Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Коррекция гиперактивного поведения детей дошкольного возраста»
рабочая программа по психологии
коррекция негативных моделей поведения гиперактивных детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ г. УЛАН – УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» г. УЛАН – УДЭ
Утверждаю: Директор МБУ ДО «ЦДиК» г. Улан-Удэ _________ Я.О. Жебрун «____» _________ 2019 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа коррекционно-развивающей направленности
«КОРРЕКЦИЯ ГИПЕРАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Возраст обучающихся: 4-7 лет
Срок реализации: 10 часов
Автор-составитель: Прокопьева С.Б.,
педагог – психолог
г. Улан-Удэ,
2019
Оглавление
Пояснительная записка ………………………………………..………………………… | 3 |
Учебно-тематический план ……………………………………………………………… | 7 |
Содержание учебного плана …………………………………………………………….. | 9 |
Календарный учебный график ………………………………………………………….. | 12 |
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы ………………………………………………………………………………………………. | 13 |
Список литературы ………….……………………………………………………………. | 16 |
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Коррекция гиперактивного поведения детей дошкольного возраста» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: Постановление Главного государственного санитарного врача от 4 июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»; Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015г. №514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»; Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письма Министерства образования и науки РФ от 10.02.2015г. №ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»); Закона Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V «Об образовании в Республики Бурятия»; Концепции развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия утвержденная распоряжением Правительства Республики Бурятия от 24.08.2015 № 512-р; Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года утвержденная распоряжением Правительства Республики Бурятия от 25.05.2017 № 285-р; Муниципальной программы «Развитие образования города Улан-Удэ» на период 2014-2016 годы и на период до 2020 года (подпрограмма «Дополнительное образование»); Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ; Лицензии № 2578 от 27.04.2016г. МБУ ДО «ЦДиК» г. Улан-Удэ на образовательную деятельность; Положения о дополнительных общеобразовательных программах, порядке их рассмотрения и утверждения МБУ ДО «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ.
Направленность дополнительной образовательной программы – коррекционно-развивающая.
Новизна данной программы: Основное внимание в данной программе уделяется игре. В игре ребенок осуществляет базисную потребность человека — самореализацию (самоактуализацию), причем происходит это на фоне повышенного интереса (важный признак любой игры!), что при достижении эффективных норм поведения и выработке его новых продуктивных ведет к высоко-эмоциональной фиксации полученного опыта. Игра способствует тому, что ребенок более глубоко и не целенаправленно воспринимает себя и окружение, учится строить свои взаимоотношения с окружающим его миром, понимает суть неудач и ошибок, возникающих вследствие неверного понимания законов сосуществования.
Актуальность программы: Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью. Дети с гиперактивностью имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, на них часто жалуются воспитатели, родители.
«Гиперактивные дети доставляют и родителям,
и учителям очень много хлопот и забот.
Но первое, что я хотела бы сказать родителям, -
чрезмерная активность не зависит от желания ребенка.
Он вертится, крутится, отвлекается не потому,
что хочет досадить взрослым.
Гиперактивность, непоседливость,
трудность концентрации внимания,
постоянные отвлечения - это показатели
не очень благополучного развития нервной системы.»
- профессор БЕЗРУКИХ М.М.
Термин гиперактивность происходит от латинского «activus» - деятельный, действенный и от греческого «hyper» - над, сверху, что указывает на превышение нормы. Гиперактивность можно рассматривать с разных позиций: психологической, медицинской, педагогической и т.д. В психологии проблемой гиперактивности занимались: Г.Б. Монина, Н.Н. Заваденко, Л.Д. Кошелева, Б.Л. Алворда, В.В. Ковалев и другие.
Гиперактивность – комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной избыточной двигательной активности, дефектах концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности. Гиперактивность – проявление нарушений системы эмоциональной регуляции, связан с микроорганическими поражениями головного мозга. В результате множества причин (осложнения беременности и родов, соматические заболевания в раннем детстве, физические и психические травмы и др).
Основными признаками гиперактивности являются: отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность, ребенок импульсивен и непредсказуем. Он и сам не знает, что сделает в следующий миг. Действует, не задумываясь о последствиях, но без злого умысла. Искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе. Гиперактивность – это проявление целого комплекса нарушений, квалифицирующиеся как синдромы дефицита внимания. Отвлекаемость внимания и неспособность к умственному сосредоточению – большая проблема для ребенка.
Большинство исследователей (Н.Н. Заваденко, Б.Л. Бейкер, Р. Кэмпбелл и другие) отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная возбудимость.
Р. Кэмпбелл к проявлениям гиперактивности также относит расстройство восприятия. Он считает, что повышенная активность способствует проявлению трудностей в учебе и трудностей принятия любви окружающих, а проблемы восприятия проявляются в неадекватном восприятии окружающей среды (букв, слов и т.д.) и родительской любви.
Н.Н. Заваденко отмечает, что многие дети с диагнозом “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счета.
Американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов»
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка:
1. Дефицит активного внимания (непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание; не слушает, когда к нему обращаются; с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его; испытывает трудности в организации; часто теряет вещи; избегает скучных и требующих умственных усилий заданий; часто бывает забывчив).
2. Двигательная расторможенность (постоянно ерзает; проявляет признаки беспокойств; спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве; очень говорлив).
3. Импульсивность (начинает отвечать, не дослушав вопрос; не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает; плохо сосредоточивает внимание; не может дождаться вознаграждения; при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты).
Родители также жалуются на то, что ребенок не дает им покоя — он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.
Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, и отрицательного внимания; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. Поэтому своевременно проведенные занятия с гиперактивным ребенком должны помочь ему справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
К подростковому возрасту гиперактивность у детей значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста.
Педагогическая целесообразность программы. В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания. Поэтому своевременно проведенные занятия с гиперактивным ребенком должны помочь ему справиться с гиперактивностью. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.
Цель программы: коррекция негативных моделей поведения гиперактивных детей.
Задачи программы:
- Совершенствовать произвольность и самоконтроль;
- Способствовать развитию внимания и воображения;
- Формировать согласованность действий;
- Обучение приемам снятия мышечного напряжения;;
- Умение выражать свои чувства в допустимой форме.
Отличительной особенностью программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические и упражнения на релаксацию. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.
Целевой группой являются: дети в возрасте 4-7 лет.
Сроки реализации программы: 10 часов. Учитывая длительность занятий, тренинговые формы работы для формирования определенных навыков, небольшой размер группы (максимально 10 человек) установленные сроки реализации программы являются оптимальными для достижения поставленной цели.
Формы занятий: индивидуальные, групповые занятия.
Режим занятий: Занятия проводятся по 30-35 минут 1раз в неделю.
Методологическая основа программы: Н. Н. Заваденко Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов Разработана комплексная коррекция основных симптомов нарушения адаптации и социально-психологического функционирования (улучшения самооценки, общения с окружающими и социальной активности) детей младшего школьного возраста.
Ожидаемые результаты: частичное улучшение в снижении степени гиперактивности:
- улучшение качеств функций внимания;
- снижение неконтролируемой двигательной активности;
- ослабление эмоционального напряжения;
- снижение частоты проявления поведенческих нарушений;
- ребёнок обучается решению проблем, новым навыкам поведения;
- оптимизация поведения в целом;
- повышение социального статуса.
Способы определения результативности:
Проведение диагностики (входная, выходная) с целью исследования актуального психоэмоционального состояния обучающихся, оценки его динамики, встреч с родителями, классными руководителями с целью анализа изменений в поведении и эмоциональном состоянии.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: тестирование, аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики.
Учебно - тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Диагностика | 1 | - | 1 | тестирование |
2 | Практический этап | ||||
2.1. | Учусь слышать, видеть, запоминать! | 1 | - | 1 | Устный опрос |
2.2. | Тренируем внимание | 1 | - | 1 | Устный опрос |
2.3. | Перекрестные хлопки | 1 | - | 1 | Метод наблюдения |
2.4. | Умею видеть, слышать, запоминать | 1 | - | 1 | Метод наблюдения |
2.5. | Моя игрушка | 1 | - | 1 | Метод наблюдение |
2.6. | Я кубик несу и не уроню | 1 | - | 1 | Метод наблюдения |
2.7. | Вижу, слышу, запоминаю! | 1 | - | 1 | Устный опрос |
2.8 | Я могу! | 1 | - | 1 | Устный опрос |
3 | Контрольный этап | ||||
Выходная диагностика | 1 | - | 1 | тестирование | |
ИТОГО | 10 | 10 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Диагностика
Данный этап предполагает первичную встречу психолога с ребенком и его родителями. Проводится диагностика с ребенком, а также беседа с родителями, в ходе которой объясняются принципы работы, цели и задачи программы. Также собираются данные анамнеза.
Методика:
Методика «10 слов» кратковременная слуховая память. Методика А. Р. Лурия "
Оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.
Методика «Запомни картинки». Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти.
Методика «Разрезные картинки» Автор: С. Забрамная
Выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки детей с 4 лет.
Методика «4ый лишний» модифицированная психодиагностическая методика
Белопольской Н.Л. Данный вариант методики "Исключение предметов" рассчитан на изучение мышления детей, начиная с трехлетнего возраста и до подросткового, детей с интеллектуальной недостаточностью, а также здоровых и психически больных взрослых людей.
Методика «Простые аналогии» автор адаптации - Васищев А.А.
Предназначен для изучения способности к установлению отношений между понятиями. Направлена на оценку способности к абстрактному мышлению: - способность обобщать и классифицировать; - способность выходить за пределы конкретной ситуации, умение видеть существенное, неявные закономерности; - способность мыслить абстрактными категориями; - способность устанавливать причинно-следственные связи; - способность к переносу обобщений из одной ситуации в другую.
Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина.
Предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Методика «Лесенка» В.Г.Щур
Исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Раздел 2. Практический этап
Тема 2.1 Учусь слышать, видеть, запоминать
Цель: Развитие внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
Практика:
Игра «Да» и «Нет» не говори.
Игра «Что исчезло?».
Игра «Колечко».
Упражнение «Запомни и повтори движения».
Дыхание с задержкой на вдохе.
Тема 2.2. Тренируем внимание
Цель: Развитие внимания, моторики и координации движений, снятие психоэмоционального напряжения, развитие согласованности движений.
Практика:
Игра «Летает, не летает».
Игра «Что изменилось?»
Упражнение «Море волнуется..»
«Хождение по линии».
Дыхательное упражнение.
Упражнение «Графический диктант».
Тема 2.3. Перекрестные хлопки
Цель: Развитие произвольности и самоконтроля, развитие внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
Практика:
Игра «Съедобное, не съедобное».
«Внимание – рисуй».
Упражнение «Перекрестные хлопки».
Пантомима «Петушки».
Упражнение на дыхание.
Упражнение «Пальчики».
Тема 2.4. Умею видеть, слышать, запоминать
Цель: Развитие внимания, речи и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения
Игра «Запретное движение».
Игра « Колечко».
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».
«Графический диктант»
Упражнение на дыхание.
Упражнение на расслабление «Пальчики».
Тема 2.5. Моя игрушка
Цель: Развитие речи ребенка, внимания, воображения, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения
Практика:
Игра «Запретное движение».
Игра «Слушай хлопки».
Упражнение «Соединение цифр».
«Игрушку рассмотри, а потом ее опиши»
Упражнение на дыхание.
Упражнение на расслабление «Пальчики».
Тема 2.6. Я кубик несу и не уроню
Цель: Развитие мелкой моторики ребенка, развития внимания, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
Практика:
Игра «Запретное слово».
«Игрушку рассмотри, а потом ее опиши».
Упражнение «Я кубик несу и не уроню».
Упражнение «Корректурная проба».
Упражнение на дыхание.
Упражнение на расслабление «Снеговик».
Тема 2.7. Вижу, слышу, запоминаю
Цель: Развитие внимания, моторики и координации движений, содействовать снятию психоэмоционального напряжения.
Практика
Игра «Да» и «Нет» не говори.
Игра «Запомни и повтори движения».
Упражнение «Море волнуется..».
Дыхание с задержкой на вдохе.
Упражнение «Снеговик».
Тема 2.8. Я могу!
Цель: Развитие внимания, мышления, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
Практика:
Игра «Летает, не летает».
«Корректурная проба».
Упражнение «Перекрестные хлопки».
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».
Релаксация «Поза покоя»
Раздел 3. Контрольный этап
Определение эффективности коррекционной работы. На данном этапе проходит итоговое тестирование. Родителям сообщаются результаты по итогам всех занятий.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
В подборе упражнений и игр учитываются все факторы, выявленные при диагностике.
В программе используются упражнения, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, И. Г. Выгодской, Т.Г. Горячевой, В.И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоппелем и др.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие специального учебного кабинета для проведения индивидуальных занятий. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы стол, стул, простой карандаш, ручка, бумага, тетрадь в клетку, стимульный материал (бланки).
Анкета для родителей
Для постановки диагноза гиперактивности (СДВГ), согласно критериям Американской ассоциации психиатров DSM-IV, в возрасте до 7 лет проявляется хотя бы шесть из перечисленных критериев, можно предположить, что ребенок, является гиперактивным.
Высокая двигательная активность
№ | утверждение | да | нет |
1 | Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо) |
|
|
2 | Ерзает на месте |
|
|
3 | Находится в постоянном движении |
|
|
4 | Очень говорлив |
|
|
5 | Спит меньше чем другие дети, даже в младенчестве |
|
|
Дефицит активного внимания
№ | утверждение | да | нет |
1 | Непоследователен в поведении |
|
|
2 | Имеет трудности в организации |
|
|
3 | Имеет много незаконченных проектов |
|
|
4 | Не слышит, когда к нему обращаются |
|
|
5 | С большим энтузиазмом берется за задания, но не заканчивает их |
|
|
6 | Теряет вещи |
|
|
7 | Избегает задач, которые требуют умственных усилий и скучных заданий |
|
|
8 | Часто бывает забывчив |
|
|
Импульсивность
№ | утверждение | да | нет |
1 | Не может регулировать свои действия |
|
|
2 | Не умеет подчиняться правилам |
|
|
3 | Отвечает до того, как его спросят |
|
|
4 | Не может дождаться своей очереди в игре, на занятии |
|
|
5 | Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего |
|
|
6 | Плохо сосредотачивает внимание |
|
|
7 | Не может отложить вознаграждение |
|
|
8 | Вариативность поведения: на одних занятиях спокоен, на других- нет |
|
|
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Упражнение «Колечко».
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».
Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак-ребро-ладонь"), произносимыми вслух или про себя.
Упражнения на концентрацию внимания: «Лабиринт», «Соединение цифр».
Функциональное упражнение «Море волнуется...».
Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности.
Ребенку предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Инструктор произносит считалку:
Море волнуется - раз!
Море волнуется - два!
Море волнуется - три!
Морская фигура - замри!
Ребенок замирают в одной из поз. По команде "Отомри!" упражнение продолжается.
Релаксация «Поза покоя».
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, ти хим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье...
И становится понятно –
Расслабление приятно!
Список литературы
Основная литература
- Заваденко Н. Н Синдром дефицита внимания и гиперактивности: современные принципы диагностики и лечения. Вопросы современной педиатрии. 2014;13(4):48-53
- Альтхерр П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2011.
- Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду: пособие. М.: Книголюб, 2008.
- Депутат И.С. Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: монография. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2011.
- Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Творческий центр "Сфера", 2010.
- Токарь О.В. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. пособие. М.: Флинта, 2009.
- Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /П. Альтхерр, Л.Берг. А Вёльфль и др.; под ред. М. Пассольта; Пер. с нем. В.Т. Алтухова; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М.: Издательский центр “Академия”. 2004. – 160 с.
- Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру./ С.А. Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками./ Л.И.Л.И. Катаева. – М.: “ЛИНКА – ПРЕСС”, 2000 г. – 224 с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”. 2000 – 190 с.
Дополнительная литература
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000 – 48 с.
- Методические рекомендации и инструктивные материалы по организации, коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях Ростовской области (Сборник подготовлен специалистами отдела специального коррекционного образования МО и ПОРО и научно-методического отдела ОПП и МСЦ; выпуск; № 4, 2000 г.)
- Овчарова р.В. Справочная книга школьного психолога – 2-е изд., дораб. – М. “Просвещение” Учебная литература, 1996 – 352 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ “Сфера”, 1999 – 240 с.
- Психологическая наука современному учителю: теория и практика. // Материалы научно-практического семинара – “ЗАО” Ростиздат”, Ростов-на-Дону, 2010 – 225 с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика /Под реакцией М.И. Буянова – 2-е. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа
Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Обучение правилам безопасного поведения на дорогах»
Программа уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Книга правил поведения »
Для успешного развития российского общества, формирования чувства гражданственности, преодоления негативных явлений в настоящее время необходимо поднимать общи...
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Юные друзья полиции" Базовый уровень Возраст обучающихся: 14-17 лет Срок реализации: 1 год
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности"Юные друзья полиции" Базовый уровень Возраст обучающихся: 14-17 л...
Аннотация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности Коррекция речи"
Дана краткая аннотация программы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Говорим по-английски» (стартовый уровень). Возраст учащихся: 8-10 лет. Срок реализации: 1 год.
Программа «Говорим по-английски» имеет социально-педагогическую направленность и представляет собой вариант программы организации дополнительной деятельности школьников. Данная программа н...