конспект урока по русскому языку в 5 классе "Правописание приставок на з-с"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тема: Правописание приставок на з-с.
Цель урока:
- сформировать умение определять способ действия при выборе з/с на конце приставок;
- продолжить знакомство с особенностями процесса научного познания;
- помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;
- воспитывать способность к адекватной самооценке.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Правописание приставок на з-с.
Цель урока:
- сформировать умение определять способ действия при выборе з/с на конце приставок;
- продолжить знакомство с особенностями процесса научного познания;
- помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;
- воспитывать способность к адекватной самооценке.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал.
Ход урока:
- Организационный этап (учащиеся разделены на три группы по желанию)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости. Я думаю, что у нас с вами все получится. Эпиграф к нашему уроку – слова В.Бокова:
«Язык может быть другом, если ты его знаешь и безукоризненно владеешь им, он может быть и врагом, если ты глух к языку».
Как понимаете эти слова?
- Повторение изученного
–Итак, урок русского языка. Запишите число, классная работа.
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!
1.Орфоэпическая разминка: звонит, инструмент, досуг, ходатайство, искра, красивее, квартал, щавель, задолго, донельзя, торты.
2.Орфографическая минутка (работа с сигнальными карточками: о – красные, а – желтые, ё – синие):
Излагать, растение, шёлк, шорох, шёл, росток, подложил, прилагательное, выращенный, шоколад, шёрстка, крыжовник.
3.Синтаксическая минутка (индивидуальные карточки для синтаксического разбора предложений):
Первая группа: Скоро закончится холодная зима.
Вторая группа: Природа ждёт наступление зимы.
Третья группа: Из дальних стран вернутся перелётные птицы.
4.Словообразовательная минутка:
Первая группа: зимний
Вторая группа: подписать
Третья группа: синева
- Сообщение темы и цели урока
- Ответьте на вопрос: «Как безграмотного человека превратить в грамотного, бессильного-в сильного?»
- Исходя из ответа сформулируйте тему урока: «Правописание приставок на з-с».
- А каковы же будут цели урока?
1.Необходимо определить, когда будем писать букву з на конце приставки, а когда – с.
2.Закрепить изученное, т.е. тренироваться в написании слов с такими приставками.
IV. Актуализация знаний (карета времени)
- Попутешествуем сегодня по Орфографии, по стране, где живут приставки на з-с (карета времени показывается с обозначенной темой).
- Познакомимся поближе с ними. А для решения задачи, которую мы определили, вы поработаете в группах. Подготовьте сообщения по предложенным заданиям.
Задание для первой группы:
1.Сравните написание приставок.
2.Отличается ли написание з-с в этих приставках от произношения?
3.Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в другом – с буквой с.
Разбросать – расписать
Разгадать – раскупать
Раздать – растолкать
Разделать – расфасовать
Задание для второй группы:
1.Сравните слова.
2.Объясните, почему в одном случае приставка пишется с буквой з, а другом – с буквой с.
Безграничный – исходить
Взбежать – распорядок
Изгонять – восхвалять
Задание для третьей группы:
1.Вспомните, какие приставки, оканчивающиеся на з-с, вы знаете.
2.Приведите примеры с этими приставками.
3.Подумайте, почему в одних случаях приставки пишутся с буквой з, а в других – с буквой с.
V. Открытие нового знания.
После выступления представителя от каждой группы формулируется правило:
Если после приставки стоит звонкий согласный, то пиши з, если глухой – с.
-Проверьте свои гипотезы, познакомившись с алгоритмом, который лежит у вас на столе, проверьте правильность гипотезы.
-А теперь сверим наше утверждение с учебником: параграф 47, стр. 155
VI. Закрепление
1.Лингвистическая задача (для всех групп).
-Почему слова с приставками на з и с разбиты на группы?
-Какая на ваш взгляд группа слов может вызвать наибольшее затруднение?
*исколесить, изрезать, распахать, разбудить, бескрайний, безграмотный
*беззаботный, бесскудный, рассветает, рассказывает, рассматривает, исследователь
*бесшумный, расщедриться, расчистить, расширить, расчертить, изжарить
2.Работа с текстом (для всех групп).
В кустах ра…цвел красный цветок. И…дали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были ра…крыты, а на дне поблескивала капля воды. Цветок ра…качивался, словно о чем-то думал.
-Каким вам видится автор этих строк? (Наблюдательным, тонкая поэтическая натура, добрым, умеющим видеть красоту природы, и не только видеть, но и ценить).
-Как написали слова: расцвел, издали, раскрыты, раскачивался? Почему?
Физминутка
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
А вот если надоест,
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес!
3.Творческий диктант с самопроверкой по эталону.
Задание:
Замените глаголы глаголами-синонимами с приставками на з-с.
Объясните написание слов с приставками на з-с.
Сообщить - … (известить)
Разузнать - … (разведать)
Рассердиться - … (разгневаться)
Уничтожить - … (извести, разрушить, истребить)
-Какие глаголы свойственны разговорному стилю речи, а какие к книжному?
4.Задание для всех групп
-Придумайте прилагательные с приставками -без и –бес, сформулируйте правило их написания:
Без шума - … (бесшумный)
Без цвета - … (бесцветный)
Без радости - … (безрадостный)
Без вкуса - … (безвкусный)
Без края - … (бескрайний)
Без платы - … (бесплатный)
Без страха - … (бесстрашный)
Вывод: Отличай предлог без от приставок -без и -бес.
5.Задание для всех групп:
-Сравни звучание и написание приставок в данных парах слов. Чем сходны эти приставки и что их различает?
Раздать – сдать
Разжечь – сжечь
Разговор – сговор
Разгибать – сгибать
-Почему важно при списывании слов различать приставки на з-с и приставку с? (От этого зависит написание слова).
-Какие слова вызывают большее затруднение? Почему?
Вывод: Отличай приставки на з-с от приставки с.
Обращение к алгоритму (приставки з нет, записать и запомнить слова: здоровье, здание, здесь).
6.Задание для всех групп:
«Какое слово лишнее?»
-Исключите лишнее слово в каждой группе, а оставшиеся слова запишите и объясните написание приставок.
1.беззаботный, легкомысленный, ветреный, беспечный, беспокойный*
2.бесчувственный, бездушный, бессодержательный*, жестокий, бессердечный
3.безграничный, бесконечный, бесперебойный*, беспредельный, безбрежный
Вывод: Какое общее значение придает данным словам приставка без-бес? (Отсутствие чего-то).
VII. Подведение итогов занятия
-Открыл для себя …..
-Удивило …..
Заполнение учащимися индивидуального листа достижения.
VIII.Домашнее задание (вариативные)
Задания распечатаны, учащимся предлагается выбрать любой вариант домашнего задания (3 варианта).
Приложение 1
Алгоритм рассуждения
- Выдели в слове приставку.
- Приставка оканчивается на согласный?
Да нет
- Корень начинается со Приставка пишется традиционно
звонкого согласного
дошёл
Да нет дописать
- З - С
разбить раскрыть
Справка
Одиночная: Запомни:
сдать здоровье
сбить здание
скрыть здесь
Приложение 2
Лист достижений Ученика 5А класса ________________ По теме: Правописание приставок на з-с | |
Задание | Оценка |
Лингвистическая задача | |
Работа с текстом | |
Творческий диктант | |
Придумай прилагательное | |
Какое слово лишнее? | |
Итог | |
Лист достижений Ученика 5А класса ________________ По теме: Правописание приставок на з-с | |
Задание | Оценка |
Лингвистическая задача | |
Работа с текстом | |
Творческий диктант | |
Придумай прилагательное | |
Какое слово лишнее? | |
Итог |
Лист достижений Ученика 5А класса ________________ По теме: Правописание приставок на з-с | |
Задание | Оценка |
Лингвистическая задача | |
Работа с текстом | |
Творческий диктант | |
Придумай прилагательное | |
Какое слово лишнее? | |
Итог | |
Лист достижений Ученика 5А класса ________________ По теме: Правописание приставок на з-с | |
Задание | Оценка |
Лингвистическая задача | |
Работа с текстом | |
Творческий диктант | |
Придумай прилагательное | |
Какое слово лишнее? | |
Итог |
Лист достижений Ученика 5А класса ________________ По теме: Правописание приставок на з-с | |
Задание | Оценка |
Лингвистическая задача | |
Работа с текстом | |
Творческий диктант | |
Придумай прилагательное | |
Какое слово лишнее? | |
Итог | |
Лист достижений Ученика 5А класса ________________ По теме: Правописание приставок на з-с | |
Задание | Оценка |
Лингвистическая задача | |
Работа с текстом | |
Творческий диктант | |
Придумай прилагательное | |
Какое слово лишнее? | |
Итог |
Лист достижений Ученика 5А класса ________________ По теме: Правописание приставок на з-с | |
Задание | Оценка |
Лингвистическая задача | |
Работа с текстом | |
Творческий диктант | |
Придумай прилагательное | |
Какое слово лишнее? | |
Итог | |
Лист достижений Ученика 5А класса ________________ По теме: Правописание приставок на з-с | |
Задание | Оценка |
Лингвистическая задача | |
Работа с текстом | |
Творческий диктант | |
Придумай прилагательное | |
Какое слово лишнее? | |
Итог |
Приложение 3
Приложение 4
Задание для первой группы:
1.Сравните написание приставок.
2.Отличается ли написание з-с в этих приставках от произношения?
3.Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в другом – с буквой с.
Разбросать – расписать
Разгадать – раскупать
Раздать – растолкать
Разделать – расфасовать
Задание для второй группы:
1.Сравните слова.
2.Объясните, почему в одном случае приставка пишется с буквой з, а другом – с буквой с.
Безграничный – исходить
Взбежать – распорядок
Изгонять – восхвалять
Задание для третьей группы:
1.Вспомните, какие приставки, оканчивающиеся на з-с вы знаете.
2.Приведите примеры с этими приставками.
3.Подумайте, почему в одних случаях приставки пишутся с буквой з, а других – с буквой с.
В кустах ра…цвел красный цветок. И…дали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были ра…крыты, а на дне поблескивала капля воды. Цветок ра…качивался, словно о чем-то думал.
В кустах ра…цвел красный цветок. И…дали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были ра…крыты, а на дне поблескивала капля воды. Цветок ра…качивался, словно о чем-то думал.
В кустах ра…цвел красный цветок. И…дали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были ра…крыты, а на дне поблескивала капля воды. Цветок ра…качивался, словно о чем-то думал.
В кустах ра…цвел красный цветок. И…дали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были ра…крыты, а на дне поблескивала капля воды. Цветок ра…качивался, словно о чем-то думал.
В кустах ра…цвел красный цветок. И…дали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были ра…крыты, а на дне поблескивала капля воды. Цветок ра…качивался, словно о чем-то думал.
В кустах ра…цвел красный цветок. И…дали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были ра…крыты, а на дне поблескивала капля воды. Цветок ра…качивался, словно о чем-то думал.
В кустах ра…цвел красный цветок. И…дали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были ра…крыты, а на дне поблескивала капля воды. Цветок ра…качивался, словно о чем-то думал.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока русского языка в 5 А классе
по теме: «Правописание приставок на з-с»
Учитель: Липатова Ирина Александровна
В 5 А классе 19 учащихся. Присутствовали на уроке все. Этот урок относится к разделу «Словообразование и морфемика». Он связан с предыдущими уроками и опирается на знания, полученные ранее. Знание о приставке, умение находить части слова являются базовыми для изучения этой темы.
Тип урока – усвоение новых знаний, основанный на поисково-исследовательском методе.
На сегодняшнем уроке была поставлена цель:
- сформировать умение определять способ действия при выборе з/с на конце приставок;
- продолжить знакомство с особенностями процесса научного познания;
- помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;
- воспитывать способность к адекватной самооценке.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал.
Структура урока соответствует целям и задачам урока, его типу и была полностью соблюдена. Уровень подготовленности детей средний. Работа в группах, парах создает атмосферу сотрудничества, рождает чувство успеха в учении, желание и готовность выполнять все более трудные задачи.
На этапе определения темы и цели урока учащиеся под руководством учителя выдвинули гипотезу и проверили ее, выполняя различные задания, руководствуясь алгоритмом, после чего сравнили свой вывод с формулировкой в учебнике.
Применение новых знаний в учебной деятельности осуществлялось путем выполнения различных заданий в группах, в парах и индивидуально с последующей самопроверкой.
При подведении итогов урока проведена эмоционально-интеллектуальная рефлексия, в процессе которой учащиеся оценили свой уровень усвоения новых знаний, а с помощью листа достижений оценили свою работу на уроке.
Домашнее задание дано в вариативной форме (3 варианта).
Считаю, что цели урока достигнуты, поставленные задачи решены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку "Правописание приставок пре и при"
Конспект урока предназначен для учащихся 6 класса и позволяет наиболее полно усвоить материал. Изучение нового материал происходит с помощью схем и таблиц, этот прием делает изучаемый материал более п...
конспект урока по русскому языку 6 класс "Правописание приставок пре-при"
урок опубликован в электронном журнале"Учительский журнале он-лайн" Цель урока: отработка навыков правописания приставок пре-приЗадачи:Обучающие – закрепить знан...
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание приставок "
Урок построен по ФГОС...
Конспект урока по русскому языку для 5 класса Тема "Правописание приставок на -з,-с".
Конспект урока по русскому языку для 5 классаТема "Правописание приставок на -з,-с".цель: -"развертывать" информацию из ключевых слов, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения,...
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:"Правописание приставок при- и пре-".
Правописание приставок при- и пре-....
Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы з и с на конце приставок"(5 класс, русский язык)
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему " Правописание приставок пре-, при-"
Разработка урока по теме " Правописание приставок пре-, при-" предназначена для использования в 6 классе. Цель урока - с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися усл...