Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с нарушением слуха на занятиях по внеклассному чтению
учебно-методический материал (9 класс)

Серебренникова Татьяна Николаевна

Воспитание патриотизма у школьников, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе – одна из главных задач нашего дня.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств человека, закреплённых веками, тысячелетиями. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить её интересам, своему народу, выполнять гражданский долг. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа.

Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с нарушением слуха на занятиях по внеклассному чтению

Воспитание патриотизма у школьников, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе – одна из главных задач нашего дня.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств человека, закреплённых веками, тысячелетиями. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить её интересам, своему народу, выполнять гражданский долг. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа.

Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Нам, воспитателям школы-интернат, даны большие возможности, чтобы воспитать это чувство в наших детях. К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать. Я считаю, что внеклассные занятия, как и все другие учебные предметы, несут чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к Родине, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.

В разделе «Внеклассное чтение» воспитательной программы школы представлены разные типы познавательного материала, которые воспитатель может использовать для патриотического воспитания на занятиях. Для своих занятий по внеклассному чтению я тщательно отбираю тексты патриотического содержания, использую и местный краеведческий материал, который очень удобен для анализа. Изучение истории родного края расширяет и обогащает знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает более полно ощутить и осознать связь истории с жизнью. Благодаря краеведению активизируются и обогащаются имеющиеся знания по истории России, так как они просматриваются через призму истории села, семьи, человека. Интерес к истории малой Родины способствует укреплению любви к стране. Любой ученик, знающий свои корни, вырастет настоящим человеком, который в будущем станет ответственным за могущество своей страны, за сохранение ее материальных и духовных богатств. В то же время он заставляет школьников осознавать и задумываться над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.

Огромную роль в гражданско-патриотическом воспитании играет речевой материал, который необходим для формирования речевых навыков, а также для формирования мировоззрения и основополагающих нравственных качеств.

Считаю, что занятия по внеклассному чтению также способствуют развитию у обучающихся патриотизма, любви к Родине, природе. Именно художественная литература помогает воспитывать личность, оказывает влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров. Внеклассное чтение, как дополнительное занятие несет в себе богатый учебный материал (сведения о биографиях известных писателей и исторических деятелей; литературные произведения, начиная с былин и предсказаний Древней Руси и кончая произведениями о Великой Отечественной войне; пословицы, поговорки, загадки, песни, в которых находится отражение патриотизма), который способствует патриотическому воспитанию обучающихся.

Героические страницы истории нашей страны; подвиги, мысли и чувства простых солдат, защитивших родину от врага; прославление боевого товарищества; осуждение предательства; стойкость, преданность отечеству; стихотворения и рассказы о родной природе, о красоте России – все это описано во многих произведениях разных авторов. С помощью анализа текстов, стихотворений патриотического содержания у обучающихся формируется любовь к большой и малой родине, любовь к людям, бережное отношение к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, воспитывается осознания долга перед Родиной, готовности к её защите.

Таким образом, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.

Наш мир меняется, и меняются люди. Но память о тех, кто сражался, и стал героем, кто не вернулся с кровавых полей сражений, кто не покладая рук работал в тылу, о тех, чьё детство было украдено, должна остаться и жить вечно в сердце каждого живущего на земле человека.

Литература:

  1. Абрамова, С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] - М.: Глобус, 2006. - 224 с.
  2. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании школьников. Начальная школа // Начальная школа. - 2011. - №11. - С.68 - 71.
  3. Агапова, И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия [Текст]: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2010. - 368 с.
  4. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - №6. - С.3 - 7.
  5. Басаргина, А.А. Музей народной культуры [Текст] - Белгород: КОНСТАНТА, 2006. - 114 с.
  6. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н К. Беспятова, Д.Е. Яковлев [Текст] - М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. - 189 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП для обучающихся с нарушениями слуха 10 класса

Конспект занятия можно использовать в коррекционно-педагогической работе с обучающимися старших классов с нарушениями слуха....

Доклад "Развитие коммуникативных умений обучающихся с нарушением слуха во внеклассное время"

Развитие речи  во внеклассное время является неотъемлемой частью общей системы обучения языку.  Формирование и совершенствование навыков словесного общения – основное направление...

Психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха на коррекционно-развивающих занятиях по музыкальной стимуляции

Данные психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха разработаны с учётом методологического подхода к коррекционно-развив...

Конспект индивидуального занятия по РСВ и ОП "Звук П" для обучающегося с нарушением слуха с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения для детей обучающихся по АООП вариант 1.4...

«Особенности коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха в условиях перехода на ФГОС на уроках истории»

В докладе раскрываются особенности коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха....

Методические рекомендации "Учет особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха в процессе обучения и воспитания"

В методических рекомендациях представлена классификация детей с нарушением слуха, описаны особенности психофизического развития детей с нарушением слуха, особые образовательные потребности детей с нар...

Методические рекомендации "Организация образовательной среды для обучающихся с нарушением слуха в процессе обучения и воспитания"

В методической разработке представлены требования к образовательной среде в предметном, пространственном, организационном, социально-психологическом аспектах, даны рекомендации по организацию образова...