Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы з и с на конце приставок"(5 класс, русский язык)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: Буквы з и с на конце приставок
Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.
Задачи урока:
- образовательные: определить способ действия при выборе з-с на конце приставок;
отрабатывать навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова; отрабатывать умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня; развить умение формулировать определение понятий; обогащать словарный запас; совершенствовать орфографические умения;
- развивающие: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, орфографическую зоркость; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развивать творческие, речевые способности;
- формировать логические умения;
- развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развивать умение формулировать проблему;
- развивать умение групповой и парной работы.
- воспитательные: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности, воспитывать интерес и уважение к русскому языку; воспитывать ценностное отношение к слову.
Материальное оснащение:
Вид используемых ИКТ: презентация, компьютер, проектор
Используемая литература:
№ | Наименование | Авторы | Издательство, год издания |
Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. | Ладыженская Т.А., Баранов М.Л. и др. | М.: Просвещение, 2015г | |
Русский язык. Программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 кл. | Баранов М.Т, Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. и др. | М.: Просвещение, 2011 г. | |
Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации. | Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. | М.: Просвещение, 2012 г. | |
Русский язык. 5 класс. Дидактические материалы. | Тростенцова Л.А., Стракевич М.М. | М.: Просвещение, 2013г. | |
Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. | Егорова Н.В. | М.: Вако, 2013г. |
Используемые ресурсы в сети Интернет:
http:// lib.podelise.ru/docs/976/index-12103.html
http:// russian-lang.ucoz.ru/publ/uroki_russkog...jazyka/5klass/bykvy z I s v pristavkakh/5-1-0-46
Дата проведения занятия: 26.01.2016
Этап урока | Цели и задачи этапа | Личностные результаты | Метапредметные результаты | Способ достижения (виды заданий и упражнений) |
Организационный | Создать доброжела-тельную атмосферу. Создать ситуацию успеха. Создать условия для возникнове-ния у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность | Положительное отношение к учебной деятельности | коммуникативные: слушать и слышать; психологический, эмоциональный настрой | Приветствие учащихся. Запись даты в тетрадях |
Опрос учащихся по заданному материалу | Актуализиро-вать знания детей по теме «Приставка», спланировать дальнейшую деятельность | Стремление к речевому самосовершен-ствованию, пополнение словарного запаса | коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения регулятивные: проводить самопроверку познавательные: составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи | -Ребята, давайте вспомним, что такое приставка? - С какой орфограммой, связанной с правописанием приставок, мы знакомы. -Приведите примеры слов с этой орфограммой. Проверка домашнего задания (упр.436) |
Изучение нового учебного материала | Создать проблемную ситуацию, спрогнозиро-вать предстоящую деятельность. Повторить парные звонкие и глухие согласные, развивать внимание, слуховую память. Проговари-вать и закреплять новые знания; выявить пробелы в первичном осмыслении изученного материала. Развивать умения применять новые знания. | Смыслообразо-вание. Привить интерес к предмету; установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке | познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений регулятивные: целеполагание | -А теперь давайте поиграем. Но для этого нам необходимо будет вспомнить парные согласные по глухости-звонкости. Игра (по цепочке): - Сравните два словосочетания: Бездумный поступок-бессердечный человек -Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в другом – с буквой с? Обратите внимание, какой согласный по глухости-звонкости стоит после приставки. -Попробуйте самостоятельно сформулировать правило -Итак, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока. -Исходя из темы урока, определите его цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - А для чего нам нужно знать о правописании приставок на –з и-с? -Откройте учебник и прочитайте правило. Верно ли вы его сформулировали? Творческий диктант. Замените существительное с предлогом однокоренными прилагательными с приставками на з (с). Ребёнок без забот (беззаботный) – С помощью каких приставок вы образовали данные прилагательные? – От чего зависит выбор написания с и з на конце приставок? Физминутка. Учитель произносит слова. Если приставка оканчивается на-з, дети встают. Если на букву-с, сидят на месте Безвкусный, безжалостный, искусать, разговориться… |
Закрепление учебного материала | Закрепить полученные знания, проверить умение работать с информацией; организовать выполнение задания с взаимопроверкой; зафиксиро-вать новое содержание урока; | Развивать творческие способности, воспитывать уважительное отношение к окружающим, наблюдатель-ность, самоопределе-ние. Умение выражать свои мысли. | регулятивные: умение самостоятельно обобщить и сделать вывод; осуществлять самоконтроль и самооценку коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение слушать других и уважать чужое мнение; умение работать в группе; проводить взаимопроверку познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений; классификация объектов по выделенным признакам; смысловое чтение | -Давайте ещё раз вспомним о правописании буквы з и с на конце приставок. В этом нам поможет стихотворение: Пусть никто никогда не забудет, - Что нового вы узнали из этого стихотворения? Самостоятельная работа. Выполнение тестового задания. (Слайд) 1) бе ..мерно 2)и..пользовать 3) во..поминание 4) ра ..жигать 5) ни..падать 6) бе ..ценный 7) бе…звездный 8) в ..бираться 9) бе..численные 10) ра…смешить - Оцените свою деятельность: +-уверен, ?-сомневаюсь, - - трудно - Теперь оцените работу своего соседа Работа в группах (Используя данные словосочетания, составить предложения или текст по репродукции картины Т. Н. Яблонской “Утро” на тему “Здоровый образ жизни”) -Что нового и важного вы узнали о правописании приставок на –з и-с? - Кто доволен своей работой на уроке? Поднимите руки. - Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему? - Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? - Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)? |
Задание на дом | Обобщить, сделать выводы; обеспечить понимание обучающими-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Способствовать развитию и обогащению речи, стимулировать интеллектуаль- ное развитие | познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке | 1)п.84, упр.445 2) Выписать из рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» 5 предложений, в которых встречаются слова с приставками, оканчивающимися на з-с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему "-з- и -с- на конце приставок" 5 класс
Урок по ФГОС. Формироание УУД, работа по индивидуальной образовательной программе....
Урок русского языка "Буквы з-, с- на конце приставок". 5 классй
Урок русского языка на названную тему комплексный, включающий в себя проверку знаний, степень усвоенности во время урока, развивающие элементы. На уроке присутствуют элементы информационных технологий...
Урок русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)
Представлен конспект урока . Цель урока:обеспечитьвосприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предп...
Конспект урока. Ich gehe in die Schule, um zu lernen. Придаточные предложения цели. 6 класс немецкий язык
Конспект урока. Ich gehe in die Schule, um zu lernen. Придаточные предложения цели. 6 класс немецкий язык. Закрепление лексических навыков по теме «Школа» («Die Schule») и грамматичес...
Урок по теме "Правописание З-С на конце приставок" (5 класс)
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Данный урок является уроком открытия новых знаний. Структура урока соответствует его типу.Преемственность в изучении учебного материала осу...
Урок русского языка на тему "Буквы З - С на конце приставок".
Разработка урока по русскому языку для 5 класса. ...
конспект по рус.яз 5 кл :буквы з и с на конце приставок
буквы з и с на конце приставок...