Конспекты уроков музыки в начальной школе
план-конспект урока по музыке

Коновалова Анастасия Дмитриевна

Эти конспекты были мной использованны на преддипломной практике 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 28.04.2021 г.

Учитель музыки Челпанова О. П.

Школа: 11

Класс: 1 Б

Студентка ЧПК№1: Коновалова Анастасия Дмитриевна

40 группы  

Тема урока музыки: «Балет»

Цель: Познакомить с музыкальными спектаклями, оперой и балетом.

Планируемые результаты:

  1. Метапредметные: Овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, установления аналогий;  продолжить развитие навыков интонационно-образного анализа музыкального произведения (контраст лада, темпа, тембра, жанровой основы, формы музыкальных произведений), развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать музыкальные произведения, развивать вокально-хоровые навыки, внимание, память.
  2. Предметные: Углубить представления учащихся о опере и балете, закрепить знание средств музыкальной выразительности, уметь определять тему урока, ставить перед собой задачи, познакомиться с творчеством П. И Чайковского и Э. Грига.
  3. Личностные: формировать целостный взгляд на мир, формировать этические чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, формирование потребности общения с музыкой, желания слушать.

Тип занятия: «открытия» новых знаний.

Методы и приемы: словесный (беседа), наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, наблюдение за музыкой, метод размышления о музыке, метод размышления о музыке, наглядность, метод возвращения к пройденному материалу, метод музыкальных обобщений.

Материалы и оборудование: проектор, учебник, ноутбук, доска, фортепиано, портрет композитора.

Музыкальный репертуар: Хор «Семеро Козлят» из оперы «Волк и семеро Козлят» М. Коваль, П. И. Чайковский балет «Танец маленьких лебедей», «Марш» из балета «Щелкунчик» Чайковского, сцена из балета «Щелкунчик» «Сражение» П. И. Чайковский, «Вальс снежных хлопьев», «Вальс цветов», фрагмент балета «Конек Горбунок» «Золотые рыбки» Р. Щедрин, Песня друзей  из м\ф «Бременские музыканты» Музыка Геннадия Гладкова, слова Юрия Энтина.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог урока

Конспект

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t(мин)

1

Организационный момент

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

Музыкальное приветствие “Добрый день”.

Колокольчик нам поёт,

Всех на “Музыку” зовёт.

Слышишь тонкий голосок,

Нам пора начать урок.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

- Здравствуйте, присаживайтесь!

- Ребята, мы сейчас с вами повторим, что было на прошлом уроке!

- Что такое опера?

- Что делают в опере?

- Какие вы знаете оперные произведения и их композиторов?

- Молодцы!

- Обратите внимание на экран, и подпевайте все вместе.

Хор «Семеро Козлят» из оперы «Волк и семеро Козлят» М. Коваль.

- Сейчас мы с вами посмотрим один фрагмент и вы мне скажите в какое путешествие мы с вами сегодня отправимся. Хорошо?

П. И. Чайковский балет «Танец маленьких лебедей»

- Что вы увидели?

- Какие вы знаете направления в танцах?

- А кто знает, как называется этот танец?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Правильно, запишите тему урока «Балет»

Дети встают со своих мест.

- Здравствуйте!

Дети садятся.

- Опера – это жанр вокального музыкально-драматического искусства.

- В опере поют.

- Мариан Коваль Опера «Волк и семеро Козлят»

- Танцы

- Народные танцы, классические танцы, бальные танцы, эстрадные танцы.

- Балет.

5 мин.

2

Организация слушательской деятельности

Р(Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости)
П (новые знания об музыке)

В опере артисты поют. В балете – танцуют. Музыка объединяет и пение, и танец.

Для того, кто умеет различать песню, танец, марш (песенную, танцевальную и маршевую музыку) «открыты двери» в волшебную страну, которая называется «Музыкальный театр». Ведь герои музыкального театра поют, танцуют, маршируют.

Часто героями опер и балетов становятся сказочные персонажи, давайте с вами угадаем, что это за герои.

Нас ждет встреча с персонажами опер и балетов.

- Хотите оказаться в настоящем театре на репетиции балета?

Слайд «Театр, кулисы»

- Представьте: мы с вами - за кулисами, с интересом наблюдаем за этой таинственной жизнью. Видим: танцуют соло, дуэтом, потом появляется большое количество персонажей - всё в движении, в напряжении страстей, без слов понятно, что происходит что-то важное и красивое! Но что?

- Чтобы понять это, давайте обратимся к замечательной сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

- Может быть, кто-нибудь читал эту сказку? Назовите её героев.

- О каком празднике в этой сказке шла речь?

- Сегодня вместе с музыкой П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик» мы попадём в эту замечательную сказку.

- Но для начала, мы с вами поговорим об великом русском композиторе П.И. Чайковском.

- Петр Ильич Чайковский (1840–1893 гг.) – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений, среди которых известнейшие балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Один из самых исполняемых композиторов во всем мире. В биографии Чайковского важно отметить, что в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано. В 38 лет Чайковский делает вклад в детскую музыкальную литературу: пишет сборник пьес для детей под названием «Детский альбом». Вошли туда «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Новая кукла», «Баба Яга» и др.

- Возвращаемся с вами обратно к балету «Щелкунчик».

- Действие этого балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской ёлки.

- Итак, представим себе дворец, рождественский праздник, зажигается ёлка. Под звуки весёлого марша мальчишки сделали из подаренных игрушек целый оркестр: детские трубы, барабаны, ударный инструмент – тарелки.

Слушание «Марш» из балета «Щелкунчик» Чайковского.

- Сейчас мы с вами попытаемся прохлопать ритм марша.

- С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из своих нор мыши во главе с королём… И оживший Щелкунчик во главе кукольного войска вступает в битву с Мышиным королём и его армией.

- Музыка балета в сцене «Сражение» изображает пестроту и переплетение разных военных действий: боевые сигналы, выстрелы, скачка, перемещение больших масс персонажей и, наконец, победа! А теперь слушаем этот фрагмент.

Слушание сцены из балета «Сражение»

- В трудную минуту Мари спасает Щелкунчика. Любовь девочки превращает его в прекрасного Принца, и они вместе отправляются в страну сказок – волшебное кондитерское царство – Конфетюрингбург.

- Комната Мари превращается в зимний лес (и наш музыкальный класс тоже). Поднимается метель, кружатся снежные вихри… Снежинки окружают наших юных героев…

Слушание «Вальс снежных хлопьев».

- Завершает балет «Вальс цветов», воспевающий красоту расцветающей природы. В начале музыки звучит инструмент – арфа (на слайде). У вас есть любимые цветы? Какие?

«Вальс цветов»

- Теперь мы с вами обратимся к балету Родиона Щедрина, он написал замечательную музыку к сказке «Конек Горбунок». Мы услышим с вами фрагмент этого спектакля, который называется «Золотые рыбки». В каком музыкальном спектакле в опере или в балете могла бы звучать такая музыка?  

Слушание фрагмент балета «Золотые рыбки»

- Не правда ли, музыка позволяет ярко представить все характеры, события?

Знакомство с терминологией

Балет – музыкальный спектакль, в котором содержание передаётся танцем, пантомимой.

Балерина - артистка балетного театра, исполнительница классических танцев.

Пуанты - женские балетные туфли, позволяют танцовщице принять положение с точкой опоры на кончики пальцев вытянутой стопы.

Адажио – медленная часть танца, которая выполняется под спокойную музыку.

Жест – движения рук, головы, передающие чувства и мысли.

Мимика – мысли и чувства, передаваемые не словами, а телодвижениями, выражением лица, отражающие эмоциональное состояние.

- Да.

- Да.

- Щелкунчик, Мышиный Король, Мари.

- На кануне Рождества.

Хлопают:

hello_html_5bda084d.png

- Эта музыка могла бы звучать в балете. У неё танцевальный характер, танцевальный ритм.

15 мин.

3

Организация исполнительской деятельности

П ( выделение и формулирование познавательной цели — узнать и разучить песню)

- Мы сегодня с вами на уроки побывали на различных сказках. А сказу про бременских музыкантов вы знаете?

- Тогда сейчас мы с вами разучим песню, а называется она «Песенка друзей».

Песня «Песенка друзей»

ВХР трудности

Методы и приемы

Нисходящее движение

Скачки вверх и вниз

Окончание фраз с согласной

Дирижёрский жест

Собственный показ

Подыгрывание мелодии

Хормейстерский жест

- Да.

15 мин.

4

Итог урока

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

- Наше сегодняшнее «путешествие» в Музыкальный театр подходит к концу.

- Так что такое опера, а что такое балет?

- Какие различия у этих двух понятий?

- Что узнали сегодня на уроке?

- Что удивило вас на уроке?

- Что понравилось на уроке?

- Что запомнилось?

- Я благодарю всех за активную работу на уроке.

5 мин.

5

Рефлексия

Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)

Оцените свою работу на уроке:

«5» - активно выполнял все задания, правильно ответил на все вопросы.

«4» - активно выполнял все задания, с подсказкой отвечал на все вопросы.

«3» - выполнял все задания, ответил не на все вопросы,

«2» - не выполнил задания, не ответил на вопросы.

- Записать в тетради.

5 мин.



Предварительный просмотр:

Дата: 28.04.2021 г.

Учитель музыки Челпанова О. П.

Школа: 11

Класс: 4 В

Студентка ЧПК№1: Коновалова Анастасия Дмитриевна

40 группы  

Тема урока музыки: «Путешествие в театр музыкальной комедии»

Цель: создание условий для знакомства с жанрами театра музыкальной комедии – опереттой и мюзиклом.

Планируемые результаты:

  1. Метапредметные: Овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, установления аналогий;  продолжить развитие навыков интонационно-образного анализа музыкального произведения (контраст лада, темпа, тембра, жанровой основы, формы музыкальных произведений), устанавливать ассоциативные связи между музыкой, театральным искусством, литературой, историей и географией, развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать музыкальные произведения, развивать вокально-хоровые навыки, внимание, память.
  2. Предметные: научить понимать язык музыки жанров; создать условия для эмоционального отклика детей на звучащую музыку; углубить знакомство с творчеством австрийского композитора Иоганна Штрауса (сына).
  3. Личностные: формировать целостный взгляд на мир, формировать этические чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, формирование потребности общения с музыкой, желания слушать.

Тип занятия: «открытия» новых знаний.

Методы и приемы: словесный (беседа), наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, наблюдение за музыкой, метод размышления о музыке, метод размышления о музыке, наглядность, метод возвращения к пройденному материалу, метод музыкальных обобщений.

Материалы и оборудование: проектор, учебник, ноутбук, доска, фортепиано, портрет композитора.

Музыкальный репертуар: Хор «Семеро Козлят» из оперы «Волк и семеро Козлят» М. Коваль, П. И. Чайковский балет «Танец маленьких лебедей», «Марш» из балета «Щелкунчик» Чайковского, сцена из балета «Щелкунчик» «Сражение» П. И. Чайковский, «Вальс снежных хлопьев», «Вальс цветов», фрагмент балета «Конек Горбунок» «Золотые рыбки» Р. Щедрин, Песня друзей  из м\ф «Бременские музыканты» Музыка Геннадия Гладкова, слова Юрия Энтина.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог урока

Конспект

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t(мин)

1

Организационный момент

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

Музыкальное приветствие “Добрый день”.

- Меня зовут Анастасия Дмитриевна

- Домашнее задание.

- Начну урок с загадки. Я сейчас буду перечислять слова, а вы подумайте, о чем моя загадка? Если вы догадались, останавливайте меня. Итак, красивое платье, сменная обувь, костюм, наглаженная рубашка и «бабочка» или галстук, билет, номерок в гардеробе, купленная программка, место в партере или ложе, погасший свет, выход дирижёра, увертюра…

- Да! Ответ верный ТЕАТР! Да, мы с вами счастливые люди, в нашей области много театров.

- Театров много, и они все одинаковые? Правда? Или у них есть различия?

-Давайте попробуем догадаться, о каком театре пойдёт сегодня речь?

-Этот театр связан с нашим предметом (Музыкой), значит театр «музыкальный»

- В этом театре мы купим билеты, когда нам хочется развлечься (получить яркое удовольствие, посмеяться, послушать лёгкую музыку)

- В этом театре, мы обязательно увидим самые яркие костюмы, на сцене будут танцевать, петь, мы услышим диалоги между героями спектакля, и обязательно будет яркий финал!

- Пожалуйста, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема урока:

«Путешествие в театр музыкальной комедии»

Дети встают со своих мест.

- Здравствуйте!

Дети садятся.

- Театр.

- Все театры разные. Есть театр Оперы и Балета, есть Молодежный театр, Театр современного танца, Театр драмы, Театр кукол, Камерный театр

-Театр музыкальной  комедии!

- «Путешествие в театр музыкальной комедии»

5 мин.

2

Организация слушательской деятельности

Р(Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости)
П (новые знания об музыке)

-А, знает ли кто-нибудь из вас, в каком жанре работает этот театр?

Например, в театр оперы и балета, мы пойдём слушать…

-В большой драматический театр или малый драматический мы пойдет смотреть драму или трагедию.

А что же мы услышим, увидим в театре музыкальной комедии?

СЛАД № 2 (С вылетом: Оперетта. Мюзикл)

- Давайте, постараемся сегодня узнать максимально много о нашей теме урока!  

- Скажите мне, пожалуйста,  участвовали ли вы когда-нибудь в эксперименте?  

- А кто любит всё новое, неизведанное, яркое и весёлое?.

- А есть ли у кого-нибудь такое чувство некого волнения, как будто в животе летают бабочки?

Я очень рада, что вы все такие разные и очень постараюсь, чтобы на моём уроке каждый для себя сам выбрал ту часть урока, которая сможет раскрыть потаённую творческую частичку души.

- Ну что, начинаем? Начинаем урок- эксперимент!

- Сядьте ровно, руки положите на колени и закройте глаза! Раз! Два! Три!

- На эти три счёта вы смогли сделать три огромных шага в будущее – ваше будущее!

- И Вы уже не дети, а молодые, красивые девушки и юноши!

СЛАД № 3 «Мы артисты»

- Чувствуете?

- Вы уже окончили школу, получили образование, и даже, нашли работу: вы все артисты театра! И необычного театра, а театра музыкальной комедии.

- Вы спрашиваете, что такое оперетта?  Оперетта – итальянское слово, которое переводится, как маленькая опера.

- Оперетта наследует традиции академической музыки и классические оперные формы. ОТЛИЧИЕ ОТ ОПЕРЫ: Арии, вокальные ансамбли, хоры, но они обычно короче, проще по форме и выдержаны в песенно-танцевальном характере.

В ОТЛИЧИЕ ОТ МЮЗИКЛА, оперетта обычно имеет классический состав оркестра, без электронных инструментов и электроакустической аппаратуры. Также имеются отличия в хореографии – в оперетте ведётся своя драматургическая линия, которую танцы лишь украшают. В мюзикле же хореография является одним из главных средств выразительности.

И ВТОРОЕ ОТЛИЧИЕ оперетты от мюзикла: Оперетта пишется только на комедийный сюжет, а мюзикл может быть и комедией, и драмой, и может иметь в основе религиозную направленность.

- Быстрее на сцену, зал полон, билетов в кассе нет! Аншлаг! Представление начинается!  Какое же представление?

СЛАЙД №5 (Афиша оперетты «Летучая мышь»)

СЛАЙД №6 (Портрет Иоганна Штрауса (сына))

- Музыку к оперетте «Летучая мышь» написал австрийский  композитор Иоганн Штраус (сын). Посмотрите, какой красивый портрет! Этого композитора  ещё называют «Королём Вальсов».

Я сказала - Иоганн Штраус (сын), из этого следует, что был ещё и Иоганн Штраус (отец). Правильно! Хочется рассказать один факт из их биографии. Сам И. Ш.(отец) был талантливым композитором и его сын, тоже был очень одарённым. Так вот отец  запрещал и даже жестоко наказывал за то, что сын занимался сочинением музыки. Разрешались и поощрялись только классические занятия музыкой. Эта проблема закончилась,   когда Отец И. Ш. ушёл из семьи и не имел влияния на сына.

СЛАЙД № 7 («Вальс»)

(звучит фрагмент «Вальса» из оперетты «Летучая мышь»)

Активное слушание «Вальса» И. Штрауса из оперетты «Летучая мышь»

Вопросы к прослушанному произведению:

1. Вы можете дать название данному музыкальному произведению?

2. Знаете ли вы перевод слова «Вальс», и из какого языка это название заимствовано?

3. Сможете назвать главное средство выразительности, по которому можно сразу узнать, что это вальс?

-  Молодцы! Справились!

- Оперу или балет.

- Оперетту или мюзикл.  

Ответы учеников.

Ответы учеников

Ответы учеников.

- «Вальс»

-В переводе с французского «кружение».

- Да, это 3-х дольный МЕТР!

15 мин.

3

Организация исполнительской деятельности

П ( выделение и формулирование познавательной цели — узнать и разучить песню)

- Ребята, какой приближается сейчас праздник?

- Сейчас мы с вами споем песню «Катюшу».

Музыка Матвея Блантера

Слова Михаила Исаковского

Песня «Катюша»

ВХР трудности

Методы и приемы

Нисходящее движение

Скачки вверх и вниз

Окончание фраз с согласной

Дирижёрский жест

Собственный показ

Подыгрывание мелодии

Хормейстерский жест

- 9 мая

- Да.

15 мин.

4

Итог урока

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

- Наше сегодняшнее «путешествие» в Музыкальный театр подходит к концу.

- В каком театре мы сегодня «работали»?

- Вспомните название оперетты, из которой мы слушали «Вальс» Иоганна Штрауса.

- О каких видах музыкальных спектаклей сегодня шла речь?

- Помните ли вы фамилии композиторов, чьи произведения сегодня звучали?

- «Летучая мышь»

- Оперетта

- Иоганн Штраус

5 мин.

5

Рефлексия

Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)

Оцените свою работу на уроке:

«5» - активно выполнял все задания, правильно ответил на все вопросы.

«4» - активно выполнял все задания, с подсказкой отвечал на все вопросы.

«3» - выполнял все задания, ответил не на все вопросы,

«2» - не выполнил задания, не ответил на вопросы.

- Записать в тетради.

5 мин.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в начальной школе.

Урок музыки в 3 классе, тема урока "Норвежский сказочник - Эдвард Григ", тема триместра "Построение музыки" + самоанализ урока по теме семинара ОМО учителей художественного творчества "Здоровьесберега...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы можете найти конспекты уроков музыки в начальной школе...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Конспекты уроков по музыке 1,2,3 и 4 классов....

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Данные конспекты были испльзованны мной на преддипломной практике...

Конспекты уроков музыки для начальной школы

Здесь вы можете увидеть конспекты уроков музыки для начальной школы, разработанные мною на практике....