Программа воспитания "Я гражданин России"
рабочая программа на тему
Программа воспитания "Я гражданин России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
содержание программы воспитания "Я гражданин России" | 241.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
- Паспорт Программы
- Программа воспитания обучающихся «Я- гражданин России»
- Пояснительная записка
- Цель, задачи и ценностные ориентиры воспитания и социализации обучающихся
- Содержание и основные направления деятельности по воспитанию и социализации обучающихся
- Поддержка и развитие общешкольных традиций, формирующих у ребенка чувство школьного патриотизма
- Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся
- Воспитание экологической культуры школьников
- Поддержка ученического самоуправления, формирование коллективов в школьных классах
- Развитие системы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
- Реализация воспитательного потенциала урока
- Реализация воспитательного потенциала внеурочных занятий
- Профессиональное просвещение, диагностирование и консультирование школьников по проблемам профориентации
- Организация системы занятий по профилактике употребления психоактивных веществ
- Взаимодействие школы с родителями обучающихся.
- Взаимодействие с социальными партнерами.
- Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации
- Основной механизм воспитания
- Оценка эффективности реализации программы
- Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
- Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся
III.Приложения
Приложение 1 «Паспорт проекта «Сохраним традиции»
Приложение 2 «Паспорт проекта «Честь имею!»
Приложение 3 «Паспорт проекта «Школа – лаборатория науки, творчества и спорта»
Приложение 4 «Паспорт экологического проекта «Город Сосен»
Приложение 5 «Паспорт проекта «Путь к успеху»
Паспорт Программы
Наименование программы | Программа воспитания школьников «Я – гражданин России» Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10» на 2017 – 2021 гг. |
Правовая база для разработки Программы |
|
Основная цель Программы | Развитие у школьников гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности, дисциплинированности. |
Конкретная цель Программы | Формирование духовно-нравственной личности гражданина – патриота, постоянно стремящегося к самосовершенствованию, саморазвитию и способного проявить себя в созидательном процессе в интересах Отечества. |
Задачи Программы |
|
Разработчик Программы | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Е.В. Люфт |
Исполнители Программы | Педагогический коллектив МАОУ «СОШ №10» города Когалыма |
Ожидаемые результаты Программы |
|
Порядок контроля и отчетности по Программе | Общий контроль реализации Программы осуществляет администрация и Управляющий совет МАОУ «СОШ №10» |
- Пояснительная записка
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания и духовной нравственности, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
Поэтому необходимость возрождения патриотического и духовно-нравственного воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Программа “Я - гражданин России” разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического, духовно-нравственного воспитания учащихся и направлена на пропаганду ценностей, в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы.
Программа определяет основные направления патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся МАОУ «СОШ №10» г. Когалыма на 2017 – 2021 годы.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Данная программа разработана для учащихся школы от 6,5 до 17 лет; ориентирована на все возрастные группы: младшее школьное звено (1-4 классы), среднее школьное звено (5-8 классы), старшее школьное звено (9-11 классы), коллектив педагогов и родителей.
Срок реализации программы «Я – гражданин России» 5 лет.
Ресурсное обеспечение программы
Группа | Функции | Состав |
Административная | Контроль и руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. | Директор учреждения, заместители директора по УВР |
Координационная | Координация реализации программы. Проведение семинаров, осуществление методических консультаций | Заместители директора по УВР, руководители школьных методических объединений, социальный педагог, психолог. |
Педагогическая | Реализация программы в системе воспитательной работы школы. | Педагоги учреждения, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы. |
Этапы реализации Программы
I этап – подготовительный (2017/2018 гг.)
Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.
II этап – практический (2018/2020 гг.)
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
III этап – обобщающий (2020/2021 гг.)
Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.
- Цель, задачи и ценностные ориентиры воспитания
и социализации обучающихся
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Ориентируясь на этот воспитательный идеал и профессиональные ценности нашего педагогического коллектива, мы сформулировали цель воспитания - развитие у школьников гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности, дисциплинированности.
Цель социализации школьников - личностный рост ребенка, проявляющийся в приобретении им социально-значимых знаний, в развитии его социально – значимых отношений и в накоплении им опыта социально-значимых действий.
Конкретизируя эти цели применительно к ступени основного общего образования, мы выделяем в ней следующий приоритет – формирование позитивных отношений к таким ценностям как: Человек, Отечество, Культура, Природа, Здоровье, Труд, Знание, Мир.
Достижению поставленной цели воспитания и социализации школьников будет способствовать решение следующих основных задач воспитательной работы:
- формировать воспитывающий уклад школьной жизни;
- реализовывать воспитательный потенциал урочных и внеурочных занятий;
- развивать систему школьного самоуправления;
- организовать работу по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
- организовать профориентационную работу в школе;
- организовать совместную работу с социальными партнерами.
- Содержание и основные направления деятельности по воспитанию и социализации обучающихся
Организация воспитания и социализации учащихся школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Направления воспитания определяют задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания, которые образно отражают цели развития нравственного и духовного мира обучающихся основного общего образования.
- Поддержка и развитие общешкольных традиций, формирующих у ребенка чувство школьного патриотизма
Поддержка и развитие общешкольных традиций, формирующих у ребенка чувства школьного патриотизма, реализуется посредством таких форм как использование школьной символики; традиционные мероприятия, общешкольные праздники, школьный пресс-центр.
Гордость за свою школу, как и за свою семью, воспитывает дух патриотизма, стимулирует учеников и педагогов к совместному творчеству и формированию новых традиций.
Месяц | Традиционные мероприятия | Классы |
Сентябрь | Праздник «День знаний» Посвящение в первоклассники | 1- 11 кл. 1 кл. |
Октябрь | Фестиваль детского творчества «Осенняя премьера» Праздник «День Учителя» | 1 –11 кл. |
Ноябрь | Конкурс социальных проектов среди классных коллективов «Есть идея!» | 5– 11 кл. |
Декабрь | Новогодний карнавал | 1-11 кл. |
Февраль | Праздник «Великолепная пара» Декада воинской славы | 9-11 кл. 1-11кл. |
Март | Праздник «Школьная весенняя капель» | 1-11 кл. |
Май | Декада Победы Школьный слет «Горячая Десятка» Праздник успеха Праздник «До свиданья, начальная школа» Праздник «До свиданья, школа!» Праздник «Последний звонок» | 1-11 кл. 5-11 кл. 1-11 кл. 4 кл. 9 кл. 11 кл. |
- Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся
Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание осуществляется за счет реализации школьных метапроектов: «Сохраним традиции России», «Честь имею!» (Приложение 1,2)
Организация проектов является основополагающей в воспитательной работе школы и вовлекает всех участников образовательного процесса в его воплощение.
Основные мероприятия проекта «Сохраним традиции» | |
Старт проекта – праздник «Когалым – калейдоскоп культур в России единой» (День города Когалыма) | Сентябрь |
Выставка и мастер – классы «Ремесла народов родного города» (День Пожилого человека) | Октябрь |
Праздник «Хороводим вместе!» | Ноябрь |
«Зимние забавы: от Рождества до Крещения» | Январь |
Фольклорный праздник «От Масленицы до Навруза» (Масленица, Пасха, Навруз, Вороний праздник (День оленевода), Карга-туй (башкиро-татарский праздник весны) | Март |
Выставка и мастер – классы «Ремесла народов родного города» Праздник «Частушичье веселье» | Апрель |
Основные мероприятия проекта «Честь имею!» | |
Литературно – музыкальная композиция «Сыны Отечества: юнармейцы, кадеты, казаки» | Сентябрь |
Конкурс газет «Честь имею!» | Октябрь |
Открытый классный час «Октябрьская революция» | Ноябрь |
Конкурс «Великое имя России» | Январь |
Декада воинской славы | Февраль |
Квест «Армейская вертушка» | Март |
Декада Победы | Май |
В рамках проекта «Честь имею!» с 2018 – 2019 учебного года реализовывается воспитательный модуль «Кадетский класс». Приложение 6
- Воспитание экологической культуры школьников
Экологическое образование и воспитание – одно из направлений реализации Программы духовно-нравственного развития патриотического воспитания и социализации в школе в соответствии с ФГОС.
Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем на принципе непрерывности. Воспитание экологической культуры школьников реализуется в рамках проекта «Город Сосен»
Наименование традиционных мероприятий | Сроки проведения | Классы |
Обновление информационного стенда «Экология - путь к пониманию природы». | сентябрь | 1-11 экокружок |
Школьный фотоконкурс «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь» | октябрь | 7-11 класс |
Выставка детского творчества «Волшебница осень» | 1-6 кл. | |
Неделя экологии, Всероссийский День экологических знаний | Апрель | 1-11 кл. |
Библиотечные уроки «Экология и мы» | Февраль | По доп плану библиотеки |
Экологические акции | В течении года | 1-11 кл. |
Всероссийские экологические уроки | В течении года | 1-11 кл. |
Экологические десанты | Сентябрь, май | 5-11 кл |
Посадка деревьев «Аллея выпускников» | май | 9,11 кл. |
Декада Югры | Декабрь | 1-11 кл. |
- Поддержка ученического самоуправления, формирование коллективов в школьных классах
В современных условиях востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей деятельности, не боящийся брать на себя ответственность, то есть обладающий позицией лидера.
В детском объединении школы лидеры выполняют разные роли: лидеры-организаторы (деловые), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные), лидеры-инициаторы, лидеры-умельцы, лидеры-эрудиты и т.д.
Процесс подготовки лидеров представляет собой сложное развивающееся явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности. Решение этих задач возложено на педагогов – организаторов, которые курируют деятельность детского движения «Горячая десятка».
Цель детского движения - создание условий для самоопределения, самосовершенствования, саморазвития и самореализации детей и подростков через организацию активной, насыщенной интересными и полезными делами жизни детского коллектива, укрепление нравственного климата в нем и гуманных отношений.
Поддержка ученического самоуправления поддерживается за счет организации деятельности детского движения «Горячая десятка» и его актива: «Школа лидера», «Совет дел классов», «День дублера», ученические слеты, волонтерская деятельность и пр.
Формирование коллективов в школьных классах посредством таких форм деятельности как игры, тренинги на сплочение, внутриклассные КТД.
- Развитие системы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
Развитие системы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся реализуется в рамках таких форм поощрений как «Портфолио школьника», «Карта личностоного роста», «Индивидуальный образовательный маршрут учащегося».
Для решения воспитательной задачи в школе реализуется проект «Путь к успеху!». Приложение 5
- Реализация воспитательного потенциала урока
Реализация воспитательного потенциала урока реализуется через превращение знаний в объекты эмоционального переживания; организация работы с воспитывающей информацией; привлечение внимания к нравственным проблемам, связанными с открытиями, изобретениями и исследованиями; включение школьников в конструктивный диалог. Перечисленные формы работы успешно осуществляются в рамках школьного метапроекта «Школа – лаборатория науки, творчества и спорта».
Цель проекта - создание комплексной системы по формированию духовной и интеллектуальной культуры у учащихся, приобщение к общечеловеческим ценностям, раскрытие и реализация внутренних резервов (способности, интереса, таланта, личностные качества); повышение мотивации к обучению.
Ответственные за реализацию проекта – руководители школьных методических объединений, педагоги школы.
Наименование традиционных мероприятий | Сроки проведения | Классы |
Неделя иностранных языков. | 26 сентября | 2-11 кл. |
Ломоносовская неделя. Неделя физики и химии | 19 ноября | 7-11 кл. |
Неделя информатики в России | 4 декабря | 4-11 кл. |
Неделя истории. Неделя Карамзина | 10 декабря | 5-11 кл. |
Неделя математики | 16 января | 1-11 кл. |
Неделя российской науки | 8 февраля | 1-11 кл |
Неделя русского языка и литературы | 3 марта | 1-11 кл |
Неделя технологии, художественного труда, изобразительного искусства и музыки | 15 март | 1-11 кл. |
Неделя физической культуры и спорта | 7 апреля | 1-11 кл. |
Неделя биологии, географии, экологии | 22 апреля | 1-11 кл. |
Неделя ОБЖ. Неделя безопасности | 30 апреля | 1-11 кл |
- Реализация воспитательного потенциала внеурочных занятий
Реализация воспитательного потенциала внеурочных занятий, которые организуются на базе кружков, студий, секций осуществляется за счет программ дополнительного образования. В школе функционируют 30 кружков, различной направленности: художественной, физкультурно – оздоровительной, военно – патриотической, туристско-краеведческой, социально – педагогической, естественно-научной.
Материально – техническое обеспечение
Спортивные залы – 3
Стадион – 1
Спортивная площадка – 1
Кабинет обслуживающ. труда – 1
Кабинет технического труда – 1
Класс хореографии – 1
Кабинет психолога – 1
Тренажерный зал – 1
Библиотека – 1
Читальный зал – 1
Конференцзал – 1
Компьютерный зал – 1
Актовый зал - 1
- Профессиональное просвещение, диагностирование и консультирование школьников по проблемам профориентации
Целью данного направления служит разностороннее изучение профессиональной деятельности, обучение обучающихся описывать профессии социально-экономического значения, перспектив роста, материального обеспечения, психологических и физических нагрузок и др.
Профессиональная пропаганда, заключающаяся в формировании положительной мотивации к тем профессиям, в которых общество испытывает особую потребность.
Профессиональное воспитание заключается в развитии индивидуально-личностных качеств личности: ответственности, чувства долга, гордости за профессию и т. д.
Профессиональная пригодность с целью прогнозирования возможностей старшеклассника, в овладении какой либо деятельностью, профессией.
Профессиональная диагностика - изучение индивидуально-личностных особенностей профессионально- значимых качеств выпускника, мониторинга профилизации.
- Организация системы занятий по профилактике употребления психоактивных веществ.
Экологическая ситуация в мире нестабильна, влияние наркотических средств, алкоголя, никотина на молодой растущий организм губительно. Возможности приобретения веществ расширяются, несмотря на деятельность правоохранительных органов – общество не справляется с этими проблемами.
Задача школы заключается в профилактической работе, в формировании у школьников следующих установок:
- потребности в здоровом образе жизни;
- неприятия негативного влияния окружающих;
- умения управлять своими эмоциями и здоровьем;
- стремления к укреплению и совершенствованию своего здоровья.
- Взаимодействие школы с родителями обучающихся
Взаимодействие школы и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития. Основные направления деятельности:
- общение и формирование личностных ориентаций учащихся: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре;
- способствующих пониманию общечеловеческих ценностей;
- работа с семьей: объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание;
- организация совместного проведения свободного времени детей и родителей.
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- защита прав и интересов ребенка.
Классные руководители, педагоги осуществляют следующие виды деятельности: работа с семьей и родительской общественностью по вовлечению их в учебно-воспитательный процесс школы, обеспечение активного участия родителей и родительской общественности в управлении школой, психолого-педагогическое просвещение родителей (родительский
всеобуч), методическая поддержка педагогов школы по вопросам эффективного взаимодействия с родителями.
Организация совместной деятельности с семьями школьников осуществляется в следующих формах: функционирование Совета школы, родительских комитетов классов, проведение родительских конференций, проведение «Родительских суббот», консультации психологов для родителей и пр.
Наименование традиционных мероприятий | Сроки проведения |
Родительские собрания | 1 раз в четверть |
Дни открытых дверей для родителей | 1 раз в полугодие |
Тематические лектории для родителей | 3 раза в год |
Совместные праздники | по Плану воспитательной работы на год |
Индивидуальные консультации | В течении года |
- Взаимодействие с социальными партнерами
Социальное партнерство – это сотрудничество школы, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата. Расширяя круг социальных партнёров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов.
В целях повышения эффективности воспитательного процесса организовано взаимодействие школы с учреждениями образовательной, культурной, профилактической направленности. Социальное партнерство мотивирует его участников на совершенствование качества образования.
Школа сотрудничает с учреждениями:
- ДДТ
- Школа искусств
- Спортивный комплекс «Дворец спорта»
- Спортивный комплекс «Юбилейный»
- КДЦ «Галактика»
- КДЦ «Метро»
- Совет ветеранов
- Отдел по делам молодежи
- ОДН, КДН
- Когалымский политехнический колледж
- Когалымская городская больница
- Музей
- Библиотеки
- Школы и детские сады города Когалыма
- Пожарная часть
- Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации.
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.
Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения МАОУ «СОШ №10». В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.
Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.
Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: МАОУ «СОШ №10», семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. Социально-педагогическое взаимодействие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
- общеобразовательных дисциплин;
- произведений искусства;
- периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
- духовной культуры и фольклора народов России;
- истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
- жизненного опыта своих родителей и прародителей;
- общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
- других источников информации и научного знания.
Системно-деятельностная организация воспитания преодолевает изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивает их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.
- Основной механизм воспитания
Основной механизм воспитания МАОУ «СОШ №10» - образовательное воспитательное пространство, центральным структурным элементом которого является система отношений внутри пространства, морально – психологическая атмосфера, требования и эталоны поведения, принятые в школе.
Направления основных механизмов воспитания:
1. Совершенствование нормативной правовой базы:
- разработка и реализация плана мероприятий по программе «Я – гражданин России»;
- создание школьного военно - патриотического клуба «Юнармейцы» в рамках Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» (ВВПОД «Юнармия»), рассмотрение и утверждение Устава военно - патриотического клуба;
- разработка положений о смотрах и конкурсах духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности;
- реализация школьных метапроектов «Честь имею!», «Сохраним традиции», «Школа – лаборатория науки, творчества и спорта», «Путь к успеху!», «Город Сосен».
2. Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания заключается в изучении и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.
Структурным элементом воспитательного пространства школы является система внутренних и внешних условий, направленных на развитие, саморазвитие и самореализацию ученика как личности.
Внутренние условия: система работы классных руководителей, эффективность деятельности школьного МО классных руководителей; психологическое сопровождение, ученическое самоуправление, построение образовательного пространства на основе интеграции обучения, развития и воспитания с приоритетом последнего, система традиций в школе.
К внешним условиям относится сотрудничество с социокультурными, образовательными, спортивными учреждениями города, в рамках которого учащиеся школы приобретают опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем самым свой внутренний мир, приобретая навыки коммуникации, определяя свое место в окружающем мире.
- Оценка эффективности реализации
Программы воспитания и социализации обучающихся.
Оценка эффективности реализации Программы воспитания и социализации воспитанников представляет собой систему диагностических исследований, направленных на изучение воспитательного результата.
Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей, проявление которых в мировоззрении, поступках и делах школьника определяют результаты духовно-нравственного воспитания:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является обязательным при планировании воспитательной работы в школе.
Основные результаты воспитания отражают основные направления развития личности:
- личностная культура;
- социальная культура;
- семейная культура.
- Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
- анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
- интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
- беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и обучающимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
- психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся.
При описании динамики процесса воспитания и социализации воспитанников используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.
Особенности диагностики результатов:
- комплексность (сочетание как тестовых форм, так и результатов наблюдения поведения обучающихся в реальной жизни);
- объективность (результаты наблюдения как субъективное мнение (педагога, родителя, самих обучающихся) следует отделять от личного отношения к тому или иному ученику.
- корректность в интерпретации данных;
- индикаторы результативности воспитательной работы педагога, школы являются средние показатели его учеников, которые должны учитывать разницу между ситуацией в начале работы педагога и в конце этой работы, возрастные изменения подростков, объективно влияющие на их характер и поведение.
Диагностика воспитательной работы проводится ежегодно: в начале учебного года и в конце учебного года. Используются одни и те же диагностические методики. Для отслеживания динамики развития классного коллектива результаты диагностик сравниваются.
Компонентами диагностики воспитательного процесса являются:
1. Изучение воспитанности школьников, интегративным показателем которой выступает направленность личности, выражающаяся во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях ребенка.
- Методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося»
- Методика М.И. Рожкова «Диагностика уровня творческой активности учащихся»
- Методика Н.П. Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»
- Методика Л.В. Байбородовой «Изучение мотивов участия школьников в деятельности»
- Методика Е.Н. Степанова «Определение общественной активности учащихся»
- Методика Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся»
- Методика Д. Голланда «Определение типа личности»
2. Диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем эмоционально-психологических и деловых отношений.
- Методика А.М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
- Методика Е.Н. Степанова «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы коллектив!»
- Методика Е.Н. Степанова «Ты и твой класс»
- Методика О.В. Лишина "Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива"
3. Исследование организационных аспектов воспитательной деятельности, направленное на определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий, на выявление причин, снижающих эффективность воспитательного взаимодействия, и путей, способствующих развитию процесса воспитания.
- Методика А.А. Андреева «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью»
- Методика Е.Н. Степанова «Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения»
- Методика Л.М. Фридмана «Наши отношения»
- Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении»
- Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся
В результате реализации Программы ожидается, что в учреждении, как в образовательной системе будет создана система деятельности по духовно-нравственому развитию и гражданско – патриотическому воспитанию, обогащение содержания воспитания.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;
- знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;
- системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;
- понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;
- уважительное отношение к органам охраны правопорядка;
- знание национальных героев и важнейших событий истории России;
- знание государственных праздников, их истории и значения для общества;
- воспитание социальной ответственности и компетентности;
- позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
- умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;
- первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;
- сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;
- знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;
- умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;
- умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;
- умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
- ценностное отношение к школе, своему городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
- чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;
- умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
- понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;
- понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
- готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;
- готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
- потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;
- умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;
- понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;
- понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие;
- понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России – залог психического и физического здоровья личности.
Внеклассное мероприятие на тему:«Семья моя – надежда и опора» (Концерт для домры с фортепиано)1. Семья моя - тёплая пристань Семья- надежный оплот. В н...
Программа патриотического воспитания "Воспитание гражданина России"
Создание и совершенствование системы патриотического воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной горд...
Реализация основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России
Презентация для педсовета об основных напрвлениях духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в соответствие с нормативно-правовыми документами и путях их реализации...
Роль математики как предмета в воспитании гражданина России
Материалы заочной областной научно-практической конференции учителей математики «Актуальные проблемы преподавания математики», Воронеж, декабрь 2014 г., ВОИПКиПРО ...
Роль математики как предмета в воспитании гражданина России
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России является важнейшей целью современ...
Воспитание гражданина России
Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания...
Программа патриотического воспитания школьников «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ» на 2018-2019 уч. гг.
Паспорт программы.Наименование программыПрограммапатриотического воспитания школьников«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»на 2018-2019 уч. гг.Основной разработчикпрограммы Учитель, вос...