Рабочая программа "Студия дизайна"
рабочая программа

Росоха Наталья Ивановна

Направленность программы художественно-эстетическая – программа направлена на приобщение школьников к основам дизайна, и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества г. Лузы Кировской области

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом и.о. директора МОКУ ДОД

ДДТ г. Лузы Кировской области

______________Чебаевская М. Ю.

Приказ № 01 – 013/126 от 13.09.2013г.

Рабочая программа

художественно – педагогической направленности

для обучающихся  1 – 9 классов

объединения «Студия дизайна»

Автор программы:

Росоха Наталья Ивановна,

педагог дополнительного образования

МОКУ ДОД Дома детского творчестваг. Лузы

2016 – 2017 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

По “толковому словарю русского языка” С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: “Дизайн – конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты”. Другими словами, дизайн – это образное проектирование того, чего еще нет и не было ни в природе, ни в культуре, но что могло бы возникнуть, произойти, быть построенным, изготовленным в ходе целенаправленной человеческой деятельности.

Слово “дизайн” встречается повсеместно, можно говорить о дизайне стула, компьютера, школы, узора на ткани, коллекции одежды, ресторана, бутерброда, космической станции. Все изделия имеют свой дизайн. Таким образом, дизайн многолик. В разных сферах деятельности человека этот термин понимается по-разному. Он включает в себя и то, как выглядит изделие, и сам процесс проектирования – изготовления, который приводит к конечному результату.

Представленная образовательная программа “Дизайн-студия” подразумевает знакомство  с различными техниками для создания элементов интерьера, предметный дизайн.

Овладеть основами знаний о дизайне как специфической художественно-творческой, конструкторской деятельности человека помогут разделы предлагаемой программы.

На занятиях учащиеся узнают, что художественное проектирование многих вещей требует умения рисовать, чертить, моделировать и макетировать. Так же необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, основ декоративно-прикладного искусства, моделирования.

Наблюдая за работой дизайнеров, которые: создают костюмы, оформляют интерьеры жилых и офисных помещений; широко используют при этом природный и искусственный материал, различные техники декоративно-прикладного искусства и новейшие технологии; умело сочетают цвета и фактуры – хочется больше узнать о искусстве дизайна и научиться самому создавать оригинальные композиции.

Познакомить учащихся с широким спектром работы дизайнера поможет программа дополнительного образования “Дизайн-студия”.

Содержание разделов программы позволяет ознакомить учащихся с различными направлениями работы дизайнера, с объектами труда; развить способности, позволяющие использовать полученные знания и умения при решении конкретных задач.

Направленность программы художественно-эстетическая – программа направлена на приобщение школьников к основам дизайна, и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала.

Актуальность данной образовательной программы

Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Министерство образования РФ от 29.11.01). В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

Педагогическая целесообразность образовательной программы

Педагогическая целесообразность образовательной программы будет состоять в формировании у учащихся чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе, с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления своих творческих способностей в работе с использованием всех изученных техник декоративно-прикладного искусства (декупаж, роспись по стеклу, ткани, коже, вязание, плетение, шитье, вышивка, современные техники) при выполнении индивидуальных заданий.

Задачи курса и организация учебного процесса

Программа предусматривает следующие цели и задачи:

Целью данной программы является развитие личностных качеств детей посредством занятий дизайн-проектирования

Основные задачи программы:

Образовательные задачи:

  • Изучить основы различных техник декоративно-прикладного творчества;
  • освоить технологические знания проектирования и художественного конструирования швейных изделий и предметов быта.
  • овладеть практическими навыками и приёмами изготовления и декорирования изделий.
  • обучить основам дизайна;
  • познакомить с основными законами композиции;
  • научить пользоваться законами цветоведения;
  • формировать художественно-образное мышление;
  • формировать практические навыки работы в различных видах дизайна и изобразительного творчества.

Воспитательные задачи:

  • Формировать общую культуру учащихся;
  • содействовать организации содержательного досуга;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления художественной культуры;
  • воспитывать аккуратность, прилежание в работе, трудолюбие;
  • воспитывать чувство сопричастности к традициям различных культур, чувство особой гордости традициями, культурой своей страны, своего народа;
  • воспитывать стремление к качеству выполняемых изделий;
  • воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.

Развивающие задачи:

  • Развивать общий кругозор;
  • развивать художественно-эстетический вкус при составлении композиции костюма и объектов предметного дизайна;
  • знакомить с работой дизайнера;
  • формировать интерес к различным видам декоративной отделки и положительную мотивацию к совершенствованию в данных направлениях декоративно-прикладного искусства.
  • обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
  • формировать творческое отношение к качественному осуществлению трудовой деятельности;
  • развивать зрительное восприятие, чувства цвета, композиционной культуры;
  • содействовать адаптации учащихся к жизни в обществе;
  • развивать творческую деятельность учащегося.

Особенностью программы “Дизайн-студия” является также интеграция с рядом учебных предметов: изобразительное искусство, черчение, история, технология, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.

Обучение по программе первого года построено по принципу “ от простого – к сложному”. От вырезания простых и симметричных форм – к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости – к проработке объемных форм.

Особенностью второго года обучения является то, что учебный процесс осуществляется по спиралеобразной схеме: каждая тема подается в течение длительного периода времени с возрастанием степени сложности.

Принцип системности проявляется в том, что в результате реализации программы у учащихся формируются целостные представления о разных видах декоративно-прикладного творчества как самостоятельных технологических процессах, с одной стороны, и целостные представления о том, как использовать ту или иную технику в различных видах дизайна для создания общей работы, с другой стороны.

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, экскурсия, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное.

Основным видом деятельности являются практические занятия.

 Условия реализации образовательной рабочей программы

Рабочая программа адресована учащимся 9-15 лет, Учащиеся занимаются два раза в неделю по 2 академических  часа,  в форме творческой мастерской. Форма  проведения  занятий  - групповаяя. Наполняемость групп  – 15 человек.

Сроки реализации образовательной программы – 2 года.

Учебно-тематический план 

1-й год обучения

занятия

(часы)

Тема  занятия. Техника.

 Материалы.

Элементы содержания.

           

1-2

Осенние листья. Айрис фолдинг.

Цветная бумага , картон, линейка, нож по бумаге, ножницы, карандаш, клей карандаш.

Знакомство с техникой, подготовка картонной основы, разметка полосок.

3-4

Осенние листья. Айрис фолдинг.

Цветная бумага , картон, линейка, нож по бумаге, ножницы, карандаш, клей карандаш.

Нарезка полосок, сгибание.

5-6

Осенние листья. Айрис фолдинг

цветная бумага , картон, линейка, нож по бумаге, ножницы, карандаш, клей карандаш.

Сборка композиции по  схеме.

7-8

Рамка для фото. Ассамбляж. Коллаж.

Картон, ткань, металл, природный материал.

Знакомство с техникой.

Подготовка основы

9-10

Рамка для фото. Ассамбляж. Коллаж.

Картон, ткань, металл, природный материал. Клей пва, клеевой стержень. Краски.

Создание эскиза.

9-10

Рамка для фото. Ассамбляж.

Картон, ткань, металл, природный материал. Клей пва, клеевой стержень. Краски.

Сборка композиции.

11-12

Аквариум панно. Бумагопластика.

Бумага разной фактуры, ножницы, клей карандаш,

Знакомство с техникой. Подготовка основы.

13-14

Аквариум панно. Бумагопластика.

Бумага разной фактуры, ножницы, клей карандаш,

Эскиз.

15 -16

Аквариум панно. Бумагопластика.

Бумага разной фактуры, ножницы, клей карандаш,

Сборка композиции.

17 – 18

Витраж на стекле.

Витражная краска, стеклянная основа.

Знакомство с техникой. Эскиз.

19-20

Витраж на стекле.

Витражная краска, стеклянная основа.

Выполнение росписи.

21 -22

Витраж на стекле.

Витражная краска, стеклянная основа.

Выполнение росписи.

23-24

Орнамент на СД диске. Граттаж.

CD диск, ватные палочки, акриловые краски, простой карандаш, губка и маникюрные ножницы.

Знакомство с техникой, эскиз.

25 -26

Орнамент на СД диске. Граттаж.

CD диск, ватные палочки, акриловые краски, простой карандаш, губка и маникюрные ножницы

Подготовка основы диска. Сушка.

27 -28

Орнамент на СД диске. Граттаж.

CD диск, ватные палочки, акриловые краски, простой карандаш, губка и маникюрные ножницы

 Выцарапывание.

29-30

Декупаж.

Стеклянная  ёмкость, салфетки, клей пва, ножницы.

Знакомство с техникой. Подбор материала.

31-32

Декупаж

Стеклянная  ёмкость, салфетки, клей пва, ножницы.

Грунтовка, вырезание салфетки и подбор композиции.

33-34

Декупаж

Стеклянная  ёмкость, салфетки, клей пва, ножницы.

Сборка композиции.

35 -36

Изонить

Нитки швейные, картон, игла.

Знакомство с техникой нитяная графика.

Эскиз

37 -38

Изонить

Нитки швейные, игла, картон.

Подготовка основы

39-40

Изонить

Картон, нитки швейные, игла.

Вышивка.

41-42

Ваза. Картонаж.

Картон, игла швейная, шило, нитки швейные.

Знакомство с новой техникой. Подбор материала.

43-44

Ваза. Картонаж.

Картон, игла швейная, шило, нитки швейные.

Подготовка основы, разметка.сборка

45-46

Ваза. Картонаж.

Картон, игла швейная, шило, нитки швейные.

Сборка.

46-48

Панно. Квиллинг.

Бумага ксероксная, шпажка, клей пва.

Знакомство с техникой. Эскиз.

49-50

Панно. Квиллинг.

Бумага ксероксная, шпажка, клей пва.

Нарезка полос. Основные приёмы квиллинга.

Кручение.

51-52

Панно. Квиллинг.

Бумага ксероксная, шпажка, клей пва.

Кручение.

53-54

Панно. Квиллинг.

Бумага ксероксная, шпажка, клей пва.

Кручение. Сборка.

55-56

Кракелюр.

Стеклянная баночка.  Клей пва.

Знакомство с новой техникой. Подбор материала.

57-58

Кракелюр.

Стеклянная баночка, клей пва

Грунтовка.

59-60

Кракелюр.

Стеклянная баночка, клей пва, кисть.

Проработка по технике.

61-62

Конструирование.

Знакомство с термином.

63-  64

Моделирование.

Знакомство с термином.

65-66

Коробка.

Конструирование коробки. Чертёж, сборка.

67-68

Коробка.

Моделирование коробки. Оформление.

69-70

Мозаика из природного материала.

Картон, природный материал, клей пва.

Знакомство с техникой. Подбор материала.

71- 72

Мозаика из природного материала.

Картон, природный материал, клей пва.

Эскиз.

73-74

Мозаика из природного материала.

Картон, природный материал, клей пва.

Сборка.

75-76

Насыпание. Декоративная бутылка.

Прозрачная стеклянная бутылка, крупы.

Знакомство с техникой. Подбор материала.

77-78

Насыпание. Декоративная бутылка.

Прозрачная стеклянная бутылка, крупы.

Подбор материала.

79-80

Насыпание. Декоративная бутылка.

Прозрачная стеклянная бутылка, крупы.

Насыпание.

81-82

Отпечаток.

Бумага, листья, овощи.

Знакомство с техникой.

83-84

Отпечаток.

Бумага, листья, овощи.

Подготовка штампов.

85-86

Отпечаток.

Бумага, листья, овощи.

Штампы и их применение.

87-88

Пергамано. Цветы.

Бумага, палочка для тиснения.

Знакомство с техникой. Подбор материалов.

89-90

Пергамано. Цветы.

Бумага, палочка для тиснения.

Подготовка цветов. Тиснение.

91-92

Топиарий . Торцевание.

Шар, сетка, ёмкость для топиария, клеевой пистолет.

Знакомство с новой техникой. Подбор материалов.

93-94

Топиарий . Торцевание.

Шар, сетка, ёмкость для топиария, клеевой пистолет.

Заготовка элементов, Основа.

95-96

Топиарий . Торцевание.

Шар, сетка, ёмкость для топиария, клеевой пистолет.

Сборка

97-98

Цумами Канзаши. Цветок –заколка.

Атласные ленты, фетр, клей термо.

Знакомство с новой техникой. Подбор материала.

99-100

Цумами Канзаши. Цветок –заколка.

Атласные ленты, фетр, клей термо.

Разметка. Вырезание.

101-102

Цумами Канзаши. Цветок –заколка.

Атласные ленты, фетр, клей термоСборка

103-104

Наряд для куклы. Шитьё.

Ткань, игла, ножницы.

Основы кройки.

105-106

Наряд для куклы. Шитьё.

Ткань, игла, ножницы.

Основы кройки.

107-108

Наряд для куклы. Шитьё.

Ткань, игла, ножницы.

Шитьё.

109-110

Бонсай. Бисероплетение.

Бисер, проволока, гипс.

Знакомство с техникой.  Подбор материала. Эскиз.

111-112

Бонсай. Бисероплетение.

Бисер, проволока, гипс.

Знакомство с основными элементами набора бисера.  Спиральный набор.

113-114

Бонсай. Бисероплетение

Бисер, проволока, гипс.

Набор бисера.

115-116

Бонсай. Бисероплетение

Бисер, проволока, гипс.

Набор бисера.

117-118

Бонсай. Бисероплетение

Бисер, проволока, гипс.

Сборка.

119-120

Корзинка с конфетами. Свит дизайн.

Конфеты, гофробумага, скотч, термоклей, картон.

Знакомство с техникой. Подбор материала.

121-122

Корзинка с конфетами. Свит дизайн.

Конфеты, гофробумага, скотч, термоклей, картон.

Изготовление корзинки.

123-124

Корзинка с конфетами. Свит дизайн.

Конфеты, гофробумага, скотч, термоклей, картон.

Изготовление цветов.

125-126

Корзинка с конфетами. Свит дизайн.

Конфеты, гофробумага, скотч, термоклей, картон.

Сборка.

127-128

Записная книжка. Скрапбукинг.

Бумага, картон различной фактуры, цвета, открытки, вырезки.

Знакомство с новой техникой. Подбор материала.

129-130

Записная книжка. Скрапбукинг.

Бумага, картон различной фактуры, цвета, открытки, вырезки.

Изготовление основы.  Заготовка бумажных фигур.

131-132

Записная книжка. Скрапбукинг.

Бумага, картон различной фактуры, цвета, открытки, вырезки.

Сборка.

133-134

Ободок. Дизайн украшений.

Ободок, термоклей, цветы  искусственные.

Подбор материалов, эскиз.

135-136

Ободок. Дизайн украшений.

Ободок, термоклей, цветы  искусственные.

Сборка.

137-138

Итоговая авторская работа детей.

Выбор техники. Эскиз.  

139-140

Итоговая авторская работа детей.

Подбор материала.  Изготовление.

141-142

Итоговая авторская работа детей.

Изготовление.

143-144

Итоговая авторская работа детей.

Выставка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Дизайн прически"

рабочая программа "Дизайн прически" для учащихся 5-10 классов...

Конспект открытого занятия детского объединения «Ландшафтный дизайн».Ландшафтный дизайн в условиях городской среды .

Дизайн проект  цветника на пришкольном участкеРазвитие профессиональной компетенции учащихся старших классов к практически значимой деятельности их становление и социальной компетенции посредство...

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ на педсовете на тему : "История развития дизайна и место дизайна в новых тенденциях развития образования на современном этапе".

Слово "дизайн"происходит от итальянского слова disegno, которым в эпоху Возрождения обозначали проекты и идеи, лежащие в основе работы.В русский язык слово "дизайн" пришло из английского языка, в кото...

Дизайн интерьеров - разновидность дизайна, входящую в программу предмета «Технология».

Понятие о дизайне как профессиональной деятельности на стыке искусства и инженерного проектирования/...

Методическая разработка для подготовки к соревнованиям по стандартам JuniorSkills в компетенции "Промышленный дизайн. Дизайн игрушки". Создание простой 3D-модели в Autodesk 123Design

Разработка представляет собой пошаговую инструкцию для создания простой 3D-модели игрушки в редакторе Autodesk 123Desig...