Календарно-тематическое планирование коррекционных логопедических занятий
календарно-тематическое планирование на тему
Планирование фронтальных и ндивидуальных коррекционных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_15-16.docx | 43.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ММО заместитель директора приказом по МБОУ
учителей-логопедов ___________________ «ОО Каплинская школа»
Протокол Черкашина Н.Г. от «_____»_______2015г.
от «____»_______2015г. «_____»___________2015г. № ___________
№ __________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
2015-2016 учебный год
Учитель-логопед
Шипилова Е.Н.
Пояснительная записка к коррекционно-развивающим занятиям
Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторских программ для детей с речевыми нарушениями:
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.
- Ефименкова Л.Н., МисаренкоГ.Г. Организация и методы коррекционной логопеда на школьнои логопункте.– М.: Просвещение, 1991.
- Ефименкова Г.Н., Садовников И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей.– М.: Просвещение, 1972.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург:АРТ ЛТД, 1998.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в группе детей с ОНР: Пособие для логопедов.–М.: Гном-Пресс, 1999.
- Справочник логопеда /Под ред. М.А. Поваляевой. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
Планирование учитывает программные требования по русскому языку и чтению для четырёхлетней начальной школы и особенностей речевого развития детей логопедической группы. Курс направлен на предупреждение неуспеваемости и способствует приобретению учащимися следующих умений и навыков:
- Ориентировка во времени и пространстве
- Постановка и автоматизация в устной речи звуков, произношение которых нарушено.
- Владение навыками звуко-буквенного анализа и синтеза слова.
- Дифференциация звуков, близких по звучанию и артикуляции.
- Владение слоговым анализом и синтезом слов.
- Обозначение мягкости согласных на письме гласными второго ряда и мягким знаком.
- Владение морфемным анализом и синтезом слова.
- Различение приставок и предлогов и правильное их написание.
- Составление связных высказываний, устных и письменных.
- Развитие наблюдательности по отношению к языковым явлениям.
- Различение типов текстов, их плана.
Данное календарно-тематическое планирование рассчитано на обучение с учётом не менее 2 часов в неделю. Годовое количество часов на изучение курса составляет от 55 до 70 часов (инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»)
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
(инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»)
Занятия для коррекционного развития строятся на основе обучения грамоте обучающихся с учётом особенностей развития детей данной группы. Они направлены на преодоление неуспеваемости, способствует развитию фонетико-фонематических процессов, расширению словаря, грамматически правильной связной речи, пропедевтике и коррекции нарушения произношения, чтения, письма. Количество часов может быть изменено в связи с особенностями усвоения обучающимися материала. Основные задачи:
1. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.
2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.
3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
СФОРМИРОВАННЫЕ ГРУППЫ
I группа – фонетико-фонематическое нарушение и общее недоразвитие речи – 1А, 1Б классы (5 человек).
II группа – нарушение чтения и письма – 2А, 2Б классы (4 человека).
III группа – нарушение чтения и письма – 3А, 3Б классы (4 человека).
IV группа – нарушение чтения и письма – 4А, 4Б классы (6 человек).
V группа – нарушение произношения отдельных фонем – 1А, 1Б классы (6 человек).
VI группа – нарушение произношения отдельных фонем – 2А, 2Б классы (3 человека).
ФФН и ОНР: 1 ГРУППА – 5 ЧЕЛОВЕК
(фонетико-фонематическое недоразвитие и
общее недоразвитие речи, 1А и 1Б классы)
…………………– ФНР
…………………..– ОНР
………………. – ФФН
………………….. – ФНР
………………….. – ФФН
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учащиеся этой группы имеют не полностью сформированные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, словесно-логическое мышление, пальцевую и артикуляционную моторику). У них возникают трудности с временной и пространственной ориентировкой.
Устная речь обучающихся с ФФН характеризуется, в основном, нарушениями звуковой стороны речи: дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп (в основном свистящих и сонорных). Преобладают замены и смешения, сходных по акустико-артикуляционным признакам. Недостаточная сформированность фонематических процессов (анализа и синтеза звукового состава слова). Допускают ошибки при выделении звуков из слогов и слов, определения наличия звука в слове, и придумывании слов с определённым звуком. Так же возможно смешение слогов. Это явление характеризуется трудностью в произнесении слоговой структуры (замены слогов, перестановки).
Лексический запас без грубых нарушений. У некоторых детей ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу. Неправильно употребляют предлоги. Имеют трудности в выражении собственной мысли, в полном ответе на вопрос, преобладают предложения из 3-5 слов.
Грамматический строй в пределах нормах. Встречаются аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.
Иногда путают и забывают названия букв. Низкая концентрация внимания и памяти. Слухоречевая память ослаблена.
ПЛАНИРОВАНИЕ (55 часов)
Этапы коррекционной работы | Содержание работы по преодолению отклонения РР | Использование здоровьесберегающих технологий | Дата | Корректировка |
ПОДГОТОВИТЕЛЬ-НЫЙ ЭТАП Восполнение пробелов в формировании временных и простран-ственных представлений, умении сравнивать предметы по величине, цвету, форме, весу. 1. Формирование у детей временных представлений (2ч.) 2.Времена года, явления природы (2ч.) 3. Формирование пространственных представлений (2ч.) 4. Сравнение предметов по цвету, величине, форме, весу (2ч.) 5.Человеческий возраст (2ч.) | 1. Формирование умения определять направления в пространстве, ориентироваться относительно своего тела и других предметов. 2. Формирование умения определять временную последовательность определённых действий и событий. 3. Формирование анализировать и обобщать предметы по их характерным признакам. | Развитие мелкой моторики, правильного речевого дыхания, мышц языка и глаз, межполушарного взаимодействия. | ||
I ЭТАП Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи. 1. Речь. 2. Предложение. (1 четверть,12 ч.) 3. Слово. 4. Звуки и буквы. 5.Звуки гласные и согласные (2ч.) 6. Алфавит. 7. Ударение. Деление слов на слоги. Ударный слог (2ч.) 8. Дифференция гласных а-я. 9. у-ю. 10. э-е. 11. о-ё. 12. ы-и. 13. ю-ё (2ч.) 14. и-е. 15. о-у. (2 четверть, 16 ч.) 16. Согласные звуки твёрдые и мягкие. 17. Мягкий знак в середине и на конце слов (2ч.). 18. Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда. 19. Фонематический анализ прямых и обратных слогов. 20.Звуковой анализ закрытых односложных слов. 21. Звуковой анализ односложных слов со стечением. 22. Анализ слов различной слоговой структуры с открытыми слогами . 23. Анализ слов различной слоговой структуры с обратными слогами. (9 ч.) 24. Согласные звонкие и глухие. 26.Анализ слов различной слоговой структуры со стечением. 28.Звуки п-б, пь-бь 29. в-ф, вь-фь 30. т-д, ть-дь 31. г-к-х, гь-кь-хь 32. с-ш (3 четверть, 16 ч.) 33. с-з, сь-зь. 34. з-ж 35. ж-ш 36. л-р 37. ль-рь 38. л-в 39. ль-й 40. ч-ть 41. ч-щ 42. щ-сь 43. ц-ч 43. ц-т 44. ц-с (4 четверть, 11 ч.) | 1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова. 2. Коррекция дефектов произношения. | Профилактика нарушений зрения, осанки, развитие мелкой моторики, правильного речевого дыхания, мышц языка Профилактика нарушений зрения, осанки, развитие мелкой моторики, правильного речевого дыхания, мышц язык |
НЧП: 2 ГРУППА – 4 ЧЕЛОВЕКА
(нарушение чтения и письма, 2А и 2Б)
…………. – НЧП/ФНР
………………..– НЧП/ФНР
…………………… – НЧП/ФНР
…………………. – НЧП/ОНР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа занятий коррекционного развития построена на основе овладения грамотой обучающихся с учётом особенностей развития детей данной группы. Она направлена на преодоление неуспеваемости, способствует развитию фонетико-фонематических процессов, расширению словаря, грамматически правильной связной речи, пропедевтике и коррекции нарушения произношения, чтения, письма.
Количество часов может быть изменено в связи с особенностями усвоения обучающимися материала.
Дети с нарушением чтения и письма характеризуются замедленным восприятием и осмыслением. Низкой работоспособностью, неустойчивым вниманием из-за повышенной утомляемости. На письме – нарушение оптико-пространственного образа буквы, смешение и пропуски букв, слогов, искажение структуры слова, количественного и качественного состава предложения.
Ученики затрудняются в опознании и написании букв, затрудняются списывать их, сливать буквы в слоги и слоги в слова, воспроизводить это на письме.
У них сформирован неправильный способ чтения, между словами – длительные паузы. Понимание прочитанного в целом затруднено.
Словарный запас ограничен. Связная речь развита слабо.
ПЛАНИРОВАНИЕ (56 часов)
Этапы коррекционной работы | Содержание работы по преодолению отклонения речевого развития | Использование здоровьесберегающих технологий | Дата | Корректи-ровка |
I ЭТАП Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи. 1. Речь. 2. Предложение. 3. Слово. 4. Звуки и буквы. 5. Звуки гласные и согласные. 6. Алфавит. 7. Ударение. 8. Деление слов на слоги. Ударный слог. 9. Дифференциация гласных а-я. 10. у-ю. 11. о-ё 12. э-е. (1 четверть,12ч.) 13 ы-и. 14. ю-ё. 15. и-е. 16. о-у. 17. Согласные звуки твёрдые и мягкие. 18. Обозначение согласных гласными второго ряда. 19. Мягкий знак в середине и на конце слов. 20.Фонематический анализ прямых и обратных слогов 21.Звуковой анализ закрытых односложных слов (2ч.) 22. Звуковой анализ односложных слов со стечением (2ч.) 23. Анализ слов различной слоговой структуры с открытыми слогами (2ч.) 24. Анализ слов различной слоговой структуры с обратными слогами. (2ч.) (2 четверть, 16 ч.) 25. Анализ слов различной слоговой структуры со стечением. (2ч.) 26. Согласные звонкие и глухие. 27. Звуки и буквы п-б, пь-бь (2ч.) 28. т-д,ть-дь (2ч.) 29 . в-ф,вь-фь (2ч.) 30. г-к-х, гь-кь-хь (2ч.) 31. с-з, сь-зь 32. ш-ж 33. з-ж (2ч.) 34. с-ш (2ч.) (3 четверть,17 ч.) 35. л-р, ль-рь 36. ль-й, рь-й 37. щ-ш 38. б-д (2ч.) 39. т-п (2ч.) 40. м-л (2ч.) 41. и-у 42. а-о (4 четверть, 11 ч.) | 1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова. 2. Коррекция дефектов произношения. | Развитие мелкой моторики, правильного речевого дыхания, мышц языка и глаз, межполушарного взаимодействия Профилактика нарушения зрения, осанки, развитие мелкой моторики, правильного речевого дыхания, мышц языка |
НЧП: 4 ГРУППА – 6 ЧЕЛОВЕК
(нарушение чтения и письма, 4А)
………………. – НЧП/ФНР
…………………– НЧП/ФНР
………………. – НЧП/ФФ
………………….. – НЧП/ФФН
…………… – НЧП/ФНР
………………. – НЧП/ФНР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эта группа обучающихся характеризуется недостаточной сформированностью фонематических процессов (недописывание букв, слогов, их наращивание, нарушение смягчения, слитного написания и деления слов, их искажением).
Границы предложений выделяются неверно, сливаются предлоги со словами и раздельно пишутся приставки.
Очень беден словарный запас. Затруднения в выполнении самостоятельных заданий по составлению распространённых предложений и, особенно, рассказов описательного или познавательного характера.
Связная речь развита слабо.
ПЛАНИРОВАНИЕ (56 часов)
Этапы коррекционной работы | Содержание работы по преодолению отклонения РР | Использование здоровьесберегающих технологий | Дата | Корректировка |
II ЭТАП Восполнение пробелов в формировании лексико-грамматическ. средств языка. 1. Слова-предметы 2. Слова-действия 3. Слова-признаки 4. Родственные слова 5. Корень слова 6. Безудар. гласные (2ч.) 7. Суффикс слова (3ч.) (умен-лас, увел., знач-е пренебреж, профессия-образующий) 8. Приставка (2ч.) (1 четверть, 12ч.) 9. Предлоги (3ч.) 10. Связи слов в предложении (3ч.) (согласование, управление, примыкание) 11. Дифференциация приставок и предлогов (3ч.) 12. Окончание (2ч.) 13. Состав слова (3ч.) 14. Сложные слова(2ч.) (2 четверть, 16ч.) 15. Многозначные слова(2ч.) 16. Синонимы(2ч.) 17.Антонимы(2ч.) | 1. Уточнение значений, имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт овладения различными способами словообразования; 2. Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми слово-сочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. 3.Совершенствование умения строить и перестраивать предложения адекватно замыслу. | Развитие психических функций, совершенствование общей и тонкой моторики, профилактика нарушений зрения, осанки | ||
III ЭТАП Восполнение пробелов в формировании связной речи. 1. Слово, словосочетание (2ч.) 2. Словосочетание, предложение(2ч.) 3. Распространение предложений(3ч.) 4. Подстановка пропущенных подлежащих(2ч.) 5. Подстановка пропущенных сказуемых(2ч.) 6. Составление предложений по отдельным словам (3 четверть, 17 ч.) 7. Составление предложений по данным выражениям. 8. Составление предло-жений по вопросам (2ч.) 9. Составление предложений по картинкам (2ч.) 10. Редактирование предложений(2ч.) 11. Исправление деформированных предложений(2ч.) 12. Определение основной мысли предложения 13. Деление текста на предложения (4 четверть, 11 ч.) | Развитие навыков построения связного высказывания: а) установление логической последовательности, связности; б) отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, оценка и т.п.) | Профилактика утомляемости, развитие способностей и психических функций. Развитие психических функций, совершенствование общей и тонкой моторики, профилактика нарушений зрения, осанки |
НПОФ: 5 ГРУППА – 6 ЧЕЛОВЕК
(нарушение произношения отдельных фонем, 1А и 1Б)
…………………
…………………….
…………………..
……………………..
………………………
………………………….
НПОФ: 6 ГРУППА – 4 ЧЕЛОВЕКА
(нарушение произношения отдельных фонем, 2А и 2Б)
…………………
……………………
…………………….
………………………..
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
У детей с фонетическим нарушением при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата проявляется неправильное звуковое оформление речи: искажённое произнесение отдельных звуков или их групп без других сопутствующих проявлений.
Дефект обусловлен тем, что у них не полностью сформировались артикуляционные позиции, вследствие чего появляются ненормированные звуки.
Для детей характерно нарушение произношения сонорных звуков (в частности л/р).
Фонематический слух и восприятие сохранены. Лексический и морфологический строй не нарушены. Хорошо развита связная речь.
ПЛАНИРОВАНИЕ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Знакомство с органами артикуляции.
2. Выделение звуков в словарном ряду
3. Вызывание звука по подражанию
4. Создание артикуляционной базы
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
1. Постановка звука в слоге
2. Постановка изолированного звука
3. Автоматизация поставленного звука в слогах
4. Автоматизация поставленного звука в словах
5. Автоматизация поставленного звука в словосочетаниях
6. Автоматизация в предложениях
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ПОНЯТИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1. Автоматизация поставленного звука в тексте
2. Автоматизация в речи:
а) диалогическая речь
б) монологическая речь
3. Чтение с поставленным звуком
4. Чтение и пересказ с поставленным звуком
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-логопедическое занятие: "Предложение. Восстановление предложений. Работа с текстом"
Материал поможет логопеду при проведении занятия по коррекции дисграфии....
Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом
Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий.
Подростковый возраст называют периодом "бури и натиска". Разные люди, в силу различных биологических особенностей, переживают этот период по-разному - для кого-то он проходит относительно спокойно, др...
Конспект индивидуального коррекционно-логопедического занятия с учащейся 4 класса коррекционной школы 8 вида. ТЕМА: «Знакомство с аппаратно-программным комплексом «Нейрокурс» с БОС»
Конспект занятия по теме "Знакомство с аппаратно-программным комплексом "Нейрокурс" с БОС разработан для учащегося 4 класса специальной коррекционной школы 8 вида.Данное занятие проведено мной н...
Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 - ого класса с умеренной степенью умственной отсталости
Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 - ого класса с умеренной степенью умственной отсталости включает в себя несколько разделов и имеет подробное о...
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с учащимися 1-4 классов
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию...
Календарно-тематический планирование коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ (4-7 лет)
Календарно-тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ (4-7 лет). КТП составлено по разным категориям детей ОВЗ....