Конспект урока по русскому языку для 5 класса Тема "Правописание приставок на -з,-с".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку для 5 класса
Тема "Правописание приставок на -з,-с".
цель: -"развертывать" информацию из ключевых слов, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения,
- находить слова с приставками на -з,-с, правильно их писать, выбирать букву з или с на конце приставки, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы, разграничивать разные виды орфограммы в приставках,
Урок состоит из следующих частей:I. Оргмомент.II. Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока(1.Чтение ключевых слов урока,2.Открытие новых знаний.)III. Развитие правописных и речевых умений.IV. Итог урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_5.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку для 5 класса
Тема "Правописание приставок на -з,-с".
цель: -"развертывать" информацию из ключевых слов, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения,
- находить слова с приставками на -з,-с, правильно их писать, выбирать букву з или с на конце приставки, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы, разграничивать разные виды орфограммы в приставках,
Ход урока.
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока.
1.Чтение ключевых слов урока
приставка, орфограмма- буква согласного.
-Какова цель урока? ( Узнать новый вид орфограммы, какие орфограммы- буквы согласного бывают, научиться писать эту орфограмму).
2.Открытие новых знаний.
Подберите к каждому отрезку слова подходящую для него приставку. Прочитайте получившиеся слова.
…дельник, …порядок, …трепенуться,
…конечный, …жалобить, …чезнуть
А если бы нужно было записать слова, с какой
проблемой вы бы столкнулись? Почему? Сравните.
без/сдельник, без/спорядок, вз/стрепенуться,
без/сконечный, раз/сжалобить, из/счезнуть
Возникает проблемный вопрос урока:
Какую букву нужно писать в приставке?
Сравнить приставки в парах слов. Обратить внимание на согласную на конце приставки и на гласную после нее
РАЗРЕЗАТЬ-РАСТОЛКАТЬ
БЕЗВОДНЫЙ-БЕСЧИСЛЕННЫЙ
ВЗДРОГНУТЬ-ВСХОДИТЬ
ВОЗГОРДИТЬСЯ-ВОСПРОТИВИТЬСЯ
Какая закономерность прослеживается? (Ученики формулируют закономерность, указывают на основное условие выбора буквы з или с на конце приставок).
Сравнивается предположение учеников с правилом в учебнике, обращается внимание на выделение орфограммы.
Запомнить его вам поможет песенка:
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-.
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой с.
Глухие звуки- это непоседы.
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
III. Развитие правописных и речевых умений.
1.Упражнения, формирующие орфографические умения:
- (неосложнённое выборочное списывание) – развивается умение находить слова с приставками на -з (-с), отличать их от сходных в звучании слов, графически обозначать условие выбора написаний.
Вспахать, бесконтрольный, издавать, чрезмерный, искра, разведка, рассматривать, восковой, безрадостный, исторический, вздыхать, разный, изумрудный, растить, испечь,разбить.
Коллективно разрабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой.
1) Выделить приставку, подобрав слово без приставки (закрыв её).
2) Если нет приставки, нет и орфограммы в приставке, слово не выписываем.
3) Если есть приставка, проверить, оканчивается ли она на з или с.
4) Выбрать написание в зависимости от первого согласного звука корня.
5) Записать выбранное слово. Подчеркнуть следующую за приставкой букву, указать, звонким или глухим является звук, обозначенный этой буквой.
-В данных словосочетаниях замените приставки на приставки с орфограммой на -з,с . Запишите полученные слова.
Например: чайник закипел-вскипел.
1) Бутоны открылись. 2) Яблони зацвели. 3) Створки окна отворились. 4)Соль просыпалась. 5)Мебель поставили. 6) Неспокойный человек.
-Подберите к данным словам антонимы (слова, противоположные по смыслу) с приставками на -з,с.
Порядок, одаренный, честный, корыстный, жалостливый.
-Распределительное осложнённое списывание) – развивается умение правильно писать слова с орфограммой – буквой з или с на конце приставок, группировать слова в зависимости от выбора буквы з или с.
В...дыхать, бе...делье, бе...порядок, ра...ведывать, в..думать, ра...читать, и...лить, во...ложить, бе...цельный, и...пугаться, во...стание.
Самостоятельно (или в парах) разрабатывается алгоритм написания слов с орфограммой – буквой з или с на конце приставок.
1) Выделить приставку.
2) Проверить, оканчивается ли она на з или с.
3) Установить, глухим или звонким является звук, обозначенный расположенной за ним буквой.
4) Если звук глухой, выбрать букву с; если звук звонкий, выбрать букву з.
5) Проверить написание.
IV. Итог урока.
– Составьте схему правила, изученного на уроке.
– Чему учились на уроке?
– Были ли трудности?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
V. Домашнее задание :
1. Уметь воспроизвести правило в виде схемы, модели, таблицы (на выбор).
2. Упражнение на закрепление из учебника.
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98706048
o.y.shabalina@gmail.com
Данная презентация поможет учителю при изучении темы "Правописание приставок".В ней рассказывается , что для разных приставок разные законы. В зависимости от правописания они делятся на три группы. К первой группе относятся приставки, которые всегда пишутся всегда одинаково, их надо просто узнавать в словах. Особое внимание уделяется приставке с-. и словам, которые нужно запомнить. Нарушителями "главного" правила являются приставки на з-,с-. Самыми трудными являются приставки пре-, при-. Их правописание зависит от смысла. К каждому правилу подобраны занимательные упражнения ( игры с приставками. На слайдах показаны не только правила написания приставок, но приведены некоторые примеры правильного написания и ошибкоопасные места. Использованы занимательные материалы, что,надеюсь, поможет с интересом изучить тему. Данную презентацию возможно также использовать при повторении в начале учебного года в 6 классе, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 6 класс "Правописание приставок пре-при"
урок опубликован в электронном журнале"Учительский журнале он-лайн" Цель урока: отработка навыков правописания приставок пре-приЗадачи:Обучающие – закрепить знан...
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание приставок "
Урок построен по ФГОС...
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:"Правописание приставок при- и пре-".
Правописание приставок при- и пре-....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...