Программа по духовно-нравственному воспитанию "Я - гражданин России"
рабочая программа
Цель программы - создание условий для воспитания духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности.
Данная программа дает возможность обучающимся формировать стремление к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству, развивать чувство благоговения к святыням, почтение и любви к родителям, окружающим, бережного отношения к окружающему миру. Реализуя программу, проектирую свою деятельность: во время режимных моментов и мероприятий с детьми, анализирую степень участия каждого обучающегося в жизни Центра, чтобы в полной мере сформировать знания, трудовые умения и навыки детей, развивать их способности, способствовать физическому развитию, развивать чувство ответственности за свое здоровье и образ жизни, развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezrukova_n.v._programma_ya-grazhdanin_rossii.docx | 82.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»
Программа воспитания внеурочной деятельности
«Я – гражданин России»
Программу разработал воспитатель
Безрукова Н.В.
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - гражданин России» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Конституции Российской Федерации
- Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 06.10 2009г. № 373).
- Фундаментального ядра содержания общего образования под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М., «Просвещение», 2011
- Примерной и авторской программы внеурочной деятельности Власенко И.Г «Я – гражданин России », опубликованной в журнале « Завуч начальной школы» №8, 2014г.
- Учебного плана ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония» на 2014-2015 учебный год.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федеральному государственному образовательному стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа «Я - гражданин России» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения, и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа «Я - гражданин России» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа «Я - гражданин России» предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов-афганцев в целях сохранения преемственности славных боевых и трудовых традиций; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка «Операция "Поиск"»; а также организовывать теоретические и
практические занятия для детей и родителей.
Цели программы
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
• создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
• формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
• развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
• воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
• повышать качество патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма, как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):
• беседы;
• предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
музыка, ИЗО);
• классный час;
• встречи с интересными людьми;
• литературно-музыкальные композиции;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
• творческие конкурсы;
• выставки декоративно-прикладного искусства;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• показательные выступления;
• праздники;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
•трудовые дела;
• тренинги;
• наблюдение учащихся за событиями в стране;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• акции благотворительности, милосердия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
Программа «Я - гражданин России» включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
Принципы обучения
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются: сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность,
последовательность, прочность.
Принцип сознательности и активности предусматривает воспитание сознательного отношения к занятиям.
Принцип активности предполагает умение учащихся быстро принимать и уверенно осуществлять тактические решения. Активность достигается четкой организацией тренировки и живым, интересным её проведением.
Принцип наглядности предполагает образцовый показ изучаемых действий, образцовое, доходчивое объяснение и использование разнообразных наглядных пособий.
Принцип доступности и индивидуальности предусматривает постановку посильных задач и подборку средств для их решения.
Принцип систематичности и последовательности предусматривает последовательность в обучении, регулярные занятия, логическую связь предыдущего учебного материала с последующим, постепенное увеличение нагрузки.
Принцип прочности предусматривает усвоение знаний, умений, навыков. Основным условием реализации этого признака является многократное повторение упражнений, приемов, действий.
При обучении все изложенные выше принципы применяются во взаимосвязи
Методы обучения
Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Словесные методы - создают у обучающихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого воспитатель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у воспитанников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы - в группу практических методов входит:
-метод упражнений;
-игровой;
-соревновательный.
Условия реализации программы
- обсуждение в школе, доработка и адаптация программы к собственным условиям и проблемам;
- утверждение программы на педсовете школы и включение её в план работы начальной школы;
- подбор кадрового состава, участвующего в реализации программы, обучение, методическое сопровождение;
- разработка плана реализации программы педагогам – исполнителем, где продуманы режимные моменты;
- подбор и подготовка диагностического инструментария;
- наличие необходимой литературы создание копилки сценариев, методик материально – технического оснащения мероприятий;
- заключение необходимых договоров между педагогом (Центром) и другими участниками в реализации программы.
Методические материалы.
Различные презентации видеоматериалы с записями материалы к занятиям.
Формы педагогического контроля.
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в год.
Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО воспитателей.
Формы и средства контроля:
• диагностика нравственной воспитанности по методике Н.П. Капустина;
• анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С. Прутченков);
• методика: тест «Хороший ли ты сын/дочь» (Л.И. Лаврентьева);
• изучение самооценки личности младшего школьника;
• методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн);
• конкурс рисунков «Я и мой класс»;
•изучение удовлетворенности обучающихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
• социометрия;
• определение социальной активности школьника по методике Е.Н. Степа-
нова;
• методики «Пословицы» (С.М. Петрова), «Наши отношения» (Л.М. Фридман);
• диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной); тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е. Щурковой).
Формирование универсальных учебных действий
Коммуникативные УУД
- умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
- умение выражать свои мысли;
- управление действиями партнера (оценка, коррекция);
- использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
- волевая саморегуляция;
- оценка;
- коррекция.
Личностные УУД
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- осознание ответственности за общее благополучие;
- развитие этических чувств;
- установка на здоровый образ жизни;
- самооценка.
Познавательные общеучебные действия
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Организация работы по программе «Я - гражданин России» в 1-4-х классах рассчитан на 1 час в неделю (1-2-е классы), 2 часа в неделю (3-4-е классы) и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
1-я ступень - 1-й класс «Маленькие Россияне»;
2-я ступень - 2-й класс «Моя Малая Родина»;
3-я ступень - 3-й класс «Россия - Родина моя»;
4-я ступень - 4-й класс «Я - гражданин России».
Разделы программы:
1-й класс «Маленькие Россияне» (33 часа)
1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек.
2. «Я и семья» (6 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3. «Я и культура» (5 часов). Формирование отношения к искусству.
Дары природы. Мисс осени. История моего посёлка. Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4. «Я и школа» (8 часов). Формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе.
Законы жизни в классе. Школа вежливости. Десант чистоты и порядка.
Самый красивый школьный двор
Экскурсии по школе, по школьному саду Акции.
5.«Я и мое Отечество» (6 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности. Они защищают Родину. Мои родные - защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России.
С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.«Я и планета» (4 часа). Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая страна. Мягкие лапки, а в лапках царапки.
В гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков.Экскурсии, экологические акции.
2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)
1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Сбор игр.
2. «Я и семья» (5 часов).Формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я - дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3. «Я и культура» (4 часа). Формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Что посеешь, то и пожнешь. Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
4.«Я и школа» (6 часов). Формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс.
Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе?
Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант.
5.«Я и мое Отечество» (9 часов). Формирование гражданского отношения к
Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).
Мы и наши права. Мой любимый город.
О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза - наши земляки.
Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.«Я и планета» (6 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города.
День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
3-й класс «Россия - Родина моя» (34 часа)
.
1.«Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден?
2.«Я и семья» (8 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.
Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья - моя радость. У моих родителей - золотые руки Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений.
3.«Я и культура» (3 часа). Формирование отношения к искусству.
Раз - словечко, два - словечко, - будет песенка. Музыкальная азбука. Богатыри земли Русской. Новогодние зарисовки.
Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Экскурсия в библиотеку.
4.«Я и школа» (6 часов). Формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс - моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. По каким правилам мы живем. Наша школа в будущем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок.
5. «Я и мое Отечество» (9 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Знакомства с символами Российского государства. Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Флаги России. Город, в котором я живу. Дорогая моя столица. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков.. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.«Я и планета» (4 часа). Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Животные из Красной книги. Животные-рекордсмены. Чем живет планета Земля? Судьба Земли - наша судьба.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков..
4-й класс «Я - гражданин России» (34 часа)
1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. «Хочу» и «надо». Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов
2. «Я и семья» (5 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.
Панорама добрых дел. Забота о родителях - дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
Конкурсы песен. Мини-проект. Оформление фотовыставки.
3.«Я и культура» (5 часов). Формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. О красоте, моде и хорошем вкусе.
Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.
Конкурс на лучший рецепт блинов.
4.«Я и школа» (4 часа). Формирование гражданского отношения к школе.
Я и мой класс. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений.
5.«Я и мое Отечество» (10 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству. Поговорим о толерантности. Геральдика - наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник - День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Основной закон жизни нашего государства. Я - гражданин России. Герои России. Есть такая профессия - Родину защищать. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города-герои.
Мини-проекты, презентации Оформление альбома. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.«Я и планета» (6 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й класс «Маленькие Россияне» (33 часа)
Тема по программе. Тема и номер урока | Всего | Теория | Практика | Дата проведения |
1 . Праздник первого звонка | 1 | 1 | ||
2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе | 1 | 1 | ||
3. Моя семья - моя радость | 1 | 1 | ||
4. Правила поведения в школе. Урок-игра | 1 | 1 | ||
5. Экскурсия по школьному саду | 1 | 1 | ||
6. Я, ты, мы. Игра | 1 | 1 | ||
7. Кто что любит делать. Конкурс викторина | 1 | 1 | ||
8. Мисс Осени | 1 | 1 | ||
9. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала | 1 | 1 | ||
10. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? | 1 | 1 | ||
11. Моя красивая мама. Конкурс рисунков | 1 | 1 | ||
12. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием | 1 | 1 | ||
13. История моего города. Экскурсия в музей | 1 | 1 | ||
14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора | 1 | 1 | ||
15. Законы жизни в классе. Урок-игра | 1 | 1 | ||
16. Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия | 1 | 1 | ||
1 7. Фотографии из семейного альбома. Презентация | 1 | 1 | ||
18. Школа вежливости. Беседа | 1 | 1 | ||
19. Маленькая страна. Экологическая акция | 1 | 1 | ||
20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков | 1 | 1 | ||
21. Они защищают Родину. Конкурс стихов | 1 | 1 | ||
22. Загляните в мамины таза. Праздник | 1 | 1 | ||
23. Встречаем Масленицу | 1 | 1 | ||
24. Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли | 1 | 1 | ||
25. Слушаем сказки моей бабушки | 1 | 1 | ||
26. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина | 1 | 1 | ||
27. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен | 1 | 1 | ||
28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу | 1 | 1 | ||
29. Мои родные - защитники Родины. Фотовыставка | 1 | 1 | ||
30. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества | 1 | 1 | ||
31. Десант чистоты и порядка | 1 | 1 | ||
32. Самый красивый школьный двор. Акция | 1 | 1 | ||
33. С чего начинается Родина? КВН | 1 | 1 |
2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)
Тема по программе. Тема и номер урока | Всего | Теория | Практика | Дата проведения |
1. Урок Мира | 1 | 1 | ||
2. Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг) | 1 | 1 | ||
3.Обязанности ученика в школе. Беседа | 1 | 1 | ||
4.Осень в родном городе. Фотоконкурс | 1 | 1 | 1 | |
5.Подумай о других. Беседа с элементами игры | 1 | |||
6.Я- ученик. Беседа с творческим заданием | 1 | |||
7. Родной край в древности. Экскурсия в музей | 1 | 1 | ||
8. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры | 1 | 1 | ||
9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений | 1 | 1 | ||
10. Мой портфель. Игра-экспромт | 1 | 1 | ||
11. Моя любимая мамочка. Презентация | 1 | 1 | ||
12. Школьная символика (гимн, герб, флаг) | 1 | 1 | ||
13. Мой любимый город. Беседа | 1 | 1 | ||
14. Наш город. Конкурс визиток | 1 | 1 | ||
15. О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков | 1 | 1 | ||
16. Самый уютный класс. Конкурс | 1 | 1 | ||
17. Экология нашего города. Беседа | 1 | 1 | ||
18. День добрых волшебников. Вывешивание кормушек | 1 | 1 | ||
19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры | 1 | 1 | ||
20. Мы и наши права. Урок-игра | 1 | 1 | ||
21. Игры на развитие произвольных процессов | 1 | 1 | ||
22. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений | 1 | 1 | ||
23. Мама, папа, я -дружная семья. Конкурс-соревнование | 1 | 1 | ||
24. По каким правилам мы живем в школе? Игра | 1 | 1 | ||
25. Широкая Масленица. Игра | 1 | 1 | ||
26. Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов | 1 | 1 | ||
27. Здесь живет моя семья. Заочное путешествие | 1 | 1 | ||
28. Весна идет весне дорогу. Заочное путешествие | 1 | 1 | ||
29. День птиц. Выставка рисунков | 1 | 1 | ||
30. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей | 1 | 1 | ||
31 . Герои Советского союза - наши земляки. Урок Мужества | 1 | 1 | ||
32. Открытка ветерану. Акция | 1 | 1 | ||
33. Десант чистоты и порядка | 1 | 1 | ||
34. Знай и люби свой край. Викторина | 1 | 1 |
3-й класс «Россия - Родина моя» (34часа)
Тема по программе. Тема и номер урока | Всего | Теория | Практика | Дата проведения |
1. Кому нужна моя помощь? Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | ||
2.Кто что любит и умеет делать. Викторина. | 1 | 1 | ||
3.Мы все такие разные. Конкурс рисунков. | 1 | 1 | ||
4.Для чего я рожден? | 1 | 1 | ||
5.Откуда я родом. | 1 | |||
6.Почему меня так назвали. Презентация. | 1 | 1 | ||
7.Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. | 1 | 1 | ||
8.Моя семья - моя радость. | 1 | 1 | ||
9.У моих родителей - золотые руки. Выставка семейных поделок. | 1 | 1 | ||
10.Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! | 1 | 1 | ||
11.Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа. | 1 | 1 | ||
12.Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов. | 1 | 1 | ||
13.Раз - словечко, два - словечко, - будет песенка. Музыкальная азбука. Викторина. | 1 | 1 | ||
14.Богатыри земли Русской. Экскурсия в библиотеку. | 1 | 1 | ||
15.Новогодние зарисовки. Конкурс газет. | 1 | 1 | ||
16.Мой класс - моя семья. Беседа. | 1 | 1 | ||
17.Мои права и обязанности. Беседа о школьном уставе. | 1 | 1 | ||
18.Ты и твои друзья. Игра. | 1 | 1 | ||
19.Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. | 1 | 1 | ||
20.По каким правилам мы живем. Игра. | 1 | 1 | ||
21. Наша школа в будущем. Конкурс сочинений. | 1 | 1 | ||
22.Знакомства с символами Российского государства. | 1 | 1 | ||
23.Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Путешествие по страницам журналов. | 1 | 1 | ||
24.Флаги России. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | ||
25.Город, в котором я живу. Конкурс рисунков. | 1 | 1 | ||
26.Дорогая моя столица. Заочное путешествие. | 1 | 1 | ||
27.История страны в названиях улиц. Презентации. Доклады. | 1 | 1 | ||
28.История Отечества. Аукцион знаний. | 1 | 1 | ||
29.Путешествие по стране. Интеллектуальная игра. | 1 | 1 | ||
30.Честь имею. Вам, защитники Отечества! Игровая программа. | 1 | 1 | ||
31.Животные из Красной книги. Доклады. | 1 | 1 | ||
32.Животные-рекордсмены. Просмотр видеофильмов. | 1 | 1 | ||
33.Чем живет планета Земля? КВН. | 1 | 1 | ||
34.Судьба Земли - наша судьба. | 1 | 1 |
4-й класс «Я - гражданин России» (34 часа)
Тема по программе. Тема и номер урока | Всего | Теория | Практика | Дата проведения | |
1. Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием | 1 | 1 | |||
2. «Хочу» и «надо». Беседа с элементами игры | 1 | 1 | |||
3. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра-упражнение | 1 | 1 | |||
4. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | |||
5. Панорама добрых дел. | 1 | 1 | |||
6. Забота о родителях - дело совести каждого. | 1 | 1 | |||
7. Я и моя семья. Фотовыставка | 1 | 1 | |||
8. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов | 1 | 1 | |||
9. Игры с младшим братом (сестрой) | 1 | 1 | |||
10. Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина | 1 | 1 | |||
11. О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут | 1 | 1 | |||
12. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов | 1 | 1 | |||
13 . Как встречают Новый год в разных странах. Игра-путешествие | 1 | 1 | |||
14. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов | 1 | 1 | |||
15. Я и мой класс. Конкурс рисунков | 1 | 1 | |||
16. Мой лучший школьный друг. Письмо другу | 1 | 1 | |||
17. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов | 1 | 1 | |||
18. Зачем нужно учиться в школе. Диспут | 1 | 1 | |||
19. Поговорим о толерантности | 1 | 1 | |||
20. Символика России. Символы нашего края. | 1 | 1 | |||
21. Государственный праздник - День Согласия и примирения | 1 | 1 | |||
22. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети» | 1 | 1 | |||
23. Основной закон жизни нашего государства. Беседа | 1 | 1 | |||
24. Я - гражданин России. Игра-викторина | 1 | 1 | |||
25. Герои России. Сообщения учащихся | 1 | 1 | |||
26. Есть такая профессия - Родину защищать. Конкурсная познавательная программа | 1 | 1 | |||
27. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества | 1 | 1 | |||
28. Города-герои. Оформление альбома | 1 | 1 | |||
29. В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры | 1 | 1 | |||
30. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек | 1 | 1 | |||
31. Знаешь ли ты страны мира? Викторина | 1 | 1 | |||
32 . Семь чудес света. Просмотр видеоролика | 1 | 1 | |||
33. Я - житель планеты Земля. Круглый стол | 1 | 1 | |||
34. Берегите природу. Конкурс экологических сказок | 1 | 1 |
Требования к подготовке учащихся
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.
Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
В результате реализации программы ожидается:
• развитие творческих способностей;
• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
• осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
• доброжелательный;
• порядочный;
• самодисциплинированный;
• уверенный;
• терпимый (толерантный);
• самостоятельный;
• ответственный;
• целеустремленный (особенно к знаниям);
• внимательный к сверстникам;
• аккуратный;
• уважительный;
• любящий;
• интеллектуальный;
• здоровый;
• общительный;
• любознательный;
•сопереживающий;
• воспитанный;
• трудолюбивый;
• открытый;
• активный;
• коммуникабельный;
• социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом
Литература
1. Алексеева Л.Н. Стихи о растениях. СПб.: Тритон, 1997 г.
2. Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе М Айрис-пресс, 2003 г.
3. Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2004 г.
4. Бродовска З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск, 2003 г.
6. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива. М.: Новое педагогическое мышление, 1989.-221 с.
7. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Вестник образования. - 2009. - №17. - 9-13 с.
8. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2007 г.
9.Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. - 2005. - №1. -147 с.
10. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.: Просвещение, 2009. - 35 с.
11. Круглое, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990 г.
12. Кувашова И.Г. Праздники в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2001 г.
13.Лизинский В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания // Научно-методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40 с.
14. Молодова Л.М Экологические праздники для детей. Минск: Асар, 1999 г.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Воспитание школьников. - 2009. - №8 -10-16 с.
16. Павленко Г.В. Ваши любимые песни. - Смоленск: Русич, 1996 г
17. Перекатьева О.В. Сценарии школьных праздников- Ростов-на-Дону, 20С1 г.
18. Богданова Е.В., Кондукова Н.В., Хребтова Е.В. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. - Белове: -2010. - 48—49с,
19. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, - 2010. -191, 204 с.
20.Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14-36 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА проектной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной...
Проект«Внеурочная деятельность по духовно-нравственному воспитанию « Я - гражданин России» в 5 классе»
Данный проект разработан для учащихся 5 класса. Станет большим подспорьем для классных руководителей в 5-6 классах общеобразовательныо школы....
Программа духовно-нравственного развития "Я - гражданин России"
Воспитание гражданина страны - одно из условий национального возрождения. Программа "Я - гражданин России составлена на основе концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Эта про...
Тематическое планирование занятий внеурочной деятельностью по духовно - нравственному направлению «Я – гражданин России» для обучающихся 5-6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» рассчитана на развитие гражданского, патриотического сознания и поведения учащихся...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – гражданин » для учащихся 6-7 классов
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – гражданин » для учащихся 6-7 классов...
Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»
Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "Я – гражданин России"
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за на...