Лекция к занятию № 40 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.
Лекция к занятию № 40 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Калининградское подразделение Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций – структурное подразделение Октябрьской железной дороги- филиала ОАО «РЖД»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРЕДМЕТА
«Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»
(2 часа обучения)
ЛЕКЦИЯ № 40
по предмету «Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»
Монтер пути 2-3 разряд. Профессиональная подготовка
Калининград
2018
Лекция к занятию № 40. Тема: Технология производства путевых работ.
Отделка балластной призмы
Отделка балластной призмы является заключительным этапом многих путевых работ.
Балластная призма - элемент верхнего строения пути из балласта, укладываемого на земляное полотно для стабилизации положения путевой решетки. Балластную призму содержат в соответствии с типовыми поперечными профилями.
Основные характеристики и размеры балластной призмы в соответствии с типовыми поперечными профилями
Таблица
Клас пути | Толщина слоя балласта в подрельсовой зоне (в кривых - по внутренней шти) без учета балластной подушки, см | Ширина плеча призмы, см | Толщина балластной подушки, см | Минимальная ширина обочины !емляного полотна, см |
2 | 35/40 | 40/45 | 20 | 50 |
3 | 35/40 | 35/40 | ||
4 | 25/30 | 25/40 | 40 | |
5 | 25/20 | 20/40 | 15 | 40 |
Крутизна откосов балластной призмы при всех видах балласта должна быть 1:1,5.
Поверхность балластной призмы должна быть на одном уровне с верхом средней части железобетонных шпал.
Для обеспечения стока поверхностных вод поверхность балластной призмы на прямых однопутных участках пути планируют с уклоном 7-8% от оси пути в стороны обочин; на двухпутных линиях такие уклоны устраивают от оси междупутья.
Балластный слой должен:
- воспринимать давление от шпал (брусьев на стрелочных переводах) и распределять его практически равномерно на возможно большую площадь земляного полотна, обеспечивать стабильное проектное положение рельсошпальной решетки в процессе эксплуатации;
- обеспечивать возможность выправки пути в профиле и плане (подбивкой, рихтовкой), для компенсации неизбежных остаточных деформаций;
- отводить поверхностные воды с основной площадки земляного полотна, препятствовать переувлажнению и пересыханию верхнего слоя грунта земляного полотна, потере им несущей способности (весной) и пучению (зимой);
- участвовать в формировании оптимальной упругости подрельсового основания, особенно при железобетонных шпалах;
- иметь низкую электропроводность, обеспечивающую нормальную работу рельсовых цепей автоблокировки, вне зависимости от погодных условий.
Оправку балластной призмы производит монтер пути 3-го разряда. Балласт для подброски находится на междупутье или на обочине земляного полотна.
Монтёр подбрасывает балласт на балластную призму и планирует поверхности и откосы балластной призмы. Затем монтер планирует обочины земляного полотна с помощью совковой лопаты и вил для щебня.
Приступать к работам разрешается только после ограждения места работ сигнальными знаками "Свисток", а на двух- и многопутных участках пути после установки сигнальных знаков "Свисток" на соседнем пути. Поезда по месту работ пропускаются с установленной скоростью.
Работами может руководить монтёр пути не ниже 3 разряда по
усмотрению бригадира пути. Форма предупреждения №7.
Таблица
Состав группы | Количество исполнителей, чел. | ||||
Монтер пути 3-го разряда | 1 | ||||
Итого | 1 | ||||
Тарифный разряд работ, выполняемых монтерами пути - 3,0 | |||||
Измеритель работы - 100 м пути | |||||
Норма времени (нормо-ч) | |||||
Род балласта | |||||
щебеночный | гравийный | гравийно-песчаный | |||
участок пути | |||||
однопутны й | двухпутны й | однопутны й | двухпутны й | однопутны й | двухпутный |
6,20 | 4,12 | 4,03 | 2,95 | 2,88 | 2,08 |
Одиночная смена стыковых накладок.
Независимо от того, какая накладка в стыке имеет дефект, заменяют обе накладки. Если зазор в стыке чрезмерно растянут, то для лучшего совпадения отверстий в рельсе и накладках перед их заменой стыковой зазор уменьшают за счёт регулировки зазоров. После ограждения места работ сигналами остановки снимают стыковые болты и накладки, на их место устанавливают новые (или старогодные) накладки и скрепляют их с рельсом болтами. Внутренняя поверхность накладок должна быть смазана (исключая уравнительные пролёты бесстыкового пути).
Условия работы:
- Накладки развезены и разложены по местам смены.
- Снятие и постановка рельсовых соединителей учитывается отдельными нормами в зависимости от способа их присоединения к рельсам.
- Участок электрифицированный с автоблокировкой, рельсы типов Р75 и Р65 с шестидырными накладками; скрепление: раздельное КБ на железобетонных шпалах, путь звеньевой.
Состав группы:
Работа выполняется группой из 2х монтеров пути, под руководством бригадира пути. Выдается предупреждение по форме №2. Место работ ограждается сигналами остановки. При отсутствии сигналов остановки поезда проследуют место работ без снижения скорости.
Таблица
Разряд монтеров пути | Число монтеров пути | |
Скрепление КБ и КД | Скрепление ДО | |
4 | 2 | |
3 | 2 |
Норма времени на работу.
Измеритель работы - 10 стыков нити, норма времени в чел-ч.
Таблица
чел-ч | |||||
тип скреплений | |||||
раздельное | смешанное костыльное | ||||
тип рельсов | |||||
Р75 и Р65 Р50 | Р75 и Р65 Р50 | ||||
накладки | |||||
шестидырн ые | четырехдырн ые | шестидырн ые | шестидырн ые | четырехдырн ые | шестидырн ые |
8,66 7,23 8,55 |
Подготовительные работы:
- Очистка рельсов и скреплений от грязи в зоне стыка
- Постановка дополнительных шайб на 4-х болтах в стыках рельсов и смазка стыковых болтов
- Отвинчивание гаек и удаление 2-го и 5-го болтов в шестидырных накладках
- Опробование и смазка клеммных болтов (отвинчивание гаек, смазка болтов, завинчивание гаек)
Основные работы
- Отвинчивание гаек клеммных болтов и удаление клемм с болтами
- Отвинчивание гаек и удаление 4-х стыковых болтов
- Снятие стыковых накладок с пружинным соединителем
- Очистка концов рельсов от грязи и ржавчины
- Установка стыковых накладок с пружинным соединителем и постановка
4-х стыковых болтов и завинчивание гаек
- Постановка клемм с болтами и завинчивание гаек клеммных болтов
Заключительные работы:
- Смазка 2-ого и 5-ого стыковых болтов
- Постановка 2-ого и 5-ого стыковых болтов
- Подтягивание гаек стыковых болтов
- Подтягивание гаек клеммных болтов.
Требования охраны труда и правила безопасности:
- Приступить к работам разрешается только после ограждения места работ сигналами остановки и сигнальными знаками "Свисток" по соседнему пути.
- Снимать накладки после развинчивания гаек, а также раздвигать их следует остроконечным или лапчатым ломом, делать это руками не разрешается.
- Проверку совпадения отверстий в накладках и рельсах производить только бородком или болтом.
- При развинчивании или завинчивании гаек вручную должны применяться только типовые ключи. Бить чем-либо по ключу, увеличивать его длину, наращивая другим ключом, а также применять неисправный ключ, вставлять прокладки между гайкой и губками ключа запрещается. Заржавевшие гайки для облегчения отвинчивания следует смазать керосином. Запрещается сбивать гайки. При срубании гайки зубилом необходимо надевать защитные очки.
- Перед пропуском поезда по месту работ стыки должны быть сболчены не менее чем 4-я болтами по 2 болта на каждом конце рельса.