Лекция к занятию № 19 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.
Лекция к занятию № 19 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Калининградское подразделение Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций – структурное подразделение Октябрьской железной дороги- филиала ОАО «РЖД»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРЕДМЕТА
«Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»
(2 часа обучения)
ЛЕКЦИЯ № 19
по предмету «Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»
Монтер пути 2-3 разряд. Профессиональная подготовка
Калининград
2018
Лекция к занятию № 19. Тема: Нормы содержания рельсовой колеи. |
Нормы содержания стыковых зазоров.
Стыковой зазор необходим для возможности перемещения рельсовых концов при изменении температуры и воздействии угоняющих сил подвижного состава при определенных режимах ведения поезда.
Номинальная (нормальная) величина стыковых зазоров для рельсов длиной 25 и 12,5 м определяется в зависимости от годовой (наибольшей из многолетних) амплитуды изменения температуры рельса по климатическим регионам (таблица 15).
Таблица 15.
Номинальные значения зазоров в стыках по климатическим регионам
(при диаметре отверстий в рельсах 36 мм).
Зазор, мм | Температура рельсов, 0С, для климатических регионов с годовой амплитудой температуры рельсов * | ||
Т > 1000С | Т = 80 ÷ 1000С | Т < 800С | |
Длина рельсов 25м | |||
0 | Выше 30 | Выше 40 | Выше 50 |
1,5 | 30-25 | 40-35 | 50-45 |
3,0 | 25-20 | 35-30 | 45-40 |
4,5 | 20-15 | 30-25 | 40-35 |
6,0 | 15-10 | 25-20 | 35-30 |
7,5 | 10-5 | 20-15 | 30-25 |
9,0 | 5-0 | 15-10 | 25-20 |
10,5 | От 0 до -5 | 10-5 | 20-15 |
12,0 | От -5 до -10 | 5-0 | 15-10 |
13,5 | От -10 до -15 | От 0 до -5 | 10-5 |
15,0 | От -15 до -20 | От -5 до -10 | 5-0 |
16,5 | От -20 до -25 | От -10 до -15 | От 0 до -5 |
18,0 | От -25 до -30 | От -15 до -20 | От -5 до -10 |
19,5 | От -30 до -35 | От -20 до -25 | От -10 до -15 |
21,0 | От -35 до -40 | От -25 до -30 | От -15 до -20 |
22,0 | Ниже -40 | Ниже -30 | Ниже -20 |
Длина рельсов 12,5 м (для уравнительных рельсов бесстыкового пути) | |||
0 | Выше 55 | Выше 60 | Выше 65 |
1,5 | 55-45 | 60-50 | 65-55 |
3,0 | 45-35 | 50-40 | 55-45 |
4,5 | 35-25 | 40-30 | 45-35 |
6,0 | 25-15 | 30-20 | 35-25 |
7,5 | 15-5 | 20-10 | 25-15 |
9,0 | От +5 до -5 | 10-0 | 15-5 |
10,5 | От -5 до -15 | От 0 до -10 | От +5 до -5 |
12,0 | От -15 до -25 | От -10 до -20 | От -5 до -15 |
13,5 | От -25 до -35 | От -20 до -30 | От -15 до -25 |
15,0 | От -35 до -45 | От -30 до -40 | От -25 до -35 |
16,5 | От -45 до -55 | От -40 до -50 | От -35 до -45 |
18,0 | Ниже -55 | Ниже -50 | Ниже -45 |
* Определяется дистанцией пути для своей климатической зоны в соответствии с проектом Инструкции по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути.
По условию предупреждения изгиба или среза стыковых болтов при низких температурах в предзимний и зимний периоды зазоры в стыках рельсов не должны превышать конструктивные значения: 22 мм при диаметре отверстий в рельсах 36 мм; 24 мм - при диаметре отверстий 40 мм.
По условию боковой устойчивости звеньевого пути в летнее время не допускается иметь более двух подряд нулевых зазоров при рельсах длиной 25 м и более трех - при рельсах длиной 12,5 м, за исключением случаев, когда нулевые зазоры являются номинальными в соответствии с вышеприведенной таблицей.
При наличии перечисленных выше максимальных и минимальных зазорах назначаются работы по регулировке и разгонке зазоров при подготовке пути к зиме и лету, а так же текущие.
Промеры зазоров производятся в рамках проведения весеннего и осеннего комиссионного осмотров пути, с составлением ведомости , графика регулировки зазоров для определения необходимых сдвижек рельсов.
Если в месте указанного количества нулевых зазоров появятся резкие углы в плане, необходимо оградить это место сигналами остановки и немедленно приступить к устранению углов для недопущения выброса пути.
При превышении конструктивной величины зазоров в стыках их регулировка или разгонка должна выполняться в первоочередном порядке (в течение 2-3 дней) для недопущения разрыва стыков, в том числе по сварному шву.
Норма зазора в изолирующем стыке 5-10 мм, соседнего с ним должен быть не менее 3 мм, а при низких температурах не превышать 18 мм при диаметре отверстий в рельсах 36 мм и 20 мм при диаметре отверстий 40 мм.
Условия пропуска поездов при наличии зазоров, среза болтов в стыках приведены в таблице 16.
Таблица 16.
Условия пропуска поездов при наличии зазоров, среза болтов в стыках.
Величина стыковых зазоров, мм | Допускаемая скорость, км / ч (пасс/груз) |
более 24 до 26 | не более 100 |
более 26 до 30 | не более 60 |
более 30 до 35 | не более 25 |
более 35 | закрывается движение |
При срезе одного стыкового болта в конце рельса или двух при шестидырных накладках | не более 25 |
При срезе всех болтов на конце рельса | закрывается движение |
*- на стрелочных переводах за исключением проекта 2750 и проектов стрелочных переводов с подвижным сердечником, при величине стыкового зазора в хвосте крестовин от 20 до 24 мм движение ограничивается до 100 км/ч, от 24 до 30 мм - 60 км/ч, более 30 мм ограничивается скорость 15 км/ч.
Ступеньки в стыках.
Во избежание образования вертикальных и горизонтальных ступенек при смене рельсов в процессе эксплуатации концы укладываемых рельсов должны иметь одинаковую с концами лежащих в пути рельсов высоту и ширину головки.
Рельсы в стыках, имеющие вертикальные ступеньки более 1 мм, должны соединяться переходными накладками с приварными пластинами, фрезерованные или с изгибом не более 6 мм. На путях 1-3 класса можно провести шлифовку, 4-го и 5-го классов может быть произведена их наплавка (пониженного конца рельса) или шлифовка. До проведения этих работ (на срок не более 3 суток) во избежание больших динамических нагрузок, могущих привести к излому рельсов и стыковых болтов, скорости пропуска поездов по стыкам с вертикальными ступеньками должны быть не более приведенных в таблице ниже.
Таблица 17.
Условия пропуска поездов по стыкам с вертикальными ступеньками.
Величина ступеньки | Скорость движения, км/ч, при температуре воздуха | |
выше -250С | -250С и ниже | |
Более 1 до 2 | 80 | 50 |
Более 2 до 4 | 40 | 25 |
Более 4 до 5 | 15 | 15 |
Более 5 | Движение закрывается |