Календарно - тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация»
календарно-тематическое планирование

Сигорских Марина Анатольевна

Целью программы «Альтернативная и дополнительная коммуникация» является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Планирование данного курса рассчитано на 3 года обучения, количество часов может быть увеличено в зависимости от потребностей обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_na_sayt_2.docx40.33 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование коррекционного курса                               «Альтернативная и дополнительная коммуникация». 1 класс

№ п/п

Тема урока.

Элементы содержания.

Дата

план

факт

1.

Установление контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя.

Наблюдение за ребёнком. Формирование эмоционального контакта. Реагирование на собственное имя. Привлечение внимания ребёнка голосом, звучащей игрушкой.  Фиксация взгляда на лице собеседника. Игры «Ручки», «Ладушки».

2.

Общение без слов: «Жест и его значение».

Пальчиковая гимнастика. Знакомство с простыми жестами: «Да», «Нет», «Здравствуйте», «До свидания».

3.

Связь указательного жеста со словом: форма согласия «Да!».

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Выражение согласия с помощью жеста. Связь жеста со словом «Да!».

4.

Связь указательного жеста со словом: форма отрицания «Нет!».

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Выражение отрицания с помощью жеста. Связь жеста со словом «Нет!».

5.

Выражение согласия (несогласия) жестом, звуком (словом).

Логоритмические упражнения. Выражение согласия (несогласия) жестом, звуком (словом), ответы на вопросы.  Игра «Да и нет».

6.

Связь указательного жеста со словом: форма приветствия  «Здравствуйте!».

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Приветствие с помощью жеста. Связь жеста со словом «Здравствуйте!».

7.

Связь указательного жеста со словом: форма прощания «До свидания!».

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Прощание с помощью жеста. Связь жеста со словом «До свидания!».

8.

Приветствие и прощание с собеседником жестом, звуком (словом).

Логоритмические упражнения. Приветствие и прощание с собеседником  жестом, звуком (словом). Игра «Гости».

9.

Связь указательного жеста со словом: форма просьбы «Дайте, пожалуйста!».

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Выражение просьбы с помощью жеста. Связь жеста со словом «Дайте, пожалуйста!».

10.

Связь указательного жеста со словом: форма благодарности «Спасибо!».

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Выражение благодарности с помощью жеста. Связь жеста со словом «Спасибо!».

11.

Обращение с просьбой о помощи и выражение благодарности  жестом, звуком (словом).

Логоритмические упражнения. Фонетическая зарядка. Обращение с просьбой о помощи и выражение  благодарности жестом, звуком (словом). Игра «Гости».

12.

Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание) с использованием жеста.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Закрепление  умения выражать жестом согласие (несогласие), благодарность, своих желаний; приветствие (прощание) с использованием жеста.

13.

Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др., узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса.  Игра «Покажи, где…».

14.

Понимание слов, обозначающих предмет (игрушки).

Логоритмические упражнения. Фонетическая зарядка. Понимание слов, обозначающих предмет (игрушки). Игры и упражнения с предметными картинками и реальными предметами.

15.

Понимание слов, обозначающих предмет (овощи, фрукты).

Логоритмические упражнения. Фонетическая зарядка. Понимание слов, обозначающих предмет (овощи, фрукты). Игры и упражнения с предметными картинками и реальными предметами.

16.

Понимание слов, обозначающих предмет (одежда, обувь).

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Понимание слов, обозначающих предмет (одежда, обувь).

Игры и упражнения с предметными картинками и реальными предметами.

17.

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда).

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда). Игры и упражнения с предметными картинками и реальными предметами.

18.

Понимание слов, обозначающих предмет (мебель).

Логоритмические упражнения. Фонетическая зарядка.  Понимание слов, обозначающих предмет (мебель). Игры и упражнения с предметными картинками.

19.

Понимание слов, обозначающих предмет (животные).

Логоритмические упражнения. Фонетическая зарядка. Понимание слов, обозначающих предмет (животные). Игры и упражнения с предметными картинками.

20.

Понимание слов, обозначающих предмет (бытовые приборы).

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Понимание слов, обозначающих предмет (бытовые приборы). Игры и упражнения с предметными картинками.

21.

Понимание слов, обозначающих предмет (школьные принадлежности).

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Понимание слов, обозначающих предмет (школьные принадлежности). Игры и упражнения с предметными картинками и реальными предметами.

22.

Понимание слов, обозначающих предмет (продукты).

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Понимание слов, обозначающих предмет (продукты). Игры и упражнения с предметными картинками и реальными предметами.

23.

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, спать, сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, гулять, играть).

Логоритмические упражнения. Фонетическая зарядка.  Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, спать, сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, гулять, играть). Знакомство с пиктограммами. Игра  на подражание «Делай, как я».

24.

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма).

Логоритмические упражнения. Фонетическая зарядка.  Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Игра «Найди такой же».

25.

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Связь жеста и слова.

26.

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)

Логоритмические упражнения. Фонетическая зарядка.  Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) Счёт. Связь жеста и слова.

27.

Понимание простых предложений.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Понимание простых предложений. Выполнение простых инструкций.

28.

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

Логоритмические упражнения. Фонетическая зарядка.  Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Игра «Кто как голос подаёт».

29.

Называние простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.), называние собственного имени и имён членов семьи.

Логоритмические упражнения. Фонетическая зарядка.  Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. «Позови маму». Связь жеста и слова.

30.

Мимика и её роль в общении.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Знакомство с мимикой с помощью модели лица.

31.

 Эмоции – на лице радость, грусть, удивление.

Логоритмические упражнения. Фонетическая зарядка.  Знакомство с положительными эмоциями (радость). «Улыбнись» - умение показать радость на лице. Умение показать грусть  и удивление на лице.

32.

Отрицательные эмоции – страх, тревога, злость на лице.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Знакомство с отрицательными эмоциями (страх, тревога, злость). Умение показать отрицательные эмоции на лице.

33.

Повторение изученного. Пассивный словарь.

Пассивный словарь. Повторение изученных слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Игры и упражнения с предметными картинками и реальными предметами. Обобщающая игра «В мире жестов и эмоций».

Календарно-тематическое планирование  коррекционного курса                             «Альтернативная  и дополнительная коммуникация»  2 класс

№ п/п

     Тема урока

           Элементы содержания

     Дата

план

факт

1.

Выражение приветствия и прощание взглядом, жестом, словом.

Формирование умения приветствовать учащихся и педагога взглядом, жестом, словом.

- принимать своё место в классе, принимать соответствующие возрасту социальные роли;

-использование указательных жестов в элементарном общении;

-умение здороваться с учителем и одноклассниками, используя жесты или элементарные слова.

- использовать принятые ритуалы взаимодействия.

2.

Коммуникативное взаимодействие по теме «Ребёнок в школе».

Формирование правил поведения и соблюдение этих правил в общественном месте.

-осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;

-показывание предметов и картинок по изучаемым лексическим темам;

-формирование навыка дисциплинированности, усидчивости на уроках;

- слушать и принимать простую информацию на доступном для обучающегося уровне к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

3.

Коммуникативное взаимодействие по теме «Ребёнок в школе» (закрепление).

Закрепление правил поведения и соблюдение этих правил в общественном месте.

-осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;

-показывание предметов и картинок по изучаемым лексическим темам;

-формирование навыка дисциплинированности, усидчивости на уроках;

- слушать и принимать простую информацию на доступном для обучающегося уровне к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

4.

Знакомство с сигнальными обозначениями на лестничной площадке, в столовой, дверях туалета.

Формирование умения «читать» , понимать смысл графических знаков и пользоваться ими.

-показывание предметов сигнальных обозначений по изучаемым лексическим темам;

-умение реагировать на обращение взрослого

-формирование бережного отношения к окружающему, предметам;

- слушать и принимать простую информацию на доступном для обучающегося уровне к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

5.

Создание ситуаций реагирования на запрет, понимание похвалы.

Формирование умения понимать запрещающие жесты и знаки и подчиняться им.

-работать с несложной по содержанию и структуре информацией ( понимать жест, изображение, устное высказывание;)

- умение реагировать на обращение взрослого;

-формирование навыка дисциплинированности, усидчивости на уроках;

- слушать и принимать простую информацию на доступном для обучающегося уровне.

6.

Коммуникативное взаимодействие по теме « Ребенок в столовой».

Формирование правил поведения и соблюдение этих правил в общественном месте.

-способность осмысленно воспринимать социальное окружение;

-понимание обращенной речи;

-показывание и по возможности называние предметов;

-формирование бережного отношения к окружающему, предметам;

- слушать и принимать простую информацию на доступном уровне к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту.

7.

Коммуникативное взаимодействие по теме « Ребенок в столовой» (закрепление).

Закрепление правил поведения и соблюдение этих правил в общественном месте.

-способность осмысленно воспринимать социальное окружение;

-понимание обращенной речи;

-показывание и по возможности называние предметов;

-формирование бережного отношения к окружающему, предметам;

- слушать и принимать простую информацию на доступном уровне к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту.

8.

Коммуникативное взаимодействие по теме «Осень».

Формирование умения наблюдать за окружающей действительностью, умение концентрировать внимание на конкретном объекте.

-способность осмысленно воспринимать социальное окружение;

-показывание предметов и картинок по изучаемым лексическим темам;

- умение принимать и сохранять направленность взгляда на говорящего человека:

-умение выполнять инструкции учителя:

-взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

9.

Коммуникативное взаимодействие по теме «Осень» (закрепление).

Закрепление умения наблюдать за окружающей действительностью, умение концентрировать внимание на конкретном объекте.

-способность осмысленно воспринимать социальное окружение;

-показывание предметов и картинок по изучаемым лексическим темам;

- умение принимать и сохранять направленность взгляда на говорящего человека:

-умение выполнять инструкции учителя;

-взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

10.

Ответы на вопросы с использованием графического изображения на тему                « Осень».

Формирование умения пользоваться средствами альтернативной коммуникации при ответе на вопрос (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

-осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением занятия, обучением,

-показывание предметов сигнальных обозначений по изучаемым лексическим темам;

- слушать и принимать простую информацию на доступном для обучающегося уровне к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

11.

Выражение своих желаний и обращение за помощью с помощью жеста, слова.

Формирование умения обращаться за помощью и выражать свои желания с помощью жеста, слова.

-работать с несложной по содержанию и структуре информацией ( понимать жест, изображение, устное высказывание;)

- умение выполнять действия по образцу и подражанию;

- вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе ( вербально, невербально).

12.

Коммуникативное взаимодействие по теме «Учебные вещи».

Формирование умения соотносить предметы с графическим изображением.

-умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации:

- умение принимать и сохранять направленность взгляда на говорящего человека;

- вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе   ( вербально, невербально).

13.

Коммуникативное взаимодействие по теме «Учебные вещи» (закрепление).

Закрепление умения соотносить предметы с графическим изображением.

-умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации:

- умение принимать и сохранять направленность взгляда на говорящего человека

- вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе    ( вербально, невербально).

14.

Распознавание эмоций по мимическим выражениям.

Формирования умения распознавать эмоции по выражениям мимики.

-понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

-умение реагировать на обращение взрослого

- использовать принятые ритуалы взаимодействия.

15.

Коммуникативное взаимодействие по теме «Новый год».

Формирования умения наблюдать за окружающей действительностью, умение концентрировать внимание на конкретном объекте.

-показывание предметов графического изображения обозначений по изучаемым лексическим темам;

- умение реагировать на обращение взрослого;

-формирование навыка дисциплинирован-ности, усидчивости на уроках;

- использовать принятые ритуалы взаимодействия.

16.

Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов . «Украшение ёлки».

Формирование умения использовать графические изображения для обозначения предметов и объектов.

-способность осмысленно воспринимать социальное окружение;

-показывание предметов графического изображения обозначений по изучаемым лексическим темам;

-формирование бережного отношения к окружающему, предметам;

- слушать и принимать простую информацию на доступном для обучающегося уровне к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

17.

Коммуникативное взаимодействие по теме    « Игрушки».

Формирование умения использовать графические изображения для обозначения предметов и объектов.

- умение пользоваться индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями;

- умение принимать и сохранять направленность взгляда на говорящего человека,

- умение выполнять инструкции учителя

-взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

-обращаться за помощью и принимать помощь.

18.

Создание практической игровой ситуации взаимодействия.

Формирование умения использовать графические изображения для выражения своих желаний.

-готовность безопасно и бережно вести себя в окружающей действительности, обществе и природе;

-умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации:

- умение выполнять действия по образцу и подражанию,

-умение выполнять инструкции учителя.

- вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе   ( вербально, невербально).

19.

Коммуникативное взаимодействие по теме «Зима».

Формирования умения наблюдать за окружающей действительностью, умение концентрировать внимание на конкретном объекте.

-готовность безопасно и бережно вести себя в окружающей действительности, обществе и природе;

-понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

- использовать принятые ритуалы взаимодействия;

-взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

-обращаться за помощью и принимать помощь.

20.

Коммуникативное взаимодействие по теме «Зима».

Закрепление умения наблюдать за окружающей действительностью, умение концентрировать внимание на конкретном объекте.

-понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

- умение принимать и сохранять направленность взгляда на говорящего человека

- использовать принятые ритуалы взаимодействия;

-взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

-обращаться за помощью и принимать помощь.

21.

Создание коммуникационных ситуаций с использованием имитационных движений.

Формирование умения выражать мимикой имитационными движениями желания и чувства.

-понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

- следовать предложенному плану;

-участвовать в деятельности класса или группы;

-действовать по образцу;

- вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе ( вербально, невербально).

22.

Использование графического изображения для обозначения предметов по теме    « Посуда».

Формирование умения использовать графические изображения для обозначения предметов.

-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

23.

Использование графического изображения для обозначения признака предмета.

Формирование умения использовать графические изображения для обозначения признака предметов.

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

- умение выполнять задание от начала до конца;

- вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе   ( вербально, невербально).

24.

Использование графического изображения для обозначения предметов по теме    « Фрукты и овощи».

Формирование умения использовать графические изображения для обозначения предметов.

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

- умение выполнять задание за определенный период времени;

- вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе ( вербально, невербально).

25.

Коммуникативное взаимодействие по теме «Весна».

Формирования умения наблюдать за окружающей действительностью, умение концентрировать внимание на конкретном объекте.

-готовность безопасно и бережно вести себя в окружающей действительности, обществе и природе;

-понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

- умение принимать и сохранять направленность взгляда на говорящего человека

-взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

-обращаться за помощью и принимать помощь.

26.

Коммуникативное взаимодействие по теме «Весна».

Закрепление  умения наблюдать за окружающей действительностью, умение концентрировать внимание на конкретном объекте.

-понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

- умение принимать и сохранять направленность взгляда на говорящего человека

- использовать принятые ритуалы взаимодействия;

-обращаться за помощью и принимать помощь.

27.

Составление простых предложений с использованием графического изображения.

Формирование умения составлять простые предложения и использовать графические изображения.

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

- умение выполнять задание от начала до конца;

- вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе   ( вербально, невербально).

28.

Коммуникативное взаимодействие по теме «Транспорт».

Формирования умения наблюдать за окружающей действительностью, умение концентрировать внимание на конкретном объекте.

-готовность безопасно и бережно вести себя в окружающей действительности, обществе и природе;

-понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

- умение принимать и сохранять направленность взгляда на говорящего человека

- использовать принятые ритуалы взаимодействия;

-взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

-обращаться за помощью и принимать помощь.

29.

Коммуникативное взаимодействие по теме «Транспорт».

Закрепление  умения наблюдать за окружающей действительностью, умение концентрировать внимание на конкретном объекте.

-понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

- умение принимать и сохранять направленность взгляда на говорящего человека

- использовать принятые ритуалы взаимодействия;

-взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

-обращаться за помощью и принимать помощь.

30.

Знакомство с сигнальными обозначениями в транспорте.

Формирование умения «читать» , понимать смысл графических знаков и пользоваться ими.

- готовность безопасно и бережно вести себя в окружающей действительности;

-показывание предметов сигнальных обозначений по изучаемым лексическим темам;

-умение реагировать на обращение взрослого

- слушать и принимать простую информацию на доступном для обучающегося уровне к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

31.

Создание практической игровой ситуации взаимодействия.

Формирование умения использовать графические изображения для выражения своих желаний.

-умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации:

- умение выполнять действия по образцу и подражанию,

-умение выполнять инструкции учителя.

- вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе   ( вербально, невербально).

32.

Коммуникативное взаимодействие по теме «Лето».

Формирования умения наблюдать за окружающей действительностью, умение концентрировать внимание на конкретном объекте.

-готовность безопасно и бережно вести себя в окружающей действительности, обществе и природе;

-понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

- использовать принятые ритуалы взаимодействия;

-взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

-обращаться за помощью и принимать помощь.

33.

Использование графического изображения (фото, картинок, пиктограмм по теме «Времена года»). Обобщение.

Закрепление умения использовать графические изображения для обозначения предметов. Обобщение изученного по теме «Времена года».

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

- умение выполнять задание от начала до конца;

- вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе    ( вербально, невербально).

34.

Повторение, обобщение изученного.

Закрепление  умения наблюдать за окружающей действительностью, умение концентрировать внимание на конкретном объекте. Закрепление умения использовать графические изображения для обозначения предметов. Закрепление умения использовать графические изображения для выражения своих желаний.

Календарно-тематическое планирование коррекционного курса

                        «Альтернативная  и дополнительная коммуникация» 3 класс

№ п/п

Тема урока.

Элементы содержания.

Дата

план

факт

1.

Обследование  устной речи.

Обследование  устной речи  (состояние произношения, словарный запас, грамматический строй).

Коммуникация с использованием вербальных   и невербальных средств.

2.

Слова приветствия и прощания.  

Приветствие собеседника словом. Привлечение к себе внимания словом. Прощание с собеседником словом. Приветствие (прощание) с использованием карточек с напечатанными словами.

3.

Выражение своих желаний словом. Обращение с просьбой. Выражение благодарности.

Выражение своих желаний словом. Обращение с просьбой о помощи, выражая её словом. Выражение благодарности словом. Слова благодарности. Использование карточек с напечатанными словами.

4.

Выражение согласия и несогласия. Выражение различных чувств.

Выражение согласия (несогласия) словом. Выражение различных чувств с использованием карточек с напечатанными словами (выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний).

5.

Ответы на вопросы словом (предложением).

Ответы на вопросы словом (предложением). Ответы на вопросы с использованием карточек с напечатанными словами.

6.

Задавание вопросов предложением.

Задавание вопросов предложением. Задавание вопросов с помощью карточек со словами.

7.

Поддержание диалога на заданную тему.

Диалог. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Выражение различных чувств с использованием карточек с напечатанными словами.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

8.

Понимание  и называние (употребление) обобщающих понятий.

Понимание и называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, птицы, овощи, фрукты). Игра «Четвёртый лишний», «Продолжи ряд картинок». Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов, обобщающих понятий.

9.

Понимание и называние (употребление) обобщающих понятий.

Понимание и называние (употребление) обобщающих понятий (бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт). Игра «Четвёртый лишний», «Продолжи ряд картинок». Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов, обобщающих понятий.

10.

Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета.

Понимание и называние (употребление) глаголов (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения для обозначения действия предмета. Показ пиктограммы с глаголом.

11.

Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета.

Понимание и называние (употребление) прилагательных (цвет, величина, форма и др.). Классификация предметов по разным признакам. Использование графического изображения для обозначения признака предмета. Показ пиктограммы с прилагательным (цвет, величина, форма и др.)

12.

Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние.

Понимание и называние (употребление) наречий (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Наречия, противоположные по смыслу. Игра «Скажи наоборот». Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния. Показ пиктограммы с наречием.

13.

Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов.

Понимание и называние (употребление) числительных (пять, второй и др.). Количественный и порядковый счёт. Соотнесение цифры и слова.  Использование карточки для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.).

14.

Понимание и называние (употребление)  слов, указывающих на предмет и его признак.

Понимание и называние (употребление) местоимений. (я, он, мой, твой и др.). Использование местоимений в речи, составление простых предложений.

15.

Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении. Предлоги.

Понимание и называние (употребление) предлогов, их роль в речи. Упражнение в употреблении предлогов. Составление словосочетаний (по картинкам, вопросам).

16.

Понимание простых предложений.

Понимание простых предложений. Выполнение инструкций (2 - 3 ступени). Соотнесение услышанного предложения с картинкой.

17.

Понимание содержание текста.

Понимание содержание текста. Соотнесение услышанного текста  с картинкой. Работа с сериями картинок. Восстановление последовательности по тексту.

18.

Составление простых предложений с использованием графического изображения.

Составление простых предложений с использованием графического изображения. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. Составление предложений карточками.

19.

Составление рассказа с использованием графического изображения.

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения. Составление рассказа по сюжетной картине с использованием графического изображения. Составление рассказа по картине карточками.

20.

Составление рассказа с использованием графического изображения.

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения. Составление рассказа о событиях карточками. Развитие связной речи.

21.

Составление рассказа о себе с использованием графического изображения.

Составление рассказа о себе с использованием графического изображения. Развитие связной речи.

22.

Пересказ текста по плану.

Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

Чтение и письмо. (Глобальное чтение. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Начальные навыки чтения и письма.)

23.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей.

Узнавание напечатанных имен.  Игра «Угадай-ка».

24.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, птицы, овощи, фрукты). Игра «Соотнеси картинки и слова».

25.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия действий.

Узнавание напечатанных глаголов. Выполнение указанных действий. Игра «Молчанка».

26.

Использование карточек с напечатанными словами, как средство коммуникации.

Общение с помощью напечатанных слов. Создание игровых ситуаций общения.

27.

Использование карточек с напечатанными словами, как средство коммуникации.

Общение с помощью напечатанных слов. Создание игровых ситуаций общения.

28.

Узнавание (различение) образов графем (букв).

Узнавание букв. Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).

29.

Графические действия с использованием элементов графем.

Графические действия с использованием элементов графем. Обводка букв, штриховка, печатание букв, слов.

30.

Узнавание звука в слоге.

Узнавание, выделение звуков в прямом и обратном слоге. Характеристика звуков (гласные, согласные).

31.

Чтение слога (слова).

Упражнение в чтении слогов (слов). Слоговые таблицы.

32.

Написание буквы (слога, слова, предложения).

Упражнения в написании букв, слогов, слов, предложений.  Письмо по образцу, списывание.

33.

Написание буквы (слога, слова, предложения).

Упражнения в написании букв, слогов, слов, предложений.  Письмо под диктовку.

34.

Итоговая диагностика.

Обследование устной речи. Обследование уровня сформированности письменной речи (чтение, списывание, письмо под диктовку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное календарно-тематическое планирование коррекционной работы для детей старшего возраста.

Перспективное календарно-тематическое планирование коррекционной работы для детей старшего возраста. На первое полугодие....

Календарно-тематическое планирование коррекционных логопедических занятий

Планирование фронтальных и ндивидуальных коррекционных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий....

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий.

Подростковый возраст называют периодом "бури и натиска". Разные люди, в силу различных биологических особенностей, переживают этот период по-разному - для кого-то он проходит относительно спокойно, др...

Календарно- тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Календарно- тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 1(дополнительный) класс...