Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа
рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Манхоева Анна Дашиевна

Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поиск наиболее эффективных форм и методов коррекционно-развивающей работы является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.

Психолого-педагогическая коррекция – это деятель­ность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов. При построении программ коррекционно-развивающей работы важно придерживаться принципиальной психолого-педагогической пози­ции по отношению к детям: не ребенка подгонять, кор­ректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высо­кий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.

Особенность данной программы заключается в ее целенаправленном комплексном психокоррекционном воздействии на детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_psihologo-pedagogicheskoy_korrektsii.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ г. УЛАН – УДЭ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» г. УЛАН – УДЭ

Принята на заседании педагогического совета

от «__» ____________ 20__г. Протокол №____

Утверждаю:

Директор  МБУ ДО «ЦДиК» г. Улан-Удэ

_________ Жебрун Я.О.

«____» _________ 2016 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Психолого-педагогическая коррекция»

Возраст обучающихся: 7-16лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Манхоева А.Д.,

педагог – психолог

г. Улан-Удэ, 2016

Пояснительная записка

  Настоящая дополнительная общеразвивающая программа  «Психолого-педагогическая коррекция»  разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; муниципальных правовых актов; Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ; Лицензии МБУ ДО «ЦДиК» г. Улан-Удэ на образовательную деятельность.

Актуальность программы обусловлена  тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании    эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поиск наиболее эффективных  форм и методов коррекционно-развивающей работы является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.

Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов. При построении программ коррекционно-развивающей  работы важно придерживаться принципиальной психолого-педагогической позиции по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.

Новизна данной программы заключается в ее целенаправленном комплексном психокоррекционном воздействии на детей.

    Педагогическая целесообразность внедрения данной программы  определяется необходимостью повышения социально-психологической компетентности учащихся, родителей, учителей.

Неудачи в учебной деятельности, складывающиеся в опыт неуспешности,  проблемы эмоционально – волевого развития, отрицательно влияют на общее психоэмоциональное состояние,  снижают самооценку, подрывают уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, что нередко приводит  к отклонениям в поведении. Создание и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы призваны способствовать интеллектуальному и психоэмоциональному развитию учащихся.

       

Направленность дополнительной образовательной программы – социально-педагогическая. Направлена на повышение уровня  адаптированности, уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами,  создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности.

  Цель программы психокоррекционной работы в пространстве нормального детства – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка; оказание  помощи в коррекции отклонений в развитии познавательной сферы и речи.

         Задачи программы:

- развитие познавательной активности учащихся,
-  формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, развитие памяти, мышления, речи, воображения;
- формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

- развитие эмоционально-волевой сферы;
- психологическая коррекция поведения ребёнка;

- создание комфортных условий для успешного усвоения учащимися программного  материала;
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Отличительной особенностью программы является практическая направленность коррекции проблемных зон в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка

Целевой группой являются: дети в возрасте  7 – 16 лет.

         Сроки реализации программы: 72 часа.

Формы занятий: лекционные, практические, тренинговые занятия. Аудиторные занятия, самостоятельная  работа.

Режим занятий:  Занятия проводятся 4 часа в неделю ( 2 раза по два часа).

Ожидаемые результаты:

  • повышение адаптационного потенциала учащихся; 
  • положительная динамика в развитии познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий;
  •  профилактика и предупреждение отклоняющегося поведения среди детей и подростков.

Способы определения результативности:

Проведение психологических мониторингов  с целью исследования актуального психоэмоционального состояния учащихся, оценки его динамики, проведение родительских собраний, педагогических советов с учителями с целью анализа изменений познавательной сферы, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.

Формы подведения итогов реализации программы: 

Тестирование, аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики.

УЧЕБНЫЙ    ПЛАН

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Первичная индивидуальная (групповая) психодиагностика 

8

8

Тест

1.1.

 Диагностика интеллектуального развития.

1

1

Практические задания.

1.2.

  Диагностика внимания.  

2

Практические задания.

1.3.

 Диагностика памяти.  

2

Практические задания.

1.4

Проективные методики. 

2

Практические задания.

2

Коррекция когнитивных процессов «Как научиться учиться»

20

20

Практические задания.

2.1.

 Коррекция внимания и его свойства.

4

Практические задания.

2.2.

 Коррекция мышления и мыслительных операций.

4

Практические задания.

2.3.

 Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания.

4

Практические задания.

2.4.

 Коррекция восприятия.

4

Практические задания.

2.5.

 Развитие рефлексивных навыков.

4

Практические задания.

3

Коррекция социальных и коммуникативных умений
Психологический тренинги

20

3

17

Практические задания.

3.1.

 Освоение приёмов активного общения «Я и другие»

2

Практические задания.

3.2.

 «Какой я и какие другие»

2

Практические задания.

3.3.

 «Обучение владению собой»

2

Практические задания.

3.4.

  «Моё мнение»

2

Практические задания.

3.5.

  «Учимся общаться»

2

Практические задания.

3.6.

  «Я + Ты»

2

Практические задания.

3.7.

Коммуникативная игра

2

Практические задания.

3.8.

  Коммуникативная игра.

2

Практические задания.

3.9.

 «Конфликты и способы их разрешения».

1

3

Практические задания.

4

Коррекция поведения «Познавая себя и других»

8

2

6

Практические задания.

4.1.

 «Я – это я! Знаю ли я себя»

2

Практические задания.

4.2.

 «Я и мои чувства»

2

Практические задания.

4.3.

 «Индивидуальность или чем я отличаюсь от других»

2

Практические задания.

4.4.

 «Поведение и культура»

2

Практические задания.

5

«Коррекция эмоционально-личностной сферы»

8

2

6

Практические задания.

5.1.

 «Я учусь владеть собой». Основы саморегуляции.

2

Практические задания.

5.3.

 «Послушание».

2

Практические задания.

5.4.

 «Застенчивость».

2

Практические задания.

5.5.

 «Агрессию – под контроль. Коммуникативность».

2

Практические задания.

6

Итоговая индивидуальная (групповая) психодиагностика и получение обратной связи об              эффективности коррекционно-развивающей работы от родителей и педагогов

8

8

Практические задания.

6.1.

 Диагностика интеллектуального развития  (Вербальный, практически, интеллект)

2

Практические задания.

6.2.

  Диагностика внимания  (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД)

2

Практические задания.

6.3.

 Диагностика памяти  (Типы и виды   памяти)

2

Практические задания.

6.4.

Проективные методики:  (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений) 

2

Практические задания.

  Итого:

72

13

59

Содержание учебного плана

  1. 1.   Первичная индивидуальная (групповая) психодиагностика.
  2. 1.1.Диагностика интеллектуального развития.
  3. Теория: Понятие интеллекта. Познавательные процессы. Эмоции.

 Практика:  Диагностика интеллектуального развития  (Вербальный, практический интеллект). Тест Д. Векслера , Прогрессивные матрицы Д.Равена,  методика "Толкование пословиц", методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф.Замбицявичене, "Простые аналогии". 

1.2. Диагностика внимания.

Практика:  (Свойства внимания:концентрация, устойчивость,переключае-мость, особенности психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличие ММД). Тест Тулуз-Пьерона, методика «Корректурная проба» (тест Бурдона), методика «Таблицы Шульте»,  методика Горбова «Красно-черная таблица».

1.3. Диагностика памяти.

 Практика:       (Типы и виды   памяти). Методика «Оперативная память», «Образная память», методика А.Р.Лурии «Заучивание 10 слов», методика «Пиктограмма», методика «Опосредствованное запоминание».

1.4. Проективные методики.

Практика:  Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений  (Бланковые,  проективные методики):  Цветовой тест Люшера,   рисуночный тест Дж.Бука «Дом. Дерево.Человек», тест «Сказка», тест тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина,  тест  измерения уровня тревожности  Д.Тейлор.

  1. 2.  Коррекция когнитивных процессов  «Как научиться учиться».

2.1.  Практика: Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов.

2.2. Практика: Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания.

2.3. Практика:Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий.

2.4. Практика:Коррекция восприятия. «Релаксация – напряжение».

2.5. Практика: Развитие рефлексивных навыков «Я чувствую…».

 3. Коррекция социальных и коммуникативных умений. Психологические тренинги.

3.1. Теория: Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Понятие конфликтов и способы их разрешения.

3.2.Практика:  Освоение приёмов активного общения «Я и другие».

 Раскрытие качеств, необходимых для активного общения «Какой я и какие другие».  «Обучение владению собой».  Отстаивание своей точки зрения и аргументации «Моё мнение».  Сплочение группы «Учимся общаться».

 Устранение барьеров общения «Я + Ты».  Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Путешествие на воздушном шаре».

 Навыки совместной работы. Коммуникативная игра.

 «Конфликты и способы их разрешения». Отработка навыков неконфликтного поведения.  Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.

  1. 1.4.    Коррекция поведения

Теория:   Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Практика: Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.

  1. 1.5.    Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы

 Теория: Основы саморегуляции.

Практика: « Я учусь владеть собой». Спокойствие Дружелюбие. Агрессию – под контроль.  Методика САН, Цветовой тест отношений А.Эткинд, методика "Кактус" М.А.Панфиловой.

 1.6. Итоговая индивидуальная (групповая) психодиагностика и получение обратной связи об эффективности коррекционно-развивающей работы от родителей и педагогов

  Практика:  Диагностика интеллектуального развития  (Вербальный, практический интеллект). Тест Д. Векслера , Прогрессивные матрицы Д.Равена,  методика "Толкование пословиц", методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф.Замбицявичене, "Простые аналогии". 

     Диагностика внимания  (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, особенности психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличие ММД). Тест Тулуз-Пьерона, Методика "Корректурная проба" (тест Бурдона) Методика "Таблицы Шульте" Методика Горбова "Красно-черная таблица".

       Диагностика памяти  (Типы и виды   памяти). МетодикА "Оперативная память","Образная память", методика А.Р.Лурии "Заучивание 10 слов", методика "Пиктограмма", методика "Опосредствованное запоминание". 

       Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений  (Бланковые,  проективные методики):  Цветовой тест Люшера,   рисуночный тест Дж.Бука "Дом. Дерево.Человек", тест "Сказка», тест тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина,  тест  измерения уровня тревожности  Д.Тейлор.

Календарный учебный график

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

        Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие специального учебного кабинета для проведения коррекционно-развивающих занятий. Из дидактического обеспечения необходимо наличие бланковых психологических методик: тренировочных упражнений, индивидуальных карточек,  разноуровневых заданий, кроссворды.

          Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, гуашевые и акварельные краски, аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, документы, карты, иллюстрации, музыкальные записи, инвентарь, литературные произведения, специальные тетради, альбомы, таблицы, плакаты, видеофильмы и др. 

Пример методики

АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

       Для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета.При разработке анкеты мы опросили более 200 школьников 6—8-летнего возраста. Нами было отобрано десять вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию.
Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

— ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
— нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;
— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в ноль баллов.

Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено пять основных уровней школьной мотивации.

Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как успеваемость ребенка по различным предметам, его положение в группе и особенности взаимоотношений с детьми и педагогом, поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и проч. Подобное сопоставление и позволило выделить указанные пять групп школьников.

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ АНКЕТЫ

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления.

1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые они выбирают.
2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить подходящие ответы.

     Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ анкетирования затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.
   Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.

АНКЕТА

1. Тебе нравится в школе?

— не очень
— нравится
— не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

— чаще хочется остаться дома
— бывает по-разному
— иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

— не знаю
— остался бы дома
— пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

— не нравится
— бывает по-разному
— нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

— хотел бы
— не хотел бы
— не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

— не знаю
— не хотел бы
— хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

— часто
— редко
— не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

— точно не знаю
— хотел бы
— не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

— мало
— много
— нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

— нравятся
— не очень
— не нравятся

КЛЮЧ

.

Список литературы

Основная литература

  1. Айхингер А., В. Холл «Психодрама в детской групповой терапии». –М: ГЕНЕЗИС, 2003
  2. Бабкина Н. В. Радость познания. – М.: 2000 г.
  3. Вагапова Д. X. «Риторика в интеллектуальных играх и тренингах». –М.: Цитадель, 1999.
  4. Винник М. О. «Задержка психического развития». – Ростов – на –Дону: «ФЕНИКС», 2007.
  5. Гунина Е. В. «Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников». – КЛИО, 1997.
  6. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. «Проективная диагностика в сказкотерапии». – СПб «РЕЧЬ», 2003.
  7. Игры – обучение, тренинг, досуг…// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. – М.: Новая школа, 1994.
  8. Ильина М. В. «Чувствуем, познаём, размышляем». – М.: АРКТИ, 2004.
  9. Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники». – Ростов-на-Дону «Феникс», 2008.
  10. Карелина И. О. «Эмоциональное развитие детей». – Ярославль: «Академия развития», 2006.
  11. Кипнис М. «128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу». – М.: «aCT», СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2009.
  12. Козак О. Н. «Путешествие в страну игр». – СПб.: «Союз», 1997.
  13. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
  14. Кряжева Н. Л. «Мир детских эмоций». – Ярославль: «Академия развития», 2001.
  15. Леванова Е. А., Волошина А. Е. «Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия». – ПИЕЕР, 2009 г.
  16. Локалова Р. П. «90 уроков психологического развития младших школьников». – М.: 1995.
  17. Любимова Т. Е. «Учить не только мыслить, но и чувствовать». –Чебоксары: «КЛИО», 1994.
  18. Щербатых  Ю. В.   Психология  стресса  и методы  коррекции: учеб. для вузов/Ю.В.Щербатых.-СПб.и др.:  Питер,2008
  19. Пурин  В.Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности:учеб.пособие для вузов /В.Д.Пурин  - М.:Академия,2008
  20. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика:обучение трудных  школьников:   учеб. пособие  для вузов / К.Гилленбранд;   пер.   с  нем.Н.А.Горловой; ред.Н.М. Назарова.-2-е изд., стер.-М.:Академия,2007
  21. Стребелева  Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста:пособие для учителя-дефектолога: учеб. пособие  для  вузов / Е.А.Стребелева,Г.А.Мишина.-М.:Владос,2008

Дополнительная литература

  1. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. «Гимнастика для ума» – М.: 1997
  2. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. – ПИЕЕР, 2002.
  3. Прутченков А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи». – М.: Новая школа, 1996
  4. Ромашкова Е. И. «Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе». – Владимир, 1997.
  5. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 1995.
  6. Семенович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» – М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.
  7. Семенченко П. М. «399 задач для развития ребёнка». – М.: 2000
  8. Фопелъ К. «Как научить детей сотрудничать» в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.
  9. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. «Психотехнические игры и упражнения в спорте». – М: КЛАСС. 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»

Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Мир вокруг нас» Возраст обучающихся: 11-13 лет Срок реализации: 1 год

Данная программа «Мир вокруг нас» создана на основе авторской программы по экологическому воспитанию С.Н. Николаевой «Юный эколог» которая одобрена Экспертным советом Министерс...

Презентация: "Реализация Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей ) программы социально-педагогической направленности «Новое поколение»

Данная презентация демонстрирует результативность работы педагога дополнительного образования по программе социально-педагогической направленности...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Говорим по-английски» Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 3 года

Программа «Говорим по-английски» направлена на социальное и культурное развитие личности обучающихся младшего и среднего школьного возраста, дает возможность воспитать интерес к изучению и...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Говорим по-английски» (стартовый уровень). Возраст учащихся: 8-10 лет. Срок реализации: 1 год.

Программа «Говорим по-английски» имеет социально-педагогическую направленность и представляет собой вариант программы организации дополнительной деятельности школьников. Данная программа н...