Лекция к занятию № 4 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.

Трофимова Ирина Прановна

Лекция к занятию № 4 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Калининградское подразделение Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций – структурное  подразделение Октябрьской железной дороги- филиала ОАО «РЖД»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРЕДМЕТА

«Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»

(2 часа обучения)

ЛЕКЦИЯ № 4

по предмету «Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»

 Монтер пути 2-3 разряд. Профессиональная подготовка

Калининград

                                                                                     2018

              Лекция к занятию № 4. Тема: Устройство железнодорожного пути.

 Стыковые скрепления.

  Назначение стыковых скреплений- соединение примыкающих друг к другу рельсов.

  Стык- соединение, в котором концы рельсов с обеих сторон перекрываются накладками, стянутыми болтами через отверстия в рельсах и накладках.

   В стыках  концы рельсов получают дополнительное ударнодинамическое воздействие, что вызывает развитие дефектов, так же возрастает сопротивление движению поздов на 10 %. Поэтому постепенные переход к конструкции бесстыкового пути так важен для технико- эксплуатационных  показателей путевого комплекса и транспорта в целом.      

  Требования к конструкции стыка:

- должен воспринимать изгибающий момент и поперечную силу, для чего необходима максимальная прочность скрепления элементов,

- допускать продольные перемещения концов рельсов в стыке при изменении температуры рельса,

- обеспечивать плотность прилегания рабочей грани накладки к низу головки рельса и к верху подошвы.

      По расположению рельсовых опор различают:

- стык на весу (между шпалами), что позволяет накладке работать как балка, концам рельсов, как консолям, опирающимся на шпалы. За счет этого достигается упругость, но элементы испытывают высокое напряжение в элементах стыка. Расстояние между осями шпал в этом случае 420 для рельсов типа Р75,65, 440 мм для Р 50.

- на сдвоенных шпалах, здесь облегчена работа рельсовых концов, но повышается жесткость, затруднена подбивка шпал.

Стандартным стыком принят стык на весу с расстоянием между осями шпал 420мм при рельсах Р75, Р65 и 440мм при рельсах Р50.

По относительному расположению стыков правой и левой нити различают:

- расположение  по наугольнику, без забега стыков по правой левой нити.

- вразбежку для обеспечения более плавного хода подвижного состава и предотвращения возникновения перекосов пути.  Забег (З) одной нити, относительно другой допустим не более 8 см плюс половина укорочения рельса, уложенного во внутренней нити в кривом участке пути (l укор), в изолирующем стыке не более 5 см плюс половина укорочения рельса.

З = 8 см + ½ l укор

Например укорочение рельса 12,5м-12,42м= 0,08 м=80 мм

C:\Users\ACHERN~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image11.png

Рисунок 15.  Взаимное положение рельсов: а) по наугольнику; б) вразбежку.

1 - стыки.

Преимущества стыков по наугольнику по сравнению со стыками вразбежку следующие: одновременность ударных воздействий колес при проходе стыков, в связи с чем количество ударов в два раза меньше, чем при стыках вразбежку; центральность ударов, что снижает раскачивание подвижного состава; возможность применения звеньевых путеукладочных кранов при смене рельсов со шпалами. Поэтому на дорогах России принят стык по наугольнику.

      Стыкование рельсов между собой производится с помощью шести- или четырёхдырных накладок и болтов с пружинными или тарельчатыми шайбами установленных типов. Болты устанавливаются поочередно в разных направлениях. При выполнении работ по смене болтов заменяется только один болт одновременно (рис.16).

Рис. 16 Стыковое и промежуточное костыльное скрепление ДО при рельсах Р65, Р75:

1 - подкладка Д65;

2 - гайка М27;

3 - пружинная одновитковая

шайба;

4 - рельс типа      Р65;

5 - двухголовая накладка;

6 - путевой болт М27х160;

7 - путевой костыль;

 8 - прокладка под подкладку

Шестидырные накладки применяются на бесстыковом пути, на звеньевом пути в регионах с годовой амплитудой температур более 100оС, на мостах, тоннелях и в кривых радиусом 1200 м и менее (рис. 17, таблица 14). По конструкции различают стыки болтовые, клееболтовые и сварные.

При срезе одного стыкового болта на конце рельса (или двух при шестидырных накладках) скорость движения поездов ограничивается до  25 км/ч. При срезе всех болтов на конце рельса движение поездов закрывается.

Таблица 14.

Характеристики двухголовых накладок

Показатель

Тип накладки

Р65

Р50

Р43

Масса одной накладки, кг:

   с четырьмя отверстиями

23,78

12,36

9,49

   с шестью отверстиями

29,50

18,77

16,01

Высота накладки, мм

130,00

107,00

95,64

Ширина накладки, мм

45,50

46,00

40,00

Толщина шейки, мм

21,00

19,00

20,00

Площадь поперечного сечения, см3

38,75

30,05

26,65

Примерное количество накладок, шт., в одной тонне:

   четырёхдырных

42

81

105

   шестидырных

34

53

62

Рис. 17  Накладка двухголовая к рельсам типа Р65:

 а) – шестидырная;  б) – четырёхдырная

Гайки стыковых болтов должны затягиваться с усилием, соответствующим определкенному крутящему моменту:

с пружинными одновитковыми шайбами при рельсах типа Р65  и Р75 - 600 Н·м (60 кгм); при рельсах типа Р50 - 400 Н·м (40 кгсм); при рельсах типа Р65 и Р75 и высокопрочных стыковых болтах (устанавливаются в стыках уравнительных пролетов бесстыкового пути) гайки затягивают с усилием
1100 Н·м (110 кгсм);

с тарельчатыми пружинами при рельсах типа Р65 и Р75 – 350 Нм
(35 кгсм).

В стыках уравнительных рельсов на болты устанавливают по две тарельчатых пружины «одна в одну» и затягивают гайки с крутящим моментом 600 Н·м (60 кгсм).

Минимально допустимые (в среднем на стыке) значения затяжки гаек болтов, при которых еще не требуется их дозатяжка, составляют:

для рельсов типа Р65 (в т.ч. уравнительных) - 300 Н·м (30 кгс·м), а при высокопрочных болтах - 550 Н·м (55 кгс·м);

для рельсов типа Р50 - 225 Н.м (22,5 кгс·м); для рельсов длиной 25 м с тарельчатыми пружинами - 175 Н.м (17,5 кгс·м).

Переход от рельсов одного типа к рельсам другого типа осуществляют с использованием переходных рельсов или переходных накладок (рис. 18.).

Рис. 18. Переходной стык Р65/Р50.

Гайки  стыковых болтов изготавливают из фосфористой стали. Пружинные шайбы являются очень важными деталями стыка. Их назначение — обеспечивать постоянство упругого натяжения стыковых болтов. Пружинные шайбы изготавливают из прутков квадратного сечения со стороной 8—12 мм.  Одновитковые шайбы имеют небольшую упругую деформацию и практически служат только против саморазболчивания. Несколько большей упругой перерабатывающей способностью обладают тарельчатые пружинные шайбы.

 Под гайками стыковых болтов целесообразно иметь мягкие пружинные элементы с большим ходом, чтобы возможные деформации пружин под поездной нагрузкой мало влияли на силы упругих связей в конструкции стыка.

              

 Рис 19. Одновитковая пружинная шайба к рельсам типов Р65 и Р75.