Авторская рабочая программа Студии дизайна и прикладного искусства
рабочая программа по теме

Зайцева Виктория Александровна

 

Программа «Студия дизайна и прикладного искусства» предназначена для развития творческих навыков и умений в системе профессионального образования.

Программа предназначена для изучения на факультативных занятиях, устанавливает базовые знания и умения для освоения специальных дисциплин и получения профессиональных знаний и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_studii_dizayna.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Студия дизайна и прикладного искусства»

Белгород 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Студия дизайна и прикладного искусства» предназначена для развития творческих навыков и умений в системе профессионального образования.

Программа предназначена для изучения на факультативных занятиях, устанавливает базовые знания и умения для освоения специальных дисциплин и получения профессиональных знаний и умений.

В результате обучения студент должен:

иметь представление:

  1. об основах графического и живописного искусства;
  2. об         основах         творческого         процесса
    знать:
  3. основные законы, средства и приемы рисунка и живописи;
  4. основные   методы,   способы   и   средства   художественного
    творчества.

уметь:

-        выполнять   графические,    живописные   и   декоративные эскизы и
панно в различных техниках.

Студия дизайна и прикладного искусства базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении дисциплин «Спецрисунок и художественная графика»», «Основы эскизной графики». В студии изучаются основные художественные и декоративно - прикладные средства и приемы выполнения эскизов, декоративных панно, основы композиции, основы живописной грамоты, методы художественного творчества.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов художественного вкуса и пространственного мышления, освоению студентами теоретических основ рисунка, композиции, живописи, приобретению практических умений в изготовлении декоративных панно в различных техниках и развитию творческого потенциала и образного мышления.

Программа рассчитана на 144 часа (из них 144 часа - практические занятия) для среднего профессионального образования. На основе программы возможно поведение учебных курсов.

Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение ими самостоятельных творческих работ теоретического характера по проблемам композиции и техники рисунка и живописи) и практического характера (по созданию оригинальных композиций в различных техниках и решениях). Организовывать экскурсии в музеи и картинные галереи, на художественные выставки.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1

ОСНОВЫ РИСУНКА, ЖИВОПИСИ. ГРАФИКА

Студент должен:  иметь представление:

  1. об изобразительном искусстве;
    знать:
  2. материалы и принадлежности для рисования;
  3. правила организации рабочего места рисующего;
  4. виды рисунков и порядок работы над ними;
  5. законы композиции и перспективы;

-        основные  художественно-технические  средства рисунка  и    приемы
рисования с натуры;

уметь:

  1. анализировать   изображаемые   предметы,   визуально   определять   их
    пропорции;
  2. компоновать рисунок на листе;

-   выявлять форму и объем предметов линейным рисунком.

Материалы и принадлежности для рисования. Организация рабочего места. Понятие о рисунке, живописи и графике.

Виды рисунка: краткосрочный (набросок), длительный, с натуры, по памяти, линейный, тональный.

Композиция художественного произведения. Законы и средства композиции. Размещение изображения на листе. Композиционный центр. Композиционные принципы, на которых строится рисунок.

Технические приемы рисования с натуры. Анализ натуры: основные характеристики формы предметов, пропорциональные отношения. Метод визирования в анализе натуры и его применение при рисовании натуры. Принцип конструктивного построения формы предметов в рисунке с

ракурса и законов перспективы. Последовательность и приемы работы над линейным рисунком. Понятие о цвете. Техника смешивания красок. Приемы работы с акварелью, гуашью, цветными карандашами или пастелью.

Понятие о графических фактурах. Орнамент. Виды мотивов для орнаментальной композиции. Значение цвета в орнаментальной композиции. Символика цвета. Техника монотипии и энкаустики.

Практическое занятие № 1.1

Зарисовать различные виды линий (по форме, фактуре и структуре). Выполнить штрихом тональную растяжку. Материал - графитный карандаш, уголь, пастель, цветные карандаши.

Практическое занятие № 1.2.

Выполнить рисунок предмета быта простой формы. Передать форму светотенью. Материал - графитный карандаш, уголь, сангина.

Практическое занятие № 1.3.

Выполнить линейный рисунок предмета быта сложной формы. Передать форму светотенью. Материал - графитный карандаш, уголь, сангина.

Практическое занятие № 1.4.

Выполнить линейный рисунок предмета быта сложной формы. Передать форму и фактуру поверхности предмета различными видами линий и техникой. Материал - графитный карандаш, уголь, сангина.

Практическое занятие № 1.5.

Выполнить линейные рисунки предметов простых форм. Выполнить плоскостное изображение в цвете с применением основных и различных сложных цветов (техника ровной заливки). Материал - акварель, гуашь.

        Практическое занятие № 1.6.

Выполнить линейный рисунок предмета быта простой формы. Выполнить этюд натюрморта в тональном решении техникой «гризайль». Материал - акварель, гуашь.

Практическое занятие № 1.7.

Выполнить этюд натюрморта предмета быта простой формы в цвете с передачей светотеневых отношений. Материал - акварель, пастель, цветной карандаш.

Практическое занятие № 1.8.

Выполнить этюд натюрморта группы предметов быта в цвете. Передать форму светотенью. Материал - акварель, пастель, цветной карандаш, гуашь.

Практическое занятие № 1.9.

Выполнить зарисовки различных видов графических фактур (линеарные, пятновые и линеарно - пятновые) в черно - белой графике. Материал - графитный карандаш, тушь, гуашь.

Практическое занятие № 1.10.

Выполнить зарисовки различных видов растений и цветов с использованием графических фактур в черно - белой графике. Материал -графитный карандаш, уголь, тушь, гуашь.

Практическое занятие № 1.11.

Выполнить мотив для орнаментальной композиции с использованием тонального решения.

Выполнить мотив для орнаментальной композиции в черно - белой графике с использованием одного дополнительного цвета. Выполнить мотив для орнаментальной композиции с использованием двух - трех хроматических цветов. Материал - гуашь, тушь, цветной карандаш.

Практическое занятие № 1.12.

Выполнить эскиз в технике монотипии. Материал - гуашь, тушь. Выполнить эскиз в технике энкаустики. Материал - воск, гуашь, тушь.

РАЗДЕЛ 2

ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА

Студент должен: иметь представление:

  1. о творческом процессе;
    знать:
  2. способы и методы творчества;
  3. способы стилизации и трансформации растений и животных;
  4. средства гармонизации композиции;
  5. основные художественно-технические средства ;
    уметь:

  1. разрабатывать   орнаментальную   и   монокомпозицию   по   источнику
    творчества;
  2. оформлять эскизы в различных техниках.

Понятие о творческом процессе. Представление, воображение, фантазия. Основы творческого мышления. Средства и приемы художественного творчества. Источники творчества, принципы работы с ними. Особенности творческого процесса. Абстрагирование. Образно -ассоциативное мышление. Предмет и художественный образ. Линия и пятно. Графические фактуры, их виды. Методы творчества. Создание образных композиций. Стилизация и трансформация природных мотивов. Мотив, раппорт и ритмическая организация. Пластика и композиционные связи. Средства гармонизации композиции. Пропорциональные отношения, статика и динамика. Орнаментальная композиция, ее виды и принципы построения. Монокомпозиция. Принципы ее построения. Цвет в искусстве и композиции. Способы цветового решения композиций. Цветовые гармонии. Ассоциативные основы цвета.

Практическое занятие № 2.1.

Выполнить плоскостную композицию в технике аппликации по источникам творчества (девизу). Материал - цветная бумага, фактурная бумага, ткань, другие материалы.

Практическое занятие № 2.2

Выполнить трансформацию растительных мотивов, выявляя особенности: формы, фактуры, ритмической организации элементов. Материал - тушь, гуашь. Решение - черно - белая графика.

Практическое занятие № 2.3.

Выполнить трансформацию животных мотивов, выявляя особенности: формы, ритмического рисунка (покрова животного), пластики. Материал - тушь, гуашь. Решение - черно - белая графика.

Практическое занятие № 2.4.

Выполнить стилизованный художественный образ на основе трансформированных растительных и животных мотивов. Материал - гуашь, тушь, пастель. Решение - цветовое в различной технике.

Практическое занятие № 2.5.

Выполнить плоскостные композиции в технике аппликации с применением различных средств гармонизации. Материал - цветная бумага, фактурная бумага, ткань, другие материалы.

Практическое занятие № 2.6.

Разработать поэтапно художественно - выразительный образ предмета, используя приемы творчества и средства гармонизации: геометрический мотив, растительный мотив, абстрактный мотив. Материал -тушь, гуашь. Решение - черно - белая графика.

Практическое занятие № 2.7.

Разработать мотив для орнаментальной композиции путем трансформации растительных или животных образов. Материал — гуашь, тушь, пастель. Решение - цветовое в различной технике.

Практическое занятие № 2.8.

Разработать монокомпозицию путем трансформации растительных или животных образов (в технике коллажа). Материал - цветная бумага, фактурная бумага, ткань, другие материалы.

Практическое занятие № 2.9.

Разработать эскизную композицию по творческому источнику из растительного мира. Материал - гуашь, тушь, пастель. Решение - цветовое в различной технике.

Практическое занятие №2.10.

Разработать эскизную композицию по творческому источнику из животного мира. Материал - гуашь, тушь, пастель. Решение - цветовое в различной технике.

Практическое занятие № 2.11.

Разработать эскизную композицию по творческому источнику из архитектурных памятников и сооружений. Материал - гуашь, тушь, пастель. Решение - цветовое в различной технике.

Практическое занятие №2.12.

Разработать эскизную композицию по абстрактному творческому источнику. Материал - гуашь, тушь, пастель. Решение - цветовое в различной технике.

РАЗДЕЛ 3

ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО

ТВОРЧЕСТВА

Студент должен: иметь представление:

  1. о декоративно - прикладном искусстве;
    знать:
  2. способы и методы росписи по ткани;
  3. способы и методы объемной аппликации;
  4. способы и методы ручной вышивки;
  5. основные художественно-технические средства и материалы;
    уметь:

  1. разрабатывать   орнаментальную   и   монокомпозицию   в   различных
    техниках;
  1. оформлять декоративные панно в различных техниках.

Декоративно - прикладное искусство как часть художественной культуры общества. Влияние народных традиций на прикладное искусство. Современные виды декоративно - прикладного искусства. Художественная роспись по ткани (батик), ее виды и материалы. Техника свободной росписи, «холодный» батик, «горячий» батик, техника травления солью, техника росписи с помощью цветных контуров, техника росписи в несколько слоев, узелковая техника. Роспись ткани акриловыми красками.

Аппликация как вид декоративной отделки. Виды и техника агшликации. Материалы и приспособления. Объемная, машинная аппликация. Цэчворк. Особенности создания аппликативных панно.

Виды вышивки. Ее значение в современном декоративно -прикладном искусстве. Техника трехмерной вышивки. Материалы и приспособления для выполнения декоративных панно. Особенности цветового решения. Виды декоративных швов для вышивки. Изобразительные эффекты.

Практическое занятие № 3.1.

Понятие о технике ручной росписи ткани (батик) и о технике объемной вышивки. Выполнить наброски природных пейзажей. Материал -графитный карандаш.

Практическое занятие № 3.2.

Выполнить рисунок пейзажа в технике свободной росписи по ткани. Материал - краски для росписи по ткани.

Практическое занятие № 3.3.

Выполнить рисунок стилизованных растений в технике свободной росписи по ткани. Материал - краски для росписи по ткани.

Практическое занятие № 3.4.

Выполнить предварительный рисунок на бумаге для росписи по ткани в технике холодного батика. Материал - графитный карандаш, акварель.

Практическое занятие № 3.5.

Выполнить рисунок в цвете на ткани в технике холодного батика. Материал - краски для росписи по ткани.

Практическое занятие № 3.6.

Выполнить предварительный рисунок на бумаге для росписи по ткани в технике травления с использованием соли. Перенести рисунок на ткань. Материал - графитный карандаш, акварель.

Практическое занятие № 3.7.

Выполнить рисунок на ткани в цвете в технике травления. Материал - краски для росписи по ткани.

Практическое занятие № 3.8.

Выполнить предварительный рисунок на бумаге для росписи по ткани в технике с помощью цветных контуров. Перенести рисунок на ткань. Материал - графитный карандаш, акварель.

Практическое занятие № 3.9.

Выполнить рисунок в цвете на ткани в технике росписи с помощью цветных контуров. Материал - краски для росписи по ткани.

Практическое занятие № 3.10.

Выполнить предварительный рисунок на бумаге для росписи на ткани в технике росписи в несколько слоев. Материал - графитный карандаш, акварель.

Практическое занятие № 3.11.

Выполнить рисунок в цвете на ткани в технике росписи в несколько слоев. Материал - краски для росписи по ткани.

Практическое занятие № 3.12.

Выполнить рисунок в цвете на ткани в узелковой технике. Материал - краски для росписи по ткани.

Практическое занятие №3.13.

Выполнить образцы прямых швов на ткани. Выполнить образцы петельных швов на ткани. Материал - ткань (30 / 30), пяльцы, нити для вышивки, иголка.

Практическое занятие № 3.14.

Выполнить образцы декоративных узелков на ткани. Материал -ткань (30 / 30), пяльцы, нити для вышивки, иголка.

Практическое занятие № 3.15.

Выполнить предварительный рисунок пейзажа на бумаге в цвете. Перенести рисунок на ткань. Материал - графитный карандаш, акварель.

Практическое занятие № 3.16.

Выполнить рисунок пейзажа в технике свободной росписи. Выбрать основные виды швов для вышивки (не более 4). Материал - краски для росписи по ткани, пяльцы, нити для вышивки, иголка.

Практическое занятие № 3.17.

Выполнить рисунок пейзажа в технике трехмерной вышивки. Материал - пяльцы, нити для вышивки, иголка.

Практическое занятие № 3.18.

Выполнить предварительный рисунок пейзажа на бумаге в цвете. Материал - графитный карандаш, акварель.

Практическое занятие № 3.19.

Выполнить рисунок пейзажа в технике вышивки с использованием 6-10 видов швов. Материал - пяльцы, нити для вышивки, иголка.

Практическое занятие № 3.20.

Выполнить предварительный рисунок стилизованных растений на бумаге в цвете. Материал - графитный карандаш, акварель.

Практическое занятие № 3.21.

Выполнить рисунок стилизованных растений в технике объемной вышивки с использованием других материалов. Материал — нити для вышивки, ткани, шнуры, бисер, пайетки и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцева В.А. Основы творчества. Учебное пособие. 2006.

1 Секачева А.В. и др. Рисунок и живопись. - М: Легкая и пищевая промышленность, 1983.

  1. Тихонов СВ. и др. Рисунок. - М.: Стройиздат, 1996.
  2. Угаров Б. и др. Учебный рисунок. - М: Изобразительное искусство,
    1995.
  3. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М: Искусство, 1968.
  4. Шитов Л.А., Ларионов В.И. Живопись (книга для учащихся). - М.:
    Просвещение, 1995.
  5. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986.
  6. Митителло К. Аппликация. Культура и традиции, 2004.
  7. Кит Н. Искусство вышивки: секреты мастерства. «Контэнт», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ по дисциплине "Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения школы искусств 1-5 класс

Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией художественного образования Российской Федерации, утвержденной министром образования В.М.Филипповым ...

Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Фантазеры».

Программа  кружка «Фантазеры»    относится к декоративно – прикладному искусству и  является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленнос...

Авторская рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по направлению: Декоративно-прикладное искусство и Дизайн «Юный дизайнер»

Занятия творческого объединения «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» проводятся во внеурочное время, носят интегрированный характер.     В программе внеурочная д...

Рабочая программа "Студия дизайна"

Направленность программы художественно-эстетическая – программа направлена на приобщение школьников к основам дизайна, и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Декоративно-прикладное искусство» (художественно – эстетическое направление) 5-6 КЛАССЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Декоративно-прикладное искусство»(художественно – эстетическое направление)  5-6 КЛАССЫ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Декоративно - прикладное искусство»

Данная программа реализуется в общеобразовательной школе. Занятия ведутся у девочек 4 классов в творческой мастерской с необходимыми условиями для безопасной работы и достаточным освещением....