Технологическая карта логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в подготовительной группе «Зима»
план-конспект

Кузьмина Анна Анатольевна

Технологическая карта логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи  в подготовительной группе «Зима»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuzmina_tehnokarta_zima.docx37.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта занятия

По образовательной области «Речевое развитие»

Раздел «Коррекционно-развивающие логопедические занятия»

в подготовительной группе

Тема: «Развитие лексико-грамматических средств речи»

Название: «Зима»

Составила: учитель-логопед

Кузьмина А.А.

г. Югорск, 2023

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Зима».  

Задачи:

1. Образовательные:

- расширять представления о зиме, признаках зимы, зимних месяцах; закреплять умение подбирать  прилагательные к существительным; тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закреплять умение изменять форму существительного из единственного во множественное число; учить составлять предложения с заданным словом; тренировать умение подбирать родственные (однокоренные) слова; тренировать умение дифференцировать звуки [С] и [Сь] в словах; закреплять умение делить слово на слоги; тренировать умение составлять загадки, используя простые и сложные предложения; закреплять умение отвечать на вопрос педагога полно и развёрнуто, формировать способность оценивать результат своей деятельности;

2. Развивающие:

- развивать артикуляционную моторику, дыхание (сильный напор воздушной струи); развивать соматогнозис; стимулировать кинестетические ощущения мышц речевого аппарата, развивать артикуляционную, общую моторику; развивать зрительное и слуховое внимание, развивать произвольное внимание; развивать фонематический слух и навыки звуко-слогового анализа; развивать логическое мышление;

3. Воспитательные:

- стимулировать интерес к логопедическим занятиям.

  Материалы и оборудование: авторская интерактивная презентация «Снеговик и звуки «С», «С’»; зеркала, снежинки, развивающий коврик «Следы», снежки, авторская интерактивная презентация «Колесо фортуны», картинка с изображением родственных слов слову «снег» и другими «зимними» словами, маркер, предметные картинки (снежинка, апельсин, нос, иголка, варежки, коньки, ёлка, шары), буквы (С, А, Н, И), картинки «Третий лишний», картинка из частей для артикуляционной гимнастики «Зима», магнитофон, весёлая музыка.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога, расположение

Предполагаемая деятельность воспитанников  расположение

Организационный этап

1 мин

Создать эмоционально-положительный климат, стимулировать интерес к логопедическим занятиям.

Приветствие,

Приветственная игра «Посмотрите вы на нас»,

Сообщение информации

Игра в кругу, проговаривает учитель-логопед:

Посмотрите вы на нас!

(Руки в центр круга)

Мы - ребята, суперкласс!

(Руки к себе, большой палец – вверх)

Дружные и смелые,

(Обнялись, руки на плечи соседа)

А ещё – умелые!

Можем многое мы делать,

(Шагаем на месте)

Клеить, резать, шить, плести,

(Движения по тексту)

Хорошо себя вести!

(Обняли себя за плечи)

Посмотрите вы на нас!

(Руки в центр круга)

Мы - ребята, суперкласс!

(Руки к себе, большой палец – вверх).

Дети стоят в полукруге, проговаривают стихотворение вместе с педагогом, выполняют движения, настраиваются на работу.

Дыхательная гимнастика с

1 мин

Развивать дыхание (сильный напор воздушной струи).

Развивать соматогнозис, дыхание (сильный напор воздушной струи)

Дыхательная гимнастика.

Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите,  какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

– Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

- А теперь снимите снежинки с ниточки, положите на правую ладошку и сдуйте снежинку. Затем с левой ладони. С тыльной стороны правой ладони. С левого локтя, с правого локтя.

Дети выполняют упражнения на развитие дыхания.

Дети слушают инструкцию педагога, выполняют дыхательные упражнения.

Самомассаж мышц лица, головы, шеи,

2 мин

Стимулировать кинестетические ощущения мышц речевого аппарата

Педагог демонстрирует движения самомассажа головы, шеи, лица

«Погреем щёчки»

На дворе стоит мороз

Мёрзнут щёки, мёрзнет нос (растирающие движения по щекам по массажным линиям)

«Морозко»

Чтоб не мёрзли наши ушки,

Растирать их будем лучше. (приложить руки к ушным раковинам и потереть их)

«Снеговик»

Ох, работа не легка…

Лепим мы снеговика. (указательными пальцами рисуем круги на щёках)

«Горка»

Мы на горку забрались,

А потом скатились вниз. (движения ладоней с головы вниз по боковым поверхностям шеи к плечам)

Логопед:  Размяли свои щеки, языки, губы? Теперь точно они у вас не замёрзнут!

Дети расслабленно сидят на стульчиках, выполняют приёмы самомассажа под руководством логопеда

Артикуляционная гимнастика,

2 мин

Развивать артикуляционную моторику.

Артикуляционная гимнастика. Педагог читает стихотворения, по ходу выполнения детьми  артикуляционной гимнастики составляет из частей (соответствующих артикуляционному упражнению) картинку «Зима»

Ребята, давайте сделаем зарядку для рта, каждое упражнение – это элемент картины

«Сосулька» (язык «иголочкой»)

Села детка на карниз и растет все время вниз.

«Горка» (опустить язык за нижние зубы, выгнут спинку языка «горочкой»)

Спинка языка сейчас

станет горочкой  у нас.

Я растаять ей велю-

напряженье не люблю.

Язык на место возвращайся

и чудесно расслабляйся.

«Саночки»  (язык «чашечкой»)

Под гору лечу,

в гору саночки тащу.

«Снеговик» («надувать» щёки)

Он не мал, и не велик, толстощёкий снеговик.

Дети смотрят в зеркала, выполняют упражнения на развитие артикуляционного аппарата

Объявление темы занятия

1 мин

Развивать произвольное внимание детей

Сообщение педагогом темы занятия

Ребята, вы узнаете тему нашего занятия, отгадав загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Дети отгадывают загадку, педагог объявляет тему занятия

Актуализация представлений

3 мин

Расширять представления о зиме, признаках зимы, месяцах зимы, закреплять умение отвечать развёрнуто на вопрос педагога.

Беседа. Обсуждение. Д. игра «Что сначала, что потом?»

- И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Логопед. - Сколько месяцев зимой? (Зимой три месяца.)

- Назовите их, пожалуйста. (Декабрь, январь, февраль.)

- Ребята, назовите мне признаки зимы. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).

Логопед. Молодцы!

Ребята, давайте поиграем в игру «Что сначала, что потом?»

Какой месяц до января?

Какой месяц после декабря?

Какой месяц до февраля?

Какой месяц между декабрем и февралем?

Какой месяц после января?

Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Развитие грамматического строя речи

3 мин

Закреплять умения подбирать  прилагательные к существительным, тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, закреплять умение изменять форму существительного из единственного во множественное число, учить составлять предложения с заданным словом

Беседа, выполнение игровых заданий. Интерактивная презентация «Колесо фортуны»

Давайте посмотрим на экран. Нужно нажать на кнопки на экране и выполнить задания, которые предлагает нам колесо фортуны.

Слова: Дед Мороз, Снеговик, снежинка, Снегурочка, сова, снег, санки, сосулька.

Назови ласково:

«Один-много»

Составь предложение

Подбери «Какой, какая, какое?»

Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Развитие внимания, зрительного восприятия, мышления

2 мин

Развивать логическое мышление, зрительное внимание

Игра по картинкам «Третий лишний»

Дидактическая игра «третий лишний»

Логопед: - Ребята посмотрите на экран. Давайте поиграем в игру «третий лишний» на зимнюю тему.

- Какая забава лишняя?

- Какой вид спорта лишний?

- Какая одежда лишняя?

- Какая обувь лишняя?

- Какой головной убор лишний?

- Молодцы!

Дети находят «лишний» предмет, называют его

Динамическая

пауза

2 мин

Развивать общую моторику, фонематический слух, слуховое внимание

Подвижная игра на развивающем коврике под музыку

-Ребята, предлагаю вам встать на коврик на разные следы. Когда вы слышите музыку – вы идёте по коврику друг за другом. Когда музыка останавливается, вы слушаете меня и носочком ноги показываете звук, который я называю. (Красный, зелёный, синий кружок означают гласный, мягкий согласный и твёрдый согласный звуки)

Дети ходят по коврику под музыку, останавливаются, когда музыка выключается, носочком показывают нужный кружок.

Развитие лексического строя речи

2 мин

Тренировать умение подбирать родственные (однокоренные) слова

Дидактическая игра «Найди все родственные слова» (картинка)

-Ребята, предлагаю провести дорожку, по всем словам-родственникам слова «снег», чтобы снегирь смог добраться до веточки с рябиной. (При затруднениях педагог помогает воспитанникам, используя наводящие вопросы. Задача -  найти «родственные» (однокоренные) слова).

Дети с помощью маркера проводят дорожку, соединяя родственные слова между собой

Развитие навыков звуко-слогового анализа

5 мин

Тренировать умение дифференцировать звуки «С» и «Сь» в словах

Закреплять умение делить слово на слоги

Закрепление умения выделять начальный звук в слове

Игра с презентацией «Снеговик и звуки «С» и «Сь»

Игра «Подели слово на слоги»

(со скрипучими снежками)

Игра-ребус «Собери слово»

-Ребята, давайте поможем Снеговику разложить покупки по корзинам (синяя – слова со звуком «С», зелёная – слова со звуком «Сь»)

-Ребята, я называю слово, а вы повторите его по слогам и одновременно скрипите снежками. (Зима, снег, метель, холода, валенки, мороз, варежки, шарф).

- Ребята, давайте посмотрим на картинки (снежинка, апельсин, нос, иголка). Из первых звуков названий картинок составьте слово, имеющее отношение к зиме.

Дети дифференцируют слова с твёрдым и мягким звуками «С-Сь».

Дети проговаривают слова, сжимают снежки, «отскрипывая» слоги.

Дети проговаривают слова, выделяют первый звук в словах, собирают из звуков слово «сани», выкладывают его из букв на магнитной доске

Развитие навыков связной речи

4 мин

Тренировать умение составлять загадки, используя простые и сложные предложения

Игра «Придумай загадку»

Ребята, предлагаю каждому придумать зимнюю загадку. Педагог каждому раздаёт картинку с зимним предметом. Даётся небольшое время на придумывание загадки.

Дети придумывают загадки, загадывают их друг другу.

Рефлексия

1 мин

Формировать способность оценивать результат своей деятельности

Блиц-опрос. Оценка своей работы воспитанниками.

-Что сегодня вы делали на занятии? Что вам запомнилось?

Что получалось лучше? Над чем нужно еще поработать?

Дети анализируют, оценивают свою работу. Делают вывод, что получалось, что нет.

Заключительный этап

1 мин

Создать эмоционально-положительный климат

Ритуальная игра-прощание

Педагог предлагает встать в круг, проговаривает вместе с детьми: “Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”

Дети встают в круг, создают «пирамиду» из ладошек, вместе проговаривают стихотворение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья».

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий и связной речи  по теме «Семья»...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по лексической теме «Деревья».

Тема: «Образование относительных прилагательных от существительных». Образовательные области: «коммуникация», «познание».Тип занятия: изучение и первичное закрепление нового учебного материала....

Технологическая карта логопедического занятия по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами"

Занятие проводится с учащимися 2 класса с логопедическим заключением ОНР, НВОНР. Проанализировав большое количество технологических карт планирования уроков, можно сделать вывод, что унифицированной ф...

Развитие мышления на логопедических занятиях по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (общим недоразвитием речи)

Основная цель дошкольного образования – полноценное формирование и всестороннее развитие личности каждого ребёнка. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  в усло...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в разновозрастной группе для детей с нарушением зрения "Осень в гости к нам пришла"

Занятие из серии занятий проводимых на улице с детьми разновозрастной группы с нарушением зрения. Цель занятия : учить детей наблюдать окружающую природу, обобщить и систематизировать знания детей об ...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Осенняя пора»

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Осенняя пора»...

Технологическая карта логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи

Конспект логопедического занятия ориентирован на обучающихся с РАС, обучающихся по АООП 8.2...