Рабочая программа студии "Юный корреспондент"
рабочая программа на тему
В материале представлена рабочая программа кружка "Юный корреспондент"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_gazeta.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения г. Москвы
«Школы с углубленным изучением отдельных предметов №879»
на 2014-2015 учебный год
студии
«Юный корреспондент»
для обучающихся 5-11 класса
Учителя русского языка и литературы
Мордань Натальи Юрьевны
Пояснительная записка
Обучение на современном этапе - это не процесс передачи и накопления знаний, а процесс развития учащихся. Основная цель, которую должна преследовать современная школа, - это развитие способности думать.
Программа предлагает учителю использовать материалы качественной местной газеты как актуальный учебный материал в процессе обучения во время занятий кружка. Использование газеты позволяет не только работать над основными учебными умениями и навыками: развитие речи и мышления, обогащение знаний по истории, географии, краеведению и т.п., но и знакомить с правами человека, важными событиями современной жизни.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - привлечь юных читателей к чтению, в том числе к чтению газет, научить анализировать информацию, делать выводы. Программа «Газета в образовании» призвана приобщить школьников к чтению качественных газет, научить их работать с информацией, осмысливать, переживать, анализировать и оценивать ее на уровне взрослого человека.
Программа предусматривает активное участие в образовательном процессе детей, которые используют свой жизненный опыт для осознанного восприятия новой информации и принятия решений.
Газета вызывает детей на диалог, поднимая значимые для них и для общества темы и проблемы.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
■ Повышать уровень культуры чтения у учащихся;
■ Воспитывать у учащихся и преподавателей толерантность в среде этнического, языкового, культурного и социально-экономического разнообразия;
■ Способствовать формированию гражданской позиции в условиях глобализации.
Работа осуществляется на основе общедидактических принципов:
■ Принцип воспитывающего обучения - воспитание активного гражданина.
■ Принцип активности и сознательности - активное и осознанное участие каждого на любом этапе работы.
■ Принцип связи теории с практикой - работа с газетой позволяет связать с повседневной жизнью ребенка знания, полученные не только в кружке «Газета в образовании», но и общеучебные и предметные знания, умения и навыки.
■ Принцип наглядности - газета содержит богатый иллюстративный материал, что значительно облегчает восприятие и усвоение информации.
■ Принцип доступности обучения - разнообразный материал помогает организовать обучение в группах любого уровня.
■ Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной учебной работы - учебный материал разнообразен на каждом занятии, что создает предпосылки для организации коллективной, групповой и индивидуальной работы.
Содержание программы
■ Социальное, политическое, экономическое, культурное и спортивное наполнение газеты в сочетании с ее внешней привлекательностью является важным инструментом для значительного и всестороннего обучения в соответствии с разнообразием социальных, экономических, этнических и культурных реалий жизни каждого учащегося.
■ В газете находят свое отражение темы, связанные с учебными предметами естественно-научного и гуманитарного цикла. Данные публикации могут быть интегрированы в учебный материал и использоваться на уроках или в качестве материала для дополнительных занятий. Кроме того, использование газеты позволяет развивать такие умения, как умение работать с источниками информации (в частности, с текстом и иллюстрацией), навыки самостоятельной работы и работы в группе и т.д.
■ Использование газеты в школах помогает развивать критическое мышление и речь, так как материал становится более разнообразным, представленным с разных точек зрения, и программа предусматривает высказывание и доказательство каждым учащимся своей точки зрения.
■ В газете представлена информация о текущих событиях, которая может быть использована преподавателями.
■ Газета освещает события, которые связаны с людьми, представляющими разные слои общества, с разными жизненными ценностями, что открывает школе постоянный доступ к информации о современной жизни общества в целом. Это позволяет разным учащимся увидеть свой собственный мир на страницах газеты.
■ Анализ информации в газете стимулирует критическое мышление, позволяя учащимся осознавать себя членами современного общества.
■ Работа с газетой повышает мотивацию учащихся к участию в дискуссиях, активизирует устную и письменную речь. Разнообразная информация, представленная в газете, способствует развитию новых интересов и стремлению продолжить изучение различных источников информации.
Чем программа интересна школьникам?
- Приобретение знаний о «взрослой» жизни новым интересным способом;
- Возможность самовыражения, общения и ведения дискуссии наравне со взрослыми;
- Возможность пообщаться с «мастерами пера» и попытаться создать свою школьную газету;
- Возможность расширить свой круг общения по интересам;
- Участие в интересных мероприятиях (конкурсы, экскурсии, акции и т.д.);
- Уважение взрослых и ровесников;
- Сотрудничество с газетой в качестве информационного агента, а для самых талантливых - в качестве внештатного корреспондента.
Учебно-тематический план
№ недели | Разделы, темы | Количество часов | ||
В | Т | П | ||
1-2 | Знакомство с газетой. Краткая историческая справка. Основные понятия (газета, полоса, статья и т.п.). Разнообразие газет в современном мире. Классификация | 8 | 4 4 | |
3-4 | Стиль и тип читателя. Различные способы восприятия информации | 8 | 4 | 4 |
5-6 | Разделы газеты. Работа со структурой газеты. Различные разделы, их тематика и содержание | 8 | 4 | 4 |
7-8 | Первая полоса. Значение первой полосы. Содержание. Оформление | 8 | 4 | 4 |
9-10 | Заголовок. Виды заголовков, соответствие заголовков тексту. | 8 | 4 | 4 |
11-14 | Новости. а) Новость. Ценность новостей. Варианты оформления б) Требования к новостным статьям, стилистические особенности. | 16 | 4 4 | 4 4 |
15-16 | Мнения и комментарии. а) Отличие мнений и комментариев от новостей. Б) Правила корректного высказывания мнения. | 8 | 4 | 4 |
17-18 | Новости, мнения и комментарии. Повторение и обобщение | 8 | 4 | 4 |
19-21 | Иллюстративный материал. А) Фоторепортаж, фотография репортажная и постановочная. Фотоштампы. Соответствие фотографии и подписи/статьи. Б) Логотип, рисунок, карикатура, инфографика, таблица, врезка. В) Практическая работа – подготовка своего иллюстративного материала. | 12 | 4 4 | 4 |
22-23 | Реклама и объявления. Причины появления и развития рекламы. Функции рекламы. Потребности населения. Целевая аудитория. Виды рекламных объявлений. Способы оформления. | 8 | 4 | 4 |
24-25 | Практическое применение информации. Использование информации в газете в практических целях (анонсы, афиши, объявления и т.п.) | 8 | 4 | 4 |
26 | Работа с текстом. Содержание и структура текста, словарно-лексическая работа. | 4 | 2 | 2 |
27 | Статья. А) Заголовок, вид. Б) Композиция. Заключение | 4 | 2 | 2 |
28-29 | Интервью. А) Структура, тематика, виды вопросов. Подготовка вопросов. Б) Практическая работа – проведение интервью. | 8 | 4 | 4 |
30 | Конфликтные ситуации. Корректное освещение ситуации. Дебаты и ролевые игры на основе конфликтных ситуаций. | 4 | 2 | 2 |
31 | Письмо читателя в газету. Написание письма читателя в газету. | 4 | 2 | 2 |
32 | Чувство сопричастности. Связь между событиями, освещаемыми в прессе, и жизнью читателя. | 4 | 2 | 2 |
33 | Гражданская ответственность и гражданские права. Роль СМИ в защите гражданских прав. | 4 | 2 | 2 |
34 | Значение СМИ в современном мире. Роль и значение СМИ в современном мире. | 4 | 4 | |
35-36 | Структура и содержание газеты. А) Составление газеты на основе своих материалов. Выбор тем, подготовка материала. Б) Обзор материала, компоновка, оформление. | 8 | 4 4 | |
37-38 | Итоговые занятия. Праздничное мероприятие. | 8 | 8 | |
Всего: | 152 | 76 | 76 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Формы и виды работы на занятиях, планируемых по каждому разделу, различны:
- Беседа;
- Дискуссия;
- Ролевая игра;
- Доклады по проблематике материалов газеты;
- Подготовка общего «ответного» взгляда на проблему с точки зрения молодежи;
- Интервью с родственниками, друзьями и знакомыми;
- Выборочное чтение;
- Работа над изобразительными средствами языка;
- Постановка вопросов учащимися;
- Словесное иллюстрирование;
- Прием возврата - возвращение к ранее изученному материалу;
- Привлечение школьников к внештатному сотрудничеству;
- Мастер-классы;
- Экскурсии по редакции, типографии;
- Выездные мероприятия;
- Социально значимые акции с участием школьников.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса разнообразны и зависят от целей и задач каждого занятия, в основу которых положены принципы свободы выбора, открытости и деятельности.
Техническое оснащение – видеодвойка, магнитофон.
Формы подведения итогов – выпуск газет, творческий отчёт.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
На протяжении всех занятий главным критерием достижения результата является подготовленный к публикации материал. Основной результат – создание школьного периодического издания с его возможным использованием в учебно-воспитательном процессе. Кроме того, учащиеся должны освоить как теоретические, так и практические знания, умения и навыки журналистской деятельности.
К концу года учащиеся должны получить представление о журналистской профессии, освоить основы профессиональной культуры журналиста, уметь создавать журналистские тексты в жанрах, которые будут изучены, освоить навыки поиска информации в различных источниках и уметь работать в текстовых редакторах.
Список литературы
- Беневоленская Т. А. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973
- Вовк Е. Т. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе // Информатика: прил. к журн. «Первое сентября». – М., 2004
- Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетия. М., 2000
- Справочник журналиста. – Л., 1971
- С. И. Стефанов. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. – М.: Гелла-принт, 2004
- Уралова Л. С. Твоя стенгазета. – М., 1986
- Шостак М. И. Журналист и его произведение. – М., 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный корреспондент"
Программа кружка "Юный корреспондент" знакомит учащихся с особенностями публицистического стиля, историей развития публицистики в России. Ребята учатся писать тексты разных жанров публицистического ст...
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Юный корреспондент" студии "Юнкор"
Рабочая программа рассчитана на 1 год для учащихся 10-18 лет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности детского объединения «Юный корреспондент»
Программа внеурочной деятельности детского объединения «Юный корреспондент» предназначена обеспечить активное участие школьников в жизни поселения, района, области и страны....
Рабочая программа факультатива "Школьный корреспондент"
Рабочая программа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный корреспондент" .Возраст воспитанников:11-15 лет
Данная программа рассчитана на 3 года:1-й год:70 часов (2 часа в неделю)2-й год:70 часов (2 часа в неделю)3-й год:70 часов (2 часа в неделю)Новизна данной программы состоит в том,что она дает во...
Рабочая программа кружка "Юные корреспонденты"
Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"...