Технологическая карта логопедического коррекционно-развивающего занятия (развитие лексико-грамматических средств речи) «Мой город»
план-конспект
Технологическая карта логопедического коррекционно-развивающего занятия (развитие лексико-грамматических средств речи) «Мой город»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта логопедического коррекционно-развивающего занятия «Мой гор | 36.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
Технологическая карта занятия
По образовательной области «Речевое развитие»
Раздел «Коррекционно-развивающие логопедические занятия»
в подготовительной группе
Тема: «Развитие лексико-грамматических средств речи»
Название: «Мой город»
Составила: учитель-логопед
Кузьмина А.А.
г. Югорск, 2023
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Мой город».
Задачи:
1. Образовательные:
- формировать представления о городе; закреплять умение изменять форму существительного из единственного числа во множественное; упражнять в умении употреблять существительные в предложном падеже с предлогами (на, в); закреплять умение классифицировать предметы; тренировать умение правильно строить предложения, без смысловых и грамматических ошибок закреплять умение использовать схематические изображения короткого рифмованного текста (скороговорки) для запоминания и проговаривания; закреплять умение отвечать на вопрос педагога полно и развёрнуто;
2. Развивающие:
- развивать артикуляционную моторику, дыхание (сильный напор воздушной струи); звукопроизношение, развивать пространственное восприятие; развивать познавательную и речевую активность; развивать общую и мелкую моторику; развивать зрительное и слуховое восприятие, слуховую память; развивать произвольное внимание; развивать навыки звукового анализа; развивать логическое мышление.
3. Воспитательные:
- стимулировать интерес к логопедическим занятиям; воспитывать любовь к своей малой Родине.
Материалы и оборудование: интерактивная презентация «Дыхательная и артикуляционная гимнастика «Туристы»; зеркала, картинки с изображением достопримечательностей города Югорска; ортопедическая дорожка; деревянные ложки; игрушечные грибы и ягоды; деревянное пособие «Двери»; деревянные ключи; развивающий коврик для развития пространственного восприятия; карточки «билеты в кино»; интерактивная презентация «Фонарик»; карточки со схематическим изображением скороговорки; аудиозаписи звуков города; набор для звукового анализа магнитный; картинки с изображениями: кафе, парк, вокзал, автомобильная дорога, пешеход на тротуаре, пожарная машина; пазлы «Герб Югорска»; карточка со словом «город», свеча электронная, значки с изображением города Югорска, мяч.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации. | Деятельность педагога, расположение | Предполагаемая деятельность воспитанников расположение |
Организационный этап 1 мин | Создать эмоционально-положительный климат, стимулировать интерес к логопедическим занятиям. | Приветствие, Подвижная игра «Верно или нет?», Сообщение информации | -Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Давайте поиграем! Когда я буду говорить верно, вы хлопаете в ладоши. А если неправильно- топаете ногами: - Вы живёте в городе Екатеринбурге. Вы живёте в городе Югорске. Вы ходите в детский сад «Снежная королева». Вы посещаете детский сад «Снегурочка». Вы грустные и не любите играть. Вы весёлые, быстрые, ловкие и все задания выполняете легко! Давайте настроимся на занятие, так как вам пригодятся внимательность и сообразительность. А чем мы будем заниматься на занятии, вы узнаете, когда сделаете дыхательную и артикуляционную гимнастику! | Дети стоят в полукруге, выполняют задания педагога, настраиваются на работу. |
Дыхательная гимнастика 1 мин | Развивать дыхание (сильный напор воздушной струи). | Дыхательная гимнастика. Интерактивная презентация «Дыхательная и артикуляционная гимнастика «Туристы» (слайд 2) | Педагог предлагает посмотреть презентацию «Туристы». - Два мальчика, Ваня и Саша путешествуют. Они увидели костры посреди леса. Давайте поможем ребятам погасить огонь, подуем на него. | Дети выполняют упражнения на развитие дыхания. |
Артикуляционная гимнастика, объявление темы занятия 2 мин | Развивать артикуляционную моторику. | Артикуляционная гимнастика Интерактивная презентация «Дыхательная и артикуляционная гимнастика «Туристы» (слайд 3) Сообщение педагогом темы занятия (слайд 4) | Педагог включает следующий слайд презентации «Туристы». -Мальчики увидели вдалеке город. Они устали и хотят побыстрей попасть туда. Давайте поможем ребятам добраться до города, сделав зарядку для рта. -В какой же город так торопились ребята? Поможем ребятам познакомиться с нашим городом Югорском. Вы будете выполнять мои задания и за это получать ключи. Ваша задача – собрать все ключи, чтобы открыть волшебные дверцы. | Дети выполняют упражнения на развитие артикуляционного аппарата |
Актуализация 2 мин | Формировать представления о городе, закреплять умение отвечать развёрнуто на вопрос педагога, воспитывать любовь к своей малой Родине. | Беседа. Обсуждение. | -Ребята, есть большая Родина – это страна, где человек живёт, а есть понятие «малая Родина», это город, село, или посёлок, где родился и живёт человек. -Ребята, почему наш город назвали Югорск? Когда его построили? Кто строил Югорск? В каком округе находится наш город? А как называют людей, которые проживают в Югорске? Как называется главная улица нашего города? Назовите свой домашний адрес. Какие достопримечательности города вы знаете? (Собор Сергия Радонежского, Памятник Строителям и работникам железной дороги Ивдель-Обь, Мемориал Защитникам Отечества и первопроходцам земли Югорской, фонтан на площади). Куда бы вы пригласили гостей нашего города? (Музей истории и этнографии, Музей под открытым небом Суеват пауль, дворец спорта, центральный парк и др) | Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Получают 1 ключ за работу. |
Развитие пространственного восприятия, 1 мин. | Развивать пространственное восприятие, произвольное внимание | Игра на развитие пространственного восприятия «Билеты в кино», развивающий коврик для развития пространственного восприятия | -Ребята, я вас приглашаю в кино, раздаю билеты. Пожалуйста, найдите свои места и займите их. | Дети занимают места на коврике, согласно билетам. |
Расширение имеющихся представлений 8 мин | Закреплять умение изменять форму существительного из единственного числа во множественное, упражнять в умении употреблять существительные в предложном падеже с предлогами (на, в), закреплять умение классифицировать предметы, развивать логическое мышление, тренировать умение правильно строить предложения, познавательную и речевую активность. | Блиц-опрос «Где можно это сделать?» Речевая игра «Один-много» Речевая игра «Назови лишнее слово» Речевая игра «Исправь ошибку» | -Подумайте, где можно: Купить необходимые товары, Сделать прививку, Отправить посылку, Отдать одежду, чтобы её почистили, Подстричься, Посмотреть спектакль, Увидеть спортивные соревнования, Увидеть, как влетают самолёты, Какое-то время пожить гостям города. -Я буду называть один предмет, а вы – много: Парк-… (парки), музей -…, улица, школа, магазин, мост, вокзал, детский сад. -Я буду называть несколько слов, а вы должны найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее в этой цепочке слов: Город-городок-гора-городской. Фонарь-фонарик-фонарный-фонтан. Площадь-мост-улица-проспект. Театр-кинотеатр-музей-магазин. - Югорск — столица России. Мы живем на домах. С первого этажа видно дальше, чем с последнего. Югорск расположен на берегу реки Волга. Город Югорск больше по площади города Москвы. Жителей города Югорска называют югорские. | Дети отвечают на вопросы. Участвуют в речевых играх. Получают 2 ключ. |
Развитие слухового восприятия, 1 мин | Развивать слуховое восприятие, слуховую память. | Аудиозаписи «звуков города» (дорога, движение машин; кафе, гудок поезда, звук шагов по тротуару, звук сигнализации пожарной машины, щебет птиц в парке) | Педагог предлагает послушать звуки города и найти соответствующую звуку картинку. | Дети слушают аудиозаписи, подбирают подходящую по смыслу картинку, объясняют свой выбор. Получают 3 ключ. |
Развитие навыков звукового анализа, 2 мин | Развивать навыки звукового анализа. | Карточка со словом «Город». Магнитные карточки для звукового анализа | Педагог предлагает собрать схему слова с помощью карточек. | Дети выполняют задание, получают 4 ключ. |
Динамическая пауза, 2 мин | Развивать мелкую и общую моторику. | Подвижная игра «Собери ягоды и грибы». Под музыкальное сопровождение (песня «Грибы, ягоды») | -Давайте, ребята, отдохнём на природе. Вокруг нашего города леса и болота. Какие ягоды и грибы можно найти в лесу? Педагог предлагает детям по очереди ложками собрать ягоды и грибы с поляны, по ортопедической дорожке перенести в ложке ягоду (гриб) и положить в корзину. | Выполнение детьми упражнений под музыкальное сопровождение. Дети получают 5 ключ. |
Работа над развитием чёткого произношения звуков в речи 7 мин | Развивать звукопроизношение, развивать зрительное восприятие, зрительную и слуховую память, закреплять умение использовать схематические изображения короткого рифмованного текста (скороговорки) для запоминания и проговаривания , развивать речевую и познавательную активность. | Интерактивная презентация «Фонарик». Игра «Собери скороговорку». | -В лесах вокруг Югорска, где протекают реки, водятся животные – бобры. Давайте узнаем, какая скороговорка есть про бобров. И попробуем её проговорить. -А следующая скороговорка рассыпалась. Помогите её собрать, а затем – проговорить. | Дети смотрят слайды презентации, проговаривают скороговорку вместе с педагогом, затем каждый самостоятельно. Дети собирают из карточек скороговорку, проговаривают её. Дети получают 6 ключ. |
Практическая работа, 1 мин | Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, произвольное внимание. | Самостоятельная деятельность детей в подгруппе. Обсуждение. | Педагог предлагает собрать из пазлов герб города Югорска. Педагог уточняет, что символизируют цвета и животные на гербе Югорска (Глухарь - птица, символизирующая свободу, жизнь. Медведь - символ силы, добродушия. Синий - символ искренности и добродетели. Золото - это цвет солнца, богатства. Тройная серебряная перевязь символизирует нити газопроводов. Зелёная часть герба показывает разнообразие животного мира. Зелень - символ весны, радости, природы) | Дети собирают герб Югорска из пазлов. Дети получают последний (7) ключ. |
Заключительный этап. 1 мин | Формировать способность оценивать результат своей деятельности, уметь делать выводы. | Блиц-опрос. Оценка работы. Поощрение за работу (награждение значками с изображением города). | -Что сегодня вы делали на занятии? Что вам запомнилось? Что получалось лучше? Над чем нужно еще поработать? | Дети анализируют, оценивают свою работу. Делают вывод, что получалось, что нет. Дети отдают ключи педагогу, тот открывает «волшебные дверцы», достаёт значки с изображением города Югорска, вручает детям. |
Рефлексия 1 мин | Создать эмоционально-положительный климат, воспитывать любовь к своей малой Родине. | Игра «Свеча» | Педагог предлагает сесть в круг, передавать свечу по кругу. Тот, кто держит в руках свечу, должен сказать доброе пожелание жителям своего города. | Прощание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Развитие лексико-грамматических категорий на базе темы «Дикие животные».
Цели занятия: Активизировать и обогащать словарь детей по теме. Продолжать учить подбирать прилагательные к существительному. Учить образовывать притяжательные прилагательные. Учить распространят...
Технологическая карта индивидуального коррекционно-развивающего занятия
Технологическая карта индивидуального коррекционно-развивающего занятияЦели занятия:Коррекционно – образовательная: развитие графомоторных навыков, развитие зрительно- моторной координации движе...
Технологическая карта группового коррекционно-развивающего занятия
Возраст обучающихся, количество участников: 9 лет; 6 человек. Тема занятия: Развитие познавательных психических процессов. Цель занятия: Развитие когнитивного потенциала учащихся для повышения качеств...
Технологическая карта индивидуального коррекционно-развивающего занятия
Тема:Развитие познавательных психических процессов Цель:Создание условий для развития познавательной сферы обучающегося Задачи: 1. Развивать зрительное и слуховое восприятие; внимание; память; речь об...
Презентация по развитию лексико-грамматического строя языка "Мой любимый город"
Викторина о городе Коркино...
План логопедической образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий с детьми 5-6 лет с использованием электронных материалов платформы «Робоборик»
План логопедической образовательной деятельностипо развитию лексико-грамматических категорий с детьми 5-6 летс использованием электронных материалов платформы «Робоборик»...
Технологическая карта логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в подготовительной группе «Зима»
Технологическая карта логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в подготовительной группе «Зима»...