Экологическое воспитание и развитие обучающихся с нарушениями слуха
методическая разработка

Валентина Дугаровна Базарова

Доклад на тему "Экологическое воспитание и развитие обучающихся с нарушениями слуха"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида"

Экологическое воспитание и развитие обучающихся с нарушением слуха.

Выполнила: Базарова В.Д.

г. Улан-Удэ

На современном этапе вопросы взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Чтобы люди научились бережно относиться к природе, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание необходимо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Экологическое образование и воспитание – это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств; он обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.

 Таким образом, основной целью экологического образования и воспитания является формирование экологической культуры школьников.

Цель экологического образования и воспитания обусловливает следующие актуальные задачи:

– усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;

– понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;

– овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по её улучшению;

– выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;

– формирование понятия о взаимосвязях в природе;

– развитие духовной потребности в общении с природой, осознание её облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;

– формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе.

Принципы организации экологического воспитания таковы:

1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным её направлением и строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.

2. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по её улучшению.

3. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности в содержании и организации экологического образования. Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей с нарушением слуха (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность учащихся

– по защите природной среды (подкормка животных; спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц,);

– по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в патрулях и рейдах на природу);

– по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение улиц, школьных участков  );

– по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет,);

– по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

Важнейшим видом внеурочной деятельности являются природоведческие экскурсии, экскурсии-игры и прогулки экологического содержания. Помимо экскурсий и прогулок используются подвижные игры природоведческого содержания, такие как «Одни остаются, другие улетают», «Птицы на кормушке».

Экскурсия-игра «Осенью»

Пока стоят погожие осенние дни, внеурочную деятельность лучше всего проводить на открытом воздухе в виде экскурсии-игры. Например, игра «Ищем осень». Воспитатель определяет объекты для наблюдения. Это могут быть деревья, кустарники, травянистые растения. Намечается маршрут движения детей. Выделяются цели наблюдения-крона дерева, листья, плоды. Подбирается речевой материал. Подготавливаются карточки с названием растений и их частей. Игре предшествует вводная беседа.

-Искать будем по картинке «Осень». Вы знаете признаки осени. Давайте вместе составим её портрет. Воспитатель показывает картинку берёзы. Она ещё с зелёной кроной, в которой видны несколько желтых листьев.

-Назовите признаки осени на берёзе.

Дети называют: « Желтые листья». Пойдём искать по этому признаку осень.

Первая остановка - у берёзы. Воспитатель предлагает полюбоваться берёзой, постараться найти на ней признаки осени.

-Я увидела три желтых листочка на берёзе.

-Я заметил пять жёлтых листочков.

-Подумайте и скажите, какого цвета осень.

-Осень жёлтая…

Поищем другой признак осени. Где будем искать и что?

–Это опавшие листья! Они под  деревом, на земле!

-Что ты увидел под берёзой? – спрашивает воспитатель.

-Я увидел жёлтые листья берёзы.

-Разгадали второй секрет осени.

Осень – время отлёта перелётных птиц. Дети знают их названия и причины отлёта. Они знают также, какие птицы остаются зимовать. Во внеурочное время проводятся подвижные игры  на воздухе, например «Одни остаются, другие улетают». В процессе игры закрепляются экологические представления, выясняются причинно – следственны связи: похолодание вызывает исчезновение насекомых и отлёт насекомоядных птиц.

В зимний период целесообразно продолжить внеурочные занятия на свежем воздухе. Содержанием экскурсий становятся наблюдения детей за жизнью птиц зимой, деятельность по их подкормке. К этому времени на занятиях по окружающему миру и экскурсиях учащиеся ознакомились с жизнью птиц в условиях зимы. На школьном дворе были развешены кормушки и проведены наблюдения за видовым составом птиц   на кормушках и выявлено «меню» птиц.

С декабря проводятся экскурсии-игры на тему «Птицы на кормушке»-. Игре предшествует подготовка: готовится макет кормового столика размером в две ученические тетради, достаточном для размещения кубиков, коробочек, карточек, на которых нарисованы виды корма и их названия. Изготовляются также карточки с изображением птиц, которые остаются зимовать.

Видовой состав зимующих птиц и название корма дети вспоминают: и закрепляют при изготовлении карточек;, коробочек и кубиков.

Вот примерный ход игры.

 Учитель; «Будем играть в игру «Птицы на кормушке».

Вероника Батор! Повесьте кормушку!

 Аяна, Амина,Лера положите корм на кормушку!»

Дети выполняют задание воспитателя, возвращаются на исходное место и выбирают себе таблички с названием птиц.;

По команде:; «Птицы прилетели на кормушку!» - дети бегут к кормушке и берут по одному предмету с названием корма, затем бегом возвращаются на исходное место» Здесь дети пo очереди задают друг другу вопросы:

-Кто ты?

-Я синица.

-Какой корм ты взяла из кормушки? (Чем ты питаешься?)

-Семечки.

Затем вопросы задает другой ребенок. Учитель следит за произношением, поправляет. После того, как все «птицы»  расскажут, кто они и какой: корм взяли, игра продолжается. Дети выбирают себе роль других птиц, возвращают «корм» в «кормушку», затем снова «летят» за кормом и берут уже другой корм, который им подходит.

С наступлением весны можно больше времени проводить на открытом воздухе, наблюдать за признаками пришедшей весны у растений, у животных.

Что могут увидеть дети ранней весной? На растениях - набухшие почки, цветение тополя и березы. На земле возможно цветение подснежников. А на цветах раздается гудение шмелей. Могут прилететь и первые бабочки.

В апреле меняются погодные условия. Экскурсии наполняются новым содержанием. Деревья одеваются листьями, начинается цветение представителей отдельных видов деревьев и кустарников. Возрастает активность насекомых.

Можно проводить экскурсию-игру «Ищем первые цветы». Учитель заблаговременно обходит предполагаемый маршрут экскурсии и определяет видовой состав цветущих весной растений, используя определитель растений. На основе своих наблюдений учитель готовит карточки с изображением найденных цветущих растений.

Перед установкой на поиск учитель работает с детьми по этим карточкам: называет растения, показывает их внешний вид и дает установку на запоминание. В игру вводятся два-три растения. Это могут быть мать-и-мачеха, одуванчик лекарственный. Затем на экскурсии по команде: «Ищем цветущие растения!» - учитель подводит детей к цветущим растениям.Дети сами определяют название растений (по карточкам), рассматривают цветок, стебель и листья. Еще раз дается установка на запоминание. Названия растений повторяются вслух каждым ребенком.

В экскурсиях-играх во внеурочное время мы учим не только смотреть, но и видеть, а это значит, понимать увиденное, уметь оценивать его роль и место в природе, это значит уметь раскрывать тайны природы и восхищаться ее красотой.

В конечном счете, развитие, которое осуществляется в ходе внеурочной деятельности, вызывает у учащихся с нарушением слуха умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями ,потребность знать больше, формирует экологическую культуру и воспитывает бережное отношение к природе и ко всему живому.  Причем достигается это в ненавязчивой игровой и занимательной форме, основанной на приобретенных основах научных знаний.

Литература.

1. Речицкая Е.Г. Развитие детей с нарушением слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителей и воспитателей спец.(коррекц.) образов. учреждений I и II вида. Москва.Владос .2005.

2. Авдусенко Л.В Формирование экологической культуры на занятиях. 2008.

3.Барковская О.М. Содержание, цели и задачи начального экологического воспитания. Просвещение. 2004.

4.Титова Т.М. Изучение природы в 1-4 классах специальных (коррекционных)

образовательных учреждений I и II вида. Москва. Владос. 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у обучающихся с нарушенным слухом во внеурочное время.

Материал об особенностях развития речи детей с нарушенным слухом...

Методическая разработка "Концепция обучения, воспитания, развития ребенка с нарушением слуха"

В разработке подробно описаны познавательные процессы и их роль в обучении неслышащих учащихся и показаны особенности познавательной деятельности глухого ребенка. Описаны психофизические особенности и...

Доклад "Развитие коммуникативных умений обучающихся с нарушением слуха во внеклассное время"

Развитие речи  во внеклассное время является неотъемлемой частью общей системы обучения языку.  Формирование и совершенствование навыков словесного общения – основное направление...

«Особенности коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха в условиях перехода на ФГОС на уроках истории»

В докладе раскрываются особенности коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха....

Методические рекомендации "Учет особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха в процессе обучения и воспитания"

В методических рекомендациях представлена классификация детей с нарушением слуха, описаны особенности психофизического развития детей с нарушением слуха, особые образовательные потребности детей с нар...

Методические рекомендации "Организация образовательной среды для обучающихся с нарушением слуха в процессе обучения и воспитания"

В методической разработке представлены требования к образовательной среде в предметном, пространственном, организационном, социально-психологическом аспектах, даны рекомендации по организацию образова...

Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с нарушением слуха на занятиях по внеклассному чтению

Воспитание патриотизма у школьников, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье...