Лекция к занятию № 10 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.
Лекция к занятию № 10 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Калининградское подразделение Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций – структурное подразделение Октябрьской железной дороги- филиала ОАО «РЖД»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРЕДМЕТА
«Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»
(2 часа обучения)
ЛЕКЦИЯ № 10
по предмету «Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»
Монтер пути 2-3 разряд. Профессиональная подготовка
Калининград
2018
Лекция к занятию № 10. Тема: Устройство железнодорожного пути.
Промежуточные скрепления.
Назначение – крепление рельсов к подкладкам, подкладок к шпалам, должны обеспечивать надежную и упругую связь со шпалами, сохранять постоянство ширины колеи и подуклонку рельсов, для пути с железобетонными шпалами электрическую изоляцию между шпалами и рельсами.
Способы прикрепления рельсов к шпалам зависят от вида и конструкции шпал, класса пути, плана линии (таблица 18.).
Таблица 18.
Способы прикрепления рельсов к шпалам
Характеристика пути | Способы и схемы прикрепления рельсов к шпалам |
Звеньевой путь на деревянных шпалах | |
Пути 1-го и 2-го классов, а также все кривые радиусом 1200 м и менее; все мосты, тоннели и подходы к ним на длине 50 м | Подкладки и рельс прикрепляются к шпале пятью костылями |
Пути 3-го и 4-го классов | Двумя основными и двумя обшивочными костылями, кроме стыковых и предстыковых шпал, на которых подкладка и рельс скрепляются со шпалой пятью костылями. На стыковых шпалах с двухголовыми накладками основные костыли располагаются в сторону рельса «затылком». |
Пути 5-го класса | Допускается пришивать подкладки к шпалам двумя (в кривых радиусом менее 350 м – тремя) основными костылями. На стыковых шпалах с двухголовыми накладками основные костыли располагаются в сторону рельса «затылком». |
Бесстыковой и звеньевой путь на железобетонных шпалах | |
Все пути 1-5-го классов независимо от типа рельсов и плана линии | При раздельном скреплении рельс прикрепляется к шпале двумя клеммами на конце шпалы, а подкладка прикрепляется к шпале двумя закладными болтами или шурупами. При нераздельном скреплении рельс прикрепляется к шпале двумя клеммами, при этом подкладка и клеммы крепятся к шпале общим прикрепителем. При бесподкладочном скреплении рельс крепиться к шпале клеммами, которые в свою очередь крепятся к шпале при помощи анкеров, закладных болтов или шурупов. |
П р и м е ч а н и е. Допускается применение других, утвержденных ОАО «РЖД», способов прикрепления рельсов к шпалам. |
Скрепления различают:
- по наличию подкладок
а) бесподкладочные (ЖБР),
б) подкладочные, в которых больше площадь передачи давления от рельса на шпалу, возможна регулировка подуклонки без затески шпал на деревянных, так же подьемка пути за счет укладки прокладок различной толщины (КБ, КД, Д4).
- по способу прикрепления
а) Раздельные – рельс и подкладка крепятся к шпале отдельно (КБ, КД).
б) Нераздельные – рельс и подкладка крепятся к шпале совместно (костыльное с 3-мя костылями).
Смешанное – есть элементы раздельного и нераздельного крепления ( костыльное с 5-ю костылями).
- по наличию элементов, для сопротивления угону
а) противоугонные – включают упругие элементы (сопротивляются угону под поездной нагрузкой КБ,ЖБР).
б) непротивоугонные - нет достаточного нажатия на подошву рельса, поэтому необходима установка противоугонов (костыльные скрепления).
- по наличию закладных замоноличенных эхлементов:
а) Болтовые – прижатие к подошве регулируется затяжкой гаек клеммных болтов (КБ, КД, Д4)
б) безболтовые – нажатие за счет закладных упругих элементов (ЖБР).
Скрепления для деревянных шпал.
1. Скрепление смешанного типа ДО для деревянных шпал.
Состав: клинчатая ребордчатая подкладка, резиновая рефленая, либо не рефленая прокладка 6-10 мм для уменьшения износа шпал, кладется под подкладку, костыли (основные – 3 шт, обшивочные -2 шт). Основные крепят подошвы рельса к подкладке и шпале, препятствуют боковому сдвигу, опрокидыванию, обшивочные крепят подкладку к шпале, для уменьшения вибрации подкладки предотвращения сдвига, обязательна установка пружинных противоугонов.
Рис. 34. Скрепление смешанного типа ДО для деревянных шпал.
В кривых радиусом более 1200 м, прямых – крепят четырьмя костылями: 2 основных, 2 обшивочных, пятью закрепляют на кривых радиусом менее 1200 м, мостах, тоннелях, стыковые шпалы, при скорости более 120 км/ч.
На подкладках смещены отверстия друг относительно друга чтоб не образовывались трещины в шпалах и ни одно из них не совпадает с продольной осью шпалы. На кривых радиусе – 500-800 м по наружной нити кривой укладываются несимметричные прокладки – удлиненная по наружной нити, при радиусе менее 500 м по обеим нитям.
Достоинства костыльного скрепления: простота конструкции, небольшая масса, легкость закрепления, малодетальность. Недостатки: не удерживает ширину колеи, не противостоит угону.
Перед забивкой костылей необходимо заранее сверлить отверстия, чтоб не повреждались волокна древесины. Глубина отверстий 130 мм, диаметр 12,7 в мягких породах (сосна, ель, пихта), 16 мм в твердых (бук, береза, лиственница). Перед установкой отверстия антисептируются.
Нормальные костыли имеют овальную головку, их длина 165 мм, масса 0,378 кг, пучинные – удлиненную призматическую с ушками, длина 205, 240, 280 мм.
Противоугоны служат для предотвращения угона пути. Стандартные – пружинная скоба, закрепляемая на подошве рельса и упирающаяся в шпалу. Передают силы угона на подкладки. Материал – горячекатаная углеродистая сталь, закаленная в масле, сечением 20*20 или 25*25 мм. Количество противоугонов на одном звене выбирается в зависимости от интенсивности угона, класса пути, количества путей, режима ведения поезда. Ставятся симметрично относительно середины звена на обоих рельсовых нитях к одной и той же шпале. Не ставятся в зоне стыков, так как они при ударах теряют несущую способность.
- Шурупное скрепление КД для деревянных шпал. Используется, в основном, на мостах и стрелочных переводах.
Рис 35. Шурупное скрепление КД для деревянных шпал.
Рельс прожимается к подкладке двумя клеммами с помощью болтов, устанавливаемых сбоку в вырезы подкладок. Между гайкой болта и клеммой ставят двухвитковую шайбу, подкладки к шпале крепят 4-мя шурупами, под их головкой двухвитковые шайбы, для уменьшения износа шпалы под подкладкой упругая прокладка, под подошвой рельса тоже.
Рис.36. Подкладка.
Рис. 37. Промежуточное смешанное скрепление ДО для деревянных шпал: 1 — костыль основной: 2 — костыль обшивочный
Без установки шайб под гайки быстро разрабатываются отверстия, подкладки сминают и перетирают древесину. Скрепление позволяет регулировать положение рельсовых нитей по высоте в пределах 10-14 мм с помощью укладки прокладок различной толщины. Возможна так же смена рельса без вывинчивания шурупов. Нет вибрации подкладок, следовательно повышена сопротивляемость угону. Сопротивление выдергиванию у шурупов в 2 раза больше, чем у костылей. Длина шурупов 150 (-10,+10 мм), для стрелок + 20 мм.
3. Скрепление Д4. Раздельное скрепление с упругими клеммами, здесь клеммный болт заводится в фигурный вырез подкладки. Скрепление позволяет регулировать положение рельсовых нитей по высоте в пределах 10-14 мм с помощью укладки прокладок различной толщины, лучше чем КД сопротивляется опрокидыванию и сдвигу.
Рис. 38. Раздельные скрепления КД (а) н Д4 (б) для деревянных шпал:
1 — двухвитковая шайба; 2 — шуруп; 3 — подкладка; 4 — клеммный болт; 5 покладка; 6 — прокладка под подкладку, — подрельсовая прокладка.