конспект урока по русскому языку 6 класс "Правописание приставок пре-при"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
урок опубликован в электронном журнале"Учительский журнале он-лайн"
Цель урока: отработка навыков правописания приставок пре-при
Задачи:
- Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения
- Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации
- Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_urok3.docx | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум
Цель урока: отработка навыков правописания приставок пре-при
Задачи:
- Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения
- Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации
- Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку.
Ученики должны:
Знать: о зависимости написания гласных в
приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Уметь: определять лексическое значение приставки ПРИ-: «приближения, прибавления», «присоединения», «неполноты действия», «территориальной близости» и значение приставки ПРЕ-, близком к слову «очень» и приставке «пере-»; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; находить в тексте, подбирать слова по смыслу, употреблять в речевой ситуации.
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний
Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические.
Оборудование урока: таблица третьей группы приставок, карточки с текстом для творческого диктанта, учебный материал на электронном носителе.
ТСО: компьютер, экран (интерактивная доска).
ХОД УРОКА
I этап. Актуализация знаний
1. Разминка. Мини-тест
Задание: назвать приставки.
- Эта приставка имеет значение «очень».
- Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить».
- Эта приставка имеет значение неполноты действия.
- Эта приставка имеет значение «пере-».
- Эта приставка пишется в словах «прекрасная», «премудрая».
II этап. Целеполагание
Запись темы урока.
III этап. Повторение теоретического материала
1. Работа с опорой на таблицу «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».
ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Устный рассказ по таблице: каждое положение таблицы сопровождается практическим выполнением заданий, предложенных учителем.
Приставка ПРИ-.
1) Значение «приближения»
Запишите слова, обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля.
2) Значение «присоединения»
Присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой.
3) Значение «территориальной близости»
Как называют край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе.
4) Значение неполноты действия
Устная работа: немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, ненадолго лёг.
Приставка ПРЕ-.
Задание: выписать слова с приставкой ПРЕ- из данного текста: Остров Орлов на Чёрном море все пр_ выкли считать заповедным.
Повеет весенним ветром, и летят сюда пр_ лётные птицы.
Они как пр_ огромные тучи и могут пр__крыть на минуту небо.
Позже в птичьих домиках уже шевелятся пр__забавные пушистые комочки.
Пр___меты осени заставят чаек покинуть родной остров. Но он не пустеет.
Заповедник пр___влекает караваны бакланов, гусей.
В пр__брежных зарослях камыша чинно расхаживают цапли.
На пр__горках столбиками застыли суслики.
В пр___дорожную канаву то и дело пр___бегают мышки-полёвки.
Наблюдать за животными – пр__милое занятие!
.
. Трудные случаи написания.
– Скажите, пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить?
– В чём сложность написания слов с ПРЕ- И ПРИ-?
– Назовите такие слова.
IV этап. Закрепление материала
1. Работа с учебником (номера упражнений даны по учебнику русского языка под редакцией Баранова МТ, Ладыженской ТА Определите, какие значения имеют приставки ПРЕ- и ПРИ- в данных словах.
Приставки | Их значение | Примеры |
пре- | (= «очень») | Прехорошенький |
при- | («неполнота действия») | Приоткрыть |
1) Какой глагол: ПРЕБЫВАТЬ или ПРИБЫВАТЬ – можно использовать для описания рисунка? (прибывать)
2) Этому мальчику одна книга очень нравится, другую он читает без интереса. Подберите к рисункам прилагательные-антонимы с приставкой ПРЕ- (преинтересная книга, прескучная)
3) Какие глаголы с приставкой ПРИ- можно использовать для описания поезда? (прибывает,
приезжает)
4) Вспомните глаголы с приставками, обозначающими неполноту действия, которыми можно воспользоваться для описания рисунков (присесть, приоткрыть, приподнять)
5) Подберите слово, близкое по значению к глаголу здороваться(приветствовать)
Взаимопроверка.
– Проверьте, правильно ли вы вставили буквы?
Записываем: приветствовать (общеславянское) – образовано от слова vetiti «говорить».
Познакомимся с этимологией ещё одного слова.
Презентация. Слайд 9
Пресмыкаться (заим. из старославянского языка) – производное от смыкатися «ползать». В древнерусском языке смокъ – змей.
– Кого называют пресмыкающимися?
– Составьте предложения с данными словами. Запишите.
5. Работа с текстом.
Творческий диктант
. Записать слова в 2 столбика, вставляя букву: с приставкой пре- и приставкой при -, а затем самопроверка.
Пр…интересный, пр…держать, пр…остановить, Пр…уральский, пр…одолеть, непр…ступный, непр…одолимые пр…грады, непр…рывный, пр…пятствие, пр…чудливый, пр…зидент, пр…сяга, пр…лететь, пр…спокойно, пр…морский, пр…открыть.
Задание . Творческая работа в группах
Прочитать текст, подобрать к нему заголовок, заменить в тексте, где целесообразно, слова и словосочетания без приставок пре-, при - словами или синонимами с данными приставками.
По окончании творческой работы прослушиваются и рецензируются 2-3 текста.
V этап. Тест
I вариант
1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.
1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»
2. В какой строке все слова пишутся с И:
1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить
2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит
3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель
3. В какой строке все слова пишутся с Е:
1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить
4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.
1) пр…следовать, пр…льщать, пр…крутил
2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь
5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.
1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
2) пр…зрение, знаки пр…пинания, пр…пятствие
3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить
4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная
II вариант
1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.
) ПРИпаять – «присоединение»
2) ПРИсесть – «приближение»
3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»
4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»
2. В какой строке все слова пишутся с И:
1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать
2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить
3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть
4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный
3. . В какой строке все слова пишутся с Е:
1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить
2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать
3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать
4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться
4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.
1) пр… крываешься, пр…зирать, пр…личный
2) пр…баутка, пр…вивка, пр…рода
3) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти
4) пр…метный, пр…вратить, пр…чудливый
5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.
1) пр…стиж, пр…зидент, пр…мьера
2) пр…противный, пр…злой, пр…отличный
3) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь
4) пр…весёлый, пр…теснять, пр…надлежать
Ответы:
I вариант: 1. 4), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 3)
II вариант: 1. 2), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 2)
VI этап. Домашнее задание
Творческая работа: написать сказку о приставках ПРЕ- и ПРИ-.
VII этап. Итог урока
Релаксация
«Выберите утверждение»
1. Ощущал себя Хорошо | 2. Этот урок Я запомню надолго |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку "Правописание приставок пре и при"
Конспект урока предназначен для учащихся 6 класса и позволяет наиболее полно усвоить материал. Изучение нового материал происходит с помощью схем и таблиц, этот прием делает изучаемый материал более п...
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание приставок "
Урок построен по ФГОС...
Конспект урока по русскому языку для 5 класса Тема "Правописание приставок на -з,-с".
Конспект урока по русскому языку для 5 классаТема "Правописание приставок на -з,-с".цель: -"развертывать" информацию из ключевых слов, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения,...
конспект урока по русскому языку в 5 классе "Правописание приставок на з-с"
Тема: Правописание приставок на з-с. Цель урока: - сформировать умение определять способ действия при выборе з/с на конце приставок;- продолжить знакомство с особенностями процесса научного позна...
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:"Правописание приставок при- и пре-".
Правописание приставок при- и пре-....
Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы з и с на конце приставок"(5 класс, русский язык)
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему " Правописание приставок пре-, при-"
Разработка урока по теме " Правописание приставок пре-, при-" предназначена для использования в 6 классе. Цель урока - с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися усл...