Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи в 1 классе, вариант 2.2.
план-конспект

Кузнецова Елена Валерьевна
Логопедическое индивидуальное занятие по теме: «Звук Ш. Домашние и дикие животные» разработано для обучающегося 1 класса, кохлеарно имплантированного билатерально, имеющего вторичное нарушение речи 2-3 уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»

Технологическая карта индивидуального логопедического  занятия

по коррекции звукопроизношения  и  развитию речи  в 1А классе, вариант 2.2

 

 

               Кузнецовой Елены Валерьевны

                                                                   учителя-логопеда

высшей квалификационной категории

2017 - 2018 учебный год

Тема: «Звук Ш.Домашние и дикие животные»

Дата проведения:

25  Октября

2017 года

Задачи:

  1. Развитие длительного, экономичного речевого выдоха.
  2. Автоматизация [ш] на материале слогов, слов, предложений.
  3. Развитие слухового восприятия на материале речевого материала «Осень»
  4. Восприятие и различение на слух голоса диких животных леса.
  5. Воспроизведение речевого материала (слогов, слов, словосочетаний, коротких фраз) в темпе, приближающем к нормальному.
  6. Развитие памяти, внимания, мышления на материале занятия.

Планируемые результаты

Предметные

  • понимать и использовать в речи слова-предметы, слова-действия, слова-признаки по данной теме.
  •    понимать и составлять (самостоятельно и по образцу) фразы и предложения (в т. ч. сложные) с заданными словами;
  • обобщать предметы в логические группы и  исключать из них лишние предметы по различным признакам;
  • подбирать прилагательные и глаголы к заданным словам;
  • образовывать  притяжательные прилагательные по речевому образцу.
  • упражняться в правильном употреблении форм дательного и предложного падежа имен существительных;

Метапредметные

  • определять цель и задачу деятельности на занятии, планировать её реализацию, осуществлять, контролировать и оценивать свои  действия и их результаты;
  • понимать и выполнять задания педагога.

 

Личностные

  • проявлять интерес к устной речи;
  • использовать слуховые возможности: воспринимать речь окружающих на слух, в т.ч. шепотную;
  • контролировать собственную речь;
  • выражать свои эмоции на занятии;
  • выполнять движения крупной и мелкой моторики, требующие навыков координации;
  • уметь объяснять свои действия;

Межпредметные связи: Окружающий мир. Письмо.Чтение.

Ресурсы занятия: презентация «Звук Ш. Домашние и дикие животные», фонограмма «Голоса животных: медведя, лисы, волка», табличка-буква Монтессори (буква Ш), картинки животных и детенышей, жилища зверей, разрезные картинки (из 6 частей в форме листьев)

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

I.Организация начала занятия

  • (учитель называет сначала имена одноклассников, затем имя ученика) Саша, поздоровайся!
  • Как можно поздороваться по- другому?
  • Поздоровайся с гостями!
  • Проходи, садись.
  •      Ученик слушает учителя и говорит, что это не он.
  • Я не Саша, я Ваня.
  • Привет. Добрый день.

II. Формирование звукопроизношения

Артикуляционные упражнения

  • Как ты думаешь, что мы будем делать?
  • Будем делать зарядку для язычка.

Учитель демонстрирует символы для проведения артикуляционных упражнений на слайде.

 Уточнение артикуляции звука [ш]

  • Какой звук будем говорить? Рассмотри профиль и расскажи о звуке Ш.
  • Вспомним, как мы произносим звук [ш].

- На что похожи губы, когда мы произносим звук (Ш)?

-В каком положении зубы? На что похожи зубы?

-На что похож язычок? Покажи рукой.  Что напоминает?

- Он широкий или узкий?

-Где находится кончик языка? Он поднят или опущен? 

- А боковые края?

- Какой ветерок выходит изо рта теплый или холодный?

-Давай проверим, поднеси   ладонь ко рту  (проверяем поднесением руки ко рту).

-Что мешает ветерку свободно вылететь изо рта?

- Голос есть?

Закрепление графического образа буквы, профилактика дисграфии.

-В каком домике будет жить звук Ш?

-Звук Ш обозначаем буквой « Ш» . Как напишем букву? Закрой глаза и проведи пальчиком по шершавой букве (табличка- буква Монтессори). Открой глазки, обведи еще раз, напиши в воздухе, на ладошке. Запомнил?

 -Как будешь писать букву Ш?

Автоматизация звука [ш]. Развитие просодики  (ритм, ударение);

Звукоподражание «Мышь шуршит», «Змея шипит»

  • Игра «Помоги лисе» Уж не пускает её в домик и говорит слоги: (появляются на слайде) Прочитай слоги громко и тихо.
  • Игра «Доскажи словечко»  прочитай слова, добавляя пропущенные слоги ША или ШИ?
  •  Игра «Телеграф»   Повтори за мной и отстучи слоги и слова ритмично: ша-ша-ша-шар, лапша…
  • Игра «Песенки»

 - Ритмичная песенка. Давай проведем разминку: будем петь песенку ШТА по-разному как по «клавишам» длинные и короткие звуки пропоем  (по длинным клавишам ползем, по коротким прыгаем):  ШШШТАААА- ШШШТААА- ШТА-ШТА-ШТА;

Перекладываем клавиши и поем по другому: ШТА-ШТА-ШТА- ШШШТАААА-ШШШШТАААА;

- Песенка с ударением: А теперь будем петь песенку ШВА вот как: на длинные клавиши будем долго нажимать, а по коротким  ударять (воображаемым молоточком): --------  --  --  ----------  --  

Уточнение и закрепление правила орфоэпии.

  • Прочитай правильно слова, какое правило орфоэпии надо запомнить?  Читай : ёж, уж, нож.

Развитие диафрагмального, речевого дыхания

  • Игра «Ветерок, сдуй листья все»  Какое время года? Осенью с деревьев облетают листья? подуй сильно со звуком Ш так, чтобы листья упали с дерева. Дыши правильно- вдох носом, выдох ртом плавный, длительный» (анимация падающих листьев с дерева)
  • Посмотри, сколько листьев нападало, а листья непростые, на них написаны слоги, прочитай их:
  • Соедини слоги в слова, прочитай их, говори хорошо звук Ш:
  • Кого ты назвал? Ты знаком с ними? Видел  мультфильм?
  • Что мы делали сейчас?

  • Будем делать зарядку для язычка.

(выполняет упражнения по символам)

  • Будем говорить звук ш.
  • НА «БУБЛИК». Губы округлены и немного вытянуты вперед.
  • НА «ЗАБОРЧИК со щелью».  
  • «ЧАШЕЧКУ».
  • ЗА ВЕРХНИМИ ЗУБАМИ. Но не касается их.
  •   ПРИЖАТЫ К ЗУБАМ.
  • ТЕПЛЫЙ.

  • Зубы, язык.
  • Голоса нет, это глухой звук.

  • В «синем домике», он твердый согласный звук.
  • Будем писать букву сверху вниз и слева направо. (обводит букву, рисует в воздухе, на ладошке.)

  • Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

  • Ученик читает слоги, которые появляются на экране.
  • Читает слова МИША, УШИ…

  • Ученик   повторяет  слоги, нажимая на «клавиши».

ШВА-ШВА-ШВА

ШВА-ШВА-ШВА

ШВА-ШВА-ШВА

шла-шла-ШЛА,

шла-ШЛА-шла,

ШЛА–шла-шла.

  • ёж, уж, нож.

Звонкие согласные на конце слова говорим как глухие.

  • Осень, да, листопад.

Плавный выдох со звуком Ш.

  • Раш   ло   ба   сяш    ша   ню

  • Нюша, бараш, лосяш.
  • Это герои « смешарики»
  • Говорили хорошо звук Ш.

III. Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

  • Листья все  переверни и собери картинку (из 6 частей) , так  ты  узнаешь кто пришел к тебе в гости? Узнал? Это Бараш. Прочитай, что он тебе говорит..
  • У тебя есть друзья? Дружить – это хорошо или плохо? Хорошо, он приглашает тебя погулять.

  • Игра «Узнай по силуэту».  Посмотри, какие необычные стали облака, на что-то они похожи?

Как можно назвать их одним словом?

Почему их называют «домашними»?

  • Мы пришли куда? А лес какой осенью?
  • Послушай, кого можно встретить в лесу? (голос медведя, волка, лисы) Назови,  кто кричит?
  •  Кого еще можно встретить в лесу? Говори полным ответом (появляются животные на слайде, ребенок называет)
  • Как можно назвать их одним словом? Почему их называют «дикими  животными»?
  • Игра «Найди маму для детеныша?» (работа у доски с картинками на магнитах).  Посмотри все детеныши убежали от своих мам и перепутались, помоги им найти свою маму.  Кто этот детеныш, правильно назови?  К кому спешит он?

  • Дикие животные сами делают себе жилище, посмотри  что это? Кто там живет?  чьё жилище ? Говори полным ответом правильно. (выбрать картинку, прикрепить на доске, ответить предложением  по образцу)?

  • Молодец, все детеныши нашли своих мам и заняли свои домики-жилище.  

  • Игра «Кто лишний?» Посмотри внимательно и назови, кто на картинке лишний? Почему? (из 5 животных:   4домашних и 1 дикий, 4 диких жив. и 1 домашний )

  • Где мы были на прогулке? В лесу? С какими новыми  друзьями -дикими животными подружился  Бараш с твоей помощью? Игра «Узнай животное» (наложенное  контурное изображение диких животных)
  • Какое время года наступит после осени? Кого не увидишь зимой в лесу?
  • Медведь и еж впадают в спячку. Скажи, как ты понимаешь  - «впадать в спячку?» Да, они крепко засыпают и спят до весны не просыпаясь.
  • Бараш хотел уже с нами попрощаться, но кто-то стер половинки букв его имени. Допиши буквы , чтобы мы могли прочитать их.
  • Бараш  прощается с нами и  благодарит тебя, он вручает тебе медаль «Молодец!» и дарит раскраску с его изображением. (приложение1)

  • «Привет, помоги мне найти новых друзей.»
  • Да, у меня есть друзья, дружить хорошо, пойдем гулять.
  • Облака похожи на лошадь, кошку, барашка..
  • Домашние животные. Они живут рядом с человеком, человек заботится о них, они приносят ему пользу.
  • Мы пришли в лес. Лес осенний.
  • Это рычит медведь. Это воет волк. Это кричит лиса.
  • Можно встретить в лесу белку, ежа, зайца, волка, медведя, лису.
  • Это дикие животные, они живут в лесу.
  • Это бельчонок, он спешит к своей маме бельчихе. Это медвежонок, он бежит к маме-медведице, это лисенок и он ищет маму-лисицу и т.д.
  • Это нора. В норе живет лиса, это лисья нора.  Это дупло. В дупле живет белка, это беличье дупло.. и  т.д.

  • Мы говорили звук Ш.
  • Лишнее животное – лиса, потому, что она дикое животное. Лишняя – кошка, потому, что она домашнее животное.
  • Бараш подружился с медведем, зайцем, лисой….. т.д.

  • Наступит зима. Нельзя  увидеть зимой медведя и ежа. Они спят зимой.

  • БАРАШ

IV. Подведение итогов

  • Что делали на занятии?
  • Тебе понравилось заниматься?
  • Что было трудно?
  • Как ты сегодня занимался?
  • Мы говорили звук Ш, слушали, играли, читали, писали.
  • Мне понравилось ….
  • Трудно было…..
  • Я занимался…….

Приложение 1

Задание на дом, раскрась картинку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС и адаптированной общеобразовательной программой варианта 2.2.

Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС и адаптированной общеобразовательной программой варианта 2.2.Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и форм...

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи в 1А классе, вариант 2.2

Разработанная технологическая карта индивидуального логопедического занятия, проведенного  с ребенком с нарушенным слухом, протезированным кохлеарными имплантами бинаурально, с вторичным системны...

Технологическая карта индивидуального занятия по формированию слуха и произносительной стороны устной речи в 2 классе, вариант 2.2.

Технологическая карта индивидуального занятия по формированию слуха и произносительной стороны устной речи в 2 классе, вариант 2.2. по Теме: "Звуки З, Щ-С. «Наступление зимы» (текст)"....

Технологическая карта индивидуального занятия по РРС и ФПСР для учащихся 5кл. (вариант 2.2)

Технологическая карта индивидуального занятия по РРС и ФПСР для учащихся 5кл. (вариант 2.2)...

Технологическая карта урока Искусство (Музыка) в 7 специальном классе для обучающихся с ОВЗ ЗПР (вариант 7.2)

В технологической карте урока Искусство (Музыка) в 7 специальном классе для обучающихся с ОВЗ ЗПР (вариант 7.2) представлен материал  по теме "Классика и современность" (1 урок, I четве...

Технологическая карта индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 1 «А» классе

Технологическая карта индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 1 «А» классеТема "Семья"....

Технологическая карта индивидуального занятия с обучающимся 2 класса с интеллектуальными нарушениями (2 вариант) Предмет: Предметно – практическая деятельность Тема: «Игрушки»

Технологическая карта индивидуального занятия Тема: «Игрушки»Класс 2 Предмет: Предметно – практическая деятельность Форма проведения занятия: индивидуальная.Тип з...