Речевая карта для детей с ДЦП
статья на тему
Логопедическая работа начинается с обследования ребенка и постановка его на логопедический учет. Разнообразие речевых карт как в электроном так и в печатном варианте очень много. Но они не подходили для детей с ДЦП, так как особенности детей с церебральном параличом, что они находятся на логопедическом учете на протяжении всего обучения в школе. Нарушения таких детей тяжелые и требуют длительной и постоянной коррекции. И речевые карты которые предлагаются не подходили для наших детей, т.к они заводились только на один учебный год. Мы с коллегами создали свою карту. Особенности карты в том, что она заводится в первом классе и ведется на протяжении всего обучения. Это стало удобно и позволило нам наблюдать за динамикой развития ребенка. Также она стала более доступна и понятна родителям детей, где они могли сами наблюдать за положительными результатами своих детей. Также мы внесли в обследование и особенности детей с ДЦП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая карта для детей с ДЦП.
На базе нашей школы ГБСКОУ школа-интернат № 113 г.о. Самара функционирует логопедический пункт, который посещают учащиеся с 1 по 7 классы.
Наша работа направлена на коррекцию недостатков психического и физического развития обучающихся с ОВЗ, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории.
Количество детей, имеющих отклонение в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является «учет образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), т.е. обучающихся, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии (обучающихся с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития,
У детей с церебральным параличом отмечаются различные нарушения речи, в среднем их частота составляет 70—80%. Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависит в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Нарушение речевого онтогенеза при детском церебральном параличе также связано с недостаточностью предметно-практической деятельности детей и ограниченностью их социальных контактов. При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры. Речевые нарушения у детей с ДЦП включают:
фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии;
При формировании лексической системы языка у детей с церебральным параличом необходимо широкое опосредование всех занятий практическими задачами с опорой на игровые приемы, активизирующие познавательную деятельность ребенка. При этом детей специально обучают способам сенсорного обследования предметов;
нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс;специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания. Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича. Специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания. Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича. Эти нарушения могут иметь как специфически лингвистическую природу, так и неспецифический характер в связи с общими психическими особенностями детей с церебральным параличом; все формы дисграфии и дислексии.
Логопедическая работа начинается с обследования ребенка и постановка его на логопедический учет. Разнообразие речевых карт как в электроном так и в печатном варианте очень много. Но они не подходили для детей с ДЦП, так как особенности детей с церебральном параличом, что они находятся на логопедическом учете на протяжении всего обучения в школе. Нарушения таких детей тяжелые и требуют длительной и постоянной коррекции. И речевые карты которые предлагаются не подходили для наших детей, т.к они заводились только на один учебный год. Мы с коллегами создали свою карту. Особенности карты в том, что она заводится в первом классе и ведется на протяжении всего обучения. Это стало удобно и позволило нам наблюдать за динамикой развития ребенка. Также она стала более доступна и понятна родителям детей, где они могли сами наблюдать за положительными результатами своих детей. Также мы внесли в обследование и особенности детей с ДЦП.
Работали над картой учителя- логопеды ГБСКОУ школа-интернат № 113 г.о. Самара . Саранцева Нина Юрьевна, Резяпкина Наталья Александровна, Максимова Татьяна Валерьевна.
Приложение
РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП.
1.Фамилия, Имя _______________________________________________________________________________________________
2. Дата рождения ______________________________________________________________________________________________
3. Ф.И.О. родителей: мать _______________________________________________________________________________________
Отец _________________________________________________________________________________________________________
4. Форма ДЦП _________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
5. Заключение психоневролога: __________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
6. Анамнез:
- Характер беременности (токсикоз, падения, хронические и инфекционные заболевания, др.) _____________________________________________________________________________________________________
- Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, др. осложнения) ___________________________________
- Вес при рождении _________________, рост _____________________
7. Раннее психомоторное развитие:
- Заболевания, перенесенные до года ______________________________________________________________________
- Заболевания, перенесенные после года ___________________________________________________________________
- Ушибы, травмы головы ________________________________________________________________________________
- Судороги при высокой температуре (да, нет)
8. Речевой анамнез:
гуление | лепет | первые слова | первые фразы | прерывалось речевое развитие | |
Сроки появления | да, нет |
9.Общая моторика _____________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________
10. Состояние мелкой моторики руки (Проба ЗАЗЗО)________________________________________________________________
Ведущая рука | подвижность | удержание позы | переключаемость | тремор | синкинезии |
Левая | |||||
Правая |
ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
- Губы - толстые, тонкие, короткие, расщелина. Подвижность – улыбка, трубочка.
- Зубы – редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков, отсутствуют резцы.
- Твердое небо – высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.
- Мягкое небо – укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.
- Прикус – прогнатия, прогения, прямой, передний открытый, боковой открытый, косой.
- Язык – массивный, маленький, укороченная уздечка.
- Подвижность – широкий _____, узкий ______, вверх _______, вниз ______, маятник ______.
- Переключение – широкий – узкий _____, вверх-вниз _____, облизать верхнюю губу _____, пощелкать______.
- Удержание позы _________
- Тремор _________
- Синкинезии ________
- Саливация _____________________________________________________________________________________________________________
- Состояние мимической мускулатуры
- Закрыть один глаз ______________________________________________________________________________________________________
- Равномерно поднять брови _______________________________________________________________________________________________
- Надуть щеки ___________________________________________________________________________________________________________
- Оскал-хоботок__________________________________________________________________________________________________________
- Сглажены ли носогубные складки_________________________________________________________________________________________
ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ
- Выразительность - невыразительная, маловыразительная, выразительная.
- Тембр – голос тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый, хриплый, назальный оттенок.
- Дыхание – верхнегрудное, диафрагмальное.
- Темп и ритм – замедленный, быстрый, средний, ритмически оформлена,/ не оформлена/.
- Дикция – четкая, нечеткая, смазанная.
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
1. Как тебя зовут?______________________________________________________________________
2. Сколько тебе лет?____________________________________________________________________
3. Есть ли у тебя друзья?________________________________________________________________
4. Как зовут твоего друга?_______________________________________________________________
5. Как зовут твоего учителя? ____________________________________________________________
6. Основные цвета: белый ________, чёрный ________, синий _______, красный _______, зеленый_______,жёлтый________.
7.Оттеночные: оранжевый_______, голубой _______, фиолетовый________, серый_______, розовый________.
8.Ориентация во времени: время года _______, месяц_______, день недели ________, вчера_______, завтра_______, утро_______, день_______, вечер________, ночь________.
9. Ориентация в пространстве: верх _______, низ_______, право________,лево_______
ПОНИМАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
1.Понимание логико-грамматических отношений:
Учебный год | ||||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
Покажи карандаш ручкой | ||||||||||
2. Скажи что верно:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Весна бывает перед летом или лето перед весной | ||||||||
Ваня выше Пети. Кто меньше ростом? | ||||||||
Сашу ударил Коля. Кто драчун? | ||||||||
Охотник бежит за собакой. Кто впереди? | ||||||||
Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале? | ||||||||
3. Верификация предложений:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Собака вышла в будку | ||||||||
Солнце освещается землёй | ||||||||
4.Составление предложений:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Мальчик, открыть, дверь | ||||||||
Девочка, читать, книга | ||||||||
5. Добавление предлогов:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Лена наливает чай … чашку. | ||||||||
Лодка плывет … озеру. | ||||||||
Птенец выпал … гнезда. | ||||||||
ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ
Сентябрь учебный год | ||||||||||||||||||||||
Я | Е | Ё | Ю | Й | С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ч | Ш | Щ | Ж | Л | ЛЬ | Р | РЬ | |||||
Май учебный год | ||||||||||||||||||||||
Я | Е | Ё | Ю | Й | С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ч | Ш | Щ | Ж | Л | ЛЬ | Р | РЬ | |||||
Сентябрь учебный год | ||||||||||||||||||||||
Я | Е | Ё | Ю | Й | С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ч | Ш | Щ | Ж | Л | ЛЬ | Р | РЬ | |||||
Май учебный год | ||||||||||||||||||||||
Я | Е | Ё | Ю | Й | С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ч | Ш | Щ | Ж | Л | ЛЬ | Р | РЬ | |||||
Сентябрь учебный год | ||||||||||||||||||||||
Я | Е | Ё | Ю | Й | С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ч | Ш | Щ | Ж | Л | ЛЬ | Р | РЬ | |||||
Май учебный год | ||||||||||||||||||||||
Я | Е | Ё | Ю | Й | С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ч | Ш | Щ | Ж | Л | ЛЬ | Р | РЬ | |||||
Сентябрь учебный год | ||||||||||||||||||||||
Я | Е | Ё | Ю | Й | С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ч | Ш | Щ | Ж | Л | ЛЬ | Р | РЬ | |||||
Май учебный год | ||||||||||||||||||||||
Я | Е | Ё | Ю | Й | С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ч | Ш | Щ | Ж | Л | ЛЬ | Р | РЬ | |||||
Дифференциация звуков в спонтанной речи
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
с-ш | ||||||||
ж-з | ||||||||
ц-с | ||||||||
ц-ть | ||||||||
ч-ть | ||||||||
ч-щ | ||||||||
щ-сь | ||||||||
л-р | ||||||||
а-я | ||||||||
о-ё | ||||||||
э-е | ||||||||
у-ю | ||||||||
ы-и |
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
И НАВЫКИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА
1.Повторение гласных:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
а э о | ||||||||
у и о | ||||||||
э о у | ||||||||
у и о э |
2. Повторение слогов:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
та-да-та | ||||||||
ба-па-па | ||||||||
са-ша-ша | ||||||||
за- жа -за | ||||||||
ка – ка –га | ||||||||
ва – фа – ва | ||||||||
кот – год – ход | ||||||||
том – дом – ком |
3. Выделение гласного звука:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Первого: аист утка иглы | ||||||||
В середине: кот шар кит лук | ||||||||
В конце: шары ручка окно |
4. Выделение согласного:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Первого: нога вода конь | ||||||||
В середине: Оля Яша Ира | ||||||||
В конце: двор дом сок |
5. Определение количества:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
слогов | ||||||||
гласных | ||||||||
согласных | ||||||||
звуков в слове | ||||||||
6. Воспроизведение слов:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
строительство | ||||||||
часовщик | ||||||||
милиционер | ||||||||
серпантин | ||||||||
репетиция | ||||||||
аквариум | ||||||||
аттракцион | ||||||||
СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ
- Предметный словарь:
Учебный год | ||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май |
мотоцикл | ||||
пылесос | ||||
клумба | ||||
метро |
Учебный год | ||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май |
2.Уровень обобщений:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
свитер, платье, шорты, юбка, колготки | ||||||||
сапоги, туфли, тапочки, валенки | ||||||||
блюдце, сковорода, ложка, тарелка | ||||||||
шкаф, стол, кресло, тумбочка | ||||||||
помидор, морковь, репа, капуста | ||||||||
яблоко, персик, груша, лимон | ||||||||
кошка, корова, волк, ёж | ||||||||
голубь, утка, воробей, орел | ||||||||
автобус, поезд, самолет, катер |
3.Словарь признаков: Подбор прилагательных:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Лимон, какой? | ||||||||
Платье, какое? | ||||||||
Лента, какая ? |
Подбор анонимов:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
широкий | ||||||||
веселый | ||||||||
длинный | ||||||||
светлый | ||||||||
высокий | ||||||||
больной | ||||||||
худой |
Подбор синонимов:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
прямой | ||||||||
влажный | ||||||||
холодный | ||||||||
печальный |
Образование относительных прилагательных:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Матрешка из дерева | ||||||||
Сумка из кожи | ||||||||
Ручка из пластмассы | ||||||||
Сок из клюквы |
Образование притяжательных прилагательных:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Чей хвост? | ||||||||
Чей дом? |
4. Детеныши:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
У кошки | ||||||||
У козы | ||||||||
У курицы | ||||||||
У собаки | ||||||||
у коровы | ||||||||
у овцы | ||||||||
у лошади | ||||||||
у медведя |
5. Глагольный словарь:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Что делает? Повар | ||||||||
Врач | ||||||||
учитель | ||||||||
почтальон |
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Что делают? Ножницами | ||||||||
Пилой | ||||||||
Рубанком | ||||||||
топором | ||||||||
клещами | ||||||||
иглой |
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Чем? колет | ||||||||
шьет | ||||||||
копает | ||||||||
режет | ||||||||
вышивает | ||||||||
моет |
ГРАМАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
1. Образование множ. числа имени сущ. и родит. падежа множ. числа:
Учебный год | |||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | |
дом | Есть два | ||||||||
Нет двух | |||||||||
Есть пять | |||||||||
Дать пяти | |||||||||
стул | Есть два | ||||||||
Нет двух | |||||||||
Есть пять | |||||||||
Дать пяти | |||||||||
ведро | Есть два | ||||||||
Нет двух | |||||||||
Есть пять | |||||||||
Дать пяти | |||||||||
ухо | Есть два | ||||||||
Нет двух | |||||||||
Есть пять | |||||||||
Дать пяти | |||||||||
воробей | Есть два | ||||||||
Нет двух | |||||||||
Есть пять | |||||||||
Дать пяти | |||||||||
утёнок | Есть два | ||||||||
Нет двух | |||||||||
Есть пять | |||||||||
Дать пяти | |||||||||
пчела | Есть две | ||||||||
Нет двух | |||||||||
Есть пять | |||||||||
Дать пяти | |||||||||
оса | Есть две | ||||||||
Нет двух | |||||||||
Есть пять | |||||||||
Дать пяти |
2. Префиксальное словообразование:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
шел | ||||||||
ехать | ||||||||
летел | ||||||||
лить |
3. Суффиксальный способ словообразование:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
мяч | ||||||||
стол | ||||||||
дом | ||||||||
снег | ||||||||
дерево | ||||||||
стул |
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
1.Составление рассказа по картине
1.Сентябрь год _______________________ картина______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май год ___________________________ картина______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Сентябрь год _______________________ картина______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май год ___________________________ картина______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Сентябрь год _______________________ картина______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май год ___________________________ картина______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Сентябрь год _______________________ картина______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май год ___________________________ картина______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Пересказ
1.Сентябрь год _______________________ название текста _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май год _______________________ название текста _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Сентябрь год _______________________ название текста _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май год _______________________ название текста _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Сентябрь год _______________________ название текста _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май год _______________________ название текста _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Сентябрь год _______________________ название текста _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май год _______________________ название текста _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЧТЕНИЕ
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Количество слов в минуту | ||||||||
Техника чтения | ||||||||
Количество ошибок | ||||||||
Понимание прочитанного | ||||||||
Выразительность | ||||||||
Пересказ | ||||||||
Ошибки ударения |
Техника чтения: побуквенное, послоговое, медленное, быстрое, плавное, угадывающее, с искажениями, с перестановкой букв, слогов, слов, монотонное, выразительное. Пересказ: полный, краткий, последовательный, логический, соответствующий тексту.
ПИСЬМО
Образцы диктантов, списывания, изложения. Анализ ошибок (выписка из протокола)
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Количество ошибок | ||||||||
Пропуски | ||||||||
Оптических | ||||||||
Фонематических | ||||||||
Выделения речевых единиц | ||||||||
Орфографических |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата начала занятий: Дата окончания занятий:
«___» ____________20___г. «____»_____________20___г.
Логопед: Родители:
Ф.И.О.___________________ Ф.И.О.___________________
Подпись_________________ Подпись _________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/13/picture-225610-1463105425.jpg)
Побалльная речевая карта для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Побалльная речевая карта для детей старшего дошкольного возраста с ОНРДанная речевая карта разработана для диагностики детей 5-7 лет. Включает с себя следующие разделы: общие сведения о ребенке, иссле...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/01/picture-689131-1464773647.jpg)
Речевая карта для детей дошкольного возраста
Данная речевая карта составлена на основе следующих пособий: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР.Авторы Быховская А.М. Казакова Н.А.; Методика определения уровня речевого ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/09/picture-236112-1702144965.jpg)
РЕЧЕВАЯ КАРТА для детей дошкольного возраста.
Данная речевая карта утверждена Департаментом Образования г. Москвы от "27" июля 2010г. Составлена на основе методических рекомендаций О.А.Безрукова, О.Г. Приходько по ведению речевой к...