Эко-знайка
рабочая программа по экологии (7 класс) на тему
Экологическое образование выполняет интегративную роль во всей системе общего образования. Экологизация образования несет в себе следующие педагогические функции:
-способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся;
-является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования;
-формирует общеучебное умение прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей и коллектива;
-расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения;
-позволяет раскрыть социальную сущность образования в целом.
Цель экологического образования – становление экологической культуры личности и общества как обязательного условия гармоничного взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и устойчивое развитие. Эта цель согласуется с моделью общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Ключевая роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности: осознание сущности экологических законов, понимание причин противоречий в системе «природа – общество», осознание опасности глобальных экологических катастроф и локальных экологических кризисов, познание себя и окружающего мира.
В курсе экология рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.
Задачи экологического образования представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.
Обучение: формирование знаний об экосистеме организации природы Земли в границах обитания человека: системы интегрированных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.
Воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.
Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций: эмоциональной сферы – эстетического воспитания и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – убеждения и возможности решения экологических проблем, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды. Показателем эффективности формирования экологической ответственности является не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следствие экологическим нормам во всех видах деятельности. Социальное и нравственное воспитании, как воспитание, прежде всего чувства ответственности ха собственное поведение, становится основой взаимодействия предметов гуманитарного и эстетического циклов.
Курс предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение в биологию и экологию» и «Экология растений». Рассматривает влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.
Программа факультатива рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eko-znayka_7_klass.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1 имени Петра Петровича Корягина»
Благовещенского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
методическим объединением | Заместитель директора | Директор школы |
учителей ______________________ | по УВР | __________ О.И. Реймер |
Протокол №______________ | _________(А.Д. Денисенко) | Приказ № ____________ |
от «____»____________20__г. | «____»_________20__г. | от «___» __________20__г. |
Руководитель МО __________ (Л.И. Ермоленко) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива по экологии
«Эко - знайка»
7 классы
основное общее образование, базовый уровень
Составитель
Гаврилова Елена Ивановна, учитель химии высшей квалификационной категории
р.п. Благовещенка – 2016
Содержание
стр.
1. Пояснительная записка 3
2. Содержание учебного курса 5
3. Тематическое планирование 6
3. Планируемые результаты освоения учебного курса 8
5. Учебно-методическое обеспечение 9
6. Лист внесения изменений и дополнений 10
7. Выполнение программы 11
Пояснительная записка
Экологическое образование выполняет интегративную роль во всей системе общего образования. Экологизация образования несет в себе следующие педагогические функции:
-способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся;
-является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования;
-формирует общеучебное умение прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей и коллектива;
-расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения;
-позволяет раскрыть социальную сущность образования в целом.
Цель экологического образования – становление экологической культуры личности и общества как обязательного условия гармоничного взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и устойчивое развитие. Эта цель согласуется с моделью общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Ключевая роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности: осознание сущности экологических законов, понимание причин противоречий в системе «природа – общество», осознание опасности глобальных экологических катастроф и локальных экологических кризисов, познание себя и окружающего мира.
В курсе экология рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.
Задачи экологического образования представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.
Обучение: формирование знаний об экосистеме организации природы Земли в границах обитания человека: системы интегрированных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.
Воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.
Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций: эмоциональной сферы – эстетического воспитания и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – убеждения и возможности решения экологических проблем, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды. Показателем эффективности формирования экологической ответственности является не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следствие экологическим нормам во всех видах деятельности. Социальное и нравственное воспитании, как воспитание, прежде всего чувства ответственности ха собственное поведение, становится основой взаимодействия предметов гуманитарного и эстетического циклов.
Курс предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение в биологию и экологию» и «Экология растений». Рассматривает влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.
Программа факультатива рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Содержание учебного курса
Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1 ч)
Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Экология животных как учебный предмет.
Тема 2. Условия существования животных (4 ч)
Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных. Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.
Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.
Реакция дождевых червей на различную влажность почвы. (Работа предполагает наблюдение за поведением дождевых червей в садках-террариумах в условиях недостатка и нормального количества влаги в почве — формируется умение ставить цель наблюдения.)
Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу.
Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.
Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.
Тема 3. Среды жизни (5 ч)
Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.
Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.
Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.
Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.
Тема 4. Жилища в жизни животных. (1ч)
Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существование животных.
Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных (3 ч)
Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.
Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.
Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит — хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными.
Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериачьные и грибковые заболевания животных.
Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных,
Тема 6. Свет в жизни животных.(1ч)
Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.
Тема 7. Вода в жизни животных (2ч)
Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Экологические группы животнх по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.
Тема 8. Температура в жизни животных.(2ч)
Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу. Способы регуляции теплоотдачи у животных.
Тема 9. Кислород в жизни животных (1ч)
Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к излучению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.
Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных (4 ч)
Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.
Тема 11. Численность животных (3ч)
Популяция животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебание численности. Динамика численности различных животных.
Тема 12. Изменения в животном мире Земли (8 ч)
Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных. Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
1 | Экология животных: раздел науки и учебный предмет | 1 | |
2 | Условия существования животных | 1 | |
3 | Многообразие условий обитания. | 1 | |
4 | Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания | 1 | |
5 | Предельные условия существования животных в Алтайском крае | 1 | |
6 | Среды жизни | 1 | |
7 | Наземная среда обитания. Животный мир суши | 1 | |
8 | Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде | 1 | |
9 | Почва как среда обитания животных | 1 | |
10 | Живой организм как среда обитания животных | 1 | |
11 | Жилища в жизни животных | 1 | |
12 | Биотические экологические факторы в жизни животных | 1 | |
13 | Взаимное влияние животных и растений | 1 | |
14 | Взаимоотношения между животными | 1 | |
15 | Животные и микроорганизмы | 1 | |
16 | Свет в жизни животных | 1 | |
17 | Вода в жизни животных | 1 | |
18 | Вода как необходимое условие жизни животных. Экологические группы животных по отношению к воде | 1 | |
19 | Температура в жизни животных | 1 | |
20 | Приспособление животных к различным температурам | 1 | |
21 | Кислород в жизни животных | 1 | |
22 | Сезонные изменения в жизни животных | 1 | |
23 | Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования | 1 | |
24 | Оцепенение. Спячка | 1 | |
25 | Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие | 1 | |
26 | Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания | 1 | |
27 | Численность животных | 1 | |
28 | Популяции животных Алтайского края. Плотность популяции | 1 | |
29 | Численность популяции. Колебания численности | 1 | |
30 | Изменения в животном мире Земли | 1 | |
31 | Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов в Алтайском крае | 1 | |
32 | Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных в Алтайском крае | 1 | |
33 | Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных | 1 | |
34 | Редкие и охраняемые животные. Красная книга Алтайского края | 1 | |
35 | Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран | 1 | |
Итого: 35 часов |
Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения данного курса ученик должен:
1. Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.
2. Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.
3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.
4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.
5. Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.
6. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.
7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.
8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.
9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.
10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.
11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.
Учебно-методическое обеспечение
- Державина Т. Б. Экскурсии в природу: Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010
- Тихонов А. В. Животные России. Красная книга. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010
- Шарова И. Х., Мосалов А. А. Зоология: Практикум. 7 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
Лист внесения изменений и дополнений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа | Подпись лица, внёсшего запись |
Выполнение программы 2016 – 2017 уч.г
ФИО учителя:___Гаврилова Е.И.________________
Курс: ____экология_______________
Классы: __7__
Период | По плану | Фактически | Отставание | Причина | Способ устранения отставания |
I четверть | |||||
II четверть | |||||
III четверть | |||||
IV четверть | |||||
Год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всё Знайка
logo.jpg Вы любопытный ребенок? Вы трудолюбивый школьник? Вы веселый забияка? Вы скромный и тихий? И вам интересно знать откуда и как все начиналось?http://www.znajko.ru/ru/xmapznajko.html...
"Путешествие Знайки и Незнайки по Мордовии"
Внеклассное мероприятие по краеведению для начальных классов....
Экспериментальная группа кратковременного пребывания Школа раннего развития "Знайка".
Аналитическая справка ...
Знайка
Подборка нестандартных задач по математике для учащихся 5-7 классов....
Конспект праздника "День Знаний" - "В гостях у Знайки"
Углубить и расширить знания детей о школе в подготовительной группе; способствовать расширению кругозора детей, любознательности....
Викторина "Знайка"
В викторине представлен увлекательный материал для обучающихся начальных классов для развития речи, внимания, памяти, мышления....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Ансамбль" (2014-15 уч. г.)
Программа по комплексному обучению в студии эстетического развития "Ника" по предмету ансамбль для учащихся 3-4 кл....