Речевая карта ОНР (дети от 4 до 7 лет). Индивидуальный маршрут (3-7 лет).
методическая разработка

Ишметова Валия Мирхафизяновна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЧЕАЯ КАРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

(с 3 до 4 лет)

(-  уровень)

  1. Анкетные данные:
  • Фамилия, имя___________________________________________________________________________________
  • Дата рождения__________________________________________________________________________________
  • Домашний адрес________________________________________________________________________________
  • Откуда прибыл ребенок__________________________________________________________________________
  • Дата начала занятий_____________________________________________________________________________
  • Диагноз ПМПК_________________________________________________________________________________
  • Заключение № ________________________ Срок пребывания __________________________________________
  1. Сведения о родителях:
  • Мать__________________________________________________________________________________________
  • Отец__________________________________________________________________________________________
  • Братья, сестры__________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

  1. Анамнез:
  1. Наследственность______________________________________________________________________________
  2. Двуязычие в семье_____________________________________________________________________________
  3. Протекание беременности и родов у матери _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

  1. Вес __________________________________________________________________________________________
  2. Вскармливание (грудное или искусственное, как сосал, наблюдались ли срыгивания)_____________________

______________________________________________________________________________________________

  1. Раннее психомоторное развитие:
  • Удерживает голову_____________________________________________________________________________
  • Сидит_________________________________________________________________________________________
  • Ходит_________________________________________________________________________________________
  1. Перенесенные заболевания:
  • До 1 года ______________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

  • С 1 года до 3 лет ________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

  • После 3 лет ____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

8.Состояние слуха и зрения __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

. Раннее речевое развитие

  • Гуление ___________________________________________________________________________________
  • Лепет ____________________________________________________________________________(N- c 1г.)
  • Первые слова ______________________________________________________________(N- c 1,5 до 2 лет)
  • Первые фразы _____________________________________________________________( N- c 1,5 до 2 лет)
  • Речевая активность __________________________________________________________________________
  • Использование мимики, жестов ________________________________________________________________
  • Понимание речи окружающих _________________________________________________________________
  • Не прерывалось ли речевое развитие ____________________________________________________________
  • Есть ли запинки в речи ________________________________________________________________________

Вывод: _____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

. Неречевые функции

1. Общие данные _____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Характер игровой деятельности: ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Понимание и различение цветов

Начало года

Середина года

Конец года

называет

показывает

называет

показывает

называет

показывает

Красный

Желтый

Зеленый

Синий

Начало года

Середина года

Конец года

называет

показывает

называет

показывает

называет

показывает

Круг

Квадрат

4. Различение и называние геометрических фигур:

5. Понимание различных величин:

Начало года

Середина года

Конец года

называет

показывает

называет

показывает

называет

показывает

Большой

Маленький

6. Составление целого из частей:

Разрезные картинки 2, 4 частей

Начало года

Середина года

Конец года

2 части

4 части

7. Действие, восприятие:

Собери пирамиду 3 -4 кольца: ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

. Общая и мелкая моторика.

Начало года

Середина года

Конец года

Постоять на одной ноге

Подпрыгнуть

Сжать и разжать кулачок

Соединить большой палец с остальными по порядку

ⅤⅡ. Строение артикуляционного аппарата, артикуляционная моторика, речевое  дыхание.

1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

  • Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

  • Зубы (редкие, кривые, мелкие, отсутствие, вне челюстной дуги) ___________________________________

______________________________________________________________________________________________

  • Челюсти, прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)_________

______________________________________________________________________________________________

  • Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель)____________________

______________________________________________________________________________________________

  • Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького языка)_____________________________

______________________________________________________________________________________________

  • Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой)________________________________

______________________________________________________________________________________________

2. Состояние дыхательной  и голосовой функции

Начало года

Середина года

Конец года

1. Тип дыхания (верхнее-ключичное, дифрагментальное, брюшное, смешанное)

2. Объем дыхания (достаточный, недостаточный)

3. Направление воздушной струи при речи.

4. Громкость голоса (чрезмерно громкий или тихий, глухой, монотонный, с назальным оттенком)

3. Состояние артикуляционной моторики:

Начало года

Середина года

Конец года

«Лошадка»

«Улыбка»

«Трубочки»

«Улыбка»

«Трубочки»

«Лопаточки»

ⅤⅢ. Речевая функция

1. Исследование импрессивной стороны речи.

Понимание речи на уровне диалога:

Как тебя зовут? ________________________________________________________________

Показать тебе игрушки? _________________________________________________________

Какая игрушка тебе понравилась? _________________________________________________

Любишь играть с игрушками? ____________________________________________________

Как можно играть с этими игрушками? ____________________________________________

Понимание инструкций:

- Возьми мяч ___________________________________________________________________

- Дай куклу ____________________________________________________________________

- Брось мяч на пол ______________________________________________________________

- Положи барабан на стул ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание слов обозначающих:

а) предметы;                 дом,                 стол,                 стул,                 девочка,         мальчик;

б) действие;                 идет,                стоит,                 играет,                 бежит,                 кушает;

в) признаки                 большой,                 маленький,                 круглый;

Понимание фраз:

Начало года

Середина года

Конец года

Мальчик идет

Дети играют

Мама купает малыша

Различение значений существительных единственного и множественного числа.

Начало года

Середина года

Конец года

Матрешка - матрешки

Шар – шары

Гриб – грибы

Машина - машины

Понимание значений существительных с суффиксами уменьшительности:

Начало года

Середина года

Конец года

Дом – домик

Сумка – сумочка

Мяч – мячик

Чашка - чашечка

Состояние фонематического восприятия:

Начало года

Середина года

Конец года

Кот – кит

Дом – дым

Мишка - мышка

2. Обследование экспрессивной стороны речи:

Понимание речи на уровне диалога: _____________________________________________

______________________________________________________________________________

Изучение активного словаря:

а) звукоподражание _____________________________________________________________

______________________________________________________________________________

б) существительные _____________________________________________________________

______________________________________________________________________________

в) глаголы _____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Грамматический строй речи:

- множественное число существительных:

Начало года

Середина года

Конец года

Кубик – кубики

Кукла – куклы

Стол – столы

Машина - машины

- уменьшительно-ласкательная форма существительных: мяч – мячик, шапка – шапочка, кукла - куколка

Изучение словарной структуры слов:

Начало года

Середина года

Конец года

Дом

Кот

Кит

Мама

Папа

3. Звукопроизношение

гласные

П

Б

М

Н

В

Ф

Т

Д

К

Г

Х

С

З

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Й

Л

Р

Н.г

К.г

Заключение: __________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут речевого развития ребенка 3 – 4 лет (ОНР – I)

воспитанник _____________________ группа __________________________

Разделы

Содержание

I  период

Динамика

II период

Динамика

III период

Динамика

Психологическая база речи

1. развитие всех видов восприятия:

1.1. зрительного

  1. «Парные картинки»,
  2. «Узнай предмет» (в цветном, силуэтном, контурном, пунктирном изображении; перечеркнутые, наложенные друг на друга предметы),
  3. «Лабиринты»;

1.2. слухового  

  1. «Угадай, что звучит?»,
  2. «Кто позвал?»,
  3. «Где звучит?»

1.3. тактильного 

  1. конструирование предметов из палочек,
  2. «Зашей коврик»,
  3. «Чудесный мешочек»;

2. развитие  памяти и внимания:

2.1. зрительной и зрительного:

  1. «Запомни, какой игрушки не стало?»,
  2. «Кто появился?»,  
  3. «Запомни игрушки и найди их среди других»
  4. «Что изменилось?»;

2.2. слуховой и слухового:

  1. «Хлопни, как я»,
  2. «Чей молоток стучит (лиса I - II; заяц II ),
  3. «Запомни и повтори» (слоговые цепочки: ма -ма, ма - му, ма - па, ма -пу, ма - му - ми),
  4. «Запомни и повтори (2-3 слова),

3. развитие конструктивной зрительной памяти:  «Запомни и выложи»

4. развитие мышления:

  1. «Почтовый ящик»,
  2. «Доска Сегена»,
  3. пирамидка;
  4. «Составь целое» (картинки, кубики),
  5. «Разложи по цвету (форме),
  6. «Что едим, что надеваем»,
  7. «Выбери только красные кружки (белые, черные)»,
  8. «Большой - маленький (кубики, матрешки)
  9. Сложи матрешку, (кубик в кубик).
  10. Покажи, где один - много; «много - мало».

Общая и мелкая моторика

1. Имитация походки животных, птиц; прыжки на 2-х, на 1-й ноге.

2. Общая моторика + ориентация в пространстве: руки вверх, вниз, за спину;

одновременно топать и хлопать, сначала прыгать, а потом – хлопать.

3. Мелкая моторика:

  1. «Ладушки»,
  2. «Сорока-белобока»,
  3. «Рыбки»,
  4. «Птички клюют зерно»,
  5. «Коза»,
  6. «Заяц»,
  7. «Молоток»,
  8. «Человечки»,
  9. «Кольцо»,
  10. «Ножницы»,
  11. «Очки»,
  12. «Стол»,
  13. «Стул».

4. Упражнения в переключении с одной позы на другую:  

  1. «Кулак-ладонь»,
  2. «Стол-стул»,
  3. «Собери крошки со стола»,
  4. «Бусы»,
  5. «Мозаика»,
  6. «Разложи крупу»,
  7. «Закручиваем - откручиваем, застегиваем - расстегиваем замки, пуговицы, вкладыши»,
  8. «Строим башню, дом, дорожку, машинку».

Артикуляционная моторика

Точно и в полном объеме выполнять артикуляционные упражнения для губ и языка

  1. улыбка,
  2. трубочка,
  3. лопатка,
  4. жало,
  5. качели,
  6. маятник,
  7. широко открыть рот

Звукопроизношение

  1. Вызывать правильное произношение

 гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы;

согласных звуков: П (Б)  М  Т (Д) Й Н  К  Г  Х

  1. Закреплять правильное произношение

гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы

согласных звуков: П (Б)  М  Т (Д) Й Н  К  Г  Х

Просодическая сторона речи

  1. Формировать длительный речевой выдох.
  2. Отчетливое произношение звукосочетаний, звукоподражаний и слов.
  3. Уметь произносить доступный речевой материал: шепотом – громко, ласково – сердито, низко – высоко. 

Импрессивная речь

  1. Формирование потребности в речевом общении.
  2. Понимание слов, обозначающих:
  • предметы
  • действия
  • признаки
  1. Понимание вопросов: Где? Куда? Что? Кому? Откуда? Для кого?
  2. Понимание инструкций:
  • одноступенчатых
  • двухступенчатых
  • трехступенчатых
  1. Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
  2. Различение количества предметов (много - мало - один)
  3. Различение величины (большой - маленький),
  4. Различение вкуса (сладкий - соленый),
  5. Пространственное расположение предметов,
  6. Грамматические формы единственного и множественного числа некоторых существительных и глаголов).
  7. Узнавать предметы по их назначению. (Чем будешь чистить зубы, кушать, рисовать?),
  8. Узнавать предмет по описанию  (с опорой на игрушки),
  9. Переключаться с одного действия на другое по словесной просьбе (без предмета, потом с предметом: иди - стой, беги – прыгай,  ложись – садись;  возьми мяч, подними его вверх,  опусти   вниз, положи на место).
  10. Различать утвердительные и отрицательные приказания:  иди - не ходи,  возьми - не бери кубик,  беги -  не беги, дай - не давай обруч.
  11. Различать, к кому обращена просьба (с группой детей: Вова, беги - Дети, бегите.  Возьми шар-шары, гриб - грибы (II скл.). Покажи, где дом - дома, лист - листья.)

Экспрессивная речь

Словарь

  1. Вызывание
  • аморфных слов
  • звукоподражаний
  1. Формирование активного словаря:
  • существительные
  • глаголы
  1. Выделять и называть части предметов.

Грамматический строй речи

  1. Словоизменение ед. и мн. число существительных;
  2. Словообразование уменьшительно-ласкательной формы существительных
  3. Употребление глаголов в повелительном наклонении («Прикажи»)
  4. Согласование («Мой, моя, мое»).

Слоговая

Структура

  1. Звукосочетания (ау, уа, эх, ам, ой, ай)
  2. Слова разной слоговой структуры:
  1. 2-сложные с открытых повторяющимися слогами (мама, папа, баба, тата),
  2.  2-сложные с ударением на 1, 2 слоге (Катя, Ната, Оля, вата);
  3. 3-сложные (панама, канаты, кубики, кабина)
  4. 1 сложные слова (мак, сок, бак, дом, дым);
  5. 2-х сложные со стечением согласных (банка, кошка, мишка; сидит, ходит).

Ф. слух

Формирование восприятия речи.

Связная речь

  1. Уметь отвечать на поставленные вопросы
  • однословным предложением (да, нет)
  • простым двусоставным предложением
  • простым распространенным предложением.
  1. Учить заканчивать фразу нужным словом
  2. Составлять предложения по картинке.

Обозначения:         - динамика положительная;                         - динамика отрицательная;  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Побалльная речевая карта для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Побалльная речевая карта для детей старшего дошкольного возраста с ОНРДанная речевая карта разработана для диагностики детей 5-7 лет. Включает с себя следующие разделы: общие сведения о ребенке, иссле...

Речевая карта для детей дошкольного возраста

Речевая карта для детей дошкольного возраста...

Речевая карта для детей с ДЦП

Логопедическая работа начинается с обследования ребенка и постановка его на логопедический учет. Разнообразие речевых карт  как в электроном так и в печатном варианте очень много. Но они не подхо...

Речевая карта для детей дошкольного возраста

Данная речевая карта составлена на основе следующих пособий: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР.Авторы Быховская А.М. Казакова Н.А.; Методика определения уровня речевого ...

РЕЧЕВАЯ КАРТА для детей дошкольного возраста.

Данная речевая карта утверждена Департаментом Образования г. Москвы от "27" июля 2010г. Составлена на основе методических рекомендаций О.А.Безрукова, О.Г. Приходько по ведению речевой к...