Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
рабочая программа (6 класс)
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.
Цель программы – создание необходимых условий для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к изданию школьной газеты и изучения основ журналистики.
Программа призвана решать следующие задачи:
- вооружить детей знаниями основ журналистики, выработать у них практические навыки и умения создания и редактирования текстов в газетных жанрах и издания газеты.
-развивать творческие, духовные, эстетические способности воспитанников; воображение, самостоятельное мышление, речь, коммуникативные способности, умение анализировать и синтезировать информацию.
-формировать художественно-эстетический вкус, стремление к самореализации и социализации, активную социальную позицию.
Актуальность программы
Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с
тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития
дополнительного образования способствует:
- созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной
социализации и профессионального самоопределения;
- формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и
поддержку талантливых учащихся;
Актуально в программе также и то, что осязаемый результат – выпуск газеты – это коллективный созидающий труд, возможный только тогда, когда учащиеся овладевают навыками взаимодействия и сотрудничества в коллективе, подчиняются единой цели.
Приоритетные направления деятельности – расширение кругозора и развитие интеллектуальных способностей, стимулирование творческой активности воспитанников, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для самореализации.
Программа является специализированной и профессионально-ориентированной, позволяет учащимся познакомиться с профессиональной сферой жизнедеятельности журналистов, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства в области журналистики.
Программа предназначена для работы с детьми и подростками в системе дополнительного образования. Рекомендуемый возраст для обучения: от 12 до 15 лет. Срок реализации программы – 2 года.
Кружок доп. образования «Пресс-центр» рассчитан на 68 часа, 2 занятия в неделю по 1 часу. Набираются 1 группа по 8-12- человек, – 6-9 классы. Принимаются все желающие.
Кружок доп. образования «Пресс-центр» направлен на формирование потребности самовыражения посредством слова, устных и письменных высказываний. В ходе выполнения практических заданий ребята в качестве внештатных корреспондентов могут предоставить свои материалы в школьную газету, тем самым получая возможность быть услышанными и оцененными со стороны читателей и более старших сотрудников газеты.
Организация педагогического процесса предполагает создание для учащихся такой среды, в которой они полностью раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств обучения.
В ходе реализации программы основными формами образовательного процесса являются: практическое занятие, поэтическая мастерская, поэтическая гостиная (встречи и чаепития с ребятами других кружков школы, с журналистами, людьми творческих профессий, занятия в школьной библиотеке, экскурсии в типографии местных газет, выставки художественных сборников сказок, рассказов и т.д.)
На занятиях предусмотрены следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (ребенку дается самостоятельное задание с учетом его возможностей),
- фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала и отработке навыков),
- групповая (разделение ребят на группы при сборе материалов в рубрики газеты и т.д.),
- коллективная работа (подготовка к печати очередного номера газеты, онтологических сборников произведений кружковцев и т.д.)
При реализации программы используются следующие методы обучения:
По источнику восприятия и передачи учебного материала: словесные – лекции, беседы, викторины и др.; наглядные – просмотр и обзор художественной и справочной литературы, СМИ, фото- и видеоматериалов, выставки печатных изданий и т.д.; практические – изготовление наглядных пособий, памяток, альбомов и др.
По характеру познавательной деятельности – репродуктивные (подготовка сообщений в постоянные рубрики и т.д.), проблемное изложение (объяснение нового материала и т.д.), частично-поисковые, исследовательские (подготовка сообщений, исследование по теоретическому вопросу и т.д.);
Методы стимулирования интереса к занятиям: ситуации нравственных переживаний – проблемные вопросы к анализируемым картинам и др.; ситуации успеха – выполнение доступных индивидуальным особенностям учащихся практических и теоретических работ и др.; разъяснение личной и общественной значимости курса – организации выставок, конкурсов и др.; поощрения – награждения за лучшие картины, выступления, проекты.
Методы контроля: письменный контроль и самоконтроль – сочинения, сообщения, конспекты и др.; устный контроль – опрос, беседа, взаимоопрос и т.д.; практический контроль – выпуск школьной газеты, сборников, проспектов и др.
Методы работы по развитию речи – репродуктивные (воспроизведение текста оп языковой модели); проблемно-репродуктивные (обучение сочинению способом анализа композиционной формы текста-образца, написание сочинений оп данному планы); продуктивные (моделирование речевого высказывания в зависимости от речевой ситуации).
В соответствии с основными методами развития речи можно выделить приемы работы по развитию речи, которые используются во время практических занятий:
- Приемы работы (с готовым текстом) аналитического характера (анализ текста, сравнение и сопоставление текстов) и аналитико-речевого характера (назвать тему, основную мысль текста; озаглавить текст, составить композиционную схему текста).
- Приемы переработки готового текста.
- Приемы создания нового текста на основе данного.
- Приемы, направленные на создание своего текста.
- Лингвистический эксперимент.
При оценке усвоения программы применяются следующие методы диагностики: собеседование, наблюдение, анкетирование, выполнение отдельных заданий, тестирование.
Учебный процесс строится так, чтобы максимально использовать возможности интегрированных занятий: русский язык, развитие речи, литература, библиотечные уроки, информатика, изобразительное искусство, история, обществознание, психология, краеведение, основы журналистики. В зависимости от учебной ситуации возможно проведение интегрированных занятий с преподавателями перечисленных выше школьных предметов, а также с местными поэтами и писателями, библиотекарями, психологами, родителями учащихся и читателями школьной газеты.
Обширные межпредметные связи с элементами интеграции заложены и в самом издании школьной газеты, чья общая направленность – освещение всех сторон жизни школы. На страницах газеты могут сосуществовать все без исключения школьные предметы, объединенные сознанием юных журналистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
press-tsentr_progr.2019.docx | 63.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мигнинская средняя школа» имени полного Кавалера ордена Славы Юферова Григория Прокопьевича
Ермаковского района, Красноярского края
Согласовано Принято на заседании Утверждаю
Председатель Управляющего Совета педагогического совета Приказом директора
Макшурова Е.М. Протокол № МБОУ «Мигнинская СОШ»
Протокол № ____ от_________2019 Приказ №___
От________2019 от___________2019
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр»
Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет
Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год
Уровень программы: базовый
Составитель: Короткова Надежда Романовна
педагог дополнительного образования
2019
Пояснительная записка
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.
Цель программы – создание необходимых условий для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к изданию школьной газеты и изучения основ журналистики.
Программа призвана решать следующие задачи:
- вооружить детей знаниями основ журналистики, выработать у них практические навыки и умения создания и редактирования текстов в газетных жанрах и издания газеты.
-развивать творческие, духовные, эстетические способности воспитанников; воображение, самостоятельное мышление, речь, коммуникативные способности, умение анализировать и синтезировать информацию.
-формировать художественно-эстетический вкус, стремление к самореализации и социализации, активную социальную позицию.
Актуальность программы
Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с
тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития
дополнительного образования способствует:
- созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной
социализации и профессионального самоопределения;
- формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и
поддержку талантливых учащихся;
Актуально в программе также и то, что осязаемый результат – выпуск газеты – это коллективный созидающий труд, возможный только тогда, когда учащиеся овладевают навыками взаимодействия и сотрудничества в коллективе, подчиняются единой цели.
Приоритетные направления деятельности – расширение кругозора и развитие интеллектуальных способностей, стимулирование творческой активности воспитанников, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для самореализации.
Программа является специализированной и профессионально-ориентированной, позволяет учащимся познакомиться с профессиональной сферой жизнедеятельности журналистов, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства в области журналистики.
Программа предназначена для работы с детьми и подростками в системе дополнительного образования. Рекомендуемый возраст для обучения: от 12 до 15 лет. Срок реализации программы – 2 года.
Кружок доп. образования «Пресс-центр» рассчитан на 68 часа, 2 занятия в неделю по 1 часу. Набираются 1 группа по 8-12- человек, – 6-9 классы. Принимаются все желающие.
Кружок доп. образования «Пресс-центр» направлен на формирование потребности самовыражения посредством слова, устных и письменных высказываний. В ходе выполнения практических заданий ребята в качестве внештатных корреспондентов могут предоставить свои материалы в школьную газету, тем самым получая возможность быть услышанными и оцененными со стороны читателей и более старших сотрудников газеты.
Организация педагогического процесса предполагает создание для учащихся такой среды, в которой они полностью раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств обучения.
В ходе реализации программы основными формами образовательного процесса являются: практическое занятие, поэтическая мастерская, поэтическая гостиная (встречи и чаепития с ребятами других кружков школы, с журналистами, людьми творческих профессий, занятия в школьной библиотеке, экскурсии в типографии местных газет, выставки художественных сборников сказок, рассказов и т.д.)
На занятиях предусмотрены следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (ребенку дается самостоятельное задание с учетом его возможностей),
- фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала и отработке навыков),
- групповая (разделение ребят на группы при сборе материалов в рубрики газеты и т.д.),
- коллективная работа (подготовка к печати очередного номера газеты, онтологических сборников произведений кружковцев и т.д.)
При реализации программы используются следующие методы обучения:
По источнику восприятия и передачи учебного материала: словесные – лекции, беседы, викторины и др.; наглядные – просмотр и обзор художественной и справочной литературы, СМИ, фото- и видеоматериалов, выставки печатных изданий и т.д.; практические – изготовление наглядных пособий, памяток, альбомов и др.
По характеру познавательной деятельности – репродуктивные (подготовка сообщений в постоянные рубрики и т.д.), проблемное изложение (объяснение нового материала и т.д.), частично-поисковые, исследовательские (подготовка сообщений, исследование по теоретическому вопросу и т.д.);
Методы стимулирования интереса к занятиям: ситуации нравственных переживаний – проблемные вопросы к анализируемым картинам и др.; ситуации успеха – выполнение доступных индивидуальным особенностям учащихся практических и теоретических работ и др.; разъяснение личной и общественной значимости курса – организации выставок, конкурсов и др.; поощрения – награждения за лучшие картины, выступления, проекты.
Методы контроля: письменный контроль и самоконтроль – сочинения, сообщения, конспекты и др.; устный контроль – опрос, беседа, взаимоопрос и т.д.; практический контроль – выпуск школьной газеты, сборников, проспектов и др.
Методы работы по развитию речи – репродуктивные (воспроизведение текста оп языковой модели); проблемно-репродуктивные (обучение сочинению способом анализа композиционной формы текста-образца, написание сочинений оп данному планы); продуктивные (моделирование речевого высказывания в зависимости от речевой ситуации).
В соответствии с основными методами развития речи можно выделить приемы работы по развитию речи, которые используются во время практических занятий:
- Приемы работы (с готовым текстом) аналитического характера (анализ текста, сравнение и сопоставление текстов) и аналитико-речевого характера (назвать тему, основную мысль текста; озаглавить текст, составить композиционную схему текста).
- Приемы переработки готового текста.
- Приемы создания нового текста на основе данного.
- Приемы, направленные на создание своего текста.
- Лингвистический эксперимент.
При оценке усвоения программы применяются следующие методы диагностики: собеседование, наблюдение, анкетирование, выполнение отдельных заданий, тестирование.
Учебный процесс строится так, чтобы максимально использовать возможности интегрированных занятий: русский язык, развитие речи, литература, библиотечные уроки, информатика, изобразительное искусство, история, обществознание, психология, краеведение, основы журналистики. В зависимости от учебной ситуации возможно проведение интегрированных занятий с преподавателями перечисленных выше школьных предметов, а также с местными поэтами и писателями, библиотекарями, психологами, родителями учащихся и читателями школьной газеты.
Обширные межпредметные связи с элементами интеграции заложены и в самом издании школьной газеты, чья общая направленность – освещение всех сторон жизни школы. На страницах газеты могут сосуществовать все без исключения школьные предметы, объединенные сознанием юных журналистов.
Учебно-тематическое планирование
Первый год обучения
Подготовительный курс «Мастерская школьной газеты»
(68 ч., 2 ч. в неделю)
№ | Тема | Количество занятий | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие «Как делаются газеты» | 1 | 2 | 1 | 1 |
2 | Первая страница газеты – ее витрина | 2 | 4 | 1 | 3 |
3 | Изобразительные элементы в газете | 3 | 6 | 1.3 | 4.5 |
4 | Реклама, объявления, поздравления | 3 | 6 | 1.3 | 4.5 |
5 | Материалы познавательно-воспитательного направления | 4 | 8 | 2 | 6 |
6 | Информационные рубрики газеты | 4 | 8 | 2 | 6 |
7 | Аналитические рубрики газеты | 4 | 8 | 2 | 6 |
8 | Рубрики художественно-публицистического содержания | 4 | 8 | 2 | 6 |
9 | Страничка начальной школы | 2 | 4 | 1 | 3 |
10 | Новости школьной жизни | 2 | 4 | 1 | 3 |
11 | Развлекательные рубрики газеты | 3 | 6 | 1.5 | 4.5 |
12 | Специальные выпуски газеты | 3 | 6 | 1.5 | 4.5 |
13 | Заключительное занятие | 1 | 2 | - | 2 |
Итого: | 68 | 68 | 14 | 54 |
Содержание подготовительного курса «Мастерская школьной газеты»
Первый год обучения (68 ч, 2ч в неделю)
Вводное занятие «Как делаются газеты». Задачи и план работы на год. Рассказ о газете, о школьной газете. Описание этапов создания газеты. Обзор образцов школьных газет. Знакомство с понятием «рубрика».
Практическое занятие. Написание миниатюры «Какие газеты читают в нашей семье». Чтение миниатюр и обмен мнениями.
Первая страница газеты – ее витрина. Заголовок первой полосы. Какая информация является самой важной. Рубрика «Сегодня в номере...»
Практические занятия. Наблюдение за содержанием и оформлением первых полос газет из школьной библиотеки. Конкурс на лучшее название рубрик для школьной газеты. Написание, редактирование и чтение миниатюр.
Изобразительные элементы в газете. Иллюстрации, рисунки, фотографии, карикатуры, дружеские шаржи как дополнение к статьям газеты. Рубрики: Фоторепортаж. Мы читаем и рисуем.
Практические занятия. Наблюдение за содержанием и оформлением изобразительных элементов в разных газетах. Беседа: Какие фотокадры я бы поместил в фоторепортаж по теме «Школьный субботник». Рисование рисунков к статье в газету «День учителя». Рисование карикатур и шаржей к одному из событий школьной жизни.
Реклама, объявления, поздравления. Значение рекламы в газете. Правила написания текста рекламы, объявления. Поздравления в газету. Роль данных текстов в повышении количества читателей газеты.
Практические занятия. Наблюдение за содержанием и оформлением реклам, объявлений и поздравлений в разных газетах. Написание и редактирование текста рекламы одного из школьных кружков. Написание и редактирование текста объявления о распорядке работы одного из школьных кружков. Написание и редактирование текста поздравления для одноклассников, учителей, родителей с днем рождения, началом каникул и т.д.
Материалы познавательно-воспитательного направления. Постоянные рубрики газеты. Обзор рубрик: Мир профессий. А знаете ли вы... азбука этикета. В здоровом теле здоровый дух. В жизни всегда есть место подвигу... Стоит процитировать... Информация для размышления.
Практические занятия. Знакомство с различными источниками получения информации для постоянных рубрик газеты. Отбор материалов в рубрики: Мир профессий. А знаете ли вы... азбука этикета. В здоровом теле здоровый дух. В жизни всегда есть место подвигу... Стоит процитировать... Составление тематических планов распределения материалов рубрик в ближайшие выпуски школьной газеты.
Информационные рубрики газеты. Что? Где? Когда? – основные вопросы для раскрытия той или иной темы в информационной статье. Обзор рубрик: Важные даты. Литературный юбилей. Новости короткой строкой. Праздники.
Практические занятия. Чтение и обсуждение статей информационного содержания в газетах из школьной библиотеки. Знакомство с календарями важных дат на текущий год и составление тематических планов распределения материалов в рубрики «Важные даты. Литературный юбилей. Праздники» в ближайшие номера газеты. Отбор материалов, написание и редактирование кратких сообщений в одну из информационных рубрик.
Аналитические рубрики газеты. Объяснение понятия «аналитический». Элементы анализа, комментария, личностного восприятия и отношения к информации в материалах аналитических рубрик. Обзор рубрик: Итоги школьной недели. Так живет наш дружный класс. Письмо в газету. Нарочно не придумаешь... Социологический опрос.
Практические занятия. Чтение и обсуждение статей аналитического содержания в газетах из школьной библиотеки. Подготовка и оформление материалов в рубрику «Нарочно не придумаешь...» (запись смешных ответов на уроках, высмеивание неаккуратных работ в тетрадях учеников, сочинение миниатюр о глупых поступках и т.п.) Подготовка, написание и редактирование сочинений-миниатюр в рубрику «Так живет наш дружный класс». Подготовка, написание и редактирование сочинений-миниатюр в рубрику «Письмо в газету с описанием каких-то острых, важных проблем своего класса, школы, семьи. Отработка навыков обращения к адресату письма. Чтение сочинений и обмен впечатлениями.
Рубрики художественно-публицистического содержания. Понятия «художественный» и «публицистический». Особенности художественных и публицистических текстов. Обзор рубрик: Поэтическая страничка. Проба пера. Творчество наших родителей.
Практические занятия. Наблюдение, чтение и обсуждение текстов из рубрик художественно-публицистического содержания в газетах и журналах из школьной библиотеки. Практикум: «Двусложные размеры стиха и виды рифмы». Сочинение четверостиший на заданные рифмы. Подготовка и написание художественных миниатюр в рубрику «Проба пера» о временах года, цветах и т.д. Подготовка и написание маленьких сказок или рассказов про животных. Чтение готовых работ и обмен впечатлениями.
Страничка начальной школы. Сотрудничество с учителями и ребятами из начальной школы – источник сбора информации о жизни начальной школы. Обзор рубрик: Как живешь, первоклассник? Сегодня на уроке... Любимая книжка. Самая аккуратная тетрадь. В мире увлечений.
Практические занятия. Составление плана «сотрудничества» с ребятами и учителями начальной школы (беседы с учениками и учителями, подбор интересных материалов к рубрикам). Подготовка и проведение беседы с первоклассниками, написание сочинений-миниатюр в рубрику «Как живешь, первоклассник?». Подготовка и проведение беседы с ребятами начальной школы об их увлечениях, любимых книгах. Написание и редактирование миниатюр в рубрики: «Любимая книжка», «В мире увлечений».
Новости школьной жизни. Обзор рубрик: Спортивные новости. На уроке... Из жизни кружка... Классный час. Чрезвычайное происшествие...
Практические занятия. Подготовка и написание сочинений-миниатюр в рубрику «Чрезвычайное происшествие». Подготовка и написание миниатюры в рубрику «Из жизни кружка...» о занятии любого школьного кружка. Редактирование сочинений, чтение и обмен впечатлениями. Проведение конкурса новых рубрик о необычных сторонах школьной жизни.
Развлекательные рубрики газеты. Задачи и назначение развлекательной странички газеты. Привлечение новых читателей, поддержка интереса к газете со стороны читателей разного возраста. Обзор рубрик: Анекдоты. Кроссворды. Стоит процитировать... Конкурсы. Загадки.
Практические занятия. Чтение и обсуждение развлекательных материалов в газетах и журналах из школьной библиотеки. Источники отбора материалов в развлекательные рубрики (сборники анекдотов, афоризмов, занимательных задач по школьным предметам и т.п.). Отбор анекдотов про детей и школу. Отбор афоризмов и крылатых высказываний в рубрику «Стоит процитировать...» для выпуска газеты к Дню Святого Валентина, Дню 9 мая, 23 февраля и т.д. отработка навыков написания загадок. Конкурс загадок для газеты. Придумывание шуточных конкурсов для читателей газеты.
Специальные выпуски газеты. Назначение и тематическое разнообразие специальных выпусков газет. Идейно-тематическое единство содержания специального выпуска.
Практические занятия. Чтение и обсуждение образцов специальных выпусков газет из школьной библиотеки. Подготовка материалов к спецвыпускам школьной газеты на темы: «Если вы заболели...», «Праздники и обряды», «Не знаем, так придумаем», «Я вас люблю», газета «Спортивная» и т.д. Проведение конкурса спецвыпусков газеты с соблюдением условия: многообразие рубрик (как в обычной газете), но единство тематики и соответствие общей теме спецвыпуска.
Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Опрос по темам: «Как делаются газеты», «Основные рубрики школьной газеты». Написание сочинений-миниатюр по теме «О чем я могу писать летом, чтобы собрать материал к спецвыпуску школьной газеты «Ура!!! Каникулы!!!».
Календарно – тематическое планирование
Первый год обучения (68 ч., 2 ч. в неделю)
Подготовительный курс «Мастерская школьной газеты»
№ | Тема
| Часы | Дата | |
По плану | Фактич. | |||
1. | Вводное занятие «Как делаются газеты» | 2 | ||
2-3 4-5 | Первая страница газеты – ее витрина Заголовок первой полосы. Рубрика «Сегодня в номере...»
Наблюдение за содержанием и оформлением первых полос газет. Написание, редактирование и чтение миниатюр. | 4 | ||
6-7 8. 9-11 | Изобразительные элементы в газете Иллюстрации, рисунки, фотографии, карикатуры, дружеские шаржи как дополнение к статьям газеты. Рубрики: Фоторепортаж. Мы читаем и рисуем. Наблюдение за содержанием и оформлением изобразительных элементов в разных газетах. Рисование карикатур и шаржей к одному из событий школьной жизни. | 4 | ||
12-15 16-17 18 | Реклама, объявления, поздравления Значение рекламы в газете. Правила написания текста рекламы, объявления. Поздравления в газету. Написание и редактирование текста поздравления. Написание и редактирование текста рекламы одного из школьных кружков. | 4 | ||
19-21 22-24. 25-27. | Материалы познавательно - воспитательного направления Постоянные рубрики газеты. Знакомство с различными источниками получения информации для постоянных рубрик газеты. Отбор материалов в рубрики: Мир профессий. А знаете ли вы... Азбука этикета. В здоровом теле здоровый дух. В жизни всегда есть место подвигу... Составление тематических планов распределения материалов рубрик в ближайшие выпуски школьной газеты. | 8 | ||
28-36 37-40. 41-42. 43-45 | Информационные рубрики газеты Что? Где? Когда? – основные вопросы для раскрытия той или иной темы в информационной статье. Обзор рубрик: Важные даты. Литературный юбилей. Новости короткой строкой. Праздники. Чтение и обсуждение статей информационного содержания в газетах из школьной библиотеки. Знакомство с календарями важных дат на текущий год и составление тематических планов распределения материалов в рубрики «Важные даты. Литературный юбилей. Праздники» в ближайшие номера газеты. | 8 | ||
45-48 49-52 53-55. | Аналитические рубрики газеты Элементы анализа, комментария, личностного восприятия и отношения к информации в материалах аналитических рубрик. Обзор рубрик: Итоги школьной недели. Так живет наш дружный класс. Письмо в газету. Нарочно не придумаешь... Социологический опрос. Чтение и обсуждение статей аналитического содержания в газетах из школьной библиотеки. Подготовка и оформление материалов в рубрику «Нарочно не придумаешь...» Отработка навыков обращения к адресату письма. | 8 | ||
56-57 58. 59 60 | Рубрики художественно-публицистического содержания Особенности художественных и публицистических текстов. Обзор рубрик: Поэтическая страничка. Проба пера. Творчество наших родителей. Наблюдение, чтение и обсуждение текстов из рубрик художественно-публицистического содержания в газетах и журналах из школьной библиотеки. Практикум: «Двусложные размеры стиха и виды рифмы». Сочинение четверостиший на заданные рифмы. | 8 | ||
61 | Страничка начальной школы Сбора информации о жизни начальной школы. Обзор рубрик: Как живешь, первоклассник? Сегодня на уроке... Любимая книжка. Самая аккуратная тетрадь. В мире увлечений. | 4 | ||
62 63 | Новости школьной жизни Обзор рубрик: Спортивные новости. На уроке... Из жизни кружка... Классный час. Чрезвычайное происшествие... Подготовка и написание сочинений-миниатюр в рубрику «Чрезвычайное происшествие». | 4 | ||
64 | Заключительное занятие Подведение итогов работы за год. Написание сочинений-миниатюр «О чем я могу писать летом?» | 6 | ||
33. 34. 35. | Специальные выпуски газеты Назначение и тематическое разнообразие специальных выпусков газет. Идейно-тематическое единство содержания специального выпуска. Чтение и обсуждение образцов специальных выпусков газет из школьной библиотеки. Подготовка материалов к спецвыпускам школьной газеты на темы: «Если вы заболели...», «Праздники и обряды», «Не знаем, так придумаем», «Я вас люблю», газета «Спортивная». | 6 | ||
36. | Заключительное занятие Подведение итогов работы за год. Написание сочинений-миниатюр «О чем я могу писать летом?» | 2 | ||
Итого:
| 68 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
1 год обучения
В процессе обучения обучающиеся
- знакомятся с журналистским творчеством, особенностями и структурой периодического издания – газеты,
- получают навыки работы в библиотеке с периодическими изданиями и различными источниками получения информации,
- обучаются навыкам написания и редактирования сочинений-миниатюр для разных структурных частей школьной газеты,
- получают первичный опыт сотрудничества в редакции школьной газеты и подготовки материалов к печати школьной газеты.
Приобретают конкретные
знания:
- Из истории журналистики
- О жанрах журналистики и жанровых особенностях текста
- О деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой
- О законе о СМИ
- О рекламе
умения:
- Создавать сочинения разных жанров
- Определять стили и типы речи
- Давать характеристику текста публицистического стиля
- В соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться им в устных и письменных высказываниях
- Соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях и стилевое единство
- Работать с дополнительной литературой
- Участвовать в дискуссии, пресс – конференции
В результате усвоения программы повышается уровень общей осведомленности и познавательной активности, самооценки и межличностных отношений, творческого развития ребенка в целом, активизируется социально-ориентационная деятельность, его профессионально-творческий потенциал как комплекс социально-значимых личностных качеств, способствующих профессиональному самоопределению в условиях конкуренции рынка труда.
Ожидаемый результат данной программы отсрочен во времени. Конечный результат – это формирование творческой личности, умеющей проецировать в ходе усвоения образовательной программы знания и умения на деятельность, преобразующую окружающую действительность. Положительным результатом является самоопределение ребенка – жизненное, социальное, личностное и профессиональное.
Критерии умений и навыков работы в школьном творческом объединении
Вид работы | Низкий уровень – 1-3 балла | Средний уровень – 4-7 баллов | Высокий уровень – 8-10 баллов |
1. Умение ориентироваться в информационном поле печатных изданий. | Плохо понимает различия между художественными изданиями, справочной литературой, периодикой. | Знает различия между художественной литературой, периодикой и справочными изданиями. | Хорошо ориентируется в классификации печатных изданий, знает, где и как извлечь нужную информацию. |
2. Умение читать книги, газеты, журналы. | Медленное монотонное и поверхностное чтение. Низкая техника чтения. | Беглое осмысленное чтение, умение выделять прочитанное, отмечать главное. | Избирательное чтение, умение отделять нужную информацию от ненужной. |
3. Умение использовать основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор) | Не сформированы навыки монологического высказывания, участия в беседе и споре. Не активен во время бесед и обсуждений. | Может принимать участие в беседе и споре, но допускает речевые ошибки, слова-паразиты. | Хорошо владеет основными жанрами разговорной речи в соответствии с ситуацией. Активен в обсуждениях, не допускает речевых ошибок. |
4. Написание сочинений-миниатюр информационного и аналитического содержания с использованием повествования, описания, рассуждения. | Не чувствует различий между разными типами текста, нарушает структуру текста. Бедный словарный запас, много ошибок. | Знаком с разными типами текста, но часто нарушает логику и последовательность изложения. Тема раскрыта не полно, допускает ошибки. | Умеет создавать тексты малого объема разных типов речи, комбинирует их. Богатый словарный запас, язык сочинений точен, выразителен, грамотен. |
5. Создание художественных текстов малого объема (художественных миниатюр, четверостиший, сказок, загадок, рассказов). | Не понимает отличий художественных текстов от нехудожественных. Нет желания проявить фантазию. Не использует средства выразительности. | Создает тексты только в одном из жанров. В тексте мало средств выразительности. Идея и основная мысль текста нуждается в значительной доработке. | С желанием создает тексты в данных жанрах. Идея и основная мысль текста раскрыты глубоко, выразительно, интересно. |
6. Редактирование сочинений-миниатюр с использованием словарей. | Не видит ошибок и не может их исправить в собственном тексте. | Исправляет орфографические и пунктуационные ошибки, если на них указать, имеет навыки работы с орфографическим словарем. | Умеет исправлять ошибки не только в своем, но и в чужом тексте. Использует орфографические, толковые словари, словари синонимов и антонимов. |
7. Использование изобразительных элементов в дополнение к тексту (рисунки, фото, иллюстрации, карикатуры) | Не понимает различий между рисунком и иллюстрацией. Не получается подобрать соответствующее дополнение к тексту. | Может аккуратно нарисовать рисунок, не всегда умеет проявить фантазию и самостоятельность в подборе фото и иллюстраций. | Проявляет инициативу и фантазию, хорошо рисует иллюстрации, карикатуры. Чувствует цвета и краски. |
8. Самоанализ и рефлексия своей деятельности. | Не умеет адекватно оценить себя, самооценка завышена или занижена. Нет требований к себе. Не знает приемов рефлексии. | Заниженные или завышенные требования к себе. Использует 1-2 приема рефлексии, не всегда стремится выяснить причины неудач. | Адекватно воспринимает результаты своей работы, ищет и устраняет причины неудач, осознанно определяет сферу своих интересов и способностей. |
Согласно программе, в ходе работы объединения формируются не только предметные умения и навыки, но также решаются и воспитательные задачи. Отслеживать личностные качества ребенка: ценности, интересы, склонности, уровень притязаний, уровень профессионального самоопределения.
Критерии оценки личности учащихся
Уровень | Отношение к себе и к людям | Отношение к делу |
Низкий уровень – 1-3 балла | 1. Находится на занятиях без желания. Не принимает участия в коллективном творческом процессе. 2. Пришел в творческое объединение «за компанию». Не может определиться – зачем ему это надо. 3. В творческое объединение привели родители. Редко, под влиянием внешних факторов, проявляет интерес к творческой деятельности. | 1. Не проявляет старательность, работу не доводит до конца, присутствует больше как наблюдатель. 2. Берется за работу с желанием, но не доводит ее до конца, присутствует ради общения. 3. Изредка проявляет старательность, чтобы избежать осуждения. |
Средний уровень – 4-6 баллов | 4. Периодически стремится к творческой деятельности, побуждаемый выделиться среди других. 5. Часто стремится к совместной творческой деятельности в целях общения с друзьями и самовыражения. 6. Регулярно стремится к творческой деятельности, старается хорошо выполнить дело. | 4. Участвует в творческой работе, пытается справиться с трудностями, он не хватает знаний и умений. 5. Может работать с интересом, особенно если хочет выделиться перед другими. 6. Работает добросовестно, ждет одобрения педагога и товарищей. |
Высокий уровень – 7-10 баллов | 7. Участвует в творческом процессе, появляется мотив самореализации. 8. Участвует в творческом процессе, потому что получает от этого удовольствие. 9. Участвует в творческом процессе, побуждаемый потребностью и самореализацией. 10. Активно стремится к совместной творческой работе, имеет большой творческий потенциал. | 7. Работает добросовестно, старательно, доводит работу до конца, хочет сделать кому-нибудь приятное. 8. Любую работу выполняет старательно и до конца, считает, что иначе нельзя. Проявляет интерес к коллективной работе. 9. Ответственно подходит к любой работе. Проявляет творчество и фантазию. Активно участвует в коллективной работе. 10. Активный, творческий подход к работе. Может возглавить творческую группу. |
Материально-техническое обеспечение программы
Материалы и инструменты
Компьютер
Принтер
Фотоаппарат
Диктофон
Канцтовары
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
- http://www.feb-web.ru - Литературная энциклопедия.
2. http://www.lib/lseptember.ru - Школьная стенгазета и издательские
технологии в школе.
- http://www.designclub.com.ua - Зарисовка.
- http://www.rusyaz.ru - Справочная служба русского языка.
- http://1001.vdv.ru - «Учимся говорить публично».
- http://bberezka.ur.ru - «Вёрстка».
- http://business.peterlife.ru - «Пресс-киты».
- http://docs.antiq.info - «Изобретение бумаги».
- http://evartist.narod.ru - «Галактика Гуттенберга».
- http://graphis.nursat.kz - «Подписи к иллюстрациям».
- http://history.pitman.ru - «Поток времени: изобретение бумаги».
- http://html.find-info.ru - «Подрисуночная подпись».
- http://htmlbook.citi.tomsk.ru - «Подрисуночная подпись»
- http://iatp.ulstu.ru - «Министерство общего и профессиональн
образования».
- http://image002.ru - «Международный пресс-клуб».
- http://italingua.ru - «История журналистики русской».
- http://jf.pu.ru - «Заголовок на газетной полосе».
- http://library.narod.ru - «Подрисуночная подпись».
- http://linguistiss.referat.ws - «Ляпалиссиады».
- http://media.utmn.ru - «Очерки истории зарубежной журналистики».
- http://mec.tgl.ru - «Организация школьной газеты».
- http://molod-oi.narod.ru - «Молодёжка.ш».
- http://pedsovet.org - «Школьная газета».
- http://post.tomsk.fio.ru - «История газеты».
- http://pressclub.host.ru - «Международный пресс-клуб».
- http://rost.websib.ru - «Лига начинающих журналистов».
- http://school.ttk.ru - Школьная газета «Лицеист», Троицк (о шрифтах).
- http://schools.techno.ru - «Учебник основного курса» (издательство и журналистика).
- http://sigieja.narod.ru - «Учебный словарь стилистических терминов».
- http://venec.ulstu.ru - О журналистике.
- http://viktoriya-uchenova.planetaknig.ru - «Беседы о журналистике.
Виктория Учёнова». - http://vio.fio.ru - «Лига начинающих журналистов».
- http://www.atlant.ru - «Виртуальная пресса».
- http://www.auditoium.ru - «Источниковедение».
- http://www.edic.ru - «Словарь».
- http://www.eurekanet.ru - «Как организовать газету в школе».
- http://www.imir2005.nm.ru - «Полиграфические термины»
- http://www.infotrash.ru - «История России. Изобретение книгопе-
чатания». - http://www.karavan.tver.ru - «Основы газетного стиля, дизайн».
- http://www.kostyor.ru - «Костёр», интернет-журнал.
- http://www.kvartal.websib.ru - О шрифтах.
- http://www.learning-russian.gramota.ru - «Первые печатные издания
России» - http://www.mcgp.ru - «Газета».
- http://www.media.utma.ru - «Профессия журналист».
- http://www.napp.org - «Советы редакторам по дизайну газет».
- http://www.school-izvestia.ru - «Школа журналистики» (Известия).
- http://www.sociologist.nm.ru - «Из истории рекламы».
- http://www.spic-centre.ru - «Средства массовой информации».
- http://www.terms.ru - «Журналистика издания».
- http://www.vokrugsveta.ru - «Вокруг света».
- http://www.wan-press.ru - Всемирная газетная ассоциация.
- http://www.x-in.ru - «Изобретение бумаги».
- http://www.yunikor.narod.ru - «Интернет-портал юных журналистов».
- http://start-school.ru - школа журналистики «Start».
- http://www.booksite.ruhttp://www.culture-referat.ru - Эстетика печатной полосы и современное состояние газетного дизайна.
- http://www.eslovar.ru - Живая газета.
- http://www.lingvistu.ru) - Заметка.
ЛИТЕРАТУРА
Для учителя:
- Алексеева. М. И. Методика редактирования М. И. Алексеева.-М., 1975.- 190 с.
- Ампилов. В. А. Современный газетный очерк [Текст] / В. А. Ампилов. - Минск, 1972.
- Антонов, В. И. Информационные жанры газетной публицистики [Текст] / В. И. Антонов. - Саратов, 1996
- Белобородое, Н. В. Социальные творческие проекты в школе: практическое пособие / Н. В. Белобородое. - М. : АРКТИ, 2006. -168 с. (Школьное образование). С. 77-86, глава «Школьная газета и её роль».
- Беневоленская, Т. А. О языке и стиле газетного очерка [Текст| /
Т. А. Беневоленская. - М., 1973. - Богданов, Н. Г. Справочник журналиста [Текст] / Н. Г. Богданов. Б. А. Вяземский - Л.: Лениздат, 1971. - 685 с.
- Вовк, Е. Т. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе [Текст] / Е. Т. Вовк // Информатика : прил. к журн. «Первое сентября». -2004.- №5.
- Ворошилов, В. И. История журналистики в России [Текст] : конспект лекций / В. И. Ворошилов. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000.
- Гвоздев, Л. 3. Журналистика: инструментарий, навыки, техника безопасности [Текст]: учебное пособие / Л. 3. Гвоздев. - М., 1999.
- Гоне, Ж. Пресса в школе: формирование активной гражданской позиции [Текст] : сб. : Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. - М.: ЮНПРЕСС, 1994.
- Гоне, Ж. Школьные и лицейские газеты [Текст] / Ж. Гоне ; общ. ред. и вступ, ст. А. В. Шарикова. - М. : ЮНПРЕСС, 2000. - 200 с.
- Гринина-Земскова, А. М. Сочинения в газетных жанрах. 5-9 классы [Текст] / А. М. Гринина-Земскова. - Волгоград : Учитель, 2003. - 120 с.
- Журбина, Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров [Текст] / Е. И. Журбина. - М., 1969.
- Коханова, Л. А. Экологическая журналистика, РЯ и реклама
[Текст] : учебное пособие / Л. А. Коханова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 383 с. - (Серия «Медиаобразование»). - Лицейское и гимназическое образование [Текст] : Школьная газе та: формула успеха. - 2004. - № 3.
- Лопатина, А. Секреты мастерства [Текст] : 62 урока о профессиях и мастерах (В помощь педагогам, воспитателям и родителям) / А. Лопатина, М. Скребцова. - М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2002. - 352 с. -(Серия «Образование и творчество»).
- Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этике] [Текст] : пособие для учащихся / С. И. Львова. - 3-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2006. - 202, [6] с.: ил. - (Серия «Познавательно! Занимательно!»).
- Спирина, Н. А. Журналистика в школе [Текст]: экспериментальная программа дополнительного образования для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / сост. Н. А. Спирина. - Ленинск-Кузнецкий : Изд-во МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42», 2005. - 53 с.
- Шостак, М. И. Журналист и его произведение [Текст] /
М. И. Шостак.-М., 1998.
Для обучающихся:
- Аверичев, Ю. П. Школьникам о выборе профессии [Текст] : спра-
вочная кн. для уч-ся 8 классов / Ю. П. Аверичев, А. Б. Дмитриев, А. В. Ковалёв, А. В. Щеглов. - М. : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1963. - 98 с. - Балакай, А. Г. Толковый словарь русского речевого этикета [Текст] / А. Г. Балакай. - М. : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ» : ООО «Транзиткнига», 2004. - 681 с.
- Бережной, А. Ф. К истории печати России [Текст] / А. Ф. Береж-
ной.-СПб., 1992. - Бовин, А. Профессия - журналист [Текст] / А. Бовин // Журналист. - 2001. -№ 3.
- Васильева, Л. А. Делаем новости! [Текст]: учебное пособие / Л. А. Васильева. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 190 с.
- Виленский, М. Э. Как написать фельетон [Текст] / М. Э. Виленский.-М., 1982.
- Владимирцев, В. П. Газетная зарисовка [Текст] / В. П. Владимирцев. - Иркутск: Изд-во Иркутского ин-та, 2002.
- Горбачевич, К. С. Словарь эпитетов русского литературного языка [Текст] / К. С. Горбачевич. - СПб.: Норинт, 2002. - 224 с.
- Горбунова, Е. Первая подсказка для юных коллег юнкоров [Электронный ресурс] / Е. Горбунова, С. Грушевский (с портала Юнпресс).
- Грабельников, А. А. Работа журналиста в прессе [Текст] / А. А. Грабельников. - М., 2001.
- Гуревич, С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра [Текст] : учебное пособие для вузов / С. М. Гуревич. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 288 с.
- Душенко, К. В. Большая книга афоризмов [Текст] / К. В. Душенко. - Изд. 9-е, испр. - М. : Эксмо, 2007. - 1056 с
- Каленчук, М. Л. Словарь трудностей русского произношения [Текст] / М. Л. Каленчук, Р. Ф. Касаткина. - М.: Русский язык, 1997. -468 с. - (Библиотека словарей русского языка).
- Крылов, Г. А. Словарь ошибок русского языка [Текст] / Г. А. Кры
лов. - СПб.: Виктория плюс, 2002. - 80 с.
- Семенюк, А. А. Лексические трудности русского языка [Текст ]
словарь-справочник / А. А. Семенюк [и др.]. - М. : Русский язык, 1994
586 с. - (Малая библиотека словарей русского языка). - Лепилкина, О. И. Азбука журналистики [Текст] : учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / О. И. Лепилкина, Е. Ю. Умнова, А. Е. Зимин, И. А. Горюнова. - М. : Вентана-Гри; 2006.-272 с. :ил.
- Максимова, В. Русский язык и культура речи [Текст] / В. Максимова. - М.: Гардарики, 2000.
- Муратов, А. Задай вопрос, и я скажу тебе, кто ты (незабываемые правила для интервьюера) [Текст] / А. Муратов // Профессия журналист. -2000.-№9.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка С. И. Ожегов. -М., 1986. Розенталь, Д. Э. Справочник лингвистических терминов : пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М. : Просвещение, 1972. - 495 с. - (Методическая библиотека школы).
- Русский язык [Текст] : Энциклопедия. - М., 1997.
- Рябокляч, А. Твой друг - газета [Текст] / А. Рябокляч. - М. : Детская литература, 1964.
- Словарь русского языка : в 4 т. - М., 1987.
- Шанский, Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка [Текст] : пособие для учителей / Н. М. Шанский ; под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Просвещение, 1975. - 543 с. - (Методическая библиотека школы).
- Школьный словарь образования слов русского языка [Текст] / М. Г. Баранов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 384 с.
- Энциклопедический словарь юного литературоведа [Текст] / сост. В. Новиков. - М. : Просвещение, 1987. - 435 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа
Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путь к успеху» (программа подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку)
Данная программа былы разработана для подготовки учащихся 7-8 классов к ВОШ по английскому языку...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»
Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Каллиграфия для детей»
Программа ТО "Каллиграфия для детей"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Коррекция гиперактивного поведения детей дошкольного возраста»
коррекция негативных моделей поведения гиперактивных детей....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Говорим по-английски» (стартовый уровень). Возраст учащихся: 8-10 лет. Срок реализации: 1 год.
Программа «Говорим по-английски» имеет социально-педагогическую направленность и представляет собой вариант программы организации дополнительной деятельности школьников. Данная программа н...