«Особенности коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха в условиях перехода на ФГОС на уроках истории»
методическая разработка

Алексеева Мария Анатольевна

В докладе раскрываются особенности коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedovete_2018.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

 ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №30 для глухих и слабослышащих обучающихся

Доклад

«Особенности коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха в условиях перехода на ФГОС

 на уроках истории»

Выступила: Алексеева М.А.,

учитель истории

Уфа – 2018

         В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне при этом учитывая особые образовательные потребности. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

      На что ориентироваться учителю, конструируя урок, если содержание уже определено?

  1. Стандарт ориентирует на использование «технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся».
  2. Стандарт требует учета не только «индивидуальных, психологических и физиологических особенностей учащихся», но и указывает на важную роль и значение «видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения»
  3. Стандарт ориентирует учителя на «разнообразие организации форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».
  4. Стандарт гарантирует «достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования как основы «для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».

   Однако необходимо отметить, что для реализации всех организационных      установок Стандарта необходимо ещё одно, не менее важное условие  -  создание на уроке психологически комфортной атмосферы.

           Мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке составляют группу личностных универсальных учебных действий.

           Учащийся учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, т.е. развивает регулятивные универсальные учебные действия.

            Целью действия ученика является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый  комплекс познавательных универсальных учебных действий: работает с информацией, осуществляет синтез, анализ, использует общие приёмы решения задач. Это группа общеучебных познавательных универсальных учебных действий.

            В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Переход на новые стандарты предполагает  в первую очередь  изменение самого учителя.

         На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст учебных заведений методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.

 Рассмотрим некоторые образовательные технологии. Технология организации проектной деятельности Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX века. В настоящее время существует множество классификаций проектов.

По одной из таких классификаций английские специалисты в области методики преподавания языков Т. Блур и М. Сент-Джон различают три вида проектов.

 1. Групповой проект, в котором исследование проводится всей группой, а каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы.

2. Мини-исследование, состоящее в проведении индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью.

 3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий выборочное чтение по интересующей студента теме и подходящий для индивидуальной работы.

        По другой классификации выделяют исследовательские, творческие, информационные и прикладные проекты.

Этапы проекта:

  1. Погружение в проект (проблемно-целевой: предметная область, тема, цели, задачи, аннотация).
  2. Организация деятельности (разработка сценария: варианты исследовательских проблем, выдвижение гипотез, планирование).
  3. Осуществление деятельности (сбор и анализ  информации, подготовка презентаций, публикаций, аналитическая работа).
  4. Контрольно-коррекционный (промежуточное обсуждение, корректировка).
  5. Защита проекта (самооценка, оппонирование, экспертиза, выводы).

Критерии оценки работы:

- Уровень знаний

- Степень ответственности за выполнение работы

- Самостоятельность, собранность, способность углубить тему изучения

- Способность выработать новую идею и найти новые оригинальные подходы

- Инициативность и заинтересованность

- Способность работать в коллективе

- Точность и своевременность выполнения работы

- Четкость и аккуратность в подготовке отчета

В своей работе на уроках истории применялись различные виды проектной деятельности. Так, при изучении истории Древнего мира, с учащимися разрабатывался прикладной проект “По следам древних людей”. Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать все своими руками. На уроках лепились глиняные горшки, украшали их первобытным способом и, таким образом, “открыли” керамику. В мастерской “первобытного художника”, с увлечением, выцарапывали наскальные рисунки на гипсовых заливках. Ученики пробовали создать модель доисторического жилища из “костей” и “шкур” мамонта; ткали материю на первобытных ткацких станках из картона. Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать “клинописью” на глиняных табличках. Пятиклассники с большим интересом работали над проектом и лучше усваивали соответствующий учебный материал.

Учащимся предлагается после изучения соответствующих разделов выполнить дома следующее задание: изготовить из различных материалов, имитирующих настоящие, образцы древней письменности: глиняных таблички (можно использовать пластилин, покрытый лаком), папирус ( на особой бумаге, которую можно предварительно искусственно состарить), пальмовые листья( можно использовать засушенные листья комнатных растений), шелковая ткань, бамбуковые дощечки (в качестве заменителя моно использовать скрепленные линейки), навощенные таблички, берестяная кора и т.д. На уроке учащимся предлагается самостоятельно составить и проиллюстрировать сводную таблицу применяемых в Древнем мире систем счета и фиксирования цифр.

Древние жители писали на глиняных дощечках методом клиновидных отпечатков на не застывшей глине. В связи с этим учитель может предложить ученикам поставить себя на место жителей Междуречья и попытаться использовать различные виды письма. В результате возникает гипотеза: «Никакой другой вид письменности кроме клинописи в Междуречье был невозможен».

 Ставятся задачи: 1) Создать необходимые условия для работы над проектом; 2) Экспериментальным методом доказать или опровергнуть предложенную гипотезу. Далее определяется план действий и начинается его осуществление:

Подготовительный этап. Ученикам дается задание приготовить дома «глиняную табличку» - на квадратный лист картона нанести пластилин и деревянную заготовку величиной с ручку, один конец которой остро заточен, а второй в виде штампа-треугольника.

Информативный этап. Здесь учитель ведет рассказ о жизни людей в древнем Междуречье и делает упор на то, что чернила и бумага ещё не были изобретены, и главным материалом выступала глина.

Практический этап. На данном этапе происходит доказательство практичности и удобства клинописи. Первоначально учитель предлагает острой стороной деревянной заготовке написать на «дощечке» какую-либо фразу. При этом указывается на появление «глиняных» катышков, которые при обжиге заполнят собой письменные бороздки и, тем самым, сотрут надпись. Кроме того, после написания фразы учитель предлагает провести пальчиком по надписи с легким нажимом. Результат показывает, что надпись смазывается и её смысл теряется.

Затем, учитель предлагает использовать другой конец деревянной заготовки - штамп-треугольник. Прямым надавливанием на «табличку» ребята получают четкий отпечаток. Возможно написание какой-либо буквы. Затем повторяется предыдущая процедура проверки надписи на прочность. Оказывается, что надпись незначительно деформируется, но сохраняет смысловое значение. Эксперимент можно повторить несколько раз.

Аналитический этап. После проведения эксперимента подводится итог учащимися об удобстве клинописания.

В итоге урок получился интересным, информативным. Результаты проведенного исследования надолго сохранятся в памяти учеников

Таким образом, с помощью новых образовательных технологий, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся на уроках истории создаются условия для перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт с учетом особых образовательных потребностей.

Список использованной литературы

  1. Гостева В.Н. Использование проектной технологии в работе преподавателей иностранных языков / Альманах «Продуктивное образование»: проекты в продуктивном образовании:сборник научных статей под ред.Е.А. Александровой, Е.Е. Симдянкиной. М.: Экшен, 2005. Вып. 5. С. 186-189.
  2. Мартыненко И.В., Буланый Ю. И. Использование метода проекта при изучении биологии и экологии / Альманах «Продуктивное образование»: проекты в продуктивном образовании:сборник научных статей под ред.Е.А. Александровой, Е.Е. Симдянкиной. М.: Экшен, 2005. Вып. 5. С. 164-168.
  3. Фрицко Ж.С. Сопоставление опыта применения метода проектов в практике отечественной и зарубежной школы / Альманах «Продуктивное образование»: проекты в продуктивном образовании:сборник научных статей под ред.Е.А. Александровой, Е.Е. Симдянкиной. М.: Экшен, 2005. Вып. 5. С. 196-203.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программы индивидуального сопровождения ребёнка с нарушением слуха в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе

азработка программы индивидуального сопровождения ребёнка с нарушением слуха в условиях перехода к инклюзивному образованию в общеобразовательной сельской школе  по программе повышения квалификац...

Статья "Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания школьников с проблемами развития как условие повышения качества жизни."

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомога...

Коррекционно-развивающее занятие "Мир эмоций",для детей с нарушением слуха,старший дошкольный возраст.

Цель:  -  Развитие коммуникативных навыков и социальной активности у детей с нарушением слуха Задачи:Образовательные: - Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике,...

Выступление «Патриотическое воспитание обучающихся во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО»

Выступление на секции  «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» Республиканской  научно-практичес...

Инновационные формы работы с семьями обучающихся с нарушениями слуха в условиях образовательной организации

В данной статье говорится о формах работы с семьями, имеющих детей с нарушениями слуха, в условиях образовательной организации, Описываются основные направления организации совместной работы школы и р...

«Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания школьников с проблемами развития как условие повышения качества жизни».

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомога...

Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с нарушением слуха на занятиях по внеклассному чтению

Воспитание патриотизма у школьников, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье...