Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий.
календарно-тематическое планирование по психологии (7 класс) на тему
Подростковый возраст называют периодом "бури и натиска". Разные люди, в силу различных биологических особенностей, переживают этот период по-разному - для кого-то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что "почва уходит из-под ног". Это возраст и бурной физической перестройки организма, и изменение самовосприятия, и появление чувства взрослости. Поэтому очень важно в это время поддержать ребенка, помочь решить те или иные проблемы.
Интенсивно растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому, либо возникают впервые. Их распознание и адекватная оценка вызывают затруднения у детей, что, безусловно, требует проведения коррекционно-развивающей работы. К тому же внутренние противоречия, возникающие в подростковом периоде, проявляются в неустойчивости, изменчивости эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональные переживания в этот период характеризуются напряженностью, беспокойством. Большинство авторов отмечают, что типичными чертами подростков является также раздражительность, возбудимость. Соответственно, для снижения эмоциональной нестабильности подростков важно проводить с ними соответствующую работу. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции. Задача психолога — научить подростка правильно относиться к своим переживаниям, избегать «застревания аффекта».
Преимущество «уроков психологии» в том, что, во-первых - они позволяют проводить психопрофилактическую работу не только с детьми «группы психолого–педагогического риска», но и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания учителей или школьного психолога. Благодаря этому появляется возможность предложить детям «информацию к размышлению» по тем темам, которые могут быть для них актуальными.
Предлагаемый курс рассчитан на подростков, обучающихся в 7 классе. Соответственно, программа строится с учетом возрастных интересов подростков. Ребятам предлагаются такие темы, которые могут быть важны для них в силу возрастных особенностей развития, контроль собственной раздражительности, застенчивости и неуверенности в себе, пути разрешения конфликтов и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanyatiy_7a_klass.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРИНЯТО» Решением ШМО социально-психологического цикла МБСУВУ от «СОШ от № 14 «Подросток» протокол №___________ от «______» _______________ 2015 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБСУВУ от «СОШ от № 14 «Подросток» г. Чусового Пермского края ___________ В.М. Максимова от «____» _________ 2015 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
групповых коррекционно-развивающих занятий по психологии
«Мир эмоций»
Классы: 7а
Педагог-психолог: Фефилова Марина Викторовна
Нагрузка: 1 час в 2 недели.
Программа: Микляева А. В. «Я — подросток. Мир эмоций». Программа уроков психологии (7 класс). — СПб.: Издательство «Речь», 2003.
г. Чусовой
2015 – 2016 уч. год
Введение
Подростковый возраст называют периодом "бури и натиска". Разные люди, в силу различных биологических особенностей, переживают этот период по-разному - для кого-то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что "почва уходит из-под ног". Это возраст и бурной физической перестройки организма, и изменение самовосприятия, и появление чувства взрослости. Поэтому очень важно в это время поддержать ребенка, помочь решить те или иные проблемы.
Интенсивно растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому, либо возникают впервые. Их распознание и адекватная оценка вызывают затруднения у детей, что, безусловно, требует проведения коррекционно-развивающей работы. К тому же внутренние противоречия, возникающие в подростковом периоде, проявляются в неустойчивости, изменчивости эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональные переживания в этот период характеризуются напряженностью, беспокойством. Большинство авторов отмечают, что типичными чертами подростков является также раздражительность, возбудимость. Соответственно, для снижения эмоциональной нестабильности подростков важно проводить с ними соответствующую работу. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции. Задача психолога — научить подростка правильно относиться к своим переживаниям, избегать «застревания аффекта».
Преимущество «уроков психологии» в том, что, во-первых - они позволяют проводить психопрофилактическую работу не только с детьми «группы психолого–педагогического риска», но и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания учителей или школьного психолога. Благодаря этому появляется возможность предложить детям «информацию к размышлению» по тем темам, которые могут быть для них актуальными.
Предлагаемый курс рассчитан на подростков, обучающихся в 7 классе. Соответственно, программа строится с учетом возрастных интересов подростков. Ребятам предлагаются такие темы, которые могут быть важны для них в силу возрастных особенностей развития, контроль собственной раздражительности, застенчивости и неуверенности в себе, пути разрешения конфликтов и т.д.
Цель курса:
Помочь подросткам осознать свои особенности, познакомить с миром эмоций и научить контролировать раздражительность, застенчивость, неуверенность в себе и т.д.
Задачи курса:
1. Создание условий для успешной социальной адаптации учащихся и их всестороннего личностного развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей личности.
2. Развивать культуру общения с собеседниками, желание высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других людей.
3. Способствовать развитию желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.
4. Оказать подросткам психолого-педагогическую поддержку.
5. Познакомить подростков с миром эмоций;
6. Расширить знание учащихся о себе, своих способностях.
7. Направить процесс самоосознания и саморазвития.
8. Научить контролировать собственные эмоции.
9. Организовать рефлексивную деятельность ребенка.
10. Ознакомить с практическими приемами и методами своего совершенствования.
11. Пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств подростков.
12. Развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений.
13. Снижение эмоциональной нестабильности.
Методические приемы:
- устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;
- «универсализация» подростковых трудностей через использование проективных форм «Один мальчик...», «Большинство подростков...»;
- обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;
- тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям;
- контроль «уровня достижений» в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в «поле опыта» учащихся (уровень личностной ассимиляции знаний).
Такая работа не предусматривает теоретической подготовки подростков, а ориентирована на обращение к тем проблемам, причем только в недирективной форме, которые могут быть важными для них в силу их возрастных особенностей.
Хотя занятия и содержат игровые элементы, по сути своей они являются уроками, что «опознается» самими учениками по следующим моментам:
- Индивидуальная работа в тетради на уроке. После уроков тетради сдаются. С одной стороны, ребята не забывают тетради дома, как это частенько случается. С другой стороны, вероятность нарушения конфиденциальности записей в тетради снижается, поскольку тетрадь «надежно охраняется» учителем. Это обеспечивает ребятам определенную степень психологической безопасности.
- Работа за партами, а не в кругу.
- Проверки работ в тетради и выставление оценок по итогам работы.
В структуре каждого урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми и подростками:
- Ритуал приветствия. Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.
- Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение (в том числе — иногда — домашних заданий), благодаря которому ребята получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.
- Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое главное в их использовании — это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения. Иначе оно превратится в простую забаву.
- Подведение итогов занятия. Оно предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке, подчеркивание вклада всех участников урока в общий результат. Одна из целей подведения итогов — создание мотивации на работу по следующей теме. Часть этого этапа проходит в форме открытого обсуждения, часть — в форме письменной работы в тетради. Время на выполнение письменной работы оговаривается до начала ее выполнения. Это помогает им лучше сформулировать (а значит, осознать!) опыт, полученный на уроке.
- Ритуал завершения занятия.
Тематическое планирование.
№п./п. | Тема | Цели занятия | Часы |
1 | Что значит – «я подросток». |
| 1 |
Как узнать эмоцию? |
| ||
2 | Я – наблюдатель. |
| 1 |
Мои эмоции. |
| ||
3 | Эмоциональный словарь. | 1.Создание условий для обращения участников к особенностям собственного эмоционального мира. | 1 |
Чувства «полезные» и «вредные». |
| ||
4 | Казка «Страна Чувств». |
| 1 |
Нужно ли управлять своими эмоциями? |
| ||
5 | Что такое «запретные чувства»? |
| 1 |
Какие чувства мы скрываем? |
| ||
6 | Маска. |
| 1 |
Я в «бумажном зеркале». |
| ||
7 | Бумажное отражение. |
| 1 |
Что такое страх? |
| ||
8 | Страхи и страшилки. |
| 1 |
Страшная-страшная сказка |
| ||
9 | Побеждаем все тревоги. |
| 1 |
А что они обо мне подумают |
| ||
10 | Страх оценки. |
| 1 |
Злость и агрессия |
| ||
11 | Как справиться со злостью? |
| 1 |
Лист гнева |
| ||
12 | Обида |
| 1 |
Как простить обиду |
| ||
13 | Ах, в чем я виноват |
| 1 |
Что такое эмпатия? |
| ||
14 | Зачем мне нужна эмпатия? |
| 1 |
Развиваем эмпатию. |
| ||
15 | Еще раз про эмпатию. |
| 1 |
Эмпатия в действии. |
| ||
16 | Способы выражения чувств. |
| 1 |
Тренировка «Я – высказываний». |
| ||
17 | Комплименты. |
| 1 |
Подведение итогов. |
| ||
ИТОГО | 17 |
Список литературы.
- Дереклеева Н.И Модульный курс учебной и коммутативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М. : ВАКО, 2006
- Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб.: Издательство «Речь», 2011
- Психология. Разработка занятий. 7 класс. Сост. Мухаметова Р.М. – Волгоград : ИТД «Корифей», 2006
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: практическое пособие: в 4т М.:2010
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе. – М.: Генезис, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку в 6 классе
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятийпо русскому языку в 6 классе...
Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 - ого класса с умеренной степенью умственной отсталости
Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 - ого класса с умеренной степенью умственной отсталости включает в себя несколько разделов и имеет подробное о...
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с учащимися 1-4 классов
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию...
Перспективный календарно-тематический план комплексной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в средней группе комбинированной направленности ДОУ.
Перспективный календарно - тематический план комплексной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в средней группе комбинированной направленности ДОУ....
Календарно – тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет
Календарно-тематическое планирование для детей с ТНР старшей группы. Разработано в соотвествии с тематическим планированием в старшей группе. Содержит: темы занятий, перечень дидактических игры и зада...
Календарно-тематический планирование коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ (4-7 лет)
Календарно-тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ (4-7 лет). КТП составлено по разным категориям детей ОВЗ....
Перспективный календарно-тематический план комплексной коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе комбинированной направленности на 2024/2025 учебный год.
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе комбинированной направленности....