Лекция к занятию № 5 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.

Трофимова Ирина Прановна

Лекция к занятию № 5 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Калининградское подразделение Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций – структурное  подразделение Октябрьской железной дороги- филиала ОАО «РЖД»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРЕДМЕТА

«Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»

(2 часа обучения)

ЛЕКЦИЯ № 5

по предмету «Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»

 Монтер пути 2-3 разряд. Профессиональная подготовка

Калининград

                                                                                     2018

 Лекция к занятию № 5. Тема: Устройство железнодорожного пути.

Токопроводящие стыки.

По назначению различают токопроводящие и изолирующие стыки. Токопроводящие стыки должны обеспечивать пропуск  сигнального тока с одного рельсового звена на другое, изолирующие напротив препятствуют прохождению тока.

 Для увеличения пропускной способности  токопроводящий стык оборудуется  соединителями. Необходимая токопроводимость рельсовых нитей обеспечивается за счет применения основных и дублирующих стыковых рельсовых соединителей и сохранения постоянного просвета между подошвой рельса и балластом  3- 5 см.

Электрические рельсовые цепи должны обеспечивать работу комплексной  системы безопасности движения. Автоблокировка- система безопасности движения поездов, при которой перегон делится на блок-участки, огражденные проходными светофорами и расположенными в створе с ними изолирующими стыками; сигнальный ток течет по рельсовым цепям; колесные пары шунтируют (замыкают) рельсовую цепь, провоцируя  замыкание якоря реле, в результате чего меняется показание светофора.

C:\Users\ACHERN~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image73.jpeg

C:\Users\ACHERN~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image74.jpeg


ПП3 - путевой приемник, ГП - путевой генератор.

При тональной рельсовой цепи линия делится на участки по частоте генератора ГП. Частоты: 420, 480, 520, 580, 720 Гц - 3-го поколения; 4500, 5000, 5500 Гц - 4-го поколения. Частота модуляции: 8 и 12 Гц.

Элементы рельсовой цепи (рис. 20):

-рельсовые нити;

-токопроводящие стыки;

-стыковые рельсовые соединители;

-изолирующие стыки;

- устройства, снабжающие цепь током.

 Токопроводящие стыки позволяют пропускать сигнальный и обратный тяговый ток посредством соединителей.

Основным требованием по нормативному содержанию удельного сопротивления является соблюдение нормированного зазора между подошвой рельса и балласта - не менее 3 см.

В пределах одной рельсовой цепи не допускается применение разнотипных стыковых соединителей.

Стыковые рельсовые соединители применяют следующих видов: приварные (рис 21,24.),  штепсельные (рис. 22), стрелочные (рис 23) с диаметром троса 8,4 мм и 6,2 мм с резьбовым соединением и без,  электротяговые  (рис 25), и пружинные (рис 26-29). Штепсельные и пружинные соединители могут быть другой (отличающейся от изображенных на рисунках) утвержденной ОАО «РЖД» конструкции.

Приварка соединителей осуществляется согласно техническим указаниям на элетродуговую приварку рельсовых стыковых соединителей. Приварка основных соединителей производится к головке рельса – выгнутой частью вниз  с расположением манжетов таким образом, чтобы после приварки их не могли касаться бандажи колес подвижного состава и они  не препятствовали  бы снятию накладок.

Рис. 21. Схема установки приварного соеденителя (а) и приварки (б) медного соединителя фартучного типа к головке рельса: 1 – шов, выполняемый ручной электродуговой сваркой; 2 – фартук; 3 – наконечник (манжета); 4 – гибкий трос МГГ-70.

На участках с автономной тягой в качестве дублирующих применяются стальные стрелочные соединители длиной 1200 мм с диаметром троса 6,2 мм.

C:\Users\ACHERN~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image77.jpeg

Рис.23. Соединитель стрелочный тип 2, длина 1200 мм.

На неэлектрифицированных участках с автономной тягой устанавливают стальные (приварные или штепсельные), а также пружинные соединители.

На электрифицированных участках постоянного тока в качестве дублирующих применяют электротяговые соединители длиной 1500 (1200)

мм равноценные по электрическому сопротивлению медным, сечением 70 мм , на участках переменного тока - медным, сечением 50 мм. На участках с электротягой переменного тока в качестве дублирующих допускается также применение стальных приварных или штепсельных соединителей.

C:\Users\ACHERN~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image76.jpeg

 

Рисунок 24. а) Соединитель рельсовый приварной РЭСФ-02 МГ-70; б)        . Соединитель рельсовый приварной СРС 6-01.

Сопротивление рельсов  - это сопротивление обеих рельсовых нитей с учетом сопротивления стыковых соединителей, отнесенное к 1 км рельсовой линии. Сопротивление рельсов зависит от типа рельсов и стыковых соединителей, состояния накладок. Сопротивление рельсов постоянному току составляет 0,3 – 0,6 Ом · км при штепсельных и 0,1 – 0,2 Ом · км при приварных соединителях.

C:\Users\ACHERN~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image79.jpeg

*

Рис. 25. Электротяговый рельсовый соединитель

C:\Users\ACHERN~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image80.jpeg

Рис. 26. Пружинный соединитель.

Усилие затяжки стыковых болтов при монтаже пружинных рельсовых  соединителей       должно    быть не менее 5,0 тс (крутящий момент на гайке – 35 кГм). Ослабление затяжки болтов ниже 3,0 тс не допускается.

 Рельсовые цепи оборудуются дублирующими соединителями: на перегонах -  на участках приближения к переездам и станциям, приближения и удаления от станций, на главных путях станций, а также по маршрутам безостановочного пропуска и приема (отправления) пассажирских поездов.

Обязательна установка основных и дублирующих стыковых соединителей  на ответвлениях, которые не обтекаются током рельсовых цепей, а также в стыках тяговой нити однониточных рельсовых цепей.


Рис. 27. Соединитель рельсовый стыковой пружинный.

1 – СРСП,  2 –  рельс (показан вырез), 3 – рельсовая накладка (показан вырез),  4 – крепежные элементы (болт и  гайка), 5 – тарельчатые пружины, 6 – шайба

 Рис. 28. Схема монтажа рельсового стыкового пружинного соединителя.

1 – корпус,  2 – пружина,  3 – кольцо защитное,                                                                                                                               4 – смазка защитная электропроводящая,  5 – лента полипропиленовая

                                         C:\Users\ACHERN~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image81.jpeg

Рис.29. Схема монтажа: 1 - СРСП, 2 - рельс (вырез), 3 - накладка (вырез), 4 - болт и гайка, 5 - тарельчатая пружина, 6 - шайба

Пружинные рельсовые соединители устанавливаются с двухголовыми накладками с рельсами Р65 и Р75 (один соединитель под каждой накладкой сборного стыка).

Пружинные стыковые соединители типа СРСП применяются в качестве основного и дублирующего соединителей, исключая при этом применение приварных и электротяговых рельсовых стыковых соединителей.

Пружинные рельсовые соединители запрещается применять:

  • на стрелочных изолированных участках;
  • при однониточных рельсовых цепях;
  • на участках пути с подъемами более 6о/о (60о/оо), на указанных участках следует устанавливать стыковые соединители с более высокой проводимостью - штепсельные, приварные.

Маркировка токопроводящих стыков, оборудованных пружинными стыковыми соединителями, осуществляется путем нанесения краски светлых тонов буквой «П» между центральными болтовыми отверстиями каждой накладки.

Запрещается применение приварных и электротяговых соединителей на рельсовых стыках, оборудованных пружинными рельсовыми соединителями.

Запрещается приварка рельсовых соединителей в местах временного восстановления и уравнительных пролётах, уравнительных приборов, уравнительных стыков.


Сопротивление изоляции (балласта) – это сопротивление, оказываемое току утечки из одной рельсовой нити в другую через балласт и шпалы, отнесенное к 1 км рельсовой линии. Это сопротивление зависит от качества и состояния балласта и шпал, а также от температуры и влажности воздуха и изменяется от 1 Ом · км (летом после дождя) до 100 – 150 Ом · км (зимой в сильный мороз). Нормативная величина величина сопротивления изоляции –  не менее 1 Ом · км.

Приварной соединитель считается неисправным и подлежит замене при: разрушении  сварного  шва,  наличии следов прожога нитей, обрыве троса более 30 %  площади сечения, неполном обжатии троса в манжете (при наличии люфта или отдельных выдернутых из манжеты прядей) или когда возможен его обрыв с появлением максимально допустимого зазора в стыке, расположении сварного шва менее 15 мм от поверхности катания при новых рельсах (10 мм при рельсах, имеющих износ), если переходное сопротивление соединителя  более 300 мк Ом.