Календарно - тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация»
календарно-тематическое планирование
Целью программы «Альтернативная и дополнительная коммуникация» является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Планирование данного курса рассчитано на 3 года обучения, количество часов может быть увеличено в зависимости от потребностей обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_na_sayt_2.docx | 40.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация». 1 класс
№ п/п | Тема урока. | Элементы содержания. | Дата | ||
план | факт | ||||
1. | Установление контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. | Наблюдение за ребёнком. Формирование эмоционального контакта. Реагирование на собственное имя. Привлечение внимания ребёнка голосом, звучащей игрушкой. Фиксация взгляда на лице собеседника. Игры «Ручки», «Ладушки». | |||
2. | Общение без слов: «Жест и его значение». | Пальчиковая гимнастика. Знакомство с простыми жестами: «Да», «Нет», «Здравствуйте», «До свидания». | |||
3. | Связь указательного жеста со словом: форма согласия «Да!». | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Выражение согласия с помощью жеста. Связь жеста со словом «Да!». | |||
4. | Связь указательного жеста со словом: форма отрицания «Нет!». | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Выражение отрицания с помощью жеста. Связь жеста со словом «Нет!». | |||
5. | Выражение согласия (несогласия) жестом, звуком (словом). | Логоритмические упражнения. Выражение согласия (несогласия) жестом, звуком (словом), ответы на вопросы. Игра «Да и нет». | |||
6. | Связь указательного жеста со словом: форма приветствия «Здравствуйте!». | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Приветствие с помощью жеста. Связь жеста со словом «Здравствуйте!». | |||
7. | Связь указательного жеста со словом: форма прощания «До свидания!». | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Прощание с помощью жеста. Связь жеста со словом «До свидания!». | |||
8. | Приветствие и прощание с собеседником жестом, звуком (словом). | Логоритмические упражнения. Приветствие и прощание с собеседником жестом, звуком (словом). Игра «Гости». | |||
9. | Связь указательного жеста со словом: форма просьбы «Дайте, пожалуйста!». | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Выражение просьбы с помощью жеста. Связь жеста со словом «Дайте, пожалуйста!». | |||
10. | Связь указательного жеста со словом: форма благодарности «Спасибо!». | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Выражение благодарности с помощью жеста. Связь жеста со словом «Спасибо!». | |||
11. | Обращение с просьбой о помощи и выражение благодарности жестом, звуком (словом). | Логоритмические упражнения. Фонетическая зарядка. Обращение с просьбой о помощи и выражение благодарности жестом, звуком (словом). Игра «Гости». | |||
12. | Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание) с использованием жеста. | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Закрепление умения выражать жестом согласие (несогласие), благодарность, своих желаний; приветствие (прощание) с использованием жеста. | |||
13. | Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др., узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса. | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса. Игра «Покажи, где…». | |||
14. | Понимание слов, обозначающих предмет (игрушки). | Логоритмические упражнения. Фонетическая зарядка. Понимание слов, обозначающих предмет (игрушки). Игры и упражнения с предметными картинками и реальными предметами. | |||
15. | Понимание слов, обозначающих предмет (овощи, фрукты). | Логоритмические упражнения. Фонетическая зарядка. Понимание слов, обозначающих предмет (овощи, фрукты). Игры и упражнения с предметными картинками и реальными предметами. | |||
16. | Понимание слов, обозначающих предмет (одежда, обувь). | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Понимание слов, обозначающих предмет (одежда, обувь). Игры и упражнения с предметными картинками и реальными предметами. | |||
17. | Понимание слов, обозначающих предмет (посуда). | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда). Игры и упражнения с предметными картинками и реальными предметами. | |||
18. | Понимание слов, обозначающих предмет (мебель). | Логоритмические упражнения. Фонетическая зарядка. Понимание слов, обозначающих предмет (мебель). Игры и упражнения с предметными картинками. | |||
19. | Понимание слов, обозначающих предмет (животные). | Логоритмические упражнения. Фонетическая зарядка. Понимание слов, обозначающих предмет (животные). Игры и упражнения с предметными картинками. | |||
20. | Понимание слов, обозначающих предмет (бытовые приборы). | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Понимание слов, обозначающих предмет (бытовые приборы). Игры и упражнения с предметными картинками. | |||
21. | Понимание слов, обозначающих предмет (школьные принадлежности). | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Понимание слов, обозначающих предмет (школьные принадлежности). Игры и упражнения с предметными картинками и реальными предметами. | |||
22. | Понимание слов, обозначающих предмет (продукты). | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Понимание слов, обозначающих предмет (продукты). Игры и упражнения с предметными картинками и реальными предметами. | |||
23. | Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, спать, сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, гулять, играть). | Логоритмические упражнения. Фонетическая зарядка. Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, спать, сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, гулять, играть). Знакомство с пиктограммами. Игра на подражание «Делай, как я». | |||
24. | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). | Логоритмические упражнения. Фонетическая зарядка. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Игра «Найди такой же». | |||
25. | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Связь жеста и слова. | |||
26. | Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) | Логоритмические упражнения. Фонетическая зарядка. Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) Счёт. Связь жеста и слова. | |||
27. | Понимание простых предложений. | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Понимание простых предложений. Выполнение простых инструкций. | |||
28. | Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. | Логоритмические упражнения. Фонетическая зарядка. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Игра «Кто как голос подаёт». | |||
29. | Называние простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.), называние собственного имени и имён членов семьи. | Логоритмические упражнения. Фонетическая зарядка. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. «Позови маму». Связь жеста и слова. | |||
30. | Мимика и её роль в общении. | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Знакомство с мимикой с помощью модели лица. | |||
31. | Эмоции – на лице радость, грусть, удивление. | Логоритмические упражнения. Фонетическая зарядка. Знакомство с положительными эмоциями (радость). «Улыбнись» - умение показать радость на лице. Умение показать грусть и удивление на лице. | |||
32. | Отрицательные эмоции – страх, тревога, злость на лице. | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Знакомство с отрицательными эмоциями (страх, тревога, злость). Умение показать отрицательные эмоции на лице. | |||
33. | Повторение изученного. Пассивный словарь. | Пассивный словарь. Повторение изученных слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Игры и упражнения с предметными картинками и реальными предметами. Обобщающая игра «В мире жестов и эмоций». |
Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация» 2 класс
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Дата | |||
план | факт | |||||
1. | Выражение приветствия и прощание взглядом, жестом, словом. | Формирование умения приветствовать учащихся и педагога взглядом, жестом, словом. - принимать своё место в классе, принимать соответствующие возрасту социальные роли; -использование указательных жестов в элементарном общении; -умение здороваться с учителем и одноклассниками, используя жесты или элементарные слова. - использовать принятые ритуалы взаимодействия. | ||||
2. | Коммуникативное взаимодействие по теме «Ребёнок в школе». | Формирование правил поведения и соблюдение этих правил в общественном месте. -осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями; -показывание предметов и картинок по изучаемым лексическим темам; -формирование навыка дисциплинированности, усидчивости на уроках; - слушать и принимать простую информацию на доступном для обучающегося уровне к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. | ||||
3. | Коммуникативное взаимодействие по теме «Ребёнок в школе» (закрепление). | Закрепление правил поведения и соблюдение этих правил в общественном месте. -осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями; -показывание предметов и картинок по изучаемым лексическим темам; -формирование навыка дисциплинированности, усидчивости на уроках; - слушать и принимать простую информацию на доступном для обучающегося уровне к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. | ||||
4. | Знакомство с сигнальными обозначениями на лестничной площадке, в столовой, дверях туалета. | Формирование умения «читать» , понимать смысл графических знаков и пользоваться ими. -показывание предметов сигнальных обозначений по изучаемым лексическим темам; -умение реагировать на обращение взрослого -формирование бережного отношения к окружающему, предметам; - слушать и принимать простую информацию на доступном для обучающегося уровне к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. | ||||
5. | Создание ситуаций реагирования на запрет, понимание похвалы. | Формирование умения понимать запрещающие жесты и знаки и подчиняться им. -работать с несложной по содержанию и структуре информацией ( понимать жест, изображение, устное высказывание;) - умение реагировать на обращение взрослого; -формирование навыка дисциплинированности, усидчивости на уроках; - слушать и принимать простую информацию на доступном для обучающегося уровне. | ||||
6. | Коммуникативное взаимодействие по теме « Ребенок в столовой». | Формирование правил поведения и соблюдение этих правил в общественном месте. -способность осмысленно воспринимать социальное окружение; -понимание обращенной речи; -показывание и по возможности называние предметов; -формирование бережного отношения к окружающему, предметам; - слушать и принимать простую информацию на доступном уровне к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту. | ||||
7. | Коммуникативное взаимодействие по теме « Ребенок в столовой» (закрепление). | Закрепление правил поведения и соблюдение этих правил в общественном месте. -способность осмысленно воспринимать социальное окружение; -понимание обращенной речи; -показывание и по возможности называние предметов; -формирование бережного отношения к окружающему, предметам; - слушать и принимать простую информацию на доступном уровне к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту. | ||||
8. | Коммуникативное взаимодействие по теме «Осень». | Формирование умения наблюдать за окружающей действительностью, умение концентрировать внимание на конкретном объекте. -способность осмысленно воспринимать социальное окружение; -показывание предметов и картинок по изучаемым лексическим темам; - умение принимать и сохранять направленность взгляда на говорящего человека: -умение выполнять инструкции учителя: -взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. | ||||
9. | Коммуникативное взаимодействие по теме «Осень» (закрепление). | Закрепление умения наблюдать за окружающей действительностью, умение концентрировать внимание на конкретном объекте. -способность осмысленно воспринимать социальное окружение; -показывание предметов и картинок по изучаемым лексическим темам; - умение принимать и сохранять направленность взгляда на говорящего человека: -умение выполнять инструкции учителя; -взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. | ||||
10. | Ответы на вопросы с использованием графического изображения на тему « Осень». | Формирование умения пользоваться средствами альтернативной коммуникации при ответе на вопрос (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). -осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением занятия, обучением, -показывание предметов сигнальных обозначений по изучаемым лексическим темам; - слушать и принимать простую информацию на доступном для обучающегося уровне к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. | ||||
11. | Выражение своих желаний и обращение за помощью с помощью жеста, слова. | Формирование умения обращаться за помощью и выражать свои желания с помощью жеста, слова. -работать с несложной по содержанию и структуре информацией ( понимать жест, изображение, устное высказывание;) - умение выполнять действия по образцу и подражанию; - вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе ( вербально, невербально). | ||||
12. | Коммуникативное взаимодействие по теме «Учебные вещи». | Формирование умения соотносить предметы с графическим изображением. -умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: - умение принимать и сохранять направленность взгляда на говорящего человека; - вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе ( вербально, невербально). | ||||
13. | Коммуникативное взаимодействие по теме «Учебные вещи» (закрепление). | Закрепление умения соотносить предметы с графическим изображением. -умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: - умение принимать и сохранять направленность взгляда на говорящего человека - вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе ( вербально, невербально). | ||||
14. | Распознавание эмоций по мимическим выражениям. | Формирования умения распознавать эмоции по выражениям мимики. -понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. -умение реагировать на обращение взрослого - использовать принятые ритуалы взаимодействия. | ||||
15. | Коммуникативное взаимодействие по теме «Новый год». | Формирования умения наблюдать за окружающей действительностью, умение концентрировать внимание на конкретном объекте. -показывание предметов графического изображения обозначений по изучаемым лексическим темам; - умение реагировать на обращение взрослого; -формирование навыка дисциплинирован-ности, усидчивости на уроках; - использовать принятые ритуалы взаимодействия. | ||||
16. | Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов . «Украшение ёлки». | Формирование умения использовать графические изображения для обозначения предметов и объектов. -способность осмысленно воспринимать социальное окружение; -показывание предметов графического изображения обозначений по изучаемым лексическим темам; -формирование бережного отношения к окружающему, предметам; - слушать и принимать простую информацию на доступном для обучающегося уровне к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. | ||||
17. | Коммуникативное взаимодействие по теме « Игрушки». | Формирование умения использовать графические изображения для обозначения предметов и объектов. - умение пользоваться индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями; - умение принимать и сохранять направленность взгляда на говорящего человека, - умение выполнять инструкции учителя -взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; -обращаться за помощью и принимать помощь. | ||||
18. | Создание практической игровой ситуации взаимодействия. | Формирование умения использовать графические изображения для выражения своих желаний. -готовность безопасно и бережно вести себя в окружающей действительности, обществе и природе; -умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: - умение выполнять действия по образцу и подражанию, -умение выполнять инструкции учителя. - вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе ( вербально, невербально). | ||||
19. | Коммуникативное взаимодействие по теме «Зима». | Формирования умения наблюдать за окружающей действительностью, умение концентрировать внимание на конкретном объекте. -готовность безопасно и бережно вести себя в окружающей действительности, обществе и природе; -понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. - использовать принятые ритуалы взаимодействия; -взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; -обращаться за помощью и принимать помощь. | ||||
20. | Коммуникативное взаимодействие по теме «Зима». | Закрепление умения наблюдать за окружающей действительностью, умение концентрировать внимание на конкретном объекте. -понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. - умение принимать и сохранять направленность взгляда на говорящего человека - использовать принятые ритуалы взаимодействия; -взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; -обращаться за помощью и принимать помощь. | ||||
21. | Создание коммуникационных ситуаций с использованием имитационных движений. | Формирование умения выражать мимикой имитационными движениями желания и чувства. -понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. - следовать предложенному плану; -участвовать в деятельности класса или группы; -действовать по образцу; - вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе ( вербально, невербально). | ||||
22. | Использование графического изображения для обозначения предметов по теме « Посуда». | Формирование умения использовать графические изображения для обозначения предметов. -готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. -пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами; -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. | ||||
23. | Использование графического изображения для обозначения признака предмета. | Формирование умения использовать графические изображения для обозначения признака предметов. -самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; -понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. - умение выполнять задание от начала до конца; - вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе ( вербально, невербально). | ||||
24. | Использование графического изображения для обозначения предметов по теме « Фрукты и овощи». | Формирование умения использовать графические изображения для обозначения предметов. -самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; -понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. - умение выполнять задание за определенный период времени; - вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе ( вербально, невербально). | ||||
25. | Коммуникативное взаимодействие по теме «Весна». | Формирования умения наблюдать за окружающей действительностью, умение концентрировать внимание на конкретном объекте. -готовность безопасно и бережно вести себя в окружающей действительности, обществе и природе; -понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. - умение принимать и сохранять направленность взгляда на говорящего человека -взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; -обращаться за помощью и принимать помощь. | ||||
26. | Коммуникативное взаимодействие по теме «Весна». | Закрепление умения наблюдать за окружающей действительностью, умение концентрировать внимание на конкретном объекте. -понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. - умение принимать и сохранять направленность взгляда на говорящего человека - использовать принятые ритуалы взаимодействия; -обращаться за помощью и принимать помощь. | ||||
27. | Составление простых предложений с использованием графического изображения. | Формирование умения составлять простые предложения и использовать графические изображения. -самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; -понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. - умение выполнять задание от начала до конца; - вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе ( вербально, невербально). | ||||
28. | Коммуникативное взаимодействие по теме «Транспорт». | Формирования умения наблюдать за окружающей действительностью, умение концентрировать внимание на конкретном объекте. -готовность безопасно и бережно вести себя в окружающей действительности, обществе и природе; -понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. - умение принимать и сохранять направленность взгляда на говорящего человека - использовать принятые ритуалы взаимодействия; -взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; -обращаться за помощью и принимать помощь. | ||||
29. | Коммуникативное взаимодействие по теме «Транспорт». | Закрепление умения наблюдать за окружающей действительностью, умение концентрировать внимание на конкретном объекте. -понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. - умение принимать и сохранять направленность взгляда на говорящего человека - использовать принятые ритуалы взаимодействия; -взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; -обращаться за помощью и принимать помощь. | ||||
30. | Знакомство с сигнальными обозначениями в транспорте. | Формирование умения «читать» , понимать смысл графических знаков и пользоваться ими. - готовность безопасно и бережно вести себя в окружающей действительности; -показывание предметов сигнальных обозначений по изучаемым лексическим темам; -умение реагировать на обращение взрослого - слушать и принимать простую информацию на доступном для обучающегося уровне к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. | ||||
31. | Создание практической игровой ситуации взаимодействия. | Формирование умения использовать графические изображения для выражения своих желаний. -умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: - умение выполнять действия по образцу и подражанию, -умение выполнять инструкции учителя. - вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе ( вербально, невербально). | ||||
32. | Коммуникативное взаимодействие по теме «Лето». | Формирования умения наблюдать за окружающей действительностью, умение концентрировать внимание на конкретном объекте. -готовность безопасно и бережно вести себя в окружающей действительности, обществе и природе; -понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. - использовать принятые ритуалы взаимодействия; -взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; -обращаться за помощью и принимать помощь. | ||||
33. | Использование графического изображения (фото, картинок, пиктограмм по теме «Времена года»). Обобщение. | Закрепление умения использовать графические изображения для обозначения предметов. Обобщение изученного по теме «Времена года». -самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; -понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. - умение выполнять задание от начала до конца; - вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе ( вербально, невербально). | ||||
34. | Повторение, обобщение изученного. | Закрепление умения наблюдать за окружающей действительностью, умение концентрировать внимание на конкретном объекте. Закрепление умения использовать графические изображения для обозначения предметов. Закрепление умения использовать графические изображения для выражения своих желаний. |
Календарно-тематическое планирование коррекционного курса
«Альтернативная и дополнительная коммуникация» 3 класс
№ п/п | Тема урока. | Элементы содержания. | Дата | ||
план | факт | ||||
1. | Обследование устной речи. | Обследование устной речи (состояние произношения, словарный запас, грамматический строй). | |||
Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств. | |||||
2. | Слова приветствия и прощания. | Приветствие собеседника словом. Привлечение к себе внимания словом. Прощание с собеседником словом. Приветствие (прощание) с использованием карточек с напечатанными словами. | |||
3. | Выражение своих желаний словом. Обращение с просьбой. Выражение благодарности. | Выражение своих желаний словом. Обращение с просьбой о помощи, выражая её словом. Выражение благодарности словом. Слова благодарности. Использование карточек с напечатанными словами. | |||
4. | Выражение согласия и несогласия. Выражение различных чувств. | Выражение согласия (несогласия) словом. Выражение различных чувств с использованием карточек с напечатанными словами (выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний). | |||
5. | Ответы на вопросы словом (предложением). | Ответы на вопросы словом (предложением). Ответы на вопросы с использованием карточек с напечатанными словами. | |||
6. | Задавание вопросов предложением. | Задавание вопросов предложением. Задавание вопросов с помощью карточек со словами. | |||
7. | Поддержание диалога на заданную тему. | Диалог. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Выражение различных чувств с использованием карточек с напечатанными словами. | |||
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. | |||||
8. | Понимание и называние (употребление) обобщающих понятий. | Понимание и называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, птицы, овощи, фрукты). Игра «Четвёртый лишний», «Продолжи ряд картинок». Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов, обобщающих понятий. | |||
9. | Понимание и называние (употребление) обобщающих понятий. | Понимание и называние (употребление) обобщающих понятий (бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт). Игра «Четвёртый лишний», «Продолжи ряд картинок». Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов, обобщающих понятий. | |||
10. | Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета. | Понимание и называние (употребление) глаголов (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения для обозначения действия предмета. Показ пиктограммы с глаголом. | |||
11. | Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета. | Понимание и называние (употребление) прилагательных (цвет, величина, форма и др.). Классификация предметов по разным признакам. Использование графического изображения для обозначения признака предмета. Показ пиктограммы с прилагательным (цвет, величина, форма и др.) | |||
12. | Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние. | Понимание и называние (употребление) наречий (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Наречия, противоположные по смыслу. Игра «Скажи наоборот». Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния. Показ пиктограммы с наречием. | |||
13. | Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов. | Понимание и называние (употребление) числительных (пять, второй и др.). Количественный и порядковый счёт. Соотнесение цифры и слова. Использование карточки для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). | |||
14. | Понимание и называние (употребление) слов, указывающих на предмет и его признак. | Понимание и называние (употребление) местоимений. (я, он, мой, твой и др.). Использование местоимений в речи, составление простых предложений. | |||
15. | Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении. Предлоги. | Понимание и называние (употребление) предлогов, их роль в речи. Упражнение в употреблении предлогов. Составление словосочетаний (по картинкам, вопросам). | |||
16. | Понимание простых предложений. | Понимание простых предложений. Выполнение инструкций (2 - 3 ступени). Соотнесение услышанного предложения с картинкой. | |||
17. | Понимание содержание текста. | Понимание содержание текста. Соотнесение услышанного текста с картинкой. Работа с сериями картинок. Восстановление последовательности по тексту. | |||
18. | Составление простых предложений с использованием графического изображения. | Составление простых предложений с использованием графического изображения. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. Составление предложений карточками. | |||
19. | Составление рассказа с использованием графического изображения. | Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения. Составление рассказа по сюжетной картине с использованием графического изображения. Составление рассказа по картине карточками. | |||
20. | Составление рассказа с использованием графического изображения. | Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения. Составление рассказа о событиях карточками. Развитие связной речи. | |||
21. | Составление рассказа о себе с использованием графического изображения. | Составление рассказа о себе с использованием графического изображения. Развитие связной речи. | |||
22. | Пересказ текста по плану. | Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы). | |||
Чтение и письмо. (Глобальное чтение. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Начальные навыки чтения и письма.) | |||||
23. | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей. | Узнавание напечатанных имен. Игра «Угадай-ка». | |||
24. | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов. | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, птицы, овощи, фрукты). Игра «Соотнеси картинки и слова». | |||
25. | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия действий. | Узнавание напечатанных глаголов. Выполнение указанных действий. Игра «Молчанка». | |||
26. | Использование карточек с напечатанными словами, как средство коммуникации. | Общение с помощью напечатанных слов. Создание игровых ситуаций общения. | |||
27. | Использование карточек с напечатанными словами, как средство коммуникации. | Общение с помощью напечатанных слов. Создание игровых ситуаций общения. | |||
28. | Узнавание (различение) образов графем (букв). | Узнавание букв. Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). | |||
29. | Графические действия с использованием элементов графем. | Графические действия с использованием элементов графем. Обводка букв, штриховка, печатание букв, слов. | |||
30. | Узнавание звука в слоге. | Узнавание, выделение звуков в прямом и обратном слоге. Характеристика звуков (гласные, согласные). | |||
31. | Чтение слога (слова). | Упражнение в чтении слогов (слов). Слоговые таблицы. | |||
32. | Написание буквы (слога, слова, предложения). | Упражнения в написании букв, слогов, слов, предложений. Письмо по образцу, списывание. | |||
33. | Написание буквы (слога, слова, предложения). | Упражнения в написании букв, слогов, слов, предложений. Письмо под диктовку. | |||
34. | Итоговая диагностика. | Обследование устной речи. Обследование уровня сформированности письменной речи (чтение, списывание, письмо под диктовку). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное календарно-тематическое планирование коррекционной работы для детей старшего возраста.
Перспективное календарно-тематическое планирование коррекционной работы для детей старшего возраста. На первое полугодие....
Календарно-тематическое планирование коррекционных логопедических занятий
Планирование фронтальных и ндивидуальных коррекционных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий....
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий.
Подростковый возраст называют периодом "бури и натиска". Разные люди, в силу различных биологических особенностей, переживают этот период по-разному - для кого-то он проходит относительно спокойно, др...
Календарно-тематическое планирование коррекционно-образовательной и воспитательной работы учителя-дефектолога. Группа дошкольников с умственной отсталостью 1 год обучения
Методическая работа с умственно-отсталыми дошкольниками...
Календарно - тематическое планирование по предмету «Речь или альтернативная коммуникация» 1 класс.
Поурочное планирование...
Календарно- тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Календарно- тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 1(дополнительный) класс...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь или альтернативная коммуникация" 7 класс
тематическое планирование...