Рабочая программа "Хоровая студия"
методическая разработка по музыке по теме
Рабочая программа хоровой студии отделения дополнительного образования на два года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vokalnaya_studiya.docx | 49.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа № 391
Отделение дополнительного образования детей
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом Директор ГБОУ СОШ № 391
ГБОУ СОШ №391
Решение от ________
Протокол № _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 1 год обучения
Возраст учащихся: 7-17 лет
Срок реализации: 2 года
Объём программы: 144 пед.ч.-1 год
Автор-составитель:
Педагог дополнительного образования
Горячёва Юлия Александровна
Санкт-Петербург 2012
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы: нравственно-эстетическая.
Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования детей заключается в формировании эстетической культуры, являющейся одним из стержневых базисных свойств личности.
Сердце каждого ребёнка открыто для музыки, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, она поселиться в нём навечно.
Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка - больше, чем просто украшение и эстетическое дополнение к жизни.
Программа эстрадной студии «Кураж» особое внимание уделяет тому, чтобы музыка постепенно, незаметно проникла в жизнь ребёнка, заставляла слушать себя, будила мысль и воображение. А главное – давала бы всем детям, пришедшим в коллектив, шанс удовлетворить свой интерес, раскрыть способности, сформировать положительную самооценку, способствующую социализации и адаптации в современном обществе.
Мы работаем в Санкт-Петербурге, в одном из самых крупных мегаполисов. Ребёнок, растущий в огромном городе, чаще всего оторван от естественных условий общения с окружающем миром. В детской среде он практически лишён межвозрастного общения, общение со взрослыми сведено до делового минимума, общение с природой бесконечно затруднено. Ребёнок не имеет возможности, а потому и навыков спокойного созерцания мира, в большинстве случаев его контакты с миром торопливы и поверхностны. Нарушенная структура общения ведёт, естественно, ко всевозможным нарушениям его развития.
Процесс освоения ребёнком духовных ценностей и становление его личности как субъекта творческой деятельности сопряжены в современной социокультурной ситуации с рядом трудностей. Одной из них являются противоречивые представления молодёжи о культуре, эстетике, искусстве. В первую очередь это касается размывания границ между истинными и мнимыми ценностями, нравственными и безнравственными, прекрасным и безобразным, духовным и бездуховным. В современных условиях присущая подростковому и юношескому возрасту потребность в идеале, красоте часто не находит адекватного удовлетворения из-за недостаточной эстетической образованности и воспитанности детей.
Разбалансированными оказываются физическая, эмоциональная, интеллектуальная сферы ребёнка. В итоге многие дети оказываются не в состоянии воспользоваться теми сокровищами культуры, которые предлагает им один из крупнейших городов России.
Уровень освоения программы: общекультурный.
Цель: творческое развитие ребёнка. Организовать обучение таким образом, чтобы создать условия, обеспечивающие выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей и оказание им социальной поддержки.
Для реализации поставленной цели была разработана модель образовательного процесса, которая позволила осуществить системный, деятельно-личностный подход к формированию эстетической культуры ребёнка в тесной связи с музыкальным, художественным, нравственным, физическим воспитанием.
Задачи:
Образовательные
- Адаптация и психологическая поддержка одарённых детей.
- Организация образовательной среды, обеспечивающей выявление и оценку не только результативной, но главным образом процессуальной стороны обучения, способствующей проявлению инициативы, самостоятельности творчества и одарённости ребёнка.
- Создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одарённых детей.
Развивающие
- Обучение ребёнка с помощью вокала, эмоциональной выразительности передачи зрителям своего понимания красоты, добра, радости.
- Развитие и поддержание устойчивого интереса ребёнка к вокально-эстрадному творчеству.
Воспитательные
- Создание комфортных условий для интересной, творческой работы коллективе студии, способствующих развитию коммуникативных навыков личности.
Актуальность данной программы дополнительного образования детей заключается в том, что она включает в себя как знакомство детей с основными вокальными понятиями, доступными детям данного возраста, так и задания, способствующие раскрытию индивидуальности каждого участника студии. Школьники приобретают опыт самостоятельного общественного действия в виде проведения конкурсов, вечеров, праздников.
Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования детей заключается в том, что, занимаясь в вокальной студии, у детей происходит становление позитивного отношения к общечеловеческим ценностям. Дети в социально защищенной среде получают возможность эмоционального переживания своих чувств и их рефлексии.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7-15 лет
Условия набора в объединение:
Первый год обучения: зачисляются учащиеся, желающие заниматься вокалом и заявление от родителей.
Второй год обучения: зачисляются учащиеся прошедшие обучение по программе прошлого года и заявление от родителей.
Формы и режимы занятий:
1 год обучения 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа)
2 год обучения 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа)
Формы диагностики прогнозируемых результатов
При обучении используются следующие формы диагностики прогнозируемых результатов: тестовые занятия, самостоятельные и групповые задания, участие в праздниках, концертах, конкурсах.
Формы организации деятельности на занятиях:
- Разогрев вокального аппарата:
- несколько дыхательных упражнений;
- небольшие попевки в пределах квинты с закрытым ртом или на гласный слог «о», «а».
- Работа над правильным вокальным формированием звука:
- пение на одной ноте различных слогов: «ми», «ме», «ма», «мо», «му», для сглаживания разницы в произношении гласных звуков;
- небольшие попевки с использованием различных слогов с перенесением (транспонированием) их на различную высоту.
- Исполнение вокального произведения.
Варианты упражнений, попевок, могут быть совершенно разнообразными, они должны использоваться на усмотрение педагога. Такая, несколько свободная форма в проведении вокальных занятий на начальном этапе должна всё же содержать в себе некоторые ограничения, которые должен контролировать педагог:
- нельзя перегружать голосовой аппарат студийца (форсировать звук), так как в период роста ребёнка это может привести к необратимым последствиям: узлы на связках, их разрыв и т. д.
- нецелесообразно на начальном этапе ставить перед студийцем серьёзные вокальные задачи, например, правильно «округлять» звук и использовать другие приёмы, характерные для профессиональных вокалистов. Такие задачи не совсем понятны в возрасте 14-15 лет. Они могут привести к неприятию самого предмета изучения, а в отдельных случаях и к конфликту с педагогом. Гораздо в этот период помочь ребёнку найти свой собственный, естественный голос, о существовании которого он, может быть, и не подозревает, научить его правильно слышать себя и лишь затем, постепенно и очень аккуратно начинать его развитие.
Работа над совершенствованием вокально-певческих навыков (дыханием, тембром, формированием звука, дикцией), как уже отмечалось, проходит на протяжении всего курса вокальной подготовки.
С самого первого занятия целесообразно начинать ансамблевые и хоровые репетиции. Такая форма занятий необходима, поскольку довольно часто студийцам приходиться в концертах исполнять музыкальные произведения или песни многоголосно. Для практических занятий можно использовать лёгкие 2-х или 3-х голосные музыкальные сочинения, песни, а также произведения, предполагаемые для исполнения в концерте. На втором и третьем году обучения в план занятий необходимо вводить исполнение романсов, небольших и несложных сочинений западной классики, а также начинать технику работы с атрибутами (микрофонами, фонограммами). Работа с техникой является одним из важнейших направлений творческой деятельности студии. Один раз в две недели необходимо проводить технические репетиции, где наиболее продвинутые студийцы, прошедшие двух-трёхлетний курс обучения в студии, могли бы начинать самостоятельную работу с микрофоном и фонограммой. Исполнение музыкальных сочинений, оснащённых техническими средствами, подразумевает совершенно иные слуховые ощущения, К которым необходимо некоторое время привыкать.
Наполняемость группы 12-15 человек. Также занятия проходят не с полной группой, а в форме индивидуальных занятий и ансамблевых репетиций, включающих необходимое для концерта количество участников.
Занятия ведутся в специально оборудованном музыкальном классе и в технически оборудованном концертном зале.
Технология обучения: ведущими технологиями при изучении являются технология мастерских, проектная деятельность, организация совместного досуга.
Ожидаемые результаты освоения программы:
К концу первого года обучения ребёнок должен
Знать:
- правильную постановку корпуса;
- иметь представление о голосовом аппарате, о резонаторах;
- музыкальную грамоту;
- пройденный песенный репертуар.
Уметь:
- правильно пользоваться певческим дыханием;
- правильно сочетать гласные в сочетании с согласными;
- следить за чистотой интонации;
- петь интервалы в медленном темпе.
К концу второго года обучения ребёнок должен
Знать:
- основы музыкальной грамоты;
- произведения современных композиторов;
- фольклорные песни в современной обработке.
Уметь:
- чисто интонировать мелодию;
- петь звонко и полётно;
- разборчиво и осмысленно проговаривать текст;
- эмоционально и выразительно исполнять вокальные произведения.
Подведение итогов реализации образовательной программы:
проведение вечеров, конкурсов, праздников, концертов в студии и для учеников других классов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения
№ | Тема | Количество часов | дата | ||
Теория | Практика | Всего | |||
Сентябрь | |||||
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 2 | 2 | 13.09. | ||
Формирование вокального дыхания | 1 | 1 | 8 | 15.09 | |
Дирижёрский жест | 2 | 20.09 | |||
Звукообразование | 2 | 22.09 | |||
Правила ухода за голосовым аппаратом | 1 | 1 | 27.09 | ||
Отработка правильного положения корпуса | 1 | 1 | 2 | 29.09 | |
Итого 12 | |||||
Октябрь | |||||
Работа над певучестью | 2 | 10 | 1.10 | ||
Выравнивание голоса на расположении всего диапазона | 2 | 6.10 | |||
Атака звука | 2 | 8.10 | |||
Координация работы связок и дыхания | 1 | 1 | 13.10 | ||
Разучивание песен | 2 | 15.10 | |||
Беседа о фольклоре | 1 | 1 | 8 | 20.10 | |
Отработка певческого дыхания | 2 | 22.10 | |||
Певческая опора, качество звука | 2 | 27.10 | |||
Разучивание песен | 2 | 29.10 | |||
Итого 18 | |||||
Ноябрь | |||||
Развитие певческих навыков | 2 | 16 | 3.11 | ||
Работа над текстом | 2 | 5.11 | |||
Развитие дикции | 2 | 10.11 | |||
Развитие артикуляционного аппарата | 2 | 12.11 | |||
Работа над единой манерой звукообразования | 2 | 17.11 | |||
Разучивание песен | 2 | 19.11 | |||
Разучивание песен | 2 | 24.11 | |||
Разучивание песен | 2 | 26.11 | |||
Итого 16 | |||||
Декабрь | |||||
Беседа о разных видах ансамблей | 2 | 2 | 1.12 | ||
Достижение ансамбля и чёткости дикции в вокальном исполнении | 2 | 14 | 3.12 | ||
Работа над единством звуко- высотного состояния звука | 2 | 8.12 | |||
Выработка у учащихся одинаковых вокально-слуховых ощущений | 2 | 10.12 | |||
Выработка слитности голосов по силе звучания | 2 | 15.12 | |||
Развитие восприятия и воспитание патриотизма | 1 | 1 | 17.12 | ||
Новогодние песни | 2 | 22.12 | |||
Динамический ансамбль | 2 | 24.12 | |||
Итого 16 | |||||
Январь | |||||
Инструктаж по ТБ | 2 | 2 | 12.01. | ||
Унисон | 1 | 1 | 2 | 14.01 | |
Работа над единой вокальной манерой | 2 | 8 | 19.01 | ||
Работа над правильным звукообразованием | 2 | 21.01 | |||
Работа над одновременным взятием дыхания | 2 | 26.01 | |||
Ритмический ансамбль | 2 | 28.01 | |||
Итого 12 | |||||
Февраль | |||||
Актёрское мастерство | 1 | 1 | 2 | 2.02 | |
Беседа о сценическом мастерстве | 2 | 6 | 4.02 | ||
Развитие техники речи | 1 | 1 | 9.02 | ||
Сценическое перевоплощение | 2 | 11.02 | |||
Темповый ансамбль | 2 | 6 | 16.02 | ||
Работа над унисоном | 2 | 18.02 | |||
Закрепление навыков | 2 | 25 .02 | |||
Итого 14 | |||||
Март | |||||
Пение a`cappella | 1 | 1 | 2 | 2.03 | |
Приобретение навыков пения a`cappella | 2 | 2 | 4.03 | ||
Слитность звучания голосов отдельной партии | 2 | 10 | 10.03 | ||
Работа над строем | 2 | 15.03 | |||
Работа над звукоизвлечением | 2 | 17.03 | |||
Работа над унисоном | 2 | 22.03 | |||
Правильное интонирование гласных | 2 | 24.03 | |||
Вокальные упражнения | 2 | 4 | 29.03 | ||
Закрепление навыков | 2 | 31.03 | |||
Итого 18 | |||||
Апрель | |||||
Музыкальная азбука | 2 | 4 | 5.04 | ||
Нотная грамота | 2 | 7.04 | |||
Знакомство с нотной грамотой | 2 | 10 | 12.04 | ||
Знакомство с нотной грамотой | 2 | 14.04 | |||
Знакомство с нотной грамотой | 2 | 19.04 | |||
Знакомство с нотной грамотой | 2 | 21.04 | |||
Знакомство с нотной грамотой | 2 | 26.04 | |||
Музыкальные игры | 2 | 2 | 28.04 | ||
Итого 16 | |||||
Май | |||||
Формирование многоголосного исполнения | 2 | 2 | 3.05 | ||
Работа над дикцией | 2 | 12 | 5.05 | ||
Развитие навыков цепного дыхания | 2 | 10.05 | |||
Работа над строем | 2 | 12.05 | |||
Общий ансамбль | 2 | 17.05 | |||
Общий ансамбль | 2 | 19.05 | |||
Итоговое занятие. | 2 | 24.05 | |||
Итого 14 | |||||
Итого за год 136 часов |
План учебно-воспитательной работы объединения
№ п/п | Название мероприятия | Сроки | Место проведения | Примечания |
1. | Беседы с обучающимися о программе, занятиях. Демонстрация презентации. | Сентябрь | Кабинет № 1 | |
2. | Развитие восприятия и воспитание патриотизма | Сентябрь | Кабинет № 1 | |
3. | Подготовка и участие в концерте для учителей школы | Октябрь | Актовый зал | |
4. | Подготовка и участие в концерте «День Матери» | Ноябрь | Актовый зал | |
5. | Игровая развлекательная программа «Скоро Новый год» | Декабрь | Кабинет № 1 | |
6. | Показ рождественского мюзикла «Не уснуть перед рождеством» | Январь | Актовый зал | |
7. | Открытое занятие «Наши защитники» | Февраль | Кабинет № 1 | |
8. | Подготовка и проведение концерта «День святого Валентина» | Февраль | Актовый зал | |
9. | Подготовка и участие в концерте « 8 марта» | Март | Актовый зал | |
10. | Участие в конкурсе | Апрель | ДДЮТ | |
11. | Отчётный концерт вокальной студии | Май | Актовый зал |
План работы с родителями
№ п/п | Название мероприятий | Сроки | Место проведения | Примечания |
1. | Родительское собрание. Тема: Задачи студии в новом учебном году, планирование совместной деятельности. Выбор родительского комитета». | Сентябрь | Кабинет № 1 | |
2. | Концерт ко дню учителя | Октябрь | Актовый зал | Приглашение родителей |
3. | Концерт «День Матери» | Ноябрь | Актовый зал | Приглашение родителей |
4. | Анкетирование родителей по теме: Удовлетворённость родителей занятиями детьми» | Декабрь | Кабинет № 1 | |
5. | Мюзикл «Не уснуть перед Рождеством» | Январь | Актовый зал | Приглашение родителей |
6. | Концерт «Всё начинается с любви» | Февраль | Актовый зал | Приглашение родителей |
7. | Концерт «8 Марта» | Март | Актовый зал | Приглашение родителей |
8. | Отчётный концерт | Май | Актовый зал | Приглашение родителей |
9. | Итоговое родительское собрание | Май | Кабинет № 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения образовательной программы
Формы, приёмы и методы проведения занятий.
Занятия проводятся в форме беседы, слушания музыки, хорового пения в полном составе, пение в малых группах, репетиций, концертов.
Основные методы обучения:
Словесные методы – лекция, диалог, анализ музыкального произведения, анализ поэтического текста.
Наглядные методы – показ видео, фото. Особенно важен показ педагогом, т.к. слуховое восприятие правильного эстрадного пения особенно необходим для успешной работы над постановкой голоса.
Практические методы – упражнения, каноны, импровизации, сочинения имитации.
Частично – поисковый метод – направлен на развитие самостоятельности в достижении поставленной цели.
В работе также используются методы: игровой, художественного контекста, создание проблемно – поисковой ситуации, наглядно – слуховой, эмоционального воздействия, вербальный, сравнения и сопоставления.
Методическое обеспечение программы
№ | Раздел | Формы занятий | Приёмы и методы организации | Дидактический материал | Формы проведения итогов | Техническое оснащение |
1 | Вокаль-ное дыхание | Групповая | Словесные: рассказ Наглядные: показ | Б.В. Баранов «Курс хороведения» | Личная оценка педагога | Пианино Технические средства |
2 | Ансамбль | Групповая | Словесные Практические | В. Морозов, «В помощь педагогу-музыканту» | Личная оценка педагога | Пианино Технические средства |
3 | Тембро вый ансамбль | Групповая | Наглядные Практические | Б.В. Баранов «Курс хороведения» | Личная оценка педагога | Пианино Технические средства |
4 | Общий ансамбль | Групповая | Наглядные Практические | Б.В. Баранов «Курс хороведения» | Личная оценка педагога | Пианино Технические средства |
5 | Унисон ный ансамбль | Инди видуа льная | Практические | Б.В. Баранов, «Курс хороведения» | Личная оценка педагога | Пианино |
Список используемой литературы
- Б.В. Баранов, «Курс хороведения», М., ПОП Музфонда, 2003
- П.Г., «Хор и управление им», М., Музгиз, 2001
- В. Морозов, «В помощь педагогу-музыканту», М., Музыка, 2001
- Н.Н. Озерова «Планета детства», Санкт-Петербург, 2004
Список литературы для родителей
1. Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших школьноиков в певческой деятельности». Москва
2. Анраксина О. А. «История музыкального воспитания». Москва
3. Озерова Н. Н. «Планета детства» Санкт – Петербург 2004г
Список литературы для детей
1. Критская Е. «Музыка в школе» Москва 2005г
2. Картарович К. «Гигиена голоса»
3. Егорычева Н. «Упражнения для развития вокальной техники»
4. Аникеева Л. «Как развить певческий голос»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа № 391
Отделение дополнительного образования детей
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом Директор ГБОУ СОШ № 391
ГБОУ СОШ №391
Решение от ________
Протокол № _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА год обучения
Возраст учащихся: 7-17 лет
Срок реализации: 2 года
Объём программы: 144 пед.ч.-1 год
Автор-составитель:
Педагог дополнительного образования
Горячёва Юлия Александровна
Санкт-Петербург 2012
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы: нравственно-эстетическая.
Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования детей заключается в формировании эстетической культуры, являющейся одним из стержневых базисных свойств личности.
Сердце каждого ребёнка открыто для музыки, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, она поселиться в нём навечно.
Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка - больше, чем просто украшение и эстетическое дополнение к жизни.
Программа эстрадной студии «Кураж» особое внимание уделяет тому, чтобы музыка постепенно, незаметно проникла в жизнь ребёнка, заставляла слушать себя, будила мысль и воображение. А главное – давала бы всем детям, пришедшим в коллектив, шанс удовлетворить свой интерес, раскрыть способности, сформировать положительную самооценку, способствующую социализации и адаптации в современном обществе.
Мы работаем в Санкт-Петербурге, в одном из самых крупных мегаполисов. Ребёнок, растущий в огромном городе, чаще всего оторван от естественных условий общения с окружающем миром. В детской среде он практически лишён межвозрастного общения, общение со взрослыми сведено до делового минимума, общение с природой бесконечно затруднено. Ребёнок не имеет возможности, а потому и навыков спокойного созерцания мира, в большинстве случаев его контакты с миром торопливы и поверхностны. Нарушенная структура общения ведёт, естественно, ко всевозможным нарушениям его развития.
Процесс освоения ребёнком духовных ценностей и становление его личности как субъекта творческой деятельности сопряжены в современной социокультурной ситуации с рядом трудностей. Одной из них являются противоречивые представления молодёжи о культуре, эстетике, искусстве. В первую очередь это касается размывания границ между истинными и мнимыми ценностями, нравственными и безнравственными, прекрасным и безобразным, духовным и бездуховным. В современных условиях присущая подростковому и юношескому возрасту потребность в идеале, красоте часто не находит адекватного удовлетворения из-за недостаточной эстетической образованности и воспитанности детей.
Разбалансированными оказываются физическая, эмоциональная, интеллектуальная сферы ребёнка. В итоге многие дети оказываются не в состоянии воспользоваться теми сокровищами культуры, которые предлагает им один из крупнейших городов России.
Уровень освоения программы: общекультурный.
Цель: творческое развитие ребёнка. Организовать обучение таким образом, чтобы создать условия, обеспечивающие выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей и оказание им социальной поддержки.
Для реализации поставленной цели была разработана модель образовательного процесса, которая позволила осуществить системный, деятельно-личностный подход к формированию эстетической культуры ребёнка в тесной связи с музыкальным, художественным, нравственным, физическим воспитанием.
Задачи:
Образовательные
- Адаптация и психологическая поддержка одарённых детей.
- Организация образовательной среды, обеспечивающей выявление и оценку не только результативной, но главным образом процессуальной стороны обучения, способствующей проявлению инициативы, самостоятельности творчества и одарённости ребёнка.
- Создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одарённых детей.
Развивающие
- Обучение ребёнка с помощью вокала, эмоциональной выразительности передачи зрителям своего понимания красоты, добра, радости.
- Развитие и поддержание устойчивого интереса ребёнка к вокально-эстрадному творчеству.
Воспитательные
- Создание комфортных условий для интересной, творческой работы коллективе студии, способствующих развитию коммуникативных навыков личности.
Актуальность данной программы дополнительного образования детей заключается в том, что она включает в себя как знакомство детей с основными вокальными понятиями, доступными детям данного возраста, так и задания, способствующие раскрытию индивидуальности каждого участника студии. Школьники приобретают опыт самостоятельного общественного действия в виде проведения конкурсов, вечеров, праздников.
Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования детей заключается в том, что, занимаясь в вокальной студии, у детей происходит становление позитивного отношения к общечеловеческим ценностям. Дети в социально защищенной среде получают возможность эмоционального переживания своих чувств и их рефлексии.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7-15 лет
Условия набора в объединение:
Первый год обучения: зачисляются учащиеся, желающие заниматься вокалом и заявление от родителей.
Второй год обучения: зачисляются учащиеся прошедшие обучение по программе прошлого года и заявление от родителей.
Формы и режимы занятий:
1 год обучения 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа)
2 год обучения 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа)
Формы диагностики прогнозируемых результатов
При обучении используются следующие формы диагностики прогнозируемых результатов: тестовые занятия, самостоятельные и групповые задания, участие в праздниках, концертах, конкурсах.
Формы организации деятельности на занятиях:
- Разогрев вокального аппарата:
- несколько дыхательных упражнений;
- небольшие попевки в пределах квинты с закрытым ртом или на гласный слог «о», «а».
- Работа над правильным вокальным формированием звука:
- пение на одной ноте различных слогов: «ми», «ме», «ма», «мо», «му», для сглаживания разницы в произношении гласных звуков;
- небольшие попевки с использованием различных слогов с перенесением (транспонированием) их на различную высоту.
- Исполнение вокального произведения.
Варианты упражнений, попевок, могут быть совершенно разнообразными, они должны использоваться на усмотрение педагога. Такая, несколько свободная форма в проведении вокальных занятий на начальном этапе должна всё же содержать в себе некоторые ограничения, которые должен контролировать педагог:
- нельзя перегружать голосовой аппарат студийца (форсировать звук), так как в период роста ребёнка это может привести к необратимым последствиям: узлы на связках, их разрыв и т. д.
- нецелесообразно на начальном этапе ставить перед студийцем серьёзные вокальные задачи, например, правильно «округлять» звук и использовать другие приёмы, характерные для профессиональных вокалистов. Такие задачи не совсем понятны в возрасте 14-15 лет. Они могут привести к неприятию самого предмета изучения, а в отдельных случаях и к конфликту с педагогом. Гораздо в этот период помочь ребёнку найти свой собственный, естественный голос, о существовании которого он, может быть, и не подозревает, научить его правильно слышать себя и лишь затем, постепенно и очень аккуратно начинать его развитие.
Работа над совершенствованием вокально-певческих навыков (дыханием, тембром, формированием звука, дикцией), как уже отмечалось, проходит на протяжении всего курса вокальной подготовки.
С самого первого занятия целесообразно начинать ансамблевые и хоровые репетиции. Такая форма занятий необходима, поскольку довольно часто студийцам приходиться в концертах исполнять музыкальные произведения или песни многоголосно. Для практических занятий можно использовать лёгкие 2-х или 3-х голосные музыкальные сочинения, песни, а также произведения, предполагаемые для исполнения в концерте. На втором и третьем году обучения в план занятий необходимо вводить исполнение романсов, небольших и несложных сочинений западной классики, а также начинать технику работы с атрибутами (микрофонами, фонограммами). Работа с техникой является одним из важнейших направлений творческой деятельности студии. Один раз в две недели необходимо проводить технические репетиции, где наиболее продвинутые студийцы, прошедшие двух-трёхлетний курс обучения в студии, могли бы начинать самостоятельную работу с микрофоном и фонограммой. Исполнение музыкальных сочинений, оснащённых техническими средствами, подразумевает совершенно иные слуховые ощущения, К которым необходимо некоторое время привыкать.
Наполняемость группы 12-15 человек. Также занятия проходят не с полной группой, а в форме индивидуальных занятий и ансамблевых репетиций, включающих необходимое для концерта количество участников.
Занятия ведутся в специально оборудованном музыкальном классе и в технически оборудованном концертном зале.
Технология обучения: ведущими технологиями при изучении являются технология мастерских, проектная деятельность, организация совместного досуга.
Ожидаемые результаты освоения программы:
К концу первого года обучения ребёнок должен
Знать:
- правильную постановку корпуса;
- иметь представление о голосовом аппарате, о резонаторах;
- музыкальную грамоту;
- пройденный песенный репертуар.
Уметь:
- правильно пользоваться певческим дыханием;
- правильно сочетать гласные в сочетании с согласными;
- следить за чистотой интонации;
- петь интервалы в медленном темпе.
К концу второго года обучения ребёнок должен
Знать:
- основы музыкальной грамоты;
- произведения современных композиторов;
- фольклорные песни в современной обработке.
Уметь:
- чисто интонировать мелодию;
- петь звонко и полётно;
- разборчиво и осмысленно проговаривать текст;
- эмоционально и выразительно исполнять вокальные произведения.
Подведение итогов реализации образовательной программы:
проведение вечеров, конкурсов, праздников, концертов в студии и для учеников других классов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения
№ | Тема | Количество часов | дата | ||
Теория | Практика | Всего | |||
Сентябрь | |||||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 2 | 2 | 1.09. | |
2. | Артикуляция | 1 | 1 | 8 | 3.09 |
3. | Работа над чёткостью дикции | 2 | 8.09 | ||
4. | Работа над выразительностью слова в речитативах | 2 | 10.09 | ||
5. | Развитие чёткого произношения | 1 | 1 | 15.09 | |
6. | Формирование чёткой дикции | 1 | 1 | 2 | 17.09 |
7. | Пропевание текста на одной интонации | 2 | 2 | 22.09 | |
8. | Чёткость дикции | 2 | 2 | 24.09 | |
9. | Закрепление навыков | 2 | 2 | 29.09 | |
Итого 18 | |||||
Октябрь | |||||
10. | Звукообразование | 2 | 10 | 1.10 | |
11. | Работа над единой манерой звукоизвлечения | 2 | 6.10 | ||
12. | Работа над одновременным взятием дыхания | 2 | 8.10 | ||
13. | Координация работы связок и дыхания | 1 | 1 | 13.10 | |
14. | Разучивание песен | 2 | 15.10 | ||
15. | Формирование гласных звуков | 1 | 1 | 8 | 20.10 |
16. | Отработка певческого дыхания | 2 | 22.10 | ||
17. | Певческая опора, качество звука | 2 | 27.10 | ||
18. | Разучивание песен | 2 | 29.10 | ||
Итого 18 | |||||
Ноябрь | |||||
19. | Цепное дыхание | 2 | 16 | 3.11 | |
20. | Работа над текстом | 2 | 5.11 | ||
21. | Развитие дикции | 2 | 10.11 | ||
22. | Укрепление дыхательной позиции | 2 | 12.11 | ||
23. | Работа над единой манерой звукообразования | 2 | 17.11 | ||
24. | Разучивание песен | 2 | 19.11 | ||
25. | Разучивание песен | 2 | 24.11 | ||
26. | Разучивание песен | 2 | 26.11 | ||
Итого 16 | |||||
Декабрь | |||||
27. | Беседа о разных видах ансамблей | 2 | 2 | 1.12 | |
28. | Достижение ансамбля и чёткости дикции в вокальном исполнении | 2 | 14 | 3.12 | |
29. | Работа над единством звуко- высотного состояния звука | 2 | 8.12 | ||
30. | Выработка у учащихся одинаковых вокально-слуховых ощущений | 2 | 10.12 | ||
31. | Выработка слитности голосов по силе звучания | 2 | 15.12 | ||
32. | Развитие восприятия и воспитание патриотизма | 1 | 1 | 17.12 | |
33. | Новогодние песни | 2 | 22.12 | ||
34. | Динамический ансамбль | 2 | 24.12 | ||
Итого 16 | |||||
Январь | |||||
35. | Инструктаж по ТБ | 2 | 2 | 12.01. | |
36. | Унисон | 1 | 1 | 2 | 14.01 |
37. | Работа над единой вокальной манерой | 2 | 8 | 19.01 | |
38. | Работа над правильным звукообразованием | 2 | 21.01 | ||
39. | Работа над одновременным взятием дыхания | 2 | 26.01 | ||
40. | Ритмический ансамбль | 2 | 28.01 | ||
Итого 12 | |||||
Февраль | |||||
41. | Многоголосное пение | 1 | 1 | 2 | 2.02 |
42. | Работа над чистотой интонации | 2 | 6 | 4.02 | |
43. | Работа над слитностью голосов | 1 | 1 | 9.02 | |
44. | Выравнивание звучности голосов | 2 | 11.02 | ||
45. | Работа над строем между голосами и партиями | 2 | 6 | 16.02 | |
46. | Проучивание отдельных партий, мелодий | 2 | 18.02 | ||
47. | Закрепление навыков | 2 | 25 .02 | ||
Итого 14 | |||||
Март | |||||
48. | Знакомство с творчеством композиторов | 1 | 1 | 2 | 2.03 |
49. | Приобретение навыков пения a`cappella | 2 | 2 | 4.03 | |
50. | Слитность звучания голосов отдельной партии | 2 | 10 | 10.03 | |
51. | Работа над строем | 2 | 15.03 | ||
52. | Работа над звукоизвлечением | 2 | 17.03 | ||
53. | Работа над унисоном | 2 | 22.03 | ||
54. | Правильное интонирование гласных | 2 | 24.03 | ||
55. | Вокальные упражнения | 2 | 4 | 29.03 | |
56. | Закрепление навыков | 2 | 31.03 | ||
Итого 18 | |||||
Апрель | |||||
57. | Народная песня в эстрадной аранжировке | 2 | 4 | 5.04 | |
58. | Беседа об этнических песнях | 2 | 7.04 | ||
59. | Разучивание мелодии песни на слог «ды» | 2 | 10 | 12.04 | |
60. | Работа над ансамблем | 2 | 14.04 | ||
61. | Работа над цепным дыханием | 2 | 19.04 | ||
62. | Разучивание движений | 2 | 21.04 | ||
63. | Разучивание движений | 2 | 26.04 | ||
64. | Музыкальные игры | 2 | 2 | 28.04 | |
Итого 16 | |||||
Май | |||||
65. | Современная эстрадная песня | 2 | 2 | 3.05 | |
66. | Работа над дикцией | 2 | 12 | 5.05 | |
67. | Работа над манерой звукоизвлечения | 2 | 10.05 | ||
68. | Работа над строем | 2 | 12.05 | ||
69. | Общий ансамбль | 2 | 17.05 | ||
70. | Общий ансамбль | 2 | 19.05 | ||
71. | Итоговое занятие. | 2 | 24.05 | ||
Итого 14 | |||||
Итого за год 144 часов |
План учебно-воспитательной работы объединения
№ п/п | Название мероприятия | Сроки | Место проведения | Примечания |
1. | Беседы с обучающимися о программе, занятиях. Демонстрация презентации. | Сентябрь | Кабинет № 1 | |
2. | Развитие восприятия и воспитание патриотизма | Сентябрь | Кабинет № 1 | |
3. | Подготовка и участие в концерте для учителей школы | Октябрь | Актовый зал | |
4. | Подготовка и участие в концерте «День Матери» | Ноябрь | Актовый зал | |
5. | Игровая развлекательная программа «Скоро Новый год» | Декабрь | Кабинет № 1 | |
6. | Показ рождественского мюзикла «Не уснуть перед рождеством» | Январь | Актовый зал | |
7. | Открытое занятие «Наши защитники» | Февраль | Кабинет № 1 | |
8. | Подготовка и проведение концерта «День святого Валентина» | Февраль | Актовый зал | |
9. | Подготовка и участие в концерте « 8 марта» | Март | Актовый зал | |
10. | Участие в конкурсе | Апрель | ДДЮТ | |
11. | Отчётный концерт вокальной студии | Май | Актовый зал |
План работы с родителями
№ п/п | Название мероприятий | Сроки | Место проведения | Примечания |
1. | Родительское собрание. Тема: Задачи студии в новом учебном году, планирование совместной деятельности. Выбор родительского комитета». | Сентябрь | Кабинет № 1 | |
2. | Концерт ко дню учителя | Октябрь | Актовый зал | Приглашение родителей |
3. | Концерт «День Матери» | Ноябрь | Актовый зал | Приглашение родителей |
4. | Анкетирование родителей по теме: Удовлетворённость родителей занятиями детьми» | Декабрь | Кабинет № 1 | |
5. | Мюзикл «Не уснуть перед Рождеством» | Январь | Актовый зал | Приглашение родителей |
6. | Концерт «Всё начинается с любви» | Февраль | Актовый зал | Приглашение родителей |
7. | Концерт «8 Марта» | Март | Актовый зал | Приглашение родителей |
8. | Отчётный концерт | Май | Актовый зал | Приглашение родителей |
9. | Итоговое родительское собрание | Май | Кабинет № 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения образовательной программы
Формы, приёмы и методы проведения занятий.
Занятия проводятся в форме беседы, слушания музыки, хорового пения в полном составе, пение в малых группах, репетиций, концертов.
Основные методы обучения:
Словесные методы – лекция, диалог, анализ музыкального произведения, анализ поэтического текста.
Наглядные методы – показ видео, фото. Особенно важен показ педагогом, т.к. слуховое восприятие правильного эстрадного пения особенно необходим для успешной работы над постановкой голоса.
Практические методы – упражнения, каноны, импровизации, сочинения имитации.
Частично – поисковый метод – направлен на развитие самостоятельности в достижении поставленной цели.
В работе также используются методы: игровой, художественного контекста, создание проблемно – поисковой ситуации, наглядно – слуховой, эмоционального воздействия, вербальный, сравнения и сопоставления.
Методическое обеспечение программы
№ | Раздел | Формы занятий | Приёмы и методы организации | Дидактический материал | Формы проведения итогов | Техническое оснащение |
1 | Вокаль-ное дыхание | Групповая | Словесные: рассказ Наглядные: показ | Б.В. Баранов «Курс хороведения» | Личная оценка педагога | Пианино Технические средства |
2 | Ансамбль | Групповая | Словесные Практические | В. Морозов, «В помощь педагогу-музыканту» | Личная оценка педагога | Пианино Технические средства |
3 | Тембро вый ансамбль | Групповая | Наглядные Практические | Б.В. Баранов «Курс хороведения» | Личная оценка педагога | Пианино Технические средства |
4 | Общий ансамбль | Групповая | Наглядные Практические | Б.В. Баранов «Курс хороведения» | Личная оценка педагога | Пианино Технические средства |
5 | Унисон ный ансамбль | Инди видуа льная | Практические | Б.В. Баранов, «Курс хороведения» | Личная оценка педагога | Пианино |
Список используемой литературы
- Б.В. Баранов, «Курс хороведения», М., ПОП Музфонда, 2003
- П.Г., «Хор и управление им», М., Музгиз, 2001
- В. Морозов, «В помощь педагогу-музыканту», М., Музыка, 2001
- Н.Н. Озерова «Планета детства», Санкт-Петербург, 2004
Список литературы для родителей
1. Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших школьноиков в певческой деятельности». Москва
2. Анраксина О. А. «История музыкального воспитания». Москва
3. Озерова Н. Н. «Планета детства» Санкт – Петербург 2004г
Список литературы для детей
1. Критская Е. «Музыка в школе» Москва 2005г
2. Картарович К. «Гигиена голоса»
3. Егорычева Н. «Упражнения для развития вокальной техники»
4. Аникеева Л. «Как развить певческий голос»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа Студии дизайна и прикладного искусства
Программа «Студия дизайна и прикладного искусства» предназначена для развития творческих навыков и умений в системе профессионального образования.Программа предназначена для изучения на факульта...
Рабочая программа студии творчества и дизайна
Программа«Студии творчества и дизайна», предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования. Рассчитана на один год обучения, предусматривает организацию подгрупповой и индив...
Рабочая программа студии "Аккорд"(игра на гитаре)
Моя рабочая программа поможет вам в короткие сроки научить играть детей на гитаре....
Рабочая программа студии "Юный корреспондент"
В материале представлена рабочая программа кружка "Юный корреспондент"...
Рабочая программа студии арт-журналистики
Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 10-17 лет и может преподаваться в учреждениях дополнительного образования, а также слушателям факультативов в гуманитарных...
Рабочая программа студии декоративно-прикладного творчества " Фантазия"
Рабочая программа студии декоративно-прикладного творчества " Фантазия"...
Рабочая программа "Студия дизайна"
Направленность программы художественно-эстетическая – программа направлена на приобщение школьников к основам дизайна, и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потен...