ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Книга правил поведения »
классный час
Для успешного развития российского общества, формирования чувства гражданственности, преодоления негативных явлений в настоящее время необходимо поднимать общий уровень культуры воспитанников Центров для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , уровень эстетических понятий, представлений, эстетических потребностей и интересов Эстетическое образование, приобщение воспитанников к сокровищнице мировой культуры являются необходимыми условиями для достижения главной цели эстетического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_etiket.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
ГБУ Саратовской области «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» г. Балаково
Рекомендовано к утверждению | «Утверждаю» | |
Педагогический совет ГБУ Саратовской области «Центр психолого – педагогического и медико- социального сопровождения детей» г. Балаково Протокол заседания № « 03» сентября 2019 г. | Директор ГБУ Саратовской области «Центр психолого – педагогического и медико- социального сопровождения детей» г. Балаково ______________ Т.А. Бузаева Приказ № от « » 2019 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Книга правил поведения »
возраст участников: 7-12 лет
срок реализации программы: 01.10.2019-20.12.2019
Составители: воспитатель Колесова Елена Анатольевна
Программа переутверждена на 2019год, протокол методического
объединения №__ от «__» ________________ 2019г.
Директор ГБУ СО «ЦППМС» г.Балаково
Бузаева Т.А.______________________
(подпись)
Программа переутверждена на 20___год, протокол методического объединения №__ от «__» ________________ 20__ г.
Директор ГБУ СО «ЦППМС» г.Балаково
Бузаева Т.А.______________________
(подпись)
Балаково, 2019 г.
Паспорт программы.
Наименование программы | «Книга правил поведения» |
Разработчик программы | Воспитатель Колесова Елена Анатольевна |
Цели и задачи программы | Цель: Формирование у детей представления об общепринятых эстетических и нравственных понятиях, ценностях. Задачи: 1. Развить умения грамотного общения с товарищем 2. Расширить знания о правилах поведения в общественных местах, друг с другом; показать необходимость и важность этикета, учить применять правила этикета на практике. 3. Сформировать представление об основных общечеловеческих ценностях, раскрыть их сущность. 4. Формировать умения контролировать себя, согласовывать свои действия с действиями других членов коллектива. 5. Формировать нравственные качества личности – порядочность, честность, справедливость и т. д. |
Сроки реализации программы | 12 часов |
Исполнители программы | Воспитатель Колесова Е.А |
Ожидаемые конечные результаты программы | Представления: - об истории возникновения и целях изучения этикета; - О правилах взаимодействия в коллективе; - о правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях. Умения: - Культурного общения и навыки эстетического поведения в общественных местах и коллективе; - Практически применять правила поведения в различных жизненны ситуациях; - Развивать культурный вкус. |
Пояснительная записка.
Для успешного развития российского общества, формирования чувства гражданственности, преодоления негативных явлений в настоящее время необходимо поднимать общий уровень культуры воспитанников Центров для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , уровень эстетических понятий, представлений, эстетических потребностей и интересов. Эстетическая культура является одной из составляющих духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Формирование мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без нравственно - эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. Невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов.
Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу у детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения людей.
Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении.
Каким должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?
Эстетическое воспитание должно осуществляться на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. В процессе эстетического воспитания происходит приобщение человека к ценностям, перевод их во внутренне духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность детей к эстетическому восприятию и переживанию, их эстетический вкус и представление об идеале. Эстетическое образование, приобщение воспитанников к сокровищнице мировой культуры являются необходимыми условиями для достижения главной цели эстетического воспитания.
Новизной программы является то, что по сравнению с другими доступными автору программами, работа по эстетическому воспитанию будет способствовать овладению ребёнком комплексом социальных ролей, а так же навыками построения культурного общения. Программа «Школа этикета» рассчитана на детей 7-12 лет, именно этот период является значимым в развитии детей, и получением им навыков для успешной социализации в обществе.
Назначение программы: Научить правильному и культурному общению между собой, а так же в социуме, за пределами Центра. Важно, чтобы дети усвоили и умели применять правила этикета. Основным назначением является формирование социализированности ребенка.
Актуальность программы: Анализ работы с воспитанниками Центра показывает, что дети хотят получить знания об эстетике взаимоотношений. В Центре воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Семья не научила культуре общения со сверстниками, взрослыми и обществом в целом, поэтому данная программа является актуальным для воспитанников Центра.
Цель: Формирование у детей представления об общепринятых эстетических и нравственных понятиях, ценностях.
Задачи:
1. Развить умения грамотного общения с товарищем
2. Расширить знания о правилах поведения в общественных местах, друг с другом; показать необходимость и важность этикета, учить применять правила этикета на практике.
3. Сформировать представление об основных общечеловеческих ценностях, раскрыть их сущность.
4. Формировать умения контролировать себя, согласовывать свои действия с действиями других членов коллектива.
5. Формировать нравственные качества личности – порядочность, честность, справедливость и т. д.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она при условии её выполнения, обеспечивает достижение поставленных Центром целей и задач по воспитанию полноценной, развитой личности, подготовленной к будущей самостоятельной жизни.
Отличительной особенностью программы является то, что она основана на принципе преемственности, последовательности и систематичности обучения. Т.е направлена на получение знаний, умений и навыков, развитие личных качеств и их совершенствование, закрепление формирует целостное мировоззрение. А так же адаптирована под разный возраст детей.
Возраст детей, участвующих в программе, 7-12 лет.
Срок реализации – 12 часов по 1 часу в неделю
Формы занятий – коллективные.
Формы подведения итогов – тестирование, итоговое занятие.
Учебно-тематический план программы
№ | Наименование тем занятия | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Входная диагностика | 1 | - | 1 |
2. | «Что такое этикет?» беседа | 0,5 | 0,5 | 1 |
3. | «И снова Здравствуйте» беседа | 0.5 | 0.5 | 1 |
4. | «Столовый этикет» практикум | - | 1 | 1 |
5. | «Гость на пороге» деловая игра | - | 1 | 1 |
6. | «В гостях у Кролика» беседа практикум | - | 1 | 1 |
7. | «День рожденья раз в году» беседа | 0,5 | 0,5 | 1 |
8. | «Деловой этикет» семейный час | 0,5 | 0,5 | 1 |
9. | «Все виды этикета» беседа | 0.5 | 0.5 | 1 |
10. | «Экзамен в школе этикета» викторина | - | 1 | 1 |
11. |
«Ура!Каникулы!» открытое занятие | 0,5 | 0,5 | 1 |
12. | Выходная диагностика | 1 | - | 1 |
Итого: | 5 | 7 | 12 |
Содержание программы.
Тема1. Вводное занятие. Входная диагностика.
Тема 2. «Что такое этикет». Беседа. Где, когда и зачем появился этикет? Значение слова «этикет». Его основные цели и задачи.
Тема3. «И снова здравствуйте». Беседа. Какие вежливые слова мы используем в повседневной жизни. Можно ли обходиться воспитанному человеку без них?
Тема 4. «Столовый этикет». Беседа. Практика. Правила поведения за столом. Сервировка стола, умение пользоваться приборами.
Тема 5. « Гость на пороге». Деловая игра. Как правильно пригласить к себе друзей. Этикет встречи гостей у себя дома.
Тема 6. «В гостях у Кролика».Беседа. Практика. Как правильно вести себя в гостях. Когда и как во время уйти из гостей.
Тема 7. «День рожденья раз в году». Беседа. Что подарить, если тебя пригласили на день рождения. Что пожелать имениннику.
Тема 8. «Деловой этикет». Семейный час. Что такое «дресс-код»? Кто это – деловые люди? Сложно ли быть деловым человеком?
Тема 9. «Все виды этикета». Различные виды этикета в нашей жизни. О правила поведения в школе, транспорте, на улице, общественных местах
Тема10. «Экзамен в школе этикета» Интеллектуальная викторина на тему этикета.
Тема 11. «Ура! Каникулы!» Открытое занятие
Тема 12. Выходная диагностика
Оценка эффективности реализации программы.
Критерий | Показатель | Индикатор | Диагностический инструмент |
Критерий освоения образовательной программы | 1.Теоритическая подготовка по освоенному материалу. | 1. Соответствие теоретических знаний воспитанника программным требованиям. | 1. Анкетирование. Диагностика этики поведения по Н.П.Капустину Диагностика нравственной мотивации по Н.Е Богуславской |
2.Практическая подготовка. | 2.Соответствие практическим умений и навыков воспитанника программным требованиям. | 2. Практическая работа. | |
3. Общеучебные умения и навыки. | 3. Умение планировать свою деятельность, самостоятельность, сформированность, коммуникативные навыки. Рефлексивные навыки. | Практическая работа Контрольный опрос. |
Группа критериев личностного развития воспитанника.
1.Нравственная воспитанность. | Отношение к другим людям, тактичность, отзывчивость. | Проявление данных качеств. | Диагностика нравственной мотивации по Н.Е Богуславской |
2.Уровень личной воспитанности учащихся | Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха | - я аккуратен и опрятен - я соблюдаю культуру поведения - я забочусь о здоровье - я умею правильно распределять время учебы и отдыха - у меня нет вредных привычек | Методика этики поведения по Н.П. Капустину |
Ожидаемые результаты.
- научатся правильно взаимодействовать в коллективе
- научатся культурному общению и поведению в различных жизненных ситуациях
- овладеют навыками эстетического общения в обществе
- научатся практически применять правила поведения
- научатся развивать культурный вкус
Методическое обеспечение реализации программы.
Форма занятий | Приёмы и методы | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Теоретические и практические занятия. | Беседа с элементами игрового тренинга, деловая игра, практическая работа, метод проблемно-развивающего обучения, продуктивный метод | Экран, мультимедийный проектор, компьютер, фотоаппарат, музыкальное оборудование, столовые приборы и материалы. | Тестирование, открытое занятие. |
.
Список рекомендуемой литературы для педагога.
1. Буров, А.И. Эстетика: проблемы и споры. - М.: Искусство, 1995. - 176 с.
2. Буров, А.И., Квятковский Е.В. Проблемы эстетического развития личности школьника. - М.: Педагогика, 1997. - 96 с.
3. Витковская, Н.С., Щербо, А.Б., Джола, Д.Н. Формирование эстетической культуры младших школьников. - Киев: Радьянська школа, 1995. - 136 с.
4. Гавриловец, К.В., Казимирская, И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников 4-8 классов. - Минск: Народная асвета. - 1998. - 128 с.
5. Герасимов, С.А. Система эстетического воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1983. - 264 с.
6. Дремов, А.К. Эстетический идеал современной литературы. - М.: Знание.
7. Ильенков, Э.В. К беседе об эстетическом воспитании // Школа должна учить мыслить. - М. - Воронеж, 2002. С. 91-94.
8. Кушаев, Н.А. Основы эстетического воспитания. - М.: Просвещение. - 1996. - 240 с.
9. Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / Г. С. Лабковская. - М.: Просвещение, 2003. - 304 с.
10. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 2005. - 176 с.
11. Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания. - М.: Педагогика, 2002. - 160 с.
12. Пешикова, Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры: пособие для учителя. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002-96с.
13. Таборидзе, М.Д. Эстетическое воспитание школьников. - М.: Педагогика, 2008. - 104 с.
14. Фроловская, М.Н. Педагогика искусства. - Барнаул: Издательство АГУ, 2007.
Интернет – ресурсы:
Список рекомендуемой литературы для детей.
1. Дубровская, Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. Учебник и практикум / Е.А. Дубровская, С.А. Козлова. - М.: Юрайт, 2016. - 186 c.
2. Идеи эстетического воспитания - Москва: Машиностроение, 2014. 778 c.
3. Идеи эстетического воспитания. Антология / ред. В.П. Шестаков. - М.: Искусство, 2017.
4. Идеи эстетического воспитания. - М.: Искусство, . - 776 c. 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...
Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.
Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...
Красная книга России. Правила поведения на природе. 2 класс
РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКЕРазработка урока окружающего мира во 2 классе (Перспективная начальная школа) с акцентом на работу с одаренными детьми. В разработку включены:технологиче...
Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).
Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...
Конспект занятия "Правила поведения в природе. Красная книга"
Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе, экологической культуры....
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".
Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Коррекция гиперактивного поведения детей дошкольного возраста»
коррекция негативных моделей поведения гиперактивных детей....