Лекция к занятию № 34 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.
Лекция к занятию № 34 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Калининградское подразделение Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций – структурное подразделение Октябрьской железной дороги- филиала ОАО «РЖД»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРЕДМЕТА
«Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»
(2 часа обучения)
ЛЕКЦИЯ № 34
по предмету «Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»
Монтер пути 2-3 разряд. Профессиональная подготовка
Калининград
2018
Лекция к занятию № 34 Тема: Устройство и содержание бесстыкового пути
Требования к конструкции бесстыкового пути.
Шпалы в бесстыковом пути железобетонные. Количество железобетонных шпал составляет 2000 штук на километр. Уравнительные рельсы и плети прикрепляются к железобетонным шпалам типовым скреплением. На нашей дороге применяют два вида скреплений – это скрепление КБ и скрепление ЖБР. Для скрепления КБ применяются железобетонные шпалы Ш-1. Для скрепления ЖБР применяются железобетонные шпалы Ш-3.
Скрепление КБ состоит из: 1 и 4 – прокладка под подошву рельсов ЦП 143; 2 – скоба для изолирующей втулки; 3 – втулка изолирующая; 5 – прокладка повышенной упругости под подкладку ЦП 328 или прокладка несимметричная (ремонтная) под подкладку СП 487; 6 – болт клеммный; 7 – болт закладной; 8 – гайка; 9 – клемма; 10 – подкладка; 11 – шайба двухвитковая.
Скрепление ЖБР состоит из: 1 – упор боковой; 2 – клемма пружинная; 3 – скоба; 4 – прокладка упорная; 5 – прокладка ЦП 204; 6 – болт закладной (подходит от скрепления КБ); 7 – гайка.
При укладке бесстыкового пути каждый узел скреплений должен обеспечивать нормативное прижатие рельса к основанию не менее 20 кН. Это достигается затяжкой болтов и шурупов промежуточных скреплений крутящим моментом в соответствии с требованиями таблицы:
Показатели | Крутящий момент, Н.м, при типах скреплений | ||||
КБ-65 | ЖБР-65 | ЖБР-65Ш, ЖБР-65ПШМ, ЖБР-65ПШ | W-30 | ||
клеммный болт | закладной болт | ||||
Затяжка болтов и шурупов при укладке бесстыкового пути | 150∗) | 120∗) | 200 | 250 | 350 |
Допускаемое понижение затяжки болтов и шурупов в процессе эксплуатации | 100 | 70 | 120 | 150 | 200 |
∗) Для обеспечения запаса усилия прижатия затяжку гаек болтов скреплений КБ-65 при укладке плетей и при подтягивании их в процессе эксплуатации необходимо производить крутящим моментом: 200 Н.м (20 кгс.м) – для клеммных болтов; 150 Н.м (15 кгс.м) – для закладных болтов. Для других типов рельсовых скреплений – по техническим условиям, утвержденным ЦП.
Во избежание угона плетей в процессе эксплуатации средний крутящий момент затяжки болтов и шурупов промежуточных рельсовых скреплений не должен быть менее нормативных значений, приведенных в таблице.
Монорегулятор скреплений АРС-4 при укладке бесстыкового пути должен быть установлен на 3-ю позицию.
Плановое закрепление (подтягивание) клеммных и закладных болтов, шурупов на участках с различной грузонапряженностью должно производиться с определенной периодичностью:
для скрепления КБ-65:
до 5 млн. т км брутто/км пути в год – не реже 1 раза в 5 лет;
более 5 до 10 млн. т км брутто/км пути в год – не реже 1 раза в 3 года;
более 10 до 25 млн. т км брутто/км пути в год – не реже 1 раза в 2 года;
более 25 до 50 млн. т км брутто/км пути в год – не реже 1 раза в год;
более 50 млн. т км брутто/км пути в год – не реже 2 раз в год.
для скреплений с упругими клеммами:
по факту на основе измерений весной и осенью.
Контроль за величиной крутящего момента болтов, шурупов осуществляется динамометрическими ключами, усилием прижатия рельсов к основанию анкерных скреплений - специальными приборами (типа АпАТэК-ИПК-1 или др.) при осенних и весенних осмотрах пути. По результатам контроля, при необходимости, назначается затяжка болтов, шурупов.
Контроль крутящего момента прикрепителей и усилий прижатия дополняется простукиванием молоточком. Если при простукивании будет обнаружено более 10% ослабших болтов, шурупов, клемм назначается инструментальная проверка. Если при этой проверке выявлено, что более 30% скреплений обеспечивают прижатие рельса к основанию ниже допускаемых значений, то на всем полигоне проверки назначается сплошное подтягивание болтов и шурупов и перевод монорегулятора скреплений АРС-4 на 4-ю позицию
Контроль крутящего момента должен осуществляться по обеим рельсовым нитям не менее чем на 10 шпалах подряд, расположенных:
на коротких плетях (< 800 м) в трех зонах - на концевых участках (на расстоянии 15-20 м от концов плетей) и в средней части плети;
на длинных плетях - на концевых участках и через каждые 500 м по длине плети.
По результатам контроля составляется ведомость. Ведомость хранится в техническом отделе дистанции пути в течение 5 лет.
При падении уровня затяжки болтов, шурупов ниже допускаемых значений, назначается сплошное их подтягивание. При снижении усилий прижатия рельса к основанию скрепления АРС-4 до 15 кН, монорегуляторы должны переводиться в 4 позицию.
Бесстыковой путь по сравнению со звеньевым имеет ряд преимуществ: повышение плавности и комфортабельности движения поездов, улучшение показателей динамического взаимодействия пути и подвижного состава, увеличение межремонтных сроков и т.д.
Технические требования и нормативы, предъявляемые к конструкции, типам и элементам верхнего строения пути при реконструкции и капитальном ремонте на новых материалах 1 и 2 классов в кривых.
№ п/п | Тип и элементы верхнего строения пути | Путь бесстыковой | Путь звеньевой на деревянных шпалах | ||
850 – 450 м | менее 450 м | 850 – 450 м | менее 450 м | ||
1 | Рельсы | На наружных нитях преимущественно Р65К из стали с повышенным содержанием углерода, новые | |||
2 | Шпалы | Железобетонные | Железобетонные, преимущественно с повышенным сопротивлением сдвигу, новые | Деревянные 1 типа | |
3 | Эпюра шпал | 2000 шт/км* | |||
4 | Скрепления | С упругой клеммой | Преимущественно ЖБР-65 шурупно-дюбельного типа | Костыльное Д-65, ДН6-65 |
*При технико-экономическом обосновании допускается эпюра шпал более 2000 шт/км.