощущаешь неудовольствие - сделай копию картины.
Будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы стажировочной площадки в рамках регионального ИнКо "Школа как центр развития одаренных детей"
Целевая установка в педагогическом коллективе, который я сегодня представляю - все дети одарены, нет неодаренных детей. Сегодня формирование исследовательской культуры, культуры проектирования, с широ...
стажёрская площадка АКИПКРО на базе МБОУ "Гимназия №85"
отзывы о работе учителей русского языка и литературы МБОУ "Гимназия №85"...
Материалы стажерской площадки: Мастер-класс "Работа с детьми с ОВЗ"
Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе? Готово ли современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного об...
Материалы стажерской площадки: Модуль "Предметное обучение. Математика"
Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к П...
Материалы стажёрской практики по профстандарту
Мастер-класс "Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников в условиях ФГОС".Одним из требований к введению ФГОС является соблюдение психолого-педагогических условий реа...
В Похвистневском районе заработала стажёрская площадка по социализации сельской молодёжи
Об открытии стажёрской площадки по социализации сельской молодёжи...
выступление на муниципальной стажёрской площадке
Психололгические аспекты формирования читательской грамотности...