Программа по патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"
методическая разработка (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Программа патриотического воспитания
«Я - гражданин России»
в МБОУ «Кукшумская ООШ»
Разработала классный руководитель 7 класса Мидакова Л.П.
«Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине,
а человеческое достоинство – силою его патриотизма».
Н.Г. Чернышевский
Пояснительная записка
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.
В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Так через народный фольклор, живопись, искусство ребята знакомятся с историей родного края. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы «Летопись моей семьи в истории страны», встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству.
Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, ОБЖ, обществознания, в процессе внеклассной работы, во время проведения праздников, связанных с государственными символами Отечества.
Традиционно важное место в данной программе занимает деятельность краеведческого кружка «Следопыт» и школьный музей боевой и трудовой славы. Школьный музей это не только музейные выставки в стенах школы, но и многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, работу в походах, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч.
Неотъемлемый элемент патриотического воспитания – подготовка учащейся молодёжи к службе в армии. Наряду с досуговыми мероприятиями ведётся работа по оказанию помощи и поддержки одиноким пожилым людям. Проводятся акции «Милосердие», «Поздравь ветерана» и т.д.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие у обучающихся социально значимых ценностей – гражданственности и патриотизма; воспитание у молодежи таких качеств личности, как трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, семье.
Цели программы:
Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Срок реализации программы: 2011 – 2015 г.г.
В качестве основных задач выступают:
1. Повышение качества патриотического воспитания в школе.
2. Реализация программы мероприятий патриотического направления с последующей оценкой качества результативности.
3. Обновление содержания патриотического воспитания, расширение спектра активных форм и методов работы по данному направлению.
4. Усиление взаимодействия с муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, муниципальными образовательными учреждениями и учреждениями культуры по вопросам патриотического воспитания.
5. Усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Разработана на основе традиций воспитательной системы школы, основными составляющими которой являются:
- Изучение школьниками истории Отечества и своей малой родины;
- Работа по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса;
- Эстетическое развитие школьников;
- Экологическая деятельность.
Предполагаемые результаты реализации программы:
- Развитие у учащихся любви к Родине, родному краю, школе;
- Формирование у школьников готовности к защите Родины;
- Повышение интереса у учащихся к военно-патриотическим видам спорта, развитие физических волевых качеств;
- Воспитание у школьников уважения к подвигу отцов;
- Активизация творческого потенциала учащихся;
- Развитие у школьников интереса к углубленному изучению истории своего края и Отечества;
- Активизация поисковой ученической работы в школе;
- Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся, повышение эффективности деятельности по охране здоровья учащихся;
- Привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников;
- Активизация потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения.
Направления деятельности:
1.Работа с семьей
Работа направлена на тесное сотрудничество с семьей, проведение совместных праздников. Воспитание уважения к родным.
2. Духовно-нравственное воспитание
В ходе проведения дел в рамках реализации этого направления программы школьники изучают летопись Великой Отечественной войны, участвуют в читательских конференциях, устных журналах, интеллектуальных играх. Они оказывают шефскую помощь ветеранам войны, ухаживают за памятником павшим воинам.
3.Историко-краеведческое направление
Это направление предполагает:
- Изучение истории своего края, в ходе поисково-исследовательской работы, написания рефератов, выступления на научных ученических конференциях;
- Проведение экскурсий, походов, встреч с ветеранами войны и труда, интересными людьми;
- Проведение мероприятий, посвященных памятным датам истории;
- Поддержание культурных традиций школы в ходе участия традиционных праздников школы, краеведческих викторинах, конкурсах, выставках.
4.Гражданско-патриотическое воспитание
Подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии - таково основное содержание этого направления программы патриотического воспитания. Оно предполагает проведения уроков мужества. Пропаганда воинской доблести и славы предусматривает встречи школьников с военнослужащими, ветеранами войны, конкурсы рисунков и сочинений «История боевой награды», конкурсы чтецов «О доблести, о подвигах, о славе», акцию «Письмо солдату», мероприятия по изучению военной истории Отечества.
5. Спортивно-патриотическое воспитание
Приобщение всех учащихся к различным формам физической культуры путем привлечения их в спортивные секции, оздоровительные группы, спортивные состязания - цель данного направления программы. Кроме того, оно предусматривает организацию интересного и плодотворного досуга во внеурочное время и каникулярное время путем проведения различных спортивно – массовых мероприятий.
В рамках этого направления осуществляется мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и антинаркотической пропаганде.
6.Экология и мы
Направление «Экология и мы» предусматривает изучение экологического состояния своего поселения и его окрестностей: лесов, полей, водоемов; выявление различных экологических нарушений и проведение мероприятий по их ликвидации. В ходе этой работы прокладываются экологические тропы и экологические маршруты, на которых проводится экскурсионная работа, учебно-познавательная и учебно-исследовательская деятельность.
Проводят работу по благоустройству здания и территории школы, территории
своего поселения путем проведения субботников и трудовых десантов;
Осуществляются мероприятия по пропаганде бережного отношения к
окружающей среде, среди которых – экологические праздники, викторины,
конкурсы в рамках Дней защиты от экологической опасности.
7. Юные таланты.
Данное направление предусматривает приобщение всех учащихся к творческой деятельности через системы урочной и внеурочной деятельности. Оно предполагает проведение смотров, творческих отчетов, фестивалей, конкурсов и праздников.
8. Забота
Это направление предполагает оказание посильной помощи ветеранам войны и труда, престарелым людям и инвалидам путем проведения тимуровской работы и акций под девизом «Спешите делать добро».
План реализации программы
Направление деятельности по патриотическому воспитанию | |||
1. Работа с семьей | |||
1 | Классные мероприятия совместно с родителями: День знаний, «Новый год», День матери, День пожилых, День Защитников Отечества, 8 марта | Развитие творческих способностей учащихся. Повышение интереса к истории своего города. Формирование у школьников нравственных качеств и эстетического вкуса. Развитие коллективной деятельности и увлекательного досуга. Развитие трудовых навыков | |
2 | «Папа, мама, я – спортивная семья» | ||
2.Духовно-нравственное воспитание | |||
1 | |||
2 | Вечер отдыха «браво, юноши!» | Популяризация воинской службы. Повышение уровня спортивного мастерства школьников, развитие их творческих способностей. Развитие коллективной деятельности. Воспитание молодежи в духе боевых традиций старших поколений | |
3 | Конкурс «Добры молодцы» | ||
4 | Конкурс «Вперед, мальчишки!» | ||
5 | Акция «Письмо ветерану | ||
6 | «Время выбрало нас». Встреча с ветеранами афганской войны и контртеррористической операции в Чеченской Республики | ||
7 | Встреча с офицерами и солдатами воинской части | ||
8 | Читательская конференция «Есть такая профессия - Родину защищать» | ||
9 | Конкурс сочинений «История боевой награды» | ||
10 | Конкурс чтецов «О доблести, о подвигах, о славе» | ||
4.Гражданско-патриотическое воспитание | |||
1 | Акция «Письмо ветерану» | Формирование потребности в заботе о старшем поколении | |
2 | Выставка детского творчества «Наследники великой Победы» | Воспитание патриотизма средствами культуры и искусства. Развитие творческих способностей учащихся | |
3 | Конкурс инсценировок «Песня в солдатской шинели» | ||
4 | Уроки мужества «В жизни всегда есть место подвигу». Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла | Приобщение молодежи к боевым традициям старших поколений, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну. Осознание необходимости увековечения памяти павших за Родину | |
5 | Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Победы на дому | ||
6 | Праздник, посвященный Дню Победы «Салют, Победа!» | ||
7 | Возложение венков к памятнику воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны | ||
8 | День Памяти | увековечения памяти павших за Родину | |
9 | Смотр строя и песни «Статен, строен – уважения достоин» | ||
Празднование Дня Победы в Великой Отечественной войне | |||
1 | Музыкально – литературная композиция, посвященная освобождения страны | Повышение интереса к истории своего края, к истории Отечества. Активизация работы по патриотическому воспитанию Развитие творческих способностей учащихся. Повышение интереса к истории Кукшум, своего края. Формирование нравственных качеств и эстетического вкуса учащихся. Развитие коллективной деятельности | |
2 | «Как это было». Встреча с ветеранами | ||
3 | Конкурс рисунков «Годы, опаленные войной» | ||
4 | Брейн – ринг «Дорогами войны» | ||
5 | Однодневный поход по местам родного края, | ||
6 | Встречи с интересными людьми «Человек славен трудом» | ||
4. Спортивно – патриотическое воспитание | |||
1 | Организация секций волейбола, баскетбола, тенниса и футбола | Формирование потребности в здоровом образе жизни. Актуализация внутренних потенциалов учащихся. Укрепление здоровья. Развитие физических и моральных качеств личности. Проявление положительных эмоций и укрепление психологического здоровья. Актуализация потребности в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании. Развитие коллективной деятельности. Повышение интереса к военно – прикладным видам спорта | |
2 | День здоровья. Спортивно - туристическая игра | ||
3 | Кросс «Золотая осень» | ||
4 | Кросс наций | ||
5 | Кросс на приз газеты «Знамя труда» | ||
6 | Веселые старты | ||
7 | Соревнования по шахматам, шашкам | ||
8 | Соревнования «Меткий стрелок» | ||
9 | Соревнования по волейболу | ||
10 | Малые олимпийские игры | ||
11 | Соревнования «Веселые старты», чемпионат по мини – футболу, кросс весенний | ||
12 | Тематические классные часы по профилактике табакокурния, алкоголизма, наркомании | ||
13 | Лекторий «Мир без наркотиков» | ||
14 | День борьбы со СПИДОМ | ||
15 | Конкурс рисунков, плакатов «Нет наркотикам, табакокурению, алкоголизму!» | ||
16 | Соревнования по военно – прикладным видам спорта | ||
5.Экология и мы | |||
1 | Выставка рисунков и плакатов «экология, природа , человек» | Совершенствование экологического воспитания. Привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды. Внесение посильного вклада школы в сохранение природы и социальной среды. Развитие коллективной деятельности. | |
2 | Экологический десант по благоустройству школьной территории и памятника | ||
3 | Экологический десант по выявлению и ликвидации свалок «Чистота спасет мир» | ||
4 | Экологический десант по очистке родников | ||
5 | Праздник, посвященный Дню защиты Земли | ||
6 | Беседы на классных часах, уроках «Здоровый мир – здоровый человек» | ||
7 | Классные сасы «Край родной, навек любимый» | ||
8 | Проведение тематических праздников в рамках Дня защиты от экологической опасности | ||
6. Юные таланты | |||
1 | Работа объединений художественно – эстетического направления | Формирование нравственно – эстетических качеств учащихся, расширение кругозора, развитие творческих способностей. Создание психологически комфортного культурно – образовательного пространства для успешного самоопределения и самореализации детей. Активизация работы по патриотическому воспитанию. Приобщение к школьным традициям. | |
2 | Праздник первого и последнего звонка | ||
3 | День Учителя | ||
4 | Осенний бал | ||
5 | День пожилых людей | ||
6 | День матери | ||
7 | День России | ||
8 | Новогодний праздник | ||
9 | День святого Валентина | ||
10 | Масленица | ||
11 | Конкурсы «А ну-ка, девочки!» , «Мисс школы» | ||
12 | Смотр художественной самодеятельности «Улыбки весны» | ||
13 | Выставка детского творчества «мир моих увлечений» | ||
7. Забота | |||
1 | Тимуровская работа | Формирование потребности в заботе о старшем поколении | |
2 | Сбор гуманитарной помощи для малоимущих «Спешите делать добро» | Воспитание потребности в социально ответственном поведении | |
3 | Акция «Подарок солдату» | Формирование потребности в заботе о старшем поколении |
В процессе реализации школьной программы по патриотическому воспитанию обучающихся “Стань гражданином” у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированная программа воспитания школьников «Я – гражданин России»
МОУ Краснопоймская средняя общеобразовательная школа Личностно-ориентированная программа воспитания школьников«Я – гражданин России» Н а п р а в л е н и я :...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России"
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Программа содержит пояснительную записку к курсу и тематическое планирование на 34 часа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-гражданин России"
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социал...
Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 5-9 классы
Актуальность данной программы объясняется формированием социальной самоидентификации и личностных качеств, необходимых для конструктивного и достойного поведения человека в коллективе, обществе; профе...
Программа воспитательной работы "Я гражданин России" 5-9 кл.
Программа воспитательной работы "Я гражданин России" для учащихся кадетского класса...
Рабочая программа Детского объединения "Я -гражданин России"
Рабочая программа Детсго объединения "Я-гражданин России"...