Речевая карта для детей дошкольного возраста
материал на тему

Ефименко Алла Александровна

Речевая карта для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_karta_-_doshkolniki.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая карта

I. Анкетные данные

Фамилия, имя   ___________________________

Дата рождения  ___________________________

II. Объективные данные о состоянии здоровья

Неврологический статус (невролог)___________________________________________

Состояние слуха (оториноларинголог) ________________________________________

Состояние зрения (окулист) _________________________________________________

Состояние интеллекта (психиатр) ____________________________________________

Общее состояние здоровья (педиатр) __________________________________________

III. Строение органов артикуляционного аппарата ___________________________ __________________________________________________________________________

IV. Фонематический слух и фонематическое восприятие

1. Повторение слоговых рядов

Да-та-та ______________________

Ба-па-ба ______________________

То-то-до ______________________

Вы-ви-вы _____________________

Ка-га-га ______________________

Ко-го-го ______________________

Бу-бу-пу ______________________

Ма-мя-мя _____________________

2. Различение слов со сходным звуковым составом

Мышка-мишка  ____________________

Коса-коза _________________________

Крыша-крыса ______________________

Лук-люк _________________________

Почка-бочка ______________________

Шар-жар _________________________

3. Определение звука в ряду других звуков (хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук) _____________________________________________________________________

4. Отбор картинок, в названии которых слышится заданный звук _________________ __________________________________________________________________________

5. Выделение ударного гласного в начале слова __________________________________

6. Выделение первого и последнего звука в словах (с 6 лет)

кот __________________ дом __________________ утка __________________

7. Придумывание слов с заданным звуком ______________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________

V. Звукопроизношение

Звуки

Воспроизведение звука

изолированно

в речи

Свистящие, Ц

Шипящие, Ч

Л, Л′

Р, Р′

Другие звуки

Дифференциация звуков

Вывод: ____________________________________________________________________

VI. Слоговая структура слова

Класс слов

Самостоятельное называние

(по картинкам)

Повторение за логопедом

1

Двусложные из открытых слогов (ноты, муха, дети, вата)

2

Трехсложные из открытых слогов (малина, голова, молоко, бананы)

3

Односложные (кот, дом, мак, дым)

4

5

6

Двусложные:

с одним открытым слогом (петух, хобот, диван, веник);

со стечением согласных в середине слова (ветка, кофта, сумка, туфли)

с закрытым слогом и стечением согласных (альбом, тюльпан, индюк, фонтан)

7

8

9

10

Трехсложные:

с закрытым слогом (бегемот, телефон, попугай, молоток)

со стечением согласных (улитка, ботинки, калитка, девочка)

с закрытым слогом и стечением согласных (будильник, кофейник, Айболит, охотник)

с двумя стечениями согласных (клубника, ласточка, футболист, хоккеист)

11

Односложные со стечением согласных (винт, гном, бант, танк)

12

Двусложные с двумя стечениями согласных (клубки, клюква, клумба, гнездо)

13

Четырехсложные из открытых слогов (паутина, гусеница, пианино, чемоданы)

14

Со сложной слоговой структурой (сковорода, милиционер, остановка, аквариум, велосипед, космонавт, градусник)

Повторение предложений:

Милиционер стоит у светофора _______________________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию по городу ____________________________________

Троллейбус остановился на перекрестке _______________________________________

Жираф живет в зоопарке ____________________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________

(слоговая структура слов нарушена незначительно; имеют место грубые нарушения слоговой структуры слов: парафазии – замена звуков и слогов, элизии – пропуски звуков и слогов, итерации и т.д.)

VII. Лексическая сторона речи

1. Понимание обращенной речи ______________________________________________

(ограничено, на бытовом уровне, выполнение сложных речевых инструкций, понимание обращенной речи)

2. Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки, явления:

ваза _____   венок _____   пылесос _____   корни _____   аквариум _____   тротуар ____ винегрет _____    клумба _____   сердитый _____   острый ______ томатный ______ зазеленело _______   гремит _______

3. Знание названий предмета и его частей:

стул (ножки, сиденье, спинка) ________________________________________________

чайник (крышка, ручка, носик, донышко) ______________________________________

машина (кабина, кузов, колеса …) ____________________________________________

4. Употребление обобщающих слов:

с 5 лет:

овощи _______

мебель ______

домашние животные _____

фрукты ________

одежда ________

обувь ________

посуда ________

цветы ________

деревья ________

дикие животные ________

грибы  ________

рыбы ________

с 6 лет:

транспорт _______

профессии _______

ягоды ________

насекомые ________

бытовые приборы ________

продукты питания ________

5. Знание названий животных, птиц их детенышей:

кошка ________

заяц __________

утка _________

лошадь _______

лиса _________

гусыня _______

коза _________

свинья _______

курица _______

собака ________

волк _________

белка ________

корова ________

медведь _______

овца __________

6. Кто где живет?

медведь _________ лиса _________ белка ________ птица _______

волк ________ собака ________

7. Кто как кричит?

корова ______ лягушка ______ утка _______ собака ______ воробей ______ гусь _____ лошадь _____ кошка ______ мышь ______

8. Кто как передвигается?

змея _______ комар _______ заяц _______ бабочка _______ гусеница _____

уж _______ рыба ________ лягушка _________ птица _________

9. Подбор прилагательных к имени существительному (2-3 слова):

Солнце (какое?) ___________________________________________________

Апельсин (какой?) ________________________________________________

Лиса (какая?) _____________________________________________________

Облака (какие?) ___________________________________________________

10. Подбор антонимов к существительным, прилагательным, глаголам:

 с 5 лет:

веселый _________

широкий ________

большой ________

злой ___________

сладкий ________

с 6 лет:

друг ________

шум ________

больной _______

свет _________

сухой ________

говорить _______

ссориться _______

радоваться _______

спать __________

хвалить _________

Вывод: __________________________________________________________

VIII. Грамматический строй речи

1. Обследование понимания грамматических категорий (числа, рода)

На какой картинке матрешка? _______ На какой матрешки? _____________

Где мяч? _____________ А где мячи? __________________

Где гнездо? ____________ А где гнезда? _________________

Где идет? ___________ А где идут? __________________

Где играет? ________________ А где играют? __________________

На какой картинке деревянный? _________ На какой деревянные? ________

Где красный? ______________ Где красные? _________________

Где Женя нарисовал картинку? _____ Где Женя нарисовала картинку? ____

Где Женя упал? ____________ Где Женя упала? _____________

Где красная? ______ Где красное? _______ Где красный? _______

2. Обследование понимания предложных конструкций с пространственным значением

Положи:

карандаши в пенал ____ карандаши на пенал ____  карандаши за пенал ___

карандаши перед пеналом _____

3. Преобразование имени существительного единственного числа во множественное число:

дом ____

ухо ____

окно ____

дерево ____

глаз _____

стакан _____

паук _____

петух _____

утенок ______

перо _______

стол ______

стул ______

карандаш _____

рукав ______

рот _____

мост ______

4. Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа:

Чего много в лесу? ________________________________________________

Кого много в лесу? ________________________________________________

Чего много в детском саду? _________________________________________

Кого много в зоопарке? ____________________________________________

5. Образование имени существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:

нос _____

плечо _____

глаз _____

стул _____

ведро _____

диван _____

вишня _____

сумка _____

мост _____

рука _____

голова _____

цветок _____

птица _____

стол _____

утка _____

воробей _____

шар _____

6. Согласование имен числительных с именами существительными в роде и числе:

1 мяч

2 __________

3 __________

4 __________

5 __________

1 елка

2 __________

3 __________

4 __________

5 __________

1 яблоко

2 __________

3 __________

4 __________

5 __________

7. Употребление в речи предлогов:

Простых __________________________________________________________________

Сложных __________________________________________________________________

8. Образование притяжательных прилагательных:

с 5 лет:

чей фартук? (мама, бабушка) _________________________________________________

чей дом? (Таня, кошка) ______________________________________________________

с 6 лет:

чьи следы? (лиса, заяц) ______________________________________________________

чья голова? (медведь, волк) __________________________________________________

9. Образование относительных прилагательных:

Каша из риса (гречки, пшена) ________________________________________________

Компот из вишни (яблок, слив) _______________________________________________

Салат из моркови (капусты, свеклы) __________________________________________

Дом из кирпича (камня, дерева) ______________________________________________

Платье из шерсти (шелка, сатина) ____________________________________________

Одеяло из пуха (шерсти, ваты) _______________________________________________

10. Образование глаголов при помощи приставок:

Ехал _____________________________________________________________________

Летел ____________________________________________________________________

Лил ______________________________________________________________________

Вывод: ___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

IX. Фразовая речь

Составление предложений по опорным словам:

со словами: девочка, альбом, рисунок, дополнив его соответствующими добавочными словами ___________________________________________________________________

 по отдельным словам, расположенным в неправильной последовательности:

на, Саша, лыжах, катается _________________________________________________

клетки, чиж, из, вылетел ____________________________________________________

по картинкам ______________________________________________________________

Вывод: ___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

(фразовая речь не нарушена; нарушения фразовой речи: структурный аграмматизм (пропуск знаменательных слов, нарушения линейной последовательности слов в предложении), морфемный аграмматизм – нарушения сочетаемости слов: согласования, управления)

X. Связная речь (образцы детских рассказов обязательно записываются)

1. Составление рассказа по картинке __________________________________________ __________________________________________________________________________

2. Составление рассказа по серии картинок _____________________________________ __________________________________________________________________________

3. Пересказ ________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

(рассказы лаконичные; фраза развернутая; отмечаются нарушения порядка слов в предложении, аграмматизм; предложения нераспространенные; трудности в логическом построении связного высказывания; низкий уровень сформированности связной речи)

Логопедическое заключение _________________________________________________

Дата __________________                                                 Логопед ____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

«Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...

ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Советы родителям по профилактике речевых нарушений...

Речевая карта для детей дошкольного возраста

Данная речевая карта составлена на основе следующих пособий: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР.Авторы Быховская А.М. Казакова Н.А.; Методика определения уровня речевого ...

РЕЧЕВАЯ КАРТА для детей дошкольного возраста.

Данная речевая карта утверждена Департаментом Образования г. Москвы от "27" июля 2010г. Составлена на основе методических рекомендаций О.А.Безрукова, О.Г. Приходько по ведению речевой к...

Речевая карта для ребенка дошкольного возраста

Речевая карта для ребенка дошкольного возраста...

Областной семинар для специалистов дошкольных учреждений. Тема:Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ре...