Общешкольная программа патриотического и гражданского воспитания " Я - гражданин России"
рабочая программа (8 класс) по теме
Цель создания данной прогаммы- создание единого образовательного и воспитательного пространства школы и микрорайона, воспитание личности в каждом ребенке, воспитание человечности. гражданственности и патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._po_vr.zip | 31.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Смирнова Юрия Михайловича
д. Горки Солецкого муниципального района
Система патриотического и гражданского воспитания школьников
МОУСОШ Им. Смирнова Ю.М. д. Горки.
Мирошниченко С.В.
заместитель директора по учебной работе,
учитель истории
Горки.
2008г.
Система патриотического и гражданского воспитания школьников
МОУСОШ им. Смирнова Ю.М. д. Горки
Великая духовная потребность участвовать
в управлении страной не может быть воспитана
в человеке в один день, и если в ребенке с
детства не воспитать это качество, не стоит
ожидать, что оно появится у взрослого
человека.
Томас Манн
Последнее десятилетие20 и начало 21 века для России- время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав человека и его свобод высшей ценностью.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в период ее обучения и после его окончания, ее социализация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Усиление воспитательной функции образования рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Цель патриотического и гражданского воспитания состоит во всемерном содействии социализации личности, формированию ее активной позиции в социальных преобразованиях, происходящих в стране.
Патриотизм – любовь к Родине, готовность к ее защите , участие в укреплении экономической и оборонной мощи, самостоятельности государства. На личном уровне патриотизм выступает как важнейшая , устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотизм – чувство глубокое, древнее, что делает характер данного понятия внеисторическим, его объем – интернациональным, а содержание – кросскультурным.
Патриотическое воспитание – это интеграция личности ученика в мир ценностей своей Родины, духовные и материальные связи с Отчизной, привязанность к родному краю.
Гражданское образование – это единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование, реализуемое через создание демократического уклада школьной жизни, через формирование социальной и коммуникативной активности учащихся.
Проведенные в школе исследования показали, что 62% учащихся связывают патриотизм с любовью к Родине, 50% - к семье и близким, 42% - к своему селу, деревне, дому, 34% - к отечественной культуре, 27% - к своему народу, 23% -считают патриотизмом возрождение традиций русской культуры.
Актуальность работы в данном направлении была определена на основе исследования, проведенного в школе. На основе анализа проблем гражданского и патриотического воспитания в школе, я могу отметить следующее:
Учителя школы считают необходимой целенаправленную работу по гражданскому и патриотическому воспитанию.
Родители учащихся считают необходимым воспитание чувства любви к своей деревне, Родине. Практически 75% родителей довольно часто посещают памятные и культурные места в Новгороде и Санкт-Петербурге, рассказывают детям об истории различных памятников, проводят досуг вместе с детьми, разговаривают на нравственные темы.
Учащиеся вместе с родителями посещают культурные и памятные места только в праздничные дни, менее 50% родителей рассказывают об истории родного края и поддерживают семейные традиции. Анализ уровня воспитанности учащихся в гражданско-правовой сфере показал, что ученики:
- не умеют критически мыслить и действовать для изменения социальной действительности,
- не умеют грамотно отстаивать свои права и свободы, не нарушая прав и свободы других,
- не умеют отстаивать свою точку зрения, вести диалог,
- не всегда терпимы к инакомыслию и толерантны в широком смысле,
- не умеют руководствоваться демократическими ценностями и не имеют навыков гражданского поведения.
На основании проанализированных данных мною была составлена программа по патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся школы с целью систематизации патриотического и гражданского образования и воспитания, и формирования гражданских компетентностей школьников. В ней реализуется модель гражданского образования через предметную деятельность, организацию школьного самоуправления и работу детских объединений, а также через проектную деятельность, которая осуществляется на уроках и во внеклассной работе.Общешкольная программа патриотического и гражданского воспитания
«Я - гражданин России»
Утверждаю
Директор МОУСОШ им. Смирнова Ю.М. д. Горки
_____________________Филиппова Н.И.
«01» сентября 2008_г.
Паспорт программы
Наименование: программа «Я – гражданин России» по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и подростков МОУСОШ им.
Смирнова Ю.М. д. Горки Солецкого района на 2008 - 2009гг.
Документальные основания для разработки программы: федеральные законы «Об образовании» от 10.12.2001г., «О ветеранах» от 24.12.2002г. № 176-ФЗ, «О днях воинской славы (победных днях) России2 от 13.03.1995г. № 39-ФЗ, Указы президента РФ « О концепции национальной безопасности РФ « ОТ 10.01.200Г. № 24, «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе» от 31.12. 1999г. № 1441, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 -2010годы»; «Национальная доктрина образования в РФ»; « Концепция модернизации образования в РФ», «Национальная стратегия охраны здоровья детей в России» от 3.04.2001г., «Об организации воспитательной работы в учреждениях начального профессионального образования», нормативные акты администрации области и города, целевые программы города, района по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи.
Краткое обоснование создания программы
В Концепции модернизации российского образования на период 2010г. сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно- нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированной ценности, привлекательной становится « легкая культура», освоение которой не требует от человека серьезной умственной и душевной работы, проявляются непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.
Программа призвана обеспечить ценностно- смысловую определенность нравственного и гражданского патриотического воспитания. Программа позволяет всем, кто работает с детьми самого разного возраста, понять феномен «воспитательное пространство», сконструировать и смоделировать воспитательное пространства личности, развернуть его в социальном пространстве школы.
Основные разработчики подпрограммы
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Руководители МО классных руководителей
Социальный педагог
Психолог
Ответственный за организацию военно-патриотической работы в школе.
Ведущая идея программы
Общая культура личности, патриотизм и гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества для выхода из кризиса, формирования национального самосознания, смысла жизненных перспектив молодежи, социокультурной идентификации, сохранения преемственности между поколениями.
Цели программы
Создание единого социально- образовательного и воспитательного пространства школы и микрорайона, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, а целью – воспитание в нем человека культуры, гражданина, патриота.
Задачи программы
- Сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.
- Формирование духовно – нравственных качеств личности.
- Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.
- Разностороннее развитие детей и молодежи, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности.
- Формирование основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни.
- Формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения в социуме.
- Формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех учебных дисциплин.
Основные мероприятия
- Создание программы «Я – гражданин России» в рамках целевой программы «Человек культуры, гражданин, патриот» по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи.
- Разработка модели и технологии патриотического воспитания в образовательно – воспитательном пространстве МОУСОШ д. Горки.
- Совершенствование взаимодействия с учреждениями объединениями в рамках выполнения программы.
- Обеспечение непрерывности и целостности процесса формирования у молодежи гражданских и патриотических качеств с учетом особенностей образовательно – воспитательного пространства МОУСОШ д. Горки.
Основные направления реализации программы
- Повышение квалификации преподавателей, осуществляющих обучение учащихся и воспитание у них гражданственности и патриотизма.
- Разработка содержания учебных дисциплин в интересах привития учащимся любви к родине, гордости за ее героическое прошлое, стремления укрепить ее авторитет в мире.
- Создание кружков, спортивных секций, объединений по интересам творческой направленности.
- Разработка положений и условий конкурсов, военно- спортивных состязаний и обеспечение массового участия в них учащихся.
- Разработка диагностических методик и внедрение их в практику образовательно – воспитательного процесса.
- Реализация функции образовательного процесса в гражданско – патриотическом воспитании учащихся.
- Организация встреч с ветеранами войны, уроков мужества, акций, операций, викторин, конкурсов гражданско – патриотической направленности.
- Укрепление связей с воинскими частями, военными комиссариатами.
Основные формы деятельности
- Учебная деятельность по предметам.
- Система классных часов, нетрадиционных уроков.
- Работа детских творческих коллективов: кружков, секций, клубов.
- Конференции, семинары, концерты, праздники.
- Система мероприятий библиотеки.
- Традиционные общешкольные коллективно- творческие дела.
- Участие в районных, городских, областных конкурсах, смотрах.
- Организация родительского всеобуча.
- Проведение совместных с родителями и учителями развлекательных игр, фольклорных, театрализованных праздников, спортивных мероприятий.
- Выставки творческих работ.
- Организация работы школьного самоуправления.
- Участие в акциях.
- Работа психолого – педагогической службы.
- Организация встреч с ветеранами, шефство над престарелыми.
- Организация встреч, концертов, проведение совместных дел с военнослужащими, комитетом солдатских матерей.
Основные исполнители программы
- Администрация МОУСОШ им. Смирнова Ю.М. д. Горки
- Руководитель м/о классных руководителей.
- Руководители кружков, функционирующих при школе.
- Руководители спортивных секций.
- Руководитель секции– спутника от ДЮСШ.
- Социальный педагог.
- Психолог.
- Классные руководители 1-11-х классов.
- Совет старшеклассников.
- Родительские комитеты школы и классов.
- Государственные, общественные организации, социальные службы.
Социальные связи
Администрация района.
Отдел образования администрации района.
Отдел культуры администрации района.
Комитет по дела семьи.
Комитет по делам молодежи.
Комиссия по делам несовершеннолетних.
Подразделение по делам несовершеннолетних РОВД.
Военный комиссариат района.
ЦДТ
Дом молодежи
ДЮСШ
Наркологический кабинет.
Краеведческий музей.
Совет ветеранов.
Библиотека.
Центр психологической помощи детям и подросткам.
Социальные приюты.
Отдел опеки и попечительства.
Теоретические основы формирования общей культуры, гражданственности, патриотизма у детей и подростков
Целью политики в сфере гражданского и патриотического воспитания в образовательном пространстве Солецкого района является создание эффективно действующей системы формирования человека культуры, гражданина, патриота Отечества. Политика в сфере гражданского и патриотического воспитания осуществляется на двух уровнях: теоретико-проектном и практико- организационном.
Первый уровень определяет состояние и общую оценку социального воспитания, цели и приоритеты, организационную структуру системы и функции ее компонентов. Второй уровень направлен на регулирование условий реализации системы патриотического воспитания.
Система гражданского, патриотического воспитания в структуре образовательного пространства МОУСОШ д. Горки представляет собой структурно- функциональное взаимодействие школы с органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями, родительской общественностью и др.
Система гражданского и патриотического воспитания МОУСОШ д. Горки предусматривает:
- освоение детьми и подростками социально значимых ценностей, формирование и развитие гражданственности и патриотизма учащихся в процессе воспитания и обучения в образовательном учреждении.
- Массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую в микрорайоне МОУСОШ им. Ю.М. Смирнова д. Горки.
- Создание и обеспечение деятельности детских объединений, клубов, кружков, секций, развитие и поддержка детского самоуправления;
- Использование различных форм повышения квалификации педагогических работников.
Основные приоритеты:
-развитие общей культуры личности;
- формирование гражданственности;
- воспитание патриотизма;
- воспитание толерантности;
- воспитание отношения к семье как к основе жизни.
Основными принципами гражданского и патриотического воспитания является следующие:
- духовная наполненность содержания воспитания;
- державность ( осознание необходимости целостности геополитического пространства государства);
- народность ( идентификация себя с великим народом и великим государством);
- уважение к конституционным основам государственного устройства;
- соборность как основа единения и средство выживания, как путь воспроизводства культуры;
- национальная самобытность;
- социальная опосредованность поведения и деятельности;
- Социокультурная толерантность, гуманизм;
- опора на боевые, трудовые, культурно-исторические традиции района.
На основе принципов гражданского и патриотического воспитания лежат основные признаки патриотизма и гражданственности, такие как:
- чувство Родины (ощущение связи с Родиной), преданность ей, ответственность перед ней;
- безграничная вера в будущее России, деятельность любовь к своим культурным и генетическим корням;
- гордость за свою малую и большую Родину, чувство долга, выражающееся в готовности к защите Отечества, осознание личной ответственности за страну;
- приверженность идеалам, ценностям и традициям своего народа.
Реализация данных принципов в образовательно-воспитательном пространстве МОУСОШ им. Смирнова Ю.М. д. Горки осуществляется по следующим направлениям:
Духовно- нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности и поведении; повышение культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, усвоение высоконравственных норм поведения, формирования чести, ответственности и коллективизма;
Историческое – познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, своей неразрывности с ней, гордость за сопричастность к деяниям предков и современников и историческая ответственность за происходящее в обществе и государстве; изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении государства, его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций нашего народа, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны;
Гражданское – воспитание правовой культуры и законопослушания, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу; формирование у личности тех черт, которые позволят ей быть полноценным участником общественной жизни, чувства собственного достоинства, дисциплинированности, активной социальной позиции.
Политико - правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Си РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества государства; ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц;
Патриотическое – присвоение важнейших духовно - нравственных и культурно- исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Это беззаветная любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Основные субъекты гражданского и патриотического воспитания:
- семья;
- непосредственное социальное окружение;
- коллективы, в которых происходит социализация личности;
- жизнеобеспечивающее пространство развития личности ( микрорайон, район, улица);
- образовательно-воспитательное учреждение;
- общественные организации и объединения.
В качестве объектов патриотического воспитания МОУСОШ д. Горки выступают следующие категории подрастающего поколения.
Младшие школьники.
Цели и задачи: формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной истории и культуре, освоение родного языка, развитие трудолюбия.
Подростки
Цели и задачи: формирование убежденности в том, что целостность государства - залог его могущества; развитие преемственности между поколениями через знание своих корней, ознакомление с символами государства, региона, места проживания, социальная и культурная идентификация, аккумуляция переживаний героических событий в истории Отечества.
Старшие школьники
Цели и задачи: формирование жизненных ценностей, чувства патриотического, гражданского долга, социально- трудовой активности, психологической готовности к защите Родины, стремления вести здоровый образ жизни, развитие способности к блокировке чуждых идеалов и ценностей.
Механизм и условия реализации программы
Механизм реализации программы определяется ее статусом в образовательно - воспитательном пространстве МОУСОШ д. Горки.
Данный статус закрепляется решением директора школы как нормативным документом, определяющим структуру образовательно- воспитательного пространства гражданского и патриотического воспитания, функции субъектов выработки и осуществление программных мероприятий системы формирования гражданина и патриота Отечества в детской и молодежной среде.
Координацию деятельности по реализации программы гражданского и патриотического воспитания осуществляет педагогический совет, который имеет следующие функции:
- Готовит и выносит на рассмотрение администрации, ее структурных подразделений рекомендации, предложения, аналитические материалы по вопросам патриотического воспитания в пределах своей компетенции.
- Содействует структурным подразделениям администрации управления образованием района, учреждениям дополнительного образования в выработке целостной системы патриотического воспитания в образовательно - воспитательном пространстве микрорайона.
- Рассматривает ход, результаты, проблемы организации патриотического воспитания детей и молодежи, а также затраты на него.
- Координирует взаимодействие с отраслевыми комитетами администрации района и области в сфере патриотического воспитания детей и молодежи.
- Анализирует и обобщает результаты реализации программы, разрабатывает рекомендации по совершенствованию патриотического воспитания в образовательно- воспитательном пространстве района.
Экспертный совет создается решением директора школы для экспертизы программ гражданского и патриотического воспитания и целесообразности их внедрения в практику обучения и воспитания детей и молодежи в образовательно-воспитательном пространстве школы.
Методический совет
- рассматривает инновационные технологии патриотического воспитания в образовательно – воспитательных учреждениях, и социальной работы по месту жительства.
- Обобщает и распространяет передовой опыт осуществления программы и подпрограмм гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи микроучастка;
- Разрабатывает рекомендации по совершенствованию патриотического воспитания;
- Организует повышение квалификации учителей школы в сфере патриотического воспитания детей и молодежи.
Члены педагогического коллектива МОУСОШ д. Горки:
Разрабатывают собственные модели и подпрограммы гражданского и патриотического воспитания, перечни мероприятий и обеспечивают их осуществление;
- вносят предложения администрации школы, начальнику РУО по совершенствованию воспитательного и социального процесса детей и молодежи, повышению квалификации учителей школы;
- проводят диагностику эффективности проводимой работы в сфере гражданского и патриотического воспитания;
- определяют «болевые» точки в реализации программы и подпрограмм, меры по их устранению.
Прогноз результатов реализации программы
В работе по формированию духовно-нравственных качеств личности, гражданской ответственности и правового самосознания примут участие педагогический состав школы, педагоги дополнительного образования, работники правовых, методико-социальных институтов, заинтересованных служб и ведомств, ветеранская организация района, родители. В результате совместной работы названных выше служб ожидается:
- создание системы патриотического воспитания на основе единства деятельности школы и различных структур;
- активизация деятельности населения микрорайона по воспитанию молодежи на духовно-нравственной, трудовой, культурной основе;
- совершенствование системы воспитательной работы в социальном пространстве «школа-микрорайон»;
- создание системы социально-педагогической и психологической защиты детей и подростков;
- оздоровление внутрисемейных отношений, формирование позитивного влияния на личность ребенка через общую культуру семейных отношений;
- формирование образа выпускника – социально значимой личности.
Оценка эффективности программы обеспечивается:
- средствами общественного контроля через конференции, круглые столы, семинары, проводимые администрацией школы, регулярным обсуждением хода реализации в методических объединениях, на совещаниях, методических советах;
- проведение диагностической работы в ходе внедрения проектных мероприятий в практику воспитания школы;
- координацией исполнения программы администрацией школы совместно с руководителями структурных подразделений, представителями учреждений муниципального уровня, родительской общественностью;
- разработкой локальных актов, методических материалов, направленных на совершенствование системы воспитания в образовательном пространстве МОУСОШ д. Горки;
- подготовкой и информационным обеспечением кадров, ведущих работу по реализации программы, объединением их усилий в рамках проблемно- творческих групп, временных творческих и научно-исследовательских коллективов, общественных организаций.
Список использованной литературы:
1.Государственная программа « патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010годы» М.2006г.
2. Закон РФ « О днях воинской славы( победных днях) России» от 13 марта 1995г.
- О военно-патриотическом воспитаниимолодежи: Письмо Министерства образования РФ и Генерального штаба Вооруженных сил РФ от 25 \26 октября 1999г. № 06-9ин\28-04036\\ Вестник образования. 2000. № 9 .
- Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников.
Сост. А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев и др. М. Глобус.2007г.
5.Система гражданского образования школьников.
Сост. Г.В.Дмитренко, Т.С. Зорина, Т.В.Черникова.
М. Глобус, 2006.
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты!
Классные часы и внеклассные мероприятия.
М. Вако.2006.
- Н.Ф. Ромашина. Внеклассные мероприятия по
гуманитарно-правовому воспитанию.
М. Глобус.2008г.
Приложение № 1
Методика диагностики патриотического воспитания.
Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Основные отношения. Показатели воспитанности. | Признаки и уровни формирующихся качеств (от3 до0) |
Отношение к обществу | Патриотизм |
1. Отношение к родной природе | 3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других 2 – любит и бережет природу 1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя 0 – природу не ценит и не бережет |
2. Гордость за свою страну | 3 – интересуется историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим 2 - интересуется историческим прошлым 1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении взрослых 0 – не интересуется историческим прошлым |
3 Служение своими силами | 3- находит дела на пользу малому Отечеству и организует их 2 - находит дела на пользу малому Отечеству 1 – участвует в делах на пользу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей 0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству |
4. Забота о своей школе | 3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса 1 – в делах класса участвует при побуждении 0- в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает |
Отношение к физическому труду | Трудолюбие |
1Инициативность и творчество в труде | 3- находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд 2 – находит полезные дела в классе. Школе выполняет их с интересом 1 – участвует в полезных делах в классе, школе, организованных другими 0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творческий подход не проявляет |
6. Самостоятельность в труде | 3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей 2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен 1 – трудится при наличии контроля 0 – в трудовых делах участия не принимает |
7. Бережное отношение к результатам труда | 3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует к этому других 2 - бережет личное и общественное имущество 1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу 0 – не бережлив, допускает порчу личного и общественного имущества |
8. Осознание значимости труда | 3 – осознает значение труда, сам находится работу по своим силам и помогает товарищам 2 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам 1 – не имеет четкого представления о значимости труда, при выполнении работ по силам нуждается в руководстве 0 – не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться |
Отношение к людям | Доброта и отзывчивость |
9. Уважительное отношение к старшим. | 3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников 2 – уважает старших 1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве 0 – не уважает старших, допускает грубость |
10. Дружелюбное отношение к сверстникам | 3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость. 2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам. 1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших 0 – не отзывчив, иногда жесток. |
11 Милосердие | 3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других 2 – сочувствует и помогает слабым и больным 1 – помогает слабым, больным при наличии контроля 0 – не отзывчив, иногда жесток |
12 Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | 3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 - – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, 1 – не всегда честен 0 – не честен |
Отношение к себе | Самодисциплина |
13. Развитая добрая воля | 3 – проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй воли сверстниками 2 - проявляет добрую волю и стремится развивать ее 1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других 0 – силой воли не обладает и не стремится ее развивать |
14. Самоуважение, соблюдение правил поведения | 3 – добровольно соблюдает правила поведения, требует этого от других 2 - добровольно соблюдает правила поведения, не заботится о других 1 – нормы и правила выполняет в случае контроля со стороны 0 - нормы и правила не выполняет |
15. Оригинальность и пунктуальность | 3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других 2 - своевременно и качественно выполняет любое дело 1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле 0 – начатые дела не выполняет |
16. Требовательность к себе | 3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках 2 - – требователен к себе и стремится проявить себя в хороших делах и поступках 1 – не всегда требователен к себе, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках 0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. |
Приложение № 2.Анкета «Патриот»
Данная анкета может быть использована в работе с учащимися 8-11 классов для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина –патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением.
Данную анкету могут проводить педагог. Воспитатель. Обработка и интерпретация проводятся только социально –педагогической службой ОУ ( социальный педагог, педагог – психолог)
Обработка и интерпретация результатов проводятся по методу контент -анализа ( по частоте встречающихся ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Время проведения – 20 минут.
Цель анкетирования:
Определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему миру.
Определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентации школьников.
Определить градацию личностных качеств, входящих в понятие « патриот».
Образец опросного листа.
Ф.И. _________Возраст _____________Пол___________________
Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы и выполните задания.
- Считаете ли вы себя патриотом?
1.Да
2. Нет
3. Частично
4. Не знаю
I I. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?
- Школа
- Родители
- Окружающие люди, друзья
- СМИ
- Органы власти
- Другое_______________________________
III. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?
- национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу.
- Непримиримость к представителям других наций и народов.
- Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в –интересах своей Родины- России.
- Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее благо или спасения.
- Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
- Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире.
- Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи.
- Патриотизм- это лишь романтический образ, литературная выдумка.
- Другое ______________________________________________________
IV. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?
- Нет желания
- Нет возможности
- Считаю это не актуальным
4. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека.
Определите для себя те качества и ценности, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните). Оцените по 10-бальной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас:
- активная деятельная жизнь
- жизненная мудрость_____________________________
- здоровье (физическое и психическое)_________________
- интересная работа ____________________________________________
- красота природы и искусства_________________________________
- любовь (духовная и физическая)____________________________
- материальное обеспечение жизни_______________________________
- наличие хороших и верных друзей ______________________________
- общественное признание ____________________________________
- познание (образование, кругозор)_______________________________
- продуктивная жизнь __________________________________
- развитие( постоянное духовное и физическое совершенствование) _____________________________________________________________
- развлечения__________________________________________
- свобода(самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)____________________________________________
- счастливая семейная жизнь__________________________________
- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)_____________________
- творчество (возможность творческой деятельности)_________________
- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) ________________________________________
- аккуратность (чистоплотность)______________________________
- воспитанность____________________________________________
- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)_________________________________________
- жизнерадостность__________________________________
- исполнительность_________________________________
- независимость_____________________________________
- непримиримость к недостаткам в себе и других_____________________________________
- образованность__________________________________
- ответственность ( чувство долга, умение держать слово)______________________
- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)____________________________
- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)____________________
- смелость в отстаивании своих взглядов_________________________
- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)_____________________________________
- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)_________________________________
- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)_____________________________
- честность (правдивость, искренность)______________________
- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)____________________________________________________
- чуткость (заботливость)___________________________________
V. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?
- умение ценить настоящую дружбу
- готовность помочь другу в трудную минуту
- взаимопонимание
- честность, порядочность, принципиальность
- приятная внешность
- хорошие манеры
- умение модно одеваться
- смелость
- решительность
- интерес, знание литературы, искусства, музыки
- интерес к политике
- наличие фирменных вещей, дисков и т.п.
- наличие денег карманные расходы
- способности
VI. из предложенных вариантов ответов выберите те, которые в наибольшей степени выражают Вашу точку зрения:
- Я люблю, когда другие люди меня ценят.
- Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
- Я люблю приятно проводить время с друзьями.
VII. Закончите предложения:
1. Каждый из нас верит…
2. Каждый из нас готов…
3.Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках,
но и …_________________________________________________________
- Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то _____________________________________________________________
- Быть достойным гражданином своей страны - значит быть…_______________________________________________________
Приложение №3
Методические рекомендации учителям и родителям по формированию патриотических и гражданских качеств личности учащихся.
Одним из непременных условий патриотического и гражданского воспитания является налаженное взаимодействие всех участников образовательного процесса – педагогов, учащихся и родителей. Формы взаимодействия участников этого процесса могут быть самыми разнообразными.
В системе взаимодействия « учитель – ученик» самыми распространенными будут уроки, внеурочная деятельность, факультативные занятия, проектная деятельность.
В системе взаимодействия « родитель – учитель» привычными становятся собрания, конференции, консультации, участие родителей в организации и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.
В системе взаимодействия « ученик – родитель» это чаще всего совместные прогулки, экскурсии, беседы, просмотр видеофильмов и др.
Предлагаю некоторые рекомендации по формированию патриотических и гражданских качеств личности школьника в различных системах взаимодействия с ним учителей и родителей.
Рекомендации для учителей.
- Постоянно стремитесь к сотрудничеству с учащимися и родителями.
Деятельность учителя должна быть направлена на диалог и отказ от логики диктата. Взгляд на ученика и родителей должен быть как на равноправных участников образовательного процесса.
- Выступайте не в роли наставника, а в роли организатора образовательной деятельности учащихся.
- Проявляйте в общении с учениками и родителями такие качества, как коммуникативность, толерантность, лидерские умения.
- Овладевайте методикой использования активных и интерактивных методов обучения учащихся и организации работы с родителями.
- Постоянно интересуйтесь событиями , происходящими в деревне, районе, области.
Первые шаги по организации новой системы взаимодействия учителей и учащихся в условиях патриотического и гражданского воспитания и образования могут быть осуществлены в системе специальных мероприятий обучающего типа, например:
Стартовый семинар « Что такое патриотическое и гражданское образование: актуальность или мода?»
Педагогический совет « Осознание необходимости и актуальности гражданского образования в нашей школе», « Современные требования к личности учителя в новых культурных ценностях гражданского общества».
Заседания МО школы по темам: « Мой предмет и патриотическое воспитание», « Патриотическое и гражданское воспитание во внеклассной работе».
Рекомендации для родителей:
- Воспринимайте учителя как значимого партнера.
- Постоянно интересуйтесь школьной жизнью.
- Участвуйте в образовательном процессе в любой возможной для вас форме (организация экскурсий, вечеров, выступлений на классных часах, в совместных с детьми проектах и т. д.)
- Старайтесь больше общаться с детьми.
В качестве примера мероприятий, направленных на улучшение взаимодействия школы с родителями, можно проводить:
- дни открытых дверей;
В нашей школе д. Горки вторник – день открытых дверей.
- разработку и осуществление совместных проектов родителей и детей социально-значимых проблем.
С учениками ежегодно проводятся «Уроки демократии», «Уроки России», «Уроки права», « Уроки гражданственности».
Приложение № 4
Циклограмма школьных мероприятий по патриотическому воспитанию.
Наименование мероприятия | Сроки проведения | Направленность В системе патриотического воспитания | С кем проводится | Ответственные за проведение | |
Урок России | Сентябрь | Гражданско- патриотическое | 1-11 кл. | Классные руководители | |
Урок знаний «Конституция России» | Декабрь | Гражданско- Патриотическое Проводится к Дню Конституции России (12 декабря) | 8-9 кл. | Учителя истории, заместитель директора по воспитательной работе | |
Классный час «Я –гражданин России» | Декабрь | Гражданско- Патриотическое Проводится к Дню Конституции России (12 декабря) | 5-11 кл. | Классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе | |
Урок мужества «Поклонимся великим тем годам…» | Май | Военно-патриотическое, героико- патриотическое | 5-11 кл. | Классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе | |
Классный час «Государственная символика» | Сентябрь | Гражданско -патриотическое | 5-11 кл. | Классные руководители, Учителя истории, | |
Классный час, посвященный Дню народного единства «Листая страницы истории | Ноябрь | Гражданско –патриотическое, историко-краеведческое | 5-11 кл. | Классные руководители, Учителя истории | |
Классный час «Мои права» | Ноябрь | Гражданско –патриотическое | 7-11 кл. | Классные руководители, учителя обществознания. | |
Классный час «С чего начинается Родина? (святыни России) | Октябрь | Гражданско –патриотическое, историко-краеведческое | 5-11кл. | Классные руководители, Учителя географии, истории | |
Классный час-лекций «Антитеррор» | Сентябрь | Гражданско –патриотическое Проводится к Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября) | 5-11 кл. | Классные руководители | |
Праздничный классный час, посвященный Дню защитника Отечества | Февраль | Военно- патриотическое, героико- патриотическое | 5-11 кл. | Классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе | |
Родительское собрание, праздничный вечер, посвященный Дню Матери | Ноябрь | Духовно- нравственное | 5-11 кл. | Классные руководители | |
Тематическая лекция «Защитник Родины. Каким ему быть?» | Февраль | Военно- патриотическое, героико- патриотическое | 10-11 кл. | Классные руководители | |
Фольклорный праздник « Масленица» | Март | Духовно-нравственное, историко- краеведческое | 5-11 кл. | Классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе | |
Фольклорный праздник «Рождество» | Январь | Духовно-нравственное | 5-11 кл | Классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе | |
Игра-викторина «Знатоки истории» | апрель | Военно- патриотическое, героико- патриотическое, историко- краеведческое | 7-9 кл. | Классные руководители, Учителя истории | |
Конкурс песни и строя «Вперед, юнармейцы!» смотр строя и песни. | Апрель февраль | Военно- патриотическое, героико- патриотическое | 7-9 кл. 5-11кл. | Классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе, учителя музыки. | |
Подготовка к районной игре «Зарница» | В течение года | Спотривно-патриотическое, военно- патриотическое | 7-9 кл. | Классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе, руководители спорт. секций | |
Шефство над ветеранами | В течение года | Военно- патриотическое, героико- патриотическое, социально-патриотическое | 5-11 кл. | Классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе, совет старшеклассников | |
Встречи с ветеранами | Апрель-май | Военно- патриотическое, героико- патриотическое, социально-патриотическое | 5-11 кл. | Классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе | 5-11 кл. |
Проектная деятельность учащихся «Отечество» | В течение года | Военно- патриотическое, героико- патриотическое, социально-патриотическое | 5-11 кл. | Классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе, совет старшеклассников | |
Работа учащихся в музее школы | В течение года | Историко-краеведческое | 5-11 кл. | Учителя истории, руководители кружков, классные руководители | |
Спортивный праздник «А ну-ка парни!» | Февраль | Спортивно-патриотическое | 5-11кл. | Учителя физкультуры, классные руководители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по гражданско - патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"
В данной программе раскрываются цели и задачи,способы реализации одного из важнейших направлений воспитательной работы школы: Гражданско-патриотического воспитания учащихся....
Программа воспитания "Я гражданин России"
Программа воспитания "Я гражданин России"...
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"
Программа по нравственно-патриотическому воспитания "Я - гражданин России" разработана с учётом возрастных особенностей детей, проходящих реабилитацию в КУВО "Грибановском социально-реа...
Программа по духовно-нравственному воспитанию "Я - гражданин России"
Цель программы - создание условий для воспитания духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности. Данная программа дает возможность обучающимся формировать стремление...
ПРОГРАММА по гражданско - патриотическому воспитанию «Я гражданин России»
Цель и задачи программыЦель: способствовать формированию гармонично развивающейся личности посредством воспитания гражданственности, патриотизма и любви к родной школе, станице, краю и России.Задачи:-...
Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности обучающегося при реализации образовательной программы по литературе.
2020 – год 150-летнего юбилея русского писателя И. А. Бунина. В настоящее время на территории нашей страны функционирует несколько музеев, посвященных писателю, в том числе Литературно-мемориаль...