Программа воспитания "Я гражданин России"
рабочая программа на тему

Люфт Елена Валерьевна

Программа воспитания "Я гражданин России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оглавление

  1. Паспорт Программы
  2. Программа воспитания обучающихся «Я- гражданин России»
  1. Пояснительная записка  
  2. Цель, задачи и ценностные ориентиры воспитания и социализации обучающихся
  3. Содержание и основные направления деятельности по воспитанию и социализации обучающихся
  1. Поддержка и развитие общешкольных традиций, формирующих у ребенка чувство школьного патриотизма
  2. Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся
  3. Воспитание экологической культуры школьников
  4. Поддержка ученического самоуправления, формирование коллективов в школьных классах
  5. Развитие системы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
  6. Реализация воспитательного потенциала урока
  7. Реализация воспитательного потенциала внеурочных занятий
  8. Профессиональное просвещение, диагностирование и консультирование школьников по проблемам профориентации
  9. Организация системы занятий по профилактике употребления психоактивных веществ
  10. Взаимодействие школы с родителями обучающихся.
  11. Взаимодействие с социальными партнерами.
  1. Принципы и особенности организации  содержания воспитания и социализации
  2. Основной механизм воспитания
  3. Оценка эффективности реализации программы
  4. Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
  5. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся

III.Приложения

Приложение 1 «Паспорт проекта «Сохраним традиции»

Приложение 2 «Паспорт проекта «Честь имею!»

Приложение 3 «Паспорт проекта «Школа – лаборатория науки, творчества и спорта»

Приложение 4 «Паспорт экологического проекта «Город Сосен»

Приложение 5 «Паспорт проекта «Путь к успеху»

Паспорт Программы

Наименование программы

Программа воспитания школьников «Я – гражданин России» Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10» на 2017 – 2021 гг.

Правовая база для разработки Программы

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
  • Письмо  Минобрнауки РФ от 30.06.2005 № 03-1230  «Об организации работы  в образовательных учреждениях  по изучению и использованию государственных символов России»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Декларация прав ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Закон  «Об образовании в РФ»;
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Основная цель Программы

Развитие у школьников  гражданственности  и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности, дисциплинированности.

Конкретная цель Программы

Формирование  духовно-нравственной личности гражданина – патриота, постоянно стремящегося к самосовершенствованию, саморазвитию и способного проявить себя в созидательном процессе в интересах Отечества.

Задачи Программы

  • организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни;
  • развитие самоуправления школьников, предоставление им возможности участия в деятельности творческих и общественных объединений  различной направленности;
  • содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни и здоровью окружающих людей;
  • вовлечение учащихся в систему дополнительного образования;
  • создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества;
  • воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.

Разработчик Программы

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Е.В. Люфт

Исполнители Программы

Педагогический коллектив МАОУ «СОШ №10» города Когалыма

Ожидаемые результаты Программы

  • повышение уровня личностного развития участников Программы;
  • улучшение психического и физического здоровья детей и педагогов;
  • удовлетворенность итогами реализации программы воспитанниками, педагогами, родителями;
  • увеличение процента социально-адаптивных детей, обладающих позитивными ценностями и качествами

Порядок контроля и отчетности по Программе

Общий контроль реализации Программы осуществляет администрация и Управляющий совет МАОУ «СОШ №10»

  1. Пояснительная записка

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания и духовной нравственности,  что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.

Поэтому необходимость возрождения патриотического и духовно-нравственного  воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы. Патриотическое и духовно-нравственное  воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Программа “Я - гражданин России” разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического, духовно-нравственного  воспитания учащихся и направлена на пропаганду ценностей, в соответствии  с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы.

Программа определяет основные направления патриотического  и духовно-нравственного воспитания обучающихся МАОУ «СОШ №10» г. Когалыма   на 2017 – 2021 годы.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Данная программа разработана для учащихся  школы от 6,5 до 17 лет; ориентирована на все возрастные группы: младшее школьное звено (1-4 классы), среднее школьное звено (5-8 классы),  старшее школьное звено (9-11 классы), коллектив педагогов и родителей.

Срок реализации программы «Я – гражданин России» 5 лет.

Ресурсное обеспечение программы

Группа

Функции

Состав

Административная

Контроль и руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор учреждения, заместители директора по УВР

Координационная  

Координация реализации программы. Проведение семинаров, осуществление методических консультаций

Заместители директора по УВР,  руководители школьных методических объединений, социальный педагог, психолог.

Педагогическая

Реализация программы в системе воспитательной работы школы.

Педагоги учреждения, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы.

Этапы реализации Программы

I этап – подготовительный (2017/2018 гг.)

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.

II этап – практический (2018/2020 гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

III этап – обобщающий (2020/2021 гг.)

Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.

  1. Цель, задачи и ценностные ориентиры воспитания

и социализации обучающихся

         В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников современный национальный идеал личности,  воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, - это высоконравственный,  творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Ориентируясь на этот воспитательный идеал и профессиональные ценности нашего педагогического коллектива, мы сформулировали цель воспитания  - развитие у школьников  гражданственности  и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности, дисциплинированности.

 Цель  социализации школьников  - личностный рост ребенка, проявляющийся в приобретении им социально-значимых знаний,  в развитии его социально – значимых отношений и в накоплении им опыта социально-значимых действий.

Конкретизируя эти цели применительно к ступени основного общего образования, мы выделяем в ней следующий приоритет – формирование позитивных отношений к таким ценностям как: Человек, Отечество, Культура, Природа, Здоровье,  Труд, Знание, Мир.

Достижению поставленной цели воспитания и социализации школьников  будет способствовать решение следующих основных задач воспитательной работы:

  • формировать воспитывающий уклад школьной жизни;
  • реализовывать воспитательный потенциал урочных и внеурочных занятий;
  • развивать систему школьного самоуправления;
  • организовать работу по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
  • организовать профориентационную работу в школе;
  • организовать совместную работу с социальными партнерами.

        

  1. Содержание и основные направления деятельности по воспитанию и социализации обучающихся

Организация воспитания и социализации учащихся школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
  6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Направления воспитания определяют задачи духовно-нравственного  и патриотического воспитания,  которые образно отражают цели развития нравственного и духовного мира обучающихся основного общего образования.

  1. Поддержка и развитие общешкольных традиций, формирующих у ребенка чувство школьного патриотизма

Поддержка и развитие общешкольных традиций, формирующих у ребенка чувства школьного патриотизма, реализуется посредством таких форм как использование школьной символики; традиционные мероприятия, общешкольные праздники, школьный пресс-центр.

Гордость за свою школу, как и за свою семью, воспитывает дух патриотизма, стимулирует учеников и педагогов к совместному творчеству и формированию новых традиций.

Месяц

Традиционные мероприятия

Классы

Сентябрь

Праздник «День знаний»

Посвящение в первоклассники

1- 11 кл.

1 кл.

Октябрь

Фестиваль детского творчества «Осенняя премьера»

Праздник «День Учителя»

1 –11 кл.

Ноябрь

Конкурс  социальных проектов среди классных коллективов «Есть идея!»

5– 11 кл.

Декабрь

Новогодний карнавал

1-11 кл.

Февраль

Праздник «Великолепная пара»

Декада воинской славы

9-11 кл.

1-11кл.

Март

Праздник «Школьная весенняя капель»

1-11 кл.

Май

Декада Победы

Школьный слет «Горячая Десятка»

Праздник успеха

Праздник «До свиданья, начальная школа»

Праздник «До свиданья, школа!»

Праздник «Последний звонок»

1-11 кл.

5-11 кл.

1-11 кл.

4 кл.

9 кл.

11 кл.

  1. Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся

Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание осуществляется за счет реализации  школьных метапроектов:  «Сохраним традиции России», «Честь имею!» (Приложение 1,2)

Организация проектов является основополагающей в воспитательной работе школы и вовлекает всех  участников образовательного процесса в его воплощение.

Основные мероприятия  проекта «Сохраним традиции»

Старт проекта – праздник «Когалым – калейдоскоп культур в России единой»

(День города Когалыма)

Сентябрь

Выставка и мастер – классы «Ремесла народов родного города»

(День Пожилого человека)

Октябрь

Праздник «Хороводим вместе!»

Ноябрь

«Зимние забавы:  от Рождества до Крещения»

Январь

Фольклорный праздник «От Масленицы до Навруза»

(Масленица, Пасха, Навруз, Вороний праздник (День оленевода), Карга-туй (башкиро-татарский праздник весны)

Март

Выставка и мастер – классы «Ремесла народов родного города»

Праздник «Частушичье  веселье»

Апрель

Основные мероприятия  проекта «Честь имею!»

Литературно – музыкальная композиция «Сыны Отечества: юнармейцы, кадеты, казаки»

Сентябрь

Конкурс  газет «Честь имею!»

Октябрь

Открытый классный час «Октябрьская революция»

Ноябрь

Конкурс «Великое имя России»

Январь

Декада воинской славы

Февраль

Квест  «Армейская вертушка»

Март

Декада Победы

Май

В рамках проекта «Честь имею!» с 2018 – 2019 учебного года реализовывается  воспитательный модуль «Кадетский класс». Приложение 6

  1. Воспитание экологической культуры школьников

Экологическое образование и воспитание – одно из направлений реализации Программы духовно-нравственного развития  патриотического воспитания и социализации в школе в соответствии с ФГОС.

Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем на принципе непрерывности.  Воспитание экологической культуры школьников реализуется в рамках проекта «Город Сосен»

Наименование традиционных мероприятий

Сроки проведения

Классы

Обновление информационного стенда «Экология - путь к пониманию природы».

сентябрь

1-11

экокружок

Школьный фотоконкурс «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь»

октябрь

7-11 класс

Выставка детского творчества «Волшебница осень»

1-6 кл.

Неделя экологии, Всероссийский День экологических знаний

Апрель

1-11 кл.

Библиотечные уроки «Экология и мы»

Февраль

По доп плану библиотеки

Экологические акции

В течении года

1-11 кл.

Всероссийские экологические уроки

В течении года

1-11 кл.

Экологические десанты

Сентябрь,

май

5-11 кл

Посадка деревьев «Аллея выпускников»

май

9,11 кл.

Декада Югры

Декабрь

1-11 кл.

  1. Поддержка ученического самоуправления, формирование коллективов в школьных классах

В современных условиях  востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей деятельности, не боящийся  брать на себя ответственность, то есть обладающий позицией лидера.

В детском  объединении школы  лидеры выполняют разные роли: лидеры-организаторы (деловые), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные), лидеры-инициаторы, лидеры-умельцы, лидеры-эрудиты и т.д.

Процесс подготовки лидеров представляет собой сложное развивающееся явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности.  Решение этих задач возложено на педагогов – организаторов,  которые курируют деятельность детского движения «Горячая десятка».  

Цель детского движения - создание условий для самоопределения, самосовершенствования, саморазвития и самореализации детей и подростков через организацию активной, насыщенной интересными и полезными делами жизни детского коллектива, укрепление нравственного  климата в нем и гуманных отношений.

Поддержка ученического самоуправления поддерживается за счет  организации деятельности детского движения «Горячая десятка» и его актива: «Школа лидера», «Совет дел классов», «День дублера»,  ученические слеты, волонтерская деятельность и пр.

Формирование коллективов в школьных классах посредством таких форм деятельности как игры, тренинги на сплочение, внутриклассные КТД.

  1. Развитие системы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся

Развитие системы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся реализуется в рамках таких форм поощрений как «Портфолио школьника», «Карта личностоного роста», «Индивидуальный образовательный маршрут учащегося».

Для решения воспитательной задачи в школе реализуется проект «Путь к успеху!». Приложение 5

  1. Реализация воспитательного потенциала урока

Реализация воспитательного потенциала урока реализуется через превращение знаний в объекты эмоционального переживания; организация работы с воспитывающей информацией; привлечение внимания к нравственным проблемам, связанными с открытиями, изобретениями и исследованиями; включение школьников в конструктивный диалог.  Перечисленные формы работы успешно  осуществляются в рамках школьного метапроекта «Школа – лаборатория науки, творчества и спорта».  

Цель проекта - создание комплексной системы по формированию духовной  и интеллектуальной культуры у учащихся, приобщение к общечеловеческим ценностям, раскрытие и реализация внутренних резервов (способности, интереса, таланта, личностные качества); повышение мотивации к обучению.

Ответственные за реализацию проекта – руководители школьных методических объединений, педагоги школы.

Наименование традиционных мероприятий

Сроки проведения

Классы

Неделя иностранных языков.

26 сентября

2-11 кл.

Ломоносовская неделя. Неделя физики и химии

19 ноября

7-11 кл.

Неделя информатики в России

4 декабря

4-11 кл.

Неделя истории. Неделя Карамзина

10  декабря

5-11 кл.

Неделя математики

16 января

1-11 кл.

Неделя российской науки

8 февраля

1-11 кл

Неделя русского языка и литературы

3 марта

1-11 кл

Неделя технологии, художественного труда, изобразительного искусства и  музыки

15 март

1-11 кл.

Неделя физической культуры и спорта

7 апреля

1-11 кл.

Неделя биологии, географии, экологии

22 апреля

1-11 кл.

Неделя ОБЖ. Неделя безопасности

30 апреля

1-11 кл

  1. Реализация воспитательного потенциала внеурочных занятий

Реализация воспитательного потенциала внеурочных занятий, которые организуются на базе кружков, студий, секций  осуществляется за счет программ дополнительного образования.  В школе функционируют  30 кружков, различной направленности: художественной, физкультурно – оздоровительной, военно – патриотической, туристско-краеведческой, социально – педагогической, естественно-научной.

Материально – техническое обеспечение

Спортивные залы – 3

Стадион – 1

Спортивная площадка – 1

Кабинет обслуживающ. труда – 1

Кабинет технического труда – 1

Класс хореографии – 1

Кабинет психолога – 1

Тренажерный зал – 1

Библиотека – 1

Читальный зал – 1

Конференцзал – 1

Компьютерный зал – 1

Актовый зал - 1

  1. Профессиональное просвещение, диагностирование и консультирование школьников по проблемам профориентации

 Целью данного направления служит разностороннее изучение профессиональной деятельности, обучение обучающихся описывать профессии социально-экономического значения, перспектив роста, материального обеспечения, психологических и физических нагрузок и др.

Профессиональная пропаганда, заключающаяся в формировании положительной мотивации к тем профессиям, в которых общество испытывает особую потребность.

Профессиональное воспитание заключается в развитии индивидуально-личностных качеств  личности: ответственности, чувства долга, гордости за профессию и т. д.

Профессиональная пригодность с целью прогнозирования возможностей старшеклассника, в овладении какой либо деятельностью,  профессией.

Профессиональная диагностика - изучение индивидуально-личностных особенностей профессионально- значимых качеств выпускника, мониторинга профилизации.

 

  1. Организация системы занятий по профилактике употребления психоактивных веществ.

Экологическая ситуация в мире нестабильна, влияние наркотических средств, алкоголя, никотина на молодой растущий организм губительно. Возможности приобретения веществ расширяются, несмотря на деятельность правоохранительных органов – общество не справляется с этими проблемами.

        Задача школы заключается в  профилактической работе, в формировании у школьников следующих установок:

  • потребности в здоровом образе жизни;
  • неприятия негативного влияния окружающих;
  • умения управлять своими эмоциями и здоровьем;
  • стремления к укреплению и совершенствованию своего здоровья.

  1. Взаимодействие школы с родителями обучающихся

Взаимодействие школы и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития. Основные направления деятельности:

  • общение и формирование личностных ориентаций учащихся: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре;
  • способствующих пониманию общечеловеческих ценностей;
  • работа с семьей: объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание;
  • организация совместного проведения свободного времени детей и родителей.
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • защита прав и интересов ребенка.

Классные руководители, педагоги осуществляют следующие виды деятельности: работа с семьей и родительской общественностью по вовлечению их в учебно-воспитательный процесс школы, обеспечение активного участия родителей и родительской общественности в управлении школой, психолого-педагогическое просвещение родителей (родительский
всеобуч), методическая поддержка педагогов школы по вопросам эффективного взаимодействия с родителями.

Организация совместной деятельности с семьями школьников осуществляется в следующих формах: функционирование Совета школы, родительских комитетов классов, проведение родительских конференций,  проведение «Родительских суббот», консультации психологов для родителей и пр.

Наименование традиционных мероприятий

Сроки проведения

Родительские собрания

1 раз в четверть

Дни открытых дверей для родителей

1 раз в полугодие

Тематические лектории для родителей

3 раза в год

Совместные праздники

по Плану воспитательной работы на год

Индивидуальные консультации

В течении года

        

  1. Взаимодействие с социальными партнерами

Социальное партнерство  – это сотрудничество школы, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата. Расширяя круг социальных партнёров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов.

        В целях повышения эффективности воспитательного процесса организовано   взаимодействие школы с учреждениями образовательной, культурной, профилактической  направленности.  Социальное партнерство мотивирует его участников на совершенствование качества  образования. 

Школа сотрудничает с учреждениями:

  • ДДТ
  • Школа искусств
  • Спортивный комплекс «Дворец спорта»
  • Спортивный комплекс «Юбилейный»
  • КДЦ «Галактика»
  • КДЦ «Метро»
  • Совет ветеранов
  • Отдел по делам молодежи
  • ОДН, КДН
  • Когалымский политехнический колледж
  • Когалымская городская больница
  • Музей
  • Библиотеки
  • Школы и детские сады   города Когалыма
  • Пожарная часть

  1. Принципы и особенности организации  содержания воспитания и социализации.

Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. 
        
Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения МАОУ «СОШ №10». В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей. 

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя. 

Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим. 

Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других. 

Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: МАОУ «СОШ №10», семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. Социально-педагогическое взаимодействие школы  и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся. 
        
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем. 
        
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;
  • произведений искусства;
  • периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
  • духовной культуры и фольклора народов России;
  • истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
  • жизненного опыта своих родителей и прародителей;
  • общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
  • других источников информации и научного знания.

         Системно-деятельностная организация воспитания преодолевает изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивает  их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

  1. Основной механизм воспитания

Основной механизм воспитания МАОУ «СОШ №10» - образовательное воспитательное пространство, центральным структурным элементом которого является система отношений внутри пространства, морально – психологическая атмосфера, требования и эталоны поведения, принятые в школе.  

Направления основных механизмов воспитания:

1. Совершенствование нормативной правовой базы:

  • разработка и реализация плана мероприятий по программе «Я – гражданин России»;
  • создание школьного военно - патриотического клуба «Юнармейцы» в рамках Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» (ВВПОД «Юнармия»), рассмотрение  и утверждение Устава военно - патриотического клуба;
  • разработка положений о смотрах и конкурсах духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности;
  • реализация школьных метапроектов «Честь имею!», «Сохраним традиции»,  «Школа – лаборатория науки, творчества и спорта», «Путь к успеху!», «Город Сосен».

2. Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания заключается в изучении и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы. 

Структурным элементом воспитательного пространства школы  является система внутренних и внешних условий, направленных на развитие, саморазвитие и самореализацию ученика как личности.

        Внутренние условия: система работы классных руководителей, эффективность деятельности школьного МО классных руководителей; психологическое сопровождение, ученическое самоуправление, построение образовательного пространства на основе интеграции обучения, развития и воспитания с приоритетом последнего, система традиций в школе.

        К внешним условиям относится сотрудничество с социокультурными, образовательными, спортивными учреждениями города, в рамках которого учащиеся школы приобретают опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем самым  свой внутренний мир, приобретая навыки коммуникации, определяя свое место в окружающем мире.

  1. Оценка эффективности реализации

Программы  воспитания и социализации обучающихся.

Оценка  эффективности реализации Программы воспитания и социализации воспитанников представляет собой систему диагностических исследований, направленных на изучение воспитательного результата.

Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей, проявление которых в мировоззрении, поступках и делах школьника определяют результаты духовно-нравственного воспитания:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является обязательным при планировании воспитательной работы в школе.

  Основные результаты воспитания отражают основные направления развития личности:

- личностная культура;

- социальная культура;

- семейная культура.

  1. Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.

Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:

  • анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
  •  интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
  •  беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и обучающимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
  •  психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся.

При описании динамики процесса воспитания и социализации воспитанников используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.

Особенности диагностики результатов:

  •  комплексность (сочетание как тестовых форм, так и результатов наблюдения поведения обучающихся в реальной жизни);
  •  объективность (результаты наблюдения как субъективное мнение (педагога, родителя, самих обучающихся) следует отделять от личного отношения к тому или иному ученику.
  •  корректность в интерпретации данных;
  •  индикаторы результативности воспитательной работы педагога, школы являются средние показатели его учеников, которые должны учитывать разницу между ситуацией в начале работы педагога и в конце этой работы, возрастные изменения подростков, объективно влияющие на их характер и поведение.

Диагностика воспитательной работы проводится ежегодно: в начале учебного года и в конце учебного года. Используются одни и те же диагностические методики. Для отслеживания динамики развития классного коллектива результаты диагностик сравниваются.

Компонентами диагностики воспитательного процесса являются:

1. Изучение воспитанности школьников, интегративным показателем которой выступает направленность личности, выражающаяся во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях ребенка.

- Методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося»

- Методика М.И. Рожкова «Диагностика уровня творческой активности учащихся»

- Методика Н.П. Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»

- Методика Л.В. Байбородовой «Изучение мотивов участия школьников в деятельности»

- Методика Е.Н. Степанова «Определение общественной активности учащихся»

- Методика Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся»

-  Методика Д. Голланда «Определение типа личности»

2. Диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем эмоционально-психологических и деловых отношений.

- Методика А.М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»

- Методика Е.Н. Степанова «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы коллектив!»

- Методика Е.Н. Степанова «Ты и твой класс»

- Методика О.В. Лишина "Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива"

3. Исследование организационных аспектов воспитательной деятельности, направленное на определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий, на выявление причин, снижающих эффективность воспитательного взаимодействия, и путей, способствующих развитию процесса воспитания.

- Методика А.А. Андреева «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью»

- Методика Е.Н. Степанова «Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения»

- Методика Л.М. Фридмана «Наши отношения»

- Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении»

  1.  Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся

В результате реализации Программы ожидается, что в учреждении, как в образовательной системе будет создана   система деятельности по духовно-нравственому развитию и гражданско – патриотическому воспитанию, обогащение содержания воспитания.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;
  • знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;
  • системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;
  • понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;
  • уважительное отношение к органам охраны правопорядка;
  • знание национальных героев и важнейших событий истории России;
  • знание государственных праздников, их истории и значения для общества;
  • воспитание социальной ответственности и компетентности;
  • позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
  • умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;
  • первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;
  • сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;
  • знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;
  • умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;
  • умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;
  • умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении


Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

  • ценностное отношение к школе, своему городу,  народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
  • чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;
  • умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
  • понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;
  • понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
  • готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;
  • готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
  • потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;
  • умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;
  • понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;
  • понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие;
  • понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России – залог психического и физического здоровья личности.

Внеклассное мероприятие на тему:«Семья моя – надежда и опора» (Концерт для домры с фортепиано)1. Семья моя - тёплая пристань    Семья- надежный оплот.    В н...

Программа патриотического воспитания "Воспитание гражданина России"

Создание  и совершенствование системы патриотического   воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной горд...

Реализация основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России

Презентация для педсовета об основных напрвлениях духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в соответствие с нормативно-правовыми документами и путях их реализации...

Роль математики как предмета в воспитании гражданина России

Материалы заочной областной научно-практической конференции учителей математики «Актуальные проблемы преподавания математики», Воронеж, декабрь 2014 г., ВОИПКиПРО ...

Роль математики как предмета в воспитании гражданина России

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России является важнейшей целью современ...

Воспитание гражданина России

Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания...

Программа патриотического воспитания школьников «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ» на 2018-2019 уч. гг.

Паспорт программы.Наименование программыПрограммапатриотического воспитания школьников«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»на 2018-2019 уч. гг.Основной разработчикпрограммы Учитель, вос...