Речевая карта для детей 4-7 лет с ОНР
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №79,
«Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
«РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
подготовила
учитель-логопед
Карягина Галина Николаевна
г. КЕМЕРОВО
2011
Логопедическая диагностика является важнейшим компонентом системы логопедической работы.
Логопед должен максимально подробно и объективно составить картину развития речи ребёнка и определить факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на эту картину.
Существенный вклад в логопедическую диагностику дошкольников вносит онтогенетический подход. Отклонения от нормального хода развития речи могут регистрироваться только в сопоставлении с данными онтогенеза. Современная диагностика общего недоразвития речи предполагает оценку развития разных сторон лингвистической системы. Логопеды исследуют не только дыхание, голосовой аппарат, артикуляционные органы, но и звукопроизношение, состояние фонематической системы, лексики, грамматического строя речи, связной устной речи.
Процедура и методы обследования должны варьироваться в соответствии с возрастом и психологическими особенностями ребёнка. Логопед может проводить обследование в присутствии родителей или без них, может опираться на предметы окружающей обстановки, игрушки, картинки, может менять речевой материал.
Логопедическое обследование включает два этапа: предварительный этап и этап актуального обследования.
На предварительном этапе логопед собирает общие сведения, заключения врачей, данные анамнеза. Общие сведения включают фамилию, имя, отчество ребёнка и родителей, дату рождения, домашний адрес, сведения о времени поступления в логопедическую группу, об основаниях для приёма. По данным врачей-специалистов оценивается биологическая сохранность речевой системы. Для оценки характера развития речи важными являются сведения о раннем психомоторном и речевом развитии ребёнка. Отставание в развитии указывает на недостаточную способность к компенсации. Нормальный темп раннего развития при наличии неблагоприятных факторов в анамнезе показывает на хорошие компенсаторные возможности ребёнка. Первостепенное значение в дифференциальной диагностике имеют данные о состоянии слуха. При оценке уровня развития речи ребёнка в некоторых случаях имеет значение заключение психиатра об интеллектуальном развитии. Нарушения зрения могут влиять на формирование словаря, затруднять усвоение письма и чтения. Данные невропатолога важны для диагностики дизартрии, алалии, заикания.
На втором этапе проводится актуальное обследование. Первоначально даётся общая оценка речи. Общая характеристика речи включает оценку состояния импрессивной и экспрессивной речи. Импрессивная речь оценивается как способность понимания ситуативной и контекстной речи. При оценке экспрессивной речи принимается во внимание её наличие, развёрнутость (отдельные слова, фразы, связная речь), внятность, использование жестов в общении, специфические проявления.
Далее обследуется состояние анатомо-физиологической основы произношения – дыхания, фонации, строения артикуляционного аппарата, выполнение мимических и артикуляционных движений. Обследование состояния дыхания предполагает выявление типа дыхания, объёма речевого выдоха. Состояние фонации включает параметры голосоподачи, силу голоса (громкость), тембр голоса, модуляцию. Оценка строения артикуляционного аппарата предполагает выявление отклонений в анатомии губ, зубов, челюстей, языка, нёба. Обследование состояния артикуляционной моторики включает выявление подвижности и симметричности движений губ, языка, мягкого нёба. В процессе обследования может быть обнаружено наличие неврологической симптоматики в оральной области: повышенная саливация, нарушения тонуса мышц, тремор, девиация языка, синкинезии, гиперкинезы и др.
При обследовании состояния ручной моторики выявляется ведущая рука, координация работы обеих рук, пространственная организация движений. Можно увидеть состояние тонуса мышц. С помощью специальных упражнений можно выявить степень произвольности ручной моторики, статический и динамический праксис. Несформированность конструктивного праксиса характерна для всех видов отклонений в психическом и речевом развитии. Недостатки конструктивного праксиса могут влиять на усвоение лексико-грамматических компонентов языка, чтения и письма.
Ориентировка во времени также важна для усвоения лингвистики и письменной речи. Знания времени суток, времён года выявляются с опорой на соответствующие картинки. Кроме того, предлагается по памяти перечислить последовательность частей суток, дней недели, времён года. В процессе беседы выясняются представления детей о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра». Несформированность временных представлений характерна для всех видов отклонений в психическом и речевом развитии.
Исследование фонематической системы речи нужно провести с особой тщательностью. Это обследование включает выявление состояния слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа, синтеза и представлений. Состояние фонематического анализа слов оценивается по способности определять наличие звука в слове, выделять звук из слова, проводить количественный, последовательный (порядковый), позиционный звуковой анализ слов.
Состояние звукослоговой структуры слова оценивается по способности называть слова (с опорой на картинки), имеющие разную звукослоговую структуру. Фиксируются пропуски, замены, перестановки звуков и слогов.
Состояние звукопроизношения сначала проверяется в отражённой речи – ребёнку предлагается произнести звуки изолированно и в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных). Для обследования состояния звукопроизношения в словах и во фразах используется картинный материал. Картинки подбираются таким образом, чтобы ребёнок при их назывании продемонстрировал, как он произносит звуки в разных позициях – в начале, в середине, в конце слов. Ошибки звукопроизношения фиксируются в трёх видах: отсутствие звука, замена другим звуком, искажение звука.
Далее обследуется состояние лексической стороны речи. Для выявления уровня развития предметного словаря необходимо использовать вариативный материал: натуральные предметы, игрушки, картинки. Понимание и употребление ребёнком в активном словаре существительных, прилагательных, глаголов, наречий можно выявить в процессе беседы и совместной предметной деятельности. Несформированность лексики указывает на задержку речевого развития, общее недоразвитие речи, алалию.
Исследование грамматического строя речи предполагает выявление способности к выполнению грамматических операций словоизменения и словообразования. При исследовании способности словоизменения нужно выявить, как ребёнок владеет категориями числа, рода, падежа существительных и прилагательных, а также категориями числа, времени и рода глаголов. Для исследования категории числа предлагаются показ и называние парных картинок с изображением предметов в единственном и множественном числе. Для исследования категории рода ребёнку предлагаются показ и называние картинок с изображением предметов, обозначаемых существительными мужского, женского и среднего рода, сочетающихся со словами мой, моя, моё. Прилагательные исследуются аналогично в сочетаниях с существительными. Категория числа глаголов исследуется в сочетаниях с существительными с использованием парных картинок. Категории времени и рода глаголов исследуются во фразах с применением наглядности. Способность словоизменения проверяется на примере суффиксального и префиксального способов. Для исследования суффиксального способа словоизменения обычно предлагается изменить слово с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. В связи с этим даются парные картинки с изображением большого и маленького предметов. Ребёнку предлагают назвать большой предмет, а затем – маленький предмет назвать ласково. Для исследования префиксального способа ребёнку предлагают назвать глаголы с опорой на изображённые на картинках действия: подошёл, перешёл, обошёл и т.п. Несформированность грамматического строя речи указывает на задержку речевого развития, общее недоразвитие речи, алалию.
Следует помнить, что наиболее ярко лексико-грамматические нарушения проявляются в связной речи. Для обследования состояния связной речи ребёнку предлагается составить рассказ с опорой на соответствующие картинки из логопедического альбома. В связной речи оценивается способность выстроить высказывание логично и последовательно, т.е. спланировать высказывание и придерживаться заданного плана. Кроме того, оценке подлежат языковые средства, которые определяют объём высказывания, его однословный либо фразовый характер, лексическое разнообразие, грамматические средства. Рассказ по серии сюжетных картин не требует от ребёнка планирования высказывания. Способность к планированию связного высказывания в более простом варианте обследуется при составлении рассказа по сюжетной картине, в более сложном варианте – при составлении описательного рассказа по предметной картинке.
При отсутствии способности к самостоятельному соединению хотя бы двух фраз в связное высказывание у ребёнка диагностируется 2 уровень ОНР. При наличии выраженных аграмматизмов и лексической недостаточности в связной речи диагностируется 3 уровень ОНР.
Процедура обследования завершается постановкой логопедического диагноза по психолого-педагогической классификации. В нашем городе Кемерово это могут быть: ЗРР, стёртая дизартрия; ФНР, сложная дислалия; ФФН, стёртая дизартрия; ОНР-2уровня, стёртая дизартрия; ОНР-3уровня, стёртая дизартрия.
Индивидуальная стратегия и тактика логопедической работы выстраивается в соответствии с логопедическим диагнозом и психологическим статусом ребёнка.
Наилучшие результаты полноценного речевого развития отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Взаимодействие с семьёй – это не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, это обязательно ненавязчивый, опосредованный контроль или обратная связь.
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка.
В начале учебного года логопед знакомит каждого родителя с результатами обследования детей. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество, установятся ли партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника. Поэтому беседу с родителями можно строить в конструктивном направлении. Т.к. без наглядных примеров родители часто не понимают мудрёные логопедические слова, поэтому можно показать те натуральные предметы, игрушки, картинки, пособия, с помощью которых проводилось обследование. Информировать, как отвечал их ребёнок, как он выполнил то или иное задание. Родители имеют право знать всё о своём ребёнке, знать всю информацию, какой бы неожиданной и неприятной для родителей она бы ни была. Но делать это надо деликатно, доброжелательно, щадя родительские чувства. Ни в коем случае нельзя строить беседу только на выделении недостатков ребёнка. Необходимо подчеркивать достижения даже самых тяжелых детей, подробно разъяснять сущность дефекта и тут же давать конструктивные предложения по их преодолению. Можно попросить родителей записать те неотложные действия и мероприятия, которые они должны осуществить в ближайшее время.
А если это промежуточное обследование, обследование в конце учебного года, то в этом случае можно чётко проследить динамику, сравнивая с предыдущим обследованием.
Таким образом, создаётся атмосфера общности интересов, повышается психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка, повышается уверенность в их собственных педагогических возможностях, а в результате – существенно улучшается результативность коррекционной работы. И, что очень важно, возрастает активность родителей во взаимодействии с педагогами. Теперь уже родители сами задают такие вопросы: «А вы уже закончили обследование моего ребёнка? А когда можно будет ознакомиться?»
Мною переработаны, обобщены авторские материалы, опыт работы ведущих учителей-логопедов г. Кемерово по данной теме. Результатом обобщений является составленная мною «Речевая карта дошкольника 4-7 лет» (предлагается в приложении). Многие разделы в этом документе оформлены в виде таблиц-модулей. Результаты обследования оцениваются мною такими знаками: +, –, , . Данные обследования ребёнка педагогом-психологом также должны вноситься в речевую карту.
Логопедическая диагностика требует от учителя-логопеда прежде всего наличия профессиональных знаний. Необходимо учитывать сходство симптоматики речевых расстройств разного патогенеза, вариативность симптомов в разном возрасте. В связи с этим процедура стандартного обследования должна варьироваться и по мере необходимости дополняться.
Обследование ребёнка должно дополняться и динамическим наблюдением в процессе логопедической работы.
Совершенствование логопедической диагностики может осуществляться не только за счёт внедрения новых диагностических приёмов, но и в процессе коллективных профессиональных обсуждений, например, во время заседаний ПМПк (Психолого-медико-педагогического консилиума).
Составленная мною «Речевая карта дошкольника 4-7 лет» призвана помочь логопедам проводить тщательное обследование детей 4-7летнего возраста, активно взаимодействовать с родителями, находить оптимальные пути коррекционной работы.
Логопеды имеют право на собственный выбор речевых карт – более или менее подробных. Критерием оценки всегда должна быть не форма карты, а её содержание и, главное, – точность логопедических диагнозов, позволяющих выстраивать эффективную систему коррекции речевого развития и прогнозировать развитие ребёнка в целом.
Приложение
Принят ____________ История болезни
Выписан ____________ №_______________
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Ф. И. О. ребенка _________________________________________________
Дата рождения _________________________________________________
Домашний адрес _________________________________________________
Сведения о родителях ____________________________________________
_________________________________________________________________
Жалобы родителей _______________________________________________
Психические особенности
4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет | |
Восприятие (зрительное, слуховое) | ||||
Внимание | ||||
Память | ||||
Мышление | ||||
Эмоционально- волевая сфера | ||||
Поведение |
Анамнез
Возраст матери при рождении ребёнка________ От какой беременности ________
Протекание беременности (токсикоз в 1-ю, во 2-ю половину беременности, хронические соматические заболевания, инфекции)__________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, путём кесарева сечения)
Вес_________ Рост_______ Первое кормление на __________________________
Наблюдались ли срыгивания, попёрхивания, капельки пота на щёчках, скапливались ли капельки молока в уголках рта _____________________________
Грудное вскармливание до ________ Из роддома выписались ________________
Диагноз при выписке____________________________________________________
Раннее психомоторное развитие
Удержание головы (начало)__________ (с 1,5 мес.). Ползать_________ (с 5 мес.).
Сидеть ___________ (с 6 мес.). Ходить __________________ (с 11-12 мес.).
Первые зубы ___________ (с 6-8 мес.). Правша, левша, амбидекстр.
Перенесённые заболевания
(тяжёлые соматические заболевания, инфекции, травмы, ушибы, судороги при высокой температуре)
До 1 года______________________________________________________________
До 3 лет _______________________________________________________________
После 3 лет ____________________________________________________________
Окулист_______________________________________________________________
Лор___________________________________________________________________
Невролог ______________________________________________________________
Психиатр ______________________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление ____________________ (с 3 мес.) Лепет __________________ (с 4-5 мес.)
Первые слова ______________________________________________ (около 1 года)
Первые фразы ____________________________________________ (от 1,5 до 2 лет)
Отмечались ли после 3 лет:
-грубые искажения звукослоговой структуры слова _________________________
-грубый аграмматизм ___________________________________________________
-была ли понятна речь ребёнка окружающим _______________________________
Наследственная среда (посещали ли в детстве мама, папа, старший брат, старщая сестра логопедическую группу) __________________________________________
Строение артикуляционного аппарата
Губы (норма, толстые, тонкие, расщелина, шрамы)
Зубы (норма, редкие, мелкие, крупные, кривые, отсутствие зубов, вне челюстной дуги, диастема)
Челюсти (норма, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний,
перекрестный)
Твердое небо (норма, высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
Мягкое небо (норма, укороченное, раздвоенное, подвижное, малоподвижное, отсутствие маленького язычка)
Язык (норма, массивный, маленький, короткий, длинный и узкий, с укороченной подъязычной связкой)
Состояние артикуляционной моторики
Все движения доступны; движения выполняет, темп выполнения и переключаемость снижены (несколько замедленны); объем движений полный (неполный); отмечается длительный поиск позы во многих заданиях; истощаемость, напряженное удерживание позы; требуются повторные показы движений; отказ от деятельности.
Синкинезии; гиперкинезы; тремор; девиация языка (влево, вправо); гиперсаливация.
Темп (нормальный, несколько ускорен, несколько замедлен, брадилалия,
тахилалия)
Голосоподача (мягкая, твёрдая, придыхательная)
Голос (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком,
глухой, монотонный)
Разборчивость ____________________________________________________
Состояние ручной моторики
4 г о д а | упражнение «Кольцо» пр. р., лев.р. | упражнение «Коза» пр. р., лев.р. | упражнение «Ножницы» пр.р., лев.р. | умение держать карандаш | умение рисовать гориз.линии | умение рисовать вертикальн. линии | умение рисовать круги | умение застег. и расстег. пуговицы | умение перекладывать мелк.предметы из одн.р.в др. |
5 л е т | распознавание больш. пальца и мизинца | чередование: ладонь–кулак вед. рукой | чередование: ладонь-ребро вед. рукой | упражнение «Игра на рояле» вед. рукой | упражнение «Семья» поочередно зажим. в кулак пальц. | умение завязывать и развязывать шнурки | умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии | умение рисовать человека | упр.«Мальч.- пальчик» разжимать поочередно пальцы из кул. |
6 л е т | распознавание большого пальца, мизинца и указательного | одновременно вытянуть указ. п. и миз.; поместить указ. п. на сред.и наоб. пр.р., л.р. и обеими рук. | умение завязывать и развязывать шнурки | чередование: ладонь- ребро- кулак пр. рукой, левой рукой | упражнение «Игра на рояле» пр. рукой, лев. рукой | умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии | умение рисовать человека | умение вырезать фигуры среднего размера | умение печатать буквы (по клеткам) |
7 л е т | распознавание большого пальца, мизинца и указательного | чередование: кулак-ребро-ладонь пр. р., лев. р., обеими руками | упражнение «Игра на рояле» пр. рукой, лев. рукой | умение вырезать фигуры среднего и мелкого размера | умение рисовать ломаные, замкнутые, волнистые линии | умение рисовать человека | умение печатать слова (по клеткам) | графическ. проба «Продолжи рисовать узор» | графический диктант |
Исследование фонематического слуха
повторение слогов с оппозиционными звуками | дифферен.оппозиц.звуков,не смешиваемых в произношен. (показать картинки) | дифференц. звуков, смешиваемых в произнош. (показать картинки) | ||||
4 го- да |
|
|
|
|
| |
5 л е т |
|
|
|
| ||
6 л е т |
|
|
|
| ||
7 л е т |
|
|
|
|
Исследование фонематического восприятия
4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет | ||||
определить наличие звука Р в словах | выделить начальн. ударный гласный из слов | выделить конечный согласн. из слов | выделить начальн. согласн. из слов | опред.-ть последов. звуков в слове | опред.-ть кол.-во звуков в слове | опред.-ть последов. звуков в слове | опред.-ть кол.-во звуков в слове |
|
|
|
|
|
|
|
|
Исследование состояния импрессивной речи (показать по картинкам)
дифференциация ед. и мн. числа существ. | дифференциация предложно- падежных конструкций | дифференц. сущ. с уменьш.-ласкат. суффиксами | дифференц. глаголов с различными прист. | понимание предложений | ответы на вопросы, беседа | |
4 г о д а |
|
(стр.231 Скворцова) |
|
|
(стр.115 Скворцова)
|
|
5 л е т |
|
|
|
|
|
|
6 л е т |
| о Кошка спряталась под кроватью. о Кошка вылезает из-под кровати. о Кошка спряталась за шкаф. о Кошка выглядывает из-за шкафа. (стр.230 Скворцова) |
|
|
|
«за»:………………….. «перед»:……………… |
7 л е т |
| о Кошка вылезает из-под кровати. о Кошка спряталась за шкаф. о Кошка выглядывает из-за шкафа. |
| -//- | Ваня проснулся сегодня невеселый. Мама дала ему таблетку, взяла зонтик и пошла на работу.
|
Исследование звуко-слоговой структуры слова
4 г о д а |
|
|
|
|
| ||
| |||||||
5 л е т |
|
|
|
|
| ||
| |||||||
6 л е т |
|
|
| ||||
7 л е т |
|
|
СЛОВАРЬ ПРЕДМЕТОВ | ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ | ||||
назвать существительные по темам | обобщить | назвать части тела, части предметов (по картинкам),картинки | Солнышко светит, греет, печет, восходит, заходит. А что делает … | ||
4 г о д а | « Игрушки» _______________ __________________________ «Посуда»__________________ __________________________ «Одежда» _________________ __________________________ «Животные»_______________ |
|
|
| Ребенок ________________________ Мама __________________________ |
5 л е т | «Мебель»__________________ ___________________________ «Овощи»___________________ ___________________________ «Фрукты»__________________ ___________________________ «Транспорт» _______________ |
морковь
апельсин
теплоход |
|
| Зайчик _________________________ Рыба ___________________________ |
6 л е т | «Ягоды» __________________ __________________________ «Дикие жив.-ные»__________ __________________________ «Дом. жив.-ые» ____________ __________________________ «Зим. птицы» ______________ |
|
|
пуговицы
| Самолет ________________________ Снежинка _______________________ |
7 л е т | «Перел. птицы» ____________ __________________________ «Животн. Севера» __________ __________________________ «Деревья» _________________ ___________________________ «Животн. юга» _____________ |
|
| Глаза ___________________________ Руки ___________________________ |
ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ | СЛОВАРЬ ОПРЕДЕЛЕНИЙ | ||||
ответить на вопросы (в 4 года по картинкам) | назвать предъявленные цвета | назвать форму (с опорой на картинки) | «Вот пальто (картинка). Пальто какое? Теплое, длинное,шерстяное,модное, красивое, коричн.» А какое… | ||
4 г о д а |
|
|
| Яблоко _________________ _______________________ Огурец _________________ _______________________ | |
5 л е т |
|
|
| Лиса ___________________ _______________________ Шапка_________________________________________ | |
6 л е т |
|
|
|
| Дом ___________________ _______________________ Девочка ________________ _______________________ |
7 л е т |
|
|
|
| Зима ___________________ _______________________ Лето___________________ _______________________ |
Исследование грамматического строя речи
образование сущ.-х мн. ч. в им. п. | образование сущ.-х мн. ч. в род. п. | образование сущ. с уменьш.–ласкат. суффикс. | образование названий детенышей животных в ед.ч. (мн. ч.) | |
4 г о д а |
|
|
| |
5 л е т |
|
|
|
|
6 л е т |
|
|
|
|
7 л е т |
|
|
|
|
Исследование грамматического строя речи
согласование числительных с существительными | согласование прилагательных с сущ.-ми в роде, числе и падеже (по картинкам) | употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы) | |
4 г о д а |
|
|
|
5 л е т |
|
|
|
6 л е т |
|
|
(из-под кровати)
(из-за шкафа) |
7 л е т |
|
| -//- -//- -//- |
Исследование грамматического строя речи 6 – 7 лет
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Д/и. «Чего не стало» | 6 лет | о красной клубники о красного платья о красного чайника о красных флажков |
7 лет | о синей кастрюли о синего ведра о синего чайника о синих шаров | |
Образование относительных прилагательных | 6 лет | о Стол из дерева (какой?) – деревянный о Сок из яблок (какой?) – яблочный о Сапоги из резины (какие?) – резиновые о Стакан из стекла (какой?) – стеклянный о Стена из кирпича (какая?) – кирпичная |
7 лет | о Носки из шерсти (какие?) – шерстяные о Платье из шёлка (какое?) – шёлковое о Шапка из меха (какая?) – меховая о Лейка из металла (какая?) – металлическая о Крепость из снега (какая?) – снежная | |
Образование притяжательных прилагательных | 6 лет | о Очки бабушки (чьи?) – бабушкины о Туфли мамы (чьи?) – мамины о Гребень петуха (чей?) – петушиный о Усы кошки (чьи?) - кошачьи |
7 лет | о Хвост лисы (чей?) – лисий о Дупло белки (чьё?) – беличье о Берлога медведя (чья?) – медвежья о Уши волка (чьи?) – волчьи | |
Образование приставочных глаголов. (Ответить на вопрос «Что делает мальчик?» по картинкам) | 6, 7 лет | о о Мальчик выходит из дома. о о Мальчик отходит от дома. о о Мальчик переходит улицу. о о Мальчик подходит к дому. о о Мальчик заходит в дом. |
Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам) | 6, 7 лет | о о Девочка рисует бабочку. о о Девочка нарисовала бабочку. о о Мальчик лепит зайчика. о о Мальчик слепил зайчика. |
Подбор антонимов | 6, 7 лет | о о горячий – холодный о о высокий – низкий о о чистые – грязные о о больной – здоровый о о друг – враг о о добро – зло о о поднимать – опускать о о продавать - покупать |
Состояние связной речи
4 г о д а |
- Какие сказки ты любишь слушать? - Расскажи, пожалуйста, свою любимую сказку (стихотворение) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
У Кати жил котёнок. Катя любила котёнка. Она поила котёнка молоком. Котёнок любил играть с Катей.----------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
5 л е т |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ---------------------------------------------------------------------------------------------------- |
6 л е т | Составление рассказа «Заяц и морковка» ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
7 л е т | Составление рассказа «Разбитая чашка» -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
Состояние звукопроизношения
4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет | |
Ы, Э | ||||
Б, П, М | ||||
В, Ф | ||||
Д, Т, Н | ||||
Г, К, Х | ||||
Й | ||||
С, З, Ц | ||||
СЬ, ЗЬ | ||||
Ш, Ж | ||||
Ч, Щ | ||||
Л, ЛЬ | ||||
Р, РЬ |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевое заключение:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перспективный план работы
I. О 1.Развитие психической базы речи: восприятие, внимание, память, мышление.
О 2. Формирование познавательной активности.
О 3. Развитие понимания речи (научить понимать и выполнять инструкции, начиная с простых).
О 4. Развитие общих речевых навыков (речевое дыхание, сила голоса, темп речи).
О 5. Развитие общей и мелкой моторики.
О 6. Работа над слоговой структурой слова.
О 7. Обогащение словаря.
О 8. Развитие грамматического строя речи.
О 9. Обучение связной речи.
О10.Формирование и развитие артикуляционного праксиса до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
II. Формирование произносительных умений и навыков:
О 1. Постановка звуков раннего и среднего онтогенеза (В, ВЬ, К, КЬ, Г, ГЬ); С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ
О 2. Автоматизация каждого поставленного звука в слогах, словах, предложениях, рассказах.
О 3. Дифференциация звуков: твёрдые – мягкие согласные, свистящие – шипящие, соноры.
О 4. Введение поставленных звуков в спонтанную речь (в диалогах, играх, развлечениях, режимных моментах).
III. Совершенствовать навыки анализа и синтеза, развивать фонематическое и фонетическое восприятие параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Систематически проводить упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
V. Развивать связную выразительную речь, просодические и мимические навыки на базе правильного произносимых звуков.
Список использованной литературы
- Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. М., 2006г.
- Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. М., 1994г.
- Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи. СПб., 1993г.
- Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М., 2007г.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2001г.
- Косинова Е. М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет. М., 2009г.
- Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. М., 2005г.
- Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. М., 2005г.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. СПб., 1994г.
- Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону., 2001г.
- Смирнова И. А. Диагностика нарушений развития речи. СПб., 2007г.
- Скворцова И.В. 100 логопедических игр. СПб., М., 2003г.
- Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., 2008г.
- Нищева Н.В. Речевая карта с ОНР от 4 до 7 лет. СПб., 2003г.
- Нищева Н.В. Система работы в логопедической группе с ОНР. СПб., 2003г.
- Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 1998г.
- Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны и понимания речи. М., 1992г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Побалльная речевая карта для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Побалльная речевая карта для детей старшего дошкольного возраста с ОНРДанная речевая карта разработана для диагностики детей 5-7 лет. Включает с себя следующие разделы: общие сведения о ребенке, иссле...
Речевая карта для детей дошкольного возраста
Речевая карта для детей дошкольного возраста...
Речевая карта для детей с ДЦП
Логопедическая работа начинается с обследования ребенка и постановка его на логопедический учет. Разнообразие речевых карт как в электроном так и в печатном варианте очень много. Но они не подхо...
Речевая карта для детей дошкольного возраста
Данная речевая карта составлена на основе следующих пособий: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР.Авторы Быховская А.М. Казакова Н.А.; Методика определения уровня речевого ...
РЕЧЕВАЯ КАРТА для детей дошкольного возраста.
Данная речевая карта утверждена Департаментом Образования г. Москвы от "27" июля 2010г. Составлена на основе методических рекомендаций О.А.Безрукова, О.Г. Приходько по ведению речевой к...