План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
план-конспект урока по музыке на тему
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока музыки, 5 класс | 24 КБ |
Конспект урока музыки, 7 класс | 23.22 КБ |
Конспект урока музыки, 6 класс | 24.91 КБ |
Конспект урока музыки, 5 класс | 24.29 КБ |
Конспект урока музыки, 7 класс | 24.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Гальченко Регина, 40 группа, 5 класс
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Учитель музыки: Быкова А. В.
Тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: Найдём ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Распознаем художественный смысл различных форм построения музыки.
Метапредметные: Осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение.
Предметные: Сопоставлять зримые образы музыкальным сочинениям, узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики. Прослушать «Островок» С. Рахманинова, «Весенние воды» С. Рахманинова. Выучить песню «Как здорово» О. Митяева.
Личностные: Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
Оборудование:флеш – накопитель, видео проектор, экран, презентация, ноты, фортепиано, песню «Как здорово» Митяева О. текст, музыка (минус, ноты).
Предварительный просмотр:
Гальченко Регина, 40 группа, 7 класс
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Учитель музыки: Михайлова А. В.
Тема урока: «Циклические формы инструментальной музыки».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: Углубление знакомства с циклическими формами музыки. Характерных черт стиля композиторов; закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки на примере: «Кончерто гроссо №1» А. Шнитке.
Метапредметные: Называть тему урока, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. Организовывать и определять задачи и цель обучения, выполнять задания по инструкции учителя, выражать эмоционально – ценностное отношение к уроку.
Предметные: Закрепление представления о полистилистике, характерной для современной музыки, на примере Рондо из Кончерто гроссо №1 А. Шнитке. Прослушать «Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано» А. Шнитке. Выучить песню М. Минькова «Дорогою добра».
Личностные: Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Оборудование: флеш – накопитель, видео проектор, экран, презентация, ноты, фортепиано, песню «Дорогою добра» Миньков М.. текст, музыка (минус, ноты).
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД | ||||
1. Организационный момент (2 минуты).
2. Пение(15 минут ). 3. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации (5 минут). 4. Изучение нового материала – слушание (15 минут). 5. Рефлексия (3 минуты). | (По музыкальному приветствуем друг друга распеванием, поём еще одно распеванием, что бы подготовить голосовой аппарат к работе). - Ребята, здравствуйте, меня зовут Регина Андреевна, и сегодня я буду проводить урок музыки. - Кто- то из вас может мне сказать, какая тема у вас была на прошлом уроке? - А что такое «Камерная музыка»? -Что такое этюд? - Какие произведения вы слушали на прошлом уроке? -Что было в качестве домашнего задания? - Хорошо! Ребята, а вам нравится то, что даёт вам жизнь, ваши друзья, ваши родители, может братья или сёстры, в общем в жизни вы счастливы? - Так, но есть в жизни, и какие – то невзгоды, какие – то не значительные проблемы, да? - А хотите, я вам открою один секрет? - Что бы этих невзгод, не было нужно поднимать себе настроение, а знаете, как его можно поднимать? - Верно, но можно и другие способы найти для поднятия настроения, например песнями. Можно петь, а от хорошей песни всегда поднимается настроение. Я хочу предложить вам спеть песню, но название песни я вам не скажу, вы услышите её, а потом скажите мне название сами. - Ребята, какую песню мы с вами будем петь? - Верно, песня называется «Дорогою добра». Сейчас мы её разучим, а затем споём, как настоящие профессионалы.
- Молодцы! Очень хорошо спели! А может, у кого – то и настроение поднялось сразу, с песней? - Ребята, а вы знакомы с определением циклической формы музыки? - Сюиты, инструментальные концерты, сонаты, симфонии относятся к циклическим формам музыки. А как вы думаете обращались кто – то из великих композиторов к этим формам. - Верно! К этим формам обращались как композиторы прошлого, так и наши современники. - Музыка выдающегося отечественного композитора А. Шнитке – это исповедь человека нового времени, вобравшего в себя опыт нескольких столетий. Свободное совмещение прошлого и настоящего – особенность его музыки. Привлечение музыкальных цитат, полистилистика. - Они свойственны А. Шнитке. - Концерт для двух скрипок, клавесина и камерного оркестра А. Шнитке имеет старинное название «Кончерто гроссо» (« Кончерто гроссо» - в переводе с итал. – большой концерт). В этом концерте взаимоотношение между солистами и оркестром такие же, как в старинных инструментальных концертах Баха и Вивальди. Давайте мы сейчас его прослушаем и подумаем, какие черты современного человека воплощены в концерте? - Да, ребята, верно можно услышать современные мотивы, характеризующие человека в современном стиле. Композитор посвятил это произведение своим друзьям и первым исполнителям этой музыки скрипачам Гидону Кремеру и Татьяне Гринденко. «Сочиняя концерт, - говорил А. Шнитке – я не только слышал их, но и видел, как они играют… Их сценическое поведение доставляют слушателям и зрителям эстетическое наслаждение». - Прослушаем его ещё раз и подумаем, какие черты характерны этому произведению? - Да, ребята, верно! Волевой, целеустремленной главной теме 5й части композитор противопоставляет тему другого мира – злобного, враждебного, «Наплывы», искажающие звучание чистых тембров скрипки, воспринимаются слушателями как вторжение сил, противостоящих активности главной темы. - Но была у Шнитке ещё одна композиция. Называется она «Сюита в старинном стиле». - Знаете ли вы что такое сюита? - Верно! Сюита – это ряд, последовательность. Относится к многочастным циклическим формам инструментальной музыки, так же как возникшие позднее соната и симфония. Сюита состоит из нескольких самостоятельных частей – танцев, обычно контрастирующих между собой и объединённых общим худ. Замыслом. Давайте прослушаем её и подумаем, как строится диалог солирующей скрипки и аккомпанирующего ей фортепиано? - Да, верно, ребята, красиво, плавно взаимосвязаны партии соло скрипки, перепивающего фортепиано. «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке является ещё одним примером «путешествия во времени». Она состоит из пяти частей:1) Пастораль, 2)балет, 3) Менуэт, 4) Фуга, 5) Пантомима. -Ребята, что мы можем представить прослушивая это произведение? Послушаем его ещё раз и подумаем над этим вопросом. - Верно, ребята, мы можем представить себе важные времена, балы, танцы, дамы в платьях, со своими кавалерами. - Композитор, уделяя особое внимание танцевальности и пластике движений, по – новому обобщает жанровую основу сюиты. - Ребята, вы молодцы! -Чьи произведения мы с вами сегодня слушали? - Правильно! На этом наш урок подошёл к концу, спасибо за внимание. До свидания! |
-« Камерная инструментальная музыка». - Музыка в закрытом помещении. - Произведение для разыгрывания. - Ответ. - Ответ. - Да. - Есть. - Хотим. - Предложения ребят. (Слушают). - Дорогою добра. (Учим, поём). (Ответ). - Обращались. (Ответ). (Слушают,анализируют). (Слушают, объясняют). (Ответ). (Слушают, думают, отвечают). (Слушаем, отвечают). - Да. Циклические формы инструментальной музыки. - А. Шнитке.
| «Дорогою добра» Миньков М. . «Рондо из Кончерто гроссо №1» А. Шнитке. «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. | Л-Введение в урок. Подготовка рабочего места. (П-позновательная). П- Познавание нового материала, разучивание Л-восприятие музыки, культура слушателя. Р- Подведение итогов. |
Предварительный просмотр:
Гальченко Регина, 40 группа, 6а класс
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Учитель музыки: Быкова А. В.
Тема урока: «Космический пейзаж. Быть может, вся природа – мозаика цветов? Картинная галерея».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: Осмысление «звукового мира» произведения американского композитора XX в. Чарльза Айвза «Космический пейзаж», знакомство с произведением Э. Н. Артемьева.
Метапредметные: Участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы. Осмысление новых средств выразительности в процессе интонационно – образного и жанрово – стилевого анализа. Формирование устойчевых умений работы с различными источниками информации.
Предметные: Осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Осознание функций современной музыки в жизни общества, подростков. Познакомиться с произведениями Ч. Айвза «Космический пейзаж», Э. Артемьева «Мозаика»; Вспомнить, доучить песню О.Митяева «Как здорово».
Личностные: Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к образам произведения. Наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.
Оборудование:флеш – накопитель, видео проектор, экран, презентация, ноты, фортепиано, песню «Как здорово» Митяева О. текст, музыка (минус, ноты).
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД | ||||
1. Организационный момент (2 минуты).
2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации (10 минут). 3. Изучение нового материала – слушание (15 минут). 4. Пение(10 минут ). 5. Рефлексия (3 минуты). | Урок начинается с гимна 131 школы. - Ребята, здравствуйте! - Кто- то из вас может мне сказать, какая тема у вас была на прошлом уроке? - Назовите композиторов, о которых шла речь на прошлом уроке? - С каким жанром мы познакомились? - Какие произведения мы слушали? -Что было в качестве домашнего задания? - Хорошо! Ребята, прочитайте, пожалуйста строки, написанные Бальмонтом. Мы видим, мы слышим, Как светят нам солнца, Как дышат нам блики Нездешних миров. - Как вы думаете, о какой музыке пойдет речь на сегодняшнем уроки? - Человека всегда влекло к себе небо, загадочные дали космоса, Вселенной. Уже в древности русский народ мечтал о полётах, и поэтому в сказках возникли образы Бабы – Яги в летающей ступе, Ивана – Царевича на самолете, Иванушки – Дурачка, скачущего на Коньке- Горбунке по воздуху. - О полётах на другие планеты, пришельцах, космических войнах рассказывали писатели – фантасты Ж. Верн, Герберт Уэльс, Александр Беляев, Иван Ефремов и другие. 12 апреля 1961 года был запущен первый космический корабль с летчиком – космонавтом Юрием Гагариным. Но не только писатели, но и художники, и композиторы не оставались равнодушными к красоте звёздного неба. - Чарлз Эдвард Айвз (1874 –1954) американский композитор написал оркестровую пьесу, которую назвал «Космический пейзаж». Давайте послушаем и поделимся впечатлениями о музыке. - Сколько образов создал композитор в своем произведении? Каковы они? - Два образа. Один гордый, величавый, свободный образ человека с высокими нравственными принципами, словно парящего над обыденной жизнью, а второй образ контрастен первому. Образ людей суетливых, нервозных, неуравновешенных. -Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? - Первый образ создает звучание струнных инструментов, в медленном темпе. А второй образ – звучание духовых деревянных инструментов, в быстром темпе, как бы вторгаются в музыку струнных и стараются помешать резким ритмом и громкой динамикой. - Чарлз Айвз очень любил диссонансы и опробовал в своем творчестве массу новых выразительных средств. В заключительном варианте композитор назвал это оркестровое сочинение «Вопрос оставшийся без ответа». Как вы думаете почему? - Объясните смысл высказывания русского учёного и поэта М.В Ломоносова: «Открылась бездна, звёзд полна. Звездам числа нет – бездне дна…». - Мне кажется, ребята, этими строками нам Ломоносов ответил на наш вопрос. - Прочитайте строки со слайда: Быть может, вся природа – мозаика цветов? Быть может, вся природа – различность голосов? Быть может, вся природа - лишь числа и черты? Быть может, вся природа – желанье красоты? К. Бальмонт - Расширились возможности создания музыки с появлением электромузыкальных инструментов, синтезаторов, компьютеров. В музыке композиторы запечатлевали образы других, внеземных цивилизаций. - Композитор Эдуард Николаевич Артемьев российский композитор, который в своей музыке создает образы Вселенной, используя новые краски, тембры, ритмы музыки. Его творчество – уникальный пример масштабного развития направления электронной музыки, наполнение ее ярким, эмоциональным содержанием. - Он писал: Музыка – состояние души, выраженное в звуке, и в этом смысле неважно какими средствами оно достигается… Классика, Электроника, Рок-Музыка – вот те три Источника, под влияниями которых я сформировался как музыкант… - Артемьев много пишет музыки для фильмов. Вот некоторые из них. Сегодня мы послушаем его музыку под названием «Мозаика». Слово мозаика в переводе с латинского означает посвященное Музам. В изобразительном искусстве это изображение или орнамент, составленные из кусочков разноцветных камней, стекла, керамики, дерева. - После прослушивания произведения подумайте над вопросами. Какой образ создает композитор? Какие зрительные ассоциации возникают у вас во время слушания? - Образ пространства, образ космического пейзажа, образ Вселенной. Музыка словно погружается в таинственную среду, чего – то непознанного. - Какие звуковые эффекты использует композитор? - Мы слышим гул, шум, звуковые волны, эффекты затухания, отражения, эха. - Какими выразительными средствами он пользуется? - Верно! Тембровой окраской инструмента. - Артемьев в этом произведении стремился увидеть мир с необычной точки, как бы еще не познанном ракурсе и осознать нем себя. - Обращение к окружающему миру, единение с ритмами природы, шумом повседневности, открытость в бесконечную даль времени – все это приметы художественного творчества второй половины XX века. Те же черты присущи и музыке Айвза и Артемьева. Слушая ее, мы учимся лучше понимать нашу жизнь. - Ребята, на прошлом уроке мы с вами учили песню, как она называется? - Хорошо! Сейчас мы с вами её вспомним и доучим!
- Хорошо, наш урок подошёл к концу! - Что вы можете рассказать по пройденной теме? - Молодцы! До свидания! | «Инструментальный концерт. Итальянский концерт». - А. Вивальди, И. Бах. - Концерт. - А. Вивальди «Весна», «Зима» из цикла «Времена года». - Бах «Итальянский концерт». - Космической.
(Отвечают ученики). (Ответы учащихся). (Предполагают). (Объясняют). (Отвечают). (Думают, размышляют, отвечают). - Как здорово. (Вспоминаем, продолжаем учить). (Ответ). | «Космический пейзаж» Ч. Айвза. «Мозаика» Э. Артемьев. «Как здорово» О. Митяев. | Л-Введение в урок. Подготовка рабочего места. (П-позновательная). Л-восприятие музыки, культура слушателя. П- Познавание нового материала, разучивание Р- Подведение итогов. |
Предварительный просмотр:
Гальченко Регина, 40 группа, 5 класс
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Учитель музыки: Быкова А. В.
Тема урока: «Фореллен – квинтет». Дыхание русской песенности.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: Самостоятельно подбирать сходные или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них.
Метапредметные: Целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий; сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Предметные: Сопоставлять зримые образы музыкальным сочинениям, узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики. Познакомиться с произведениями австрийского композитора Франца Шуберта «Форель», «Фореллен – квинтет», «Прелюдия соль мажор», «Прелюдия соль-диез минор» С. Рахманинова. Вспомнить и продолжить разучивать песню «Как здорово» О. Митяева.
Личностные: Освоение способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики.
Оборудование: флеш – накопитель, видео проектор, экран, презентация, ноты, фортепиано, песню «Как здорово» Митяева О. текст, музыка (минус, ноты).
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД | ||||
1. Организационный момент (2 минуты).
2. Пение(10 минут ). 3. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации (10 минут). 4. Изучение нового материала – слушание (15 минут). 5. Рефлексия (3 минуты). | Начинаем урок с гимна 131 школы! - Ребята, здравствуйте! - Кто- то из вас может мне сказать, какая тема у вас была на прошлом уроке? -К картинам какого художника мы с вами пытались представить музыку? -Произведения, какого композитора сумели обрисовать музыкой картины этого художника? - Какие произведения мы слушали на прошлом уроке? - Каким жанром изобразительного искусства мы можем назвать романсы Рахманинова? - Домашнее задание было? - Ребята, а какую песню мы с вами начали учить на прошлом уроке? - Правильно, а вот сегодня мы с вами будем продолжать её разучивать!
- Франц Шуберт (1797-1828). Великий австрийский композитор, стоявший у истоков музыкального романтизма, автор более 600 песен. Все компоненты шубертовской песни – мелодика, гармония, фортепианное сопровождение – отличаются подлинно новаторским характером. Наиболее выдающаяся особенность шубертовской песни – ее огромное мелодическое обаяние. Шуберт обладал исключительным мелодическим даром: его мелодии всегда легко поются, великолепно звучат. Их отличает большая напевность и непрерывность течения: они развертываются как бы «на одном дыхании».Одно из самых грациозных и нежных произведений композитора – песня «Форель». Она была написана на стихи немецкого поэта, музыканта Кристиана Фридриха Даниеля Шубарта. Озорная песенка про рыбную ловлю. - Послушайте песню и постарайтесь ответить на вопросы: - Какие изобразительные приемы песни помогают слушателям представить реальную сценку? Как композитор выразил чувства человека в единстве с образами природы? - Подвижный темп, распев, короткие арпеджированные пассажи напоминают легкие всплески волн. Характер песни легкий, светлый, игривый, непринужденный. Шуберт нередко использовал свои песни в качестве материала для инструментальных произведений. Песня «Форель имела такой успех, что композитор сочинил инструментальный квинтет. Называется «Фореллен-квинтет» (для пяти инструментов: скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано). - Послушайте и определите характер, форму и солирующие инструменты? - Музыка Шуберта живописна. Используя музыкальные краски (тембровые) композитор создал музыкальные образы и картины. Дыхание русской песенности. - Музыка многих произведений Сергея Рахманинова вызывают у слушателей зримые образы: бескрайние дали, просторы России. Его мелодия «стелется, как тропа в полях». - Прочтите стихотворение А. Майкова: Мне в душу повеяло жизнью и волей. Вон – даль голубая видна… И хочется в поле, в широкое поле, Где, шествуя, сыплет цветами весна! - Рассмотрите картину И. Левитана и скажите: подходит ли стихотворение Майкова по настроению к картине? - Прочтите стихотворение А. Пушкина: По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит. Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. - Рассмотрите картину А. Степанова «Цугом». Созвучны ли эти произведения? Какую музыку можно увидеть? - Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов и картин (ладовые, динамические, тембровые, темповые, регистровые)? - Как музыка может рисовать музыкальную картину? Что такое Музыкальная картина? - Послушайте Прелюдию соль-диез минор и Прелюдию соль мажор С. Рахманинова. - Определите характер произведений. Какие пейзажи возникают в вашем воображении под впечатлением музыки? Слушание произведения С. Рахманинова. - Сопоставьте музыкальный образ прелюдий с поэтическими и художественными образами. Кто может сказать, что такое «музыкальная картина?» - Музыкальная картина – произведение, которое очень ярко и доступно передает впечатление композитора от картин природы, событий, явлений. - Художники, поэты и композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. Значит, мы можем услышать живопись. А музыка С. Рахманинова создает музыкальные образы и картины, которые мы можем увидеть. Следовательно, мы можем увидеть музыку и услышать живопись. - С какими композиторами мы с вами сегодня познакомились? - От чего зародился квинтет Шуберта? - С каким искусством Рахманинов связывал свои произведения? - Домашнее задание: Придумать и нарисовать свою картину на любую из прелюдий Рахманинова. - Все свободны. До свидания. | Проходят дети, готовятся к уроку. - Музыкальная живопись и живописная музыка. - Борисова – Мусатова. - Рахманинова. - Островок, Весенние воды. - Пейзаж. (Ответ). - «Как здорово». (Слушаем, вспоминаем, разучиваем след. куплеты, поём). (Дети отвечают).
(Дети предполагают, высказывают своё мнение). (Читают). (Дети рассматривают, отвечают). (Отвечают). (Ответ). ( Думают, рассуждают). (Ответы на вопросы). (Сопоставляют, отвечают). - Шуберт, Рахманинов. - От успеха с песней «Форель». - Стихотворения, художество. | «Как здорово» О. Митяев. «Форель» Ф. Шуберт. «Фореллен – квинтет» Ф. Шуберт. «Прелюдия соль – диез минор», «Прелюдия соль мажор» С. Рахманинов. | Л-Введение в урок. Подготовка рабочего места. (П-позновательная). П- Познавание нового материала, разучивание Л-восприятие музыки, культура слушателя. Р- Подведение итогов. |
Предварительный просмотр:
Гальченко Регина, 40 группа, 7 класс
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Учитель музыки: Быкова А. В.
Тема урока: «Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: Углублённое знакомство с музыкальным жанром – соната. Знакомство с жанром камерной музыки – соната.
Метапредметные: Осуществлять действия контроля, коррекции, оценивать действия партнера в коллективной и групповой художественно-творческой, деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования. Устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями.
Предметные: Научиться понимать особенности развития музыки в сонатной форме как отражение жизненных противоречий. Помочь учащимся осознать различие музыкальной драматургии в циклических формах сюиты и сонаты; научиться выявлять содержание и идею произведения, выраженные в сонатной форме – самом действенном драматизированном виде музыкальной драматургии. Прослушать «Патетическую сонату» Л. В. Бетховена, «Сонату № 2» С. С. Прокофьева, «Сонату № 11» В. А. Моцарта. Вспомнить и закрепить песню Минькова М. «Дорогою добра».
Личностные: Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Закрепления понятия сонатная форма.
Оборудование: флеш – накопитель, видео проектор, экран, презентация, ноты, фортепиано, песню «Дорогою добра» Миньков М.. текст, музыка (минус, ноты).
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД | ||||
1. Организационный момент (2 минуты).
2. Пение(15 минут ). 3. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации (5 минут). 4. Изучение нового материала – слушание (15 минут). 5. Рефлексия (3 минуты). | Урок начинается с гимна 131 школы. - Ребята, здравствуйте, можете садиться! - Скажите, какая тема была у нас на прошлом уроке? - Что относится к циклическим формам? -Музыку, каких композиторов мы с вами слушали? - К какому времени относится его музыка? - Как называются его произведения, которые мы слушали? - Как мы можем перевести «Кончерто гроссо»? -Домашнее задание было? - Хорошо! Мы с вами на прошлом уроке пели? Что мы пели? Как называется песня? - Верно! Мы её только начали учить, а сегодня мы продолжим это делать, мы доучим последний куплет и вспомним предыдущие. Сейчас я включу её, и мы восстановим её в памяти.
- Молодцы! Очень хорошо спели! - Ребята, цель нашего урока познакомиться с сонатной инструментальной формой. Так тема сегодня и будет звучать «Соната» Запишите её к себе в тетради. - Мы знаем с вами, что музыкальная культура делится на два основных направления: религиозное и светское. - Как мы можем определить, что звучит религиозная музыка? С помощью чего, чем она отличается от музыки другого типа? - Правильно! Религиозная музыка всегда была связана с богослужением. - А чем отличается от неё светская музыка? - Светская музыка опиралась на народно – песенную, танцевальную культуру. С XVI века начинает развиваться камерная музыка. Ребята, давайте вспомним, что такое камерная музыка? От латинского – это «комната», музыка звучащая в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож, написанная для небольшого состава исполнителей. Запишите определение в тетради. Сегодня мы с вами поговорим об одном из распространенных жанров камерной музыки, им является жанр соната, от итальянского – «звучать». - Этот термин появился в XVI веке - это произведение, состоящее из 3-4 частей, предназначенное для одного или двух инструментов. Соната не только имеет нумерацию, но и названия. - Сонатная форма: I часть – экспозиция - основные музыкальные темы - главная и побочная - либо противопоставляются друг другу или дополняют одна другую. II часть – разработка -эти темы звучат по-новому, сталкиваются, борются. III часть – реприза - повторяются темы экспозиции, но с изменениями. - Исходя из информации, скажите, как мы можем их отличить друг от друга, каждую часть? - Хорошо! Но есть ещё одна, четвертая часть. Называется она кода. Кода - окончательная точка завершения, итог, позволяющий слушателю понять замысел композитора. Начнем знакомство с сонатами. Первое, что мы послушаем, произведение Л. В. Бетховена, которое называется «Патетическая соната». - Людвиг ван Бетховен – это немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской классической школы». - В фортепианных сонатах Бетховена предстает вся жизнь человека, со всеми его душевными переживаниями. Название сонаты № 8 «Патетическая» принадлежит самому Бетховену. Патетический – значит страстный, взволнованный, полный воодушевления, подъема. Соната состоит из 3-х частей. Контрастное сопоставление тем, их столкновение, борьба, придают музыке драматический характер. Начало сонаты необычно. Быстрой музыке I части предшествует медленное вступление. II часть - медленная, певучая - осмысление пережитого. III часть –быстрая, взволнованная. - Послушайте внимательно I часть, обратите внимание на слова, которые написаны на доске: страстно, возвышенно, строго, спокойно, мечтательно, пафосно, призывно, тяжело, величаво, благородно. - После слушания вы должны выбрать слова, которые характеризуют произведение, и записать их в тетрадь. - Следующее произведение Прокофьева С. С. «Соната № 2». - Прокофьев Сергей Сергеевич – русский советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель. Народный артист РСФСР. - Сейчас мы с вами прослушаем 1 часть сонаты № 2 Прокофьева, образы каких героев, по вашему мнению, рисует музыка? - Хорошо, ребята, молодцы. Но не все композиторы шли строго по правилам сонаты, были и исключительные профессионалы, например, такие как В.А.Моцарт со своим произведением «Соната № 11». - Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор и музыкант – виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов. - В сонате нет драматического содержания, в ней преобладают лирические образы. I часть-тема с вариациями - лирического, песенно – танцевального характера, звучит мечтательно, светло, спокойно. - Прослушаем первую часть сонаты и подумаем, что мы можем представить себе при слушании этого произведения? - Хорошо, ребята, очень хорошо представили! В этой сонате всего 6 вариаций. II часть – менуэт – танец , тема не вносит контраста. III часть – рондо - некоторые особенности турецкой музыки, есть прибавление рефрена - повтора. Рондо в турецком стиле. - На дом вам будет задание, вы должны будете прослушать всю сонату полностью и написать мини – сочинение, на тему: «Какую картину вы представляете перед собой, слушая сонату № 11» или «Образы, каких героев вы видите при прослушивании». - На этом, ребята, наш урок подошёл к концу! - Что вы можете сказать по теме нашего урока? | -« Циклические формы инструментальной музыки». - Сюиты, инструментальные концерты, сонаты, симфонии. - Шнитке. - Нового времени. - «Рондо из кончерто гроссо», «Сюита в старинном стиле». - Большой концерт. - Ответ. - Дорогою добра. (Включаю песню, вспоминаем, знакомимся со следующим куплетом, поём). - Относится к богослужениям. - Особенными образами. - Для закрытого помещения. (Записывают). (Записывают термин). (Ответ). (Записывают определение «Патетический»). (Слушают, выбирают слова). (Выбирают слова, записывают, меняются тетрадями для оценивания). (Слушают, отвечают на вопрос). (Слушают, представляют, отвечают). (Задаю наводящие вопросы).(Ответы). | «Дорогою добра» Миньков М. . Л. В. Бетховен «Патетическая соната № 8). «Соната № 2». Прокофьев С. С. «Соната № 11» В. А. Моцарт. | Л-Введение в урок. Подготовка рабочего места. (П-позновательная). П- Познавание нового материала, разучивание Л-восприятие музыки, культура слушателя. Р- Подведение итогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока музыки в 4 классе по теме "Музыка Украины"
В презентации, используемой на уроке, могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, портреты, цитаты.На экране могут также появляться определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как уч...
План - конспект урока музыки в 7 классе по теме "Память жанров"
Урок – путешествие для 7 классов проводится в меди о – классе в серии уроков посвященных музыкальным жанрам. Обучающая цель данного урока – познакомить учащихся с музыкальным творчеством П. И. Чайков...
План-конспект урока музыки в 6 классе по теме "Музыкальный образ"
Материал содержит план-конспект урока на материале произведений А. Вивальди и П.И. Чайковского ("Времена года")...
План-конспект урока музыки в 1 классе по теме "Как можно услышать музыку?"
В материале урока использованы пьесы П.И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года» и «Весенняя песня В.А.Моцарта...
План-конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера".
Данный урок предназначен для уч-ся 5 класса по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской. Цель данного урока познакомить уч-ся с особенностями оперного жанра , с разновидностями вокальных и инструмента...
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...
План-конспект урока музыки во 2 классе на тему"Русские народные музыкальные инструменты"
План-конспект урока музыки во 2 классе на тему"Русские народные музыкальные инструменты" с учетом ФГОС...