Лекция к занятию № 2 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.
Лекция к занятию № 2 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Калининградское подразделение Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций – структурное подразделение Октябрьской железной дороги- филиала ОАО «РЖД»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРЕДМЕТА
«Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»
(2 часа обучения)
ЛЕКЦИЯ № 2
по предмету «Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»
Монтер пути 2-3 разряд. Профессиональная подготовка
Калининград
2018
Лекция к занятию № 2. Тема: Устройство железнодорожного пути.
Рельсы.
Назначение – направление движения колесных пар, восприятие нагрузки от подвижного состава и передача ее на шпалы, а на участках оборудованных системой автоблокировки (АБ) проводник сигнального, на участках с электрической тягой - обратного тягового тока.
Требования – прочность, долговечность, твердость но не хрупкость.
Материал – высокопрочная углеродистая сталь. В зависимости от массы и размеров поперечного сечения различают следующие типы рельсов: Р75, Р65, Р50, где цифровое значение обозначает массу одного погонного метра рельса. Данные с размерами приведены в таблице 12, рисунок 10.
Таблица 12.
Характеристики рельсов.
Наименование параметра | Значение параметра для рельса типа | ||||||||
Р50 | Р65 | Р75 | |||||||
Площадь, поперечного сечения, см2 Масса рельса длиной 1 м, кг Масса рельса длиной 25 м, кг Высота, мм: общая головки шейки подошвы Ширина головки поверху на уровне 13 мм от поверхности катания, мм Ширина подошвы, мм | 65,99 51,80 1295,00 152 42 83 27 69 132 | 82,65 64,88 1622,00 180 45 105 30 72,25 150 | 95,037 74,60 1865,00 192 55 104,4 32,3 72 150 | ||||||
Рис. 10. Поперечные профили рельсов Р75, Р65, Р50, Р43. | |||||||||
Таблица 13.
Длины рельсов.
Стандартная длина рельсов (м) | ||
Нормальные | Укороченные | Величина укорочения |
100 (± 30 мм) | - | - |
25 (± 10 мм) | 24,92 | на 80 мм (окрашено одно перо подошвы) для кривых R > 500 м |
24,84 | на 160 мм (окрашиваются оба пера подошвы) для кривых R< 500 м | |
12,5 (± 4мм) | 12,46 | на 40 |
12,42 | на 80 | |
12,38 | на 120 | |
Все остальные рельсы, имеющие длину, не соответствующую стандартной, называются рубками |
Стандартная длина рельса составляет 25 м, 12,5 м для звеньвого пути. Рельсы 12,5 м укладываются так же в уравнительных пролетах бесстыкового пути, в кривых малого радиуса по внутренней нити, а так же для подготовки к летним и зимним условиям эксплуатации используются рельсы укороченной длины: 24,92, 24,84, 12,46, 12,42, 12,38 м на звеньевом и 12,46, 12,42, 12,38, 12,54; 12,58, 12,62 м на бесстыковом пути. Так же рельсы длиной 12,5, 25 м используют как инвентарные при производстве сборки рельсо- шпальной решетки капитального ремонта пути, на звеньевом пути повсеместно.
Для предотвращения опрокидывания рельса, уменьшения бокового износа устраивают его подуклонку (наклон внутрь колеи), стандартная 1/20 (наклон 1 мм на длине 20 мм) допускается сохранять от 1/60 до 1/12, при возвышении наружного рельса h н.р. более 85 мм во внутренней нити кривой от 1/30 до 1/12. На деревянных шпалах подуклонка устраивается за счет затески шпал или укладки прокладок с переходной подуклонкой, на железобетонных шпалах за счет брусьев с переходной подуклонкой подрельсовой прощадки.
Перед и за стрелочными переводами, на которых рельсы не имеют подуклонки, устраивается плавный переход от подуклоненного к неподуклоненному положению рельса на длине не менее 3 м: на деревянных шпалах – путём затёски шпал под подкладками или за счёт укладки подкладок с переходной полуклонкой; на железобетонных шпалах - путём укладки переводных брусьев с переходной подуклонкой подрельсовой площадки.
Боковой износ рельсов – разница ширины головки нового и измеряемого рельса на уровне 13 мм от поверхности катания.
Вертикальный износ- разница высот нового и измеряемого рельса.
Приведенный износ- вертикальный плюс половина бокового.
Рельсовые нити могут располагаться по наугольнику, либо в разбежку для обеспечения более плавного хода подвижного состава и предотвращения возникновения перекосов пути. Во втором случае забег одной нити, относительно другой допустим не более 8 см плюс половина укорочения рельса, уложенного во внутренней нити в кривом участке пути, в изолирующем стыке не более 5 см плюс половина укорочения рельса.
Для стыковки рельсов разных типов (Р50 с Р65) существуют переходные рельсы, см. рисунок 11.
Рисунок 11. Переходной рельс.
Маркировка рельсов.
Все новые рельсы маркируются на заводах, что обеспечивает контроль за качеством рельсов при их изготовлении и эксплуатации.
На одной стороне, на средней линии шейки вдоль каждого рельса выкатываются выпуклые (не менее 1 мм) с плавным переходом к поверхности шейки цифры и буквы высотой от 30 до 40 мм в следующем порядке, см. рисунок 12.
Маркировка рельсов производится на торце и на шейке для правильной укладки их в путь и для определения места и времени изготовления каждого отдельного рельса. Она подразделяется на основную (постоянную), выполняемую во время прокатки клеймением в горячем и холодном состоянии и дополнительную или временную, выполненную краской. Основная заводская маркировка указывает соответствие рельсов нормативным требованиям.
Обозначение предприятия-изготовителя:
- начальная буква названия завода-изготовителя:
К — Кузнецкий металлургический комбинат,
Т — Нижнетагильский металлургический комбинат;
А — завод «Азовсталь» (г. Мариуполь. Украина),
Д —Днепровский комбинат (г. Днепродзержинск. Украина).
- месяц изготовления — римскими цифрами;
- год изготовления рельсов;
- тип рельсов;
- обозначение головного конца стрелкой (острие стрелки указывает на
передний конец рельса по ходу прокатки);
- Дополнительная маркировка: На шейке каждого рельса, на той же стороне,
где выкатаны выпуклые маркировочные знаки, в горячем состоянии клеймением наносят шифр плавки.