Программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"
рабочая программа на тему
Программа по нравственно-патриотическому воспитания "Я - гражданин России" разработана с учётом возрастных особенностей детей, проходящих реабилитацию в КУВО "Грибановском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_modul_po_nravstvenno-patrioticheskomu_vospitaniyu_ya_-_grazhdanin_rossii.docx | 54.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Казённое учреждение Воронежской области «Грибановский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» |
Утверждаю: Директор КУВО «Грибановский СРЦдН» __________Саликова Е.В. «11» сентября 2017г.
Модуль по нравственно – патриотическому воспитанию детей «Я – гражданин России» Возраст воспитанников: от 3-х до 18 лет Срок реализации -1 год
Автор модуля: воспитатель Панкова Тамара Николаевна пгт. Грибановский 2017 год. |
Пояснительная записка.
Патриотическое воспитание – направлено на организацию усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, формирование национального самосознания; развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, готовность к достойному служению обществу и государству.
Для реализации данного направления была выбрана модель гражданско-патриотического воспитания и разработан модуль “Я – гражданин России”.
Актуальность:
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание детей является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения.
Направленность:
Модуль “Я – гражданин России” направлен на поэтапное освоение детьми и подростками культурно – исторического наследия малой родины, воспитание патриотических чувств и высоких культурно – нравственных качеств.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у подростков любви к своей Родине.
Цель:
Основная цель данного модуля: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края).
Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Формирование гражданской и правовой направленности развития личности.
Воспитание у подрастающего поколения активной жизненной позиции.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя занятия и повседневную жизнь воспитанников, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение определенных задач.
Задачи: 1. Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая представлена следующим образом:
- природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны);
- сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций);
- социальные сведения (знания о достопримечательностях родного посёлка, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики);
- некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников посёлка, улиц).
2. Формирование ведущих интегративных качеств личности. Воспитание у детей интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как:
- любовь к родному посёлку;
- уважение к истории народа;
3. Воспитание и развитие национальных начал и национального образа жизни, в то же время уважения и интереса ко всем нациям.
4. Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры родного края, сохранения традиции.
5. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний.
Планируемые результаты реализации модуля и способы их проверки
У воспитанников должно выработаться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
В результате реализации модуля ожидается:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в социальной сфере: способность к самореализации формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм общества;
- в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в духовно – нравственной сфере: осознание детьми высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Реализация модуля предполагает: систему краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России, уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры; любовь и бережное отношение к родной природе; посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе. Конечным результатом реализации модуля должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников, как основа личности гражданина России.
Формы и средства контроля:
Оценка промежуточного и итогового уровня развития детей (через беседы, наблюдения и т.д.);
Оформление результатов работы (практические занятия)
- оформление папок
- написание творческих работ, проектов
Проводится анкетирование, тестирование и мониторинг знаний
- Изучение самооценки личности воспитанников
Модуль “Я – гражданин России” определяет основные направления нравственно-патриотического воспитания детей и является:
- - социально-педагогическим;
- - организационно-педагогическим;
- - межотраслевым
Срок реализации: Модуль рассчитан на один год обучения.
Возраст воспитанников: Дети в возрасте от 3 до 18 лет.
Режим занятий: 144 часа – 4 часа в неделю, по 1 часу в день.
Учебно – тематический план
№ п/п | Название блока | Количество часов | ||||
всего | теория | практика | ||||
1. | Блок 1 Вводное занятие | 1 | 1 | - | ||
2. | Блок 2 «Я – Человек» | 5 | 4 | 1 | ||
3. | Блок 3 «Моё Отечество» | 12 | 10 | 2 | ||
4. | Блок 4 «Государственные символы России» | 9 | 7 | 2 | ||
5. | Блок 5 «Грибановка моя Большая». | 21 | 16 | 5 | ||
6. | Блок 6 «Дни воинской славы и памятные даты России» | 25 | 20 | 5 | ||
7. | Блок 7 «Ветераны боевых действий и герои мирного времени». | 21 | 12 | 9 | ||
8. | Блок 8 «Культура, нравственность, духовность» | 12 | 11 | 1 | ||
9. | Блок 9 «Профессиональное самоопределение» | 8 | 6 | 2 | ||
10. | Блок 10 «Семейные ценности и устои» | 15 | 14 | 1 | ||
11. | Блок 11 «Здоровый образ жизни» | 14 | 9 | 5 | ||
12. | Блок 12 Заключительное занятие | 1 | 1 | - | ||
Итого: | 144 | 111 | 33 |
Содержательные линии модуля
Образовательная – содержит идеи, теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности Воронежской области.
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на её изучение, сохранение.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей воспитанников, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Содержание модуля
Общий годовой план составляет 144 часа
- Вводное занятие (1 час)
Тема: Знакомство с содержанием программы, инструктаж по технике безопасности, правила поведения детей во время занятий в центре реабилитации. Цель: Познакомить детей с содержанием программы; провести инструктаж по ТБ.
- «Я – Человек» (5часов)
Тема: Гражданин, государство, право; Цель: Показать неразрывную связь гражданина с его страной; способствовать развитию гражданских чувств.
Тема: роль права в жизни человека; Цель: Показать назначение прав человека в обществе; развивать представления о правах человека, как о социальной ценности
Тема: ответственность гражданина перед обществом и государством; Цель: Рассказать об обязанностях и ответственности граждан;
Тема: социальные гарантии; Цель: Раскрыть значение понятия «социальные гарантии»;
Тема: Социологический опрос Цель: Выявление устойчивых социально – значимых свойств личности, важных для воспитанников.
3. «Моё Отечество» (12 часов)
Тема: Мы – россияне!; Цель: познакомить с достижениями великой страны России, укрепить чувство гордости за свою страну.
Тема: Гражданин и государство. тренинг «Поступок, достойный гражданина» Цель: выяснить, кого можно называть настоящим ГРАЖДАНИНОМ своей страны; выяснить, что такое «гражданский поступок»
Тема: правовое государство; Цель: развить представления детей о правовом государстве; показать преимущества жизни гражданина в государстве, основанном на приоритете права закона.
Тема: гражданское общество и государство; Цель: познакомить с понятием «гражданское общество», показать роль закона в обеспечении равноправия граждан.
Тема: Конституция России – основной закон страны; Цель: Показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества; развить представление о целях конституции в демократическом государстве.
Тема: политические права и свободы; Цель: Раскрыть понятие «политические права и свободы», показать высшую ценность свободы для человека.
Тема: экономические права и свободы; Цель: Раскрыть понятие экономические права и свободы; раскрыть содержание основных экономических прав и свобод; показать значимость экономических прав и свобод для личности человека в свободном обществе.
Тема: культурные права; Цель: познакомит детей с культурными правами граждан; развить представления детей о высокой ценности культуры для развития человека, достижения им высокого социального статуса.
Тема: Президент РФ — гарант Конституции; Цель: Охарактеризовать полномочия Президента РФ; развить представления о роли президентской власти, ответственности граждан, участвующих в избрании Президента.
Тема: органы государственного управления; Цель: Познакомить с органами государственного управления; расширить представление о структуре и принципах формирования всех ветвей власти.
Тема: посещение комнаты патриотического воспитания в центре детского творчества; Цель: Расширить познания детей, используя наглядные пособия, расположенные в комнате патриотического воспитания. Тема: диспут: «Гражданин и обыватель». Цель: Закрепить знания воспитанников.
4. «Государственные символы России» (9 часов)
Тема: Символы современной России; Цель: Познакомить воспитанников с понятием «символика РФ»; Сформировать уважительное отношение к символам нашего государства.
Тема: государственный герб; Цель: раскрыть историю становления современного герба РФ; сформировать умение правильно называть важнейшие элементы герба России.
Тема: государственный гимн; Цель: познакомить с понятием «гимн»; дать современное толкование государственного гимна; выучить гимн РФ.
Тема: государственный флаг России; Цель: познакомить детей с государственным флагом России; выяснить значение триколора; воспитать уважительное отношение к государственному флагу.
Тема: употребление государственных знамён; Цель: воспитание уважительного отношения к государственной символике; знакомство с праздником «День Государственного флага Российской Федерации».
Тема: оформление стенда «Символика РФ»; Цель: Закрепить полученные знания на практике, при оформлении стенда.
Тема: федеративные конституционные законы о государственных символах РФ; Цель: Познакомить детей с законами нашей страны о государственной символике.
Тема: об официальных ритуалах в общественных учреждениях; Цель: познакомить с официальными ритуалами, касающимися государственной символики России, проходящими в учреждениях.
Тема: конкурс рисунков на тему «Символика России». Цель: Закрепление знаний детей; развитие художественных способностей.
5. «Грибановка моя Большая» (21 час)
Тема: Путешествие к истокам; Цель: Знакомство с историческим прошлым малой родины
Тема: источник по древней истории Грибановского края; Цель: познакомиться с источниками по древней истории Грибановского края.
Тема: древнейшее прошлое Грибановского края, Власовские курганы; Цель: дать определение понятию «Власовские курганы»; познакомить со значением открытия.
Тема: ранние славяне в Грибановском крае; Цель: проследить за этапами заселения нашего края.
Тема: кочевники ХII — ХIIЧ веков в Грибановском крае; Цель: проследить за этапами заселения нашего края; укреплять чувство гордости за свою страну.
Тема: история Грибановки — вехи развития; Цель: Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории посёлка его традициям.
Тема: семиречье — реки Грибановского района ; Цель: прививать любовь к родному краю.
Тема: Теллермановский лес — историческое значение; Цель: Знакомство с историческим прошлым малой родины; укрепление патриотических чувств.
Тема: монастырь С.Саровского и другие храмы Грибановского района; Цель: прививать духовные ценности.
Тема: экскурсия в монастырь Серафима Саровского; Цель: расширять духовно – эстетические познания детей.
Тема: Грибановка в ХХ — начале ХХI века; Цель: Воспитание любви, уважения и бережного отношения к малой родине.
Тема: география и население Грибановки и нашего района; Цель: Утверждение национально – патриотических ценностей к культуре, природе и истории России.
Тема: достопримечательности, памятники и мемориалы на территории района; Цель: привитие чувств уважения к героическому прошлому народа и любви к традициям и обычаям народов России
Тема: промышленность; Цель: познакомить с промышленными предприятиями посёлка, их достижениями; воспитывать умение гордиться успехами своих земляков.
Тема: экскурсия в Грибановский краеведческий музей; Цель: способствовать расширению познания детей и привитию любви к малой родине.
Тема: символика Воронежа и Воронежской области; Цель: познакомить с символами Воронежской области; раскрыть значение этих символов.
Тема: символика Грибановки и Грибановского района; Цель: познакомить с символами Грибановкского района; прививать любовь к Родине.
Тема: моя родословная; Цель: осознание себя как части микросоциума; прививать любовь к своей семье.
Тема: составление генеалогического древа; Цель: развитие чувства ответственности за прошлое, настоящее и будущее рода.
Тема: конкурс рисунков на тему: «Моя малая родина»; Цель: Развивать художественно – эстетические наклонности детей.
Тема: Я – ГРАЖДАНИН Грибановки Цель: развитие чувства ответственности за будущее нашего посёлка.
6. «Дни воинской славы и памятные даты России» (25 часов)
Тема: Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России»;
Цель: Познакомить с официальными документами, касающимися дней воинской славы России; выяснить причину, по которой мы празднуем эти дни.
Тема: Дни воинской славы России;
Цель: Познакомиться с количеством дней Воинской славы России.
(Дальше идут темы по Дням воинской славы России):
- 18 апреля - День победы русских воинов князя А. Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1240 год);
- 21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо – татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);
- 4 ноября – День народного единства;
- 7 ноября – День проведения военного парада на Красной площади в Москве (1941 год);
- 10 июля – День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год);
- 9 августа- День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);
- 24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова (1790 год);
- 11 сентября – День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год);
- 8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова над французской армией (1812 год);
- 1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год);
- 23 февраля - День защитника Отечества;
- 5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год);
- 2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);
- 23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);
- 27 января – День снятия блокады Ленинграда (1944 год);
- 9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год)
Цель: формировать патриотические чувства, прививать любовь к Родине, к изучению истории страны; активизировать познавателный интерес; расширять кругозор.
Тема: Памятные даты России;
Цель: Познакомиться с количеством дней памятных дат России.
(Дальше идут темы по Памятным датам России):
- 12 апреля – День космонавтики;
- 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом;
- 7 ноября – День Октябрьской революции 1917 года;
- 9 декабря – День Героев Отечества.
Цель: укреплять патриотические чувства детей.
Тема: формы увековечения памяти воинов России;
Цель: Познакомиться с формами увековечивания памяти воинов России.
Тема: Открытые мероприятия и концерты к празднованию дней воинской славы России.
Цель: Закрепление знаний детей; Развитие патриотических чувств.
7. «Ветераны боевых действий и герои мирного времени» (21 час)
Тема: Грибановский район в годы Великой Отечественной войны; Цель: Познакомить с жизнью района в годы ВОВ.
Тема: герои Советского Союза — уроженцы Грибановской земли; Цель: Рассказать о героях Советского Союза, наших земляках.
Тема: солдаты родной Отчизны; Цель: Познакомить с подвигами наших земляков, участников ВОВ.
Тема: женщины на войне; Цель: Познакомить с военной жизнью наших землячек, сражавшихся за счастье и свободу Родины.
Тема: Кавалеры Орденов Славы, уроженцы Грибановского района; Цель: Рассказать об орденах Славы, история ордена; познакомить с земляками, кавалерами Орденов Славы.
Тема: встреча за «круглым столом» с ветеранами ВОВ; Цель: Укрепление связи поколений, знакомство с подвигами героев.
Тема: экскурсии к памятникам и мемориальным доскам; Цель: Укрепление патриотических чувств.
Тема: беседа: «Мы в сердце память сохраним»; Цель: Прививать любовь к Родине и гордость за свой народ.
Тема: воины — интернационалисты, участники «горячих точек»; Цель: Познакомить с причинами и ходом войны в Афганистане.
Тема: экскурсия к памятникам воинам — интернационалистам; Цель: Познакомить с памятником воинам — интернационалистам; воспитывать уважительное отношение к памяти воинов.
Тема: встреча с участниками «горячих точек»; Цель: укреплять связь между поколениями.
Тема: Чеченская война — события; Цель: Познакомить с понятием «сепаратизм»; событиями 90-х годов в Чечне.
Тема: современная обстановка в этой республике; Цель: прививать терпимое отношение к другим нациям и народам.
Тема: наши земляки, проходившие службу в Чеченской республике; Цель: Укреплять чувство гордости за свою страну и свой народ.
Тема: встречи с воинами, служившими в Чечне; Цель: Укрепление связи поколений; знакомство с подвигами солдат, воевавших в Чечне.
Тема: герои мирного времени – почётные жители Грибановки и Грибановского района; Цель: Расширить понятие «герой». Познакомить с заслугами наших земляков уже в мирное время.
Тема: встреча с почётными жителями Грибановки; Цель: Знакомство с людьми, удостоенными звания «почётный житель района»
Тема: сбор информации о воинах, воевавших в Афганистане и Чечне и ветеранах ВОВ, проживающих на наших улицах; Цель: расширить знания детей.
Тема: работа со стендами, составление биографий, оформление папок; Цель: закреплять знания детей, способствовать развитию патриотизма.
Тема: беседы с приглашёнными жителями посёлка; Цель: Знакомство с интересными людьми; расширение кругозора.
Тема: Конкурс «Герои – земляки» Цель: Закрепление полученных знаний
8. «Культура, нравственность, духовность» (12 часов)
Тема: Нравственная культура;
Цель: Познакомить с понятием «нравственная культура» человека; расширить знания детей.
Тема: человек культурный;
Цель: Дать собственную оценку и характеристику культурного человека; усвоение детьми этических норм и правил поведения в соответствии с социальным статусом учащегося.
Тема: внешний вид человека;
Цель: развивать трудолюбие, прививать аккуратность.
Тема: что такое мораль;
Цель: Дать ответ на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо»; раскрыть значение слова мораль.
Тема: добро и зло;
Цель: развивать положительные качества детей; воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка.
Тема: долг и совесть;
Цель: познакомить с понятием долга, укреплять дружеские взаимоотношения.
Тема: роль морали в жизни человека;
Цель: научить всегда отвечать за свои поступки и не прятаться за спину другого; вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома;
Тема: что делает человека человеком?;
Цель: Познакомить с хорошими делами и поступками людей на основе художественных произведений.
Тема: связь поколений;
Цель: Показать всю значимость связи поколений, общения между людьми разных возрастов.
Тема: межнациональная культура человека;
Цель: Способствовать формированию глубокого уважения к культуре другого народа, веротерпимости и готовности к диалогу с представителями различных культур и религий
Тема: толерантность – одно из самых важных качеств человека;
Цель: Познакомить с понятием толерантность, способствовать укреплению дружеских связей между людьми разных культур; воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.
Тема: экскурсии в библиотеку.
Цель: Расширять кругозор.
9. «Профессиональное самоопределение» (8 часов)
Тема: Способности и наклонности человека; Цель: раскрыть способности и наклонности человека с помощью анкетирования. Тема: все профессии важны, все профессии нужны; Цель: подвести детей к пониманию того, что не бывает ненужных или плохих профессий; профориентация подростков. Тема: как сделать правильный выбор; Цель: познакомить с методами, помогающими человеку в правильном выборе профессии. Тема: дело по душе; Цель: провести тестирование, определить направление в выборе профессии. Тема: призвание человека; Цель: Выяснить что такое призвание; провести тренинг. Тема: твоё место в жизни; Цель: помочь детям в выборе будущей профессии Тема: встречи с людьми разных профессий; Цель: Познакомить с специальностями, их спецификой. Тема: экскурсия на Грибановский сахарный завод. Цель: Знакомство с предприятиями посёлка.
10. «Семейные ценности и устои» (15 часов)
Тема: Семья в жизни человека; Цель: Создать психологические предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни. Тема: семья – самая главная ячейка общества; Цель: раскрыть некоторые основы семейного законодательства. Тема: психологический климат в семье; Цель: развить представления о семье, её основах и проблемах. Тема: радости и сложности семейной жизни; Цель: развить представления о наиболее важных условиях создания счастливой семьи; показать некоторые аспекты взаимоотношений в семье. Тема: о счастье и смысле жизни; Цель: Дать ответ на вопросы : «Что такое счастье?», «В чём для вас заключается смысл жизни?». Тема: о дружбе и любви; Цель: показать разницу между понятиями любовь и дружба; развить представления воспитанников о любви, как о самом высоком чувстве. Тема: роль женщины в семье; Цель: Показать роль женщины в семье; создать психологические предпосылки к исполнению роли матери и жены. Тема: роль мужчины в семье; Цель: Показать роль мужчины в обществе и семье; создать психологические предпосылки к исполнению роли отца и мужа. Тема: как избежать конфликтов; Цель: Научить детей умению сглаживать конфликты; развивать чувство уважения друг к другу, взаимопонимания и терпимости. Тема: что делать, если родители ссорятся?; Цель: проведения тренинга, дающего ответ на вопрос темы. Тема: доверие в общении между членами семьи; Цель: Развивать дружеские чувства между взрослыми и детьми. Тема: мама (папа) – мой лучший друг; Цель: воспитывать чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи Тема: встречи «В семейном кругу»; Цель: укреплять взаимоотношения между родителями и детьми. Тема: патриархальная и современная семья; Цель: показать разницу между патриархальной и современной семьёй. Тема: Тренинг «Отец и сын», «Отец и дочь» Цель: Обобщить знания детей.
11. «Здоровый образ жизни» (14 часов)
Тема: Жизнь даётся один раз; Цель: Привить понимание необходимости заботы о здоровье и о сохранении жизни человека. Тема: вредные привычки; Цель: раскрыть причины, ведущие к болезненной привязанности к алкоголю и курению.
Тема: курение и пьянство; Цель: показать негативное влияние курения и пьянства на человека.
Тема: наркомания; СПИД – чума ХХ1 века;
Цель: Предупредить детей об огромной опасности наркомании и СПИДа; способности нанести непоправимый ущерб личности и обществу.
Тема: борьба с вредными привычками; Цель: показать последствия вредных привычек для человека; подвести к осознанию преимущества здорового образа жизни.
Тема: куда обратиться за помощью, телефон доверия; Цель: познакомить со службами, готовыми экстренно придти на помощь подростку; рассказать о «Телефоне доверия»
Тема: Спортивный праздник «Спорт – лекарство от всех болезней»; Цель: Укрепление здоровья детей.
Тема: если хочешь быть здоров – закаляйся; Цель: Рассказать о пользе закаливания; познакомить со способами закаливания.
Тема: встречи с психологами, врачами, инспектором по делам несовершеннолетних; Цель: профилактика вредных привычек; укрепление здоровья детей.
Тема: посещение детско-юношеской спортивной школы; Цель: Познакомить со спортивными объединениями, работающими в ДЮСШ; укрепление здоровья детей.
Тема: изготовление плаката «Мы за здоровый образ жизни!»; Цель: профилактика вредных привычек, закрепление полученных знаний.
Тема: день здоровья «В здоровом теле – здоровый дух!». Цель: Укрепление здоровья детей.
12. Заключительное занятие (1 час) Подведение итогов.
Методическое обеспечение:
Используется комплексный подход в выборе эффективных методов и приёмов образовательной и воспитательной работы. В зависимости от содержания занятий, степени подготовленности детей и их заинтересованности на различных стадиях образовательного процесса используются различные методы и приёмы. От правильности выбора метода или приёма зависит успешность освоения детьми разделов и тем модуля. Словесные методы включают в себя объяснение нового материала, беседу, инструктаж. В структуре одного занятия может быть использовано несколько словесных методов: объяснение, беседа, инструктаж. Наглядные методы: активное использование данной группы методов во многом определено возрастными особенностями детей. Использование наглядного материала активизирует деятельность разных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного). Практические методы являются основными в реализации данного образовательного модуля. Репродуктивные (воспроизводящие) методы направлены на закрепление у детей представлений и практических умений посредством включения игровых заданий и упражнений. Частично-поисковый (эвристический) метод основан на самостоятельной деятельности ребенка, направленной на переработку информации с целью выявления противоречий и возникающих в соответствии с ними проблем, а так же поиск путей решения этих проблем и анализ результатов. Например, включение комбинированных заданий помогает детям научиться самостоятельно выбирать способы достижения положительного результата, активизации словарного запаса.
В основу реализации Модуля положены следующие принципы: - принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с воспитателем, а не просто пассивно перенимают его опыт. Приоритетные формы общения педагога с детьми – партнёрство, соучастие и взаимодействие; - сочетает принципы научной обоснованности и применимости, т.е. сообщение знаний должно сочетаться с формированием эмоциональной базы и практики поведения; - принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: «Я – Человек», «Моё Отечество», «Государственные символы России», «Грибановка моя Большая», «Дни воинской славы и памятные даты России», «Ветераны боевых действий и герои мирного времени», «Культура, нравственность, духовность», «Профессиональное самоопределение», «Семейные ценности и устои», «Здоровый образ жизни»; - принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития детей; - принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности; - принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе; - принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей;
Поставленные Модулем цели и задачи решаются комплексно по разделам:
- «Я – Человек» - основная цель: развивать гражданские чувства; показать неразрывную связь гражданина с его страной, назначение прав человека в обществе, его обязанностях и ответственности; развивать представление о правах человека, как о социальной ценности; раскрыть значение понятия «социальные гарантии».
- «Моё Отечество» - основная цель: укреплять любовь к Родине и чувство гордости за свою страну; развивать представление о правовом государстве; познакомить с понятием «гражданское общество», показать роль закона в обеспечении равноправия граждан; показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, развивать представления о целях Конституции в демократическом государстве; раскрыть понятие «политические, экономические и культурные» права и свободы, их значимость для личности человека в свободном обществе; познакомить с полномочиями Президента, ролью президентской власти и ответственностью граждан, участвующих в его избрании; познакомить с органами государственного управления, расширить представление о структуре и принципах формирования всех ветвей власти.
- «Государственные символы России» - основная цель: сформировать уважительное отношение к символам нашего государства; раскрыть историю становления современного герба РФ, познакомить с понятием «гимн», выучить гимн РФ, познакомить с государственным флагом, выяснить значение триколора; познакомить детей с законами нашей страны о государственной символике и официальным праздником «Днём государственного флага России»; познакомить с ритуалами, касающимися символики России, проходящими в учреждениях.
- «Грибановка моя Большая» - основная цель: знакомство с историческим прошлым древней истории Грибановского края и настоящим малой родины, воспитание любви к малой родине на основе развития интереса к истории посёлка и его традициям; проследить за этапами заселения нашего края; прививать духовные ценности через знакомство с монастырями и храмами нашего района; утверждать национально – патриотические ценности в культуре, природе и истории России; познакомить с географией, культурой и населением района, его промышленными предприятиями; раскрыть значение символов района и области; развивать чувство ответственности за прошлое, настоящее и будущее своего рода.
- «Дни воинской славы и памятные даты России» - основная цель: укреплять чувство гордости за великое прошлое своей страны; знакомство с официальными документами, касающимся Дней воинской славы России, количеством этих дней, формами увековечения памяти воинов России.
- «Ветераны боевых действий и герои мирного времени» - основная цель: укрепление связи поколений, знакомство с подвигами земляков – героев; знакомство с жизнью района в годы ВОВ, подвигами земляков, участников ВОВ, наших земляках – героях Советского Союза и полных Кавалерах Ордена Славы; познакомить с памятниками и мемориальными досками, воспитывать уважительное отношение к памяти воинов; познакомить с причинами афганской и чеченской войны, нашими земляками, участниками этих войн; познакомить с понятием «сепаратизм». Событиями 90-х годов; прививать терпимое отношение к другим нациям и народностям; расширить понятие «герой», познакомить с заслугами наших земляков в мирное время; сформировать уважительное отношение к почётным жителям района.
- «Культура, нравственность, духовность» - основная цель: развивать положительны качества детей, воспитывать чувство самоуважения через добрые дела и поступки, дать оценку и характеристику культурного человека; усвоить этические нормы и правила поведения, прививать аккуратность и трудолюбие; формировать глубокое отношение к культуре народов других национальностей, веротерпимость и готовность к диалогу с представителями различных культур и религий, развивать толерантность, укреплять дружеские связи между людьми.
- «Профессиональное самоопределение» - основная цель: помочь детям в выборе будущей профессии; раскрыть способности и наклонности ребёнка, познакомить с методами, помогающими в правильном выборе будущей профессии; выяснить что такое призвание, провести встречи с людьми разных профессий и посетить предприятия посёлка.
- «Семейные ценности и устои» - основная цель: создать психологические предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни; развивать представление о семье, её основах и проблемах; раскрыть основы семейного законодательства; показать роль женщины и мужчины в семье; научит детей умению сглаживать конфликты, развивать чувство взаимоуважения, понимания друг друга и терпимости; развивать дружеские чувства между взрослыми и детьми; воспитывать уважение к взрослым и любовь к членам своей семьи.
- «Здоровый образ жизни» - основная цель: привить понимание необходимости заботы о здоровье и сохранении жизни человека; раскрыть причины, ведущие к болезням; показать негативное влияние вредных привычек на организм подростка; познакомить со службами, готовыми экстренно придти на помощь человеку; подвести к осознанию преимущества здорового образа жизни: укреплять здоровье детей.
Формы реализации модуля
Форма организации работы по данному модулю в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические 1. Беседы 2. Сообщения 3. Встречи с интересными людьми 4. Экскурсии; 5. Просмотр наглядных пособий, видеофильмов, презентаций Практические 6. Конкурсы 7. Выставки 8. Соревнования 9. Праздники; 10. Викторины 11. Проекты; |
Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков: - умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; - знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; - умение принимать и защищать свои решения; - готовность к участию в общественных делах; - готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: - патриотизм и любовь к Родине; - права и свобода человека и гражданина; - символика Российской Федерации; - национальное самосознание; - уважение чести и достоинства других граждан; - гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации; - качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к воспитателю, совместным делам); - участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике; - проведение мероприятий.
Данный модуль отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Литература:
- В.К.Романовский «Символы государства Российского»; Москва, Русское слово, 2002
- Винников А.З., Синюк А.Т. «По дорогам минувших столетий: Археологи о древней истории Воронежского края», Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1990
- Акиньшин А.Н. «Воронежский Край. Памятные даты», Воронеж: Воронежская областная библиотека имени И.С. Никитина.
- Атлас храмов и монастырей Воронежской и Борисоглебской епархии. – Воронеж : Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2008 – Т. 1 : Храмы Воронежа. Монастыри. – 2008. – 168 с. : ил., фото.
- Амелькин А. О. Дни воинской славы России. – Воронеж : Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2005. – 112 с.
«Дни воинской славы России» Издательство: "Патриот" (2006)
- Дронов С.Г. История России (учебное пособие) - М., 2006.
- Иванов А.Н. Дни воинской славы России. - М.. 2006.
- Население Воронежского края во второй половине XVII века // Очерки истории Воронежского края / под ред. Е. Г. Шуляковского. – Воронеж, 1961. – [Т. 1]: С древнейших времён до Великой Октябрьской социалистической революции. – С. 52, 56–57.
- Воронежская область в Великой Отечественной войне. – Воронеж: Обл. книгоизд-во, 1948. – 250 с.
- «И пыль веков от хартии отряхнув» - хрестоматия по истории Тамбовского края; Тамбов: Издательский центр ТГПИ, 1993, 338 с.
- Я.В.Соколов «Граждановедение» (уч. пособие), Москва: НВЦ «Гражданин», 2000.
- Л.Н.Боголюбов «Обществознание» (уч. пособие), Москва: «Просвещение», 2007.
- Администрация Грибановского района «70 лет Грибановскому району», Издательский дом Кварта, 2005
- МУК ЦБС Грибановского городского поселения «Они не вернулись с той войны», пгт Грибановский, 2009
- МУК ЦБС Грибановского городского поселения «Солдаты необъявленной войны», пгт. Грибановский, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа городской профильной смены "Я - гражданин России"
Программа городской профильной смены "Я - гражданин России" для представителей юнармейских отрядов Поста №1 образовательных организаций города Арзамаса....
авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Авторская программа составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. ...
Комплексно-целевая программа патриотического воспитания обучающихся «Я гражданин России»
Данная программа разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Программа направлена на дальнейшее формирование патриотического...
Программа духовно-нравственного развития "Я - гражданин России"
Воспитание гражданина страны - одно из условий национального возрождения. Программа "Я - гражданин России составлена на основе концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Эта про...
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию школьников "ПАТРИОТ" с КТП
Среди базовых национальных ценностей российского общества, на основе которых создавались ФГОС, на первом месте находится патриотизм.Новизна программы заключается в самом содержании, в стремлении изуча...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Нравственно-патриотической направленности «Я Человек - России»
Даная программа направлена на патриотическое воспитание обучающихся. Особую актуальность она получает именно сегодня в наше не спокойное время. Решение множества проблем в жизни страны во многом завис...
- Мне нравится (1)