ПРОГРАММА по гражданско - патриотическому воспитанию «Я гражданин России»
рабочая программа (10 класс)

Цель и задачи программы

Цель: способствовать формированию гармонично развивающейся личности посредством воспитания гражданственности, патриотизма и любви к родной школе, станице, краю и России.

Задачи:

-        проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;

-        формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

-        утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края, станицы, школы;

-        привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

- создание благоприятных условий для полезного досуга детей и подростков;

- удовлетворение потребностей в творческом самовыражении, свободном общении;

- расширение словарного и лексического запаса обучающихся;

- расширение кругозора и стимулирование желание узнавать новое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_patrioticheskogo_vospitaniya.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №18 среднего общего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

ПРОГРАММА

по гражданско - патриотическому воспитанию

«Я гражданин России»

 

Направленность: гражданско -  патриотическое воспитание

Рассчитана на подростков: от 14-16 лет

Срок реализации: 2019-2021 гг.

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/q/qVZfPQKJmA1tRdNuoMFGnbO9Yak6UC0pwvyr8hlIW5/slide-0.jpg

Автор программы:

Устимчикова Наталья Алексеевна,

Воспитатель 1 квалификационной категории

2020 год.

Содержание:

I.Пояснительная записка…………………………………………………………………3-6

1.Ведение………………………………………………………………………………...3

2.Актуальность…………………………………………………………………………3-4

3.Нормативно-методические основы программы…………………………………4

4.Новизна………………………………………………………………………………...4

5.Цель и задачи программы………………………………………………………...…5

6.Возраст участников программы…………………………………………………....5

7.Срок реализации программы………………………………………………………..6

8.Ожидаемый результат программы………………………………………………..6

II. Учебно - тематический план………………………………………………………….7-8

III.Библиографический список………………………………………………………….9

«Мы должны строить своё  будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России.

Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе».

В.В.Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Введение

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и подростков на сегодняшний день очевидна.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей школе, наставникам, к «малой  Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству, стремление служить его интересам. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Поэтому гражданское и военно-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Настоящая программа определена на основе необходимости по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству и малой Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, края, станицы, школы.

Программа направлена на формирование и развитие личности школьника, обладающего качествами гражданина и патриота, затрагивает два основных направления системы патриотического воспитания учащихся: почтение к подвигу защитников Отечества и уважение к школе и ее традициям.

2.Актуальность

Актуальность разработки программы подтверждается событиями в современной жизни, а именно:

- экономическая дезинтеграция;

- социальная дифференциация общества;

- девальвация духовных ценностей.

Вышеуказанные аспекты оказывают негативное влияние на общественное сознание большинства возрастных групп населения (в особенности подрастающего поколения), резко снижают воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

Еще заметна частичная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно стали вносить в патриотизм изменения. К сожалению, в общественном сознании получило широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, социальным институтам, духовным ценностям.

Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. И одними из важнейших направлений в этой большой работе являются умение чтить и беречь память об истории своей Родины и ее народа, а также повышение престижа профессии и личности педагога и наставника.

3.НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Нормативно-методические основы разработки программы представлены в следующих документах:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

 

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

 

  1. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Направленность программы: Гражданско - патриотическое воспитание

4.Новизна

Среди базовых национальных ценностей российского общества, на основе которых создавались ФГОС, на первом месте находится патриотизм.

Новизна программы заключается в самом содержании, в стремлении изучать проблему патриотического воспитания углубленно, расширенно, с использованием современных интерактивных методов и форм обучения и воспитания (индивидуальные и групповые проекты, публикации, исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций, ролевые игры).

Программа призвана воспитывать чувство патриотизма у детей и подростков на основе двух направлений: исследования биографий, интересных фактов из жизни земляков, приближавших победу в Великой Отечественной войне (ветеранов-участников войны, их вдов, тружеников тыла, узников концлагерей, детей войны), а также работников родной школы.

Первое направление деятельности будет включать сбор информации для проекта «Забытые памятники незабытых времен»

Второе направление предполагает повышение престижа воспитателя, педагога, наставника посредством более близкого общения с работниками самой школы, изучение их трудовой деятельности, жизненного опыта, представляющего практический интерес для учащихся воспитанников, создание и выпуск школьной газеты либо электронного журнала.

Реализация данных направлений будет происходить за счет исследовательской деятельности (изучение различных документов, книг, архивов, статей и т.д. по теме ВОв), встреч, бесед, интервью. Собранные материалы планируется передавать для публикации на страницах районной газеты, направлять для участия в конкурсах и т.д.

В процессе данной деятельности у воспитанников разовьются такие качества, как патриотизм, исследовательский интерес, упорство в достижении цели; повысится грамотность, расширится словарный запас; возникнет стимул к творческой реализации; появится возможность познакомится с разными интересными личностями.

Педагогическая целесообразность 

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что предлагаемые занятия создадут благоприятные условия для формирования патриотического сознания у детей и подростков, научат их коммуникативной культуре, будут способствовать воспитанию таких душевных качеств, как дружелюбие, общительность, толерантность, почтение к родной истории и уважение к профессии педагога.

Программа направлена на формирование мира ценностей человека, которые содействуют эффективному развитию социальных навыков или отдельных их элементов.

Вместе с тем повышение уровня гражданственности, социальной адаптированности детей и подростков, их обучение способам успешной социализации посредством патриотического воспитания, позволили бы избежать многих проблем девиантного поведения.

Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы

Цель: способствовать формированию гармонично развивающейся личности посредством воспитания гражданственности, патриотизма и любви к родной школе, станице, краю и России.

Задачи:

-        проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;

-        формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

-        утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края, станицы, школы;

-        привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

- создание благоприятных условий для полезного досуга детей и подростков;

- удовлетворение потребностей в творческом самовыражении, свободном общении;

- расширение словарного и лексического запаса обучающихся;

- расширение кругозора и стимулирование желание узнавать новое.

Отличительные особенности 

Отличительной особенностью программы является то, что она рассчитана не только на активных детей и подростков, но и предполагает воспитание и развитие гражданской активности у ребят, не выделяющихся в коллективе и имеющих посредственные знания.

В ходе работы  проводятся обсуждения и дискуссии на волнующие и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки и умения.

Приоритет отдается диалогическим методам обучения, совместного поиска истины, решения воспитывающих ситуаций, удовлетворения интереса к творческому делу, что создает максимальные условия для развития личности.

Теоретические знания активно подтверждаются различными играми и тренингами, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала.

Возраст участников программы

Программа рассчитана на подростков обоего пола в возрасте от 14-16 лет, не требует предварительной подготовки.

Степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области определяется в процессе первых занятий.

Наличие способностей - выдающихся талантов и способностей для участия в программе не требуется.

Требования к физическому здоровью детей не предполагают особенной физической подготовки, т. к. программа не включает специальных физических нагрузок.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 1 год обучения, содержит теоретический и практический материал (при успешной реализации цели и задач может быть переработана и дополнена).

Ожидаемые результаты:

-  сформировать у обучающихся высокий уровень общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России, района, родного села и школы;

- воспитать любовь к своей «малой» Родине и её замечательным людям;

- выработать ответственное понимание своего гражданского долга и конституционных обязанностей;

-  создать благоприятные условий для нравственного интеллектуального и физического формирования личности ребенка и подрастающего поколения.

Учащиеся будут уметь:

- четко определять свою гражданскую позицию и отстаивать ее;

- проводить опрос, интервью, беседу, обрабатывать и использовать полученные результаты;

 - являться инициаторами общественно полезных дел;

- ценить и уважать труд учителей.

Учащиеся будут знать:

- историю своей школы, «Малой» Родины, края, страны;

- положительные примеры из жизни своих земляков прошлого и настоящего.

Методы отслеживания результативности:

- педагогическое наблюдение;

- описание и фиксация полученных данных на бумажном и электронном носителях;

- сравнение с ожидаемым результатом программы уже достигнутых показателей.

- участие в творческой работе по патриотическому воспитанию (конкурсы, проекты, статьи в СМИ и т. д.);

- педагогический анализ результатов выполнения обучающимися диагностических заданий, активности обучающихся на занятиях и т.п.

Формы подведения итогов реализации программы: проект «Забытые памятники незабытых времен»

Учебно-тематический план

Мероприятия

Сроки  

Ответственные

Организационно-подготовительный этап

1.

Введение в проблематику проекта

ноябрь

Устимчикова Н.А

2.

Формирование инициативных групп учащихся

декабрь

Устимчикова Н.А

3.

Составление плана работы над проектом «Забытые памятники незабытых времён»; формулирование вопросов для исследований, изучение методов сбора и обработки информации; подбор информационных ресурсов для проекта.

декабрь

Актив волонтёрского отряда «Поколение» школы-интерната

4.

Создание информационных буклетов для социальных партнёров.  

 декабрь

 Стрижнева Виктория, Пыжова Анастасия

Поисково-практический

1.

Организация поисковых групп.

Январь

 Актив волонтёрского отряда «Поколение» школы-интерната

2.

Установление местонахождения памятников, составление паспорта каждого памятника.

Январь

3.

Работа с печатными материалами и интернет - ресурсами;  фото и видеосъёмка.

Февраль

4.

Взаимодействие с социальными партнёрами по восстановлению памятников.

Февраль-март

5.

6.

Создание макета альманаха  «Забытые памятники незабытых времён»; обсуждение дизайна книги «Малый уголок в необъятной стране».

Организация практической работы по ремонту и  восстановлению памятников.

Февраль-март

Апрель-июнь

7.

Организация работы редакторских групп по подготовке к печати альманаха  «Забытые памятники незабытых времён» и  книги ««Малый уголок в необъятной стране».                            

Март

Шмагун Виктория, Стрижнева Виктория, Пыжова Анастасия

8.

Систематизация собранного материала и организация скайп – консультаций со школами-интернатами Западно-Сибирской железной дороги.

Сентябрь

Итоговый

1.

Презентация результатов проекта на итоговой конференции с участием Совета Ветеранов   Барабинского узла, предприятий железнодорожного транспорта, представители её сельских советов; педагогов и  воспитанников школ-интернатов Западно-Сибирской железной дороги.

Сентябрь

Гербстзоммер Максим, Стрижнева Виктория, Шмагун Виктория, Пыжова Анастасия

2.

Издание альманаха  «Забытые памятники незабытых времён», фото и видеоряда каждого памятника в формате Microsoft Office PowerPoint, Photostory/Movie Maker, Flash, в виде 3D анимации, и т.д. и электронного каталога памятников (почему именно этот памятник участники считают забытым, как он связан с темой Проекта).

Сентябрь

Материально-техническое оснащение кабинет, столы, стулья, ноутбук или компьютер, доска, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, доступ к сети «Internet».

В программе возможны изменения, дополнения.

Библиографический список

1.        Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

2.        Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

3.        Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

4.        Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

5.        Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

  6.Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Авт.-сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко.-М.:ТЦ Сфера, 2007.-208с.-(Растим патриотов России)

Интернет ссылки:

http://vz.ru/society/2011/10/18/531047.html>

http://www.radiovesti.ru/articles/2011-12-01/fm/21756>

http://www.nakanune.ru/articles/15899


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"

Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...

Программа по гражданско - патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"

В данной программе раскрываются цели и задачи,способы реализации одного из важнейших направлений воспитательной работы школы: Гражданско-патриотического воспитания учащихся....

Программа гражданско-патриотического воспитания "Я - гражданин и патриот"

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как она способствует формированию гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отнош...

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"

Программа по нравственно-патриотическому воспитания "Я - гражданин России" разработана с учётом возрастных особенностей детей, проходящих реабилитацию в КУВО "Грибановском социально-реа...

Модель гражданско-патриотического воспитания «Я- гражданин»

Сейчас наша страна переживает непростой период своей истории:  вооруженные  конфликты  вблизи границ России,  давление  со  стороны  западных  стран,  демо...