Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Обучение правилам безопасного поведения на дорогах»
рабочая программа на тему

Мелкозерова Ирина Витальевна (Меринова)

       Программа уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yuidd.doc395.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТОПКИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

         Принята на заседании                                        УТВЕРЖДАЮ:

        педагогического совета                                   директор МБУ ДО «ДТДиМ»

         от 13.09.2016 г.                                                 ____________ Рябикова Е.А.

         Протокол № 1                                                     «___» __________20__ г.                                            

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально - педагогической направленности

 «Обучение правилам безопасного поведения на дорогах»

Возраст обучающихся: 8 – 15 лет

Срок реализации: 2 года

   

                                                                            Автор - составитель:

                                                                            Мелкозерова

                                                                            Ирина Витальевна,

                                                                            педагог дополнительного

                                                                            образования    

г. Топки, 2016

Аннотация

        Программа «Обучение правилам безопасного поведения на дорогах» носит социально – педагогическую направленность. Программа реализуется в творческом объединении «Юный инспектор дорожного движения».

                 Цель:

       Создать условия для непрерывного воспитательного процесса юных участников дорожного движения.

Задачи:

Обучающая:

  • Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному

поведению на улицах и дорогах;

  •   Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные

знания по данному вопросу;

  •  Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
  • Сформировать умение применять на практике полученные знания,

обеспечив тем свою собственную безопасность.

     Развивающая:

  • Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной

ситуации;

 Развивать способность к публичным выступлениям, общению с участниками дорожного движения во время рейдов;

  •  Повышать интерес школьников к велоспорту;
  •  Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность,

активность, аккуратность.

     Воспитательная:

  • Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного

движения;

  • Воспитывать чувство единения в команде, взаимовыручки, умения прийти на помощь, оказать моральную поддержку;

-  Воспитывать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.

Сроки реализации программы 

  Программа рассчитана на 2 года обучения. Общая продолжительность обучения детей в группе 1-го года -144 учебных часа, 2-го года -144 учебных часа. Программа предназначена для детей детского дома «Островок».

       Занятия проводятся: первый и второй год – 2 раза в неделю по 2 часа с перерывами в 10 минут в рамках каждого часа. Количество и возраст детей в учебных группах: первый год обучения – 12 человек 8 – 15 лет, второй год обучения – 10 человек.

       Уровень освоения программы базовый.

       Программа уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Пояснительная записка

         Программа «Обучение правилам безопасного поведения на дорогах» носит социально – педагогическую направленность. Программа реализуется в творческом объединении «Юный инспектор дорожного движения».

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее время в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

 Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие у детей знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.   Анализ статистики ДТП с участием детей и психолого-педагогические исследования указывают, что для эффективного обучения подрастающего поколения безопасному поведению на дороге и улице необходимо внедрение в учебно-образовательный процесс школы целостной системы непрерывного обучения детей безопасному поведению на дороге и улице.

Содержание программы основывается на современной концепции безопасности дорожного движения с учетом системообразующих связей всех элементов дорожно-транспортного процесса.

Что способствует формированию   сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.

Актуальность образовательной программы состоит в основе принципов концентричности, повторности и постепенного усложнения, знаний о безопасности поведения на улицах и дорогах. Это позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную систему безопасности дорожного движения, обеспечивать преобразование знаний в прочные умения и навыки в этой области, а также постепенно углублять межпредметные связи содержания курса.

          Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

         Новизна данной программы - это воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.

         Цель:

       Создать условия для непрерывного воспитательного процесса юных участников дорожного движения.

Задачи:

Обучающая:

  • Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному

поведению на улицах и дорогах;

  •   Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные

знания по данному вопросу;

  •  Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
  • Сформировать умение применять на практике полученные знания,

обеспечив тем свою собственную безопасность.

     Развивающая:

  • Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной

ситуации;

 Развивать способность к публичным выступлениям, общению с участниками дорожного движения во время рейдов;

  •  Повышать интерес школьников к велоспорту;
  •  Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность,

активность, аккуратность.

     Воспитательная:

  • Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного

движения;

  • Воспитывать чувство единения в команде, взаимовыручки, умения прийти на помощь, оказать моральную поддержку;

-  Воспитывать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.

Отличительные особенности данной программы

        Отличительными особенностями программы являются:

        1.Данная программа обеспечивает непрерывность обучения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям на улицах и дорогах.

        2.Обязательные принципы в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении:

      -учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.

     3.Данная система включает в себя такие элементы, как:

     -соответствующие организационные формы и методы обучения;

     -использование методов программного обучения и межпредметной интеграции в начальной, основной и средней школе;

     -закрепление получаемых знаний путем формирования специальных умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.

      Программа составлена по трем основным видам деятельности:

  1. обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
  2. творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
  3. практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

       Программой предусмотрены такие формы подведения итогов, как выставки, открытые мероприятия, конкурсы, фестивали.

Сроки реализации программы 

  Программа рассчитана на 2 года обучения. Общая продолжительность обучения детей в группе 1-го года -144 учебных часа. 2-го года -144 учебных часа.

Формы и режим занятий

         Программа реализуется в соответствии с психологическими особенностями младших и средних школьников. Программа предназначена для детей детского дома «Островок». Дети организуются в учебную группу постоянного состава. При определении режима занятий учтены санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Занятия проводятся: первый и второй год – 2 раза в неделю по 2 часа с перерывами в 10 минут в рамках каждого часа. Количество и возраст детей в учебных группах: первый год обучения – 12 человек 8 – 15 лет, второй год обучения – 10 человек.

          Уровень освоения программы базовый.

Развивающее обучение имеет целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка и обеспечивает:

1) развитие различных сторон психики человека и его личностных качеств: внимания, памяти, воображения, умения выделять главное;

2) развитие личности – общие умственные способности, которые проявляются не только в успешном усвоении знаний, но и в оперировании ими; воля; эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства; познавательные потребности; общая культура;

3) развитие целостной личности как индивидуальности, как субъекта своего познания и своей жизни, умеющего принимать собственные решения и брать ответственность на себя, испытывающего потребность в самореализации своих способностей, склонностей, в творческой деятельности.

          Программа реализуется по принципу систематичности и последовательности, предполагает нахождение логических связей между техническими, природоведческими и обществоведческими знаниями, полученными ребёнком на разных ступенях воспитания и обучения. В данной программе правила дорожного движения (ПДД) рассматриваются с разных сторон. Это не только рассказ о правилах и знаках, цветах светофора, но ещё и интересные факты из истории дорожного движения и происхождения некоторых слов и терминов ПДД. В программу включены практические занятия по переходу улицы, по составлению безопасного маршрута до школы и до автобуса, запланированы экскурсии.

        Занятия проходят в кабинете с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.

        Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и воспитателей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения. Программа предполагает, как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

       Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью

рекомендуется использование таких форм проведения занятий: - тематические занятия; - игровые тренинги; - разбор дорожных ситуаций на настольных играх; - экскурсии, конкурсы, соревнования, КВН, викторины.

       Программа творческого объединения «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

         Формы проведения учебных занятий очень разнообразны:

  • Тематические занятия;
  • Игровые уроки;
  • Практические занятия;
  • Конкурсы;
  • Соревнования;
  • Викторины и т.д.

        В том числе:

1.Час вопросов и ответов (ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов).

2. Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных ситуаций).

3. Деловая и ролевая игры: я - регулировщик, я - пешеход, я - водитель, я -пассажир, я - нарушитель и т.д.

4. Уроки творчества (составление сценариев выступлений, викторин, сочинение песен, стихов о ПДД, выпуск информационных раздаточных материалов и т.д.).

6. Соревнования, состязания (оказание первой медицинской помощи условно пострадавшим в ДТП, сборка и разборка велосипедов, мастерство вождения велосипеда и др.).

7. Путешествие по страницам Правил дорожного движения.

8. Викторины, конкурсы, кроссворды.

9. Мои высказывания верны, не верны «Да. Нет».

10. Логические цепочки (по знакам, по форме, по разметке, по содержанию)

       Работа творческого объединения проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.        Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.

          В образовательном процессе используются «Правила дорожного движения РФ» (последняя редакция), плакаты с изображением знаков дорожного движения, экзаменационные билеты по Правилам дорожного движения и комментарии к ним (категория «В»), тематические задачи и комментарии к ним, аптечку водителя для оказания первой медицинской помощи.

        Основные методы, используемые для реализации программы кружка:

В обучении – практический, наглядный, словесный, видеоматериалы.

В воспитании– методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

        Ценностные ориентиры содержания учебного предмета способствуют формированию:

  • метапредметных связей– учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
  • личностные и образовательные (предметные) - на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
  • эстетические – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с наглядными материалами;
  • трудовые– учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям;
  • физические– на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

    После освоения данной программы учащиеся 1-го года обучения овладеют:

знаниями:

       -правил дорожного движения;

       -основы безопасного поведения на дороге;

       -основные термины и понятия, используемые в ПДД;

      -историю развития ПДД,

     умениями:

           -умение быстро ориентироваться в сложных, экстремальных дорожных ситуациях;

       -регулирования дорог;

навыками:

      -навыками оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;

      -навыками безопасного поведения на дороге.

      После освоения данной программы учащиеся 2-го года обучения       овладеют:

      знаниями:

- опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах;

- безопасные участки улиц и дорог в селе;

 - типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;

- опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;

- места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;

- название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;

         умениями:

- перехода улиц и дорог по сигналам светофора;

- перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;

-перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;

- воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;

         навыками:

    -движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по     обочине и краю проезжей части с взрослыми);

- движения группы детей в сопровождении взрослых;

- этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь с взрослыми;

    -безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги. 

      Ожидаемые конечные результаты

     - Отсутствие количества ДТП с участием обучающихся.

     - Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100% выполнение программных требований; увеличение качества диагностических работ).

      -Внедрение новых инновационных технологии по профилактики ДТП травматизма;

-  Повышение ответственности детей за свое поведение на дороге.

Формы подведения итогов  

         Формами начальной диагностики детей являются собеседование с ребенком, тестирование детей, результаты фиксируются как начальный уровень

подготовки. Итогом первого и второго года обучения являются полученные знания.

         В соответствии с требованиями программы проводится промежуточная аттестация, которая включает в себя наблюдение за практической деятельностью ребенка.

         Контроль усвоения темы проводится в формах:

  • Самостоятельного комментария ребенком своих действий в ходе работы;
  • Презентацией индивидуальных проектов с подробным анализом;
  • Самостоятельно подготовленного обучающимся сообщения по выбранной теме в занимательной форме;
  • Самостоятельно выполненных работ, выставляемых после каждой темы.

      В середине и в конце года проводится диагностика в различных формах:

  • В форме тестов, устных опросов, дидактических заданий;
  • В форме игрового тестирования;
  • В форме графических диктантов, рисунков, чтения и составления схем;
  • В форме дидактических и свободных самостоятельных построений в различных предметно – игровых средах;
  • В форме непосредственного участия в различных видах тематических игр.

          Полученные данные фиксируются в сводных таблицах при помощи простых и понятных символов, составляется мониторинг индивидуального роста учащихся в рамках программы.

         Воспитательные результаты деятельности оцениваются по трём уровням.

         Первый уровень результатов — приобретение учащимися теоретических знаний (об устройстве дорог, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения на дороге), первичного понимания необходимости соблюдения правил дорожного движения.

         Второй уровень результатов — получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к реально возникшей ситуации. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

       Третий уровень результатов — получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

       Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие

формы контроля:

 - Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся

- Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

-Итоговый контроль в формах

-тестирования, практических работ, творческих работ учащихся.

          Критерии оценки по параметрам диагностики

      Знания по основам безопасности дорожного движения:

  1. Высокий уровень - учащийся грамотно и четко отвечает на любой вопрос по основам безопасности дорожного движения с подробным теоретическим объяснением; грамотно применяет свои знания в различных дорожных ситуациях.
  2. Средний уровень - учащийся односложно, но правильно отвечает на    поставленные вопросы по основам безопасности дорожного движения; недостаточно точно анализирует сложившуюся дорожную ситуацию.
  3. Низкий уровень - у учащегося практически отсутствуют знания по      безопасности дорожного движения; не может правильно и полно ответить на поставленные вопросы.

     Знание Правил дорожного движения:

  1. Высокий уровень - учащийся глубоко изучил и освоил ПДД; быстро и

четко отвечает на поставленные вопросы; умеет анализировать создавшиеся дорожные ситуации; быстро и правильно решает тематические задачи.

  1. Средний уровень - учащийся знает лишь основные темы по ПДД; на заданные вопросы отвечает недостаточно полно и твердо, а при решении тематических задач допускает ошибки, не отражающиеся на конечном результате.
  2. Низкий уровень - учащийся не знает основных тем ПДД; не может достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, а при решении тематических задач делает ошибки, влияющие на конечный результат.

    Знание видов ответственности за нарушение ПДД:

  1. Высокий уровень - учащийся изучил и освоил все виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения; быстро и четко отвечает на поставленные вопросы; правильно решает тематические задачи.
  2. Средний уровень - учащийся знает лишь основной материал по видам

ответственности за нарушение Правил дорожного движения; на заданные вопросы отвечает недостаточно полно и твердо, а при решении тематических задач допускает ошибки, не отражающиеся на конечном результате.

  1. Низкий уровень - учащийся не знает видов ответственности за нарушение Правил дорожного движения; не может правильно ответить на поставленные вопросы, а при решении тематических задач делает ошибки, влияющие на конечный результат.

       Знания по приемам оказания первой медицинской помощи:

1.Высокий уровень - учащийся изучил и освоил все виды оказания медицинской помощи; грамотно может применять их на практике.

2.Средний уровень - учащийся знает основной материал по видам оказания медицинской помощи; не всегда точно может применить их на практике.

3.Низкий уровень – учащийся не знает основных видов оказания первой медицинской помощи; при выполнении практической работы допускает серьезные ошибки.

      Управление велосипедом:

1.Высокий уровень - учащийся хорошо владеет всеми навыками фигурного вождения велосипеда.

2.Средний уровень - учащийся владеет лишь основными навыками управления велосипедом.

3.Низкий уровень - у учащегося отсутствуют навыки вождения велосипеда.

п/п

ФИО

Знания по

основам

безопасности

Знание

 Правил

дорожного

движения

Знание видов

ответственности за нарушение приемам ПДД

Знание оказания

первой

медицинской помощи

Управление

велосипедом

в

с

н

Общий балл

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

   

Учебный план

1-й год обучения

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

прак-

тика

1

Вводное занятие

2

2

Опрос

2

Основы безопасности дорожного движения

46

10

36

беседа

3

Правила дорожного движения

68

18

50

зачет

4

Основы медицинских знаний

8

2

6

викторина

5

Управление

велосипедом

20

2

18

Деловая игра

                                                 Итого:

144

34

110

Календарный план

1-й год обучения

п/п

Месяц

Дата

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия,

место проведения для экскурсий, полевых выходов, занятий на спортивных площадках и т.п.

1

рассказ

 

Деловая игра

2

Вводное занятие. Инструктаж по  технике безопасности на занятиях кружка

46

Основы безопасности дорожного движения

2

беседа

2

История создания детского объединения юных

инспекторов движения

3

Заочная экскурсия

2

Структура и организация работы отряда ЮИД

4

Деловая игра

2

Задачи на новый учебный год. Основные понятия и термины ПДД

5

Деловая игра

2

 Обязанности и права юного инспектора движения

6

беседа

2

Современный транспорт – зона повышенной опасности.

7

Заочная экскурсия

2

Дети –

пассажиры.

8

Аукцион

2

Правила поведения в общественном и

индивидуальном транспорте

9

Аукцион

2

 Законы дорожного движения (история и

современность)

10

лекция

2

История и развитие Правил дорожного движения в России.

11

лекция

2

История и развитие Правил дорожного движения в России.

12

лекция

2

Первые автомобили. Автомобильный транспорт

13

Деловая игра

2

Участники движения: пешеходы, водители, пассажиры.

14

Деловая игра

2

Участники движения: пешеходы, водители, пассажиры.

15

Деловая игра

2

Дорога, её элементы и правила поведения на дороге

16

лекция

2

Дорога, её элементы и правила поведения на дороге

17

Заочная экскурсия

2

Появление светофора на дорогах. Виды светофоров.

18

Аукцион

2

Появление светофора на дорогах. Виды светофоров.

19

Аукцион

2

Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам

транспортного и пешеходного светофоров

20

Устный журнал

2

Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам

транспортного и пешеходного светофоров

21

Устный журнал

2

Знаки регулировщика

22

лекция

2

Знаки регулировщика

23

лекция

2

Тренировка в подаче сигналов регулировщика

24

лекция

2

Тренировка в подаче сигналов регулировщика

68

Правила дорожного движения

25

Деловая игра

2

Дорожные знаки

26

Деловая игра

2

Дорожные знаки

27

Деловая игра

2

История дорожных знаков. Дорожные

знаки и их группы.

28

лекция

2

История дорожных знаков. Дорожные

знаки и их группы.

29

лекция

2

Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Запрещающие

знаки.

30

лекция

2

Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Запрещающие

знаки.

31

Заочная экскурсия

2

Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний.

32

. Аукцион

2

Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички

33

Аукцион

2

Дорожная разметка

34

лекция

2

Дорожная разметка

35

Деловая игра

2

Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения.

36

Деловая игра

2

Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения.

37

  турнир

2

Виды разметки

38

Практическая работа

2

Виды разметки

39

. Практическая работа

2

Горизонтальная разметка и ее назначение

40

семинар

2

Вертикальная

разметка и ее назначение

41

Деловая игра

2

Перекрестки и их виды. Проезд перекрестков.

42

Деловая игра

2

Перекрестки и их виды. Проезд перекрестков.

43

Деловая игра

2

Перекресток: решение ситуационных задач

44

тестирование

2

Перекресток: решение ситуационных задач

45

тестирование

2

Дорожно-транспортные происшествия (причины и

последствия

46

лекция

2

Дорожно-транспортные происшествия (причины и

последствия

47

Заочная экскурсия

2

Определение ДТП

48

Аукцион

2

Последствия ДТП

49

Аукцион

2

Последствия ДТП

50

Деловая игра

2

Дорожные ловушки.

51

. Деловая игра

2

Дорожные ловушки.

52

Деловая игра

2

Правила движения пешеходов

вдоль дорог.

53

Контрольная работа

2

Правила движения пешеходов

вдоль дорог

54

лекция

2

Движение учащихся по тротуарам и пешеходным

переходам.

55

Экскурсия

2

Движение учащихся по тротуарам и пешеходным

переходам. Улицы села

56

Заочная экскурсия

2

Правила пользования транспортом.

57

Аукцион

2

Правила пользования транспортом.

58

Аукцион

2

Правила перехода улицы после выхода из транспортных

средств.

8

Основы медицинских знаний

59

Заочная экскурсия

2

Аптечка автомобиля и ее содержимое.

60

Аукцион

2

Аптечка автомобиля и ее содержимое

61

Аукцион

2

Оказание первой помощи

62

Деловая игра

2

Оказание первой помощи

20

Фигурное вождение велосипеда

63

беседа

2

История создания велосипедов. Виды велосипедов.

64

Деловая игра

2

Обязанности

водителей велосипедов, мопедов, мотоциклов, скутеров.

65

лекция

2

Езда на

велосипеде, технические требования, предъявляемые к

велосипеду. Экипировка.

66

Тестирование

2

Основные виды нарушений ПДД велосипедистами

67

лекция

2

Преодоление на велосипеде искусственных препятствий

68

Заочная экскурсия

2

Преодоление на велосипеде искусственных препятствий

69

Изложение нового материала

2

Подача предупредительных сигналов велосипедистом

световыми приборами и рукой.

70

Аукцион

2

Подача предупредительных сигналов велосипедистом

световыми приборами и рукой.

71

Деловая игра

2

Составление памятки: «Юному

велосипедисту».

72

Тест

2

Итоговое занятие

Содержание программы

1 год обучения

        Раздел 1 Введение.

         Теория. Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда.

         Практика. Игра «Давайте познакомимся».

          Раздел 2 Основы безопасности дорожного движения.

          Теория. Дети и проблемы дорожной безопасности. Современный транспорт – зона повышенной опасности. Дети – пассажиры.

         Практика. Правила поведения в общественном и индивидуальном транспорте. Юные пешеходы.  Организация дорожного движения. Законы дорожного движения (история и современность) История и развитие Правил дорожного движения в России. Первые автомобили. Автомобильный транспорт. Общественный транспорт.

         Практика. Участники движения: пешеходы, водители, пассажиры. Опасные места в районе школы. Дорога, её элементы и правила поведения на дороге.

          Теория. Светофор. Появление светофора на дорогах. Виды светофоров. Сигналы светофоров.

          Практика. Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров.

          Теория. Знаки регулировщика. Первый жезл регулировщика. Современный регулировщик. Знаки регулировщика.

          Практика.  Тренировка в подаче сигналов регулировщика.

         Раздел 3 Правила дорожного движения.

         Теория. Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Запрещающие знаки. Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний. Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички.

          Практика. Деловая игра «Дорожные знаки»

          Теория. Дорожная разметка. Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки.  Горизонтальная разметка и ее

назначение. Вертикальная разметка и ее назначение. Перекресток. Перекрестки и их виды. Проезд перекрестков.  Правила перехода перекрестка. Порядок движения на перекрестке при регулировании движения регулировщиком и светофором.  

          Практика. Перекресток: решение ситуационных задач.

         Теория. Дорожно-транспортные происшествия (причины и последствия)

          Практика. Определение ДТП. Причины попаданий детей в ДТП. Последствия ДТП.  Разбор конкретных ДТП. Дорожные ловушки. Решение задач по теме. Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог. Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. Наша дорога в школу.

         Теория. Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств.

         Практика. Решение задач по билетам ГИБДД

         Теория. Культура поведения пешехода, пассажира, водителя Транспортная культура. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Основы страхования.

          Раздел 4 Основы медицинских знаний

        Теория. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

        Практика. Практическое занятие «Аптечка». Оказание первой помощи пострадавшему при ДТП. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при

кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего.

          Раздел 5 Фигурное движение велосипеда.

        Теория. Правила движения велосипедиста. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.  История создания велосипедов. Виды

велосипедов.

         Практика. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов.

          Теория. Устройство велосипеда. Уход за велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин.

         Практика. Фигурное вождение велосипеда. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода и нерегулируемых перекрестков. Составление памятки: «Юному велосипедисту». Итоговое занятие- тестирование по темам.

Учебный план

2-й год обучения

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

прак-

тика

1

Вводное занятие

2

2

Опрос

2

Правила дорожного движения

114

24

90

беседа

3

Первая медицинская помощь

24

8

16

зачет

4

Подготовка агитвыступления

4

2

2

викторина

                                                 Итого:

144

36

108

Календарный план

2-й год обучения

п/п

Месяц

Дата

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия,

место проведения для экскурсий, полевых выходов, занятий на спортивных площадках и т.п.

1

Деловая игра

2

Вводное занятие. Инструктаж по  технике безопасности на занятиях кружка

Правила дорожного движения

2

беседа

2

Разработка и изучение положения об отряде ЮИД.

3

Заочная экскурсия

2

Разработка и изучение положения об отряде ЮИД

4

Деловая игра

2

Задачи на новый учебный год. Основные понятия и термины ПДД

5

Деловая игра

2

 Задачи на новый учебный год. Основные понятия и термины ПДД

6

беседа

2

Права  и обязанности и ответственность участников дорожного движения.

7

Заочная экскурсия

2

Права  и обязанности и ответственность участников дорожного движения.

8

Аукцион

2

Дорожные знаки

9

Аукцион

2

Дорожные знаки

10

лекция

2

Дополнительные средства информации

11

лекция

2

Дополнительные средства информации

12

беседа

2

Дополнительные средства информации

13

Деловая игра

2

Правила движения пешехода. Территория детского дома

14

Деловая игра

2

Правила движения пешехода. Территория детского дома

15

Деловая игра

2

Правила движения пешехода. Территория детского дома

16

лекция

2

Где и как переходить улицу?

17

. Заочная экскурсия

2

Где и как переходить улицу?

18

. Аукцион

2

Где и как переходить улицу?

19

беседа

2

Элементы улиц и дорог.

20

Устный журнал

2

Элементы улиц и дорог.

21

Устный журнал

2

Элементы улиц и дорог.

22

лекция

2

Регулируемый перекрёсток

23

беседа

2

Регулируемый перекрёсток

24

лекция

2

Регулируемый перекрёсток

25

Деловая игра

2

Нерегулируемый перекрёсток

26

Деловая игра

2

Нерегулируемый перекрёсток

27

Деловая игра

2

Нерегулируемый перекрёсток

28

беседа

2

Правила движения велосипедистов

29

лекция

2

Правила движения велосипедистов

30

беседа

2

Правила движения мопедиста

31

Заочная экскурсия

2

Правила движения мопедиста

32

. Аукцион

2

Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте

33

Аукцион

2

Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте

34

лекция

2

Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте

35

Деловая игра

2

Движение группы пешеходов и велосипедистов

36

Деловая игра

2

Движение группы пешеходов и велосипедистов. Территория детского дома

37

Деловая игра

2

Движение группы пешеходов и велосипедистов. Территория детского дома

38

лекция

2

Устройство велосипеда; технические требования к велосипеду и мопеду.

39

лекция

2

Устройство велосипеда; технические требования к велосипеду и мопеду.

40

лекция

2

Устройство велосипеда; технические требования к велосипеду и мопеду.

41

Деловая игра

2

Фигурное вождение велосипеда. Территория детского дома

42

Деловая игра

2

Фигурное вождение велосипеда. Территория детского дома

43

. Деловая игра

2

Фигурное вождение велосипеда. Территория детского дома

44

лекция

2

Дорожная разметка.

45

лекция

2

Дорожная разметка.

46

лекция

2

Дорожная разметка.

47

Заочная экскурсия

2

Правила пользования транспортом

48

Аукцион

2

Правила пользования транспортом

49

Аукцион

2

Правила пользования транспортом

50

 Деловая игра

2

На железной дороге.

51

Деловая игра

2

На железной дороге.

52

беседа

2

На железной дороге.

53

лекция

2

Движение по загородной дороге

54

лекция

2

Движение по загородной дороге

55

 лекция

2

Движение по загородной дороге

56

Заочная экскурсия

2

Дорожные ловушки

57

Аукцион

2

Дорожные ловушки

58

Викторина  

2

Дорожные ловушки

24

Первая медицинская помощь

59

Заочная экскурсия

2

Ожоги, обморожения

60

Аукцион

2

Ожоги, обморожения

61

Аукцион

2

Ожоги, обморожения

62

Деловая игра

2

Виды кровотечений. Остановка кровотечений

63

Деловая игра

2

Виды кровотечений. Остановка кровотечений

64

Деловая игра

2

Виды кровотечений. Остановка кровотечений

65

лекция

2

Транспортировка пострадавших

66

лекция

2

Транспортировка пострадавших

67

лекция

2

Транспортировка пострадавших

68

Заочная экскурсия

2

Переломы

69

Аукцион

2

Переломы

70

Аукцион

2

Переломы

4

Подготовка агитвыступления

71

. Деловая игра

2

Подготовка агитвыступления

72

Тест

2

Итоговое занятие

Содержание программы

2 года обучения

         Раздел 1 Введение.

         Теория. Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда.

         Практика. Игра «Давайте познакомимся».

        Раздел 2 ПДД.

        Теория. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации.

         Практика. Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.

        Теория. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.

          Практика. Деловая игра. Правила перехода на регулируемом перекрёстке.

Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.

         Теория. Нерегулируемый перекрёсток. Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.

         Практика. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке.

        Теория. Правила движения велосипедиста, мопедиста. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду.

         Практика. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов.

          Теория. Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали оборудования. Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин.

         Практика. Выверка центровки колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Устранение зазоров.

        Теория. Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений: «восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии. Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении.

        Практика. Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование собственным легковым автомобилем или такси.

         Теория. На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные пути. Движение по загородной дороге. Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных.

        Практика.  Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе.

Раздел 3 Первая медицинская помощь.

         Теория.  Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3,4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства.

         Практика. Обработка поражённых участков тела.

         Теория. Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПМП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях.

         Практика. Правила наложения жгута, (закрутки).

         Теория.  Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска).

          Практика. Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти.

         Раздел 4 Подготовка агитвыступления.

          Теория. Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в районных, областных конкурсах по ПДД.

Методическое обеспечение

        Контрольные срезы, тесты по ПДД.

Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения занятий ПДД.

Учебники по ОБЖ.

Методические разработки для обучающихся по ПДД.

«Правила дорожного движения РФ» (последняя редакция),

Экзаменационные билеты по Правилам дорожного движения и комментарии к ним (категория «В»),

Тематические задачи по ПДД и комментарии к ним.

Сборник методических рекомендации для классных руководителей по вопросам профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;

Разработки тематических занятий, игровые тренинги.; сценарии - экскурсий, конкурсов, соревнований, КВН, викторин по ПДД.

Правила дорожного движения для школьников. Теория и практика поведения на дороге. [Электронный ресурс]

Материально-техническое обеспечение

        Кабинет, оснащенный компьютером, мультимедийной установкой, доской.         Наглядно-раздаточный и демонстрационный материал.

Аптечка водителя для оказания первой медицинской помощи.

Плакаты с изображением знаков дорожного движения.

Наборы карточек с дорожными знаками.

Наборы настольных играх по ПДД.

Список использованной литературы для педагога

1.Бурьян В.М. Классные часы по ПДД – М.: ТЦ Сфера, 2004.- 64 с.

2.Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160 с.

3.«Добрая дорога детства» 2003-2005 гг

4.Жук Л.И. Защитим детство. - Оригинал маркет. 2001.- 127 с.

5.Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 6 с.

6.Кузьмина Т.А. Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Система работы в образовательном учреждении – Волгоград. «Учитель» - 2006

7.Попова Г.П. Основы безопасности жизнедеятельности. – Волгоград: Учитель, 2005. – 104 с.

Список использованной литературы для обучающихся

1. Игра по правилам дорожного движения 2. Обучающая игра. [Электронный ресурс] - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). 2007. Издатель: Новый Диск; Разработчик: ID Company.

2. Игра по правилам дорожного движения. Веселая игра, которая поможет выучить правила дорожного движения. [Электронный ресурс] - 1 электрон. опт. диск (CD ROM). 2006. Издатель: Новый Диск; Разработчик: IDEX CT.

3. Леонтьев А.Н. Правила дорожного движения для водителей Мопедов, Скутеров, Мокиков и велосипедистов. – М: Русь Автокнига, 2005.

4. Нескучные уроки: ПДД для детей. Серия: Нескучные уроки. [Электронный ресурс] - 1 электрон. опт. диск (CD ROM). 2009. Издатель: Бука; Разработчики:

Смолянский О. В., DominiSoft.

5. Правила дорожного движения для школьников. Детская обучающая

программа. [Электронный ресурс] - 1 электрон. опт. диск (CD ROM), 2008.

Издатель: Акелла; Разработчик: Акелла.

6. Правила дорожного движения для школьников. Теория и практика поведения на дороге. [Электронный ресурс] - 1 электрон. опт. диск (CD ROM), 2007.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация работы с учащимися по правилам безопасного поведения на дорогах и по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»

В курсе «Ознакомление с окружающим миром» и «Основы безопасности жизнедеятельности» предусмотрено изучение тем по безопасности дорожного движения, где ребята изучают не только теоретический мате...

ПАМЯТКА О СОБЛЮДЕНИИ ПДД В В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ НЕОБХОДИМО ЕЖЕДНЕВНО НАПОМИНАТЬ ДЕТЯМ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ:

ПАМЯТКА О СОБЛЮДЕНИИ ПДД   В ЛЕТНИЙ  ПЕРИОД ВРЕМЕНИ НЕОБХОДИМО ЕЖЕДНЕВНО  НАПОМИНАТЬ ДЕТЯМ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ:...

Конспект занятия по правилам безопасности поведения на дороге

Логопедический квест по безопасности поведения на дорогах...

Повышение качества обучения детей в школе правилам безопасного поведения на дорогах.

Сообщение "Повышение качества обучения детей в школе правилам безопасного поведения на дорогах"...

Инструктаж с учащимися по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте

Инструктаж с учащимися по правилам безопасного поведения надорогах и на транспорте....

Статья "Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ как эффективное средство профилактики пожароопасного поведения детей и подростков"

В статье освещаются вопросы возможности использования ДООП как средства профилактики пожароопасного поведения детей и подростков.Статья легла в основу доклада автора на 3 городской научно-практической...