Авторская рабочая программа Студии дизайна и прикладного искусства
рабочая программа по теме
Программа «Студия дизайна и прикладного искусства» предназначена для развития творческих навыков и умений в системе профессионального образования.
Программа предназначена для изучения на факультативных занятиях, устанавливает базовые знания и умения для освоения специальных дисциплин и получения профессиональных знаний и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_studii_dizayna.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Студия дизайна и прикладного искусства»
Белгород 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Студия дизайна и прикладного искусства» предназначена для развития творческих навыков и умений в системе профессионального образования.
Программа предназначена для изучения на факультативных занятиях, устанавливает базовые знания и умения для освоения специальных дисциплин и получения профессиональных знаний и умений.
В результате обучения студент должен:
иметь представление:
- об основах графического и живописного искусства;
- об основах творческого процесса
знать: - основные законы, средства и приемы рисунка и живописи;
- основные методы, способы и средства художественного
творчества.
уметь:
- выполнять графические, живописные и декоративные эскизы и
панно в различных техниках.
Студия дизайна и прикладного искусства базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении дисциплин «Спецрисунок и художественная графика»», «Основы эскизной графики». В студии изучаются основные художественные и декоративно - прикладные средства и приемы выполнения эскизов, декоративных панно, основы композиции, основы живописной грамоты, методы художественного творчества.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов художественного вкуса и пространственного мышления, освоению студентами теоретических основ рисунка, композиции, живописи, приобретению практических умений в изготовлении декоративных панно в различных техниках и развитию творческого потенциала и образного мышления.
Программа рассчитана на 144 часа (из них 144 часа - практические занятия) для среднего профессионального образования. На основе программы возможно поведение учебных курсов.
Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение ими самостоятельных творческих работ теоретического характера по проблемам композиции и техники рисунка и живописи) и практического характера (по созданию оригинальных композиций в различных техниках и решениях). Организовывать экскурсии в музеи и картинные галереи, на художественные выставки.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1
ОСНОВЫ РИСУНКА, ЖИВОПИСИ. ГРАФИКА
Студент должен: иметь представление:
- об изобразительном искусстве;
знать: - материалы и принадлежности для рисования;
- правила организации рабочего места рисующего;
- виды рисунков и порядок работы над ними;
- законы композиции и перспективы;
- основные художественно-технические средства рисунка и приемы
рисования с натуры;
уметь:
- анализировать изображаемые предметы, визуально определять их
пропорции; - компоновать рисунок на листе;
- выявлять форму и объем предметов линейным рисунком.
Материалы и принадлежности для рисования. Организация рабочего места. Понятие о рисунке, живописи и графике.
Виды рисунка: краткосрочный (набросок), длительный, с натуры, по памяти, линейный, тональный.
Композиция художественного произведения. Законы и средства композиции. Размещение изображения на листе. Композиционный центр. Композиционные принципы, на которых строится рисунок.
Технические приемы рисования с натуры. Анализ натуры: основные характеристики формы предметов, пропорциональные отношения. Метод визирования в анализе натуры и его применение при рисовании натуры. Принцип конструктивного построения формы предметов в рисунке с
ракурса и законов перспективы. Последовательность и приемы работы над линейным рисунком. Понятие о цвете. Техника смешивания красок. Приемы работы с акварелью, гуашью, цветными карандашами или пастелью.
Понятие о графических фактурах. Орнамент. Виды мотивов для орнаментальной композиции. Значение цвета в орнаментальной композиции. Символика цвета. Техника монотипии и энкаустики.
Практическое занятие № 1.1
Зарисовать различные виды линий (по форме, фактуре и структуре). Выполнить штрихом тональную растяжку. Материал - графитный карандаш, уголь, пастель, цветные карандаши.
Практическое занятие № 1.2.
Выполнить рисунок предмета быта простой формы. Передать форму светотенью. Материал - графитный карандаш, уголь, сангина.
Практическое занятие № 1.3.
Выполнить линейный рисунок предмета быта сложной формы. Передать форму светотенью. Материал - графитный карандаш, уголь, сангина.
Практическое занятие № 1.4.
Выполнить линейный рисунок предмета быта сложной формы. Передать форму и фактуру поверхности предмета различными видами линий и техникой. Материал - графитный карандаш, уголь, сангина.
Практическое занятие № 1.5.
Выполнить линейные рисунки предметов простых форм. Выполнить плоскостное изображение в цвете с применением основных и различных сложных цветов (техника ровной заливки). Материал - акварель, гуашь.
Практическое занятие № 1.6.
Выполнить линейный рисунок предмета быта простой формы. Выполнить этюд натюрморта в тональном решении техникой «гризайль». Материал - акварель, гуашь.
Практическое занятие № 1.7.
Выполнить этюд натюрморта предмета быта простой формы в цвете с передачей светотеневых отношений. Материал - акварель, пастель, цветной карандаш.
Практическое занятие № 1.8.
Выполнить этюд натюрморта группы предметов быта в цвете. Передать форму светотенью. Материал - акварель, пастель, цветной карандаш, гуашь.
Практическое занятие № 1.9.
Выполнить зарисовки различных видов графических фактур (линеарные, пятновые и линеарно - пятновые) в черно - белой графике. Материал - графитный карандаш, тушь, гуашь.
Практическое занятие № 1.10.
Выполнить зарисовки различных видов растений и цветов с использованием графических фактур в черно - белой графике. Материал -графитный карандаш, уголь, тушь, гуашь.
Практическое занятие № 1.11.
Выполнить мотив для орнаментальной композиции с использованием тонального решения.
Выполнить мотив для орнаментальной композиции в черно - белой графике с использованием одного дополнительного цвета. Выполнить мотив для орнаментальной композиции с использованием двух - трех хроматических цветов. Материал - гуашь, тушь, цветной карандаш.
Практическое занятие № 1.12.
Выполнить эскиз в технике монотипии. Материал - гуашь, тушь. Выполнить эскиз в технике энкаустики. Материал - воск, гуашь, тушь.
РАЗДЕЛ 2
ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА
Студент должен: иметь представление:
- о творческом процессе;
знать: - способы и методы творчества;
- способы стилизации и трансформации растений и животных;
- средства гармонизации композиции;
- основные художественно-технические средства ;
уметь:
- разрабатывать орнаментальную и монокомпозицию по источнику
творчества; - оформлять эскизы в различных техниках.
Понятие о творческом процессе. Представление, воображение, фантазия. Основы творческого мышления. Средства и приемы художественного творчества. Источники творчества, принципы работы с ними. Особенности творческого процесса. Абстрагирование. Образно -ассоциативное мышление. Предмет и художественный образ. Линия и пятно. Графические фактуры, их виды. Методы творчества. Создание образных композиций. Стилизация и трансформация природных мотивов. Мотив, раппорт и ритмическая организация. Пластика и композиционные связи. Средства гармонизации композиции. Пропорциональные отношения, статика и динамика. Орнаментальная композиция, ее виды и принципы построения. Монокомпозиция. Принципы ее построения. Цвет в искусстве и композиции. Способы цветового решения композиций. Цветовые гармонии. Ассоциативные основы цвета.
Практическое занятие № 2.1.
Выполнить плоскостную композицию в технике аппликации по источникам творчества (девизу). Материал - цветная бумага, фактурная бумага, ткань, другие материалы.
Практическое занятие № 2.2
Выполнить трансформацию растительных мотивов, выявляя особенности: формы, фактуры, ритмической организации элементов. Материал - тушь, гуашь. Решение - черно - белая графика.
Практическое занятие № 2.3.
Выполнить трансформацию животных мотивов, выявляя особенности: формы, ритмического рисунка (покрова животного), пластики. Материал - тушь, гуашь. Решение - черно - белая графика.
Практическое занятие № 2.4.
Выполнить стилизованный художественный образ на основе трансформированных растительных и животных мотивов. Материал - гуашь, тушь, пастель. Решение - цветовое в различной технике.
Практическое занятие № 2.5.
Выполнить плоскостные композиции в технике аппликации с применением различных средств гармонизации. Материал - цветная бумага, фактурная бумага, ткань, другие материалы.
Практическое занятие № 2.6.
Разработать поэтапно художественно - выразительный образ предмета, используя приемы творчества и средства гармонизации: геометрический мотив, растительный мотив, абстрактный мотив. Материал -тушь, гуашь. Решение - черно - белая графика.
Практическое занятие № 2.7.
Разработать мотив для орнаментальной композиции путем трансформации растительных или животных образов. Материал — гуашь, тушь, пастель. Решение - цветовое в различной технике.
Практическое занятие № 2.8.
Разработать монокомпозицию путем трансформации растительных или животных образов (в технике коллажа). Материал - цветная бумага, фактурная бумага, ткань, другие материалы.
Практическое занятие № 2.9.
Разработать эскизную композицию по творческому источнику из растительного мира. Материал - гуашь, тушь, пастель. Решение - цветовое в различной технике.
Практическое занятие №2.10.
Разработать эскизную композицию по творческому источнику из животного мира. Материал - гуашь, тушь, пастель. Решение - цветовое в различной технике.
Практическое занятие № 2.11.
Разработать эскизную композицию по творческому источнику из архитектурных памятников и сооружений. Материал - гуашь, тушь, пастель. Решение - цветовое в различной технике.
Практическое занятие №2.12.
Разработать эскизную композицию по абстрактному творческому источнику. Материал - гуашь, тушь, пастель. Решение - цветовое в различной технике.
РАЗДЕЛ 3
ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО
ТВОРЧЕСТВА
Студент должен: иметь представление:
- о декоративно - прикладном искусстве;
знать: - способы и методы росписи по ткани;
- способы и методы объемной аппликации;
- способы и методы ручной вышивки;
- основные художественно-технические средства и материалы;
уметь:
- разрабатывать орнаментальную и монокомпозицию в различных
техниках;
- оформлять декоративные панно в различных техниках.
Декоративно - прикладное искусство как часть художественной культуры общества. Влияние народных традиций на прикладное искусство. Современные виды декоративно - прикладного искусства. Художественная роспись по ткани (батик), ее виды и материалы. Техника свободной росписи, «холодный» батик, «горячий» батик, техника травления солью, техника росписи с помощью цветных контуров, техника росписи в несколько слоев, узелковая техника. Роспись ткани акриловыми красками.
Аппликация как вид декоративной отделки. Виды и техника агшликации. Материалы и приспособления. Объемная, машинная аппликация. Цэчворк. Особенности создания аппликативных панно.
Виды вышивки. Ее значение в современном декоративно -прикладном искусстве. Техника трехмерной вышивки. Материалы и приспособления для выполнения декоративных панно. Особенности цветового решения. Виды декоративных швов для вышивки. Изобразительные эффекты.
Практическое занятие № 3.1.
Понятие о технике ручной росписи ткани (батик) и о технике объемной вышивки. Выполнить наброски природных пейзажей. Материал -графитный карандаш.
Практическое занятие № 3.2.
Выполнить рисунок пейзажа в технике свободной росписи по ткани. Материал - краски для росписи по ткани.
Практическое занятие № 3.3.
Выполнить рисунок стилизованных растений в технике свободной росписи по ткани. Материал - краски для росписи по ткани.
Практическое занятие № 3.4.
Выполнить предварительный рисунок на бумаге для росписи по ткани в технике холодного батика. Материал - графитный карандаш, акварель.
Практическое занятие № 3.5.
Выполнить рисунок в цвете на ткани в технике холодного батика. Материал - краски для росписи по ткани.
Практическое занятие № 3.6.
Выполнить предварительный рисунок на бумаге для росписи по ткани в технике травления с использованием соли. Перенести рисунок на ткань. Материал - графитный карандаш, акварель.
Практическое занятие № 3.7.
Выполнить рисунок на ткани в цвете в технике травления. Материал - краски для росписи по ткани.
Практическое занятие № 3.8.
Выполнить предварительный рисунок на бумаге для росписи по ткани в технике с помощью цветных контуров. Перенести рисунок на ткань. Материал - графитный карандаш, акварель.
Практическое занятие № 3.9.
Выполнить рисунок в цвете на ткани в технике росписи с помощью цветных контуров. Материал - краски для росписи по ткани.
Практическое занятие № 3.10.
Выполнить предварительный рисунок на бумаге для росписи на ткани в технике росписи в несколько слоев. Материал - графитный карандаш, акварель.
Практическое занятие № 3.11.
Выполнить рисунок в цвете на ткани в технике росписи в несколько слоев. Материал - краски для росписи по ткани.
Практическое занятие № 3.12.
Выполнить рисунок в цвете на ткани в узелковой технике. Материал - краски для росписи по ткани.
Практическое занятие №3.13.
Выполнить образцы прямых швов на ткани. Выполнить образцы петельных швов на ткани. Материал - ткань (30 / 30), пяльцы, нити для вышивки, иголка.
Практическое занятие № 3.14.
Выполнить образцы декоративных узелков на ткани. Материал -ткань (30 / 30), пяльцы, нити для вышивки, иголка.
Практическое занятие № 3.15.
Выполнить предварительный рисунок пейзажа на бумаге в цвете. Перенести рисунок на ткань. Материал - графитный карандаш, акварель.
Практическое занятие № 3.16.
Выполнить рисунок пейзажа в технике свободной росписи. Выбрать основные виды швов для вышивки (не более 4). Материал - краски для росписи по ткани, пяльцы, нити для вышивки, иголка.
Практическое занятие № 3.17.
Выполнить рисунок пейзажа в технике трехмерной вышивки. Материал - пяльцы, нити для вышивки, иголка.
Практическое занятие № 3.18.
Выполнить предварительный рисунок пейзажа на бумаге в цвете. Материал - графитный карандаш, акварель.
Практическое занятие № 3.19.
Выполнить рисунок пейзажа в технике вышивки с использованием 6-10 видов швов. Материал - пяльцы, нити для вышивки, иголка.
Практическое занятие № 3.20.
Выполнить предварительный рисунок стилизованных растений на бумаге в цвете. Материал - графитный карандаш, акварель.
Практическое занятие № 3.21.
Выполнить рисунок стилизованных растений в технике объемной вышивки с использованием других материалов. Материал — нити для вышивки, ткани, шнуры, бисер, пайетки и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайцева В.А. Основы творчества. Учебное пособие. 2006.
1 Секачева А.В. и др. Рисунок и живопись. - М: Легкая и пищевая промышленность, 1983.
- Тихонов СВ. и др. Рисунок. - М.: Стройиздат, 1996.
- Угаров Б. и др. Учебный рисунок. - М: Изобразительное искусство,
1995. - Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М: Искусство, 1968.
- Шитов Л.А., Ларионов В.И. Живопись (книга для учащихся). - М.:
Просвещение, 1995. - Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986.
- Митителло К. Аппликация. Культура и традиции, 2004.
- Кит Н. Искусство вышивки: секреты мастерства. «Контэнт», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ по дисциплине "Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения школы искусств 1-5 класс
Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией художественного образования Российской Федерации, утвержденной министром образования В.М.Филипповым ...
Рабочая программа по дисциплине Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения ДШИ подготовительный класс
Рабочая программа...
Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Фантазеры».
Программа кружка «Фантазеры» относится к декоративно – прикладному искусству и является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленнос...
Авторская рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по направлению: Декоративно-прикладное искусство и Дизайн «Юный дизайнер»
Занятия творческого объединения «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» проводятся во внеурочное время, носят интегрированный характер. В программе внеурочная д...
Рабочая программа "Студия дизайна"
Направленность программы художественно-эстетическая – программа направлена на приобщение школьников к основам дизайна, и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Декоративно-прикладное искусство» (художественно – эстетическое направление) 5-6 КЛАССЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Декоративно-прикладное искусство»(художественно – эстетическое направление) 5-6 КЛАССЫ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Декоративно - прикладное искусство»
Данная программа реализуется в общеобразовательной школе. Занятия ведутся у девочек 4 классов в творческой мастерской с необходимыми условиями для безопасной работы и достаточным освещением....