Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа
рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поиск наиболее эффективных форм и методов коррекционно-развивающей работы является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.
Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов. При построении программ коррекционно-развивающей работы важно придерживаться принципиальной психолого-педагогической позиции по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.
Особенность данной программы заключается в ее целенаправленном комплексном психокоррекционном воздействии на детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihologo-pedagogicheskoy_korrektsii.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ г. УЛАН – УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» г. УЛАН – УДЭ
Принята на заседании педагогического совета от «__» ____________ 20__г. Протокол №____ | Утверждаю: Директор МБУ ДО «ЦДиК» г. Улан-Удэ _________ Жебрун Я.О. «____» _________ 2016 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Психолого-педагогическая коррекция»
Возраст обучающихся: 7-16лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Манхоева А.Д.,
педагог – психолог
г. Улан-Удэ, 2016
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Психолого-педагогическая коррекция» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; муниципальных правовых актов; Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ; Лицензии МБУ ДО «ЦДиК» г. Улан-Удэ на образовательную деятельность.
Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поиск наиболее эффективных форм и методов коррекционно-развивающей работы является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.
Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов. При построении программ коррекционно-развивающей работы важно придерживаться принципиальной психолого-педагогической позиции по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.
Новизна данной программы заключается в ее целенаправленном комплексном психокоррекционном воздействии на детей.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы определяется необходимостью повышения социально-психологической компетентности учащихся, родителей, учителей.
Неудачи в учебной деятельности, складывающиеся в опыт неуспешности, проблемы эмоционально – волевого развития, отрицательно влияют на общее психоэмоциональное состояние, снижают самооценку, подрывают уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, что нередко приводит к отклонениям в поведении. Создание и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы призваны способствовать интеллектуальному и психоэмоциональному развитию учащихся.
Направленность дополнительной образовательной программы – социально-педагогическая. Направлена на повышение уровня адаптированности, уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности.
Цель программы психокоррекционной работы в пространстве нормального детства – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка; оказание помощи в коррекции отклонений в развитии познавательной сферы и речи.
Задачи программы:
- развитие познавательной активности учащихся,
- формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, развитие памяти, мышления, речи, воображения;
- формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- психологическая коррекция поведения ребёнка;
- создание комфортных условий для успешного усвоения учащимися программного материала;
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Отличительной особенностью программы является практическая направленность коррекции проблемных зон в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка
Целевой группой являются: дети в возрасте 7 – 16 лет.
Сроки реализации программы: 72 часа.
Формы занятий: лекционные, практические, тренинговые занятия. Аудиторные занятия, самостоятельная работа.
Режим занятий: Занятия проводятся 4 часа в неделю ( 2 раза по два часа).
Ожидаемые результаты:
- повышение адаптационного потенциала учащихся;
- положительная динамика в развитии познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий;
- профилактика и предупреждение отклоняющегося поведения среди детей и подростков.
Способы определения результативности:
Проведение психологических мониторингов с целью исследования актуального психоэмоционального состояния учащихся, оценки его динамики, проведение родительских собраний, педагогических советов с учителями с целью анализа изменений познавательной сферы, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.
Формы подведения итогов реализации программы:
Тестирование, аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Первичная индивидуальная (групповая) психодиагностика | 8 | 8 | Тест | |
1.1. | Диагностика интеллектуального развития. | 1 | 1 | Практические задания. | |
1.2. | Диагностика внимания. | 2 | Практические задания. | ||
1.3. | Диагностика памяти. | 2 | Практические задания. | ||
1.4 | Проективные методики. | 2 | Практические задания. | ||
2 | Коррекция когнитивных процессов «Как научиться учиться» | 20 | 20 | Практические задания. | |
2.1. | Коррекция внимания и его свойства. | 4 | Практические задания. | ||
2.2. | Коррекция мышления и мыслительных операций. | 4 | Практические задания. | ||
2.3. | Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания. | 4 | Практические задания. | ||
2.4. | Коррекция восприятия. | 4 | Практические задания. | ||
2.5. | Развитие рефлексивных навыков. | 4 | Практические задания. | ||
3 | Коррекция социальных и коммуникативных умений | 20 | 3 | 17 | Практические задания. |
3.1. | Освоение приёмов активного общения «Я и другие» | 2 | Практические задания. | ||
3.2. | «Какой я и какие другие» | 2 | Практические задания. | ||
3.3. | «Обучение владению собой» | 2 | Практические задания. | ||
3.4. | «Моё мнение» | 2 | Практические задания. | ||
3.5. | «Учимся общаться» | 2 | Практические задания. | ||
3.6. | «Я + Ты» | 2 | Практические задания. | ||
3.7. | Коммуникативная игра | 2 | Практические задания. | ||
3.8. | Коммуникативная игра. | 2 | Практические задания. | ||
3.9. | «Конфликты и способы их разрешения». | 1 | 3 | Практические задания. | |
4 | Коррекция поведения «Познавая себя и других» | 8 | 2 | 6 | Практические задания. |
4.1. | «Я – это я! Знаю ли я себя» | 2 | Практические задания. | ||
4.2. | «Я и мои чувства» | 2 | Практические задания. | ||
4.3. | «Индивидуальность или чем я отличаюсь от других» | 2 | Практические задания. | ||
4.4. | «Поведение и культура» | 2 | Практические задания. | ||
5 | «Коррекция эмоционально-личностной сферы» | 8 | 2 | 6 | Практические задания. |
5.1. | «Я учусь владеть собой». Основы саморегуляции. | 2 | Практические задания. | ||
5.3. | «Послушание». | 2 | Практические задания. | ||
5.4. | «Застенчивость». | 2 | Практические задания. | ||
5.5. | «Агрессию – под контроль. Коммуникативность». | 2 | Практические задания. | ||
6 | Итоговая индивидуальная (групповая) психодиагностика и получение обратной связи об эффективности коррекционно-развивающей работы от родителей и педагогов | 8 | 8 | Практические задания. | |
6.1. | Диагностика интеллектуального развития (Вербальный, практически, интеллект) | 2 | Практические задания. | ||
6.2. | Диагностика внимания (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД) | 2 | Практические задания. | ||
6.3. | Диагностика памяти (Типы и виды памяти) | 2 | Практические задания. | ||
6.4. | Проективные методики: (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений) | 2 | Практические задания. | ||
Итого: | 72 | 13 | 59 |
Содержание учебного плана
- 1. Первичная индивидуальная (групповая) психодиагностика.
- 1.1.Диагностика интеллектуального развития.
- Теория: Понятие интеллекта. Познавательные процессы. Эмоции.
Практика: Диагностика интеллектуального развития (Вербальный, практический интеллект). Тест Д. Векслера , Прогрессивные матрицы Д.Равена, методика "Толкование пословиц", методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф.Замбицявичене, "Простые аналогии".
1.2. Диагностика внимания.
Практика: (Свойства внимания:концентрация, устойчивость,переключае-мость, особенности психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличие ММД). Тест Тулуз-Пьерона, методика «Корректурная проба» (тест Бурдона), методика «Таблицы Шульте», методика Горбова «Красно-черная таблица».
1.3. Диагностика памяти.
Практика: (Типы и виды памяти). Методика «Оперативная память», «Образная память», методика А.Р.Лурии «Заучивание 10 слов», методика «Пиктограмма», методика «Опосредствованное запоминание».
1.4. Проективные методики.
Практика: Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений (Бланковые, проективные методики): Цветовой тест Люшера, рисуночный тест Дж.Бука «Дом. Дерево.Человек», тест «Сказка», тест тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина, тест измерения уровня тревожности Д.Тейлор.
- 2. Коррекция когнитивных процессов «Как научиться учиться».
2.1. Практика: Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов.
2.2. Практика: Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания.
2.3. Практика:Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий.
2.4. Практика:Коррекция восприятия. «Релаксация – напряжение».
2.5. Практика: Развитие рефлексивных навыков «Я чувствую…».
3. Коррекция социальных и коммуникативных умений. Психологические тренинги.
3.1. Теория: Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Понятие конфликтов и способы их разрешения.
3.2.Практика: Освоение приёмов активного общения «Я и другие».
Раскрытие качеств, необходимых для активного общения «Какой я и какие другие». «Обучение владению собой». Отстаивание своей точки зрения и аргументации «Моё мнение». Сплочение группы «Учимся общаться».
Устранение барьеров общения «Я + Ты». Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Путешествие на воздушном шаре».
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра.
«Конфликты и способы их разрешения». Отработка навыков неконфликтного поведения. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.
- 1.4. Коррекция поведения
Теория: Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Практика: Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.
- 1.5. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы
Теория: Основы саморегуляции.
Практика: « Я учусь владеть собой». Спокойствие Дружелюбие. Агрессию – под контроль. Методика САН, Цветовой тест отношений А.Эткинд, методика "Кактус" М.А.Панфиловой.
1.6. Итоговая индивидуальная (групповая) психодиагностика и получение обратной связи об эффективности коррекционно-развивающей работы от родителей и педагогов
Практика: Диагностика интеллектуального развития (Вербальный, практический интеллект). Тест Д. Векслера , Прогрессивные матрицы Д.Равена, методика "Толкование пословиц", методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф.Замбицявичене, "Простые аналогии".
Диагностика внимания (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, особенности психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличие ММД). Тест Тулуз-Пьерона, Методика "Корректурная проба" (тест Бурдона) Методика "Таблицы Шульте" Методика Горбова "Красно-черная таблица".
Диагностика памяти (Типы и виды памяти). МетодикА "Оперативная память","Образная память", методика А.Р.Лурии "Заучивание 10 слов", методика "Пиктограмма", методика "Опосредствованное запоминание".
Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений (Бланковые, проективные методики): Цветовой тест Люшера, рисуночный тест Дж.Бука "Дом. Дерево.Человек", тест "Сказка», тест тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина, тест измерения уровня тревожности Д.Тейлор.
Календарный учебный график
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие специального учебного кабинета для проведения коррекционно-развивающих занятий. Из дидактического обеспечения необходимо наличие бланковых психологических методик: тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, разноуровневых заданий, кроссворды.
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, гуашевые и акварельные краски, аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, документы, карты, иллюстрации, музыкальные записи, инвентарь, литературные произведения, специальные тетради, альбомы, таблицы, плакаты, видеофильмы и др.
Пример методики
АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
Для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета.При разработке анкеты мы опросили более 200 школьников 6—8-летнего возраста. Нами было отобрано десять вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию.
Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
— ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
— нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;
— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в ноль баллов.
Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено пять основных уровней школьной мотивации.
Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как успеваемость ребенка по различным предметам, его положение в группе и особенности взаимоотношений с детьми и педагогом, поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и проч. Подобное сопоставление и позволило выделить указанные пять групп школьников.
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ АНКЕТЫ
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления.
1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые они выбирают.
2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ анкетирования затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.
Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.
АНКЕТА
1. Тебе нравится в школе?
— не очень
— нравится
— не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
— чаще хочется остаться дома
— бывает по-разному
— иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
— не знаю
— остался бы дома
— пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
— не нравится
— бывает по-разному
— нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
— хотел бы
— не хотел бы
— не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
— не знаю
— не хотел бы
— хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
— часто
— редко
— не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
— точно не знаю
— хотел бы
— не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
— мало
— много
— нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
— нравятся
— не очень
— не нравятся
КЛЮЧ
.
Список литературы
Основная литература
- Айхингер А., В. Холл «Психодрама в детской групповой терапии». –М: ГЕНЕЗИС, 2003
- Бабкина Н. В. Радость познания. – М.: 2000 г.
- Вагапова Д. X. «Риторика в интеллектуальных играх и тренингах». –М.: Цитадель, 1999.
- Винник М. О. «Задержка психического развития». – Ростов – на –Дону: «ФЕНИКС», 2007.
- Гунина Е. В. «Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников». – КЛИО, 1997.
- Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. «Проективная диагностика в сказкотерапии». – СПб «РЕЧЬ», 2003.
- Игры – обучение, тренинг, досуг…// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. – М.: Новая школа, 1994.
- Ильина М. В. «Чувствуем, познаём, размышляем». – М.: АРКТИ, 2004.
- Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники». – Ростов-на-Дону «Феникс», 2008.
- Карелина И. О. «Эмоциональное развитие детей». – Ярославль: «Академия развития», 2006.
- Кипнис М. «128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу». – М.: «aCT», СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2009.
- Козак О. Н. «Путешествие в страну игр». – СПб.: «Союз», 1997.
- Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
- Кряжева Н. Л. «Мир детских эмоций». – Ярославль: «Академия развития», 2001.
- Леванова Е. А., Волошина А. Е. «Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия». – ПИЕЕР, 2009 г.
- Локалова Р. П. «90 уроков психологического развития младших школьников». – М.: 1995.
- Любимова Т. Е. «Учить не только мыслить, но и чувствовать». –Чебоксары: «КЛИО», 1994.
- Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции: учеб. для вузов/Ю.В.Щербатых.-СПб.и др.: Питер,2008
- Пурин В.Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности:учеб.пособие для вузов /В.Д.Пурин - М.:Академия,2008
- Гилленбранд К. Коррекционная педагогика:обучение трудных школьников: учеб. пособие для вузов / К.Гилленбранд; пер. с нем.Н.А.Горловой; ред.Н.М. Назарова.-2-е изд., стер.-М.:Академия,2007
- Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста:пособие для учителя-дефектолога: учеб. пособие для вузов / Е.А.Стребелева,Г.А.Мишина.-М.:Владос,2008
Дополнительная литература
- Никольская И. Л., Тигранова Л. И. «Гимнастика для ума» – М.: 1997
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. – ПИЕЕР, 2002.
- Прутченков А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи». – М.: Новая школа, 1996
- Ромашкова Е. И. «Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе». – Владимир, 1997.
- Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 1995.
- Семенович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» – М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.
- Семенченко П. М. «399 задач для развития ребёнка». – М.: 2000
- Фопелъ К. «Как научить детей сотрудничать» в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.
- Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. «Психотехнические игры и упражнения в спорте». – М: КЛАСС. 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»
Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Мир вокруг нас» Возраст обучающихся: 11-13 лет Срок реализации: 1 год
Данная программа «Мир вокруг нас» создана на основе авторской программы по экологическому воспитанию С.Н. Николаевой «Юный эколог» которая одобрена Экспертным советом Министерс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Коррекция гиперактивного поведения детей дошкольного возраста»
коррекция негативных моделей поведения гиперактивных детей....
Презентация: "Реализация Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей ) программы социально-педагогической направленности «Новое поколение»
Данная презентация демонстрирует результативность работы педагога дополнительного образования по программе социально-педагогической направленности...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Говорим по-английски» Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 3 года
Программа «Говорим по-английски» направлена на социальное и культурное развитие личности обучающихся младшего и среднего школьного возраста, дает возможность воспитать интерес к изучению и...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Говорим по-английски» (стартовый уровень). Возраст учащихся: 8-10 лет. Срок реализации: 1 год.
Программа «Говорим по-английски» имеет социально-педагогическую направленность и представляет собой вариант программы организации дополнительной деятельности школьников. Данная программа н...