Доклад "Развитие коммуникативных умений обучающихся с нарушением слуха во внеклассное время"
статья на тему
Развитие речи во внеклассное время является неотъемлемой частью общей системы обучения языку. Формирование и совершенствование навыков словесного общения – основное направление работы по развитию речи вне класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnyh_umeniy_._doklad_dlya_vospitateley.rar | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Развитие коммуникативных умений учащихся с нарушением слуха и общим недоразвитием речи
Подготовила
учитель-дефектолог
Ткачёва А.А.
Приоритетными направлениями специального образования сегодня становятся вопросы социализации детей с нарушениями в развитии. Включение данной категории детей в полноценную жизнедеятельность и межличностное общение с окружающими является первостепенной задачей любого специального образовательного учреждения.
Новый подход к обучению в школе – это компетентностно-деятельностный подход – ориентация на “результат” обучения, который зафиксирован в современном образовательном стандарте, а именно: на формирование у учащихся основной школы комплекса различных компетенций (коммуникативной, информационной, социально-культурной, социально-политической, а также готовности к образованию и саморазвитию). Коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций.
Коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями, готовностью к решению проблем на родном языке в единой логике. Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями.
Коммуникативно-деятельностная система в школе для детей с нарушением слуха - это специально организованная практика речевого общения в процессе деятельности, что обеспечивает точность, осознанность употребления речевых средств и исключает формальное заучивание речевого материала. Реализация принципа коммуникации предполагает специальное обучение словесному общению. Дети усваивают прежде всего такой речевой материал, который им необходим в повседневном общении с окружающими. Участвуя а различных видах внеклассной деятельности, школьники будут пользоваться жестовой речью, если к ним не предъявляются соответствующие требования и не организуется речевая среда. Важно вовремя дать детям нужное слово, фразу, заставить их подумать как можно сказать, выразить свои мысли речью. Словесная речь возникает у ребёнка в процессе коллективной деятельности, побуждающей его вступать в словесное общение. В речевой среде учащиеся получают необходимые образцы речи для выражения своих мыслей, интересов и желаний. Как отмечал С.А.Зыков, «мы имеем дело не с отсутствием потребности общения, а с невозможностью удовлетворить её посредством языка слов».
С самого начала обучения дети имеют дело не с отдельными словами и их формами, а с готовыми речевыми высказываниями, что позволяет им выражать просьбы, желания, чувства, мысли. Детей обучают речевым высказываниям, приближенным к лексике и синтаксису устной разговорной речи (неполные предложения, типовые вопросительные, побудительные, повествовательные конструкции). Обучение разговорной речи осуществляется на всех уроках по развитию речи, на уроках по всем другим учебным предметам и во внеучебное время, тем самым глухой ребенок погружен в непрерывную и интенсивную диалоговую среду.
Согласно программе обучения детей с нарушенным слухом, учащиеся должны овладеть умением участвовать в общении с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия или деятельности в связи с предъявленной ситуацией общения.
Основной целью обучения языку в начальной школе является развитие у школьников способности к общению. В процессе диалогического общения принимают участие более двух учеников, между которыми происходит многократный обмен мнениями, что предполагает формирование у учащихся коммуникативной компетенции.
Обучение коммуникативной деятельности является непосредственной задачей обучения неслышащих учащихся, и чем раньше начинается этот процесс, тем лучше.
Самая главная особенность развития детей с нарушением слуха заключается в том, что развитие глухого ребёнка невозможно без специального обучения. У всех детей с ограниченными возможностями затруднено развитие личности, но у глухих детей особенно, без помощи специально подготовленного взрослого он остаётся лишённым главного – общения с другими людьми, даже со своими близкими. Все особенности развития обусловлены замедленным овладением речью.
В отличие от слышащего, у глухого ребенка, не возникает потребности в общении словесной речью, так как он ее не воспринимает. Развитие познавательной деятельности глухого ребенка задерживается, так как в ее формировании значительная роль принадлежит словесному общению со взрослым, разъяснениям и указаниям, которые он дает ребенку.
Слепоглухая Ольга Ивановна Скороходова на вопрос, что более необходимо человеку - зрение или слух, - не задумываясь, ответила: "Конечно, слух. Ведь, прежде всего надо слышать, что говорят другие. Человек живёт в обществе…"
"Глухота - более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества - способности быстрого и свободного общения. Глухота - недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности" – это подчёркивал в своих работах Л.С. Выготский.
Коммуникативная компетенция подразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, аудированием (слушанием), говорением (монолог, диалог), письмом.
Все виды речевой деятельности у неслышащих школьников имеют свои особенности. Кроме того эти особенности затрудняют организацию совместной деятельности школьников с нарушениями слуха с их слышащими сверстниками.
Система обучения глухих детей языку по принципу формирования речевого общения, разработанная С.А. Зыковым, с самого начала предусматривала работу над речью не только на уроках, но и во внеклассное время, и в семье. «Нет необходимости доказывать, что работа над речью, сведённая к урокам, не может рассчитывать на высокий результат, если всё остальное время дети не будут пользоваться языком», - писал С.А.Зыков.
В школе глухих необходимо активизировать работу по развитию речи учащихся за пределами урока, создавать для них речевую среду. И одним из путей решения этой проблемы является введение в воспитательную работу занятий по развитию речи вне класса.
Цель работы по развитию речи глухих детей во внеклассное время: организация словесного общения, создание речевой среды.
Задачи развития речи:
- закрепить и усовершенствовать речевые навыки и умения, полученные школьниками на уроках:
- развитие устной разговорной речи в диалогической и монологической формах;
- развитие письменной речи (записки, письмо, открытки, заявление, отчёт, отзыв, дневник, записная книжка);
- Обогатить речевую практику учащихся новым речевым материалом, необходимым в общении (слова, конструкции словосочетаний, предложений, связные высказывания, новые виды диалогических единств).
- Развивать внимание и интерес к языку.
- Обогатить представление учащихся об окружающем мире.
Ввиду того, что развитие речи во внеклассное время является неотъемлемой частью общей системы обучения языку, оно основывается на единых принципах. И прежде всего это принцип коммуникации, связь развития речи с деятельностью школьников, развитие потребности речевого общения школьников.
Формирование и совершенствование навыков словесного общения – основное направление работы по развитию речи вне класса. Непосредственное речевое общение осуществляется на основе устной разговорной речи, которая может быть диалогической и монологической. В разговорной речи диалог и монолог могут быть выделены лишь условно, так как в процессе общения постоянно перемежаются элементы этих видов речи (один из говорящих может быть более активен в разговоре, чем другой).
Для диалогической речи характерно:
- связь с ситуацией
- адресность речи конкретному лицу
- зависимость высказываний от реплик и реакции собеседника
- непринуждённость и неподготовленность высказываний
- быстрый темп протекания речи
- своеобразие лексики и синтаксиса
- использование неполных предложений и отдельных слов
- своеобразие структурного построения реплик и всего диалога в целом
- использование естественных жесто-мимических средств
- эмоциональность высказываний.
Для монологической речи характерно:
- логическая последовательность, полнота и развёрнутость высказывания, объединённого общей темой
- обдуманность как отдельных частей, так и всего высказывания в целом
- композиционная завершённость
- произвольный, замедленный характер протекания
- преобладание полносоставных предложений и т.д.
Исходя из особенностей каждого вида речи определяются и основные умения, которыми должны овладеть учащиеся. Для овладения диалогом детям необходимо научиться восприятию устной речи, пониманию реплик собеседника и умению сразу же на них реагировать, умению строить реплики структурно и содержательно, говорить внятно.
Неслышащие дети затрудняются использовать приобретённые речевые навыки в естественных условиях (например, в сюжетно-ролевой игре научились пользоваться необходимой фразеологией, а когда пришли в магазин, не смогли ею воспользоваться). В диалогах отмечается бедность лексики, неточное или неправильное употребление слов, нарушения в построении предложений. Характерным для диалогической речи глухих является преобладание одних и тех же заученных вопросов и ответов и употребление полных предложений.
Единицей диалога считается не отдельная реплика, а диалогическое единство, состоящее из цепи реплик. Для них характерна смысловая, структурная и интонационная законченность. Диалогическое единство включает реплику-стимул и реплику-реакцию. Первая реплика –реплика-стимул наиболее самостоятельна по содержанию и по структуре, она наиболее полна по своему словарному составу (-Пойдём сегодня в кино на последний сеанс? – Пойдём!).
В процессе обучения диалогу дети должны овладеть пятью видами диалогических структур:
- Вопросно-ответные единства
-Когда пойдём в кино?
-В пятницу.
-Что будем смотреть?
-Боевик.
- Вопросно-ответные единства, требующие подтверждения или отклонения чего-либо
-На улице дождь?
-Да, идёт дождь. (Нет, сегодня сухо.)
- Сообщение-вопрос-ответ
-Миша вчера не был на экскурсии.
-Почему?
- Он ходил к врачу.
- Сообщение- встречное сообщение
-Я люблю смотреть мультфильмы.
-Я тоже.
-А я не люблю.
- Побуждение к действию – вопрос- ответ
-Пойдём играть в хоккей!
-Когда?
-Сейчас!
-Пойдём!
Для младших школьников в плане формирования диалогической формы речи наиболее продуктивна сюжетно-ролевая игра. Но для решения поставленной задачи необходима предварительная подготовка. Большой эффект даёт использование опорных схем диалогов, которые будут использоваться в игре.
I этап работы
Необходимо познакомить учеников с опорной схемой, прочитать её, осмыслить и дать установку на запоминание образца.
-Где это случилось? | -В парке. |
-Недалеко от школы. | |
-Рядом с магазином. | |
- Точно не знаю, где-то около аптеки. | |
-Почему тебя там не было? | -Плохо себя чувствовал. |
-Я заболел. | |
-Мне нездоровилось. |
- В схеме должна быть обеспечена вариативность диалогических единств (способствует разнообразию игры и высказываний).
- Каждая предыдущая реплика должна располагаться выше последующей (обеспечивает более свободную ориентировку учащихся в схеме).
- Каждая реплика помещается в отдельной графе (способствует быстрому и правильному запоминанию диалогических единств как составной части диалога).
- Запоминание образца диалога должно происходить в непринуждённой естественной обстановке (ученики исправляют ошибки товарищей, помогают друг другу в использовании правильных реплик).
II этап работы
Организация игры без схемы, но с установкой использовать схему, изученную ранее.
III этап работы
Постепенно по мере усвоения содержания опорных схем, при изменении игровой ситуации учащиеся используют диалогические единства одинаковые по смыслу, но разного лексического наполнения и разной структуры.
-Здравствуйте, Елена Ивановна! -Здравствуй, Аня. Что ты хочешь? -Я хочу поменять книгу. -Хорошо. Ещё будешь брать? -Да, хочу почитать сказки. -Возьми сказки Шарля Перро. -Спасибо! | - Здравствуйте, Елена Ивановна! Я хочу поменять книгу. -Добрый день, Аня! Ты прочитала рассказы о животных? -Да, уже давно. -Какую книгу хочешь взять? -Мне очень нравятся волшебные сказки. -Советую прочитать произведения знаменитого сказочника Шарля Перро. Только долго не задерживай эту книгу. -Хорошо, большое спасибо! |
Ученикам надо показать изменения в структуре диалога, в использовании различного словаря.
Воспитателю необходимо изготовить несколько опорных схем-образцов ведения диалога, определить, какие речевые ситуации можно использовать при организации речевой игры, отобрать лексический материал и отработать его с учащимися на уровне осознания каждого слова, возможности его употребления в диалоге, добиваясь внятного и чёткого произношения.
В процессе организации работы по развитию диалогической речи обязательно должна даваться установка:
запомнить образец
изменить его в новой ситуации
дополнить образец новыми словами
Приёмы работы над диалогом (упражнения)
1. Прочитать диалоги и сказать к каким картинкам-ситуациям они относятся.
2. Прочитать (прослушать) диалог и сказать , кто в нём участвует.
3. Прочитать (прослушать) диалог и сказать, где он происходит.
- Прочитать диалог и вставить пропущенные вопросы.
- Прочитать диалог и вставить подходящие по смыслу ответы.
- Прочитать диалог и продолжить его.
- Прочитать диалог и придумать к нему начало.
- Составить диалог в ходе игры как бы от лица кукол, зверей, фигурок.
- Составить диалог по речевой ситуации, заданной с помощью картинки.
- Составить диалог по речевой ситуации, заданной с помощью словесного описания.
- Составить вопросы, которые могут быть включены в предполагаемый диалог.
Создание во внеклассное время активной речевой среды и внимание к развитию речи каждого из воспитанников решает следующие задачи, которые ставит перед собой воспитатель:
- обучение учащихся словесной речи как средству речевого общения;
- формирование навыков ведения диалога с любым членом коллектива и со слышащими сверстниками;
- развитие общительности, преодоление неуверенности в общении со слышащими;
- формирование потребности у неслышащих школьников не только в деловом общении, но и в неформальном межличностном общении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Применение компьютерных технологий в работе по формированию словесной речи детей с нарушением слуха во внеклассное время"
Применение компьютерных технологий в работе по формированию словесной речи детей с нарушением слуха во внеклассное время...
Развитие речи у обучающихся с нарушенным слухом во внеурочное время.
Материал об особенностях развития речи детей с нарушенным слухом...
статья "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА"
Из опыта работы...
Проектная деятельность как технология совершенствования коммуникативных навыков обучаемых с нарушениями слуха
Из опыта работы над педагогическими проектами...
Конспект индивидуального занятия по РСВ и ОП "Звук П" для обучающегося с нарушением слуха с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения для детей обучающихся по АООП вариант 1.4...
Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с нарушениями слуха, их социальная адаптация
В существующих условиях социальной жизни выступает проблема, требующая включения детей с нарушениями слуха в единую социальную целостность и саму структуру общества. Необ...
Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с нарушением слуха на занятиях по внеклассному чтению
Воспитание патриотизма у школьников, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье...