Лекция к занятию № 4 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.
Лекция к занятию № 4 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Калининградское подразделение Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций – структурное подразделение Октябрьской железной дороги- филиала ОАО «РЖД»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРЕДМЕТА
«Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»
(2 часа обучения)
ЛЕКЦИЯ № 4
по предмету «Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»
Монтер пути 2-3 разряд. Профессиональная подготовка
Калининград
2018
Лекция к занятию № 4. Тема: Устройство железнодорожного пути.
Стыковые скрепления.
Назначение стыковых скреплений- соединение примыкающих друг к другу рельсов.
Стык- соединение, в котором концы рельсов с обеих сторон перекрываются накладками, стянутыми болтами через отверстия в рельсах и накладках.
В стыках концы рельсов получают дополнительное ударнодинамическое воздействие, что вызывает развитие дефектов, так же возрастает сопротивление движению поздов на 10 %. Поэтому постепенные переход к конструкции бесстыкового пути так важен для технико- эксплуатационных показателей путевого комплекса и транспорта в целом.
Требования к конструкции стыка:
- должен воспринимать изгибающий момент и поперечную силу, для чего необходима максимальная прочность скрепления элементов,
- допускать продольные перемещения концов рельсов в стыке при изменении температуры рельса,
- обеспечивать плотность прилегания рабочей грани накладки к низу головки рельса и к верху подошвы.
По расположению рельсовых опор различают:
- стык на весу (между шпалами), что позволяет накладке работать как балка, концам рельсов, как консолям, опирающимся на шпалы. За счет этого достигается упругость, но элементы испытывают высокое напряжение в элементах стыка. Расстояние между осями шпал в этом случае 420 для рельсов типа Р75,65, 440 мм для Р 50.
- на сдвоенных шпалах, здесь облегчена работа рельсовых концов, но повышается жесткость, затруднена подбивка шпал.
Стандартным стыком принят стык на весу с расстоянием между осями шпал 420мм при рельсах Р75, Р65 и 440мм при рельсах Р50.
По относительному расположению стыков правой и левой нити различают:
- расположение по наугольнику, без забега стыков по правой левой нити.
- вразбежку для обеспечения более плавного хода подвижного состава и предотвращения возникновения перекосов пути. Забег (З) одной нити, относительно другой допустим не более 8 см плюс половина укорочения рельса, уложенного во внутренней нити в кривом участке пути (l укор), в изолирующем стыке не более 5 см плюс половина укорочения рельса.
З = 8 см + ½ l укор
Например укорочение рельса 12,5м-12,42м= 0,08 м=80 мм
Рисунок 15. Взаимное положение рельсов: а) по наугольнику; б) вразбежку.
1 - стыки.
Преимущества стыков по наугольнику по сравнению со стыками вразбежку следующие: одновременность ударных воздействий колес при проходе стыков, в связи с чем количество ударов в два раза меньше, чем при стыках вразбежку; центральность ударов, что снижает раскачивание подвижного состава; возможность применения звеньевых путеукладочных кранов при смене рельсов со шпалами. Поэтому на дорогах России принят стык по наугольнику.
Стыкование рельсов между собой производится с помощью шести- или четырёхдырных накладок и болтов с пружинными или тарельчатыми шайбами установленных типов. Болты устанавливаются поочередно в разных направлениях. При выполнении работ по смене болтов заменяется только один болт одновременно (рис.16).
Рис. 16 Стыковое и промежуточное костыльное скрепление ДО при рельсах Р65, Р75: 1 - подкладка Д65; 2 - гайка М27; 3 - пружинная одновитковая шайба; 4 - рельс типа Р65; 5 - двухголовая накладка; 6 - путевой болт М27х160; 7 - путевой костыль; 8 - прокладка под подкладку |
Шестидырные накладки применяются на бесстыковом пути, на звеньевом пути в регионах с годовой амплитудой температур более 100оС, на мостах, тоннелях и в кривых радиусом 1200 м и менее (рис. 17, таблица 14). По конструкции различают стыки болтовые, клееболтовые и сварные.
При срезе одного стыкового болта на конце рельса (или двух при шестидырных накладках) скорость движения поездов ограничивается до 25 км/ч. При срезе всех болтов на конце рельса движение поездов закрывается.
Таблица 14.
Характеристики двухголовых накладок
Показатель | Тип накладки | ||
Р65 | Р50 | Р43 | |
Масса одной накладки, кг: | |||
с четырьмя отверстиями | 23,78 | 12,36 | 9,49 |
с шестью отверстиями | 29,50 | 18,77 | 16,01 |
Высота накладки, мм | 130,00 | 107,00 | 95,64 |
Ширина накладки, мм | 45,50 | 46,00 | 40,00 |
Толщина шейки, мм | 21,00 | 19,00 | 20,00 |
Площадь поперечного сечения, см3 | 38,75 | 30,05 | 26,65 |
Примерное количество накладок, шт., в одной тонне: | |||
четырёхдырных | 42 | 81 | 105 |
шестидырных | 34 | 53 | 62 |
Рис. 17 Накладка двухголовая к рельсам типа Р65:
а) – шестидырная; б) – четырёхдырная
Гайки стыковых болтов должны затягиваться с усилием, соответствующим определкенному крутящему моменту:
с пружинными одновитковыми шайбами при рельсах типа Р65 и Р75 - 600 Н·м (60 кгм); при рельсах типа Р50 - 400 Н·м (40 кгсм); при рельсах типа Р65 и Р75 и высокопрочных стыковых болтах (устанавливаются в стыках уравнительных пролетов бесстыкового пути) гайки затягивают с усилием
1100 Н·м (110 кгсм);
с тарельчатыми пружинами при рельсах типа Р65 и Р75 – 350 Нм
(35 кгсм).
В стыках уравнительных рельсов на болты устанавливают по две тарельчатых пружины «одна в одну» и затягивают гайки с крутящим моментом 600 Н·м (60 кгсм).
Минимально допустимые (в среднем на стыке) значения затяжки гаек болтов, при которых еще не требуется их дозатяжка, составляют:
для рельсов типа Р65 (в т.ч. уравнительных) - 300 Н·м (30 кгс·м), а при высокопрочных болтах - 550 Н·м (55 кгс·м);
для рельсов типа Р50 - 225 Н.м (22,5 кгс·м); для рельсов длиной 25 м с тарельчатыми пружинами - 175 Н.м (17,5 кгс·м).
Переход от рельсов одного типа к рельсам другого типа осуществляют с использованием переходных рельсов или переходных накладок (рис. 18.).
Рис. 18. Переходной стык Р65/Р50.
Гайки стыковых болтов изготавливают из фосфористой стали. Пружинные шайбы являются очень важными деталями стыка. Их назначение — обеспечивать постоянство упругого натяжения стыковых болтов. Пружинные шайбы изготавливают из прутков квадратного сечения со стороной 8—12 мм. Одновитковые шайбы имеют небольшую упругую деформацию и практически служат только против саморазболчивания. Несколько большей упругой перерабатывающей способностью обладают тарельчатые пружинные шайбы.
Под гайками стыковых болтов целесообразно иметь мягкие пружинные элементы с большим ходом, чтобы возможные деформации пружин под поездной нагрузкой мало влияли на силы упругих связей в конструкции стыка.
Рис 19. Одновитковая пружинная шайба к рельсам типов Р65 и Р75.