Рабочая программа студии "Аккорд"(игра на гитаре)
рабочая программа по музыке на тему
Моя рабочая программа поможет вам в короткие сроки научить играть детей на гитаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gitara_-_kopiya.doc | 109.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Авторская программа студии игры на гитаре «Аккорд» Автор: Козловская А.А. |
Пояснительная записка.
Данная программа по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению — досуговой, учебно-познавательной; по форме организации — индивидуально ориентированной, студийной, кружковой, массовой; по времени реализации — трехгодичной.
Новизна данной образовательной программы в приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта школьника, его культурных и нравственных качеств.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется потребностью общества и детей данного возраста в решении задач, которым посвящена программа.
Основной концепцией в работе с учащимися является развитие творческих способностей ребенка, развитие музыкального слуха, музыкального кругозора и эстетических вкусов.
Программа составлена для детей от 9 лет до 14 лет.
Общее музыкальное развитие необходимо для:
- Формирования гармонической личности, адаптированной к
современной жизни.
- Музицирования в быту.
- Участие ребенка в коллективах художественной самодеятельности.
Основная цель программы: научить учащихся самостоятельно разбирать и исполнять произведения на гитаре, подготовить наиболее способных учащихся к дальнейшему профессиональному занятию музыкой по классу гитары в ДМШ.
Программа имеет следующие задачи:
1.Развить технический уровень учащихся.
2.Научить самостоятельно разучивать и грамотно исполнять музыкальные произведения.
3. Сформировать навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, умение аккомпанировать, транспонировать, играть в различных ансамблях.
В работе над программой необходимо провести диагностику детей. В зависимости от их индивидуальных способностей составляется программа. Конкурсного отбора детей нет, принимаются все желающие .
В течение года состав детей может несколько меняться /или не меняться/ из-за естественной текучки детей в дополнительном бесплатном обучении, т.е. может быть дополнительный набор желающих детей в коллектив на вакантные места на первый, второй, третий и четвертый годы обучения.
Срок реализации программы- 3 года. Занятия групповые и индивидуальные. Итоги обучения проводятся в конце каждого полугодия в форме зачета, в виде концертного выступления. Дети принимают участие в классных, школьных и выездных концертах.
Количество часов на каждый год обучения
1 год обучения – 144 часа - (два раза в неделю по 2 часа).
2 год обучения – 216 часов - (три раза в неделю по 2 часа).
3 год обучения --144 часа + 144 часа индивидуальных занятий - (два раза в неделю по 2 часа)
В группе четвертого года обучения предусмотрены индивидуальные занятия – один раз в неделю по 1 часу.
Индивидуальные занятия проводятся с детьми третьего года обучения для развития техники музыкального исполнения, развития индивидуальных творческих способностей, закрепления текста и звучания исполняемых произведений.
Ожидаемые результаты освоения программы.
После первого года обучения дети
знают: ноты, длительности, паузы, названия октав, правописание нот и штилей, скрипичный ключ, тонику, тоническое трезвучие, метр и ритм;
умеют: исполнять несложные произведения, играть простой аккомпанемент по буквенным обозначениям.
После второго года обучения дети
знают: расположение нот на грифе гитары до V лада, названия интервалов, репризу, фермату;
умеют: играть в ансамбле, грамотно исполнить пройденные музыкальные произведения , прочитать с листа простейшие произведения.
После третьего года обучения дети
знают: теорию предыдущих годов обучения,
-правописание нот в скрипичном ключе,
-интервалы с обращениями, тоническое трезвучие;
-приемы игры на гитаре;
умеют:
чувствовать исполняемые песни, подобрать аккомпанемент к популярным песням и мелодиям, исполнять пройденные музыкальные произведения музыкально и технически грамотно, переложить понравившиеся эстрадные песни для гитары.
Для занятий с учеником имеется отдельный класс, инструмент, необходимые подставки, удобное освещение, методическое оснащение.
Способы определения результативности:
Педагогическое наблюдение.
Педагогический анализ результатов активности обучающихся на занятиях, участия воспитанников в концертах, на праздниках, викторинах.
Критерии оценки – уровни: низкий, средний, высокий.
3
Учебно – тематический план образовательной программы.
Первый год обучения
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
1 | История возникновения и развития гитары. Знакомство с нотной грамотой, с инструментом. | 12 | 4 | 8 |
2 | Посадка за инструментом. Постановка рук. | 10 | 4 | 6 |
3 | Освоение нотной грамоты. Строй гитары. Расположение нот на грифе гитары до V лада. Условные обозначения пальцев правой и левой рук. | 12 | 4 | 8 |
4 | Знакомство с музыкальными терминами. Ритм. Метр. Такт. Размер. Тембр. Темп. Динамика. Длительность нот. | 20 | 8 | 12 |
5 | Чтение с листа различных ритмических рисунков на одной ноте. | 10 | 4 | 6 |
6 | Средства звукоизвлечения. Упражнения в виде различных последовательностей пальцев разными способами звукоизвлечения (тирандо, апояндо) | 20 | 6 | 14 |
7 | Разучивание муз.произведений. Народные песни, пьесы танцевального характера. | 20 | 4 | 16 |
8 | Ознакомление с настройкой инструмента. | 10 | 2 | 8 |
9 | Пьесы с элементами полифонии. Этюды. Гаммы в первой позиции с использованием открытых струн. | 20 | 6 | 14 |
10 | Подготовка и проведение концертного выступления | 10 | 2 | 8 |
ИТОГО: 144 часа |
4
Учебно – тематический план образовательной программы.
Второй год обучения
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
1 | Повторение пройденного материала | 8 | 2 | 6 |
2 | Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмом. Игра упражнений,арпеджио. | 12 | 2 | 10 |
3 | Мажорные гаммы: До, Соль - две октавы – варианты исполнения в различной аппликатуре, со сменой позиций. | 14 | 4 | 10 |
4 | Знакомство с грифом гитары в пределах четырех-девяти позиций. | 10 | 4 | 6 |
5 | Чтение нот с листа. Развитие начальных навыков смены позиций, аппликатурного мышления. | 8 | 2 | 6 |
6 | Разучивание муз.произведений. Народные песни, пьесы танцевального характера. | 20 | 4 | 16 |
7 | Знакомство с творчеством композиторов-классиков. Игра произведений с элементами полифонии и произведений крупной формы. | 18 | 4 | 14 |
8 | Развитие беглости пальцев и получение технических навыков. Этюды. | 18 | 4 | 14 |
9 | Подбор популярных мелодий от разных звуков. | 10 | 2 | 8 |
10 | Подготовка к игре в ансамбле на простейшем материале. | 10 | 4 | 6 |
11 | Приемы игры на гитаре. | 6 | 2 | 4 |
12 | Подготовка и проведение концертного выступления | 10 | 2 | 8 |
ИТОГО: 144 часа |
5
Учебно – тематический план образовательной программы.
Третий год обучения
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
1 | Повторение пройденного материала | 8 | 4 | 4 |
2 | Развитие муз-образного мышления и исполнительских навыков учащихся. | 12 | 4 | 8 |
3 | Гаммы Фа мажор и Ре минор в 2 октавы. Упражнения для развития беглости пальцев, техники легато и баррэ. Смешанное легато. Хроматическая гамма. Арпеджио. | 20 | 8 | 12 |
4 | Чтение нот с листа. Развитие навыков смены позиций, аппликатурного мышления. | 8 | 4 | 4 |
5 | Разучивание муз.произведений. Народные песни, пьесы танцевального характера. | 20 | 8 | 12 |
6 | Игра произведений с элементами полифонии и произведений крупной формы. | 12 | 4 | 8 |
7 | Развитие беглости пальцев и получение технических навыков. Этюды. | 12 | 4 | 8 |
8 | Подбор популярных мелодий от разных звуков. | 8 | 4 | 4 |
9 | Игра в ансамбле. | 12 | 4 | 8 |
10 | Приемы игры на гитаре. Динамические возможности инструмента. | 8 | 4 | 4 |
11 | Самодеятельная авторская песня как вид музыкального искусства | 16 | 8 | 8 |
12 | Подготовка и проведение концертного выступления | 8 | 4 | 4 |
ИТОГО: 144 часа |
6
Содержание тем курса:
Тема 1: Повторение пройденного материала
Мажорные гаммы: До, Соль. Нотной грамота.
Посадка за инструментом. Постановка рук. Музыкальные термины.
Средства звукоизвлечения.
Тема 2 Развитие муз-образного мышления и исполнительских навыков учащихся
Связь содержания и формы
музыкального произведения. Музыка- как звуковой
процесс. Ощущение перспективы дальнейшего
развития.
Тема 3. Гаммы Фа мажор и Ре минор в 2 октавы. . Упражнения для развития беглости пальцев, техники легато и баррэ. Смешанное легато. Хроматическая гамма. Арпеджио.
Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Варианты исполнения в различной аппликатуре, со сменой позиций. Приёмы звукоизвлечения:апояндо(опираясь) и тирандо (щипком). Упражнения в виде различных последовательностей пальцев разными способами звукоизвлечения (тирандо, апояндо)
Принцип координации движений и ритмической
точности. Принцип пространственной точности.Аппликатура.
Тема 4: Чтение с листа различных ритмических рисунков на одной ноте. Развитие начальных навыков смены позиций, аппликатурного мышления. На примере русских народных песен «Во поле береза стояла», «Во саду ли,в огороде»и т.д.
Тема 5. : Разучивание музыкальных произведений. Народные песни, пьесы танцевального характера.
Техника звукоизвлечения. Принципы работы над непривычными
и нестандартными фигурациями. Проигрывания в
медленном темпе.Работа над красочностью звука, точность аппликатуры,выработка автоматизма игровых движений.
Закон ежедневной систематической тренировки.
Тема 6: Игра произведений с элементами полифонии и произведений крупной формы. Достоверное, убедительное воплощение
композиторского замысла. Проблема стиля: эпоха создания,
национальная принадлежность автора, особенности
творческого пути, характерные образы, история
создания сочинения.
7
Тема 7: Развитие беглости пальцев и получение технических навыков. Этюды. .
Проигрывания в медленном темпе. Закрепление трудной фигурации
через игру различными ритмическими фигурами.
использование технической фразировки. Мелкая
техника: лёгкость исполнения одноголосных
пассажей и фигураций различными штрихами:
легато, нон легато, стаккато.
Тема 8: Подбор популярных мелодий от разных звуков.
Развитие слуха на примере детских песен: «Голубой вагон»,»Чунга-чанга», «Облака» и т.д.
Тема 9 Игре в ансамбле.
Выработка чувства единения при игре в ансамбле, умение слышать не только свою партию, но и партию других инструментов. Исполнение сложных многоголосных произведений.
Тема 10 Приёмы игры на гитаре. Динамические возможности инструмента.
Мелизмы,тремоло,глиссандо. Флажолеты: натуральные
и искусственные. Арпеджиато.
Методика исполнения приёмов. Виды
графического обозначения. Диапазон гитары, его динамическая органичность.
Сравнение с другими инструментами (баян,
фортепиано). Навыки игры пиано, пианиссимо‚ фортиссимо, крещендо, диминуэндо. Сложности
исполнения аккордовой фактуры. Основные
недочеты. Фразировка музыкального произведения
с учётом технологических особенностей.
Тема 11 Самодеятельная авторская песня как вид музыкального искусства
Знакомство с феноменом авторской песни, которую строго ни к чему не отнесёшь: ни к чистой поэзии, ни к песне, ни к театру. Фестивали авторской песни.
История становления и развития жанра
Знакомство с творчеством бардов, для которых авторская песня стала второй профессией
Знакомство с авторскими песнями о военных действиях в Афганистане и Чечне.
Авторская песня в туристических походах. Копилка песен для участия в туристических слётах
Рассказ о творчестве современных авторов-исполнителей.
8
Тема 12 Подготовка и проведение концертного
выступления.
Подготовка репертуара, его объем. Обязательное
наличие в программе гитариста оригинальных
произведений. Принцип контраста. Обогащение
исполнительного стиля через обогащение
репертуара. Обыгрывание программы.
Подведение итогов концерта.
9
Примерный репертуарный список.
Первый класс:
Р.н.п. – Во саду ли в огороде.
Р.н.п. – Во поле береза стояла.
Р.н.п. – Коровушка.
Пьеса – Настроение (грустное)
Пьеса – Настроение (веселое)
У.н.п. – Ехал казак за Дунай.
Гладков Г. – Песня бременских музыкантов.
Иванов-Крамской А. – Маленький вальс.
Каркасси М. – Андантино.
Каркасси М. – Вальс до мажор.
Сагрерас Х. – Этюд ля минор.
Сор Ф. – Этюд до мажор.
Примерная программа зачета:
Каркасси М. – Аллегретто
Гладков Г. – Песенка черепахи
Второй класс:
Варламов А. – На заре ты ее не буди!
Ронкалли Л. – Менуэт.
Моцарт В.А. – Буррэ.
Аргентинское танго – Кумпарсита
Сагрерас Х. – Вальс.
Таррега Ф. – Этюд.
Джулиани М. – Этюд. До мажор.
Агуадо Д.- Этюд.
Р.н.п. – То не ветку ветер клонит.
Р.н.п. – Тонкая рябина.
Иванов-Крамской А.- Прелюдия.
Джулиани М. – Аллегро.
Каркасси М. – Прелюдия.
Примерная программа зачета:
Диабелли А. – Менуэт
Р.н.п. – Тонкая рябина
10
Третий класс:
Сагрерас Х. – Вальс.
Итальянская песня. – Тиритомба.
Каркасси М. – Пьеса.
Кригер И. – Бурре.
Де Визе Р. – Менуэт до мажор.
Каркасси М. – Этюд.
Джулиани М. – Этюд.
Таррега Ф. – Этюд. Ми минор.
Виницкий А. – Этюд №2
Виницкий А. – Этюд №3
Р.н.п.- Пойду ль, выйду ль я. Обр. А.Иванов-Крамской.
Паганини Н. - Испанский вальс.
Итальянская песня. – Санта Лючия.
Кост Н. – Баркарола.
Роч П. – Вальс.
Бах И.С. – Менуэт
Р.н.п. – Над полями.
Р.н.п. – При долинушке стояла. Обр. А.Иванов-Крамской.
Соловьев-Седой В. – Подмосковные вечера. Обр.Кирьянов Н.
Сагрерас Х. – Этюд.
Джулиани М. – Этюд. Ми минор.
Виницкий А. – Этюд №4
Виницкий А. – Этюд №5 Босса-нова
Виницкий А. – Розовый слон
Бартолли Р. – Романс
Карулли Ф. – Рондо.
Гомес А. – Романс.
Примерная программа зачета:
Каркасси М. – Прелюд
Корнелюк И. – Песня из к/ф «Бандитский Петербург»
Легран М. – Мелодия из к/ф «Шербурские зонтики»
11
Список литературы.
- Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. ДМШ. Вып.1. Сост. А. Иванов-Крамской. М. 1976.
- Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. ДМШ. Сост. Е. Ларичев. М. 1985.
- Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. ДМШ. Сост. Е. Ларичев. М. 1986
- Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.1985
- Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.1970
- Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.2002
- Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре.М. 1991
- Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть1.Сост.и ред.А.Гитман. М.1997.
- Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М.2002
- Юному гитаристу: Учебно-методическое пособие. М. Изд. Вл.Катанского.2000
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно методическая разработка к УМК программы «Обучение игре на гитаре» «Знания и навыки, необходимые для исполнения одной из базисных форм токе-фламенко – Сигирийяс.»
В УМР рассмотрен процесс освоения формы Сигирийяс....
Рабочая программа обучения игре в волейбол (8-11 классы)
Данная программа по волейболу направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных...
Рабочая программа "Подвижные игры"
Рабочая программа создана для учащихся начальной школы...
Рабочая программа. Подвижные игры. 4 класс.
На основе авторской программы В.И. Ляха....
Рабочая программа кружка "Игра воображения"
Развитие воображения младших школьников...
Образовательная программа по игре на гитаре "Нирвана"
Данная программа подойдет для педагогов дополнительного образования, занимающихся с детьми игрой на гитаре....
Рабочая программа "Спортивные игры"(Веселые старты) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения
Общей целью программы является популяризация здорового образа жизни,формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,целостном развитии физических и психических ка...