Лекция к занятию № 5 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.
Лекция к занятию № 5 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Калининградское подразделение Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций – структурное подразделение Октябрьской железной дороги- филиала ОАО «РЖД»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРЕДМЕТА
«Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»
(2 часа обучения)
ЛЕКЦИЯ № 5
по предмету «Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»
Монтер пути 2-3 разряд. Профессиональная подготовка
Калининград
2018
Лекция к занятию № 5. Тема: Устройство железнодорожного пути.
Токопроводящие стыки.
По назначению различают токопроводящие и изолирующие стыки. Токопроводящие стыки должны обеспечивать пропуск сигнального тока с одного рельсового звена на другое, изолирующие напротив препятствуют прохождению тока.
Для увеличения пропускной способности токопроводящий стык оборудуется соединителями. Необходимая токопроводимость рельсовых нитей обеспечивается за счет применения основных и дублирующих стыковых рельсовых соединителей и сохранения постоянного просвета между подошвой рельса и балластом 3- 5 см.
Электрические рельсовые цепи должны обеспечивать работу комплексной системы безопасности движения. Автоблокировка- система безопасности движения поездов, при которой перегон делится на блок-участки, огражденные проходными светофорами и расположенными в створе с ними изолирующими стыками; сигнальный ток течет по рельсовым цепям; колесные пары шунтируют (замыкают) рельсовую цепь, провоцируя замыкание якоря реле, в результате чего меняется показание светофора.
ПП3 - путевой приемник, ГП - путевой генератор.
При тональной рельсовой цепи линия делится на участки по частоте генератора ГП. Частоты: 420, 480, 520, 580, 720 Гц - 3-го поколения; 4500, 5000, 5500 Гц - 4-го поколения. Частота модуляции: 8 и 12 Гц.
Элементы рельсовой цепи (рис. 20):
-рельсовые нити;
-токопроводящие стыки;
-стыковые рельсовые соединители;
-изолирующие стыки;
- устройства, снабжающие цепь током.
Токопроводящие стыки позволяют пропускать сигнальный и обратный тяговый ток посредством соединителей.
Основным требованием по нормативному содержанию удельного сопротивления является соблюдение нормированного зазора между подошвой рельса и балласта - не менее 3 см.
В пределах одной рельсовой цепи не допускается применение разнотипных стыковых соединителей.
Стыковые рельсовые соединители применяют следующих видов: приварные (рис 21,24.), штепсельные (рис. 22), стрелочные (рис 23) с диаметром троса 8,4 мм и 6,2 мм с резьбовым соединением и без, электротяговые (рис 25), и пружинные (рис 26-29). Штепсельные и пружинные соединители могут быть другой (отличающейся от изображенных на рисунках) утвержденной ОАО «РЖД» конструкции.
Приварка соединителей осуществляется согласно техническим указаниям на элетродуговую приварку рельсовых стыковых соединителей. Приварка основных соединителей производится к головке рельса – выгнутой частью вниз с расположением манжетов таким образом, чтобы после приварки их не могли касаться бандажи колес подвижного состава и они не препятствовали бы снятию накладок.
Рис. 21. Схема установки приварного соеденителя (а) и приварки (б) медного соединителя фартучного типа к головке рельса: 1 – шов, выполняемый ручной электродуговой сваркой; 2 – фартук; 3 – наконечник (манжета); 4 – гибкий трос МГГ-70. |
На участках с автономной тягой в качестве дублирующих применяются стальные стрелочные соединители длиной 1200 мм с диаметром троса 6,2 мм.
Рис.23. Соединитель стрелочный тип 2, длина 1200 мм.
На неэлектрифицированных участках с автономной тягой устанавливают стальные (приварные или штепсельные), а также пружинные соединители.
На электрифицированных участках постоянного тока в качестве дублирующих применяют электротяговые соединители длиной 1500 (1200)
мм равноценные по электрическому сопротивлению медным, сечением 70 мм , на участках переменного тока - медным, сечением 50 мм. На участках с электротягой переменного тока в качестве дублирующих допускается также применение стальных приварных или штепсельных соединителей.
Рисунок 24. а) Соединитель рельсовый приварной РЭСФ-02 МГ-70; б) . Соединитель рельсовый приварной СРС 6-01.
Сопротивление рельсов - это сопротивление обеих рельсовых нитей с учетом сопротивления стыковых соединителей, отнесенное к 1 км рельсовой линии. Сопротивление рельсов зависит от типа рельсов и стыковых соединителей, состояния накладок. Сопротивление рельсов постоянному току составляет 0,3 – 0,6 Ом · км при штепсельных и 0,1 – 0,2 Ом · км при приварных соединителях.
Рис. 25. Электротяговый рельсовый соединитель
Рис. 26. Пружинный соединитель.
Усилие затяжки стыковых болтов при монтаже пружинных рельсовых соединителей должно быть не менее 5,0 тс (крутящий момент на гайке – 35 кГм). Ослабление затяжки болтов ниже 3,0 тс не допускается.
Рельсовые цепи оборудуются дублирующими соединителями: на перегонах - на участках приближения к переездам и станциям, приближения и удаления от станций, на главных путях станций, а также по маршрутам безостановочного пропуска и приема (отправления) пассажирских поездов.
Обязательна установка основных и дублирующих стыковых соединителей на ответвлениях, которые не обтекаются током рельсовых цепей, а также в стыках тяговой нити однониточных рельсовых цепей.
Рис. 27. Соединитель рельсовый стыковой пружинный.
1 – СРСП, 2 – рельс (показан вырез), 3 – рельсовая накладка (показан вырез), 4 – крепежные элементы (болт и гайка), 5 – тарельчатые пружины, 6 – шайба
Рис. 28. Схема монтажа рельсового стыкового пружинного соединителя.
1 – корпус, 2 – пружина, 3 – кольцо защитное, 4 – смазка защитная электропроводящая, 5 – лента полипропиленовая
Рис.29. Схема монтажа: 1 - СРСП, 2 - рельс (вырез), 3 - накладка (вырез), 4 - болт и гайка, 5 - тарельчатая пружина, 6 - шайба
Пружинные рельсовые соединители устанавливаются с двухголовыми накладками с рельсами Р65 и Р75 (один соединитель под каждой накладкой сборного стыка).
Пружинные стыковые соединители типа СРСП применяются в качестве основного и дублирующего соединителей, исключая при этом применение приварных и электротяговых рельсовых стыковых соединителей.
Пружинные рельсовые соединители запрещается применять:
- на стрелочных изолированных участках;
- при однониточных рельсовых цепях;
- на участках пути с подъемами более 6о/о (60о/оо), на указанных участках следует устанавливать стыковые соединители с более высокой проводимостью - штепсельные, приварные.
Маркировка токопроводящих стыков, оборудованных пружинными стыковыми соединителями, осуществляется путем нанесения краски светлых тонов буквой «П» между центральными болтовыми отверстиями каждой накладки.
Запрещается применение приварных и электротяговых соединителей на рельсовых стыках, оборудованных пружинными рельсовыми соединителями.
Запрещается приварка рельсовых соединителей в местах временного восстановления и уравнительных пролётах, уравнительных приборов, уравнительных стыков.
Сопротивление изоляции (балласта) – это сопротивление, оказываемое току утечки из одной рельсовой нити в другую через балласт и шпалы, отнесенное к 1 км рельсовой линии. Это сопротивление зависит от качества и состояния балласта и шпал, а также от температуры и влажности воздуха и изменяется от 1 Ом · км (летом после дождя) до 100 – 150 Ом · км (зимой в сильный мороз). Нормативная величина величина сопротивления изоляции – не менее 1 Ом · км.
Приварной соединитель считается неисправным и подлежит замене при: разрушении сварного шва, наличии следов прожога нитей, обрыве троса более 30 % площади сечения, неполном обжатии троса в манжете (при наличии люфта или отдельных выдернутых из манжеты прядей) или когда возможен его обрыв с появлением максимально допустимого зазора в стыке, расположении сварного шва менее 15 мм от поверхности катания при новых рельсах (10 мм при рельсах, имеющих износ), если переходное сопротивление соединителя более 300 мк Ом.