Программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"
рабочая программа на тему

Панкова Тамара Николаевна

Программа по нравственно-патриотическому воспитания "Я - гражданин России" разработана с учётом возрастных особенностей детей, проходящих реабилитацию в КУВО "Грибановском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казённое учреждение Воронежской области

«Грибановский социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних»

                                                                     

                                                        Утверждаю:

                                                                Директор КУВО

                                                                            «Грибановский СРЦдН»

                                                                               __________Саликова Е.В.

                                                                                  «11» сентября 2017г.

                                                 

Модуль

 по нравственно – патриотическому воспитанию детей

«Я – гражданин  России»

            Возраст воспитанников: от 3-х до 18 лет

Срок реализации -1 год

                                           

                                                      Автор модуля:

                                                  воспитатель

                                                                              Панкова Тамара Николаевна

пгт.  Грибановский

2017 год.

Пояснительная записка.

       Патриотическое воспитание – направлено на организацию усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, формирование национального самосознания; развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, готовность к достойному служению обществу и государству.

Для реализации данного направления была  выбрана  модель гражданско-патриотического воспитания и разработан  модуль  “Я – гражданин России”.

Актуальность:                                                                                                    

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание детей является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения.

Направленность:

Модуль  “Я – гражданин России” направлен на поэтапное освоение детьми и подростками культурно – исторического наследия малой родины, воспитание патриотических чувств и высоких культурно – нравственных качеств.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у подростков любви к своей Родине.

 Цель:

Основная цель данного модуля: формирование основ патриотизма  (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края).

Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Формирование гражданской и правовой направленности развития личности.

Воспитание  у  подрастающего поколения активной жизненной позиции.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя  занятия и повседневную жизнь воспитанников, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение определенных задач.

Задачи:                                                                                                                                         1. Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая  представлена следующим образом:

- природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны);

- сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций);

- социальные сведения (знания о достопримечательностях родного посёлка, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики);

- некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников посёлка, улиц).

2. Формирование ведущих интегративных качеств личности. Воспитание у детей интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как:

- любовь к родному посёлку;

- уважение к истории народа;

3. Воспитание и развитие национальных начал и национального образа жизни, в то же время уважения и интереса ко всем нациям.

4. Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры родного края, сохранения традиции.

5. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний.

Планируемые результаты реализации модуля  и способы их проверки

У воспитанников должно выработаться  чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.  

В результате реализации модуля  ожидается:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  • в социальной сфере: способность к самореализации формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм общества;
  • в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в духовно – нравственной  сфере: осознание детьми высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Реализация модуля  предполагает:  систему краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России, уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры; любовь и бережное отношение к родной природе; посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе. Конечным результатом реализации модуля  должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников, как основа личности гражданина России.

Формы и средства контроля:

Оценка промежуточного и итогового уровня развития детей (через беседы, наблюдения и т.д.);

Оформление результатов работы (практические занятия)

- оформление папок

- написание творческих работ, проектов

Проводится анкетирование, тестирование и мониторинг знаний

- Изучение самооценки личности воспитанников

Модуль “Я – гражданин России” определяет основные направления нравственно-патриотического воспитания детей и является:

  1. - социально-педагогическим;
  2. - организационно-педагогическим;
  3. - межотраслевым

Срок реализации:                                                                                                       Модуль рассчитан  на один год обучения.

Возраст воспитанников:                                                                                                                Дети в возрасте от 3 до 18 лет.

Режим занятий:                                                                                                                                144 часа – 4 часа в неделю, по 1 часу в день.  

Учебно – тематический план

№ п/п

Название блока

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Блок 1  Вводное занятие

1

1

-

2.

Блок 2   «Я – Человек»

5

4

1

3.

Блок 3   «Моё Отечество»

12

10

2

4.

Блок 4  «Государственные символы

России»

9

7

2

5.

Блок 5  «Грибановка моя Большая».

21

16

5

6.

Блок 6  «Дни воинской славы и

памятные даты России»

25

20

5

7.

Блок 7  «Ветераны боевых действий и

герои мирного времени».

21

12

9

8.

Блок 8  «Культура, нравственность,

духовность»

12

11

1

9.

Блок 9  «Профессиональное

самоопределение»

8

6

2

10.

Блок 10  «Семейные ценности и устои»

15

14

1

11.

Блок 11  «Здоровый образ жизни»

14

9

5

12.

Блок 12  Заключительное занятие

1

1

-

Итого:

144

111

33

Содержательные линии модуля

Образовательная – содержит идеи, теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности Воронежской области.

 Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на её  изучение, сохранение.

Творческая – предусматривает развитие творческих способностей воспитанников, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Содержание модуля

Общий годовой план составляет 144 часа

  1. Вводное занятие  (1 час)

Тема:       Знакомство с содержанием программы, инструктаж по технике безопасности, правила поведения детей во время занятий в центре реабилитации.  Цель: Познакомить детей с содержанием программы; провести инструктаж по ТБ.

  1.  «Я – Человек»  (5часов)

Тема:     Гражданин, государство, право;                                                                   Цель:     Показать неразрывную связь гражданина с его страной; способствовать развитию гражданских чувств.

Тема:      роль права в жизни человека;                                                                          Цель:      Показать назначение прав человека в обществе; развивать представления о правах человека, как о социальной ценности

Тема:      ответственность гражданина перед обществом и государством;             Цель:      Рассказать об обязанностях и ответственности граждан;

Тема:      социальные гарантии;                                                                                        Цель:      Раскрыть значение понятия «социальные гарантии»;

Тема:    Социологический опрос                                                                                           Цель:     Выявление устойчивых социально – значимых свойств личности, важных для воспитанников.

3.   «Моё Отечество» (12 часов)

Тема:     Мы – россияне!;                                                                                                  Цель:     познакомить с достижениями великой страны  России, укрепить чувство гордости за свою страну.

Тема:     Гражданин и государство.   тренинг «Поступок, достойный гражданина»                                                                                                               Цель:     выяснить, кого можно называть настоящим ГРАЖДАНИНОМ своей страны; выяснить, что такое «гражданский поступок»

Тема:     правовое государство;                                                                                   Цель:     развить представления детей о правовом государстве; показать преимущества жизни гражданина в государстве, основанном на приоритете права закона.

Тема:     гражданское общество и государство;                                                              Цель:    познакомить с понятием «гражданское общество»,  показать роль закона в обеспечении равноправия граждан.

Тема:      Конституция России – основной закон страны;                                             Цель:      Показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества; развить представление о целях конституции в демократическом государстве.

Тема:     политические права и свободы;                                                                      Цель:     Раскрыть понятие «политические права и свободы», показать высшую ценность свободы для человека.

Тема:      экономические права и свободы;                                                                     Цель:      Раскрыть понятие экономические права и свободы; раскрыть содержание основных экономических прав и свобод; показать значимость экономических прав и свобод для личности человека в свободном обществе.

Тема:     культурные права;                                                                                                          Цель:     познакомит детей с культурными правами граждан; развить представления детей о высокой ценности культуры для развития человека, достижения им высокого социального статуса.

Тема:     Президент РФ — гарант Конституции;                                                             Цель:      Охарактеризовать полномочия Президента РФ; развить представления о роли президентской власти, ответственности граждан, участвующих в избрании Президента.

Тема:      органы государственного управления;                                                                             Цель:     Познакомить с органами государственного управления;  расширить представление о структуре и принципах формирования всех ветвей власти.

Тема:     посещение комнаты патриотического воспитания в центре детского творчества;                                                                                                                               Цель:    Расширить познания детей, используя наглядные пособия, расположенные в комнате патриотического воспитания.                                                    Тема:     диспут: «Гражданин и обыватель».                                                                   Цель:      Закрепить знания воспитанников.                                                                          

4.   «Государственные символы России»  (9 часов) 

Тема:      Символы современной России;                                                                       Цель:      Познакомить воспитанников с понятием «символика РФ»;  Сформировать уважительное отношение к символам нашего государства.

Тема:     государственный герб;                                                                                        Цель:     раскрыть историю становления современного герба РФ; сформировать умение правильно называть важнейшие элементы герба России.

Тема:     государственный гимн;                                                                                      Цель:      познакомить с понятием «гимн»; дать современное толкование государственного гимна; выучить гимн РФ.

Тема:     государственный флаг России;                                                                          Цель:     познакомить детей с государственным флагом России; выяснить значение триколора; воспитать уважительное отношение к государственному флагу.

Тема:      употребление государственных знамён;                                                         Цель:      воспитание уважительного отношения к государственной символике; знакомство с праздником «День Государственного флага Российской Федерации».

Тема:     оформление стенда «Символика РФ»;                                                              Цель:     Закрепить полученные знания на практике, при оформлении стенда.

Тема:     федеративные конституционные законы о государственных символах РФ;                                                                                                                               Цель:      Познакомить детей с законами нашей страны о государственной символике.

Тема:     об официальных ритуалах в общественных учреждениях;                         Цель:      познакомить с официальными ритуалами, касающимися государственной символики России, проходящими в учреждениях.

Тема:      конкурс рисунков на тему «Символика России».                                      Цель:      Закрепление знаний детей; развитие художественных способностей.

5.    «Грибановка моя Большая» (21 час) 

Тема:     Путешествие к истокам;                                                                                Цель:     Знакомство с историческим прошлым малой родины

Тема:     источник по древней истории Грибановского края;                                   Цель:     познакомиться с источниками по древней истории Грибановского края.

Тема:    древнейшее прошлое Грибановского края, Власовские курганы;                Цель:    дать определение понятию «Власовские курганы»; познакомить со значением открытия.

Тема:    ранние славяне в Грибановском крае;                                                                   Цель:    проследить за этапами заселения нашего края.

Тема:     кочевники ХII — ХIIЧ веков в Грибановском крае;                                      Цель:     проследить за этапами заселения нашего края; укреплять чувство гордости за свою страну.

Тема:     история Грибановки — вехи развития;                                                            Цель:      Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории посёлка его традициям.

Тема:     семиречье — реки Грибановского района ;                                                       Цель:     прививать любовь к родному краю.

Тема:     Теллермановский лес — историческое значение;                                          Цель:     Знакомство с историческим прошлым малой родины; укрепление патриотических чувств.

Тема:    монастырь С.Саровского и другие храмы Грибановского района;               Цель:     прививать духовные ценности.

Тема:     экскурсия в монастырь Серафима Саровского;                                                Цель:     расширять духовно – эстетические познания детей.

Тема:     Грибановка в ХХ — начале ХХI века;                                                         Цель:     Воспитание любви, уважения и бережного отношения к малой родине.

Тема:      география и население Грибановки и нашего района;                                Цель:       Утверждение национально – патриотических ценностей к культуре, природе и истории России.  

Тема:     достопримечательности, памятники и мемориалы на территории района;                                                                                                                            Цель:      привитие чувств уважения к героическому прошлому народа и любви к традициям и обычаям народов России

Тема:      промышленность;                                                                                               Цель:      познакомить с промышленными предприятиями посёлка, их достижениями; воспитывать умение гордиться успехами своих земляков.

Тема:     экскурсия в Грибановский краеведческий музей;                                          Цель:     способствовать расширению познания детей  и привитию любви к малой родине.

Тема:      символика Воронежа и Воронежской области;                                            Цель:      познакомить с символами Воронежской области; раскрыть значение этих символов.

Тема:      символика Грибановки и Грибановского района;                                         Цель:      познакомить с символами Грибановкского района; прививать любовь к Родине.

Тема:     моя родословная;                                                                                               Цель:    осознание себя как части микросоциума; прививать любовь к своей семье.

Тема:      составление генеалогического древа;                                                              Цель:      развитие чувства ответственности за прошлое, настоящее и будущее рода.

Тема:     конкурс рисунков на тему: «Моя малая родина»;                                      Цель:     Развивать художественно – эстетические  наклонности детей.

Тема:      Я – ГРАЖДАНИН Грибановки                                                                                        Цель:      развитие чувства ответственности за будущее нашего посёлка.

     6.   «Дни воинской славы и памятные даты России»  (25 часов)

Тема:     Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России»;

Цель:      Познакомить с официальными документами, касающимися дней воинской славы России; выяснить причину, по которой мы празднуем эти дни.

Тема:     Дни воинской славы России;

Цель:     Познакомиться с количеством дней Воинской славы России.

(Дальше идут темы по Дням воинской славы России):

- 18 апреля  - День победы русских воинов князя А. Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1240 год);

- 21 сентября -  День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо – татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);

- 4 ноября – День народного единства;

- 7 ноября – День проведения военного парада на Красной площади в Москве (1941 год);

 - 10 июля – День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год);

- 9 августа- День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра  Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);

- 24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова (1790 год);

- 11 сентября – День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год);

- 8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова над французской армией (1812 год);

- 1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год);

- 23 февраля - День защитника Отечества;

- 5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год);

- 2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);

- 23 августа -  День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);

- 27 января – День снятия блокады Ленинграда (1944 год);

- 9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год)

Цель:  формировать патриотические чувства, прививать любовь к Родине, к изучению истории страны; активизировать познавателный интерес; расширять кругозор.

Тема:     Памятные даты России;

Цель:     Познакомиться с количеством дней памятных дат России.

(Дальше идут темы по Памятным датам  России):

- 12 апреля – День космонавтики;

- 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом;

- 7 ноября – День Октябрьской революции 1917 года;

- 9 декабря – День Героев Отечества.

Цель:  укреплять патриотические чувства детей.

Тема:     формы увековечения памяти воинов России;

Цель:      Познакомиться с формами увековечивания памяти воинов России.

Тема:     Открытые мероприятия и концерты к празднованию дней воинской славы России.

Цель:    Закрепление знаний детей; Развитие патриотических чувств.

     7.   «Ветераны боевых действий и герои мирного времени» (21 час) 

Тема:     Грибановский район в годы Великой Отечественной войны;                       Цель:     Познакомить с жизнью района в годы ВОВ.

Тема:      герои  Советского Союза — уроженцы Грибановской земли;                          Цель:      Рассказать о героях Советского Союза, наших земляках.

Тема:     солдаты родной  Отчизны;                                                                                  Цель:     Познакомить с подвигами наших земляков, участников ВОВ.

Тема:      женщины на войне;                                                                                           Цель:        Познакомить с военной жизнью наших землячек, сражавшихся за счастье и свободу Родины.

Тема:     Кавалеры Орденов Славы, уроженцы Грибановского района;                       Цель:     Рассказать об орденах Славы, история ордена; познакомить с земляками, кавалерами Орденов Славы.

Тема:      встреча за «круглым столом» с ветеранами ВОВ;                                       Цель:      Укрепление связи поколений, знакомство с подвигами героев.

Тема:     экскурсии к памятникам и мемориальным доскам;                                                                       Цель:      Укрепление патриотических чувств.

Тема:      беседа: «Мы в сердце память сохраним»;                                                       Цель:      Прививать любовь к Родине и гордость за свой народ.

Тема:      воины — интернационалисты, участники «горячих точек»;                         Цель:      Познакомить с причинами и ходом войны в Афганистане.

Тема:      экскурсия к памятникам воинам — интернационалистам;                       Цель:      Познакомить с памятником воинам — интернационалистам; воспитывать уважительное отношение к памяти воинов.

Тема:      встреча с участниками «горячих точек»;                                                    Цель:      укреплять связь между поколениями.

Тема:      Чеченская война — события;                                                                       Цель:       Познакомить с понятием «сепаратизм»; событиями 90-х годов в Чечне.

Тема:     современная обстановка в этой республике;                                                 Цель:      прививать терпимое отношение к другим нациям и народам.

Тема:      наши земляки, проходившие службу в Чеченской республике;                    Цель:      Укреплять чувство гордости за свою страну и свой народ.

Тема:     встречи с воинами, служившими в Чечне;                                                          Цель:     Укрепление связи поколений; знакомство с подвигами солдат, воевавших в Чечне.

Тема:     герои мирного времени – почётные  жители Грибановки и Грибановского района;                                                                                                                            Цель:    Расширить понятие «герой». Познакомить с заслугами наших земляков уже в мирное время.

Тема:      встреча с почётными жителями Грибановки;                                            Цель:      Знакомство с людьми, удостоенными звания «почётный житель района»

Тема:      сбор информации о воинах, воевавших в Афганистане и Чечне и ветеранах ВОВ, проживающих на наших улицах;                                                                       Цель:     расширить знания детей.

Тема:      работа со стендами, составление биографий, оформление папок;          Цель:     закреплять знания детей, способствовать развитию патриотизма.

Тема:     беседы с приглашёнными жителями посёлка;                                                Цель:      Знакомство с интересными людьми; расширение кругозора.

Тема:      Конкурс «Герои – земляки»                                                                         Цель:      Закрепление полученных знаний

8.    «Культура,  нравственность,  духовность» (12 часов)

Тема:     Нравственная культура;  

Цель:     Познакомить с понятием «нравственная культура» человека; расширить знания детей.

Тема:     человек культурный;  

Цель:      Дать собственную оценку и характеристику культурного человека; усвоение детьми этических норм и правил поведения в соответствии с социальным статусом учащегося.

Тема:      внешний вид человека;

Цель:       развивать трудолюбие, прививать аккуратность.

Тема:      что такое мораль;

Цель:      Дать ответ на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо»; раскрыть значение слова мораль.

Тема:     добро и зло;

Цель:      развивать положительные качества детей; воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка.

Тема:     долг и совесть;

Цель:      познакомить с понятием долга, укреплять дружеские взаимоотношения.

Тема:     роль морали в жизни человека;

Цель:     научить всегда отвечать за свои поступки и не прятаться за спину другого; вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома;  

Тема:     что делает человека   человеком?;

Цель:    Познакомить с хорошими делами и поступками людей на основе художественных произведений.

Тема:     связь поколений;

Цель:      Показать всю значимость связи поколений, общения между людьми разных возрастов.

Тема:     межнациональная культура человека;

Цель:      Способствовать формированию глубокого уважения к культуре другого народа, веротерпимости и готовности к диалогу с представителями различных культур и религий

Тема:      толерантность – одно из самых важных качеств человека;

Цель:      Познакомить с понятием толерантность, способствовать укреплению дружеских связей между людьми разных культур; воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.

Тема:      экскурсии в библиотеку.

Цель:      Расширять кругозор.

9.   «Профессиональное самоопределение» (8 часов)

Тема:     Способности и наклонности человека;                                                         Цель:    раскрыть способности и наклонности человека с помощью анкетирования.                                                                                                            Тема:      все профессии важны, все профессии нужны;                                               Цель:      подвести детей к пониманию того, что не бывает ненужных или плохих профессий; профориентация подростков.                                                                  Тема:      как сделать правильный выбор;                                                                             Цель:      познакомить с методами, помогающими человеку в правильном выборе профессии.                                                                                                                       Тема:      дело по душе;                                                                                                 Цель:       провести тестирование, определить направление в выборе профессии.                                                                                                                        Тема:      призвание человека;                                                                                        Цель:      Выяснить что такое призвание; провести тренинг.                                    Тема:      твоё место в жизни;                                                                                       Цель:       помочь детям в выборе будущей профессии                                             Тема:      встречи с людьми разных профессий;                                                             Цель:      Познакомить с специальностями, их спецификой.                                    Тема:      экскурсия на Грибановский сахарный завод.                                                    Цель:       Знакомство с предприятиями посёлка.

     10.    «Семейные ценности и устои» (15 часов)

Тема:     Семья в жизни человека;                                                                                   Цель:      Создать психологические предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни.                                                                                            Тема:      семья – самая главная ячейка общества;                                                     Цель:      раскрыть некоторые основы семейного законодательства.                      Тема:       психологический климат в семье;                                                                 Цель:       развить представления о семье, её основах и проблемах.                        Тема:      радости и сложности семейной жизни;                                                          Цель:      развить представления о наиболее важных условиях создания счастливой семьи; показать некоторые аспекты взаимоотношений в семье.                             Тема:      о счастье и смысле жизни;                                                                           Цель:      Дать ответ на вопросы : «Что такое счастье?», «В чём для вас заключается смысл жизни?».                                                                                                              Тема:      о дружбе и  любви;                                                                                           Цель:      показать разницу между понятиями любовь и дружба; развить представления воспитанников о любви, как о самом высоком чувстве.                 Тема:      роль женщины в семье;                                                                                Цель:     Показать роль женщины в семье; создать психологические предпосылки к исполнению роли матери и жены.                                                                                Тема:     роль мужчины в семье;                                                                                      Цель:     Показать роль мужчины в обществе и семье; создать психологические предпосылки к исполнению роли отца и мужа.                                                         Тема:      как избежать конфликтов;                                                                             Цель:      Научить детей умению сглаживать конфликты; развивать чувство уважения друг к другу, взаимопонимания и терпимости.                                                          Тема:     что делать, если родители ссорятся?;                                                               Цель:      проведения тренинга, дающего ответ на вопрос темы.                              Тема:     доверие в общении между членами семьи;                                                       Цель:     Развивать дружеские чувства между взрослыми и детьми.                              Тема:     мама (папа) – мой лучший друг;                                                                      Цель:     воспитывать чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи                                                                                                                             Тема:     встречи «В семейном кругу»;                                                                             Цель:     укреплять взаимоотношения между родителями и детьми.                      Тема:     патриархальная и современная семья;                                                               Цель:      показать разницу между патриархальной и современной семьёй.          Тема:     Тренинг   «Отец и сын»,  «Отец и дочь»                                                      Цель:     Обобщить знания детей.

11.   «Здоровый образ  жизни» (14 часов)

Тема:     Жизнь даётся один раз;                                                                                        Цель:      Привить понимание необходимости заботы о здоровье и о сохранении жизни человека.                                                                                                               Тема:      вредные привычки;                                                                                         Цель:     раскрыть причины, ведущие к болезненной привязанности к алкоголю и курению.

Тема:      курение и пьянство;                                                                                      Цель:      показать негативное влияние курения и пьянства на человека.                

Тема:     наркомания; СПИД – чума ХХ1 века;                                                          

Цель:     Предупредить детей об огромной опасности наркомании и СПИДа; способности нанести непоправимый ущерб личности и обществу.

Тема:      борьба с вредными привычками;                                                                 Цель:      показать последствия вредных привычек для человека; подвести к осознанию преимущества здорового образа жизни.

Тема:     куда обратиться за помощью, телефон доверия;                                        Цель:     познакомить со службами, готовыми экстренно придти на помощь подростку; рассказать о «Телефоне доверия»

Тема:      Спортивный праздник «Спорт – лекарство от всех болезней»;                                                           Цель:      Укрепление здоровья детей.

Тема:      если хочешь быть здоров – закаляйся;                                                         Цель:      Рассказать о пользе закаливания; познакомить со способами закаливания.

Тема:     встречи с психологами, врачами, инспектором по делам несовершеннолетних;                                                                                                     Цель:      профилактика вредных привычек; укрепление здоровья детей.

Тема:      посещение детско-юношеской спортивной школы;                                        Цель:      Познакомить со спортивными объединениями, работающими в ДЮСШ; укрепление здоровья детей.

Тема:      изготовление плаката «Мы за здоровый образ жизни!»;                             Цель:       профилактика вредных привычек, закрепление полученных знаний.

Тема:     день здоровья «В здоровом теле – здоровый дух!».                                     Цель:      Укрепление здоровья детей.

 12.   Заключительное занятие (1 час)                                                                                                        Подведение итогов.

Методическое обеспечение:

 Используется комплексный подход в выборе эффективных методов и приёмов образовательной и воспитательной работы. В зависимости от содержания занятий, степени подготовленности детей и их заинтересованности на различных стадиях образовательного процесса используются различные методы и приёмы. От правильности выбора метода или приёма зависит успешность освоения детьми разделов и тем модуля. Словесные методы включают в себя объяснение нового материала, беседу, инструктаж. В структуре одного занятия может быть использовано несколько словесных методов: объяснение, беседа, инструктаж. Наглядные методы: активное использование данной группы методов во многом определено возрастными особенностями детей. Использование наглядного материала активизирует деятельность разных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного). Практические методы являются основными в реализации данного образовательного модуля. Репродуктивные (воспроизводящие) методы направлены на закрепление у детей представлений и практических умений посредством включения игровых заданий и упражнений. Частично-поисковый (эвристический) метод основан на самостоятельной деятельности ребенка, направленной на переработку информации с целью выявления противоречий и возникающих в соответствии с ними проблем, а так же поиск путей решения этих проблем и анализ результатов. Например, включение комбинированных заданий помогает детям научиться самостоятельно выбирать способы достижения положительного результата, активизации словарного запаса.

В основу реализации Модуля  положены следующие принципы:                                     - принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с воспитателем, а не просто пассивно перенимают его опыт. Приоритетные формы общения педагога с детьми – партнёрство, соучастие и взаимодействие;                                                          -  сочетает принципы научной обоснованности и применимости, т.е. сообщение знаний должно сочетаться с формированием эмоциональной базы и практики поведения;                                                                                                                                       - принцип тематического планирования материала предполагает подачу  изучаемого материала по тематическим блокам: «Я – Человек», «Моё Отечество», «Государственные символы России», «Грибановка моя Большая», «Дни воинской славы и памятные даты России», «Ветераны боевых действий и герои мирного времени», «Культура, нравственность, духовность», «Профессиональное самоопределение», «Семейные ценности и устои», «Здоровый образ жизни»;                                                         - принцип доступности предполагает соотнесение содержания,  характера и объёма учебного материала с уровнем развития детей;                                                                          - принцип наглядности – широкое представление соответствующей  изучаемому материалу наглядности;                                                                                                                 - принцип последовательности предполагает планирование изучаемого  материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;                                                                                          - принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей;                                                                                                            

Поставленные Модулем цели и задачи решаются комплексно по разделам:

  • «Я – Человек» - основная цель: развивать гражданские чувства; показать неразрывную связь гражданина с его страной, назначение прав человека в обществе, его обязанностях и ответственности; развивать представление о правах человека, как о социальной ценности; раскрыть значение понятия «социальные гарантии».
  • «Моё Отечество» - основная цель: укреплять любовь к Родине и чувство гордости за свою страну; развивать представление о правовом государстве; познакомить с понятием «гражданское общество», показать роль закона в обеспечении равноправия граждан; показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, развивать представления о целях Конституции в демократическом государстве; раскрыть понятие «политические, экономические и культурные» права и свободы, их значимость для личности человека в свободном обществе; познакомить с полномочиями Президента, ролью президентской власти и ответственностью граждан, участвующих в его избрании; познакомить с органами государственного управления, расширить представление о структуре и принципах формирования всех ветвей власти.
  • «Государственные символы России» - основная цель: сформировать уважительное отношение к символам нашего государства; раскрыть историю становления современного герба РФ, познакомить с понятием «гимн», выучить гимн РФ, познакомить с государственным флагом, выяснить значение триколора;  познакомить детей с законами нашей страны о государственной символике и официальным праздником «Днём государственного флага России»; познакомить с ритуалами, касающимися символики России, проходящими в учреждениях.
  • «Грибановка моя Большая» - основная цель:  знакомство с историческим прошлым древней истории Грибановского края и настоящим малой родины, воспитание любви к малой родине на основе развития интереса к истории посёлка и его традициям;  проследить за этапами заселения нашего края; прививать духовные ценности через знакомство с монастырями и храмами нашего района; утверждать национально – патриотические ценности в культуре, природе и истории России; познакомить с географией, культурой и населением района, его промышленными предприятиями; раскрыть значение символов района и области; развивать чувство ответственности за прошлое, настоящее и будущее своего рода.
  • «Дни воинской славы и памятные даты России» - основная цель: укреплять чувство гордости за великое прошлое своей страны; знакомство с официальными документами, касающимся Дней воинской славы России, количеством этих дней, формами увековечения памяти воинов России.
  • «Ветераны боевых действий и герои мирного времени» - основная цель: укрепление связи поколений, знакомство с подвигами земляков – героев; знакомство с жизнью района в годы ВОВ, подвигами земляков, участников ВОВ, наших земляках – героях Советского Союза и полных Кавалерах Ордена Славы; познакомить с памятниками и мемориальными досками, воспитывать уважительное отношение к памяти воинов; познакомить с причинами афганской и чеченской войны, нашими земляками, участниками этих войн; познакомить с понятием «сепаратизм». Событиями 90-х годов; прививать терпимое отношение к другим нациям и народностям; расширить понятие «герой», познакомить с заслугами наших земляков в мирное время; сформировать уважительное отношение к почётным жителям района.
  • «Культура, нравственность, духовность» - основная цель:  развивать положительны качества детей, воспитывать чувство самоуважения через добрые дела и поступки, дать оценку и характеристику культурного человека; усвоить этические нормы и правила поведения, прививать аккуратность и трудолюбие; формировать глубокое отношение к культуре народов других национальностей, веротерпимость и готовность к диалогу с представителями различных культур и религий, развивать толерантность, укреплять дружеские связи между людьми.
  • «Профессиональное самоопределение» - основная цель: помочь детям в выборе будущей профессии; раскрыть способности и наклонности ребёнка, познакомить с методами, помогающими в правильном выборе будущей профессии; выяснить что такое призвание, провести встречи с людьми разных профессий и посетить предприятия посёлка.
  • «Семейные ценности и устои» - основная цель:  создать психологические предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни; развивать представление о семье, её основах и проблемах; раскрыть основы семейного законодательства; показать роль женщины и мужчины в семье; научит детей умению сглаживать конфликты, развивать чувство взаимоуважения, понимания друг друга и терпимости; развивать дружеские чувства между взрослыми и детьми; воспитывать уважение к взрослым и любовь к членам своей семьи.
  • «Здоровый образ жизни» - основная цель: привить понимание необходимости заботы о здоровье и сохранении жизни человека; раскрыть причины, ведущие к болезням; показать негативное влияние вредных привычек на организм подростка; познакомить со службами, готовыми экстренно придти на помощь человеку; подвести к осознанию преимущества здорового образа жизни: укреплять здоровье детей.

Формы реализации модуля

Форма организации работы по данному модулю в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.                                                                  

Теоретические                                                                                                        1. Беседы                                                                                                                        2. Сообщения                                                                                                               3. Встречи с интересными людьми                                                                       4. Экскурсии;                                                                                                            5. Просмотр наглядных пособий, видеофильмов, презентаций

Практические                                                                                                          6.  Конкурсы                                                                                                              7.  Выставки                                                                                                                  8.  Соревнования                                                                                                            9.  Праздники;                                                                                                                 10. Викторины

11. Проекты;

Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.                                                                        

Нравственно-духовные параметры:                                                                                        

1.     Сформированность гражданских навыков:                                                                      - умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;                                          - знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;                                                   - умение принимать и защищать свои решения;                                                                      - готовность к участию в общественных делах;                                                                                         - готовность к образованию.

2.     Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:                             - патриотизм и любовь к Родине;                                                                                               - права и свобода человека и гражданина;                                                                                     - символика Российской Федерации;                                                                                             - национальное самосознание;                                                                                                             - уважение чести и достоинства других граждан;                                                                          - гражданственность.

Количественные параметры:

- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;                                      - качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к воспитателю, совместным делам);                                                                                            - участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;                                               - проведение мероприятий.

Данный модуль  отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Литература:

  1. В.К.Романовский «Символы государства Российского»; Москва, Русское слово, 2002
  2. Винников А.З., Синюк А.Т.  «По дорогам минувших столетий: Археологи о древней истории Воронежского края», Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1990
  3. Акиньшин А.Н. «Воронежский Край. Памятные даты», Воронеж: Воронежская областная библиотека имени И.С. Никитина.
  4. Атлас храмов и монастырей Воронежской и Борисоглебской епархии. – Воронеж : Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2008 – Т. 1 : Храмы Воронежа. Монастыри. – 2008. – 168 с. : ил., фото.
  5. Амелькин А. О. Дни воинской славы России. – Воронеж : Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2005. – 112 с.
  6. «Дни воинской славы России» Издательство: "Патриот" (2006)

  7.  Дронов С.Г. История России (учебное пособие) - М., 2006.  
  8.  Иванов А.Н. Дни воинской славы России. - М.. 2006.
  9.  Население Воронежского края во второй половине XVII века // Очерки истории Воронежского края / под ред. Е. Г. Шуляковского. – Воронеж, 1961. – [Т. 1]: С древнейших времён до Великой Октябрьской социалистической революции. – С. 52, 56–57.
  10.  Воронежская область в Великой Отечественной войне. – Воронеж: Обл. книгоизд-во, 1948. – 250 с.
  11.  «И пыль веков от хартии отряхнув» - хрестоматия по истории Тамбовского края; Тамбов: Издательский центр ТГПИ, 1993, 338 с.
  12.   Я.В.Соколов «Граждановедение» (уч. пособие), Москва: НВЦ «Гражданин», 2000.
  13. Л.Н.Боголюбов «Обществознание» (уч. пособие), Москва: «Просвещение», 2007.
  14.  Администрация Грибановского района  «70  лет Грибановскому району»,  Издательский дом  Кварта, 2005
  15.  МУК ЦБС  Грибановского городского поселения  «Они не вернулись с той войны», пгт Грибановский, 2009
  16.  МУК ЦБС  Грибановского городского поселения   «Солдаты необъявленной войны», пгт. Грибановский, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа городской профильной смены "Я - гражданин России"

Программа городской профильной смены "Я - гражданин России" для представителей юнармейских отрядов Поста №1 образовательных организаций города Арзамаса....

авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Авторская программа  составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. ...

Комплексно-целевая программа патриотического воспитания обучающихся «Я гражданин России»

Данная программа разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Программа направлена на дальнейшее формирование патриотического...

Программа духовно-нравственного развития "Я - гражданин России"

Воспитание гражданина страны - одно из условий национального возрождения. Программа "Я - гражданин России составлена на основе концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Эта про...

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию школьников "ПАТРИОТ" с КТП

Среди базовых национальных ценностей российского общества, на основе которых создавались ФГОС, на первом месте находится патриотизм.Новизна программы заключается в самом содержании, в стремлении изуча...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Нравственно-патриотической направленности «Я Человек - России»

Даная программа направлена на патриотическое воспитание обучающихся. Особую актуальность она получает именно сегодня в наше не спокойное время. Решение множества проблем в жизни страны во многом завис...