Рабочая программа "Хоровая студия"
методическая разработка по музыке по теме

Горячёва Юлия Александровна

Рабочая программа хоровой студии отделения дополнительного образования на два года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vokalnaya_studiya.docx49.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа № 391

Отделение дополнительного образования детей

         ПРИНЯТО                                                                   УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом                                        Директор ГБОУ СОШ № 391

ГБОУ СОШ №391

Решение от ________

Протокол № _______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 1 год обучения

Возраст учащихся: 7-17 лет

Срок реализации: 2 года

Объём программы: 144 пед.ч.-1 год

                                                                                                    Автор-составитель:  

                                                                   Педагог дополнительного образования

                                                                               Горячёва Юлия Александровна

Санкт-Петербург 2012

Пояснительная записка

     Направленность образовательной программы: нравственно-эстетическая.

    Педагогическая целесообразность  программы  дополнительного образования детей заключается в  формировании эстетической культуры, являющейся одним из стержневых базисных свойств личности.

     Сердце каждого ребёнка открыто для музыки, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, она поселиться в нём навечно.

     Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка - больше, чем просто украшение и эстетическое дополнение к жизни.

     Программа эстрадной студии «Кураж» особое внимание уделяет тому, чтобы музыка постепенно, незаметно проникла в жизнь ребёнка, заставляла слушать себя, будила мысль и воображение. А главное – давала бы всем детям, пришедшим в коллектив, шанс удовлетворить свой интерес, раскрыть способности, сформировать положительную самооценку, способствующую социализации и адаптации в современном обществе.

     Мы работаем в Санкт-Петербурге, в одном из самых крупных мегаполисов. Ребёнок, растущий в огромном городе, чаще всего оторван от естественных условий общения с окружающем миром. В детской среде он практически лишён межвозрастного  общения, общение со взрослыми сведено до делового минимума, общение с природой бесконечно затруднено. Ребёнок не имеет возможности, а потому и навыков спокойного созерцания мира, в большинстве случаев его контакты с миром торопливы и поверхностны. Нарушенная структура общения ведёт, естественно, ко всевозможным нарушениям его развития.

     Процесс освоения ребёнком духовных ценностей и становление его личности как субъекта творческой деятельности сопряжены в современной социокультурной ситуации с рядом трудностей. Одной из них являются противоречивые представления молодёжи о культуре, эстетике, искусстве. В первую очередь это касается размывания границ между истинными и мнимыми ценностями, нравственными и безнравственными, прекрасным и безобразным, духовным и бездуховным. В современных условиях присущая подростковому и юношескому возрасту потребность в идеале, красоте часто не находит адекватного удовлетворения из-за недостаточной эстетической образованности и воспитанности детей.

     Разбалансированными оказываются физическая, эмоциональная, интеллектуальная сферы ребёнка. В итоге многие дети оказываются не в состоянии воспользоваться теми сокровищами культуры, которые предлагает им один из крупнейших городов России.

     Уровень освоения программы: общекультурный.

     Цель: творческое развитие ребёнка. Организовать обучение таким образом, чтобы создать условия, обеспечивающие выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей и оказание им социальной поддержки.

     Для реализации поставленной цели была разработана модель образовательного процесса, которая позволила осуществить системный, деятельно-личностный подход к формированию эстетической культуры ребёнка в тесной связи с музыкальным, художественным, нравственным, физическим воспитанием.

    Задачи:

Образовательные

  1. Адаптация и психологическая поддержка одарённых детей.
  2. Организация образовательной среды, обеспечивающей выявление и оценку не только результативной, но главным образом процессуальной стороны обучения, способствующей проявлению инициативы, самостоятельности творчества и одарённости ребёнка.
  3. Создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одарённых детей.

Развивающие

  1. Обучение ребёнка с помощью вокала, эмоциональной выразительности передачи зрителям своего понимания красоты, добра, радости.
  2. Развитие и поддержание устойчивого интереса ребёнка к вокально-эстрадному творчеству.

Воспитательные

  1. Создание комфортных условий для интересной, творческой работы коллективе студии, способствующих развитию коммуникативных навыков личности.

       Актуальность данной программы дополнительного образования детей заключается в том, что она включает в себя как знакомство детей с основными вокальными понятиями, доступными детям данного возраста, так и задания, способствующие раскрытию индивидуальности каждого участника студии. Школьники приобретают опыт самостоятельного общественного действия в виде проведения конкурсов, вечеров, праздников.

       Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования детей заключается в том, что, занимаясь в вокальной студии, у детей происходит становление позитивного отношения к общечеловеческим ценностям.  Дети в социально защищенной среде получают возможность эмоционального переживания своих чувств и их рефлексии.

     Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7-15 лет

    Условия набора в объединение:

Первый год обучения: зачисляются учащиеся, желающие заниматься вокалом и заявление от родителей.

Второй год обучения: зачисляются учащиеся прошедшие обучение по программе прошлого года и заявление от родителей.

    Формы и режимы занятий:    

1 год обучения 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа)

2 год обучения 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа)

    Формы диагностики прогнозируемых результатов

При обучении используются следующие формы диагностики прогнозируемых результатов: тестовые занятия, самостоятельные и групповые задания, участие в праздниках, концертах, конкурсах.

    Формы организации деятельности на занятиях:

  1. Разогрев вокального аппарата:
  • несколько дыхательных упражнений;
  • небольшие попевки в пределах квинты с закрытым ртом или на гласный слог «о», «а».
  1. Работа над правильным вокальным формированием звука:
  • пение на одной ноте различных слогов: «ми», «ме», «ма», «мо», «му», для сглаживания разницы в произношении гласных звуков;
  • небольшие попевки с использованием различных слогов с перенесением (транспонированием) их на различную высоту.
  1. Исполнение вокального произведения.

      Варианты упражнений, попевок, могут быть совершенно разнообразными, они должны использоваться на усмотрение педагога. Такая, несколько свободная форма в проведении вокальных занятий на начальном этапе должна всё же содержать в себе некоторые ограничения, которые должен контролировать педагог:

  • нельзя перегружать  голосовой аппарат студийца (форсировать звук), так как в период роста ребёнка это может привести к необратимым последствиям: узлы на связках, их разрыв и т. д.
  • нецелесообразно на начальном этапе ставить перед студийцем серьёзные вокальные задачи, например, правильно «округлять» звук и использовать другие приёмы, характерные для профессиональных вокалистов. Такие задачи не совсем понятны в возрасте 14-15 лет. Они могут привести к неприятию самого предмета изучения, а в отдельных случаях и к конфликту с педагогом. Гораздо в этот период помочь ребёнку найти свой собственный, естественный голос, о существовании которого он, может быть, и не подозревает, научить его правильно слышать себя и лишь затем, постепенно и очень аккуратно начинать его развитие.

      Работа над совершенствованием вокально-певческих навыков (дыханием, тембром, формированием звука, дикцией), как уже отмечалось, проходит на протяжении всего курса вокальной подготовки.

      С самого первого занятия целесообразно начинать ансамблевые и хоровые репетиции. Такая форма занятий необходима, поскольку довольно часто студийцам приходиться в концертах исполнять музыкальные произведения  или песни многоголосно. Для практических занятий можно использовать лёгкие 2-х или 3-х голосные музыкальные сочинения, песни, а также произведения, предполагаемые для исполнения в концерте. На втором и третьем году обучения в план занятий необходимо вводить исполнение романсов, небольших и несложных сочинений западной классики, а также начинать технику работы с атрибутами  (микрофонами, фонограммами). Работа с техникой является одним из важнейших направлений творческой деятельности студии. Один раз в две недели необходимо проводить технические репетиции, где наиболее продвинутые студийцы, прошедшие двух-трёхлетний курс обучения  в студии, могли бы начинать самостоятельную работу с микрофоном и фонограммой. Исполнение музыкальных сочинений, оснащённых техническими средствами, подразумевает совершенно иные слуховые ощущения, К которым необходимо некоторое время привыкать.

      Наполняемость группы 12-15 человек. Также  занятия проходят не с полной группой, а в форме индивидуальных занятий и ансамблевых репетиций, включающих необходимое для концерта количество участников.

      Занятия ведутся в специально оборудованном музыкальном классе и в технически оборудованном концертном зале.

     Технология обучения: ведущими технологиями при изучении являются технология мастерских, проектная деятельность, организация совместного досуга.

 

    Ожидаемые результаты освоения программы: 

     К концу первого года обучения ребёнок должен

    Знать:

  • правильную постановку корпуса;
  • иметь представление о голосовом аппарате, о резонаторах;
  • музыкальную грамоту;
  • пройденный песенный репертуар.

Уметь:

  • правильно пользоваться певческим дыханием;
  • правильно сочетать гласные в сочетании с согласными;
  • следить за чистотой интонации;
  • петь интервалы в медленном темпе.

К концу второго года обучения ребёнок должен

Знать:

  • основы музыкальной грамоты;
  • произведения современных композиторов;
  • фольклорные песни в современной обработке.

Уметь:

  • чисто интонировать мелодию;
  • петь звонко и полётно;
  • разборчиво и осмысленно проговаривать текст;
  • эмоционально и выразительно исполнять вокальные произведения.

Подведение итогов реализации образовательной программы:

проведение вечеров, конкурсов, праздников, концертов в студии и для учеников других классов.

  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Первый год обучения

Тема

Количество часов

дата

Теория

Практика

Всего

Сентябрь

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

2

2

13.09.

Формирование вокального дыхания

1

1

8

15.09

Дирижёрский жест

2

20.09

Звукообразование

2

22.09

Правила ухода за голосовым аппаратом

1

1

 27.09

Отработка правильного положения корпуса

1

1

2

29.09

Итого 12

                                                                Октябрь

Работа над певучестью

2

10

1.10

Выравнивание голоса на расположении всего диапазона

2

6.10

Атака звука

2

8.10

Координация работы связок и дыхания

1

1

13.10

Разучивание песен

2

15.10

Беседа о фольклоре

1

1

8

20.10

Отработка певческого дыхания

2

22.10

Певческая опора, качество звука

2

27.10

Разучивание песен

2

29.10

Итого 18

                                                                 Ноябрь

Развитие певческих навыков

2

16

3.11

Работа над текстом

2

5.11

Развитие дикции

2

10.11

Развитие артикуляционного аппарата

2

12.11

Работа над единой манерой звукообразования

2

17.11

Разучивание песен

2

19.11

Разучивание песен

2

24.11

Разучивание песен

2

26.11

Итого 16

Декабрь

Беседа о разных видах ансамблей

2

2

1.12

Достижение ансамбля и чёткости дикции в вокальном исполнении

2

14

3.12

Работа над единством звуко- высотного состояния звука

2

8.12

Выработка у учащихся одинаковых вокально-слуховых ощущений

2

10.12

Выработка слитности голосов по силе звучания

2

15.12

Развитие восприятия и воспитание патриотизма

1

1

17.12

Новогодние песни

2

22.12

Динамический ансамбль

2

24.12

Итого 16

Январь

Инструктаж по ТБ

2

2

12.01.

Унисон

1

1

2

14.01

Работа над единой вокальной манерой

2

8

19.01

Работа над правильным звукообразованием

2

21.01

Работа над одновременным взятием дыхания

2

26.01

Ритмический ансамбль

2

28.01

Итого 12

Февраль

Актёрское мастерство

1

1

2

2.02

Беседа о сценическом мастерстве

2

6

4.02

Развитие техники речи

1

1

9.02

Сценическое перевоплощение

2

11.02

Темповый ансамбль

2

6

16.02

Работа над унисоном

2

18.02

Закрепление навыков

2

25 .02

Итого 14

Март

Пение a`cappella

1

1

2

2.03

Приобретение навыков пения a`cappella

2

2

4.03

Слитность звучания голосов отдельной партии

2

10

10.03

Работа над строем

2

15.03

Работа над звукоизвлечением

2

17.03

Работа над унисоном

2

22.03

Правильное интонирование гласных

2

24.03

Вокальные упражнения

2

4

29.03

Закрепление навыков

2

31.03

Итого 18

Апрель

Музыкальная азбука

2

4

5.04

Нотная грамота

2

7.04

Знакомство с нотной грамотой

2

10

12.04

Знакомство с нотной грамотой

2

14.04

Знакомство с нотной грамотой

2

19.04

Знакомство с нотной грамотой

2

21.04

Знакомство с нотной грамотой

2

26.04

Музыкальные игры

2

2

28.04

Итого 16

Май

Формирование многоголосного исполнения

2

2

3.05

Работа над дикцией

2

12

5.05

Развитие навыков цепного дыхания

2

10.05

Работа над строем

2

12.05

Общий ансамбль

2

17.05

Общий ансамбль

2

19.05

Итоговое занятие.

2

24.05

Итого 14

Итого за год 136 часов

План учебно-воспитательной работы объединения

№ п/п

Название мероприятия

Сроки

Место проведения

Примечания

1.

Беседы с обучающимися о программе, занятиях. Демонстрация презентации.

Сентябрь

Кабинет № 1

2.

Развитие восприятия и воспитание патриотизма

Сентябрь

Кабинет № 1

3.

Подготовка и участие в концерте для учителей школы

Октябрь

Актовый зал

4.

Подготовка и участие в концерте «День Матери»

Ноябрь

Актовый зал

5.

Игровая развлекательная программа «Скоро Новый год»

Декабрь

Кабинет № 1

6.

Показ рождественского мюзикла «Не уснуть перед рождеством»

Январь

Актовый зал

7.

Открытое занятие «Наши защитники»

Февраль

Кабинет № 1

8.

Подготовка и проведение концерта «День святого Валентина»

Февраль

Актовый зал

9.

Подготовка и участие в концерте « 8 марта»

Март

Актовый зал

10.

Участие в конкурсе

Апрель

ДДЮТ

11.

Отчётный концерт вокальной студии

Май

Актовый зал

План работы с родителями

№ п/п

Название мероприятий

Сроки

Место проведения

Примечания

1.

Родительское собрание.

Тема: Задачи студии в новом учебном году, планирование совместной деятельности. Выбор родительского комитета».

Сентябрь

Кабинет № 1

2.

Концерт ко дню учителя

Октябрь

Актовый зал

Приглашение родителей

3.

Концерт «День Матери»

Ноябрь

Актовый зал

Приглашение родителей

4.

Анкетирование родителей по теме: Удовлетворённость родителей занятиями детьми»

Декабрь

Кабинет № 1

5.

Мюзикл «Не уснуть перед Рождеством»

Январь

Актовый зал

Приглашение родителей

6.

Концерт «Всё начинается с любви»

Февраль

Актовый зал

Приглашение родителей

7.

Концерт «8 Марта»

Март

Актовый зал

Приглашение родителей

8.

Отчётный концерт

Май

Актовый зал

Приглашение родителей

9.

Итоговое родительское собрание

Май

Кабинет № 1

Перечень учебно-методического обеспечения образовательной программы

Формы, приёмы и методы проведения занятий.

Занятия проводятся в форме беседы, слушания музыки, хорового пения в полном составе, пение в малых группах, репетиций, концертов.

Основные методы обучения:

Словесные методы – лекция, диалог, анализ музыкального произведения, анализ поэтического текста.

       Наглядные методы – показ видео, фото. Особенно важен показ педагогом, т.к. слуховое восприятие правильного эстрадного пения особенно необходим для успешной работы над постановкой голоса.

       Практические методы – упражнения, каноны, импровизации, сочинения имитации.

       Частично – поисковый метод – направлен на развитие самостоятельности в достижении поставленной цели.

       В работе также используются методы: игровой, художественного контекста, создание проблемно – поисковой ситуации, наглядно – слуховой, эмоционального воздействия, вербальный, сравнения и сопоставления.

Методическое обеспечение программы

Раздел

Формы

занятий

Приёмы и

 методы

организации

Дидактический материал

Формы

проведения

итогов

Техническое

оснащение

1

Вокаль-ное дыхание

Групповая

Словесные: рассказ

Наглядные:

показ

Б.В. Баранов «Курс хороведения»

Личная оценка педагога

Пианино

Технические средства

2

Ансамбль

Групповая

Словесные

Практические

В. Морозов, «В помощь педагогу-музыканту»

Личная оценка

педагога

Пианино

Технические средства

3

Тембро

вый ансамбль

Групповая

Наглядные

Практические

Б.В. Баранов «Курс хороведения»

Личная оценка

педагога

Пианино

Технические средства

4

Общий ансамбль

Групповая

Наглядные

Практические

Б.В. Баранов «Курс хороведения»

Личная оценка

педагога

Пианино

Технические средства

5

Унисон ный ансамбль

Инди

видуа

льная

Практические

Б.В. Баранов, «Курс хороведения»

Личная оценка

педагога

Пианино

Список используемой литературы

  1. Б.В. Баранов, «Курс хороведения», М., ПОП Музфонда, 2003
  2. П.Г., «Хор и управление им», М., Музгиз, 2001
  3. В. Морозов, «В помощь педагогу-музыканту», М.,  Музыка, 2001
  4. Н.Н. Озерова «Планета детства», Санкт-Петербург, 2004

Список литературы для родителей

1. Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших школьноиков в певческой деятельности». Москва

2. Анраксина О. А. «История музыкального воспитания». Москва

3. Озерова Н. Н. «Планета детства» Санкт – Петербург  2004г

Список литературы для детей

1. Критская Е. «Музыка в школе» Москва 2005г

2. Картарович К. «Гигиена голоса»

3. Егорычева Н. «Упражнения для развития вокальной техники»

4. Аникеева Л. «Как развить певческий голос»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа № 391

Отделение дополнительного образования детей

         ПРИНЯТО                                                                   УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом                                        Директор ГБОУ СОШ № 391

ГБОУ СОШ №391

Решение от ________

Протокол № _______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  год обучения

Возраст учащихся: 7-17 лет

Срок реализации: 2 года

Объём программы: 144 пед.ч.-1 год

                                                                                                    Автор-составитель:  

                                                                   Педагог дополнительного образования

                                                                               Горячёва Юлия Александровна

Санкт-Петербург 2012

Пояснительная записка

     Направленность образовательной программы: нравственно-эстетическая.

    Педагогическая целесообразность  программы  дополнительного образования детей заключается в  формировании эстетической культуры, являющейся одним из стержневых базисных свойств личности.

     Сердце каждого ребёнка открыто для музыки, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, она поселиться в нём навечно.

     Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка - больше, чем просто украшение и эстетическое дополнение к жизни.

     Программа эстрадной студии «Кураж» особое внимание уделяет тому, чтобы музыка постепенно, незаметно проникла в жизнь ребёнка, заставляла слушать себя, будила мысль и воображение. А главное – давала бы всем детям, пришедшим в коллектив, шанс удовлетворить свой интерес, раскрыть способности, сформировать положительную самооценку, способствующую социализации и адаптации в современном обществе.

     Мы работаем в Санкт-Петербурге, в одном из самых крупных мегаполисов. Ребёнок, растущий в огромном городе, чаще всего оторван от естественных условий общения с окружающем миром. В детской среде он практически лишён межвозрастного  общения, общение со взрослыми сведено до делового минимума, общение с природой бесконечно затруднено. Ребёнок не имеет возможности, а потому и навыков спокойного созерцания мира, в большинстве случаев его контакты с миром торопливы и поверхностны. Нарушенная структура общения ведёт, естественно, ко всевозможным нарушениям его развития.

     Процесс освоения ребёнком духовных ценностей и становление его личности как субъекта творческой деятельности сопряжены в современной социокультурной ситуации с рядом трудностей. Одной из них являются противоречивые представления молодёжи о культуре, эстетике, искусстве. В первую очередь это касается размывания границ между истинными и мнимыми ценностями, нравственными и безнравственными, прекрасным и безобразным, духовным и бездуховным. В современных условиях присущая подростковому и юношескому возрасту потребность в идеале, красоте часто не находит адекватного удовлетворения из-за недостаточной эстетической образованности и воспитанности детей.

     Разбалансированными оказываются физическая, эмоциональная, интеллектуальная сферы ребёнка. В итоге многие дети оказываются не в состоянии воспользоваться теми сокровищами культуры, которые предлагает им один из крупнейших городов России.

     Уровень освоения программы: общекультурный.

     Цель: творческое развитие ребёнка. Организовать обучение таким образом, чтобы создать условия, обеспечивающие выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей и оказание им социальной поддержки.

     Для реализации поставленной цели была разработана модель образовательного процесса, которая позволила осуществить системный, деятельно-личностный подход к формированию эстетической культуры ребёнка в тесной связи с музыкальным, художественным, нравственным, физическим воспитанием.

    Задачи:

Образовательные

  1. Адаптация и психологическая поддержка одарённых детей.
  2. Организация образовательной среды, обеспечивающей выявление и оценку не только результативной, но главным образом процессуальной стороны обучения, способствующей проявлению инициативы, самостоятельности творчества и одарённости ребёнка.
  3. Создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одарённых детей.

Развивающие

  1. Обучение ребёнка с помощью вокала, эмоциональной выразительности передачи зрителям своего понимания красоты, добра, радости.
  2. Развитие и поддержание устойчивого интереса ребёнка к вокально-эстрадному творчеству.

Воспитательные

  1. Создание комфортных условий для интересной, творческой работы коллективе студии, способствующих развитию коммуникативных навыков личности.

       Актуальность данной программы дополнительного образования детей заключается в том, что она включает в себя как знакомство детей с основными вокальными понятиями, доступными детям данного возраста, так и задания, способствующие раскрытию индивидуальности каждого участника студии. Школьники приобретают опыт самостоятельного общественного действия в виде проведения конкурсов, вечеров, праздников.

       Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования детей заключается в том, что, занимаясь в вокальной студии, у детей происходит становление позитивного отношения к общечеловеческим ценностям.  Дети в социально защищенной среде получают возможность эмоционального переживания своих чувств и их рефлексии.

     Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7-15 лет

    Условия набора в объединение:

Первый год обучения: зачисляются учащиеся, желающие заниматься вокалом и заявление от родителей.

Второй год обучения: зачисляются учащиеся прошедшие обучение по программе прошлого года и заявление от родителей.

    Формы и режимы занятий:    

1 год обучения 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа)

2 год обучения 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа)

    Формы диагностики прогнозируемых результатов

При обучении используются следующие формы диагностики прогнозируемых результатов: тестовые занятия, самостоятельные и групповые задания, участие в праздниках, концертах, конкурсах.

    Формы организации деятельности на занятиях:

  1. Разогрев вокального аппарата:
  • несколько дыхательных упражнений;
  • небольшие попевки в пределах квинты с закрытым ртом или на гласный слог «о», «а».
  1. Работа над правильным вокальным формированием звука:
  • пение на одной ноте различных слогов: «ми», «ме», «ма», «мо», «му», для сглаживания разницы в произношении гласных звуков;
  • небольшие попевки с использованием различных слогов с перенесением (транспонированием) их на различную высоту.
  1. Исполнение вокального произведения.

      Варианты упражнений, попевок, могут быть совершенно разнообразными, они должны использоваться на усмотрение педагога. Такая, несколько свободная форма в проведении вокальных занятий на начальном этапе должна всё же содержать в себе некоторые ограничения, которые должен контролировать педагог:

  • нельзя перегружать  голосовой аппарат студийца (форсировать звук), так как в период роста ребёнка это может привести к необратимым последствиям: узлы на связках, их разрыв и т. д.
  • нецелесообразно на начальном этапе ставить перед студийцем серьёзные вокальные задачи, например, правильно «округлять» звук и использовать другие приёмы, характерные для профессиональных вокалистов. Такие задачи не совсем понятны в возрасте 14-15 лет. Они могут привести к неприятию самого предмета изучения, а в отдельных случаях и к конфликту с педагогом. Гораздо в этот период помочь ребёнку найти свой собственный, естественный голос, о существовании которого он, может быть, и не подозревает, научить его правильно слышать себя и лишь затем, постепенно и очень аккуратно начинать его развитие.

      Работа над совершенствованием вокально-певческих навыков (дыханием, тембром, формированием звука, дикцией), как уже отмечалось, проходит на протяжении всего курса вокальной подготовки.

      С самого первого занятия целесообразно начинать ансамблевые и хоровые репетиции. Такая форма занятий необходима, поскольку довольно часто студийцам приходиться в концертах исполнять музыкальные произведения  или песни многоголосно. Для практических занятий можно использовать лёгкие 2-х или 3-х голосные музыкальные сочинения, песни, а также произведения, предполагаемые для исполнения в концерте. На втором и третьем году обучения в план занятий необходимо вводить исполнение романсов, небольших и несложных сочинений западной классики, а также начинать технику работы с атрибутами  (микрофонами, фонограммами). Работа с техникой является одним из важнейших направлений творческой деятельности студии. Один раз в две недели необходимо проводить технические репетиции, где наиболее продвинутые студийцы, прошедшие двух-трёхлетний курс обучения  в студии, могли бы начинать самостоятельную работу с микрофоном и фонограммой. Исполнение музыкальных сочинений, оснащённых техническими средствами, подразумевает совершенно иные слуховые ощущения, К которым необходимо некоторое время привыкать.

      Наполняемость группы 12-15 человек. Также  занятия проходят не с полной группой, а в форме индивидуальных занятий и ансамблевых репетиций, включающих необходимое для концерта количество участников.

      Занятия ведутся в специально оборудованном музыкальном классе и в технически оборудованном концертном зале.

     Технология обучения: ведущими технологиями при изучении являются технология мастерских, проектная деятельность, организация совместного досуга.

 

    Ожидаемые результаты освоения программы: 

     К концу первого года обучения ребёнок должен

    Знать:

  • правильную постановку корпуса;
  • иметь представление о голосовом аппарате, о резонаторах;
  • музыкальную грамоту;
  • пройденный песенный репертуар.

Уметь:

  • правильно пользоваться певческим дыханием;
  • правильно сочетать гласные в сочетании с согласными;
  • следить за чистотой интонации;
  • петь интервалы в медленном темпе.

К концу второго года обучения ребёнок должен

Знать:

  • основы музыкальной грамоты;
  • произведения современных композиторов;
  • фольклорные песни в современной обработке.

Уметь:

  • чисто интонировать мелодию;
  • петь звонко и полётно;
  • разборчиво и осмысленно проговаривать текст;
  • эмоционально и выразительно исполнять вокальные произведения.

Подведение итогов реализации образовательной программы:

проведение вечеров, конкурсов, праздников, концертов в студии и для учеников других классов.

  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Первый год обучения

Тема

Количество часов

дата

Теория

Практика

Всего

Сентябрь

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

2

2

1.09.

2.

Артикуляция

1

1

8

3.09

3.

Работа над чёткостью дикции

2

8.09

4.

Работа над выразительностью слова  в речитативах

2

10.09

5.

Развитие чёткого произношения

1

1

 15.09

6.

Формирование чёткой дикции

1

1

2

17.09

7.

Пропевание текста на одной интонации

2

2

22.09

8.

Чёткость дикции

2

2

24.09

9.

Закрепление навыков

2

2

29.09

Итого 18

                                                                Октябрь

10.

Звукообразование

2

10

1.10

11.

Работа над единой манерой звукоизвлечения

2

6.10

12.

Работа над одновременным взятием дыхания

2

8.10

13.

Координация работы связок и дыхания

1

1

13.10

14.

Разучивание песен

2

15.10

15.

Формирование гласных звуков

1

1

8

20.10

16.

Отработка певческого дыхания

2

22.10

17.

Певческая опора, качество звука

2

27.10

18.

Разучивание песен

2

29.10

Итого 18

                                                                 Ноябрь

19.

Цепное дыхание

2

16

3.11

20.

Работа над текстом

2

5.11

21.

Развитие дикции

2

10.11

22.

Укрепление дыхательной позиции

2

12.11

23.

Работа над единой манерой звукообразования

2

17.11

24.

Разучивание песен

2

19.11

25.

Разучивание песен

2

24.11

26.

Разучивание песен

2

26.11

Итого 16

Декабрь

27.

Беседа о разных видах ансамблей

2

2

1.12

28.

Достижение ансамбля и чёткости дикции в вокальном исполнении

2

14

3.12

29.

Работа над единством звуко- высотного состояния звука

2

8.12

30.

Выработка у учащихся одинаковых вокально-слуховых ощущений

2

10.12

31.

Выработка слитности голосов по силе звучания

2

15.12

32.

Развитие восприятия и воспитание патриотизма

1

1

17.12

33.

Новогодние песни

2

22.12

34.

Динамический ансамбль

2

24.12

Итого 16

Январь

35.

Инструктаж по ТБ

2

2

12.01.

36.

Унисон

1

1

2

14.01

37.

Работа над единой вокальной манерой

2

8

19.01

38.

Работа над правильным звукообразованием

2

21.01

39.

Работа над одновременным взятием дыхания

2

26.01

40.

Ритмический ансамбль

2

28.01

Итого 12

Февраль

41.

Многоголосное пение

1

1

2

2.02

42.

Работа над чистотой интонации

2

6

4.02

43.

Работа над слитностью голосов

1

1

9.02

44.

Выравнивание звучности голосов

2

11.02

45.

Работа над строем между голосами и партиями

2

6

16.02

46.

Проучивание отдельных партий, мелодий

2

18.02

47.

Закрепление навыков

2

25 .02

Итого 14

Март

48.

Знакомство с творчеством композиторов

1

1

2

2.03

49.

Приобретение навыков пения a`cappella

2

2

4.03

50.

Слитность звучания голосов отдельной партии

2

10

10.03

51.

Работа над строем

2

15.03

52.

Работа над звукоизвлечением

2

17.03

53.

Работа над унисоном

2

22.03

54.

Правильное интонирование гласных

2

24.03

55.

Вокальные упражнения

2

4

29.03

56.

Закрепление навыков

2

31.03

Итого 18

Апрель

57.

Народная песня в эстрадной аранжировке

2

4

5.04

58.

Беседа об этнических песнях

2

7.04

59.

Разучивание мелодии песни на слог «ды»

2

10

12.04

60.

Работа над ансамблем

2

14.04

61.

Работа над цепным дыханием

2

19.04

62.

Разучивание движений

2

21.04

63.

Разучивание движений

2

26.04

64.

Музыкальные игры

2

2

28.04

Итого 16

Май

65.

Современная эстрадная песня

2

2

3.05

66.

Работа над дикцией

2

12

5.05

67.

Работа над манерой звукоизвлечения

2

10.05

68.

Работа над строем

2

12.05

69.

Общий ансамбль

2

17.05

70.

Общий ансамбль

2

19.05

71.

Итоговое занятие.

2

24.05

Итого 14

Итого за год 144 часов

План учебно-воспитательной работы объединения

№ п/п

Название мероприятия

Сроки

Место проведения

Примечания

1.

Беседы с обучающимися о программе, занятиях. Демонстрация презентации.

Сентябрь

Кабинет № 1

2.

Развитие восприятия и воспитание патриотизма

Сентябрь

Кабинет № 1

3.

Подготовка и участие в концерте для учителей школы

Октябрь

Актовый зал

4.

Подготовка и участие в концерте «День Матери»

Ноябрь

Актовый зал

5.

Игровая развлекательная программа «Скоро Новый год»

Декабрь

Кабинет № 1

6.

Показ рождественского мюзикла «Не уснуть перед рождеством»

Январь

Актовый зал

7.

Открытое занятие «Наши защитники»

Февраль

Кабинет № 1

8.

Подготовка и проведение концерта «День святого Валентина»

Февраль

Актовый зал

9.

Подготовка и участие в концерте « 8 марта»

Март

Актовый зал

10.

Участие в конкурсе

Апрель

ДДЮТ

11.

Отчётный концерт вокальной студии

Май

Актовый зал

План работы с родителями

№ п/п

Название мероприятий

Сроки

Место проведения

Примечания

1.

Родительское собрание.

Тема: Задачи студии в новом учебном году, планирование совместной деятельности. Выбор родительского комитета».

Сентябрь

Кабинет № 1

2.

Концерт ко дню учителя

Октябрь

Актовый зал

Приглашение родителей

3.

Концерт «День Матери»

Ноябрь

Актовый зал

Приглашение родителей

4.

Анкетирование родителей по теме: Удовлетворённость родителей занятиями детьми»

Декабрь

Кабинет № 1

5.

Мюзикл «Не уснуть перед Рождеством»

Январь

Актовый зал

Приглашение родителей

6.

Концерт «Всё начинается с любви»

Февраль

Актовый зал

Приглашение родителей

7.

Концерт «8 Марта»

Март

Актовый зал

Приглашение родителей

8.

Отчётный концерт

Май

Актовый зал

Приглашение родителей

9.

Итоговое родительское собрание

Май

Кабинет № 1

Перечень учебно-методического обеспечения образовательной программы

Формы, приёмы и методы проведения занятий.

Занятия проводятся в форме беседы, слушания музыки, хорового пения в полном составе, пение в малых группах, репетиций, концертов.

Основные методы обучения:

Словесные методы – лекция, диалог, анализ музыкального произведения, анализ поэтического текста.

       Наглядные методы – показ видео, фото. Особенно важен показ педагогом, т.к. слуховое восприятие правильного эстрадного пения особенно необходим для успешной работы над постановкой голоса.

       Практические методы – упражнения, каноны, импровизации, сочинения имитации.

       Частично – поисковый метод – направлен на развитие самостоятельности в достижении поставленной цели.

       В работе также используются методы: игровой, художественного контекста, создание проблемно – поисковой ситуации, наглядно – слуховой, эмоционального воздействия, вербальный, сравнения и сопоставления.

Методическое обеспечение программы

Раздел

Формы

занятий

Приёмы и

 методы

организации

Дидактический материал

Формы

проведения

итогов

Техническое

оснащение

1

Вокаль-ное дыхание

Групповая

Словесные: рассказ

Наглядные:

показ

Б.В. Баранов «Курс хороведения»

Личная оценка педагога

Пианино

Технические средства

2

Ансамбль

Групповая

Словесные

Практические

В. Морозов, «В помощь педагогу-музыканту»

Личная оценка

педагога

Пианино

Технические средства

3

Тембро

вый ансамбль

Групповая

Наглядные

Практические

Б.В. Баранов «Курс хороведения»

Личная оценка

педагога

Пианино

Технические средства

4

Общий ансамбль

Групповая

Наглядные

Практические

Б.В. Баранов «Курс хороведения»

Личная оценка

педагога

Пианино

Технические средства

5

Унисон ный ансамбль

Инди

видуа

льная

Практические

Б.В. Баранов, «Курс хороведения»

Личная оценка

педагога

Пианино

Список используемой литературы

  1. Б.В. Баранов, «Курс хороведения», М., ПОП Музфонда, 2003
  2. П.Г., «Хор и управление им», М., Музгиз, 2001
  3. В. Морозов, «В помощь педагогу-музыканту», М.,  Музыка, 2001
  4. Н.Н. Озерова «Планета детства», Санкт-Петербург, 2004

Список литературы для родителей

1. Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших школьноиков в певческой деятельности». Москва

2. Анраксина О. А. «История музыкального воспитания». Москва

3. Озерова Н. Н. «Планета детства» Санкт – Петербург  2004г

Список литературы для детей

1. Критская Е. «Музыка в школе» Москва 2005г

2. Картарович К. «Гигиена голоса»

3. Егорычева Н. «Упражнения для развития вокальной техники»

4. Аникеева Л. «Как развить певческий голос»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа Студии дизайна и прикладного искусства

Программа «Студия дизайна и прикладного искусства» предназначена для развития творческих навыков и умений в системе профессионального образования.Программа предназначена для изучения на факульта...

Рабочая программа студии творчества и дизайна

Программа«Студии творчества и дизайна», предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования. Рассчитана  на один год обучения, предусматривает организацию подгрупповой и индив...

Рабочая программа студии "Аккорд"(игра на гитаре)

Моя рабочая программа поможет вам в короткие сроки научить играть детей на гитаре....

Рабочая программа студии "Юный корреспондент"

В материале представлена рабочая программа кружка "Юный корреспондент"...

Рабочая программа студии арт-журналистики

Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 10-17 лет и может преподаваться в учреждениях дополнительного образования, а также слушателям факультативов в гуманитарных...

Рабочая программа студии декоративно-прикладного творчества " Фантазия"

Рабочая программа студии декоративно-прикладного творчества " Фантазия"...

Рабочая программа "Студия дизайна"

Направленность программы художественно-эстетическая – программа направлена на приобщение школьников к основам дизайна, и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потен...