Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание приставок "
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Левина Юлия Валентиновна

Урок построен по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_pristavok_pre.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:


Правописание приставок пре- / при-
Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. 

Задачи урока:
 
1. Образовательные:

  1. выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
  2. формировать навык написания приставок пре-/ при-;
  3. повторить морфемный разбор слов;
  4. развить умение формулировать определение понятий;
  5. обогащать словарный запас учащихся;
  6. совершенствовать орфографические и умения.

2. Развивающие: 

  1. осуществление системно-деятельностного подхода;
  2. развитие критического мышления; · развитие внимания;
  3. формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему.

3. Воспитательные: 

  1. воспитание интереса и уважения к родному языку;
  2. воспитание ценностного отношения к слову;
  3. развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты: 

Личностные: 

  1. уважительное отношение к родному языку;
  2. стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. пополнение словарного запаса;
  4. способность к самооценке на основе критерия
  5. успешности.

Метапредметные: 
1) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
2) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 

Предметные: 
1) развитие творческой самостоятельности; 
2) владение разными видами речевой деятельности; 
3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме 
4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета 
5) проведение морфемного анализа слов. 

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма 

Тип урока:
 "открытие" новых знаний 

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная презентация "Приставки пре- и при-" (http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/15058.html) , раздаточный материал Учебно-методическое обеспечение: Русский язык. Теория. Практика. 5 класс. Развитие речи. Учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой. Ход урока

I. Проверка домашнего задания 
Выборочная устная проверка упражнения. 

II. Актуализация опорных знаний 
1. Расскажите о правописании приставок, оканчивающихся на –з/-с. 
2. Назовите непарные глухие согласные звуки. 
3. Восстановленный диктант. 

Выписать из текста слова с орфограммой "Правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с" и восстановить по ним текст, передав его сжато. Трудно представить себе стоголосый лесной хор без участия дроздов. Но дрозды не только мастера распевать песни, они ещё очень хорошие защитники наших лесов. Они поедают 77 видов различных беспозвоночных животных. В период вскармливания птенцов дрозды уничтожают особенно много гусениц вредных насекомых. С прилёта и до отлёта дрозды проверяют ветки и листья деревьев и разыскивают пищу. И на земле они разгребают лапами подстилку. (63 слова) ( По И. Заянчковскому) 

III. Постановка целей и задач урока 

IV. Объяснение нового материала. Работа с материалами презентации (слайды 2 – 7). 
1. Анализ примеров. 
Учитель. Прочитайте примеры и определите, какое значение придаёт слову приставка. 
1) пребольшой арбуз премилый котёнок прехорошее настроение Верно: приставка ПРЕ- в данных словах имеет значение ОЧЕНЬ 
2) преграда прервать В этих словах приставка близка по значению к приставке ПЕРЕ- 
3) пришить карман приехать к дому прибавить скорость приделать к крыше Присоединение, приближение, прибавление
4) прикрыть присесть приукрасить присмиреть призадуматься Неполнота действия 
5) пригородный район пришкольный двор приморский берег прибрежный маяк Пространственная близость 
6) придумать приучить привыкнуть приручить Довести действие до конца. 

Учитель. Какие выводы вы сделали о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-, анализируя примеры? В каких случаях пишется приставка пре-? А при каких условиях – при-? 

2. Знакомство с орфограммой "Гласные в приставках пре- и при-". Приставки -ПРЕ- и -ПРИ- 

Повнимательней смотри. 
Мы приставки пре- и при-. 
Научись нас различать, 
Друг от друга отличать. 
Запомни сначала четыре значенья: 
Неполное действие и приближенье, 
Близость чего-то к чему-нибудь, 
Присоединенье ещё не забудь. 
Наши руки всё сумеют, 
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят, 
Всё ПРИделают как нужно 
Быстро, весело и дружно. 
Заяц ПРИскакал к соседу, 
Закричал: «Я к вам ПРИеду! 
На ПРИшкольном огороде 
Есть уже морковка вроде». 
ПРИоткрой скорей окошко – 
В дом попасть не может кошка. 
Ах, котлеты ПРИгорели! 
Не беда, уже их съели. 
ПРЕ – отличная приставка. 
Ей во всём нужна добавка. 
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем 
Или ПЕРЕ- заменяем. 

3. Знакомство со словами для запоминания. Слайд 8. 

Учитель. Ребята, вы должны знать, что есть слова с приставками пре- и при-, в которых выбор гласной в приставке определяется контекстом. пребывать (находиться) – прибывать (приезжать) презирать (не уважать) – призирать (заботиться) предать (выдать кого-нибудь) – придать (добавить) претворить (осуществить) – притворить (закрыть) преклоняться (уважать) – приклоняться (нагибаться) преступить (нарушить) – приступить (начать) преемник (продолжатель) – приёмник (аппарат, учреждение) преходящий (временный) – приходящий (тот, кто приходит) преумножить (сильно умножить) – приумножить (добавить) 

4. "Орфографический блокнот". Слайд 9. 
Учитель. Существуют слова (чаще всего заимствованные) с приставками пре- / при-, значение которых утрачено и написание нужно запомнить. Запишите эти слова в свои словарики и постарайтесь запомнить их написание. 
преследовать препятствие преткновение превратный прельстить пренебрежение 

5. Алгоритм применения правила. Слайд 10. Учитель. А теперь познакомимся с алгоритмом применения правила. ПРЕ- или ПРИ-?
Определить, в какой морфеме орфограмма -> Определить значение приставки 
-> ПРЕ- : 1. Высшая степень качества, действия (= "очень") 2. Близко по значению к приставке пере- 
-> ПРИ- : 1. Присоединение, приближение, прибавление 2. Неполнота действия 3. Пространственная близость 4. Доведение действия до конца 

V. Физкультминутка. 

VI. Закрепление изученного материала 

1. Укажи значение приставки в словах (слайд 11) 
преуменьшить 
предание 
в значении "очень" превратный 
в значении "пере-" прикрыть 
приближение привратник 
присоединение придвинуть 
неполнота действия преклоняться 
расположение вблизи прекратить 
чего-либо принадлежать 
прицепить 
приласкать 
превосходный 
привлечь 
примкнуть 

2. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы (слайд 12) 

Пр..достаточно, пр..зидент, пр.. емник, пр..града, пр..скакать, пр..дорожный, пр..красный, пр..косновение, пр..вилегия, пр..ближенный, пр..сечь, пр..думать, пр..дать, пр..рвать, пр..зент, пр..зирать, пр..возмочь, пр..зидиум, пр..вычка, пр..вращение, пр..мыкание, пр..высить, пр..способить, пр..зирать (заботиться). 3. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их правописание. (Учащиеся работают с раздаточным материалом, распечатанным к уроку для каждого ученика). Золушке было очень весело, и она совсем позабыла о том, что пр..казывала ей волшебница. Она думала, что нет ещё и одиннадцати часов, как вдруг часы стали бить полночь. Золушка вскочила и упорхнула, как птичка. Принц бросился за ней, но не смог догнать. Он поднял туфельку, которую она потеряла на лестнице второпях. Принц ра..просил пр..вратников, не видел ли кто, куда уехала принцесса. Но в двенадцать часов всё волшебство пр..кратилось: карета пр..вратилась в обыкновенную тыкву, кучер и лошади – в мышей и крысу, ра..бежавшихся по двору, и пр..вратники ответили, что видели, как из дворца выбежала бедно одетая девушка, больше похожая на крестьянку, чем на принцессу. Золушка пр..бежала домой запыхавшись и едва успела отдышаться, как во..вратились сёстры и мачеха. Сёстры ра..казали, что на бал снова пр..езжала пр..красная незнакомка, но в полночь она бросилась бежать, да так поспешно, что уронила с ноги хрустальную туфельку. Принц пр..казал об..явить по всему королевству, что он женится на девушке, которой пр..дётся по ноге хрустальная туфелька. 

Сначала туфельку пр..меряли принцессам, потом всем пр..дворным дамам подряд. Но она не годилась никому. ( По Ш.Перро) 

4. Игра "Одним словом". 

Замените словосочетания одним словом с приставкой пре-, пере- или при-. (Работа с аудиозаписью, подготовленной учителем, и проверка работы: слайд 13) 1) Расположенный у берега. 2) Спросить ещё раз. 3) Немного посолить. 4) задуматься на некоторое время. 5) Дать новое название. 6) Закончить что-либо. 7) Дать новую оценку. 8) Участок около школы, моря, дороги. 9) Обменяться несколькими словами, коротко поговорить. 10) Удивительное растение. 11) Спорить из-за мелочей. 12) Временный успех. 13) Глубоко уважать. 14) Получить известность. 15) Провести время в ожидании окончания чего-либо. 16) Гнаться за кем-нибудь. 17) Воплотить в жизнь. 18) Человек с большими прихотями, капризами. 19) Слегка задеть что-либо. 20) Лицемерный, неискренний человек. 21) Вызывающая восхищение, красивая. 22) Немного открыть окно. 23) С избытком насытиться чем-нибудь. 24) Исключительное право. 25) Изменить кому-нибудь. 5. Выполнение тестовых заданий (слайды 14 – 16). 1) Укажите ряд слов, в которых приставка не имеет значение "присоединение, приближение". 1. привинтить, приклеить, прилепить 2. прицепить, причалить, прикрутить 3. прилечь, прикрикнуть, привстать 4. пришвартоваться, приехать, прилечь 2) Укажите ряд слов, в которых приставка имеет значение "близость к чему-либо". 1. приморский, прикрыть, приостановить 2. прибрежный, приусадебный, пришкольный 3. придорожный, привинтить, присмотреться 4. приволжский, приделать, прицелиться 3) Укажите ряд слов, в котором во всех словах приставка равна по смыслу слову "очень". 

1. пр..задуматься, пр..кратить, пр..дания 
2. пр..спокойно, пр..красный, пр..забавный 
3. пр..ступник, пр..рывистый, пр..храмывать 
4. пр..кратить, пр..града, пр..глушить 

VII. Итог урока. Рефлексия. 
– Какую цель мы поставили в начале урока? 
– Выполнили мы цель? Научились писать слова на это правило? 
– Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему? – Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? – Те, кто доволен своей работой на уроке, возьмите красный флажок. А кто не доволен, покажите синий флажок. 

VIII. Домашнее задание. 

1. Выполнить тесты с сайта http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test90.xml 


Интернет-источники 
"Веселая грамматика". Основные правила русской орфографии в стихотворной форме для облегчения понимания и запоминания учебного материала. http://festival.1september.ru/articles/519529/ 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"

Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...

План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".

ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок;  учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-." Презентация к уроку.

Данный материал содержит конспект урока  русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку - презентация....

Конспект урока русского языка "Правописание приставок пре- и при-"

Конспект урока русского языка "Правописание приставок пре- и при-" в 6 классе....

конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....

Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".

Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок".

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок"....